Конспект урока: Героическая тема в русской музыке 7 класс
план-конспект урока по музыке на тему

Рюмина Татьяна Валерьевна

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geroicheskaya_tema.docx27.04 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: Героическая тема в русской музыке 7 класс

Цель: Познакомить учащихся с образом защитника отечества в оперном жанре.

Задачи:

  • Осуществить комплексный подход к уроку через межпредметные связи.
  • Закрепить понятия опера и базовые понятия этого жанра.
  • Формировать умение давать эмоционально- образную оценку произведениям и явлениям жизни.
  • Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.
  • Воспитывать нравственно-эстетические чувства. Пробудить в душе учащихся любовь к Родине, желание быть ее защитником.

Ход урока

1. Проверка д/з. Ребята на прошлом уроке мы с вами познакомились с понятиями музыкальных образов, давайте с вами повторим, а для этого отгадаем кроссворд.

Отгадывание кроссворда.

  1. Музыка, предназначенная для игры не различных инструментах и делится на сольную, ансамблевую и оркестровую.  Инструментальная 
  2. С итальянского языка переводится как песня на воде. Баркарола.
  3. Торжественная песня. Гимн.
  4. Музыка, предназначенная для исполнения голосом и тесно связана с поэтическим текстом. Вокальная.
  5. Пение без слов. Вокализ.
  6. Вид музыки. Жанр.
  7. Один из жанров вокальной музыки, а также может быть и инструментальной.  Песня.
  8. Небольшое (камерное) вокальное произведение для голоса с инструментом. Романс.
  9. Её называют душой музыки. Мелодия.
  10. Из неё складывается музыкальная и разговорная речь, мелодия. Интонация.
  11. То, о чём мы будем говорить на уроках в этом году.  Это живое, обобщённое представление о действительности, выраженное в музыкальных интонациях. Музыкальный образ.

-Хорошо.

2. Введение.

Учитель: О подвигах, о доблести, о славе защитников Отечества создано много произведений в различных видах искусства (литературе, живописи, музыке, народном творчестве, архитектуре, кино, театре). Они прославляют величие и красоту, силу и мощь, благородство, доброту и духовное богатство русского человека. До наших дней дожили древние былины, воспитывающие мужество русских витязей и богатырей, канты Петровской эпохи, солдатские песни, вселяющие в воинов уверенность в своих силах, надежду на успех в сражении.

Русские композиторы, художники, поэты постоянно обращаются в своем творчестве к теме защиты Родины.

Образы Ивана Сусанина, Александра Невского, героев Отечественной войны 1812 года, Великой Отечественной войны 1941-1945 годов ярко и правдиво отображены в различных произведениях искусства. Почему?

Ответ учащихся:

Учитель: С древних времен со всех концов на Русь нападали враги, пытались завладеть нашими землями, богатствами, поработить наш народ. Образ защитника Отечества является одним из главных образов искусства. Тема нашего урока: Героическая тема в русской музыке.(слайд 1)

Эпиграф к нашему уроку «О поколении судят по героям, которые ему принадлежат…»

Послушайте композицию Симфония №2 «Богатырская» А.П.Бородина

  • Какой характер в музыке, исполняемой гусляром?
  • Какие детали картины свидетельствуют о том, что на ней «звучит» музыка патриотического характера?

Учитель: Первая часть основана на сопоставлении двух образов. Первый — могучая унисонная тема в исполнении струнных, словно втаптывающая, грузная и кряжистая. Ее дополняет, несколько смягчая суровость, более оживленный мотив, интонируемый деревянными духовыми. Побочная тема — широкая песенная мелодия в исполнении виолончелей, — кажется, рисует раздольную русскую степь. Разработка строится на чередовании героических, напряженных эпизодов, вызывающих ассоциации с боевыми схватками, былинными подвигами, с лирическими, более личными моментами, в которых побочная тема в результате развития приобретает ликующий характер. После сжатой репризы, в коде части с гигантской силой утверждается первая тема.

2. Актуализация.

Вспомните и назовите музыкальные произведения, посвященных теме защитников Родины.

  1. Былины о русских богатырях.
  2. С.С. Прокофьев кантата “Александр Невский”
  3. Русские народные солдатские песни.
  4. С.С. Прокофьев опера “Война и мир”.
  5. Песни о полководцах воинах Отечественной войны 1812 год.
  6. Д.Д. Шостакович “Симфония №7”
  7. Петровские канты.
  8. А.П. Бородин “Князь Игорь”, Богатырская симфония”
  9. М.И. Глинка опера “Иван Сусанин”.

Идея героической защиты Родины, народного патриотизма - одна из ведущих в русском искусстве. Как же она отразилась в опере, прослушаем 2 произведения 1. «Александр Невский» С.Прокофьев

2. Опера «Князь Игорь» А.П.Бородина

3. Новый материал.

Сегодня мы будем говорить об оперном жанре, о закономерностях этого жанра. Ярким представителем этого жанра является опера М.И. Глинки “Иван Сусанин” (“Жизнь за царя”).Прослушивание

М. Глинка – великий русский композитор, родился в селе Новоспасском Смоленской губернии. Он является основателем русской классической музыки. Опера “Иван Сусанин” вызывает у многих поколений слушателей чувство сопричастности к истории своего народа.

В опере рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву.

Борьба против поляков приобрела всенародный характер. Враги были разбиты русскими ополченцами во главе с Мининым и Пожарским. Одним из ярчайших эпизодов этой борьбы является подвиг русского крестьянина из села Домнино Ивана Сусанина – гражданина, преданного Родине, отца, любящего свою семью, который пожертвовал своей жизнью для спасения Родины, Отечества.

Идею оперы можно выразить строками известной думы “Иван Сусанин” К. Рылеева:

Кто русский по сердцу, тот бодро и смело
И радостно гибнет за правое дело.
Предателя, мнили, во мне вы нашли?
Их нет и не будет на Русской земле!
В ней каждый Отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит!

4. Музыка оперы.

“Отечественная-героично-трагическая опера” – так сам композитор определил жанр своего сочинения, сквозной идеей которого является любовь к Отечеству.

Драматургия оперы основана на конфликте двух сил, развитии контрастных музыкальных тем: русской песенности и польской танцевально-инструментальной музыки. В опере трудный период в жизни русского народа – война с поляками.

Опера состоит из 4-х действий и эпилога. В Интродукции (вступлении) воплощена непреклонная воля русского народа к победе.

В 1-м действии оперы мирная жизнь.

2-е действие (образ врага) . Действие происходит в замке польского короля Сигизмунда Поляки хвастают своими победами и уверены в скором завоевании Руси.

В 3-м действии раскрывается основной конфликт оперы, впервые показано столкновение с врагами мужественного русского народа.

В 4-м действии драматизм усиливает Ваня, пытаясь разбудить спящих ополченцев, сообщает о приходе поляков.

Трагической кульминацией оперы является сцена в лесу и гибель Ивана Сусанина. В этом портрете главного героя оперы композитор умело использует жанр арии – молитвы, арии – песни. Эпилог оперы “Жизнь за царя” заканчивается хором “Славься”, он передает картину народного ликования. Тема хора сочетает в себе черты древних знаменитых распевов, мощь многоголосного пения, маршевые ритмы военных песен Отечественной войны 1812 года. Это слияние оркестра и хора. Ощущение великого праздника передают звуки оркестровых колоколов.

5. Закрепление нового материала и тестирование 

Тест для самопроверки (Приложение 5).

1. Русский композитор, создавший оперу «Жизнь за царя»:

- П.И. Чайковский

- М.И. Глинка

- С.С. Прокофьев

2. Вид театрального искусства, где сценическое действие слито с вокальной и оркестровой музыкой:

- опера

- балет

- спектакль

3. Главный герой оперы М.И Глинки «Жизнь за царя»:

- Александр Невский

- Царь

- Иван Сусанин

4. Песня главного героя оперы:

- вокальное упражнение

- ария

- романс

5. Название оркестра, который сопровождает действие оперы:

- народный

- симфонический

- джазовый

6. Музыкальный жанр, в котором написано произведение «Александр Невский»:

- балет

 - опера

- кантата

7. Композитор, создавший кантату «Александр Невский»:

- М.П. Мусоргский

- П.И. Чайковский

- М.И. Глинка или…_Прокофьев (дописать)

8. Самый низкий мужской оперный голос:

- бас

- баритон

- тенор

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Органы чувств" 1 класс.

Конспект урока по теме "Органы чувств" УМК "Школа 2100" по требованиям ФГОС...

Конспект урока по теме "Состав слова" 2 класс

Урок по русскому языку по теме "Состав слова" для 2 класса...

Конспект урока по теме "Текст. Предложение" 1 класс русский язык

Конспект урока по теме "Текст. Предложение" 1 класс русский язык...

Русский язык.Конспект урока по теме : " Волшебный русский язык"

В процессе проведения урока в игровой форме происходит закрепление полученных знаний  , расширение и их углубление  учащимися, формирование умения работать в группе."Сегодня наш урок бу...

Героическая тема в русской музыке

Презентация к уроку  музыки   для учащихся 3 класса  "Героическая  тема в русской музыке"...

Конспект урока по теме "Изразцовая русская печь. Сюжетно-декоративная композиция по мотивам народных сказок" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование эмоционально-ценностного восприятия учащимися отдельных сторон духовной жизни крестьянин, связанных с многофункциональностью русской печи во внутреннем про...