Основные направления и содержание деятельности слабослышащих детей по музыкальной стимуляции
статья по музыке на тему

Наталья Александровна Мелентьева

Одной из основных задач воспитания детей с нарушенным слухом является формирование у них устной речи: её восприятия на слуховой, зрительной основе; слуховой основе и воспроизведения (произношения).

Как известно, обучение произношению не слышащих детей направлено на становление и развитие внятной, членораздельной, естественной речи.

В обучении широко используются методические приёмы, основанные на подражании речи педагога (сопряжённое и отражённое проговаривание), а также самостоятельное называние предметов, картинок, рядовая речь, ответы на вопросы, самостоятельные высказывания.

Дети с нарушенным слухом постигают мир музыкальных звуков, учатся слушать и слышать окружающий мир, выражать свои впечатления речевыми и музыкальными звуками. У них интенсивно развивается слуховое восприятие, совершенствуется и обогащается слуховой опыт, слушательская культура, формируются музыкально-слуховые представления, навык слухового самоконтроля, формируется звонкий, природный естественный голос, выразительная интонированная речь, расширяется и обогащается новой лексикой словарный запас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon melenteva_muzykalnaya_stimulyatsiya-soobshchenie.doc47 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  1. Сообщение на тему: «Основные направления и содержание деятельности слабослышащих детей по музыкальной стимуляции»

Автор: музыкальный руководитель Мелентьева Н.А.

1 вводная

Одной из основных задач воспитания детей с нарушенным слухом является формирование у них устной речи: её восприятия на слуховой, зрительной основе; слуховой основе и воспроизведения (произношения).

Как известно, обучение произношению не слышащих детей направлено на становление и развитие внятной, членораздельной, естественной речи.

В обучении широко используются методические приёмы, основанные на подражании речи педагога (сопряжённое и отражённое проговаривание), а также самостоятельное называние предметов, картинок, рядовая речь, ответы на вопросы, самостоятельные высказывания.

Дети с нарушенным слухом постигают мир музыкальных звуков, учатся слушать и слышать окружающий мир, выражать свои впечатления речевыми и музыкальными звуками. У них интенсивно развивается слуховое восприятие, совершенствуется и обогащается слуховой опыт, слушательская культура, формируются музыкально-слуховые представления, навык слухового самоконтроля, формируется звонкий, природный естественный голос, выразительная интонированная речь, расширяется и обогащается новой лексикой словарный запас.

  1. 2 « Основные направления и содержание деятельности по музыкальной стимуляции»

Разработка и использование технологии «музыкальная стимуляция» основывается на ведущих положениях верботонального метода:

-произношение (микроматорика речевых органов находится в прямой зависимости от макроматорики)

-перцепция (слуховое восприятие-основное звено в коммуникативном кольце)

-основа мелодики любого языка - ритм, интонация, пауза, время.

-основное назначение речи- коммуникация.

Основными элементами занятий по музыкальной стимуляции является работа над дыханием, ритмом, интонацией, динамикой, темпом.

Правильное диафрагмальное дыхание помогает детям с нарушением слуха извлекать выразительные речевые и музыкальные звуки. Усвоение музыкальных ритмов помогает им в развитии ритмической структуры речи. Любая музыкальная ритмическая композиция имеет свою мелодию и интонацию.

Развитие ощущения звуковысотности у детей с нарушением слуха помогает в коррекции голоса, тембра речи.

Базой музыкальной стимуляции является рифмованная строка, в которой заложены все музыкальные ценности и характеристики звуков речи.

Особую роль в этом играют считалки, песенки - потешки, которые помогают детям усваивать музыкальный и речевой ритм, интонацию, ударение, динамические и темповые изменения, манеру говорить плавно или отрывисто, развивая голосовые модуляции голоса, эмоционально окрашивая речь.

« Тары-Бары»

Та- ры- ба- ры  рас- то- ба-ры  го- во- рить  мы  бу - дем  ма - ло!                                   Луч-  ше  мы  для  вас  спо-  ём  и  об  э-  том  и  об  том!

«Два телёнка»

Ма- ма  мэ- мэ  ми- мо- му  два те- лён- ка на  лу- гу                                                 На- на  не-не  ни- го- ну  щип- лют  соч- ну- ю  тра- ву                                        Гра- гра гре- гре  гри- гро- гру  вол- ки-  пря- чут- ся  в  ле- су

Да- да  дэ- дэ ди- до- ду  я   к  те- ля- там  под- бе- гу

Ба- ба  бэ-  бэ  би- бо- бу  от волков  я  у- бе- гу

Ла- ла лэ- лэ  ли- ло- лу  о- чень  я  те- лят  люб- лю

За- за  зэ- зэ  зи- зо- зу  их  во- дич- кой  на- по- ю.

Работа по музыкальной стимуляции проводится поэтапно

  1.  Слухо - зрительное, слуховое восприятие музыкального и речевого материала, двигательное, предметное, графическое моделирование.
  2. Различение на слух и словесное определение знакомых  музыкальных и речевых структур, разучивание считалок, песенок, игр.
  3. Опознование и словесное определение знакомых элементов в новых музыкальных произведениях, выразительное, творческое исполнение знакомых считалок, песен, драматизаций и т. д.

 Основной организационной формой работы по музыкальной стимуляции  служат занятия: индивидуальные, групповые, продолжительностью 20-30мин. 2 раза в неделю.

Работа по музыкальной стимуляции осуществляется как с помощью общих методов воспитания (наглядного, словесного и практической деятельности, так и специальных методов.) Наглядный метод предусматривает слуховую наглядность (т. е. Непосредственное слушание музыки и речи), зрительное и тактильное проявление наглядности (показ певческих приёмов, движений, картинок, игрушек и т. д.) Словесный метод включает в себя объяснения, беседы, рассказы о музыке. Метод практической деятельности предполагает проведение систематических, целенаправленных упражнений в процессе музыкально-исполнительской деятельности. Наряду с общими методами воспитания и обучения применяются специальные  методы и приёмы. Одним из основных приёмов развития не слышащих детей слухового восприятия музыки является двигательное моделирование музыкальных структур- так динамические, темповые, метрические отношения в музыке моделируются прежде всего элементарными танцевальными движениями. При выполнении упражнений для контрастных музыкальных звучаний выбираются разные движения : например, быстрая музыка - быстрые движения кистями рук на уровне плеч; медленная - покачивание прямыми руками над головой. Вначале дети выполняют элементарные упражнения: хлопки, выставление ножек поочерёдно на носочек, «пружинка» - полуприседания, кружение вокруг себя и т. д., а затем разучиваются более сложные элементы танца. Важно чтобы движения детей были выразительными, соответствующими характеру музыки.

При восприятии метрических структур дети учатся дирижировать. Ритмические отношения музыки дети моделируют хлопками с опорой на графическое изображение.

« Лесенка»

Я   и-  ду   на -  верх,     я   спус  -ка  -юсь   вниз

Элементы музыки можно моделировать с помощью  условных знаков: оранжевая карточка - быстрая музыка, синяя карточка- медленная музыка, нарисованное солнышко- весёлая музыка, нарисованная тучка- грустная  музыка. Также используются письменные таблички  «ГРУСТНАЯ» - «ВЕСЁЛАЯ», «БЫСТРАЯ» - «МЕДЛЕННАЯ» и т. д.                                      Основной методический приём развития голоса состоит в обучении детей соотносить свои голосовые проявления с музыкально- игровым образом и звучанием фортепиано. Дети учатся свободно изменять высоту и силу голоса в звукоподражательных упражнениях, имитируют голоса животных, сказочных персонажей.

« Песенка о барбосе»

В домике жил славный пёс да-да-да-да.

Звали пёсика Барбос да-да-да-да.

Не умел он топать топ-топ-топ-топ.

Не умел он хлопать хлоп-хлоп-хлоп-хлоп.

Песен пёс Барбос не знал ля-ля-ля-ля.

 Он ребятам подпевал гав-гав-гав-гав.

В работе по разучиванию детских песен использую такие приемы как слово педагога о песне, анализ текста и музыкального сопровождения, выразительное пение педагога, отхлопывание ритмического рисунка, работа над дыханием, дикцией. Все эти приёмы тесно связаны с формированием музыкально-слуховых представлений. При вялости артикуляционного аппарата полезно употреблять слоги с сонорными (М,П,Л,Р.), взрывными (Д,Б,П.), согласными, как (З, К, Г) звуками., а также песни энергичного характера. Это активизирует детей, побуждает их к чёткой, твёрдой артикуляции.

На занятиях по музыкальной стимуляции используется драматизация, инсценирование фрагментов музыкальных сказок. В ходе которых, дети слушают, разучивают песни, танцевальные движения, учатся выразительно передавать игровые образы, имитировать голоса различных персонажей, выразительно, ритмично говорить.

Особая роль отводится игре на детских музыкальных инструментах. Они помогают развивать не только музыкально-сенсорные способности детей, но и знакомят  их с отдельными элементами музыкальной грамоты, развивают у детей, естественную потребность в звукотворчестве, звуковой фантазии.

Музыкальный репертуар используемый на занятиях я условно делю по темам:

1 « Времена года»

2 « В гостях у зверят»

3 « Кукла Маша»

4 « Весёлые музыканты»

5 « В царстве музыки»

6 « Поиграем в сказку»

7 « Раз словечко, два словечко - будет песенка»

8 « Танцы народов мира»

9 « В бубен бьём, бренчим, дудим, барабаним и трубим»

10 «Коммуникативные игры с пением»

11 «Мы танцуем»

Для занятий по музыкальной стимуляции подбирается материал из разных тематических групп, исходя из целей и задач занятия с учётом результатов диагностики, индивидуальных психофизических особенностей ребёнка. Материал, используемый на занятиях должен быть разнообразным, художественным, интересным, доступным.

Для того чтобы развитие ребёнка было успешным обязательно совместная работа с сурдопедагогом, активное участие родителей. В связи с этим консультирование и присутствие родителей на занятиях желательно. Результатом деятельности педагога и родителей должно быть дальнейшее развитие эмоциональной отзывчивости ребёнка, творческое восприятие и воображение, сформироваться стойкий интерес к процессу коммуникации, самореализации и адаптации в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание и основные направления работы с родителями, имеющих детей-инвалидов.

Напрвления работы с родителями, имеющих детей-инвалидов, в рамках общеобразовательного учереждения....

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

Содержание и основные направления работы с родителями, имеющих детей-инвалидов

Была курсах где разработала выпускную работу, можете использовать в работе....

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Главной целью психолого-педагогического сопровождения является предоставление возможности педагогу помочь каждому учащемуся быть успешным. Педагог должен сам владеть ситуацией в классе, сам определять...

Содержание основных направлений деятельности ПМПК: особенности их реализации

Территориальная психолого-медико-педагогическая крмиссия.В 2013 году в связи с вступлением в силу Закона Российской Федерации от 29.12.2012 года №273 «Об образовании в Российской Федерации» вышел Прик...

Основные направления и содержание деятельности классного руководителя в контексте реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Основные направления и содержание деятельности классного руководителя в контексте реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России...

Рабочая программа гражданско-патриотического направления по воспитательной работе (цели, задачи, основные направления и принципы деятельности классного руководителя)

Основа моей воспитательной  работы - творческие дела, которые доставляют удовольствие детям, развивают ум и душу ребенка, учат  любить родителей, семью, школу, друг друга, природу, животных,...