Коррекционно-развивающие упражнения на начальном этапе обучения игре на фортепиано (для детей с задержкой психического развития)
методическая разработка по музыке на тему

 

Индивидуальные занятия в классе фортепиано могут стать одним из способов коррекции различных отклонений, в частности моторно-двигательных, психических, поведенческих. Вся работа, как форма дополнительного образования и воспитания, в таких случаях направлена на выявление имеющихся музыкальных, общехудожественных способностей, умений и их дальнейшее развитие.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающие упражнения

на начальном этапе обучения игре на фортепиано

(для детей с задержкой психического развития)

Описание опыта

Мурышкина Светлана Ивановна,

педагог дополнительного образования, руководитель музыкальной студии «Камертон» ГБС(К)ОУ школы-интерната №136 г.о. Самара

В специальной (коррекционной) школе-интернате №136 г.о.Самара уже несколько лет существует музыкальная студия «Камертон», где дети в возрасте от 7 до 10 лет занимаются вокально-хоровым исполнительством. Некоторые из них имеют возможность индивидуально обучаться игре на фортепиано (синтезаторе).

В образовательном процессе используется авторская корррекционно-развивающая программа по специальности «Фортепиано» для детей с задержкой психического развития (начальный период обучения), которая разработана на основе собственного педагогического опыта работы в детской музыкальной школе и специальной (коррекционной) школе-интернате №136 с учетом целей образования и воспитания данного учреждения. При сохранении базовых стандартных требований к музыкальному образованию и воспитанию в данной программе особое значение отводится  коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в здоровье и в психическом развитии.

Современный гуманистический подход к образованию, приоритет человеческих ценностей, жизнь и здоровье человека, свободное развитие личности диктуют более внимательное, ответственное отношение педагогов к каждому ребенку, уважение и признание его индивидуального внутреннего мира. Каждый ребенок имеет право на достойное, квалифицированное педагогическое сопровождение для наиболее полного раскрытия своего потенциала.

В последние годы заметно вырос интерес специалистов к механизму воздействия музыки на ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе музыкотерапии как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами здоровья, его культурного развития. Поддерживающее, терапевтическое музыкальное воздействие имеет большое значение для смягчения, компенсации или устранения дефицитов и нарушений в развитии детей.

Такая музыкальная деятельность может принимать разные формы творческой активности: пение и игра на инструментах, танец и связанное с музыкой движение, ритмизация речи, инсценировки, театральная самодеятельность, рисование, художественное творчество, стихосложение, рифмование, сочинение ритмов и мелодий.

Сегодня как никогда становится актуальным вопрос  организации внеучебной деятельности в  начальной  школе. Основным преимуществом внеурочной деятельности  является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие.

Индивидуальные занятия в классе фортепиано могут стать одним из способов коррекции различных отклонений, в частности моторно-двигательных, психических, поведенческих. Вся работа, как форма дополнительного образования и воспитания, в таких случаях направлена на выявление имеющихся музыкальных, общехудожественных способностей, умений и их дальнейшее развитие.

Занятия на фортепиано для детей с различными нарушениями моторики рук оказывают весьма эффективное воздействие не только на коррекцию психомоторных реакций, но и на развитие всех сенсорных систем, памяти и психоэмоциональной сферы ребёнка. Следует отметить положительные сдвиги в формировании тонкокоординированных движений пальцев рук, что отражается на улучшении почерка, развитии навыков самообслуживания, более уверенной работе за компьютером, способствует также разработке артикуляционного аппарата и развитию речи в целом: она становится более эмоциональной и выразительной. Работа на клавиатуре и с нотным текстом способствует развитию абстрактного мышления, улучшению пространственной координации, увеличению объёма произвольной памяти, что, в свою очередь, влияет на качество учёбы по общеобразовательной программе.

Занятия музыкой во внеурочное время (пение, игра на музыкальных инструментах, слушание музыки, ритмика) – это ещё и возможность показать себя на сцене в качестве пианиста, певца хора или солиста-вокалиста. Регулярные выступления помогают детям избавиться от комплексов, повышают их самооценку, делают более коммуникабельными, открытыми в общении.

Много лет я преподавала фортепиано в музыкальной школе, поэтому при работе с детьми в музыкальной студии при специальной (коррекционной) школе-интернате, конечно же, отталкиваюсь от своего профессионального опыта, использую знания, почерпнутые из книг А.А.Шмидт-Шкловской, А.Артоболевской, Л.Боренбойма и др. Но все педагогические наработки и приемы приходится переводить в другую плоскость, на иной уровень восприятия и иную двигательную оснащенность.

Какие же задачи стоят передо мной при обучении детей с отклонениями в здоровье? Круг проблем можно разделить на следующие:

1) научить работать крупные мышцы руки, плечо;

2) координировать движения правой и левой рук;

3) разрабатывать пальцы, “слепить” кисть;

4) учить общению, учить разговаривать словами и музыкальными звуками.

Первое и главное условие — установить с ребенком контакт, почувствовать полное доверие и расположение друг к другу. Разговариваем о кошках-собачках, любимых книжках, мультиках, подружках, бантиках. Круг вопросов должен захватывать весь мир интересов ребенка. Не сюсюкать, не жалеть его, а искренне интересоваться им, как личностью.

Начинаю учить ребенка “вставать” на второй палец, затем  “вставать” на третий и перешагнуть с третьего на второй. Сначала шагаем принудительно, то есть я беру эти два пальчика и переставляю, сначала по столу или крышке фортепиано, затем по клавишам, что гораздо труднее, так как клавиши “проваливаются”, и опора “уходит” вниз. Эта работа продолжается значительное время, но мышцы начинают привыкать, “запоминать” движения и ощущения.

Работать начинаю сразу в нескольких направлениях: активизация работы крупных мышц, так как руки, в основном, безвольно висят вдоль туловища; координация движений плюс ритмическая организация всех движений, то есть воспитание чувства ритма. При этом чисто пианистические задачи являются у нас второстепенными, а задачи музыкальные — прозаическими (исходя из музыкальных способностей ребенка), которые изменяются по мере совершенствования двигательных навыков.

Развитие двигательных навыков — это самое главное.

Вот основные упражнения, необходимые для этого.
1. Упражнение “Мельница” (для плечевого сустава). Вытянуть руку вперед и делать круговые движения всей рукой, от плеча, сбоку туловища. Махи вперед, затем назад, будто “плывешь на спине”. Те же самые движения повторить перед собой.

2. “Мельница” для локтевого сустава. Это упражнение не очень легкое для детей с вялыми мышцами, так как необходимо держать руку на весу, отведя ее в сторону, поэтому для начала можно выполнять простые сгибания руки в локте.

3. “Мельница” в кистевом суставе.

4. Можно использовать любые бытовые движения: достать с полки книгу, поставить на полку книгу, потрясти коврик, протереть пыль, и т. д.

Для развития координации хорошо поиграть в “Ладушки”, начиная с простых движений и постепенно усложняя их. При этом сразу приучаю ученика все движения делать ритмично, под счет.

Игра в “Ладушки” имеет несколько вариантов (строго под счет):

а) хлопок в ладоши — хлопок с партнером: “раз” — “ладоши”, “два” — с партнером, “три” — ладоши, “четыре” — с партнером; “раз-два” — ладоши, “три-четыре” — с партнером; “раз-два-три” — в ладоши, “четыре” — с партнером и наоборот; можно считать до “шести” и разнообразить варианты хлопков;

б) хлопок в ладоши — хлопок по коленям; два хлопка в ладоши — два по коленям; три хлопка в ладоши — три по коленям; три хлопка в ладоши — один по коленям;

в) хлопок в ладоши — стук по клавиатуре (в различных ритмических сочетаниях);

г) “раз” — ладоши, “два” — колени, “три” — ладоши, “четыре” —

клавиатура (это упражнение также можно ритмически разнообразить).

Игра «Шагаем  по ступенькам»: сначала двумя руками вместе, а затем по очереди, как бы приставным шагом: “раз” — колени, “два” — клавиатура, “три” — пюпитр, “четыре” — верхняя крышка пианино. И так же под счет в обратном порядке спускаться. Ритмические фигуры можно усложнять. Особенно, когда играем марш. Ребенку показывают две клавиши, через октаву, по которым он должен ровно “шагать” под музыку марша, который играет педагог.

Если ребенку сразу трудно ориентироваться на клавиатуре, то переносим “ходьбу” на стол. Ручки “топают” по столу сначала “ровным шагом”. Потом  говорю:“Представь, что твоя левая (или правая) рука — это твоя бабушка, она идет тяжело и медленно, а другая рука — это ты, идешь быстро и весело. И пока бабушка сделает один шаг, ты прошла уже два (три, четыре) шага. Давай, попробуем”.

Ритмические варианты тут могут быть разнообразными. В дальнейшем подключаем клавиатуру, просто, как плоскость, а затем уже и две клавиши. Таким образом воспитывается внимание, умение работать в разных уровнях и ритмическая организация.

Но это работа всей рукой, где более крепкие мышцы, где помогают мышцы спины. А как же подобраться к пальчикам, которые торчат в разные стороны, как веер, и совершенно не слушаются?

Для начала пытаюсь раскрепостить и организовать ладонь, параллельно играя одним пальцем знакомые мелодии и песенки: “Василек”, “Ку-ку” и прочие. Песенки играем в разных регистрах, правой и левой рукой по очереди. Так привыкаем к клавиатуре во всем ее объеме. Пытаемся определить, в каком месте клавиатуры “живут” зайчики, мишки, птички, как они передвигаются. Для организации кисти ищем движения, воображая различные ситуации: “Возьми яблоко”, “Поймай мячик”, “Погладь кошечку” и т. д.

Нужно отметить, что дети могут положить ладонь на колено, и ладонь повторит его округлые очертания. Они могут показать, как держат яблоко в руке, но стоит прикоснуться пальцу к клавише, и рука “рассыпается”, пальцы вновь беспомощно будут торчать в разные стороны. Но не надо опускать руки.

Следующее упражнение, формирующее нормальную кисть, «Здравствуй, первый пальчик». Все пальцы по очереди прикасаются к первому пальцу. Хорошо таким же образом, то есть двумя пальцами (1-2, 1-3, 1-4, 1-5) брать карандаш, ручку, и другие предметы.

Для формирования свода ладони очень хороша игра «Колокола». Четырьмя или пятью пальцами разом ударяем по клавишам, имитируя звон колоколов, делаем это не спеша и в разных регистрах.

Освоив эти движения (а процесс это долгий, и тянется он, как правило, многие месяцы), переходим к “ходьбе” двумя пальцами (1-2, 1-3, 1-4) по столу, чтобы ощутить под пальцами опору для суставов, а затем и на клавиатуре.

На этом этапе можно поиграть в “разговоры” с учителем.Придумываем двусложные слова и поем их, обыгрывая два любых звука. Учитель: “Кис-ка”, ребенок: “Мур-ка”, учитель: “Пе-сик”, ребенок: “Бо-бик”, учитель: “Мя-чик”, ребенок: “Си-ний”.

Затем 1-2, 1-3, 1-4 пальцами играем гаммы по белым клавишам. Играем nonlegato, затем стараемся перейти к игре legato. Играем гаммы до-мажор и ля-минор, то есть только по белым клавишам, каждой рукой отдельно и затем двумя руками расходящиеся гаммы. Детям они очень нравятся. Пальцы путаются, хотят влезть вне очереди, но глаза и голова контролируют ситуацию!

Освоив игру двумя пальцами, переходим к игре legato тремя пальцами: 4-3-2, при этом параллельно учимся крепко стоять на 1-5 пальцах, “строим домик, ворота”, это сооружение назвать можно как угодно. Постепенно к 4-3-2 пальцам прибавляем 5 и 1 пальцы. Так осваивается игра legato пятью пальцами.

Ко всем этим упражнениям лучше сразу подставлять слова. Для упражнений из двух звуков: “ма-ма”, “ко-тик” и т. д. Для трехзвучных: “сол-ныш-ко”, “де-воч-ка”, “лас-точ-ка”. Хорошо составлять диалоги: левая рука в нижнем регистре “маминым или папиным голосом” спрашивает: “Как дела?”, а правая в верхнем регистре “голосом ребенка” отвечает: “Хо-ро-шо!”. Далее варианты: “Что ты ел?” — “Эс-ки-мо!” — “Где ты был?” — “Да-ле-ко!” и т.д.

Гаммы можно играть под стихи. Например, “На-ша Та-ня гром-ко пла-чет, у-ро-ни-ла в реч-ку мя-чик”. Таким образом, ребенок играет не сухое упражнение, а песенку, а песенки можно петь медленно и быстро, таким образом снимается страх перед быстрым темпом. Заодно формируется речь.

Хорошее упражнение “Кукушка”. Сначала “кукует” одна рука без перерыва (левая и правая по очереди). Затем подключается голос. Играем в одном темпе, ритмично, без остановок, например, правая рука играет “соль-ми”, голос — “ку-ку”, левая рука — “соль-ми”, голос — “ку-ку”. Затем вместо “ку-ку” играем “соль-ми”. И все полученные на упражнениях навыки используются в пьесах. Затем переходим к игре гамм обычной аппликатурой, одной рукой и двумя — расходящиеся.

Постепенно начинаем работать над простыми пьесами.Лучше начинать со знакомых песенок, но уже различной аппликатурой и штрихами. Например, “Василек” (фа-фа-ми-ре-ре-до) играем 3-2 и 4-3-2-1 пальцами «non legato, legato, staccato». Играем отдельно правой и левой руками. Затем придумываем аккомпанемент: правая рука играет мелодию, а левая — ноту “до” (половинками, четвертями). Так играем все знакомые песенки, по нотам и по слуху. Затем уже переходим к простейшему нотному тексту.

Пьесы сначала играем одной рукой, двумя руками по очереди. Переход к игре двумя руками одновременно достаточно сложен. Сначала выбираем пьесу, где аккомпанирующая рука играла бы только сильные доли и отбиваем их на коленке, в то время как другая рука играет мелодию. Научившись таким образом координировать движения, переносим руку на клавиатуру. Затем находим пьесу, где в аккомпанирующем голосе две доли и так далее.

Заниматься различными упражнениями, играми можно и нужно на каждом уроке в течение всех лет обучения. Некоторые дети любят повторять одни и те же упражнения, другие – хотят разнообразия. Но главную линию своих занятий  сохраняю всегда: воспитание чувства ритма и организация двигательных навыков.

К сожалению, мои ученики (за редким исключением) не могут продолжать обучение игре на фортепиано. В нашей школе они обучаются с 1 по 5 классы, живут пять дней в неделю в интернате, не имеют инструмента дома. Многие живут в неблагополучных семьях. Но занятия в классе фортепиано несомненно меняет их, помогает в учебе, в общении с другими детьми. Они становятся  общительными, с упоением танцуют на дискотеках и притом ритмично. Являются участниками концертных программ, играют на фортепиано несложные пьесы сольно и в ансамбле.

И самое главное, что замечают учителя начальных классов, улучшается  двигательная активность пальцев, координация движений, речь и память. Ради этого стоит работать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности обучения детей с задержкой психического развития.

Эта тема очень важна для нас, так как подавляющее большинство наших детей имеет задержку психического развития в той или иной степени. Как обучать таких деток? Где? И как "нащупать" тот самый, о...

Использование индивидуального и дифференцированного подходов при обучении детей с задержкой психического развития русскому языку в начальных классах

Использование индивидуального и дифференцированного подходов при обучении детей с задержкой психического развития  русскому языку в начальных классах...

Основные направления коррекционно-развивающего обучения детей с задержкой психического развития

Современные исследования показывают, что нет необучаемых детей. Всех детей можно многому научить, используя специфические методы, приемы и средства обучения, организуя поэтапное обучение, глубокую диф...

Конспект открытого коррекционно-развивающего интегрированного занятия для детей с задержкой психического развития

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернатгородского округа  Павловский Посад  Московской области      Конспект открытого коррекционно...

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий в 1 классе по формированию познавательных УУД у младших школьников с задержкой психического развития

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий в 1 классе по формированию познавательных УУД у младших школьников с задержкой психического развития...

Методы подготовки детей с задержкой психического развития и задержкой речевого развития к всероссийской проверочной работе по математике

В настоящей работе будут рассмотрены методы и основные принципы обучения детей с задержкой психического развития и задержкой речевого развития при подготовке к всероссийской проверочной работе по мате...

"Современная среда обучения как элемент социальной интеграции детей с задержкой психического развития"

Адаптация образовательной системы к потребностям обучающихся с задержкой психического развития. Особые образовательные потребности детей с задержкой психического развития. Основные подходы к обучению ...