урок музыки по теме "Музы не молчали" (1 класс)
план-конспект урока по музыке (1 класс) на тему

Технологическая карта, сценарный план урока и компьютерная презентация к уроку

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Елена Геннадьевна Скулкова,

учитель музыки

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 имени В.З. Петрашова» г. Курска

Урок музыки в 1 классе на тему «Музы не молчали»

Технологическая карта

Предмет

музыка

Класс  

1

Программа:

Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Программа по музыке для общеобразовательных учреждений. 1-4классы. – М.: Просвещение, 2013г.

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Форма урока

Урок – историческое путешествие

Раздел

Музыка и ты

Тема урока

Музы не молчали

Цель урока

Сформировать представления обучающихся о музыкальных произведениях, посвященных истории России, защитникам Отечества. Создать коллаж – памятник Героям России.

Задачи урока

  1. 1.Обучающие: 
  • показать подвиги героев нашей Родины в разные исторические эпохи на примерах произведений разных видов искусства;
  • формировать у обучающихся  представления о связи музыки, поэзии, живописи и скульптуры;
  • прийти к выводу о том, что произведения искусства, воздействуя на человека, обостряют его чувства, вызывая эмоциональный отклик на  запечатленные в них исторические события;
  • подвести к пониманию того, что разные виды искусства помогают сохранить память об историческом прошлом нашей Родины и её героических защитниках,
  • учить обучающихся применять в жизни имеющиеся и полученные на уроке знания о музыке, живописи и поэзии,
  • познакомить с новыми понятиями «симфония», закрепить понятия: «симфонический оркестр», группы инструментов симфонического оркестра;
  • обогащать музыкально-эстетический словарь.

2. Воспитывающие:

  • формировать эстетический вкус, на примерах произведений разных искусств;
  • воспитывать чувства патриотизма, любви и гордости за историческое прошлое страны, героические подвиги русского народа, ценностные человеческие качества: доброту, справедливость, сострадание, сопереживание, умение дружить.

3.Развивающие: 

  • развивать умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
  • наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов, интонационно-образное мышление,
  • совершенствовать певческие навыки; речевую активность; звуковысотный слух; музыкальную память, эмоциональную отзывчивость, умение откликаться на музыку с помощью простейших движений;
  • активизировать творческий потенциал обучающихся.

Планируемые

результаты

Предметные:

Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

Развитие художественного вкуса и интереса к музыке, посвященной историческому прошлому России и защитникам Отечества;

Умение выявлять характерные особенности патриотической и героической музыки;

Умение оценивать произведения разных видов искусства;

Использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно- образного содержания народной музыки в различных видах музыкальной деятельности (пении, слове, пластике (импровизация), игре на детских музыкальных инструментах)

Усвоение дидактических единиц: Родина, Отечество, памятник, память; жанр музыки – симфония; мелодия; солист, хор, имена композиторов (А.П.Бородин, В.Соловьев-Седой, Т.Попатенко)

Демонстрация уровня сформированности певческих исполнительских умений (интонация, дикция, дыхание, звукообразование, понимание дирижерского жеста учителя);

Метапредметные:

Размышлять о роли патриотической музыки в жизни человека.

Овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера.

Ориентироваться в информационных текстовых источниках.

Развивать художественное восприятие, умение оценивать произведения разных жанров.

Мобилизовать силу и энергию для преодоления препятствий

Сотрудничать со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач

Применять знаково-символические и речевые средства для решения коммуникативных задач.

Личностные:

Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений.

Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа.

Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.

Развитие духовно- нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональной отзывчивости; уважительного отношения к обычаям и традициям русского народа.

Расширение песенного репертуара и возможность исполнения, выученных на уроке песен в повседневной жизни;

Расширение знаний о музыке, композиторах, художниках, поэтах, скульпторах и возможность их применения на уроках  литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства;

Развитие устной монологической речи, обогащение ее выразительными средствами и интонациями.

Формирование позитивной самооценки своих музыкально-творческих возможностей.  

Личностные УУД:

  • понимание значения музыки в жизни общества, человека;
  • усвоение жизненного содержания музыкальных сочинений;
  • осознание особенностей деятельности композитора, поэта, художника, скульптора.

Познавательные УУД:

  • усвоение элементов музыкального языка как средства создания музыкальных образов;
  • овладение первичными умениями анализа музыкальных сочинений;
  • осмысление символических (различные типы интонаций) средств выразительности музыки;
  • выполнение действий творческого, поискового, исследовательского характера

Регулятивные УУД:

  • опора на имеющий жизненно-музыкальный опыт в процессе знакомства с новыми музыкальными произведениями;
  • планирование собственных действий в процессе исполнения музыки;
  • прогнозирование результата музыкальной деятельности (качество и коррекция недостатков исполнения);
  • оценка воздействия музыкального сочинения на собственные чувства и мысли, ощущения /переживания/ других слушателей.

Коммуникативные УУД:

  • умение слушать и вступать в диалог со сверстниками, учителем, создателями музыкальных сочинений в процессе размышлений о музыке;
  • умение строить речевое высказывание в устной форме («эмоциональный словарь»);
  • освоение способов взаимодействия в коллективной, групповой работе в паре при восприятии и исполнении музыки;
  •  осуществление контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективном исполнении музыкальных произведений.

Методы

общедидактические методы:

-словесные (рассказ, объяснение, беседа);

- наглядные (наглядно-зрительные, наглядно-слуховые);

- практические (упражнения);

-проблемно-поисковые;

-анализа, сравнения;

-междисциплинарных взаимодействий;

методы музыкального воспитания: метод художественного, нравственно-эстетического постижения музыки, метод эмоциональной драматургии; создание ситуации успеха; метод забегания вперед и возвращения к пройденному материалу; метод «художественного движения»; системно-деятельностный подход.

Формы организации учебной деятельности

- коллективная (слушание музыки; хоровое исполнение песен, музыкальные игры; пластическое интонирование, творческие задания, защита проекта);

- индивидуальная (высказывания о музыке; пение сольное, индивидуальный опрос).

Музыкальный репертуар

А.П. Бородин симфония № 2 «Богатырская»

«Радуйся, Росско земле!» старинный петровский кант

Русская народная песня «Солдатушки, бравы ребятушки»

«Вот какая бабушка» муз. Т. Попатенко, сл.И. Черницкого

«Вечер на рейде» муз. В. Соловьева-Седого, сл. А. Чуркина.

Оборудование

фортепьяно, музыкальный центр, мультимедийное оборудование с проектором, раздаточный материал, репродукция картины В.Васнецова «Три богатыря», опорные таблицы.

Сценарный

план урока

I. Организационный момент. Музыкальное приветствие.

II. Сообщение темы, проблемы, определение цели урока. Слайд 1. Тема урока. 

В течении урока создать коллаж – памятник героям России.

III. Основное содержание урока:

1 Картина художника В. Васнецова «Три богатыря»  вспомнить кто такие богатыри на Руси, какие подвиги они совершили, сделать анализ картины.

2 А.П.Бородин симфония № 2 «Богатырская» Слайд 2. Портрет композитора.

Слушание фрагмента экспозиции симфонии, определение музыкального образа богатырей, характера, темпа, динамики. Сравнить симфонию «Богатырская» с картиной «Три богатыря» - найти общее и разное. Повторить группы инструментов симфонического оркестра. Определить инструменты не входящие в состав симфонического оркестра.

3Учебник стр. 56-57 памятник Петру I Слайд 3 портрет Императора – беседа о деятельности первого российского императора, памятник Петру I в Санкт-Петербурге.

4 «Радуйся, Росско земле!» старинный петровский кант – сочинение самими учащимися в роли

композиторов характера, настроения, темпа. Слушание, соотношение с прослушанной музыкой. Использование музыкального словаря.

5 Учебник стр. 56-57 памятник Александру Васильевичу Суворову. Слайд 4 Портрет А.В.Суворову - Это был один из самых необыкновенных людей века, – великий полководец и великий политик, «не проиграл ни одного сражения, причем большинство из них были выиграны при численном превосходстве неприятеля» (более 60 сражений). 

6 Русская народная песня «Солдатушки, бравы ребятушки» – назвать характер исполнения. Исполнение по группам, используя маршевые шаги. Определение уровня собственного исполнения и уровня противоположной группы. Соотношение с образом солдат.

7 Подвиг моряка Ивана Голубца Слайд 5, 6, 7.  рассказ о подвиге героя, определение качеств личности, подбор слов характерных для этого человека.

8 Песня В.Соловьев-Седой «Вечер на рейде» Слайд 8 – слушание, определение характера, темпа, динамики, инструментов аккомпанемента, соотношение с портретом героя.

9 «Вот какая бабушка» муз. Т. Попатенко, сл. И. Черницкого Слайд 9-16 – исполнение песни в характере хором, по группам, с солистами.

IV. Подведение итогов урока. Собирание пазла из слов: Герой, подвиг, памятник, память.

Вопросы. Выводы обучающихся. Защита мини проекта.

V. Оценивание работы учащихся на уроке. Рефлексия. Слайд17. В конце урока на память о героях нашего Отечества обучающиеся получают георгиевскую ленточку и звездочку. Если урок понравился, детям необходимо знать о подвигах героев нашей родины, рассказывать о них дома, своим друзьям, то нужно положить звездочку на красный квадрат, а если этого не надо делать, то положить звездочку на зеленый квадрат.

Деятельность учителя

- мотивация, организация, руководство и оценивание деятельности обучающихся (музыкально-познавательной, исполнительской, игровой, творческой);  

- аккомпанирование детскому хоровому и сольному исполнению;

- пение с детьми индивидуально, показ образцов исполнения;

- проведение содержательного и сравнительного анализа музыкальных произведений.

Деятельность учащихся

- слушают музыку, размышляют, сравнивают, высказывают собственное отношение к музыке, оценочные суждения;

- поют, выполняют творческие задания;

- сравнивают музыкальные произведения;

- размышляют, сравнивают, сопоставляют, обобщают, анализируют, делают выводы, дают оценку своей работе (рефлексия).

Познавательные задания. Дидактические игры

- определить, назвать по иллюстрациям инструменты, входящие в состав симфонического оркестра и не входящие в его состав;  

- познакомиться с новым музыкальным термином «симфония»;

- сравнить произведения разного жанра искусства;

- найти слова для определения характера музыки;

- определить форму песни, назвать ее структуру (куплет, запев, припев, вступление);

- определить особенности музыки симфонии № 2 А.П.Бородина «Богатырская»;

Развитие умений учащихся

Предметные:

- певческие (распределять дыхание, правильно интонировать в составе группы и индивидуально; дикционно внятно, отчетливо и выразительно исполнять текст песен);  

- моторно-двигательные (умение маршировать под музыку, исполняя песню); дослушивать музыкальное произведение до конца, эмоционально откликаться на музыку разного характера.

Метапредметные: отвечать полным ответом; воспроизводить образец (в пении, движении и пр.); сравнивать жизненные явления с произведениями искусства; узнавание и называние;

Основные понятия,  термины урока

(дидактические единицы)

- жанр музыки (песня, симфония);

- мелодия, аккомпанемент;

- строение песни (куплет, запев, припев, вступление, проигрыш, заключение);

- имена композиторов (А.П.Бородин, В.Соловьев-Седой, Т.Попатенко)

- наименования музыкальных произведений для слушания, песен, музыкальных творческих заданий;

-  стихи;

Итоги урока

- яркие впечатления детей от произведений разных видов искусств, рассказывающих о жизни и подвигах людей разных исторических эпох, ответ на проблему урока: музы не молчали, показали подвиги героев разных времен, нашедших отражение в видах искусства, вызвали чувства гордости, сопереживания. Герои уходят, а память о них остается.

- освоение и демонстрация программных навыков в различных видах музыкально-познавательной деятельности;

- усвоение информации о видах искусства, их связи;

 - освоение дидактических единиц, понятий;

Оценивание обучающихся

- устная оценка работы учащихся на уроке;

- рефлексия (самооценка обучающихся).

Ресурсы

Технические средства обучения:

Мультимедийное оснащение.

Методическое обеспечение

- фоно- и аудиозаписи музыкальных произведений;

- портреты композиторов: А.П.Бородин, В.Соловьев-Седой, Т.Попатенко

-портреты: императора Петра I ,полководца А.В.Суворова, Героя Советского Союза И.Голубца;

-картина художника В. Васнецова «Три богатыря»;

-стихотворения о героях;

- опорные карточки для определения настроения, характера произведения;

- иллюстрации с изображением симфонического оркестра, групп инструментов симфонического оркестра, народных инструментов;

- пазлы

-мультимедийная презентации к уроку.

Литература:

1.Затямина Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования. Сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-методическое пособие. – М.: Глобус, 2007.

2.Критская Е.Д., Сергеева Г.П. Шмагина Т.С. Музыка: 1-4 классы. Методическое пособие. – М., 2013.

3.Рудзик М.Ф. Результативность и качество музыкального образования школьников: Банк оценочных средств. Методическое пособие. – Курск: Издательство КГУ, 2010.

4.Критская Е.Д, Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. 1 класс. Учебник.– М.: Просвещение, 2013.

Технология организации учебной деятельности

Структура урока, содержание материала

Деятельность учителя

Характеристика деятельности обучающихся

УУД

1.Организационно-мотивационныйэтап

Музыкальное приветствие.

-Прозвенел звонок

-Здравствуйте ученики

Вы почувствовали тепло рук, давайте улыбнемся и пожелаем друг другу удачи на сегодняшнем уроке.

Можете садиться.

-Начался урок

-Здравствуйте учитель.

Готовность обучающихся к началу урока.

Дети разбиты на две группы и сидят за круглыми столами.

Личностные УУД: создание психоэмоциональной стабильности.

2.Определение темы урока обучающимися

Целеполагание

Прозвучал фрагмент стихотворения поэта Александра Прокофьева «Наша Родина Россия» на слова, которого наш курский композитор Георгий Васильевич Свиридов написал хоровое произведение. Это четверостишие заканчивается словами: Россия грозная и гордая. Как понять последние слова, почему Россия грозная и кем может гордиться она?

Ученик читает фрагмент стихотворения:

Наша Родина Россия дальняя, да горная,

Наша Родина Россия грозная и гордая.

Обучающиеся отвечают на вопросы, высказывают свои предположения.

Коммуникативные УУД: готовность слушать собеседника.

Познавательные УУД: осознанно строить сообщения в устной форме.

Регулятивные УУД: управление своей деятельностью.

Личностные УУД: показ собственных знаний, уважительное отношение к иному мнению.

Из каких источников мы можем узнать о героях, защитниках России, их подвигах?

Ответы детей: мы можем узнать из книг, поэм, стихотворений, музыки, скульптур, песен.

Кто же вдохновляет этих людей на создание таких видов искусства?

Это музы.

Значит, музы искусства не могут молчать?

Музы искусства молчать не могут.

О чем же пойдет речь на нашем уроке, какова будет тема нашего урока?

Музы не молчали.

Проверьте, правильно ли мы определили тему нашего урока. Слайд № 1.

Конечно, музы искусства не могут молчать, они рассказывают нам о подвигах героев, слагают былины, пишут стихи, сочиняют песни, в честь героев ставят памятники.

Читают тему урока:

Музы не молчали.

Сегодня мы с вами создадим свой памятник защитникам Отечества, которые в разные эпохи нашего государства становились героями.

На доске висит плакат, на котором изображен постамент. В процессе урока на постамент мы вклеим портреты героев, которыми гордится Россия.

Заполняют макет постамента фотографиями и иллюстрациями.

3.Изучение нового

материала.

Картина художника В.Васнецова «Три

Знаете ли вы, кто были первыми защитниками Руси?

Дети. Это были богатыри.

Коммуникативные УУД: готовность слушать собеседника.

Познавательные УУД: осознанно строить сообщения в устной форме.

Регулятивные УУД: управление своей деятельностью.

Личностные УУД: показ собственных знаний, уважительное отношение к иному мнению.

Проверим, правильно ли мы ответили на этот вопрос. Поможет нам картина известного художника В. Васнецова «Три богатыря».

Обучающиеся подходят к доске, где висит картина «Три богатыря»

Рассмотрите эту картину.

-Почему вы решили, что на картине изображены богатыри?

- Как зовут этих богатырей? Покажите их на картине.

- Какое оружие в руках героев?

- Что делают богатыри?

- Какая погода изображена, какие тона преобладают на этой картине?

Муза живописи нарисовала портрет богатырей, а может ли музыка показать образы этих героев?

Ответы обучающихся.

Дети садятся на свои места

А.П. Бородин

Симфония «Богатырская» (фрагмент).

Русский композитор Александр Порфирьевич Бородин сочинил симфонию № 2, которая называется «Богатырская». Слайд № 2.

- Как вы думаете, о чем должна рассказать музыка в этой симфонии?

- Какие образы она должна нам показать?

Сегодня мы знакомимся с новым музыкальным термином. Это симфония.

Ответы учащихся: музыка может показать нам образы богатырей.

Дети хором произносят фамилию композитора.

Ответы обучающихся.

Коммуникативные УУД: выражать свои мысли, готовность слушать собеседника, вести диалог.

Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить сообщения в устной

 форме, сравнивать и анализировать.

Регулятивные УУД: управление своей деятельностью, обобщают. Делают выводы.

Личностные УУД: проявление познавательного интереса, умение общаться.

Симфония – (стройное звучание, стройность) произведение для оркестра.

Слайд № 3.

Обучающиеся хором произносят определение.

- Для какого оркестра написано это произведение?

- Какие оркестры вам известны?

 Ответы детей: для симфонического. Оркестры

бывают: народные, духовые, эстрадные.

Слушание музыкального фрагмента.

- Слушая фрагмент Симфонии № 2, постарайтесь определить, почему композитор назвал симфонию «Богатырской»?

Ответы детей: музыка звучит

твердо и мужественно.

Вопросы для анализа музыкального фрагмента:

1.Какой характер музыки?

2.В каком темпе звучит музыка?  Изменяется ли он на протяжении развития произведения?

3.Как изменяются динамические оттенки в симфоническом оркестре?

4. Представьте то, что происходит с богатырями в этом симфоническом отрывке?

На столе у детей лежат две папки желтая с музыкальными определениями, зеленая с изображением музыкальных инструментом.

Чтобы правильно ответить на эти вопросы вы можете воспользоваться желтой папкой и выбрать только те музыкальные определения, которые подходят для нашего фрагмента.

Слушание произведения.

Ответы детей.

Повторное слушание музыкального фрагмента.

Еще раз послушаем этот фрагмент и ответим на такой вопрос:

- Что общего и что разного между картиной художника В.Васнецова «Три богатыря» и музыкой композитора А.П.Бородина?

Слушают отрывок, обсуждают в группах заданный вопрос. Находят правильный ответ, исправляют ошибки друг друга.

Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить сообщения в устной

 форме, сравнивать и анализировать.

Регулятивные УУД: управление своей деятельностью, обобщают. Делают выводы.

Личностные УУД: проявление познавательного интереса, умение общаться.

Обратимся к памятнику на доске.

На нашем памятнике появляется фотография первого защитника Отечества. Это?

Богатырь.

Дети наклеивают на макет постамента первую иллюстрацию – богатырь.

4.Изучение нового

материала.

Слайд 3 портрет Император,

памятник Петру I

Император Петр I – умный, волевой, решительный, талантливый, не жалевший своих сил во имя заветной цели, был строг не только к себе, но и к другим. Энергичный, целеустремленный, жадный до новых знаний, царь Петр великий при своей противоречивости, вошел в историю императором, сумевшим кардинально изменить облик России.

В память великому царю построены многочисленные памятники в Петербурге.

Обучающиеся смотрят на интерактивную доску.

Личностные УУД: понимание значения музыки в жизни общества, человека. усвоение жизненного содержания музыкальных сочинений, осознание особенностей стилей деятельности композитора.

Познавательные УУД: усвоение элементов музыкального языка как средства создания музыкального образа.

Регулятивные УУД: опора на имеющийся жизненно-музыкальный опыт. В процессе знакомства с новым музыкальным произведением,

прогнозирование результата музыкальной деятельности

(качество, коррекция.)

Откройте разворот учебника на страницах 56-57. На странице 56 мы видим памятник Великому Императору в городе Санкт-Петербург.

Работа с учебником.

Кем был Петр I?

Возвращаясь с победой во главе

 русской армии, Великого Петра встречал хор, исполняя специальные песни. Это были хвалебные канты, в которых прославлялся Император, русская армия и великая Россия.

Петр I был императором.

- Если бы вы были композиторами эпохи Петра, какие канты по характеру вы бы сочинили? В каком темпе они должны исполняться? Какое настроение было бы у этих сочинений?

Ответы обучающихся.

Исторический кант «Радуйся, Росско земле!» – слушание.

Послушаем один из исторических петровских кантов «Радуйся, Росско земле!» неизвестного автора. Сравните характер его звучания с теми версиями о характере музыки, которые вы предположили.

-Правильно ли мы определили и отразили характер музыки эпохи Петра?

Слушание музыки. Ответы на вопросы. Исправление ошибок.

Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог со сверстниками, учителем, создателями музыкальных сочинений в процессе размышления о музыке.

Суворов А.В. – великий русский полководец.

Слайд № 4 Суворов Александр Васильевич – кавалер всех российских орденов и многих иностранных. За всю свою карьеру он не знал поражения, дал более 60 сражений, окончившиеся победой. Главной целью военных действий Суворов считал уничтожение армии противника в открытых полевых сражениях, а основным средством – наступательный бой. Решающим фактором победы для него всегда оставался человек, солдат.

Обучающиеся смотрят на интерактивную доску.

Регулятивные УУД: управление своей деятельностью, обобщают. Делают выводы.

Личностные УУД: проявление познавательного интереса, умение общаться.

На странице 57 мы видим памятник Александру Васильевичу Суворову.

Действительно Александр Васильевич любил своих солдат и дорожил буквально каждой жизнью. Во времена Суворова у солдат особую любовь сыскали солдатские песни.

Работа с учебником.

«Солдатушки, браво ребятушки» исполнение песни.

Одна из таких песен «Солдатушки, браво ребятушки» была любима солдатами во время Великой Отечественной войны. Мы тоже разучили эту песню и сейчас исполним ее. Эта песня написана в форме диалога и поскольку сегодня на уроке мы работаем по группам, первая группа будет задавать вопрос, а вторая на него отвечать, при этом пение будет сопровождаться маршевыми ритмическими шагами. Каждая группа

 должна не только правильно спеть свой музыкальный фрагмент, но и обратить внимание на правильное выполнение задания противоположной группой.

Обучающиеся выходят из-за парт, отвечают на поставленный вопрос, поют песню, сопровождая пение ритмическими маршевыми шагами, внимательно наблюдают за работой противоположной группы. Делают выводы, исправляют ошибки.

Коммуникативные УУД: осуществление контроля, коррекции, оценки действий партнеров, в коллективном исполнении музыкальных произведений.

Познавательные УУД: выполнение действий творческого, поискового, исследовательского характера.

- Как должна быть исполнена эта песня?

Ответы обучающихся.

- Каков жанр песни «Солдатушки,

 браво ребятушки»?

На нашем памятнике появляется еще одна фотография защитника Отечества, это?

Это солдатская песня.

Солдат.

Наклеивают на макет памятника фотографию солдата.

Иван Голубец-матрос черноморского флота, герой Советского Союза.

Слайд № 5, 6, 7. Не только солдаты защищали нашу Родину во время Великой Отечественной войны, но и матросы черноморского флота сражались с противником на море. Многие из них не дошли до победы, но совершили подвиги и их имена мы помним и чтим. Таким героем стал матрос Иван Голубец. Голубец Иван Карпович – рулевой сторожевого катера «СК-0183» 3-го дивизиона сторожевых катеров Черноморского флота, старший краснофлотец, ценой своей жизни предотвративший 25 марта 1942 года гибель военных катеров. В

 память о подвиге это человека в городе герое Севастополе установлен памятник, на улице где он жил висит памятная плита, а по Черному мору ходит траулер с его именем.

Обучающиеся смотрят на интерактивную доску.

Коммуникативные УУД: осуществление контроля, коррекции, оценки действий партнеров, в коллективном исполнении музыкальных произведений.

Познавательные УУД: выполнение действий творческого, поискового, исследовательского характера.

- Как мы можем назвать этого моряка? Подберите слова, которые подходят для этого человека.

Ответы детей: это – герой. Подбирают слова, составляют предложения.

- А есть ли у моряков свои песни?

У моряков есть тоже свои песни и это морские, матросские песни.

Василий Павлович Соловьев-Седой.

Слайд №8. Композитор Василий Павлович Соловьев-Седой в советское время написал большое количество песен. Одна из них «Вечер на рейде» до сих пор остается одной из самых любимых песен моряков.

- Послушайте произведение, определите характер, темп, настроение этой песни?

Ответы детей.

Коммуникативные УУД: осуществление контроля, коррекции, оценки действий партнеров, в коллективном исполнении музыкальных произведений.

Познавательные УУД: выполнение действий творческого, поискового, исследовательского характера.

- Какой музыкальный инструмент будет аккомпанировать вокальному ансамблю?

Этот музыкальный инструмент фортепиано.

- В зеленой папке найдите иллюстрацию инструмента, который вы услышите?

Балалайка и скрипка.

- Какие музыкальные инструменты есть в этой папке?

Называют инструменты, показывают их.

- Подойдите к доске и посмотрите какие музыкальные инструменты на ней представлены? Назовите и покажите их на иллюстрациях.

Струнные - смычковые, духовые, народные инструменты.

На нашем памятнике появляется еще одна фотография защитника Отечества, это?

Это моряк.

Тамара Александровна Попатенко – Советский композитор.

Слайд № 9.

Во время войны на фронте были не только мужчины, но и женщины. Мы выучили песню «Вот какая бабушка, просто молодец», автор которой советский композитор Тамара Александровна Попатенко

- Кем была бабушка во время войны? Почему ее называли героем?

Ответы детей: во время войны бабушка была санитаркой и спасала раненых с поля боя.

Исполним песню очень выразительно, используя для повторения интерактивную доску. Слайд № 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16.

Повторяют текст на интерактивной доске. (Презентация к песне с текстом). Исполняют песню в характере хором, по группам, с солистами.

На нашем памятнике появляется еще одна фотография защитника Отечества, это?

Это- женщина.

Защита проектов.

Посмотрите на доску. В заключении нашего урока мы создали свой памятник защитникам Отечества, на нем изображены: богатырь, солдат, моряк и медсестра.

10 дней назад вы получили задание подготовить проект по теме «Защитники Отечества», расскажите о своем проекте.

Защита проектов обучающимися.

Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить сообщения в устной

форме, сравнивать и анализировать выполнении заданий.

Регулятивные УУД: управление своей деятельностью, обобщают, делают выводы.

Личностные УУД: проявление познавательного интереса, умение общаться.

Обобщение.

Сейчас каждая команда получит папку с пазлами, собрав их вы получите логическую цепочку и сможете ответь на вопрос: о чем шла речь на сегодняшнем уроке?

Слова пазлов:

Герой. Подвиг. Памятник. Память.

Учащиеся собирают пазлы, составляют предложения, отвечают на вопрос.

Коммуникативные УУД: осуществление контроля, коррекции, оценки действий партнеров в группах.

Познавательные УУД: выполнение действий творческого, поискового, исследовательского характера.

Рефлексия.

Оценивание работы учащихся на уроке.

 Рефлексия. Слайд17.

В конце урока ребята получают на память о героях нашего Отечества георгиевскую ленточку и звездочку.

Если урок понравился и нам нужно знать о подвигах героев нашей родины, рассказывать о них дома, своим друзьям, то положить звездочку на красный квадрат, а ели этого делать не надо, то положить звездочку на зеленый квадрат.

Учащиеся выполняют задание, делают выводы, оценивают работу на уроке.

Регулятивные УУД: рефлексия способов и условий действия, оценка своей деятельности на занятии.

Коммуникативные УУД: выражении своих мыслей с достаточной полнотой и аргументация своего мнения, учет разных мнений.

Личностные УУД: адекватное понимание причин успеха и не успеха в учебной деятельности, самооценка на основе критерия успешности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ « Средняя общеобразовательная школа № 2 имени В.З. Петрашова » г. Курска Презентация к уроку музыки в 1 классе на тему « Музы не молчали » Скулкова Елена Геннадьевна , учитель музыки высшей категории Курск – 2016 г.

Слайд 2

Музы не молчали

Слайд 3

Александр Порфирьевич Бородин Симфония № 2 «Богатырская»

Слайд 4

СИМФОНИЯ («СОЗВУЧИЕ, стройное звучание, стройность») — музыкальное произведение для оркестра.

Слайд 5

Император Петр I – умный , волевой, решительный, талантливый, не жалевший своих сил во имя заветной цели, был строг не только к себе, но и к другим. Энергичный , целеустремленный, жадный до новых знаний, царь Петр Великий при всей своей противоречивости, вошел в историю императором, сумевшим кардинально изменить облик России. В память великому царю построены многочисленные памятники в Петербурге.

Слайд 6

Суворов Александр Васильевич – кавалер всех российских орденов и многих иностранных. За всю свою карьеру не знал ни одного поражения: дал более 60 сражений, окончившиеся победой . Главной целью военных действий Суворов считал уничтожение армии противника в открытых полевых сражениях, а основным средством – наступательный бой. Решающим фактором победы для него всегда оставался человек, солдат.

Слайд 7

Голубец Иван Карпович – рулевой сторожевого катера «СК-0183» 3-го дивизиона сторожевых катеров Черноморского флота, старший краснофлотец.

Слайд 8

Памятник герою Советского Союза Ивану Голубцу в городе Севастополе

Слайд 9

Морской траулер носит имя Ивана Голубца

Слайд 10

Василий Павлович Соловьев-Седой

Слайд 11

Тамара Александровна ПОПАТЕНКО

Слайд 12

Мы на старых карточках бабушку искали. В санитарке девушке вдруг её узнали!

Слайд 13

Рядом с ней спасённый раненый боец. Вот какая бабушка просто молодец!

Слайд 14

Рвались над окопами мины и снаряды. Молодая бабушка шла с бойцами рядом.

Слайд 15

В сапогах в пилотке, как лихой боец! Вот какая бабушка просто молодец!

Слайд 16

Есть у нашей бабушки орден и медали. За спасенье раненых ей награды дали.

Слайд 17

И её сестрою называл боец! Вот какая бабушка просто молодец!

Слайд 18

Георгиевская лента - двухцветная лента к ордену Святого Георгия, Георгиевскому кресту, Георгиевской медали. Также георгиевские ленты на бескозырке носили матросы гвардейского экипажа корабля, награждённого Георгиевским флагом. Лента послужила прототипом лент советских наград — ордена Славы и медали «За победу над Германией», а также Гвардейской ленты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок музыки, изобразительного искусства, чтения 2 класс "Весна:поэт - художник - композитор"

Урок интрересен не только для детей, но и для педагогов, хотя подготовки немало. Урок с презентацией....

Конспект урока музыки, проведенного в 3 «А» классе на тему «Русское народное творчество». Разучивание русской народной песни «Посмотрите как у нас, да в мастерской»

Тема: «Русское народное творчество». Разучивание русской народной песни «Посмотрите как у нас, да в мастерской».Цель урока:Познакомить учащихся с русскими народными песнями, их видами, оркестром ...

Интегрированный урок музыки и изо в 4 классе "Музыка и культура Японии"

Разработка интегрированного урока музыки и изо для 4 класса  о музыке и культуре Японии....

Технологическая карта урока музыки по ФГОС во 2 классе; тема урока: «Три кита в музыке. Песня, танец, марш».

Предлагается технологическая карта урока музыки во 2 классе по теме: "Три кита в музыке. Песня, танец, марш"....

Интегрированный урок музыки и риторики во 2 классе по теме «Интонация в музыке и разговорной речи»

Интегрированный урок раскрывает понятие"интонация"в музыке и разговорной речи,  дети в групповой работе осознают и выясняют,что может быть различная интонация, выполняя различные задания....

Урок музыки и движения в 4 классе для учащихся с ОВЗ. ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург). Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна. Тема урока: «Мир животных».

Урок музыки и движения в 4 классе для учащихся с ОВЗ.ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург).Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна.Тема урока: «Мир жи...