Открытый урок музыки "Природа и музыка"
план-конспект урока по музыке (2 класс) на тему

Выявить взаимосвязь между музыкой и природой на примерах музыкальных произведений русских и башкирских композиторов.

Проследить взаимодействие музыки, поэзии, прозы и живописи в создании образов родной природы.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Вход в класс под музыку. Аккомпанемент к песне Г. Струве «Моя Россия»

Музыкальное приветствие.

Учитель. Как называется музыкальное произведение, под которое мы вошли в класс?

Ученики. Аккомпанемент песни «Моя Россия» Георгия Струве.

Учитель. «Россия – родина моя» - это тема нашего предыдущего урока. Посмотрите на доску. Мы видим результат нашего предыдущего урока музыки. Что здесь изображено?

Ученики. Рисунки о Москве, о рассвете.

Учитель. Кто скажет название произведения, члушая которое мы представляли себе вид Москвы, рассвет?

Ученики. «Рассвет на Москва-реке».

Учитель. Какой композитор сочинил пьесу «Рассвет на Москва-реке»?

Ученики. Модест Петрович Мусоргский.

Учитель. Выберите его портрет.

Выбирают портрет из предложенных.

Учитель. Вспомним главную тему этого произведения. (Исполнение на фортепиано главной мелодии.) Какой характер этой музыкальной темы?

Ученики. Напевный, величественный, плавный.

Учитель. Сейчас прослушаем ещё раз пьесу «Рассвет на Москва-реке» Начальную фразу сочинения негромко спойте, а потом закройте глаза, чтобы вам ничего не мешало, и вслушайтесь – какие звуки московского утра вы там услышите. Я вам подскажу: пение петуха, рожок пастушка. Когда вы услышите, как оркестр передаёт эти звуки, поднимите руку, чтобы я могла убедиться – вы услышали то, что надо. А когда вы услышите, как оркестр показывает восход солнца, откройте глаза.

Слушание Экспозиции «Рассвет на Москва-реке» М.П. Мусоргский.

Учитель. Какой был характер у этой музыке?

Кто её исполнял: хор, один инструмент, оркестр?

Эта музыка авторская или народная?

Кто её автор?

Картину какого города рисует нам композитор?

Учитель. Сегодня мы с вами услышим новые музыкальные произведения, которые помогут нам ещё лучше понять мир музыки, её изобразительность и выразительность, а ваша активность в пении, музыкальных движениях, игрена детских музыкальных инструментах нам в этом поможет!

Учитель. Чем город Москва отличается от других городов нашей страны?

Ученики (Ответы).

Учитель. А столица нашей малой родины? (Выслушивает ответы.) Уфа – большой красивый город многонациональной республики Башкортостан.

Слайд. «Уфа современная»

Учитель. Посмотрите на запись, так  изображается РИТМ песни, которую мы с вами разучивали на прошлом уроке. Здесь короткие и длинные звуки. Прохлопаем ритм и вспомним название песни.

Прохлапывание ритма песни «Подарю стране цветы» Р. Сальманова.

 

Ученики. Песня «Подарю стране цветы».

Учитель. Эту песню мы учим в преддверии важного праздника  - День республики Башкортостан. Что такое праздник?

Ученик. Это радость, хорошее настроение.

Учитель. Как радость, настроение мы показываем? Что мы можем делать?

Ученики. Поём, пляшем, играем. Нам весело. Мы к чему-то готовимся, чего-то ждём.

Учитель. У нас получается  - настоящий концерт – где как бы соревнуются, показывают своё мастерство артисты: поют, танцуют, играют…Значит кем на уроке мы сегодня будем?

Ученики. Артистами, исполнителями, участниками концерта!

Учитель. А уважаемые учителя?

Ученики. Учителя будут слушателями.

Учитель. Если мы артисты, организаторы концерта, то наша главная цель какая?

Ученики. Сделать всё так, чтобы у слушателей было хорошее настроение в преддверии праздника День суверенитета республики.

Учитель. Итак, у нас – КОНЦЕРТ! А какое название мы дадим нашему концерту? Вспомните, как называется новая песня, композитор Рафик Сальманов?

Ученики. «Подарю стране цветы»

Учитель. Подходит название для нашего концерта? Выслушивает мнение учеников. Осталось только наполнить наш концерт художественными номерами. Вот лист программы! Здесь будем записывать, то, что мы включим в концерт.

Учитель. Начинаем подготовку к концерту!

Открываю доску.

Учитель. На протяжении последних недель на уроках: технологии, русского языка и родного языка, на уроке окружающего мира, мы говорили об осени.

Чем отличается осень от других времён года?

Какая бывает осень?

Какие чувства мы испытываем осенью?

Приносит ли она радость?

Несмотря на то, что осенью становится холоднее, меняется облик деревьев, улетают на юг многие птицы, в это время у людей чаще всего бывает хорошее настроение: они отдохнули летом, поздоровели…

Например, великий поэт А.С. Пушкин называл осень любимым временем года. В своих стихах он много раз восхищался красотой осенних лесов, бодрым свежим воздухом.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

А.С. Пушкин утверждал, что осенний холод человеку полезен – он делает его тело энергичным, полным сил и веселит душу.

Посмотрите на репродукцию картины.

Слайд. Картина Остроухова «Золотая осень»

Как она называется? («Золотая осень Остроухо И.)

На каком уроке мы с ней познакомились? Что мы делали?

У многих получились хорошие, достойные сочинения!

Художник – изобразил – осень красками!

Поэты, и мы с вами будущие писатели – отразили тему «Осени» в своих сочинениях, красивыми словами!

А музыка – звуками – сможет передать нам ощущение осени?

Какая она будет?

  1. Великий русский композитор П.И. Чайковский (Показывается портрет.) – по заказу одного журнала сочинил сборник пьес под названием «Времена года». Как вы думаете, сколько там было пьес?

12! Каждая пьеса соответствует определённому месяцу. Вот сочинение №10. Октябрь. «Осенняя песнь». Послушайте фрагмент сочинения и скажите, удалось ли композитору передать настроение, чувства осени и осенние пейзажи?

Исполнение на фортепиано фрагмента пьесы П.И. Чайковского «Осенняя песнь».

Какие картины природы нарисовал композитор своей музыкой?

Ученики. Опадающие листья, шум ветра.

Учитель. Музыка передаёт, как парят листья деревьев и опускаются на землю.

Закройте глаза и послушайте ещё раз фрагмент.

Повторное слушание фрагмента П.И. Чайковский «Осенняя песнь»

Учитель. Мы писали с вами сочинение на тему осень. А может ли звучать вмете слово и музыка?

Попробуем, что у нас получится? Поможет мне в этом Влада, затем Григорий.

Чтение сочинение и исполнение фрагмента пьесы П.И. Чайковского.

А может ребята это быть номером нашего концерта? Запишем: 1. Музыка + слово = Осенняя песнь.

  1. Посмотрите на картины современного башкирского художника Ралифа Ахметшина.

Вывещиваются картиныР. Ахметшина. Слайд. «Художник Р. Ахметшин.

Какую музыку вы слышите, глядя на эти картины?

Выберите из трёх музыкальных произведений, то, что соответствует картине «Осенний парк».

Исполнение пьес.

Вы думаете третья – это Прелюдия №2 Наримана Сабитова – показала нам осенний музыкальный пейзаж. Прелюдия – означает вступление, наало чего-то.  Нариман Сабитов - башкирский композитор, который вырос на музыке русских композиторов Мусоргского, Чайковского, на музыке своего  башкирского народа. И его произведение выражает задумчивость, изображает – медленно падающие листья. Красивая музыка. Встаньте около своих мест, представьте, как качаются ветки деревьев на ветру.

Исполнение на фортепиано. Прелюдия №2 Н. Сабитов. Пластические движения.

Скажите, а можем ли мы сделать всё это номером нашей программы? Запишем: 2) Прелюдия «В лесу»

Учитель. Осень в этом году удалась на славу: в сентябре – мы насладились золотой порой; сейчас – октябрь – идут дожди. Музыкальные инструменты также могут нам показать картину дождя. Как вы думаете: вот этот детский музыкальный инструмент (Показывается металлофон.) сможет нам показать картину дождя? Для этого, нам нужно знать какой тембр у этого инструмента – окраска звука у этого инструмента. Наиграем… Какой? Выходите мальчики, покажите нам  песенку дождя.

А сейчас разучим попевку «Дождик».

Разучивание попевки.

Это было распевание к важной заключительной точке нашего концерта, как она у нас будет называться?

Запишем: 3) «Подаю стране цветы» Р. Сальманов.

 Какое у вас настроение. Понравилось готовиться к концерту. Если у вас хорошее праздничное  настроение возьмите эти цветы… Вот корзина… Соберём ваши цветы в корзину – вот наш подарок  нашей любимой республике! Концерт «Подарю стране цветы» - НАЧИНАЕТСЯ!

Под аккомпанемент учителя ученики выступают по программе концерта.

  1. Слово+музыка=осенняя песнь.
  2. Прелюдия «В лесу».
  3. «Подарю стране цветы».

Учитель. Ребята, это все-таки урок! Какую оценку вы поставили бы себе и своему другу? Обоснуйте!

Как вы думаете, а домашнее задание будет?

Домашнее задание: 1. Если вам хочется выучить стихотворение А. Майкова «Осенний лес», который нашёл Инякин Владик, а прочитали наизусть сестрёнки Анна и Мария– выучите его;

2. Если кто-то хочет дома найти приспособления, предметы которые изобразят звуки дождя и придумать песенку дождя – сделайте это задание.

3. Если вы любите рисовать, вы под впечатление музыки Чайковского и Сабитова – рисуйте!

Жду вас на следующем уроке!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Природа и музыка

Слайд 6

Природа и музыка

Слайд 7

Александр Сергеевич Пушкин

Слайд 9

«Золотая осень» Остроухов Илья Семёнович

Слайд 10

Ралиф Ахметшин

Слайд 11

Природа и музыка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме: музыка Японии 3 класс .

Методическое пособие-открытый урок по теме: музыка Японии 3 класс. .....

оТКРЫТЫЙ УРОК ПО СЛУШАНИЮ МУЗЫКИ

МАТЕРИАЛЫ МОЕЙ АТТЕСТАЦИИ...

оТКРЫТЫЙ УРОК ПО СЛУШАНИЮ МУЗЫКИ

МАТЕРИАЛЫ МОЕЙ АТТЕСТАЦИИ...

План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия

План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...

ОТКРЫТЫЙ УРОК "Сказка в музыке"

Сказки Пушкина вдохновляли многих композиторов на создание музыкальных произведений.Один из них – великий русский композитор  Николай Андреевич Римский-Корсаков.Композитор очень любил писать музы...

Конспект открытого урока музыки в 1 а классе «Музыка осени»

·        закрепить знания о тембрах, научить различать тембры музыкальных инструментов;·        обучать навыкам осмысленного участ...

Открытый урок музыки в 4-м классе с использованием ИКТ по теме «Русский композитор-классик П.И.Чайковский. «Детский альбом". Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Г.М. ГБОУ школа №439 г.Петродворца.

Открытый урок музыки в 4-м классе с использованием ИКТ по теме «Русский композитор-классик П.И.Чайковский. «Детский альбом» -«Азбука детской музыки».Учитель музыки высшей квалификационной категории ГБ...