Открытый урок на тему "Инструменты симфонического оркестра"
методическая разработка по музыке (2 класс) на тему

Ооржак Чодураа Кокуй-ооловна

Данный урок  был  проведен 2-м классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx22.67 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Автор : Ооржак Чодураа Кокуй-ооловнаучитель музыки МБОУ СОШ № 3 г.Кызыла

Музыка 2 класс

Тема урока: «Инструменты симфонического оркестра».

Цель урока – познакомить обучающихся с инструментами симфонического оркестра.

Задачи:

1.Ппознакомить  учащимся с группой струнных смычковых инструментов (скрипка, альт, виолончель, контрабас).

2. Развивать  умение у обучающихся различать струнно-смычковые инструменты в музыкальных произведениях.

3. Воспитать интерес к симфонической музыке.

Оборудование:  диски, баян,  нотный материал, дирижерская палочка, скрипка, смычок, медиапроектор, презентация урока.

Музыкальный материал:

1. «Симфония № 4» (финал) П.И. Чайковского – слушание.

2. Концертный цикл «Времена года» А. Вивальди – слушание.

3. «Симфония № 31» Й. Гайдна – слушание.

4. «Второй квартет» А.П. Бородина – слушание.

5.»Волшебный смычок» норвежская народная песня – разучивание.

Ход урока

I Организационный момент урока

Звучит «Симфония № 4» (финал) П.И. Чайковского, дети входят в кабинет.

 1. Музыкальное приветствие.

Учитель: Прозвенел звонок

Ученики: Начался урок.

Учитель. Здравствуйте, ребята!

Ученики. Здравствуйте, учитель.

Учитель: Садитесь,ребята!

II.Проверка домашнего задания в форме игры «Угадай музыкальный инструмент»

Учитель демонстрирует  звуки музыкальных инструментов ранее записанных на флеш-накопителе. Учащиеся отгадывают звуки музыкальных инструментов.

. Беседа по пройденным темам.

1) Ребята, какая музыка вас сегодня встретила, вокальная или инструментальная? (Инструментальная.)

2) Почему инструментальная?

3) Как называется музыкальное произведение? (Симфония);

4) Кто является композитором этой симфонии?

5) Что такое симфония? (крупное инструментальное произведение для симфонического оркестра);

6) Какой оркестр исполнил эту симфонию? (симфонический);

7) А вы знаете, какие инструменты входят в состав оркестра?

Учитель: Назовите группы музыкальных инструментов.

Ученики: ударные ,духовые, клавишные, струнные, струнно-смычковые.

Учитель: Что относятся с струнно-смычковым инструментам.

Ученики :скрипка, альт, виолончель, контрабас.

Учитель :Ребята кто догадала какова тема нашего урока.

Учитель :Ключевые слова нашего урока симфония и оркестр.

Тема нашего урока «Инструменты симфонического оркестра»

III.Изучение новой темы

Проецируются слайд с изображением симфонического оркестра. (Слайд №1)

 3. Развитие темы.

Вот посмотрите, как выглядит симфонический оркестр на сцене.

Каких только инструментов здесь нет! (Слайд №2)

Вам, наверное, показалось, что расположились они на сцене, как - кому вздумается: кто в углу, кто впереди, а кто в сторонке. Но посмотрите повнимательнее и вы увидите, что инструменты в оркестре распределены в строгом порядке. Музыканты долго думали, как быть, и решили их по группам разделить, чтоб не путали в оркестре никогда, инструментов этих чудо - голоса.

Впереди расположилась группа струнно-смычковых – альты, виолончели. Чуть поодаль стоят контрабасы. А здесь расположилась группа духовых – флейты, гобои, фаготы, кларнеты, трубы, валторны, тромбоны, тубы (слайды).

Слева от них разместилась группа ударных инструментов – барабаны, тарелки, литавры, а в углу стоит арфа.

Оркестр, как хорошо организованное государство, имеет свои законы, и даже есть у него президент – управляющий оркестром, которого называют дирижером (учитель показывает дирижерскую палочку и пюпитр).

Пюпитр (от франц.) – подставка для нот. (Учитель демонстрирует пюпитр).

Дирижер умеет подчинять инструменты себе и заставляет их играть так, как он этого хочет, хотя при этом не произносит ни одного слова. Он пользуется только палочкой.

Дирижер поднимает палочку, легонько стукнет о пюпитр – и… в оркестре воцаряется мертвая тишина. Взмахнет ею, и все инструменты, подчиняясь воле дирижера, заиграют согласно и дружно.

 Звучат «Времена года» А. Вивальди.

 Ребята, а какие инструменты оркестра вы услышали?

А теперь подробнее познакомимся с группой струнно-смычковых инструментов. И послушаем, как они звучат. (Слайд № 2).

В оркестре они размещены на переднем плане:

Слева от дирижера – скрипки, а справа – альты, виолончели и контрабасы.

Это древние инструменты. Когда появились на свет первые представители его, даже установить трудно. Может быть, 800 лет назад, может быть, 600 или 400… Во всяком случае, они существуют не одну сотню лет.

Уже с самого своего появления смычковые, а особенно скрипки, приобрели многочисленных поклонников и завоевали большую любовь.

Скрипки играли и во дворцах королей и на деревенских праздниках и везде

пользовались одинаково большим успехом.

Скрипки – самые главные инструменты в симфоническом оркестре – быстрые, живые.

Скрипка – она королева оркестра. Скрипка умеет причудливо петь.

- Что необходимо для игры на струнных инструментах?

Физкультминутка.

Игра «Будь внимателен»

Звучит ритмическая  музыка, дети танцуют. НА каждую паузу учитель называет какой нибудь инструмент, имитируя игру на нем, а дети должны повторить и развить показ. После третьего и четвертого проведения учитель   начинает путать детей: называет один инструмент  показывает другой. Дети должны быть внимательны, изображая игру на называемом инструменте, а не повторяя неверные движения учителя.

IV Закрепление  урока

Есть у скрипки старший брат, называют брата – альт, больше скрипки альт размером (Слайд).

 Звучит музыка.

 Какой звук у данного инструмента?

А вот виолончель (слайд).

Она не так скромна, как альт, потому что знает, что голос у неё красивый.

Музыка.

- Какой звук у данного инструмента? (Звук напряженный, сочный, певучий, немного таинственный. Она умеет так проникновенно петь, что слезы невольно наворачиваются на глаза…).

Последний представитель смычковых – контрабас (слайд).

Контрабасы из-за своей величины стоят у стены, чтобы не загораживать другие инструменты и не мешать им.

Контрабас сыграет пьесу специально для вас.

Музыка.

- Какой звук у данного инструмента? (Скрипучий, тусклый, он гудит, будто ласковый шмель, но звучит густо и насыщенно).

Контрабас появился на свет гораздо позже, чем скрипка, альт и виолончель.

Таким образом, у каждого инструмента свой тембр.

- Что такое тембр? (ответы обучающихся). Тембр и является отличительным знаком каждого инструмента. Звучание разных инструментов не перепутаешь, если даже они будут играть одну и ту же мелодию.

Итоги.

- Что используется для игры на струнных инструментах? (смычок).

- На каких инструментах играют смычком?

- К какой группе относятся скрипки, альты, виолончели, контрабасы? Почему?

- В каком оркестре играют эти инструменты?

- Кто управляет оркестром?

 . Разучивание норвежской народной песни «Волшебный смычок».

Звучит песня «Волшебный смычок».

Анализ песни:

- понравилась песня?

- о чем поется в песне?

- почему музыкант не продал свою скрипку?

- как вы думаете - почему вообще человек запел, заиграл на музыкальных инструментах, затанцевал?

- какой характер песни?

Работа над песней «Волшебный смычок» (начать разучивание песни на легато и постепенно перейти к пению нон легато).

Исполнение всей песни хором, всем классом (стоя).

VРефлексия

-Что вы узнали нового на этом уроке?

-Понравился  ли вам урок

. Выводы по уроку. Выставление оценок.

Дома Нарисовать  струнно-смычковые инструменты

Прозвенел звонок, кончился урок.

Уход учеников под симфоническую музыку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки по программе Критской Е. Д. Раздел:"В концертном зале". Тема урока "Царит гармония оркестра. Симфонический оркестр"2

Презентация к уроку музыки в  4 классе. По программе  Критской Е. Д.,  "Музыка. 4 класс."  Раздел "В концертном зале".Тема урока: "Царит гармония оркестра. Симфонический оркестр. ...

Открытый урок музыки в 3 классе «Знакомство с составом симфонического оркестра на примере сюиты Эдварда Грига «Пер Гюнт»»

Конспект открытого урока музыки в 3 классе «Знакомство с составом симфонического оркестра на примере сюиты Эдварда Грига «Пер Гюнт»». Тип урока: урок открытия нового знани...

Открытый урок музыки «Симфонический оркестр» 4 класс

Цель урока: Знакомство с понятием симфонический оркестр. Знакомство с группами симфонического оркестра и с тембрами струнно-смычковой группы. Прослушивание записи музыкальных произведений, созданных д...

Открытый урок "Путешествие в музыкальную страну "Симфонический оркестр"

знакомство с семейством Струнно-смычковых инструментов...

Открытый урок на тему "Симфоническая сказка С.С. Прокофьева "Петя и волк"

На уроке знакомимся со сказкой «Петя и волк» С.С.Прокофьева.С. С. Прокофьев был первым композитором, который решил познакомить ребят со звучанием симфонического оркестра в увлекательной фо...

Открытый урок "Существительное-дирижер грамматического оркестра"

Я, Бостанова Ф.К. учитель начальных классов и родного языка «Средней общеобразовательной школы аула Кызыл-Октябрь».     Моя цель как учителя родного языка – помочь дет...