Рабочая программа по музыке 4 класс
рабочая программа по музыке (4 класс) на тему
Рабочая программа по музыке 4 класс составлена в соответствии сФГОС НОО 2009 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka.docx | 44.56 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование городской округ «Долинский»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1» г.Долинска
Рекомендована: Методическим объединением учителей НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ « 30 » августа 2016 г. № 1 | Согласовано: Зам.директора по УВР __________ Меженько Ю.А « 30 » августа 2016 г. | Утверждаю: Директор школы ___________Е.А. Шустова « 30 » августа 2016 г. |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по музыке
начальное общее образование
1год (2016-2017)
Составлена на основе:
- ФГОС Начального общего образования 2009г.
- Авторской программы Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т.С.Шмагиной для 4 класса
- Примерной программы начального общего образования
Рабочую программу составила:
учитель начальных классов Лапковская Зоя Анатольевна
Долинск
2016
- Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования, на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования,на основании авторской программы Е. Д. Критской «Музыка».
Целью изучения предмета «Музыка» в начальной школе является:
- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;
- развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
- обогащение знаний о музыкальном искусстве;
- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Основными задачами реализации содержания являются:
- развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;
- понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;
- освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);
- изучение особенностей музыкального языка;
- формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.
- Общая характеристика учебного предмета
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом. Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.
Разработанный комплект средств обучения позволяет проводить обучение с использованием различных организационных форм работы на уроке. Основная форма – урок,основной методдеятельностно – ориентированный подход. Так же используем и другие методы работы на уроке:
- Словесный (рассказ, беседа, работа с учебником);
- Наглядный (дидактический материал);
- Практический
- Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 1 г. Долинск на изучение курса «Музыка» в 4 классе отведено час в неделю, что составляет 34 часа в год.
- Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Уроки музыки, как и художественное образование в целом , предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает:
- формирование опыта эмоционально-образного восприятия;
- начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности;
- приобретение знаний и умении;
- овладение УУД
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно –эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
- Планируемые результаты изучения в 4 классе
Личностные результаты:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий
- уважительное отношение к культуре других народов:
- эстетические потребности, ценности и чувства
- развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.
- развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты:
- способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации
Предметные результаты:
- В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:
- основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;
- начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.
Тематический план 4 класс
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов |
1 | «Россия — Родина моя» | 5 |
2 | «О России петь — что стремиться в храм» | 5 |
3 | «День, полный событий» | 6 |
4 | «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | 2 |
5 | «В концертном зале» | 5 |
6 | «В музыкальном театре» | 5 |
7 | «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» | 6 |
Итого: | 34 |
- Содержание учебного предмета
«Россия — Родина моя» ( 5 часов)
Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Лирическая и патриотическая темы в русской классике.
«О России петь — что стремиться в храм» (4 часа)
Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание.
«День, полный событий» ( 7 часов)
«В краю великих вдохновений...». Один день с А.С.Пушкиным. Музыкально – поэтические образы.
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» ( 5 часа )
Народная песня - летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Интонационная выразительность народных песен. Мифы, легенды,
предания, сказки о музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов, Вариации в народной и композиторской музыке. Праздники русского народа. Троицын день.
«В концертном зале» ( 3 часа)
Различные жанры вокальной ,фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драматургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.
«В музыкальном театре» ( 5 часов)
Линии драматургического развития в опере. Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. Вариационность. Орнаментальная мелодика. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» ( 5 часов)
Произведения композиторов – классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки (трехчастная, сонатная).Авторская песня. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.
- Перечень обязательных диагностических, проверочных, контрольных и других видов работ:
4 класс
Проверочная работа «О России петь – что стремиться в храм»
Проверочная работа «День, полный событий»
Проверочная работа «В концертном зале».
Итоговая контрольная работа «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»
Календарно-тематическое планирование
№ | № | Наименование тем | Характеристика деятельности учащихся | Кол-во ч | Дата | Кор-ка | ||||||||||||||||||||||
«Россия — Родина моя» ( 5 ч) | ||||||||||||||||||||||||||||
1 | 1 | Мелодия «Ты запой мне ту песню» | Выявить настроения и чувства человека, выраженные в музыке. Выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений (пение, художественное движение, пластическое интонирование и др.). Петь мелодии с ориентацией на нотную запись. Передавать в импровизации интонационную выразительность музыкальной т поэтической речи. Знать песни о героических событиях истории Отечества и исполнять их на уроках и школьных праздниках. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. | 1 | 5.09 | |||||||||||||||||||||||
2 | 2 | «Чего не выразишь словами…» | 1 | 12.09 | ||||||||||||||||||||||||
3 | 3 | Как сложили песню «Ты откуда, русская, зародилась музыка?» | 1 | 19.09 | ||||||||||||||||||||||||
4 | 4 | «Я пойду по полю белому…» | 1 | 26.09 | ||||||||||||||||||||||||
5 | 5 | «На великий праздник собралася Русь!» | 1 | 3.10 | ||||||||||||||||||||||||
«О России петь — что стремиться в храм» (4 ч) | ||||||||||||||||||||||||||||
6 | 1 | Святые земли Русской. | Распознавать и оценивать выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. Понимать художественно-образное содержание музыкального произведения и раскрывать средства его воплощения. Передавать интонационно-мелодические особенности музыкального образа в слове, рисунке, движении. Находить (обнаруживать) общность интонаций в музыке, живописи, поэзии. Разрабатывать сценарии отдельных сочинений программного характера, разыгрывать их и исполнять во время досуга. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей соло, в ансамбле, хоре, оркестре. Выявлять ассоциативно-образные связи музыкальных и жив описных произведений. Участвовать в сценическом воплощении отдельных сочинений программного характера. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. | 1 | 10.10 | |||||||||||||||||||||||
7 | 2 | Великий князь Владимир, княгиня Ольга. | 1 | 17.10 | ||||||||||||||||||||||||
8 | 3 | Илья Муромец Кирилл и Мефодий | 1 | 24.10 | ||||||||||||||||||||||||
9 | 4 | Праздник праздников, торжество торжеств. «Ангел вопияше». Светлый праздник | 1 | 31.10 | ||||||||||||||||||||||||
«День, полный событий» ( 7 ч) | ||||||||||||||||||||||||||||
10 | 1 | Приют спокойствия, трудов и вдохновения… | Обнаруживать сходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись). Определять образный строй музыки с помощью «словаря эмоций». Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Знакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва, величание), песнями, балладами на религиозные сюжеты. Иметь представление о религиозных праздниках народов России и традициях их воплощения. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. | 1 | 14.11 | |||||||||||||||||||||||
11 | 2 | Зимнее утро. | 1 | 21.11 | ||||||||||||||||||||||||
12 | 3 | Зимний вечер | 1 | 28.11 | ||||||||||||||||||||||||
13 | 4 | Что за прелесть эти сказки! Три чуда! | 1 | 5.12 | ||||||||||||||||||||||||
14 | 5 | Ярмарочное гулянье | 1 | 12.12 | ||||||||||||||||||||||||
15 | 6 | Святогорский монастырь. | 1 | 19.12 | ||||||||||||||||||||||||
16 | 7 | Приют, сияньем муз одетый… | 1 | 26.12 | ||||||||||||||||||||||||
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» ( 5 ч ) | ||||||||||||||||||||||||||||
17 | 1 | Композитор – имя ему народ. | Выявлять общность жизненных истоков и особенности народного и профессионального музыкального творчества. Рассуждать о значении повтора, контраста, сопоставления как способов развития музыки. Разыгрывать народные песни по ролям, участвовать в коллективных играх-драматизациях. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. Принимать участие в традиционных праздниках народов России. Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперных спектаклей. Выразительно, интонационно - осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. | 1 | 15.01 | |||||||||||||||||||||||
18 | 2 | Музыкальные инструменты России | 1 | 22.01 | ||||||||||||||||||||||||
19 | 3 | Оркестр народных инструментов. | 1 | 29.01 | ||||||||||||||||||||||||
20 | 4 | «Музыкант – чародей» | 1 | 5.02 | ||||||||||||||||||||||||
21 | 5 | Народные праздники. Троица | 1 | 12.02 | ||||||||||||||||||||||||
«В концертном зале» ( 3 ч) | ||||||||||||||||||||||||||||
22 | 1 | Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель, гитара) | Рассуждать о значении дирижера, режиссера, художника-постановщика в создании музыкального спектакля. Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля (дирижер, режиссер, действующие лица и др.). Рассуждать о смысле и значении вступления, увертюры к опере и балету. Сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной записи. Воплощать в пении или пластическом интонировании сценические образы на уроках и школьных праздниках. Исполнять интонационно осмысленно мелодии песен, тем из мюзиклов, опер, балетов. | 1 | 19.02 | |||||||||||||||||||||||
23 | 2 | Вариации на тему рококо«Старый замок», М. П. Мусоргский «Счастье в сирене живет», С. Рахманинов «Не молкнет сердце чуткое Шопена…» Танцы, танцы, танцы «Патетическая соната» № 8, Л. Бетховен | 1 | 26.02 | ||||||||||||||||||||||||
24 | 3 | Годы странствий. М. И. Глинка Царит гармония оркестра | 1 | 5.03 | ||||||||||||||||||||||||
«В музыкальном театре» ( 5 ч) | ||||||||||||||||||||||||||||
25 | 1 | Опера «Иван Сусанин», | Наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров. Узнавать стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи разных композиторов. Моделировать в графике звуковысотные и ритмические особенности мелодики произведения. Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов. Различать на слух старинную и современную музыку. Узнавать тембры музыкальных инструментов. Называть исполнительские коллективы и имена известных отечественных и зарубежных исполнителей. | 1 | 12.03 | |||||||||||||||||||||||
26 | 2 | Песня Марфы «Исходила младешенька» | 1 | 19.03 | ||||||||||||||||||||||||
27 | 3 | Русский Восток | 1 | 2.04 | ||||||||||||||||||||||||
28 | 4 | Балет «Петрушка» | 1 | 9.04 | ||||||||||||||||||||||||
29 | 5 | Театр музыкальной комедии | 1 | 16.04 | ||||||||||||||||||||||||
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» ( 5 ч) | ||||||||||||||||||||||||||||
30 | 1 | Прелюдия. Исповедь души. | Выявлять изменения музыкальных образов, озвученных различными инструментами. Разбираться в элементах музыкальной (нотной) грамоты. Импровизировать мелодии в соответствии с поэтическим содержанием в духе песни, танца, марша. Определять особенности построения (формы) музыкальных сочинений. Различать характерные черты языка современной музыки. Определять принадлежность музыкальных произведений к тому или иному жанру. Инсценировать (в группе, в паре) музыкальные образы песен, пьес программного содержания. Участвовать в подготовке заключительного урока – концерта. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. | 1 | 23.04 | |||||||||||||||||||||||
31 | 2 | Ф. Шопен «Революционный этюд» | 1 | 30.04 | ||||||||||||||||||||||||
32 | 3 | Мастерство исполнителя. В интонации спрятан человек | 1 | 7.05 | ||||||||||||||||||||||||
33 | 4 | Музыкальные инструменты. Музыкальный сказочник . | 1 | 14.05 | ||||||||||||||||||||||||
34 | 5 | Рассвет на Москве - реке | 1 | 21.05 |
- Материально – технического обеспечение учебного предмета
Книгопечатная продукция
Учебники
Учебник «Музыка» 4 класс (авторы Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.)
Тетради
Рабочая тетрадь «Музыка» 4 класс (авторы Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.)
Методические пособия
Методическое пособие «Методика работы с учебниками «Музыка» 1- 4 классы» (авторы Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.)
Технические средства обучения:
Классная доска
Мультимедийный проектор
Компьютер
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программапо русскомуязыку УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа" включает в себя предметн...
Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"
УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование....
Рабочая программапо обучению грамоте (чтение)
Рабочая программа по курсу "Обучение граммоте" разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учётом авторской программы Н.В.Нечаевой. Программа охватывает добукварный и букварный пери...
рабочая программапо физической культуре
рабочая программа по физической культуре 1 класс...
рабочая программапо физической культуре 3
рабочая программа по физической культуре...
Рабочая программапо курсу «В гостях у сказки» 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «В гостях у сказки» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного станд...
Рабочая программапо Кубановедение
Рабочая программа по Кубановедению составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Программа может быть использованна в образовательных учреждениях, возраст учащихся 6,5 - 11 лет....