Главные вкладки

    Программа по внеурочной деятельности "Веселые нотки"
    рабочая программа по музыке (2 класс) на тему

    Программа по внеурочной деятельности по музыке "Веселые нотки" написана для обучающихся 2-го класса

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_2_klass.docx65.73 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    « ФЕДОРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5»

    Рассмотрено

    на заседании МО

    Протокол №______

    от «____»________2015г.

    ______________________

    Согласовано

    МС

    Протокол №______

    от «____»________2015 г.

    ______________________

    Утверждаю

    Директор МБОУФСОШ №5

     _____________________

    Приказ № ______

    от «____»________2015 г.

    РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Название программы:  «Веселые нотки»

    Направление развития личности школьника:  общекультурное

    Класс:   2а,2б, 2в,2г_

    Составитель:  Шакмаева Светлана Юрьевна

    Возраст детей: 8-9 лет

    2015-2016 уч.г.

    1.Пояснительная записка

    Данная рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Веселые нотки» ориентирована на обучающихся 2 класса и составлена в соответствии:

    - со Статьей 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации» Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ,

    - с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённого  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009г. №373 (с изменениями и дополнениями);  

    - с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г. №253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";

    - с письмом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского

    автономного округа–Югры  от 01.06.2012г. №4696/12 «Об организации внеурочной деятельности»;

    - с письмом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского

    автономного округа–Югры  от 01.06.2012г. №4694/12 «О составлении рабочих программ»;

    - с письмом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа–Югры от 26.06.2015г. №6681 «О направлении Инструктивно-методическое письмо об организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2015-2016 учебном году»;

    - с приказом МБОУ «Федоровская средняя общеобразовательная школа №5» от 31.08.2015г. №521 «Об утверждении учебных планов, планов внеурочной деятельности»;

    - с приказом МБОУ «Федоровская средняя общеобразовательная школа №5» от 31.08.2015г. №525 «Об утверждении списка учебников»;

    - с локальным актом «Положение о рабочей программе внеурочной деятельности»;

    - с основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Федоровская средняя общеобразовательная школа №5».

    Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс

    Данная программа написана на основании анализа государственных программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ: «Учите детей петь» М, «Просвещение» 1988 г.; программа «Певческая Школа» В. В. Емельянова; «Народное пение» И. А. Ильина; «Хороведение» П.Г. Чеснокова; «Сольное пение» Р.А. Жданова и другие. Все перечисленные программ имеют свою ценность: в одних предусматривается знакомство с каким-то одним видом работы, другие слишком углубленные и взаимодействуют с другими видами музыкального искусства. Содержание программ носит краткий, сжатый характер и нацелено на первоначальное знакомство и овладением простейшими приёмами работы, или же более углубленное и расширенное изучение, применяемое только в детских музыкальных школа, школах искусств

    Музыкальное воспитание- это воспитание музыкальной культуры человека, развитие его музыкальных способностей, формирование творческой личности. Значимость развития музыкальных способностей обусловлено тем, что музыкальное развитие имеет ни чем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия. Обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и «энергия мышления» даже у самых инертных детей, повышается работоспособность и умственная активность мозга.

    Музыка, и сопутствующие ей вокальные, дыхательные, артикуляционные упражнения, применяемые на занятиях по вокалу, помогают устранить или смягчить присущую ребенку непоседливость, чрезмерную утомляемость, угловатость, замкнутость, подавленность. Певческое воспитание- процесс многообразный. В основе выразительного пения, формирования слуха и голоса лежат вокально-хоровые навыки. Именно в детском возрасте создается фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей, духовной культуры в будущем. Важно не упустить благоприятный период для развития музыкальных способностей, поощрять желание детей петь, а так же необходимо помочь им делать это красиво и правильно.

    Актуальность.

    Необходимость введения внеурочной деятельности по музыкальному искусству  обусловлено тем, что оно является весьма действенным средством эстетического воспитания.

    В процессе изучения курса «Веселые нотки» школьники осваивают  основы музыкальной грамоты,  индивидуального и хорового исполнительства, приемов игры на детских музыкальных инструментах, развивается художественный вкус и расширяется музыкальный кругозор, дети приобретают опыт сценического выступления.    

    2. Цель и задачи программы

    Цель: формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьника. Воспитательная цель программы: профессиональная ориентация и самоопределение ребёнка.

     Задачи: -

     -Накопление музыкально слуховых впечатлений.

    - Совершенствование музыкального слуха.

    - Овладение вокально-хоровыми навыками.

    - Изучение элементов музыкальной грамотности.

    - Воспитание музыкально-эстетического вкуса.

    - Воспитание организованности, умение работать в коллективе.

    - Развитие слуха, внимания, памяти.

    - Расширение музыкального кругозора.

    - Развитие голосовых данных.

    Овладение навыками игры на детских музыкальных инструментах

    Данная программа построена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, в которые входит: развитие вокальных навыков, строй, ансамбль, работа над исполнением вокального произведения, изучение основ музыкальной грамоты.

    3. Отличительные особенности программы

         Характер организации деятельности: реализуется во внеурочной деятельности  через индивидуальную и коллективную работу школьников.

         Данная программа предназначена для учащихся начальной школы, которая позволяет в условиях школы через внеурочную деятельность расширить возможности образовательной области «Вокальное искусство». Программа ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей школьников в течение учебного года соразмерно личной индивидуальности.

    Воспитательный процесс во внеурочной деятельности планируется и строится во взаимосвязи  единого комплекса музыкальных и духовных качеств: гармоническое пение, вокальные и голосовые данные, артистизм.

    Воспитательная цель программы: профессиональная ориентация и самоопределение ребёнка.

    Содержание программы «Веселые нотки» направленно на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценности музыкальной культуры. Данная программа создаёт максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только музыкальных, творческих, но и духовных способностей ребёнка, его самоопределения, достижение следующих личностных результатов: 

         Этапы реализации программы: 

    • Пение.
    • Формирование голоса.
    • Слушание музыкальных произведений, разучивание и  исполнение песен.
    • Игровая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах.
    • Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.
    • Концертно-исполнительская деятельность.

    4. Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа

    Программа кружка «Веселые нотки» рассчитана на детей с 8 до 9 лет (1-4 классы) их родителей, педагогов и администраторов образовательных учреждений.

     во  второй половине дня в  соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения.

    Набор детей в кружок свободный по собственному выбору.

    Число обучающихся в группах 15-25 человек.

    Во 2,3,4 классах по 1 часу в неделю 34 часа.

    Сроки: продолжительность работы по данной методике: 9 месяцев. Уровень готовности детей (к решению каких проблем уже должны быть готовы дети, способные работать в рамках данной педагогической технологии? Что они должны уметь?) Методика допускает участие детей с разным уровнем музыкального развития.

    Прогнозируемые результаты:

    Знать:

    - правила пения;

    - ноты, музыкальные ключи, музыкальные жанры;

    - правила об охране голоса;

    -музыкальные инструменты, приемы игры на простых шумовых инструментах.

    Уметь:

    - владеть правильной певческой установкой;

    - применять в пении правильное певческое дыхание (диафрагмальное);

    - формировать правильное звукообразование (мягкая атака, спокойный вдох и т. д.);

    - чисто интонировать;

    - петь в унисон;

    - владеть четкой дикцией при исполнении;

    - выразительно и эмоционально исполнять музыкальные произведения.

    5. Уровень результатов работы по программе

    Первый уровень результатов — приобретение школьником музыкальных знаний, навыков вокально-хорового исполнительства.

    Второй уровень результатов формируется  личность человека в целом, т.е. одновременно развиваются психические процессы,  мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение), нравственные качества (коллективизм, сознательная дисциплина, честность), эстетические вкусы (умение понимать, оценивать, чувствовать красоту пения, движения, осанки, одежды).

    Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

    Личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты

    освоения внеурочной деятельности

    Личностные УУД.

    • Ценностно-смысловая ориентация обучающихся, воспитанников.
    • Действие смыслообразования.

    Коммуникативные УУД.

    • Умение выражать свои мысли,
    • Разрешение конфликтов, постановка вопросов.
    • Управление поведением партнера: контроль, коррекция.
    • Планирование сотрудничества с учителем и сверстниками.

    Регулятивные УУД.

    • Целеполагание.
    • Волевая саморегуляция.
    • Оценка качества и уровня усвоения материала.
    • Контроль в форме сличения с эталоном.
    • Планирование промежуточных целей с учетом результата.

    Общеучебные:

    • Умение структурировать знания.
    • Выделение и формулирование учебной цели.
    • Поиск и  выделение необходимой информации.
    • Анализ объектов.
    • Синтез, как составление целого из частей.
    • Классификация объектов.

    Предметные:

    • Овладение навыками вокально-хорового исполнительства.
    • Знание музыкальных инструментов, умение играть на простых музыкальных инструментах (треугольник, бубны, металлофон, маракасы, тарелки)
    • Знание основ музыкальной грамоты.

    Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей

             

    1. Музыкальный слух: чистое интонирование по всему диапазону.
    2. Способность звукообразования, тембр: умение пользоваться разными видами атак, красота тембральной окраски голоса.
    3. Диапазон: владение голосом в определенном диапазоне.
    4. Дикция: четкая, ясная дикция, правильная артикуляция. Активные, твердые согласные, гласные округлые.
    5. Дыхание: умение брать спокойное дыхание. Умение использовать смешанное дыхание в младшем возрасте.
    6. Музыкальная эмоциональность:  яркое, выразительное исполнение песни. Умение эмоционально и артистично передавать смысл песни.
    7. Знание основ музыкальной грамоты: ноты, скрипичный ключ, нотоносец, средств музыкальной выразительности.
    8. Игра на простых музыкальных инструментах: приемы игры, ритмическая организованность исполнения.  

    Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

    1. промежуточная итоговая аттестация.
    2. мини-концерты
    3. отчетный концерт
    4. выступления на различных конкурсах и мероприятиях.

    Занятия строятся по схеме:

    • настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2–3 мин);
    • дыхательная гимнастика;
    • речевые упражнения;
    • распевание;
    • пение вокализов;
    • работа над произведением;
    • беседа;
    • анализ занятия;

    6. Учебно-тематический план кружка «Веселые нотки»

    №п/п

    Тема

    Кол-во часов

    Универсальные учебные действия

    1

     Вокальная работа в  хоре.

    12

    Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями, умение выражать свои мысли чувства в вокальном исполнительстве. Управление поведением партнера: контроль, коррекция, умение слышать партнера, волевая саморегуляция.

    Певческая установка.

    2

    • Знать правила постановки певческого корпуса.

    Дыхание.

    5

    • Умение выработки правильного певческого дыхания, спокойного мягкого вдоха, формирование правильного звуковедения.

    Атака звука.

    2

    Атака – начало певческого звука. Виды атаки: мягкая, твёрдая, придыхательная. Умение применять в вокальном пении все виды атак.

    Артикуляция.

    1

    • Слушать и слышать других, работать с текстом песен, владеть навыками четкой артикуляции, что очень важно при исполнении песен

    Дикция.

    2

    • Владеть навыками четкого и правильного произношения гласных и согласных во время исполнения песен.

    2

    Распевание хора.

    10

    • Слушать и слышать других, развивать свой голос во время специальных упражнений, укреплять свой голосовой аппарат

    Система упражнений.

    5

    Уметь включать в работу весь корпус, мимические мышцы лица и весь голосовой аппарат. Раскрепощение ребёнка и избавление от зажатости.

    Фонопедическая система В. Емельянова.

    5

    Применять в своем исполнительстве приемы «фонопедического развития голоса» ( интонационно-фонетические упражнения, дыхательные упражнения,                                                голосовые сигналы доречевой коммуникации.                                            

    3

    Работа над ансамблем хора и над хоровым строем

    4

    • Высказывать и аргументировать своё отношение к прослушанному произведению, уметь анализировать свое исполнение, уметь слушать общее звучание хора.

    Ансамбль (унисонный, ритмический, дикционный.)

    2

    • Чувствовать красоту вокального исполнения, стремиться к совершенствованию собственного звучания голоса в ансамбле. Уметь слаженно петь в ансамбле.

    Строй.

    2

    Знать приемы исполнения во время совместного пения. Уметь сознательно интонировать на основе накопленных вокальных навыков.

    4

    Музыкальная грамота

    3

    • Владеть основами музыкальной грамоты. Применять музыкальную грамоту в вокальном исполнительстве.

    Ноты, нотоносец, ключи.

    1

    • Знать расположение нот на нотоносце, уметь петь по нотам.

    Средства музыкальной выразительности

    2

    • Применять средства музыкальной выразительности в пении (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика, лад, фразировка и т.д.)

    5

     Игра на детских музыкальных инструментах

    5

    • Владеть навыками ритмичной игры на простейших шумовых музыкальных инструментах, уметь слышать соседа. Развивать свой музыкальный и ритмический слух.

    Музыкальные инструменты.

    1

    • Уметь отличать мелодические и немелодические музыкальные инструменты.

    Приемы игры на детских музыкальных инструментах.

    4

    • Знать приемы игры на музыкальных инструментах. Четко и ритмично исполнять свою партию в ансамбле.

    7.    Содержание учебного предмета

    №п/п

    Тема

    Кол-во часов (т/п)

    Характеристика деятельности учащихся

    1

     Вокальная работа в  хоре.

    12

    Упражнения на дыхание, дикцию и артикуляцию, распевание, прослушивание в ансамбле и индивидуально. Пение песен осознанно, выразительно, чисто интонируя.

    2

    Распевание хора.

    10

    Упражнения на дыхание, дикцию и артикуляцию, распевание, формирование певческих навыков

    3

    Работа над ансамблем хора и над хоровым строем

    4

    Петь в ансамбле несложные детские песни, народные песни. Разучить слова песни.

    4

    Музыкальная грамота

    3

    Уметь правильно расположить ноты на нотоносце, петь по нотам, знать структуру песни, уметь делать фразировку.

    5

    Игра на детских музыкальных инструментах

    5

    Владеть навыками ритмичной игры на простейших шумовых музыкальных инструментах, уметь слышать соседа. Развивать свой музыкальный и ритмический слух.

    Раздел 1. Вокальная работа в хоре.

    Тема 1. Певческая установка.

    Посадка хорового певца, положение корпуса, головы. Отработка навыков пения, сидя и стоя.  Пение знакомых песен. Техника безопасности. Знакомство с голосовым аппаратом, строение голосового аппарата.

    Тема 2. Дыхание.

    Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приёмы. Цезуры. Знакомство с навыками «цепного» дыхания. Роль певческого дыхания в звукообразовании. Пение упражнений на разные виды дыхания. Опорное дыхание. Важно объяснить певцам различные ощущения: напряжение дыхательных мышц, ощущение столба воздуха, усиление вибрационных ощущений. Найденное чувство опоры – основа удобства голосообразования. Немаловажная связь дыхания с другими элементами фонации – атакой, силой, тембром звука и т.д.

    Тема 3. Атака звука.

    Атака – начало певческого звука. Виды атаки: мягкая, твёрдая, придыхательная. В исполнительской практике работы с детьми используется мягкая и твёрдая атака. Основа звучания – мягкая атака, обеспечивающая чистоту интонации, мягкий приятный звук и благоприятный режим работы голосовых связок. Объяснение механизма работы – голосовые связки при мягкой атаке смыкаются одновременно с посылом дыхания.  Целесообразно использовать энергичную подачу звука – твёрдую атаку – при инертности голосового аппарата. Механизм работы голосовых связок при твёрдой атаке – смыкание голосовых связок до начала звука и быстрое размыкание давлением воздуха. Характер звука при твёрдой атаке яркий, энергичный, даже жёсткий, но не форсированный. Пример видов атак и стилей исполнения: колыбельная поётся мягкой атакой, маршевые песни твёрдой.                                                         Выбор репертуара, упражнений для распевания – преимущественно с мягкой атакой звука, но также включаются энергичные по характеру, подвижные по темпу сочинения, ориентированные на твёрдую атаку извлечения звука.

    Тема 4. Артикуляция.

    У многих детей артикуляционный аппарат в младшем школьном возрасте пассивен и вял, поэтому его развитие требует от хормейстера особого внимания.                                                                                                     Тембр голоса у детей младшего школьного возраста чрезвычайно неровен, что наиболее ярко проявляется в пёстром звучании гласных, так как образование певческих гласных резко отличается от разговорных. А гласные звуки – основа пения, так как на них и вырабатываются все вокальные качества голоса и техника. Как известно, гласный звук рождается в гортани. Благодаря совместной работе голосовых связок и дыхания. Но при возникновении он не имеет той характеристики, по которой мы различаем гласные на слух. Собственный характер каждый звук получает только в результате резонирования глотки и ротовой полости, которой приобретают определённые формы, соответствующие тем или иным гласным. При непосредственном возникновении, все гласные имеют одинаковый первоначальный тембр, определённую высоту и силу. Вот почему подлинные мастера вокала добиваются постоянного положения гортани при пении различных гласных.  Это и есть, так называемая академическая манера пения, которой должен придерживаться педагог, работая не только со взрослыми, но и с детским хоровым коллективом. Так как возраст 7-10 лет – это не только период ограниченных возможностей, но и период становления и воспитания первоначальных, правильных певческих навыков. И что будет заложено в раннем возрасте, такие плоды будут и в старшем возрасте.                     Главное условие хорошего звучания – сохранение высокой позиции на всех звуках диапазона детского голоса. Особенно полезны в этом плане песни с нисходящим движением.                                                              

    Добиваться у детей правильного формирования различных гласных нужно постепенно. С начало использовать такие гласные, при которых хорошо раскрывается глотка, звук льётся свободно, не напряженно. Предпочтение отдаётся гласному «у». При этой гласной ротовая полость и глотка раскрыты хорошо, пение как бы совершается на «зевке» ( поднято верхнее нёбо), что так же помогает освободить голос от неприятного носового призвука. Пение песен на гласную «у-ю» поможет в выработке высокой позиции, мягкого звучания и отличного унисона и ансамбля.                       

    Далее изучаются гласные «о-ё», при которых звук не требует округления и при нём глотка хорошо открыта, что помогает выработать округлое, красивое звучание.                                                                                         Далее следует гласная «и», которая требует округления, приближения к «ю» или «ы», но зато помогает найти ощущение близкого и яркого звучания для всех других гласных и заставляет интенсивно работать голосовые связки и дыхание.                                                                            И, наконец, можно освоить гласные «а-е», особенно после применения гимнастики В.Емельянова ( описанной в разделе 2 ), помогающей раскрепощению голосового аппарата, в частности – зажатие челюсти, которое мешает правильному звукообразованию.                                          

     После пения отдельных гласных следует перейти к их чередованию в упражнениях и песнях. Итак, все гласные должны звучать одинаково красиво при постоянном положении гортани, то есть сохраняется манера звучания при ясности произношения.                                                                                                      Особое значение воспитания навыка красивого пения гласных имеют русские народные песни с мелодиями, в которых встречаются характерные распевы, являющиеся замечательной школой вокального мастерства. Они помогут добиться большей напевности, льющегося, протяжного звука.      

    Тема 5. Дикция.

    Если гласные определяют сам процесс пения, то согласные, прежде всего, влияют на дикцию, а потом так же требуют особого внимания. При произношении одних гласных необходимо активное движение языка (р, т, д ), другие – вызывают утечку воздуха (ж, ш ), третьи – требуют значительного выдоха (в, ф, з ).                                                                        С одной стороны согласные важны для речи, с другой – часто нарушают устойчивость гортани и нормативную работу дыхания.   Как же объединить две противоположные тенденции? Практика показала: согласные должны произноситься не только чётко, но и чрезвычайно кратко и энергично. Чтобы добиться лёгкости в произношении согласных, следует использовать в работе различные скороговорки, упражнения на различные сочетания согласных с гласными.  Серьёзная работа над дикцией освободит и разовьёт весь артикуляционный аппарат детей, который у них бывает часто крайне пассивен.

    Раздел 2. Распевание хора.

    Тема 6. Система упражнений (комплекс).

    1. Артикуляционная гимнастика.                                                                               Помогает включить в работу весь корпус, мимические мышцы лица и весь голосовой аппарат. Так как с помощью нее прорабатываются все мышцы, кровь приливает к этим частям тела и даёт положительный результат.

    2. Упражнения на развитие дыхания.                                                            

     Помогают в освоении правильного певческого дыхания, раскрепощают ребёнка и избавляют от зажатости. Происходит работа через ассоциативное восприятие, что помогает в осознании дыхательной работы на доступном уровне.

    3. Интонационно-фонетические упражнения.                                                

     Помогают понять переход от разговорной речи к певческой деятельности. Сглаживание регистров.

    4. Голосовые сигналы доречевой коммуникации.                                            

    Разогрев голосовых связок. Сглаживание регистровых переходов. Расслабление в работе гортани.

    5. Вокально- интонационные упражнения.                                                          

     Это распространённые вокальные упражнения, но выполняющиеся с теми же задачами, что стояли в предыдущих упражнениях и с теми же ощущениями. Пение на одном звуке, пение в пределах квинты. Упражнения на развитие и расширение диапазона голоса и т.д. Каждое занятие начинается с этого комплекса упражнений, рассчитанного на 10 минут. После этого идёт работа над произведениями, в которых выполняются те же задачи, формируются те же ощущения, знания, умения и навыки.

    Тема 7. Фонопедическая система В.Емельянова.

    На протяжении многих лет, во многих коллективах детский голос был объектом эксплуатации. Вследствие этого многие дети в раннем возрасте потеряли голоса и больше никогда не смогли вернуться к певческой деятельности.                                                                                                         Детский голосовой аппарат – нежный материал и здесь нужно помнить заповедь врачей – «не навреди!» Поэтому,  В. Емельянов обратился к этой проблеме и с медицинской точке зрения  и с педагогической, и с вокальной, и создал свою современную методику «Фонопедическая система В.Емельянова».                                                                                                

       В его системе представлено много упражнений, которые классифицированы по разделам:                                                                              

    1) артикуляционная гимнастика.                                                                              

    2) интонационно-фонетические упражнения.                                                    

     3) голосовые сигналы доречевой коммуникации.                                            

     4) Упражнения на развитие дыхания, вибрато, грудного и головного регистра.                                                                                                                 Все упражнения из этой области, которые используются на занятиях в ассоциативном восприятии, доступны и понятны детям.

    Раздел 3. Работа над ансамблем хора и над хоровым строем.

    Тема 8. Ансамбль.

    Воспитание ансамблевых навыков в хоре, состоящем из младших школьников, задача трудная. Ансамбль – совместное, согласованное во всех отношениях исполнение произведения. Достичь такого пения бывает нелегко из-за того, что у детей младшего школьного возраста часто не хватает не столько умений и навыков, сколько внимания и выдержки.        Поэтому руководителю следует постоянно вовлекать детей в активную работу и развивать в них чувство ответственности как у всех за одного, так и у каждого за коллектив.    

    Для достижения единства в ансамбле все компоненты одинаково важны: интонационная слаженность, единообразие манеры звукообразования, ритмическая и темповая слитность, динамическая одноплановость партии в каждый данный момент, одновременное начало и окончание произведения целиком и отдельных его частей, и т.д. Большую роль играет расположение хора. На репетициях рекомендуется расставлять детей так же, как они стоят на концерте.  С самых первых уроков следует воспитывать и вырабатывать чувство динамического ансамбля. Большую пользу в работе над динамикой даёт разучивание произведений с ярким образным содержанием. Ритмический ансамбль проявляется в чуткости детей к пульсации основной метрической доли. В развитии этого навыка главная роль принадлежит двигательным компонентам. Полезно отхлопывать, отстукивать ритмический рисунок произведения. Пропевание хоровых произведений без дирижёра тоже помогает выработке ритмической и темповой устойчивости. Особая роль принадлежит дирижёрскому жесту в создании ритмического и динамического ансамбля, единообразии в  звукообразовании и произношении текста, а так же – ансамбля между хором и сопровождением, между хором и солистами.                                             

    В младшем возрасте только начинают проявляться индивидуальные особенности каждого голоса, то есть тембр, поэтому забота об их развитии – прямая обязанность хормейстера. В хоровой работе следует стремиться к созданию единой манеры звуковедения, но не к нивелировке голосов.  На ансамбль оказывает влияние строение мелодической линии каждой партии, метроритмическое и  ладотональное развитие, склад письма, тесситура, нюансы и темп. В каждом конкретном случае хормейстер должен определить характер трудности и найти пути её преодоления. В этом ему поможет глубокое изучение партитуры.

    Тема 9. Строй.

    Особое значение имеет работа над строем хора. Достижение достойного пения во многом зависит от умения хористов сознательно интонировать на основе накопленных вокальных навыков и музыкальных знаний, а так же – от степени развитости слуха.                                                                          Строй принято рассматривать с двух сторон: мелодический и гармонический. Специальная тренировка мелодического и гармонического слуха детей создаёт нужные предпосылки для достижения стройного пения.                                                                                                    Особенно важно научить детей петь тоны и полутоны (большие и малые секунды). Терции (большие и малые), так как они являются основным показателем лада. На секундах, терциях и их обращениях основываются все музыкальные сочинения. Всё, что говорилось о строе, в большей степени относится к пению a capella.

    Раздел 4. Музыкальная грамота

    Тема 10. Ноты, нотоносец, ключи.

    Отдельное место при изучении музыки, музыкального произведения занимает музыкальная грамота. На занятиях учащиеся в игровой форме изучают ноты, нотоносец, скрипичный и басовый ключи, узнают об основных длительностях нот, пауза, что немаловажно при пении песен.

    Тема 11.Средства музыкальной выразительности

    Большую роль при исполнении музыкального произведения имеют средства музыкальной выразительности, которые помогают донести до слушателя композиторскую мысль. К средствам музыкальной выразительности относятся: мелодия, ритм, темп, тембр, динамика, лад, фразировка и т.д. На занятиях детям в доступной форме объясняется значение этих понятий, содержание. Происходит разбор песен по форме, содержанию, структуре. Благодаря этим знаниям дети начинают лучше чувствовать музыкальное произведение и соответственно и лучше исполнять его. Для этого надо, чтобы учащиеся поняли, чего хочет от них добиться руководитель. А для этого нужно научить детей понимать язык жестов дирижёра: «внимание», «дыхание», «начало пения», «окончание пения» и т.д. Разучивание песни происходит по мотивам, затем по фразам, предложениям и т.д. Анализ словесного текста и его содержания. Разбор фразировки вытекающей из музыкального и текстового содержания. Разбор различной динамики. При разучивании одноголосного произведения работа идёт со всей группой хора. После разучивания произведения обязательно следует проводить индивидуальный опрос, помогающий выяснить качественный уровень выученного произведения и планирования работы дальше.  

    Раздел 5. Игра на детских музыкальных инструментах.

    Тема 12. Музыкальные инструменты.

    Игра на детских музыкальных инструментах - один из видов коллективной исполнительской деятельности учащихся. Когда  ребенок играет на музыкальных инструментах, у него активизируется чувство ритма, проявляются его исполнительские способности. Детские музыкальные инструменты бывают мелодические и немелодические. В процессе изучения мелодических инструментов( металлофон, колокольчики, треугольник) учащиеся узнают расположение высоких и низких звуков, учатся исполнять несложные мелодии, определяют тембры звучания мелодических музыкальных инструментов. Когда дети знакомятся с немелодическими музыкальными инструментами (клавесы, коробочки, маракасы, трещотки, барабаны, тарелки, блоки, бубны) и учатся играть на них, то у этих учеников происходит активизация чувства ритма, они стараются работать в коллективе, четко и ритмично исполнять данные музыкальные произведения. Дети знакомятся также с основными музыкальными инструментами симфонического оркестра и оркестра народных инструментов.

    Тема 13. Приемы игры на детских музыкальных инструментах.

    При обучении игры на мелодических и немелодических музыкальных инструментах важно знать, как правильно играть на них. Учащиеся узнают как правильно держать детские музыкальные инструменты, как правильно ударять в них (шумовые инструменты), уметь правильно распределять силу удара, ритмично вступать и вести свою партию. Знание приемов игры приводит к четкому и ритмичному исполнению, воспитывает в учениках чувство сплоченности, стимулирует исполнительскую деятельность учащихся.  

    8. Ресурсное обеспечение реализации программы

    Материально-техническое обеспечение

    Преподавание данной дисциплины предусматривает наличие кабинета , оснащенного

    аудиовизуальными средствами, наличие школьных программ и учебно-методических

    комплектов по вариативным программам.

    • Фортепиано.
    • Музыкальный центр, компьютер.
    • Записи фонограмм в режиме «+» и «-».
    • Электроаппаратура.
    • Зеркало.
    • Музыкальные  инструменты (металлофоны, маракасы, бубенцы, ложки, колокольчики, треугольники, тарелочки).
    • Нотный материал, подборка репертуара.
    • Записи аудио, видео, формат CD, MP3.
    • Записи выступлений, концертов.

    Информационно – методическое обеспечение

    Используемая литература

    1. С. Газарян. «В мире музыкальных инструментов». (М., Просвещение. 1985).
    2. Е. Гульянц. «Детям о музыке». (М., Издательство «Аквариум», 1996).
    3. Н.В. Зарецкая «Календарные музыкальные праздники» 2005.
    4. А. Калёнов «Там, где музыка живёт». (М., Педагогика 1986).
    5. Л. Михеева «Музыкальный словарь в рассказах». (М., издательство «Советский композитор», 1986).
    6. М.Ю. Картушина «Сценарии оздоровительных досугов». (Изд. Просвещение – 2005).
    7. Е. Макшанцева «Скворушка». (Изд. Просвещение.1998).
    8. Дружим с песней. Методические рекомендации к хоровому пению.- Бирск: Бирск. Гос. Пед. Ин-т.,2002 г.

    Учебно-методический комплекс

    1. Музыкальное воспитание школьников./ О.П.Радынова.-М.:Просвещение: Владос, 1994.-223с.
    2. Методика музыкального воспитания./ Сост. Н.А.Ветлугина М.:Просвещение, 1982. – 271с.
    3. Настольная книга, школьного учителя- музыканта. Алиев Ю.Б. – М., «Владос», 2000.
    4. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Горский.
    5. Развитие музыкальных способностей детей. Т.Н.Михайлова.

    Интернет-ресурсы:

    9. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

    К концу  обучения обучающиеся, воспитанники должны:

    знать/понимать:

    • строение артикуляционного аппарата;
    • особенности и возможности певческого голоса;
    • гигиену певческого голоса;
    •  понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
    • знать основы музыкальной грамоты;
    • знать приемы игры на простых музыкальных инструментах.

               уметь:

    • правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
    • петь короткие фразы на одном дыхании;
    • в подвижных песнях делать быстрый вдох;
    • петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
    •  петь легким звуком, без напряжения;
    • на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;
    • к концу года спеть выразительно, осмысленно;
    • ритмично играть на простых музыкальных инструментах.

    10.Рекомендуемая литература

    Для учащихся и родителей:

    1.Погребинская М. Веселый разговор: музыкальные скороговорки для младшего и среднего возраста.- М., 1994.

    2. Рыцарева Н. Г. Музыка и я: популярная энциклопедия для детей.- М.: Музыка, 1994.

    3.Альбом для музицирования «А где мне взять такую песню». Сборник- М.:ЗАО РИФМЭ, 1998 г.

    Для учителя:

    1. Программа «Хор». Под редакцией Овчинниковой Т. Н. – М., Просвещение, 1986.

    2. Программа «Сольное пение». Под редакцией В.И.Лейбсона. – М.,  Просвещение, 1975. Сб. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.

    3. Работа с детским хором. Под редакцией В.Г.Соколова. М., 1981.

    4. Развитие голоса. Координация и тренаж. – Санкт – Петербург,1997.

    5. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль, 1997.

    6. Что надо знать о детском голосе. – М., 1972.

    7. Настольная книга, школьного учителя- музыканта. АлиевЮ.Б. – М., «Владос», 2000.

    Календарно – тематическое планирование кружка «Веселые нотки» 2 класс

    № п/п

    Дата

    Тема учебного занятия

    Всего часов

    Содержание деятельности

    УУД

    Воспитательная работа

    Теоретическая часть занятия

    Практическая часть занятия

    1

    Вводный урок по содержанию курса.

    1

    Беседа

    Мультимедиа-лекция

    Приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания значения музыкального воспитания

    2

    Прослушивание детских голосов. Диагностирование  голоса.

    1

    Беседа

    Прослушивание

    Умение оценивать свой голос и голос партнеров

    3

    Вокальное искусство

    1

    Беседа

    Компьютерные презентации

    Формирование в коллективе учащихся и взрослых уважительного отношения к  друг другу.

    4

      Дыхание – основа пения.

    1

    Беседа

     Дыхательная гимнастика, упражнения на развитие дыхания

    Знать как правильно брать дыхание. Развитие навыков правильного певческого дыхания.

    5

    Виды дыхания. Вокальная постановка корпуса

    1

    Мультимедиа-лекция

    Практические упражнения

    Знания основных видов певческого дыхания.

    6

       Строение певческого аппарата

    1

    Беседа

    Практические упражнения

    Знание устройства голосового аппарата, певческих возможностей голоса.

    7

    Охрана детского голоса. Работа над певческим дыханием.

    1

    Беседа,

    наглядно-слуховой

    Дыхательная гимнастика, упражнения на развитие дыхания

    Знания правил по охране голосового аппарата.

    8

    Атака – начало зарождения звука. Вокальная работа

    1

    Беседа,

    наглядно-слуховой

    Практические упражнения

    Знание основных типов атак при исполнении.

    9

    Дикция и артикуляция в пении

    1

    Беседа,

    наглядно-слуховой

    Упражнения на дикцию

    Владение ясной и четкой дикцией, произношением

    10

    Певческий диапазон. Вокальная работа

    1

    Беседа,

    наглядно-слуховой

    Распевание.

    Практические упражнения

    Умение работать в коллективе. Знание своего рабочего диапазона. Работа над расширением диапазона.

    11

    Работа над песнями.

    Работа над плавным голосоведением.

    1

    Наглядно-слуховой

    Распевание.

    Практические упражнения

    Знание приемов звукообразования

    12

    Ансамбль в пении

    1

    Беседа,

    наглядно-слуховой

    Творческая работа, работа в парах

    Умение работать в коллективе. Учиться действовать согласованно

    13

    Музыкальная грамота. Ноты. Нотоносец. Скрипичный ключ.

    1

    Мульмедиа презентация

    Практические упражнения

    Учиться действовать согласованно, обсуждать результаты позитивно,  знать ноты, их расположение на нотоносце

    14

    15

    Формирование качества звука, работа над унисоном.

    2

    Беседа,

    наглядно-слуховой

    Творческая работа Практические упражнения

    Обогащение музыкального опыта ребенка, умение петь в ансамбле.

    16

    Пение новогодних песен

    1

    Наглядно-слуховой

    Мини-концерт

    Умение оценивать свое исполнение и пение других ребят.

    17

    Пение любимых песен. Вокальная работа

    1

    Наглядно-слуховой

    Воспитание эмоционального исполнения, артистизма.

    18

    Средства музыкальной выразительности

    1

    Мультимедиа-лекция,

    беседа

    Практические упражнения

    Знать основные средства: мелодия, пауза, фермата, легато, фразировка и т.д.

    19

    Средства музыкальной выразительности

    1

    Беседа

    Практические упражнения

    Умение применять средства музыкальной выразительности в пении

    20

    Музыкальный конструктор. Длительности нот, паузы.

    1

    Мультимедиа презентация

    Творческие задания

    1. Умение работать в коллективе. Знать основные длительности, паузы

    21

    Музыкальный конструктор. Длительности нот, паузы.

    1

    Мультимедиа презентация

    Коллективно-творческое дело

    1. Умение работать в коллективе,

    22

    23

    24

    Музыкальные инструменты. Приемы игры на детских музыкальных инструментах.

    3

    Мультимедиа презентация, беседа, наглядно-слуховой

    Коллективные задания, творческие задания

    Умение слушать других ,  развивать ритмический и мелодический слух. Знать инструменты, уметь четко и ритмично играть на них, владеть приемами игры на них.

    25

    Пение а капелла. Работа над новым песенным материалом.

    1

    Беседа, компьютерные презентации

    Творческие задания, практические упражнения

    Воспитание уважительного отношения к народному вокальному искусству. Знать что такое а капелла. Уметь петь без сопровождения

    26

    Виды оркестров.

    1

    Беседа, компьютерные презентации

    Творческие задания, практические упражнения

    Знать особенности симфонического и народного оркестров

    27

    Работа над певческими навыками.

    1

    беседа, наглядно-слуховой

    Групповое взаимодействие

    Учиться действовать согласованно, петь выразительно и чисто в ансамбле.

    28

    Игра на детских музыкальных инструментах

    1

    Беседа

    Творческие задания, практические упражнения

    Умение ритмично исполнять свою партию в ансамбле, слушать своего соседа.

    29

    Вокально-хоровая работа. Работа над песенным материалом.

    1

    Беседа, наглядно-слуховой

    Работа в парах

    Умение выразительно о вокально-оформленно исполнять песни, сочувствовать, сопереживать.

    30

    Любимые песни из мультфильмов

    1

    Наглядно-слуховой

    Творческие задания, практические упражнения

    Знать для чего  музыка существует, уметь рассуждать о музыке

    31

    Отчетный концерт

    Концерт

    Умение выразительно, эмоционально и артистично выступать на сцене

    32

    Работа над песнями. Вокальная работа.

    1

    Наглядно-слуховой

    Практическая работа

    Уметь правильно петь, выразительно и эмоционально исполнять песни.

    33

    Вокально-тембровая культура голоса

    1

    Наглядно-слуховой

    Практическая работа

    Раскрытие и обогащение своего исполнительскогопотенциала

    34

    Обобщение по пройденному материалу.

    1

    Музыкальная игротека

    Мини-концерт

    Воспитывать свой музыкальный вкус, обогащать свои музыкальные познания


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности ««Веселые нотки»

    Цель – Формирование у обучающихся устойчивого интереса к пению, исполнительских вокальных навыков через активную музыкально-творческую деятельность, приобщение к сокрови...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности курса " Весёлые нотки " для 1-4 классов

    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9361525","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"float: left; height: 99px; width: 120px;"}}]]Рабочая программа внеурочной деятельности...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности "Весёлые нотки", "Весёлый карандаш", Краеведение".

    Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно ка...

    Рабочая программа по кружку "Веселые нотки", рабочие программы по музыке для 1,2,3,4 классов по УМК "Планета знаний"

    Пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание программы, календарно-тематический план...

    Программа по внеурочной деятельности "Весёлые нотки" 1 класс

    Программа внеурочной деятельности основана на трёх направлениях: слушание музыки, вокально-хоровая работа и пластическое интонирование.Программа имеет художественно-эстетическое направление и предпола...

    Программа по внеурочной деятельности кружок "Веселые нотки"

    Адаптированная программа вокального кружка разработана на основе типовых программ, М.И. Белоусенко « Постановка певческого голоса Белгород, 2006г; Д Огороднова « Музыкально –певческо...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности " ВЕСЕЛЫЕ НОТКИ" для 1-4 классов с элементами кубанского казачьего фольклора.

    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17114092","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"192","width":"480"}}]]Рабочая программа по внеурочной деятельности "Веселые нот...