рабочая программа ФГОС по музыке 3 класс перспектива
рабочая программа по музыке (2 класс) по теме

Моисеева Ирина Павловна

Рабочая программа была разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемых результатов начального общего образования, с учетом возможностей учебно-методической системы «Школа России» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту. Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций: Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. от 26.11.2010) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальноеказенное  общеобразовательное учреждение

Кантемировского муниципального  района Воронежской области

ОХРОЗАВОДСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

396720, Воронежская область, Кантемировский район, п. Охрозавод, ул. Школьная, 32, тел. 4-06-54, факс: 8 (47367)  4-09-80

e-mail: oxr-school@yandex.ru, ОГРН 1023600847544, ИНН 3612005716, ОКПО 49759274

        « Утверждаю»

Директор школы__________О.И.Доценко

Приказ №_______ от «_____»__________2015г

 «Согласовано»

Заместитель директора по

УВР_______________

Самофалова Т.Е.

Рассмотрена га заседании МО

  Протокол № ___________

От  «______» ____________2015г

Рабочая  учебная  программа

по музыке для:

(в рамках реализации программы ФГОС НОО)

3-гокласса  1 час в неделю  (всего 34 часа)

                                                                               

                                                                                                                                  Разработала:

                                                                                                                      учитель музыки

                                                                                                                      Моисеева И.П.

1 квалификационная категория

 

2015 -  2016 уч. г.

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа была разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемых результатов начального общего образования, с учетом возможностей учебно-методической системы «Школа России» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

  1. 1. Критская, Е. Д. Музыка. 1 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. :Просвещение, 2011.
  2. 2. Критская, Е. Д. Музыка. 1 класс [Текст] : рабочая тетрадь / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2011.
  3. 3. Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 1 класс [Ноты] : пособие для учителя / сост. Е. Д. Критская. – М. : Просвещение, 2011.
  4. 4. Музыка. Фонохрестоматия. 1 класс [Электронный ресурс] / сост. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2010. – 1электрон. опт. диск (CD-ROM).
  5. 5. Сергеева, Г. П. Музыка. Рабочие программы. 1–4 классы [Текст] / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2011.

    Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

       Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. от 26.11.2010) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

Цели  образования:

  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;
  • развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
  • обогащение знаний  о музыкальном искусстве;
  • овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).

Задачи программы:

  • развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;
  • понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;
  • освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);
  • изучение особенностей музыкального языка;
  • формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.
  1. Общая характеристика учебного предмета:

Рабочая  учебная программа по  музыке для  1- 4-го  класса разработана и    составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения  начального  общего образования 2011 года, примерной программы начального общего образования  по музыке с учетом  авторской программы по музыке -  «Музыка. Начальная школа», авторов:   Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2011.

  1. Описание места учебного предмета в учебном плане.

         Согласно учебному плану всего на изучение музыки в начальной школе выделяется 135 часов, из них в 3 классе 34 часа(1 час в неделю, 34 учебные недели), в том числе 7 часов  неурочной деятельности (занятия в неурочной деятельности отмечены *):

урок-концерт – 4, урок-сказка – 1, урок-праздник – 1, конкурс песни 1.

                Изменения, внесенные в рабочую программу.

Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».

Постижение музыкального искусства учащимися  подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.

4. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты:

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности
  •  целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий
  • уважительное отношение к культуре других народов:
  • эстетические потребности, ценности  и чувства
  • развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.
  • развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные результаты:

  •  способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
  •  умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты  в устной и письменной формах.
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий
  • умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации

Предметные результаты :

В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:

  • основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
  • воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;
  • начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.

Обучающиеся научатся:

  • воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм;
  • воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах;
  • вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
  • реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно- практических задач;
  • понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.

 5. Содержание  программы  предмета «Музыка» .

Учебно-тематический план  

3 класс

п/п

Тема  раздела, урока

Кол-во

часов

1  четверть

9

Тема 1: «Россия – Родина моя»

5

1.

1.1

Мелодия  - душа музыки.                                          

1

2.

1.2.

Природа и музыка (романс). Звучащие картины.

1

3.

1.3.

Виват, Россия! (кант). Наша слава – русская держава.

1

4.

1.4.

Кантата «Александр Невский».

1

5.

1.5.

Опера «Иван Сусанин»

1

Тема 2: «День, полный событий»

4

6.

2.1.

Утро

1

7.

2.2.

Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.

1

8.

2.3.

«В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер.

1

9.

2.4.

Обобщающий  урок 1 четверти. Урок-концерт.

1

2  четверть

7

Тема 3: «О России петь – что стремиться в храм»

4

10.

3.1.

Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся!

1

11.

3.2.

Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!

1

12.

3.3.

Вербное воскресенье. Вербочки.

1

13.

3.4.

Святые  земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир.

1

Тема 4: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

4

14.

4.1.

Настрою гусли на старинный лад (былины).  Былина о Садко и Морском царе.

1

15.

4.2.

Певцы русской старины (Баян. Садко). Лель, мой Лель…

1

16.

4.3.

Обобщающий  урок 2 четверти. Урок-концерт.

1

3  четверть

10

17.

4.4.

Звучащие картины. Прощание с Масленицей.

1

Тема 5: «В музыкальном театре»

5

18.

5.1.

Опера «Руслан и Людмила».

1

19.

5.2.

Опера «Орфей и Эвридика»

1

20.

5.3.

Опера «Снегурочка». «Океан – море синее».

1

21.

5.4.

Балет «Спящая красавица».

1

22.

5.5.

В современных ритмах (мюзиклы).

1

Тема  6: «В концертном зале »

6

23.

6.1.

Музыкальное состязание (концерт).

1

24.

6.2.

Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины.

1

25.

6.3.

Музыкальные инструменты (скрипка).

1

26.

6.4.

Обобщающий  урок 3 четверти. Урок-концерт.

1

4  четверть

8

27.

6.5.

Сюита «Пер Гюнт».

1

28.

6.6.

«Героическая» (симфония). Мир Бетховена.

1

Тема раздела 7: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»

6

29.

7.1.

Чудо-музыка. Острый ритм – джаза звуки.

1

30.

7.2.

Люблю я грусть твоих просторов. Мир Прокофьева.

1

31.

7.3.

Певцы родной природы (Э.Григ, П.Чайковский).

1

32.

7.4.

Прославим радость на земле.

1

33.

7.5.

Радость к солнцу нас зовет.

1

34.

7.6.

Обобщающий  урок 4 четверти. Заключительный  урок – концерт.

1

Всего:

34

Технологическая карта контроля

Тема, форма

Дата проведения

1

Проверочная работа №1. Анализ рисунков на тему «Природа и музыка»

1 четверть, урок 1.2.

2

Проверочная работа №2.  «Проверь себя»

1 четверть,  урок 1.5.

3

Проверочная работа №3. Анализ рисунков на тему «День, полный событий»

1 четверть,  урок 2.3. 

4

Итоговый тест №1 за 1 четверть. Анализ участия в концерте.

1 четверть,  урок 2.4.

5

Проверочная работа №4. «Проверь себя»

2 четверть,  урок 3.4

6

Итоговый тест №2 за 2 четверть. Анализ участия в концерте.

2 четверть, урок 4.3

7

Проверочная работа №5. Музыкальная викторина.

3 четверть, урок 4.4.

8

Проверочная работа №6. «Проверь себя»

3 четверть, урок 5.5.

9

Проверочная работа №7. «Проверь себя»

3 четверть, урок 6.3

10

Итоговый тест №3 за 3 четверть. Анализ участия в концерте.

3 четверть, урок 6.4

11

Проверочная работа №8. Сочинение-размышление «В чём сила музыки?»

4 четверть, урок  6.6

12

Проверочная работа №9. «Проверь себя»

4 четверть, урок 7.4

13

Проверочная работа №10. Составление программы, афиши заключительного концерта.

4 четверть, урок 7.5

14

Итоговый тест №4 за 4 четверть. Анализ участия в концерте.

4 четверть, урок 7.6


6. Календарно-тематический план 3 класс.

урока

Дата проведения  урока

Кол-во часов

Тема урока

Элементы содержания 

Характеристика деятельности

обучаемого

Дом.

задание

по плану

факт.

«Россия – Родина моя»

1

1

Мелодия — душа музыки

- П. Чайковский симфония № 4,2 часть.                         «Все начинается со школьного звонка», В.Суслова.

Знать понятия: мелодия, симфония.

Уметь  внимательно слушать классическую музыку, определять ее характер

Прочитать стихи о Русской природе

2

1

Природа и музыка (романс). Звучащие картины

- «Благословляю вас леса», П Чайковский, А. сл. Толстого.         - «Звонче жаворонка пенье», Н. Римского-Корсаково, сл.А.Толстого.                              - «Романс» Г.Свиридов. Из  музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина «Метель».  

Знать понятия: романс, певец, солист, мелодия, аккомпанемент

Уметь  определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях

Раскрасить рисунки, изображающие родную природу с. 5 (рабочая тетрадь)

3

Виват, Россия! (кант). Наша слава — русская держава

-«Радуйся, Росско земле». Кант на заключение Ништадного мира (1721 г.). Неизвестный автор 18 век.                       - «Орле Российский». Кант в честь Павловской победы. Неизвестный автор 18 век.

-«Марш Лейб-гвардии Преображенского полка».

- «Солдатушки, бравы ребятушки» стар.солдат.песня.

Знать понятия: кант, песенность, маршевость, интонации музыки и речи.

Уметь определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш)

Найти современные песни о героических событиях истории нашего Отечества.

4

С.ПрокофьевКантата «Александр Невский»

- «Величание святому благоверному и великому князю Александру Невскому».                   - С.Прокофьев кантата «Александр Невский»: хор «Вставайте, люди русские», «Песнь об Александре Невском».                                    

Знать понятия: кантата, набат, вступление.

Уметь размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять образное содержание.

Вспомнить длительности.

5

Опера «Иван Сусанин». Да будет во веки веков сильна...

- Опера «Иван Сусанин», М.И. Глинка: интродукция, ответ Ивана Сусанина полякам.

- Ария и речитатив Сусанина, Хор «Славься».

Знать понятия: опера, хоровая сцена, певец-солист.

Уметь определять и сравнивать характер настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях.  

Нарисовать главного героя оперы «Иван Сусанин»

День, полный событий

6

Утро

-«Утро», Э.Григ (1 класс диск №1).-«Утренняя молитва» из «Детского альбома» П.Чайковского(диск  1,2 класс)

Знать понятия: песенность, повтор, лад, тембр.

Уметь делать разбор музыкального произведения, соотносить содержание музыкального произведения с использованными средствами.

Выполнение рисунка на тему рассвета, утренней тишины.

7

Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек

-«Болтунья» С.С.Прокофьев, сл. А.Барто.                                         - «Петя и волк» С.Прокофьев, симфоническая сказка.                          - «Джульетта девочка», С.Прокофьев из балета «Ромео и Джульетта».  

Знать понятия: выразительность, изобразительность, контраст.

Уметь определять на слух основные жанры музыки.

Прочитать стихотворение А.Барто, как актер, от лица Болтуньи.

8

«В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер

-«С няней» сл. автора из цикла «Детская» М.П.Мусоргского.         -«Нянина сказка», «Сказочка» П.И.Чайковского.          

Знать понятия: мелодия, соло.

Уметь передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах.        

Вспомнить стихи об игрушках.

«О России петь – что стремиться в храм»

9

Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся!

Урок концерт

-«Аве, Мария!», Ф.Шуберт, сл. В.Скотта.                          -«Богородице Дево, радуйся» из «Всенощного бдения», С.Рахманинова.              -«Скажи художник», М.Протасова, сл. Н.Бромлей.

Уметь размышлять о музыке, применять знания, полученные в процессе учебных занятий.

Придумать ритмический рисунок.

10*

Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя,

добрая моя мама!

Урок –конкурс песни

-«Мама», В.Гаврилина, сл. Шульгиной. – «Мама» итальянская песня, Ч.А. Биксио, сл.Б. Керубини.-«Снежная песенка»,Д. Львова-Компанейца.

Знать понятия: древнейший

Уметь правильно дышать при пении, распределять дыхание при исполнении песен с различными динамическими оттенками.

Вспомнить стихи о маме.

11

Вербное воскресенье. Вербочки. Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир

- «Вербочки», слова А.Блока, музыка А.Гречанинова, Р.Глиэра.

- «Осанна», Э.Ллойд Уэббер. Из рок-оперы «Иисус Христос-суперзвезда». «Снежная песенка», Д.Львова – Компанейца.

Знать понятия: величание, старинные распевы

Уметь  петь легко, свободно, соблюдать четкую дикцию.

Выучить текст песни с.50 (учебник)

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

12-13*

Настрою гусли на старинный лад... (былины). Былина о Садко и Морском царе

Урок - сказка

- «Былина о Добрыне Никитиче», обр. Н.Римского-Корсакова.

- «Вторая песня Баяна», М.Глинка из оперы, «Руслан и Людмила» (1действие).

- Песня Садко «Ой ты, темная дубравушка» из оперы «Садко» Н.Римского-Корсакова.

- «Подарки», В. Шаинского, слова М. Пляцковского.

Знать понятия: былина, певец-сказитель, гусли.

Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях.

Вспомнить былину о Добрыне Никитиче.

14

Певцы русской старины (Баян. Садко). Лель мой Лель...

-«Третья песня Леля», «Туча со громом сговаривалась» (3 действие).

- «Волшебный смычок» норвежская народная песня.

- Масленичные русские народные песни.

Знать понятия: былинный напев.

Уметь передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах.

Вспомнить былину о Садко.

15*

Звучащие картины. Прощание с Масленицей

Урок -праздник

- Хор «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка». Н.А. Римского-Корсакова, слова И.Устюжанина.

Знать понятия: масленица, хоровод.

Уметь исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения.

Вспомнить масленичные русские народные игры, забавы.

16

Обобщающий урок по теме: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

Масленичные русские народные песни.

Знать понятия: повтор, символ масленицы, контраст, сопоставление, народный стиль.

Уметь понимать народную музыку.

Выучить мелодию-скороговорку с.66 (учебник)

В музыкальном театре

17

Опера «Руслан и Людмила»

- Речитатив и ария Руслана (2 действие),увертюра.

- «Каватина Людмилы»                (1 действие).

- Сцена Наины и Фарлама. Рондо Фарлама (2 действие).

- «Проводы зимы»,Н.Римский-Корсаков, слова И.Устюжанина.

Знать понятия: Сцена из оперы, баритон, каватина, ария, сопрано.

Уметь проявлять навыки вокально-хоровой работы.

Вспомнить начало эпилог поэмы «Руслан и Людмила».

18

Опера «Орфей и Эвридика»

-«Хор фурий» (2 действие)

- «Мелодия» (2 действие).

- «Веснянка» украинская народная песня, обр. А.Луканина.

Знать понятия: опера, миф, лира.

Нарисовать рисунок по теме «Лира Орфея»

19-20

Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы. Полна чудес могучая природа... В заповедном лесу.

-Ария Снегурочки «С подружками по ягоду ходить» (из пролога).

 -Ария Снегурочки «Люблю и таю» (4 действие).

- Шествие и каватина царя Берендея.

- «Звук музыки»,Р. Роджерс, слова М.Цейтлиной.

Знать понятия: опера, ария, сопрано, шествие, каватина.

Уметь петь напевно, легко, не форсируя звук, на ценном дыхании, следить за четкой дикцией.

Вспомнить сказку А.Островского «Снегурочка». Выучить текст песни.

21

Балет «Спящая красавица». Две феи. Сцена на балу

-«Интродукция». – «Вальс». – «Кода и финал 1-го действия». –«Звуки музыки», Р.Роджерс, слова М.Цейтлиной.

Знать понимать творчество П.Чайковского.

Уметь определять на слух основные жанры музыки.

Подобрать и раскрасить соответствующий характер персонажей с.18 (рабочая тетрадь)

22

В современных ритмах.

- «Звуки музыки», Р. Роджерс, слова М.Цейтлиной.             - Мюзикл «Волк и семеро козлят на новый лад», А.Рыбаков. – «Мы дружим с музыкой», И.Гайдн, слова П.Синявского.

Знать понятия: мюзикл, современные интонации, ритм.

Понимать особенности мюзикла.

Выучить текст песни Р.Роджерса «Звуки музыки».

В концертном зале

23*

Музыкальное состязание (концерт)

Урок - концерт

- «Концерт №1 дл фортепиано  оркестром» (финал) П.Чайковский. – «Мы дружим с музыкой», И.Гайдн, слова П.Синявского. – «Музыкант-турист», Ю.Чичков, слова И. Белякова.

Знать понятия: композитор, исполнитель, слушатель, концерт.

Уметь делать разбор музыкального произведения, понимать средства музыкальной выразительности.

Подготовить творческий номер.

24

Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины.

- «Шутка», И.С. Бах – «Петя и волк», симфоническая сказка С.С. Прокофьева. – «Музыкант- турист», Ю.Чичкова, слова И.Белякова.

Знать понятия: деревянно-духовые музыкальные инструменты.

Уметь  размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер определять образное содержание.

Нарисовать рисунок по теме «Флейта »

25

Музыкальные инструменты (скрипка)

- «Мелодия», П.Чайковский.            - «Каприс» №24, Н.Паганини. Для скрипки соло.             - «Волшебный смычок», норвежская народная песня. – «Музыкант-турист» Ю. Чичкова, слова И. Белякова.

Знать понятия: скрипач, виртуоз,

Нарисовать рисунок по теме «Скрипка Н.Паганини»

26

Обобщающий урок «Музыкальные инструменты»

-«Каприс» №24, Н.Паганини. Для скрипки соло.             - «Музыкант-турист» Ю. Чичкова, слова И. Белякова.                    - «Мелодия», П.Чайковский.

Знать понятия: струнно-смычковые инструменты.

Уметь исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения, петь легко, свободно.

Найти историю «Тайна скрипки Антонио Страдивари»

27

- «Утро».                   -«В пещере горного короля».                    - «Танец Анитры».    - «Смерть Озе».       - «Песня Сольвейг», из сюиты «Пер Гюнт».

Знать понятия: сюита, тема, вариационное развитие.

Уметь определять на слух основные жанры музыки.

Нарисовать рисунок по теме «Приключения Пер Гюнта»

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»

28

«Героическая симфония». Призыв к мужеству. Вторая часть симфонии. Финал симфонии. Мир Бетховена.

- «Героическая симфония», 2 часть финал, Л. Бетховен. - «Музыкант-турист», Ю. Чичкова, слова И.Белякова.              - «Всюду музыка живет», Я. Дубравин, слова В.Суслова.

Знать понятия: оркестр, финал, вариации.

Уметь  размышлять о музыке, определять характер, средства музыкальной выразительности.    

 

29

Чудо-музыка. Острый ритм — джаза звуки.

- «Я поймал ритм», Дж. Горшвин, из мюзикла «Безумная девочка», слова А. Гершвина.                  - «Колыбельная Клары», Дж. Гершувин. Из оперы «Порги и Бесс» (1 действие).   - «Чудо музыка», Д.Кабалевский, З.Александровой.

Знать понятия: песенность, танцевальность, лад.

Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях.      

Придумать ритмический рисунок.

30

Люблю я грусть твоих просторов. Г.В.Свиридов.

-«Весна. Осень. Тройка», Г.Свиридов. Из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель».                             - «Снег идет», Г. Свиридов. Из маленькой кантаты «Снег идет», стихи Б. Пастернака

Знать понятия: кантата, хор, симфонический оркестр.

Уметь  правильно дышать при пении, распределять дыхание по фразам

Подобрать стихи о русской природе.

31

Мир Прокофьева

-Симфоническая сюита «Ала и Лоллий» (1-я часть).                              - «Шествие солнца», С.Прокофьев, из Скифской сюиты «Ала и Лоллий» (4-я часть).

Знать понятия: фортепианная, симфоническая, вокальная музыка

Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов.

Нарисовать рисунок по теме «Шествие солнца»

32*

Певцы родной природы

Урок концерт

Сочинения Э.Грига и  П.Чайковского.

Знать понятия: музыкальная речь, лирические чувства.

 

33

Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет.

Симфония № 40 (1 и 4 часть), В.Моцарт. – Симфония №9 (финал), Л.Бетховен.                        

Знать понятия: опера, симфония, песня.

Уметь передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах.

Выполнить задания в рабочей тетради на с.26-27.

34

Обобщающий урок «Радость к солнцу нас зовет»

Урок концерт

Викторина из разученных за год песен.

Знать понятия: ода, кант, гимн, симфония, опера.                                  Уметь  определять сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях.

 

Итого : 34 часа


Тематическое планирование учебных занятий внутрипредметного модуля

«Музыка в окружающей жизни» по музыке

Дата

Тема занятия

Формы и виды внеурочной деятельности

1.

Настрою гусли на старинный лад... (былины). Былина о Садко и Морском царе

 Урок-сказка.

2.

Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся!

Урок-концерт.

3.

Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!

Конкурс песни.

4.

Музыкальное состязание

Урок-концерт.

5.

Певцы родной природы

Урок-концерт.

6

Звучащие картины. Прощание с Масленицей

Урок -праздник

7.

Обобщающий урок «Радость к солнцу нас зовет»

Урок-концерт.

8. Планируемые результаты освоения программы по музыке в 3 классе

К концу 3 класса обучающиеся научатся:

  • Выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке.
  • Передавать в импровизации интонационную выразительность музыкальной и поэтической речи.
  • Выражать своё эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений (пение, художественное движение, пластическое интонирование).
  • Распознавать и оценивать выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.
  • Понимать художественно-образное содержание музыкального произведения и раскрывать средства его воплощения.
  • Передавать интонационно-мелодические особенности музыкального образа в слове, рисунке, движении.
  • Находить общность интонаций в музыке, живописи, поэзии.
  • Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей (соло, в ансамбле, хоре, оркестре).
  • Выявлять ассоциативно-образные связи музыкальных и живописных произведений.
  • Обнаруживать сходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись).
  • Эмоционально откликаться на живописные, музыкальные и литературные образы.
  • Сопоставлять средства выразительности музыки и живописи.
  • Определять образный строй музыки с помощью «словаря эмоций».
  • Иметь представление о религиозных праздниках народов России и традициях их воплощения.
  • Понимать  жанры церковной музыки (тропарь, молитва, величание).
  • Выявлять общность жизненных истоков и особенности народного и профессионального музыкального творчества.
  • Разыгрывать народные песни по ролям, участвовать в коллективных играх-драматизациях.
  • Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных образов русского фольклора.
  • Рассуждать о значении дирижёра, режиссёра, художника-постановщика в создании музыкального спектакля.
  • Рассуждать о смысле и значении вступления, увертюры к опер и балету.
  • Узнавать стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи разных композиторов.
  • Узнавать тембры музыкальных инструментов.
  • Называть исполнительские коллективы и имена отечественных и зарубежных исполнителей. 
  • Различать на слух старинную и современную музыку.
  • Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов.
  • Импровизировать мелодии в соответствии с поэтическим содержанием в духе песни, танца, марша.
  • Называть и объяснять основные термины и понятия музыкального искусства, разбираться в элементах музыкальной грамоты.
  • Участвовать в подготовке и проведении заключительного урока-концерта. Составлять афишу и программу урока-концерта совместно с одноклассниками.

К концу 3 класса обучающиеся получат возможность научиться:

  • Петь мелодии с ориентацией на нотную запись.
  • Знать песни о героических событиях истории Отечества и исполнять их на уроках и школьных праздниках.
  • Разрабатывать сценарии отдельных сочинений программного характера, разыгрывать их и исполнять во время досуга, участвовать в их сценическом воплощении.
  • Принимать участие в традиционных праздниках народов России.
  • Сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной записи.
  • Воплощать в пении или пластическом интонировании сценические образы на уроках и школьных концертах.
  • Моделировать в графике звуковысотные и ритмические особенности мелодики произведения.
  • Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля (дирижёр, режиссёр, действующие лица).



Предварительный просмотр:

Муниципальноеказенное  общеобразовательное учреждение

Кантемировского муниципального  района Воронежской области

ОХРОЗАВОДСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

396720, Воронежская область, Кантемировский район, п. Охрозавод, ул. Школьная, 32, тел. 4-06-54, факс: 8 (47367)  4-09-80

e-mail: oxr-school@yandex.ru, ОГРН 1023600847544, ИНН 3612005716, ОКПО 49759274

        « Утверждаю»

Директор школы__________О.И.Доценко

Приказ №_______ от «_____»__________2015г

 «Согласовано»

Заместитель директора по

УВР_______________

Самофалова Т.Е.

Рассмотрена га заседании МО

  Протокол № ___________

От  «______» ____________2015г

Рабочая  учебная  программа

по музыке для:

                (в рамках реализации программы ФГОС НОО)

4 класс

 Рабочая программа составлена на основе

Примерной основной образовательной  программы начального общего образования. Москва «Просвещение» 2011г., программы «Музыка. 1-4 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. Москва. Просвещение, 2012г.

 

                                                             2015-2016 учебный год

                                                   

1.Пояснительная записка.

Данная программа «Музыка» для 4 класса разработана на основе:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7).
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования приказ № 373 от 6 октября 2009 г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», зарегистрирован  Минюстом России 22.12.2009, регистрированный № 177856.  
  3. Распоряжение министерства образования Иркутской области от 12.08.2011 года №920-мр «О региональном учебном плане общеобразовательных учреждений Иркутской области» (с изменениями, внесенными распоряжениями от 07.08.2012 г№962, от 10 мая 2012 г №561-мр на 4,5-11 классов).
  4. Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011 № 75-37-0541/11
  5. Учебный план МОУ ИРМО «Оёкская средняя общеобразовательная школа»  на 2013/2014 учебный год.
  6.  Программа «Музыка. 1-4 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. Москва. «Просвещение» 2012г., рекомендованной (допущенной)  Министерством образования РФ, в соответствии с Федеральными Государственными стандартами образования и учебным планом  образовательного  учреждения, составленной в соответствии со стандартами второго поколения.

Рабочей программе соответствует учебник: Е.Д.Критская «Музыка» 4 класс. –М.: «Просвещение», 2010 г. Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, общее количество часов в год – 34 часа. Программа «Музыка. 1-4 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. используется в данной рабочей программе без изменений.

Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплексом:

1) Учебник «Музыка» для 4 класса.

    (Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. Москва. «Просвещение» 2010г.)

2) Нотная хрестоматия для 4 класса.

    (Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. Москва. «Просвещение» 2010г.)

3) Фонохрестоматия для 4 класса.

    (Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С.)

4) Методические рекомендации для 4 года обучения

    (Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. Москва. «Просвещение» 2010г)

5) Поурочное планирование для 4 класса.  

    (Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. Москва. «Просвещение» 2010г)

Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе – формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры.

Задачи:

  • расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и  композиторских школ;
  • выявление характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной), сопоставление их с музыкой других народов и стран;
  • воспитание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать ее содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;
  • развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;
  • формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье;
  • формирование умений и навыков выразительного исполнения музыкальных произведений в разных видах музыкально-практической деятельности;
  • развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования – формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений;
  • расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр) и развитие на этой основе ассоциативно-образного мышления;
  • совершенствование умений и навыков творческой  музыкально-эстетической деятельности.

2.Общая характеристика учебного предмета

Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом. Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».Постижение музыкального искусства учащимися  подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.

Освоение содержания программы реализуется с помощью использования следующих методов: 

  • метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
  • метод эмоциональной драматургии;
  • метод создания «композиций»;
  • метод игры;
  • метод художественного контекста.

Элементарные понятия из области музыкальной грамоты усваиваются детьми в процессе разнообразных видов музыкальной деятельности: восприятия музыки и размышлениях о ней, пении, пластическом интонировании и музыкально-ритмических движениях, инструментальном музицировании, разного рода импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, пластических, художественных), “разыгрывания” и драматизации произведений программного характера, выполнения творческих заданий в учебнике-тетради.

Формы контроля: в качестве форм промежуточного и итогового контроля могут использоваться музыкальные викторины на определение музыкальных произведений; анализ музыкальных произведений на определен эмоционального содержания и музыкальной формы; тестирование, разработанное авторами программы. 

3.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Уроки музыки, как и художественное образование в целом , предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь  образования, культуры и искусства.

Освоение музыки как духовного наследия человечества  предполагает:

  • формирование опыта эмоционально-образного восприятия;
  • начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности;
  • приобретение знаний и умении;
  • овладение УУД

Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно –эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

4. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
  • умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка — умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
  • уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
  • формирование этических чувств доброжелательности

и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированное универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся  в познавательной и практической деятельности:

  • овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
  • продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих, музыкально-творческих возможностей;
  • овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
  • приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
  • формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
  • умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).

Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

  • формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
  • формирование общего представления о музыкальной картине мира;
  • знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
  • формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
  • формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
  • умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
  • умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
  • умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.

5. Содержание  программы  предмета «Музыка» 4 класс.

 п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

                              Из них

Примечание

Лаборатор

ные и практические

Контрольные и

диагностические

материалы

Экскурсии

I.

Россия – Родина моя

4

II.

 День, полный событий

5

1 ч.Обобщающий урок

III.

 Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

3

IV.

В концертном зале

4

1ч.

Обобщающий урок

V.

В музыкальном театре

7

VI.

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.

3

1 ч. Обобщающий урок. Тестирование.

VII.

 О России петь – что стремиться в храм.

4

 

VIII

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

1

IX

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.

3

1 ч.

Обобщающий урок

Итого

34

4

Раздел I «Россия-Родина моя» - 4 ч.

        Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Особенности тембрового звучания различных певческих голосов и их исполнительские возможности. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Связь народного пения с родной речью (навык пения способом «пения на распев»). Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Многообразие  жанров  народных песен. Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.

Раздел II «День, полный событий» - 5ч.

     Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»). Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность. Особенности звучания различных видов оркестров:  симфонического. Тембровая окраска музыкальных инструментов. Композитор как создатель музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции Отечества. Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.

 Раздел III «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 3ч.

          Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира.  Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой. Особенности звучания различных видов оркестров: народных инструментов. Панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре. Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов. Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Народное музыкальное творчество разных стран мира. 

Раздел IV «В концертном зале» - 4ч.

         Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации. Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А.Бородин («Ноктюрн»), П.Чайковский («Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром).Различные виды музыки:  инструментальная. Фортепианная сюита. («Старый замок» М.П.Мусоргский из сюиты «Картинки с выставки»).Различные виды музыки: вокальная, сольная. Выразительность и изобразительность в музыке.  Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве.  Знакомство с жанром романса на примере творчества С.Рахманинова (романс «Сирень» С.Рахманинов).  Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Ф. Шопен. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные, двух-и трехчастные, куплетные. Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена ( «Полонез №3», «Вальс №10», «Мазурка»).Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Л. Бетховен. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Различные виды музыки:  инструментальная. Музыкальная драматургия сонаты. (Соната №8 «Патетическая» Л.Бетховен).Особенности звучания различных видов оркестров:  симфонического. Различные виды музыки: оркестровая. Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах.

Раздел V «В музыкальном театре» - 7ч.

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст.  Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. (Опера «Иван Сусанин» М.Глинка - интродукция, танцы из 2 действия, хор из 3 действия). Основные средства музыкальной выразительности. Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Линии драматургического развитие в опере «Иван Сусанин» ( Сцена из 4 действия). Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей.Народная и профессиональная музыка. Знакомство с творчеством отечественных композиторов.Интонационно-образная природа музыкального искусства. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Песня – ария. Куплетно-вариационная форма. Вариационность. («Рассвет на Москве-реке», «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина» М.Мусоргского).  Учащиеся знакомятся еще с несколькими оперными фрагментами: повторяют вступление «Рассвет на Москве-реке» к опере «Хованщина» М. Мусоргского, разучивают песню Марфы «Исходила младешенька».Народная и профессиональная музыка. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов (М.Глинка, М.Мусоргский). Орнаментальная мелодика.

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров –  оперетта и мюзикл. Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки. Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров –  балета. Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Балет. (И.Ф.Стравинский «Петрушка»). Музыка в народном стиле.

Раздел VI «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 3ч.

     Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. («Прелюдия» С.В.Рахманинов, «Революционный этюд» Ф.Шопен). Развитие музыкального образа. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары. Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Произведения композиторов-классиков («Шутка» И.Бах, «Патетическая соната» Л.Бетховен,  «Утро» Э.Григ) и мастерство известных исполнителей («Пожелание друзьям» Б.Окуджава, «Песня о друге» В.Высоцкий).«Зерно»- интонация как возможная основа музыкального развития. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. и полюбившихся  песен  всего учебного  года.

Раздел VII «О России петь – что стремиться в храм» - 4ч.

Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Стихира.(«Богатырские ворота»М.П.Мусоргский, «Богатырская симфония» А.Бородин). Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Гимн, величание. Святые земли Русской. Музыка в народных обрядах и обычаях. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Музыкальный фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. («Богородице Дево, радуйся!»  С.В. Рахманинов). Церковные песнопения: тропарь, молитва, величание. («Ангел вопияше» П.Чесноков – молитва).Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края.Праздники Русской православной церкви. Пасха. Народные музыкальные традиции родного края. Духовная музыка в творчестве композиторов. (Сюита для двух фортепиано «Светлый праздник».

Раздел VIII «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 1ч.

        Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края. Народные музыкальные игры. Музыкальный фольклор народов России. Праздники русского народа. Троицын день.

Раздел IX «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 3ч.

Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира. Интонационная выразительность музыкальной речи композиторов: Л.Бетховена «Патетическая соната», Э.Грига «Песня Сольвейг», М.Мусоргский «Исходила младешенька». Размышления на тему «Могут ли иссякнуть мелодии?»Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Выразительность и изобразительность в музыке. Опера. Сюита. Музыкальные образы в произведениях Н.Римского-Корсакова (Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита «Шахеразада»).Выразительность и изобразительность в музыке. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Музыкальные образы в произведении М.П.Мусоргского.  («Рассвет на Москве-реке» - вступление к опере «Хованщина»). Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта.

                                 


Календарно-тематическое планирование

урока

Дата проведения  урока

Кол-во часов

Тема урока

Характеристика деятельности

обучаемого

Дом.

задание

по плану

факт.

Россия - Родина моя

1

Мелодия-душа музыки

Знать понятия: народная и композиторская музыка, мелодия. Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки

Найти стихи о Родине, родном крае, созвучные этой музыке

2

«Что не выразишь словами, звуком на душу навей…»

Знать понятия: вокализ, песня, романс, вокальная музыка

Сочинить мелодию на стихи любимого поэта с.7 (рабочая тетрадь)

3

Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности

Знать жанры народных песен и их особенности. Уметь отвечать на проблемный вопрос

Вспомнить былину или русскую сказку, где героя величали с.9 (рабочая тетрадь)

4

«Я пойду по полю белому...»

Знать: понятия: кантата, хор, меццо-сопрано. Уметь: проводить интонационно-образный анализ прослушанной музыки

Придумать название к рисунку с.21 (учебник)

5

«На великий праздник

собралась Русь»

Знать: понятия: народная и композиторская музыка, кантата, опера, кант

Выучить текст песни с.10 (рабочая тетрадь)

«О России петь - что стремиться в храм...»

6

Святые земли Русской

Знать:имена святых, их житие, подвиги русских
святых;понятия: стихира, величание.

Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки

Нарисовать рисунок по теме «Илья Муромец»

День, полный событий

7

«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья...»

Знать: понятие лад(мажор, минор). Уметь: сопоставлять поэтические и музыкальные произведения

Вспомнить сказки А.С.Пушкина

8*

«Что за прелесть эти сказки...»

Знать: понятия: опера, регистр, тембр.

Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки

Разыграть по группам сценки из сказки «Сказка о царе Салтане»

9

Музыка ярмарочных гуляний

Знать: жанры народной музыки

Вспомнить русские народные песни, которые использовались композитором

10

Святогорский монастырь

Знать: понятие опера. Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки

Придумать программу музыкального вечера

11

«Приют, сияньем муз одетый...»

Знать: понятия: романс, дуэт, ансамбль. Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки

Придумать программу музыкального вечера

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

12

Композитор - имя ему народ

Знать: понятия: народная музыка, музыка в народном стиле

Вспомнить знакомые русские народные песни

13

Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов

Знать:названия и тембры народных инструментов; состав и ведущие инструменты оркестра.
Уметь: отличать звучание различных музыкальных инструментов

Вспомнить норвежскую народную песню «Волшебный смычок»

14

О музыке и музыкантах

Уметь: приводить примеры литературного фольклора о музыке и музыкантах

Выучит текст песни

В концертном зале

15

Музыкальные инструменты

Знать: понятия: ноктюрн, квартет, вариации.Уметь: на слух различать тембры скрипки и виолончели

Вспомнить Басню И.А.Крылова «Квартет»

16

Старый замок. «Счастье в сирени живет...»

Знать: понятия: сюита, романс.

Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки

Придумать ритмический рисунок

 17.

«Не молкнет сердце чуткое Шопена...»

Знать: многообразие танцевальных жанров. Уметь: на слух определять трехчастную музыкальную форму

Не задано

 18.

«Патетическая» соната Бетховена. Годы странствий. «Царит гармония оркестра...»

Знать: понятия:  музыкальных жанров:
соната, романс, баркарола, симфоническая
увертюра; оркестр, дирижер

Вспомнить знакомые произведения Л.Бетховена

День, полный событий

19.

Зимнее утро. Зимний вечер

Знать: понятия: выразительность и изобразительность музыки, лад.

Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки

Нарисовать рисунок по теме «Зимнее утро»

В музыкальном театре

 20.

Опера

М. И. Глинки «Иван Сусанин» (П-Ш действия)

Знать:процесс воплощения
художественного замысла произведения в музыке;содержание оперы.
Уметь: проводить интонационно-образный
анализ музыки

Разыграть сценку II-III действия оперы «Иван Сусанин»

21.

Опера

М. И. Глинки «Иван Сусанин» (IV действие)

Знать:название изученных жанров и форм музыки.

Уметь:размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять образное содержание; петь легко, звонко, не форсируя звук.

Разыграть сценку IV действия оперы «Иван Сусанин»

 22.

«Исходила младешенька...»

Знать: процесс воплощения художественного замысла в музыке. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки

Выучить текст песни с.100 (учебник)

 23.

Русский Восток. Восточные мотивы.

Уметь: определять мелодико-ритмическое своеобразие восточной музыки; проводить интонационно-образный анализ

Нарисовать рисунок по теме «Шамаханская царица»

 24.*

Балет И. Стравинского «Петрушка»

Знать:процесс воплощения
художественного замыс
ла в музыке;

-значение народного праздника - Масленицы.
Уметь определять оркестровые тембры

Вспомнить масленичные песни, игры, забавы

 

25.

Театр музыкальной комедии

Знать: что такое оперетта и мюзикл, их особенности, историю развития

Вспомнить названия и фрагменты мюзиклов и оперетт

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»

26.

Исповедь души

Знать понятия: прелюдия и этюд. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки

 

 27.

Мастерство   исполнителя

Знать понятия: композитор, исполнитель, слушатель, интонация.

Уметь «сочинять» -

импровизировать мелодию, начинающуюся с четырех звуков (до, фа, соль, ля) с передачей разного настроения

Назвать известных исполнителей классической музыки

«О России петь - что стремиться в храм...»

 28.

«Праздников праздник, торжество из торжеств»

Знать понятия: тропарь, волочебники.

Уметь проводить интонационно-образный

и сравнительный анализ

музыки

Выучить текст песни c.32 (учебник)

29.

Светлый праздник

Знать понятия: сюита, трезвон.

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки

Знать:

-понятия: гимн, величание

Нарисовать рисунок по теме «Светлый праздник Пасхи»

30.

Создатели славянской письменности Кирилл и Мефодий

Знать:

-«житие» и дела святых
Кирилла и Мефодия;

-понятия: гимн, величание

Выполнить задание в рабочей тетради с.8-9.

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

31.

Праздники русского народа.

Троица.

Знать содержание и значение народного

праздника.

Уметь сочинять мелодию на заданный текст

Вспомнить названия русских народных песен.

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»

32.

Музыкальные  инструменты

Знать: историю инструмента
гитара; понятия: обработка,
импровизация, переложение музыки; авторская песня.

Уметь на слух различать тембры гитары (скрипки)

Вспомнить басню И.А.Крылова «Квартет»

33.

Музыкальный сказочник

Знать художественное единство музыки и живописи.

Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки

Вспомнить симфоническую сказку и ее автора (С.Прокофьев «Петя и Волк»)

34.

«Рассвет на Москве-реке»М.П.Мусоргский

Знать понятие изобразительность в музыке. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки

Не задано


  1. Список научно-методической литературы.
  1. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.
  2. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.
  3. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
  4. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.
  5. Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.
  6. «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.
  7. Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.
  8. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
  9. Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.
  10. Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.
  11. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.
  12. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.
  13. Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.
  14. Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.
  15. Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.
  16. Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г
  17. Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.

23.Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.

  1. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.
  2.  «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.
  3. «Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.
  4. «Музыка в школе» № №1-3 - 2007г.,№№1-6 - 2008г., №№1-5 – 2009г.
  5. Максимова Т.С. «Поурочные планы. Музыка 2 класс», Волгоград, Учитель, 2004г
  6. Изместьева Ю.Д. «Поурочные планы. Музыка 2 класс»/3 части/, Волгоград, Корифей, 2003г.
  7. Улашенко Н.Б. «. «Поурочные планы. Музыка 2 класс», Волгоград, Корифей, 2005г
  8. Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.
  9. Исаева С.А. «Физкультминутки в начальной школе», М., Айрис-Пресс, 2003г.
  10. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.

8.Требования к результатам обучения учащихся 4 класса

             Знать/понимать:

  • взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр);
  • музыку разных жанров, стилей, национальных и  композиторских школ;
  • ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, прелюдия и т.д.);
  • тембровые и регистровые особенности звучания музыкальных инструментов симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов; тембров вокальных голосов;
  • основные формы музыки и приемы музыкального развития;
  • характерные особенности музыкального языка П.И.Чайковского, Мусоргского М.П., С. Прокофьева, Г. Свиридова, В.А.Моцарта, Бетховена, Л.Э. Грига, Ф.Шопена.

           Уметь:

  • выявлять характерные особенностей русской музыки (народной и профессиональной), сопоставлять их с музыкой других народов и стран;
  • умения анализировать содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;
  • определять основные формы музыки и приемы музыкального развития;
  • эмоционально-осознанно воспринимать музыку, уметь давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;
  • понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение.

          Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • формировать постоянную потребность общения с музыкой, искусством вне школы, в семье;
  • развивать навыки художественного, музыкально-эстетического самообразования – формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений.

Метапредметными результатами изучения музыки являются:

  • Ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, села;
  • Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
  • Наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.

        Личностными результатами изучения музыки являются:

  • Развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству;
  • Реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов;
  • Позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

       Предметными результатами изучения музыки являются:

  • Устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду)

музыкально творческой деятельности;

  • Общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства на примере пройденных музыкальных произведений, общее представление о музыкальной картине мира;
  • Элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.

Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 4 класса

обучающиеся должны уметь:

  • узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
  • продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
  • продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
  • высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;
  • продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
  • эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
  • показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
  • выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование);
  • передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;  
  • охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
  • определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;
  • использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении  простейших мелодий;

исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочие программы для 1 класса "Перспектива"

Рабочие программы для 1 класса по новым стандартам (УМК "Перспектива"). Предмет: математика. Составили Арзютова М.И. и Пиянзина В.И....

Рабочая программа по музыке УМК "Перспектива"

Рабочая программа по музыке для 1 класса...

Рабочая программа по музыке 2 класс УМК "Перспектива"

Рабочая программа составлена на основе программы Сергеевой Г.П., Критской Е.Д., Шмагиной Т.С. Музыка. Рабочие программы. 1-4 классы.  Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1-4 классы....

Рабочая программа по музыке 1 класс Перспектива

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями примерной основной образовател...

Рабочая программа МАТЕМАТИКА, 1 класс, "Перспектива"

Рабочая программа по математике составлена на основе авторской программы Г.В.Дорофеева, Т.Н. Мираковой  «Математика» 1-4 класс. Реализация программы предполагает использование УМК «Перспектива»....

Рабочая программа.Технология. 1 класс. Перспектива.

Рабочая программа по технологии для 1 класса по программе "Перспектива"...

Рабочая программа. ИЗО. 1 класс. Перспектива.

Рабочая прграмма по ИЗО для 1 класса по программе "Перспектива"...