Рабочая программа по музыке 4 класс
рабочая программа по музыке (4 класс) на тему

Лапковская Зоя Анатольевна

Рабочая программа  по музыке 4 класс составлена в соответствии сФГОС НОО 2009 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka.docx44.56 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Муниципальное образование городской округ «Долинский»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1» г.Долинска

Рекомендована:

Методическим объединением учителей

НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

« 30 » августа 2016 г.

№ 1

Согласовано:

Зам.директора по УВР

__________ Меженько Ю.А

« 30 » августа 2016 г.

Утверждаю:

Директор школы

___________Е.А. Шустова

« 30 » августа 2016 г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по музыке

начальное общее образование

1год (2016-2017)

                                                   Составлена на основе:

  1. ФГОС Начального общего образования 2009г.
  2. Авторской программы Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т.С.Шмагиной для 4 класса
  3. Примерной  программы  начального  общего  образования

 

                                        Рабочую  программу составила:

                   учитель начальных классов Лапковская Зоя Анатольевна

                                                            Долинск

                                                                2016

  1.                                     Пояснительная записка.

  Рабочая программа учебного предмета «Музыка»  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования, на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования,на основании авторской   программы Е. Д. Критской «Музыка».

Целью изучения предмета «Музыка» в начальной школе является:

  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;
  • развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
  • обогащение знаний  о музыкальном искусстве;
  • овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).

Основными задачами реализации содержания являются:

  • развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;
  • понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;
  • освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);
  • изучение особенностей музыкального языка;
  • формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.

  1.                   Общая характеристика учебного предмета

Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом. Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».Постижение музыкального искусства учащимися  подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.

Разработанный комплект средств обучения позволяет проводить обучение с использованием различных организационных форм работы на уроке. Основная форма – урок,основной методдеятельностно – ориентированный подход. Так же используем и другие методы работы на уроке:

  • Словесный (рассказ, беседа, работа с учебником);
  • Наглядный (дидактический материал);
  • Практический
  1. Описание места учебного предмета в учебном плане

Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 1 г. Долинск на изучение курса «Музыка» в 4 классе отведено час в неделю, что составляет 34 часа в год.

  1. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Уроки музыки, как и художественное образование в целом , предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь  образования, культуры и искусства.

Освоение музыки как духовного наследия человечества  предполагает:

  • формирование опыта эмоционально-образного восприятия;
  • начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности;
  • приобретение знаний и умении;
  • овладение УУД

Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно –эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

  1. Планируемые результаты изучения в 4 классе

Личностные результаты:

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности
  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий
  • уважительное отношение к культуре других народов:
  • эстетические потребности, ценности  и чувства
  • развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.
  • развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные результаты:

  • способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
  • умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты  в устной и письменной формах.
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий
  • умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации

Предметные результаты:

  • В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:
  • основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
  • воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;
  • начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.

                                               Тематический план 4 класс

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

1

   «Россия — Родина моя»

5

2

«О России петь — что стремиться в храм»

5

3

«День, полный событий»

6

4

 «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

2

5

 «В концертном зале»

5

6

«В музыкальном театре»  

5

7

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»

6

Итого:

34

  1. Содержание учебного предмета

   «Россия — Родина моя» ( 5 часов)

Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Лирическая и патриотическая темы в русской классике.

   «О России петь — что стремиться в храм» (4 часа)

Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание.

  «День, полный событий» ( 7 часов)

«В краю великих вдохновений...». Один день с А.С.Пушкиным. Музыкально – поэтические образы.

 «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» ( 5 часа )

 Народная песня - летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Интонационная выразительность народных песен.  Мифы, легенды,

предания, сказки о музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов, Вариации в народной и композиторской музыке. Праздники русского народа. Троицын день.        

 «В концертном зале» ( 3 часа)

 Различные жанры вокальной ,фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драматургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.

 «В музыкальном театре»  ( 5 часов)

Линии драматургического развития в опере. Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. Вариационность. Орнаментальная мелодика. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.  Жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл.

 «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» ( 5 часов)

Произведения композиторов – классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки                   (трехчастная, сонатная).Авторская песня. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.

                                   

  1. Перечень обязательных диагностических, проверочных, контрольных и других видов работ:

               4 класс

Проверочная работа «О России петь – что стремиться в храм»

Проверочная работа «День, полный событий»

Проверочная работа «В концертном зале».

Итоговая контрольная работа «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»

                    Календарно-тематическое планирование

Наименование тем

Характеристика деятельности учащихся

Кол-во ч

Дата

Кор-ка

                                               «Россия — Родина моя» ( 5 ч)

   1

1

Мелодия «Ты запой мне ту песню»

Выявить настроения и чувства человека, выраженные в музыке.

    Выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений (пение, художественное движение, пластическое интонирование и др.).

    Петь мелодии с ориентацией на нотную запись.

    Передавать в импровизации интонационную выразительность музыкальной т поэтической речи.

    Знать песни о героических событиях истории Отечества и исполнять их на уроках и школьных праздниках.

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров.

    Выполнять творческие задания из рабочей тетради.

1

5.09

2

2

«Чего не выразишь словами…»

1

12.09

3

3

Как сложили песню «Ты откуда, русская, зародилась музыка?»

1

19.09

4

4

«Я пойду по полю белому…»

1

26.09

5

5

«На великий праздник собралася Русь!»

1

3.10

                                         «О России петь — что стремиться в храм» (4 ч)

6

1

Святые земли Русской.

Распознавать и оценивать выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.

   Понимать художественно-образное содержание музыкального произведения и раскрывать  средства его воплощения.

    Передавать интонационно-мелодические особенности музыкального образа в слове, рисунке, движении.

    Находить (обнаруживать) общность интонаций в музыке, живописи, поэзии.

    Разрабатывать сценарии отдельных сочинений программного характера, разыгрывать их и исполнять во время досуга.

    Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей соло, в ансамбле, хоре, оркестре.

    Выявлять ассоциативно-образные связи музыкальных и жив описных произведений.

    Участвовать в сценическом воплощении отдельных сочинений программного характера.

    Выполнять творческие задания из рабочей тетради.

1

10.10

7

2

Великий князь Владимир, княгиня Ольга.

1

17.10

8

3

Илья Муромец

Кирилл  и Мефодий

1

24.10

9

4

Праздник праздников, торжество торжеств.

«Ангел вопияше».

Светлый праздник

1

31.10

                                                  «День, полный событий» ( 7 ч)

10

1

Приют спокойствия, трудов и вдохновения…

    Обнаруживать сходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись).

    Определять образный строй музыки с помощью «словаря эмоций».

  Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

    Знакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва, величание), песнями, балладами на религиозные сюжеты.

    Иметь представление о религиозных праздниках народов России и традициях их воплощения.

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

    Выполнять творческие задания из рабочей тетради.

1

14.11

11

2

Зимнее утро.

1

21.11

12

3

Зимний вечер

1

28.11

13

4

Что за прелесть эти сказки! Три чуда!

1

5.12

14

5

 Ярмарочное гулянье

1

12.12

15

6

Святогорский монастырь.

1

19.12

16

7

Приют, сияньем муз одетый…

1

26.12

                                  «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» ( 5 ч )

17

1

Композитор – имя ему народ.

Выявлять общность жизненных истоков и особенности народного и профессионального музыкального  творчества.

    Рассуждать о значении повтора, контраста, сопоставления как способов развития музыки.

    Разыгрывать народные песни по ролям, участвовать в коллективных играх-драматизациях.

    Выполнять творческие задания из рабочей тетради.

    Принимать участие в традиционных праздниках народов России.

    Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперных спектаклей.

    Выразительно, интонационно - осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

1

15.01

18

2

Музыкальные инструменты России

1

22.01

19

3

Оркестр народных инструментов.

1

29.01

20

4

«Музыкант – чародей»

1

5.02

21

5

Народные праздники. Троица

1

12.02

                                                               «В концертном зале» ( 3 ч)

22

1

Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель, гитара)

Рассуждать о значении дирижера, режиссера, художника-постановщика в создании музыкального спектакля.

    Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля (дирижер, режиссер, действующие лица и др.).

    Рассуждать о смысле и значении вступления, увертюры к опере и балету.

    Сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной записи.

    Воплощать в пении или пластическом интонировании сценические образы на уроках и школьных праздниках.

    Исполнять интонационно осмысленно мелодии песен, тем из мюзиклов, опер, балетов.

1

19.02

23

2

Вариации  на тему рококо«Старый замок», М. П. Мусоргский «Счастье в сирене живет»,

 С. Рахманинов  «Не молкнет сердце чуткое Шопена…»

Танцы, танцы, танцы

«Патетическая соната» № 8, Л. Бетховен

1

26.02

24

3

 Годы странствий.

М. И. Глинка

Царит гармония оркестра

1

5.03

                                                               «В музыкальном театре»  ( 5 ч)

25

1

Опера «Иван Сусанин»,

Наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров.

    Узнавать стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи разных композиторов.

    Моделировать в графике звуковысотные и ритмические особенности мелодики произведения.

    Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов.

    Различать на слух старинную и современную музыку.

    Узнавать тембры музыкальных инструментов.

    Называть исполнительские коллективы и имена известных отечественных и зарубежных исполнителей.

1

12.03

26

2

Песня Марфы «Исходила младешенька»

1

19.03

27

3

Русский Восток

1

2.04

28

4

Балет «Петрушка»

1

9.04

29

5

Театр музыкальной комедии

1

16.04

                               «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» ( 5 ч)

30

1

    Прелюдия. Исповедь души.

    Выявлять изменения музыкальных образов, озвученных различными инструментами.

    Разбираться в элементах музыкальной (нотной) грамоты.

    Импровизировать мелодии в соответствии с поэтическим содержанием в духе песни, танца, марша.

    Определять особенности построения (формы) музыкальных сочинений.

    Различать характерные черты языка современной музыки.

    Определять принадлежность музыкальных произведений к тому или иному жанру.

    Инсценировать (в группе, в паре) музыкальные образы песен, пьес программного содержания.

    Участвовать в подготовке заключительного  урока – концерта.

    Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

    Выполнять творческие задания из рабочей тетради.

1

23.04

31

2

Ф. Шопен «Революционный  этюд»

1

30.04

32

3

Мастерство исполнителя. В интонации спрятан человек

1

7.05

33

4

Музыкальные инструменты. Музыкальный сказочник .

1

14.05

34

5

Рассвет на Москве - реке

1

21.05

  1. Материально – технического обеспечение учебного предмета

Книгопечатная продукция

Учебники

Учебник «Музыка» 4 класс (авторы Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.)

Тетради

Рабочая тетрадь «Музыка» 4 класс (авторы Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.)

Методические пособия

Методическое пособие «Методика работы с учебниками «Музыка» 1- 4 классы» (авторы Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.)

Технические средства обучения:

Классная доска

Мультимедийный проектор

Компьютер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо русскомуязыку УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа"  включает в себя предметн...

Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"

УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование....

Рабочая программапо обучению грамоте (чтение)

Рабочая программа по курсу "Обучение граммоте" разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учётом авторской программы Н.В.Нечаевой. Программа охватывает добукварный и букварный пери...

рабочая программапо физической культуре

рабочая программа по физической культуре 1 класс...

рабочая программапо физической культуре 3

рабочая программа по физической культуре...

Рабочая программапо курсу «В гостях у сказки» 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению  «В гостях у сказки» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного станд...

Рабочая программапо Кубановедение

Рабочая программа по Кубановедению составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Программа может быть использованна в образовательных учреждениях, возраст учащихся 6,5 - 11 лет....