ПРОГРАММА по дополнительному образованию Студия современной песни «Консонанс»
рабочая программа по музыке на тему

Лужецкая Ольга Евгеньевна

ПРОГРАММА по дополнительному образованию Студия современной песни «Консонанс» расчитана на три года

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_konsonans.doc252.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                                                   Утверждена          

«__» ________________г.

Директор МБГОУ Гимназия №17

Аганин Е.В.  _________   

Направленность: художественно-эстетическая (Эстрадный вокал)

ПРОГРАММА

по дополнительному образованию

Студия современной песни «Консонанс»

Лужецкая Ольга Евгеньевна

Педагог (Ф.И.О.)

Срок реализации: 3 года

Возраст детей: 7-17 лет

Программа принята

пед. советом

гимназии №17

Протокол № __  

«__» ______________г.

г. Мытищи 2013 г.

Пояснительная записка.

                                        Слово «эстрада» происходит от латинского «STRATA», что означает «настил», «помост», «возвышенная площадка».         В словаре Д.Н Ушакова можно найти такое определение этого слова: «искусство малых форм, область зрелищно-музыкальных представлений на открытой сцене».

                Эстрада относится к исполнительским искусствам. Ее особенность в том, что она рождается и существует в момент встречи с публикой.

        «Единицей измерения» эстрады является концерт, в основе которого лежит «его величество НОМЕР».

        Существует множество эстрадных жанров, среди них: разговорный, цирковой, танцевальный и кукольный.  Программа предполагает знакомство с каждым из жанров (кроме циркового), но необходимым остается вокальное исполнительство, хорошая хореографическая подготовка и приобретение навыков актерского мастерства.

Памятуя о том, что песня обретает жизнь лишь тогда, когда ее исполняют и что от ее исполнения во многом зависит толкование и успех песни, программа ставит своей целью глубинную проработку по внутренней и внешней линии каждого взятого песенного материала. Обучающийся  приобретет навык через вокал выражать внутреннее чувство, настроение, свое видение и свою творческую энергию.

Направленность образовательной программы студии современной песни «Консонанс» - художественно-эстетическая.

        Особенность данной образовательной программы в том, что обучение идет по двум направлениям: по внутреннему и внешнему, так как исполнительство эстрадной песни требует многих навыков и умений как музыкального, так и актерско-исполнительского плана. Воспитанник, прошедший обучение по двум направлениям, сможет самостоятельно создавать сценические образы, через вокальное мастерство решать различные творческие задачи на сцене. Обязательно найдет свой имидж, научится  уверенно вести себя на сцене и в жизни.

        Кроме того, программа в целом ориентирована на создание условий для активизации у ребенка эстетических установок как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения.

        В настоящее время эстрадный жанр пользуется  большой популярностью среди молодёжи. Причем он одинаково привлекает и школьников,  и дошкольников и  подростков. Наша студия в некотором смысле пробная площадка для всех, кто хотел бы видеть себя «звездами». С другой стороны  это и «погружение» в реальный, а не иллюзорный мир жизни «звёзд», где надо много работать над собой, прежде чем получить аплодисменты и признание зрителей. Все это делает программу студии актуальной.

Новизна программы заключается в том, что программа студии современной песни «Консонанс» является составным компонентом гимназии №17; разработана система комплексного формирования вокальных и исполнительских навыков учащихся в процессе индивидуальной работы с каждым учеником.

Наша музыкальная студия старается максимально смоделировать тип рабочей площадки артиста эстрадного и синтетического жанра и, таким образом, «поиграть» в «звезд». В рамках этой «игры» детям предоставляется возможность участвовать в различных вокальных конкурсах, петь на профессиональных сценах, репетировать на хорошей, качественной аппаратуре, пробоваться записываться в студии, - всё то, что интересно молодёжи ХХI века. Программа предполагает знакомство с особенностями ансамблевого пения в составе шоу-групп, и создание новых групп, поскольку именно этот вокальный жанр находится сейчас на пике популярности среди молодежи.  

        В то же время занятость на репетициях, концертах, запись в студии отвлекает детей от компаний и дурного влияния улицы. В этом смысле очень привлекательны   выступления артистов студии с сольными и ансамблевыми номерами, а также с мюзиклами на престижных площадках города. Важной мотивацией для прихода детей в студию являются гастрольные поездки  по городу и области, а также участие в фестивалях и конкурсах в других городах России и за рубежом.  

Небольшой зал служит удобной сценической площадкой для начинающих артистов, позволяет работать на профессиональной аппаратуре, ощутить объём и пространство сцены, что является хорошей подготовкой для эстрадных выступлений на больших сценах. В нём же коллектив проводит свои клубные мероприятия для школьников, детей микрорайона и всего Мытищинского района.

В основу реализации программы положен индивидуальный подход, уважение к личности ученика, вера в его способности и возможности.

                Программа стремится дать возможность каждому ученику в равной мере овладеть всеми навыками, необходимыми артисту эстрады как синтетического жанра, вне зависимости от его природных вокальных данных.

        Учебной основой для занятий служат различные вокальные упражнения, скороговорки, ритмические движения (ритмическая разминка), а также произведения вокального жанра. Основной пласт – это пение a’capella, слоговое пение, исполнение произведений различных вокальных направлений (от народных песен различных стран мира, вокальных произведений русской и зарубежной классики до современной эстрадной и бардовской песни, а также зарубежных вокальных произведений).

Обучение ведется в трех возрастных группах:

  •  младшие школьники – от 7 до 9 лет
  •  средние школьники – от 10 до 13 лет

-     молодежная группа – от 14 лет        

         Основной целью деятельности коллектива является разностороннее творческое развитие детей посредством обучения навыкам вокального  исполнительства, актерского мастерства, сценической речи, хореографии.

Посещая занятия, дети приобщаются к наследию мировой культуры через эстрадное и театральное искусство. Расширяется их кругозор, воспитывается художественный вкус и развивается эмоциональная отзывчивость через слушание аудио и просмотр видео материалов мирового культурного наследия как эстрадного, народного, так и классического направлений, посещение театров.

Основными задачами деятельности коллектива являются: развитие творческого начала, внимания, фантазии, желания самовыражения. Активизировать у детей мыслительный процесс, познавательный интерес. В процессе занятий и концертных выступлений детям необходимо овладеть  навыками общения и коллективного творчества. Укрепляется общефизическое состояние, вырабатывается характер и волевые качества.

Сверхзадача руководителя коллектива – помочь разбудить в ребенке жажду творчества, преображения мира через искусство, развить пытливость ума, дать почувствовать удовольствие от выступлений на сцене, пробудить вдохновенное чувство в момент творчества.

Курс 1 года обучения рассчитан на 152 часа в год (4 часа в неделю). Курс 2 года обучения рассчитан на 190 часов в год (5 часов в неделю).                 Курс 3 года обучения рассчитан на 266 часов в год (7 часов в неделю).

Специфика музыкальной студии предполагает  обязательную работу с солистами из разных возрастных групп. Педагог выделяет наиболее одаренных детей, с которыми занимается индивидуально по вокалу и актерскому мастерству.  Совместно с хореографом (если есть такая возможность) происходит постановка сольных вокальных номеров. А это требует от ребенка больших усилий. Во-первых, он остается на сцене один, при этом часто возникает комплекс стеснения, который необходимо снимать на актерских занятиях. Во-вторых, ему не за кого спрятаться, как в массовых номерах, поэтому на него ложится большая ответственность. В-третьих, даже прекрасно выученная в ансамбле песня при сольном исполнении потеряет в качестве, т.к. ребенку индивидуально придется думать одновременно и о дыхании, и о микрофоне, и о движении, слушать музыкальное сопровождение и свой голос в мониторах.

                        Этому всему необходимо учиться обязательно индивидуально, постоянно и последовательно, с постепенным усложнением музыкального материала и повышением требований к ученику.

Индивидуально-дифференцированный подход в воспитательно-образовательном процессе, личностно-ориентированные методы обучения и воспитания, индивидуальная углубленная работа создают условия для развития детей, развития их музыкальных способностей, в том числе и способности к пению.

        Индивидуальная работа обязательно ведется в комплексе, так как дети часто разделяют актерские и вокальные задачи, не умеют соединять их в своем вокальном номере. К тому же, любое индивидуальное занятие всегда дает больший результат.

                                   Каждое занятие включает в себя организационные моменты и здоровье сберегающие технологии (короткие перерывы, режим проветривания помещения, физкультминутки).

        Полная программа обучения рассчитана на три года, но это не строго обязательно. Ребенок может продолжать развивать приобретенные навыки и после завершения курса обучения.

        Важнейшим условием приема в коллектив является обоюдное желание ребенка и родителей обучаться данному виду творчества. Набор детей предполагает обязательное прослушивание – исполнение песни, стихотворения, но не для отсева, а для знакомства с умениями и навыками каждого ребенка. Отчисление из студии происходит только по дисциплинарным нарушениям – прогулы, опоздания, неявка на концерты.

        Основной принцип работы педагога студии – создание атмосферы дружбы внутри всего коллектива, что создает благоприятные условия для творческого поиска и раскрепощения, воспитывает чувство ответственности за коллектив и гордости за его достижения.

Ребенок получает огромное удовольствие и радость в процессе занятия пением. И именно от взрослого, педагога, зависит, научится ли он различать правильное звучание своего голоса и неправильное, формировать правильный красивый певческий звук, т.е. управлять своим голосом, уметь сохранять его качество.

        Конечным результатом учебного процесса являются концертные выступления с яркими театрализованными сольными или массовыми номерами, игровыми программами и мюзиклами, включающими в себя синтез вокального, хореографического, разговорного жанров.

Формой оценки качества приобретенных знаний и навыков становятся концерты (отчетные, концерты для родителей, гастрольные выступления, конкурсы эстрадной песни, фестивали).

        Обязательными являются  выступления (концерты, программы), посвященные Новогоднему празднику (декабрь), Международному женскому дню (март), Отчетный концерт в конце учебного года (май).  Планируются творческие встречи с коллективами,  работающими в том же направлении (февраль).

Формами проверки работы педагога по реализации данной программы являются:

  • Открытые занятия;
  • Итоговые концертные номера;
  • Участие в различных конкурсных мероприятиях.

Критерии диагностики сформированности личностных качеств исполнителя:

  • Уверенность в своих исполнительских способностях;
  • Уверенное звукоизвлечение;
  • Артистизм;
  • Чувство коллективной ответственности.

Методы проверки полученных ЗУНов:

  • Педагогическое наблюдение в процессе занятий;
  • Тестирование;
  • Анализ выступлений на концертах и конкурсах.

Ожидаемые результаты.

По окончании первого года обучения  обучающиеся должны:

  • Петь в диапазоне от h до c1 с мягкой атакой, лёгким звуком
  • Петь без сопровождения (a’capella) фрагмент наиболее простой из разученных песен, правильно и ясно произнося слова, точно и выразительно передавая мелодию (индивидуальная проверка)
  • Петь в ансамбле, не выделяясь из общего звучания.

Критерии оценки полученных результатов:

  1. Знание начальной музыкальной грамоты;
  2. Владение начальными вокальными навыками;
  3. Умение координировать музыкальный слух и голос;
  4. Умение различать музыкальные размеры 2/4 ,  3/4 ,   4/4

По окончании второго года обучения обучающиеся должны:

  • Петь в диапазоне от ля малой октавы  до ре2 , ми2
  • петь на одном дыхании более длинные фразы
  • петь без сопровождения (a’capella, каноны)
  • петь в движении
  • петь в унисон, а также элементы двухголосия.

Критерии оценки полученных результатов:

1. Умение петь в дуэте, канон (a’capella);

2. Умение спеть отрывок песни с элементами двухголосия;

3. Умение петь в движении;

4. Умение петь под фонограмму с микрофоном в движении.

По окончании третьего года обучения обучающиеся должны:

  • петь в диапазоне соль – соль2
  • петь 2-х и 3-хголосные произведения;
  • использовать певческое дыхание как приём для выразительного исполнения в движении.

Критерии оценки полученных результатов:

  1. Умение чисто интонировать при пении в унисон, 2-х и 3-х голосия;
  2. Умение выразительно петь в движении;
  3. Умение точно корректировать силу своего голоса, чтобы не нарушать общий баланс голосов в ансамбле.

Методическое обеспечение программы.

       В процессе занятий используются такие формы работы как игра, беседа, показ. Много внимания уделяется методу слухового анализа, индивидуального подхода, обсуждению концертных выступлений с использованием аудио- и видеотехники.

       Для успешной реализации данной программы необходимы следующие условия:

  • Учебный кабинет с фортепиано, нотной доской, столами и стульями оборудованный звукоусилительной аппаратурой, комплектом микрофонов (6 – 8 штук), звукозаписывающей и звуковоспроизводящей техникой (магнитофоны, мини-дискорекордеры).
  • Зал для занятий танцами, ритмикой, постановочной работой, оборудованный зеркалами и воспроизводящей техникой.
  • Желательно наличие видеомагнитофона для просмотра видеозаписей, в том числе выступлений обучающихся с целью анализа.
  • Для сценической деятельности обязательно должны использоваться концертные костюмы.

Учебно-тематическое планирование.

1 год обучения

Темы, разделы

Кол-во часов

Всего

Теор

Прак

Инд

1. Общая подготовка ребенка к исполнительской деятельности:

  • сценическая речь, дикция;
  • певческая постановка, основы дыхательной гимнастики, правильное сбалансирование системы дыхания, извлечение звука;
  • задержка дыхания, формирование ровной устойчивой интонации;
  • координация слуха и голоса, умение держать дыхание на продолжительных фразах, быстрая смена режима дыхания на протяжении одной фразы;
  • грамотное формирование гласных при пении и четкое произношение согласных, применяемое в твердой атаке звука;
  • владение мимикой лица, поиск правильной позиции при извлечении звука, снятие напряжения голосовых связок.

64

10

16

10

10

14

4

6

2

2

-

-

2

-

58

8

14

10

10

12

4

-

-

-

-

-

-

-

2. Вокальные технические упражнения:

  •  упражнения на концентрацию звука;
  •  упражнения для достижения силы звука, глубины и      красоты тембра;

46

23

23

2

1

1

44

22

22

-

-

-

3. Сольфеджио.

34

6

28

-

Всего

144

14

130

-

Организационные мероприятия

8

-

8

-

Всего

152

14

138

-


2 год обучения

Темы, разделы

Кол-во часов

В

Т

П

И

1. Общая подготовка ребенка к исполнительской деятельности:

  • сценическая речь, дикция;
  • певческая постановка, основы дыхательной гимнастики, правильное сбалансирование системы дыхания, извлечение звука;
  • задержка дыхания, формирование ровной устойчивой интонации;
  • координация слуха и голоса, умение держать дыхание на продолжительных фразах, быстрая смена режима дыхания на протяжении одной фразы;
  • грамотное формирование гласных при пении и четкое произношение согласных, применяемое в твердой атаке звука;
  • звуковысотный слух и его развитие;
  • развитие мелодического слуха;
  • интонационно-фонетические упражнения;
  • ансамблирование в плане дикции, чистоте строя и культуре звука;
  • владение мимикой лица, поиск правильной позиции при извлечении звука, снятие напряжения голосовых связок

32

6

8

4

4

2

8

8

6

6

8

3

1

1

-

-

1

-

-

-

-

-

29

7

7

4

4

1

8

8

6

6

8

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

2. Работа над репертуаром:

  • прослушивание фонограммы;
  • заучивание мелодии;
  • соединение выученной мелодии с фонограммой;
  • проработка сценической линии поведения;
  • построение хореографического плана;
  • разработка сценарного плана номера;
  • работа с микрофоном;
  • подбор костюмов;
  • подготовка к концертному выступлению, конкурсам, фестивалям

48

2

12

8

4

4

2

6

2

8

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

36

2

8

4

2

4

2

4

2

8

12

-

4

4

2

-

-

2

-

-

3. Практическая работа:

  • соединение голоса с фонограммой;
  • соединение музыкально-ритмических движений с голосом;
  • соединение музыкально-ритмических движений с фонограммой, и с голосом;
  • выработка баланса микрофона и голоса в соответствии с разными ритмическими оттенками;
  • выстраивание сценария концертного номера относительно пространства сцены;
  • коррекция ритмических движений в соответствии с голосом и фонограммой;
  • работа над вокальными импровизациями на сцене;
  • работа над интонированием в ансамбле в микрофонном режиме;
  • репетиции к концертам, к фестивалям, конкурсам;
  • запланированная работа со зрителем, используя движения и интонацию

70

8

6

6

6

4

4

6

8

18

4

1

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1

43

4

4

4

-

2

2

4

8

12

3

26

4

2

2

6

2

2

2

-

6

-

Всего

182

4

140

38

Организационные мероприятия

8

-

8

-

Всего

190

4

148

38

3 год обучения

Темы, разделы

Кол-во часов

В

Т

П

И

1. Общая подготовка ребенка к исполнительской деятельности:

  • сценическая речь, дикция;
  • певческая постановка, основы дыхательной гимнастики, правильное сбалансирование системы дыхания, извлечение звука;
  • задержка дыхания, формирование ровной устойчивой интонации;
  • координация слуха и голоса, умение держать дыхание на продолжительных фразах, быстрая смена режима дыхания на протяжении одной фразы;
  • грамотное формирование гласных при пении и четкое произношение согласных, применяемое в твердой атаке звука;
  • ансамблирование в плане дикции, чистоте строя и культуре звука;
  • владение мимикой лица, поиск правильной позиции при извлечении звука, снятие напряжения голосовых связок

40

11

8

4

6

3

6

2

4

2

1

-

-

1

-

-

36

9

7

4

6

2

6

2

-

-

-

-

-

-

-

-

2. Технические вокальные упражнения:

  • упражнения на развитие субтона;
  • расщепление;
  • вибрато;
  • глиссандо;
  • фальцет;
  • концентрация звука, сила звука, красота и глубина тембра

38

6

6

6

6

6

8

-

-

-

-

-

-

-

6

1

1

1

1

1

1

32

5

5

5

5

5

7

3. Работа над репертуаром:

  • прослушивание фонограммы;
  • заучивание мелодии;
  • работа над двух-, трехголосием;
  • соединение выученной мелодии с фонограммой;
  • проработка сценической линии поведения;
  • построение хореографического плана;
  • разработка сценарного плана номера;
  • работа с микрофоном;
  • подбор костюмов;
  • подготовка к концертному выступлению, конкурсам, фестивалям

59

2

8

15

8

4

4

2

6

2

8

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

47

2

4

15

4

2

4

2

4

2

8

12

-

4

-

4

2

-

-

2

-

-

4. Практическая работа:

  • соединение голоса с фонограммой;
  • соединение музыкально-ритмических движений с голосом;
  • соединение музыкально-ритмических движений с фонограммой, и с голосом;
  • выработка баланса микрофона и голоса в соответствии с разными ритмическими оттенками;
  • выстраивание сценария концертного номера относительно пространства сцены;
  • коррекция ритмических движений в соответствии с голосом и фонограммой;
  • работа над вокальными импровизациями на сцене;
  • работа над интонированием в ансамбле в микрофонном режиме;
  • репетиции к концертам, к фестивалям, конкурсам;
  • запланированная работа со зрителем, используя движения и интонацию

72

8

6

6

6

6

4

8

8

16

4

1

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1

49

4

4

4

2

4

2

6

8

12

3

22

4

2

2

4

2

2

2

-

4

-

5. Актерское мастерство:

  • освоение элементов системы Станиславского;
  • раскрепощение;
  • создание художественного образа, работа над имиджем;
  • сценическое общение и самочувствие;
  • формирование умения действовать в предлагаемых обстоятельствах

30

6

6

6

6

6

2

2

-

-

-

-

24

4

6

2

6

6

4

-

-

4

-

-

6. Хореография:

  • пластические этюды;
  • танцевальный имидж;
  • отработка синхронного движения;
  • строение танцевальной композиции

27

6

6

9

6

-

-

-

-

-

27

6

6

9

6

-

-

-

-

-

Всего

266

7

189

70


Содержание программы.

На первом году обучения происходит усвоение певческих навыков (правильное дыхание, естественный голос без крикливых интонаций, точное интонирование, развитие диапазона голоса); знакомство с техническими звукоусиливающими средствами. В первый год обучения следует заниматься только техническими упражнениями.

В процессе занятия на основе распевок и песенного материала у детей происходит развитие вокально-хоровых и эстрадно-певческих навыков, формируется умение правильного интонирования и музыкальной фразировки.

Работа по развитию вокальных способностей включает:

  • развитие голосообразования с учетом роста всего организма ребенка;
  • совершенствование голоса и слуха (их взаимодействие);
  • развитие музыкального слуха (различных его видов);
  • формирование и накопление певческих навыков (артикуляции, певческого дыхания, дикции и др.);
  • формирование и совершенствование качества звучания голоса: чистоты интонирования, тембра, диапазона, полетности и подвижности голоса, развитие кантилены (протяжного пения), четкой дикции.

Важным моментом во всей работе по обучению певческим навыкам является распевание, которому уделяется особое внимание.

                                        Групповое занятие способствует развитию чувства ансамбля, а именно пение в ансамбле является основополагающим видом деятельности  маленьких артистов на сцене. Происходит развитие выразительности голоса и голосового аппарата.

Дети получают начальные знания по теории музыки, овладевают навыками сольфеджирования. Интонирование звукорядов, аккордов, ритмических упражнений, освоение мажорных и минорных ладов, хроматизмов способствует развитию тонального слуха.

Пение канонов, интервалов помогает совершить переход сначала к эпизодическому, а затем к развитому двухголосию.

        Много времени уделяется пению в движении, чтобы избежать потери вокальных навыков во время эстрадного номера, основой которого является умение одинаково хорошо одновременно петь и двигаться на сцене. При этом происходит снятие комплексов, возникающих на публичных выступлениях.

                                                                                На втором году обучения помимо общей подготовки к исполнительской деятельности, важнейшим видом деятельности является знакомство с эстрадной фонограммой «минус один» (без голоса), а также работа с микрофоном.

                        От пения в классе под аккомпанемент фортепиано дети последовательно переходят сначала к пению в микрофон, затем к сопровождению магнитофона и, что самое сложное, к исполнению песни на сцене, где необходимо в комплексе применять умения, полученные на занятиях по актерскому мастерству и хореографии.

        На третьем году обучения особое внимание уделяется развитию хореографических, актерских способностей, умению самостоятельно строить сценический номер, развитию режиссерского видения концертного номера.

Общая подготовка ребенка к исполнительской деятельности:

Начинать  рекомендуется с дыхательных упражнений - они разогревают вокальный аппарат, подготавливая его к дальнейшим певческим нагрузкам.

 · Спинное дыхание 1-1.5 минуты
 · Активный вдох, активный выдох 1-2 минуты
 · Равномерный выдох (желательно лежа) 7-10 раз

 Далее при необходимости (например, в начале обучения или в восстановительный период после долгого перерыва) делаются упражнения на укрепление мышц языка, мягкого неба и губ. Все вместе 3-4 минуты. Для экономии времени можно чередовать с дыхательными упражнениями.  Следующие 5-10 минут необходимо посвятить стаккатным упражнениям. Если занимаемся недавно, то поем простые упражнения в медленном темпе. Подойдут так же быстрые подтяжки с приседанием или с палочкой. Если уже освоили быстрые стаккато, следующим упражнением могут быть:

 · Простые стаккато 3-5 минут;
 · Подтяжки быстрого темпа 2-3 минуты;
 · Быстрые стаккато 2-3 минуты.
Далее следует блок легатных упражнений. Простые легаты, Буратинка, медленные подтяжки могут следовать друг за другом в любой удобной последовательности.
 · Простые легаты 3-4 минуты
 · Буратинка 3-4 минуты
 · Медленные подтяжки 4-5 минут
Следующим номером нашей программы выступают дикционные упражнения. К ним относятся всеми любимые ИЭАОУОАЭИ с согласными или без, работа с открытыми гласными АОЭ, Буратинка на И и ЛЬЮ, упражнения на укрепление мышц языка и расслабление нижней челюсти.
 · Открытые гласные АОЭ 1-2 минуты
 · Буратинка на И 1-2 минуты
 · Буратинка на ЛЬЮ 1-2 минуты
 · Выравнивание гласных ИЭАОУОАЭИ 2-3 минуты
 · Добавление согласных в ИЭАОУОАЭИ 2-3 минуты
Последними выполняются новые упражнения, которые только начали изучать или сложные упражнения на различные виды вокализации. На все это придется потратить не менее 7-10 минут.

        Примерный перечень упражнений (не обязательно выполнять все):
 · Упражнения на технику беглости: чистота интонации на стаккато и легато в быстром темпе.
 · Крупное диафрагменное вибрато.
 · Прикрытие верхнего регистра: скачки и глиссандо
 · Расщепление звука: субтон и гроулинг
 · Упражнения на развитие верхнего регистра
 · Йодли: квинтовые и октавные
После такой интенсивной распевки необходимо отдохнуть около 30 минут и лишь потом переходить к исполнению песен.

Минимальная схема. 
 · Упражнение на активизацию дыхания
 · Стаккатное упражнение
 · Легатное упражнение
 · Дикционное упражнение
 · Спинное дыхание
 · Стаккато быстрого темпа
 · Простые легаты
 · МИЭАОУОАЭИ без согласных

Дыхание. 

        В начале обучения главная задача - научиться правильно дышать. Полезно использовать упражнения на дыхание в качестве разогревающей гимнастики перед распеванием. Для начала следует проверить работу дыхательных мышц. Положив ладони на живот, сделать несколько спокойных вдохов и выдохов. Чтобы дыхание было более интенсивным, согреть им руки или раздуть воображаемый огонь в печи. Живот поднимается и опускается. Если этого не происходит, значит используется самый нерациональный вид дыхания - ключичный. Правильным является такое дыхание, при котором наиболее активно работают межреберные мышцы нижних стенок живота и диафрагмы - мембраны, отделяющей грудную область от брюшной. Такой тип дыхания называется диафрагменным. Проще всего проверить движение диафрагмы в лежачем положении. Лечь на спину, положить руки чуть выше живота, где находится солнечное сплетение /область диафрагмы/ и сделать вдох и выдох. При вдохе рука обязательно поднимется благодаря движению диафрагмы. При выдохе рука опустится. Одновременно с проверкой движения диафрагмы проверяется и движение мышц живота, которые работают ритмично и совпадают с движениями диафрагмы при вдохе и выдохе. Таким же образом должна работать диафрагма и брюшные мышцы в положениях стоя и сидя. Проверка покажет достоинства и недостатки физиологического дыхания.

Вокальные упражнения.

Общие правила их выполнения. Теперь, когда мы познакомились с основами правильного пения — диафрагменным дыханием и свободным резонаторным звуком, можно перейти непосредственно к упражнениям. Выполнять упражнения необходимо сидя на стуле, ровно держа спину и не горбясь.  Вначале следует делать их в пределах первых 6-7 самых удобных звуков, постепенно расширяя диапазон голоса. Следить за дыханием. Для контроля держать руку на животе. Контролировать работу нижнего резонатора. Следить за тем, чтобы не дрожали губы, не задирать вверх плечи и голову, не тянуть вперед шею. Сохранять ощущение покоя, комфорта и некоторой расслабленности. Работать должен только живот, как бы подкачивая воздух для пения. К верхней ноте живот напрягается больше, чем во время исполнения предыдущей. Это ощущает рука, лежащая на животе. Все вышеперечисленное является обязательным как для упражнений, так и для непосредственного исполнения вещей.

Работа над канонами.

       Основной положительный момент в этом виде работы – это развитие у обучающихся умения многоголосного пения и интонирования. Эта работа происходит без сопровождения инструмента (a’capella), что улучшает контроль между музыкальным слухом и голосом, помогает в точном воспроизведении высоты звука при музыкальном исполнении. Методическая последовательность этого вида работы:

    - показ канона

    - сольфеджирование (с очень тихим подыгрыванием темы)

    - поддержка мелодии гармонически

    - исполнение a’capella (перед началом дать тонику)

Пение в движении.

       Развитие навыков в исполнении разучиваемых песен и канонов с элементами танца, которое развивает координацию музыкального слуха, голоса и двигательного аппарата.

Работа над песней. 

        После того, как освоены вокальные упражнения, можно переходить к работе над музыкальными произведениями и композициями.. Начинать следует с низких по тесситуре песен. Сначала выучивается текст и мелодия. Можно петь вместе с исполнителем, но не пытайтесь копировать его манеру. Работа над вещью начинается с пропевания мелодии на любую удобную гласную /обычно А,О или Э/ или слог /НЭЙ или МЯУ/. Звук должен быть точно таким же, как при исполнении упражнения. Затем попробуйте петь с текстом. Мелодия должна литься плавным потоком, четкость произношения и дыхания не должны нарушать ее течения. Поскольку английский язык более удобен для пения, чем русский, начинать лучше с англоязычного репертуара. Постоянно следить за дыханием, широко открывать рот, тянуть гласные, особенно в окончании фраз. Над сложными местами рекомендуется поработать отдельно. Когда произведение будет исполняться легко и непринужденно, переходим к пению под фонограмму -1 /без голоса/. Запись на магнитофон. Это поможет проконтролировать технические и интонационные /точность попадания в ноты/ ошибки. Постепенно можно переходить к более сложным произведениям. Не пугаться звука собственного голоса на магнитофонной кассете. При пении в хороший микрофон и использовании ревербератора /обработка звука, придающая ему объем/ и других звуковых эффектов голос существенно меняется в лучшую сторону. Микрофон и ревербератор.

Заключение. 
Неправильное использование голоса является основой его функциональных нарушений. Мышцы, необходимые для правильного звукоизвлечения бездействуют, на помощь им приходят другие, для этого не предназначенные. Примером может служить зажатая, гнусавая, неприятная на слух и опасная для самого исполнителя певческая манера многих отечественных молодых артистов. Задача и сложность тренинга состоит в разрушении неверных навыков и формировании и закреплении новых, правильных. Это осуществляется воспитанием координированной работы дыхания, голосоведения и артикуляции, что способствует также общему укреплению вокального аппарата. Как было сказано в предыдущей главе, опора звука связана с ощущением воздушного столба от диафрагмы и поясничного пояса к голове. Ощущение основания столба дает мышечный поясок — естественное напряжение мышц при правильном дыхании. Поступая в голову, звуковая волна проходит не горизонтально по направлению ко рту, а вертикально, как бы омывая его по кривой. При такой вокальной позиции мы ощущаем вибрацию в грудной клетке и даже можем заставить резонировать весь костяк до ступней ног и кистей рук — это работает нижний, или грудной, резонатор.
Вибрация в лицевом костяке, особенно ощутимая от переносицы до передних зубов, сигнализирует, что и верхний, или головной, резонатор включен в работу. Правильная подача дыхания способствует не только красивому звучанию голоса, но и хорошей дикции. В свою очередь, легкая и отчетливая, координированная с дыханием артикуляция помогает сделать опору звука более крепкой.
Мышечные ощущения занимают одно из ведущих мест в процессе тренировки. Обычно наше сознание их не фиксирует. Но чтобы проследить нарушения и заставить голосовые органы действовать координированно, то есть сделать вокальный аппарат управляемым, необходимо почувствовать движение отдельных мышечных групп. Дальнейшая тренировка позволит перевести приобретенный правильный навык в область подсознания,— автоматизировать его. Однако эта автоматизация будет осуществляться на более высоком уровне, так как по мере надобности сознание может включаться в процесс пения и управлять им.

Актерское мастерство.

Цель обучения – сценическая свобода учащегося, координация движений и вокала, артистическая эмоциональность: умение предать образ, чувство,  внутреннее и внешнее действие.

Формирование у воспитанников внимания, мышечной свободы, творческого мышления, воображения является первоочередной задачей

каждого занятия. При помощи упражнений происходит развитие природных данных речевого аппарата.

На следующих этапах дети, читая стихи, монологи, разыгрывая этюды, овладевают приемами художественного слова.

        Развивается общая пластическая культура: происходит тренировка тела, освоение практических навыков сценического движения, пантомимы, танца, сценического боя, формируется творческое сценическое самочувствие.

        Все эти навыки необходимы артисту эстрады, как актеру синтетического жанра вне зависимости от вида деятельности на сцене.

Хореография.

Цель  обучения - получить навыки владения телом, познакомиться с основными элементами различных танцевальных жанров, принять участие в подтанцовке к эстрадным номерам.

На занятиях дети практически осваивают позиции рук и ног в танце, прыжки, скачок, полет, шаг, бег; знакомятся с терминами: батман, фуэте, плие, тондю. Учатся сценическому равновесию, умению видеть партнера.

Во взаимосвязи с актерским мастерством происходит разделение движений на растительные, животно-человеческие и духовные, что применяется затем при постановке номеров.


Список использованной литературы

 

 

  1. Алексеева Л.И., Тютюнникова Т.Э.  Музыка. Москва., 1998.
  2. Барышникова Т.Азбука хореографии. СПб., 1996.
  3. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М., Просвещение,1991.
  4. Ваганова А.Я. Основы классического танца СПб., Лань, 2000.
  5. Васильев Ю.А.Тренинг сценической дикции. СПб., 1997.
  6. Войнова А.Д.  Развитие чистоты интонации в пении дошкольников. М., 1960
  7. Волынский А.Л. Книга ликований. Азбука классического танца. М., Артист. Режиссер. Театр. 1992
  8. Далькроз Ж. Ритм. М., 1922.
  9. Детский голос. Экспериментальные исследования. Ред. Шацкой В.Н. М., Педагогика,  1972.
  10. Емельянов В.  Развитие голоса. Координация и тренинг. Санкт-Петербург,  2000.
  11. Задсаров Р. Сочинение танца. М., Искусство, 1983.
  12. Костровицкая В., Писарев А. Школа классического танца. Ленинград., Искусство, 1986.
  13. Кох И.Э. Основы сценического движения. Л., Искусство, 1970.
  14. Лисицкая Т.С. Пластика. Ритм. М., ФИС, 1987.
  15. Максаков А.И.  Правильно ли говорит ваш ребенок. М., Просвещение, 1988.
  16. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению. М., Просвещение, 1987.
  17. Морозова Г. Сценический бой. М., Искусство, 1975.
  18. Немеровский А. Пластическая выразительность актёра. М., Искусство, 1988.
  19. О детском голосе. Ред. Орловой Н.Д. М., Просвещение,  1966.
  20. Орлова Н.Д.  Что надо знать учителю о детском голосе. М., Музыка, 1972.
  21. Основы вокальной работы с хором.  Сост. Кафедра хороведения ЛГИК., Ленинград, 1972.
  22. Программа и методические указания по хоровому  пению. Сост. Абелян Л.. Москва, ВХО, 1977.
  23. Работа в хоре. Сост. Тевлина Г. М., Профиздат, 1977.
  24. Рутберг И. Г. Пантомима. Первые опыты. М., Искусство. 1972.
  25. Савкова З.В. Диктор в документальном любительском фильме.     Пособие для студентов. Ленинград., 1988.
  26. Современные бальные танцы. М., Искусство,1981.
  27. Устинова Т. Беречь красоту русского танца. М., Молодая гвардия 1979.
  28. Учите детей петь. Сост. Орлова Т.М.  М., Просвещение, 1986.
  29. Хромушин О. Джазовое сольфеджио.  С.-Петербург, Северный олень, 1998.

36.     Шакирова И.  Музыка в сказке. М., Лист, 2000.                                                                                                                                                                                                                                      

Аудио и видео приложения.

  1. Фонограммы «плюс» и «минус один» детских песен современных композиторов.
  2. Аудио и видеозаписи произведений мировой классики, популярной эстрады, народов мира.
  3. Аудио и видеозаписи концертных и конкурсных выступлений учащихся студии современной песни «Консонанс».
    Приложения к программе студии современной песни «Консонанс » дополнительного образования детей.

Приложение 1.

Блок упражнений по теме «Дыхание».

Упр.1. 
Естественней всего функционирует наше дыхание во время смеха. Ощущается, как и где напрягаются мышцы брюшного пресса, нижней части спины /поясница/, живот подается вперед.
Упр.2. 
Положить руку на живот для контроля дыхания и сделать медленный вдох, считая про себя до четырех. Не задерживая дыхания, медленно выдохнуть, снова считая до четырех. Чувствуется, как живот надувается при вдохе и сдувается при выдохе. Если движения живота плохо ощутимы, попробовать выполнить это упражнение, наклонив корпус вперед и положив руки на область поясницы. На вдохе должно ощущаться расширение этой области спины. При каждом последующем вдохе-выдохе увеличивать счет на единицу (пять, шесть, семь и т.д.).

Упр.3. 
Активный выдох. Разогреть мышцы, чередуя быстрые вдохи-выдохи открытым ртом. Приглядевшись, как вздымаются бока у собаки, дышащей высунув язык, понимаем, почему данное упражнение носит название "собачка". Это упражнение полезно выполнять у зеркала. Сев на стул, облокотиться на его спинку и расслабить плечи и шею. Выполняя упражнение, следить, чтобы плечи не поднимались.
Упр.4. 

Одним из существенных недостатков дыхания является неравномерность выдоха. Голос звучит толчками, дрожит и качается. Тренируя ровный выдох, закладываются основы ровного звучания голоса. Предварительно выдохнув, сделать резкий вдох носом, послав воздух в область живота. Со звуком ТЦ-Ц-Ц... медленно выдыхать воздух сквозь сомкнутые зубы. Чтобы воздушный столб был равномерным и не качался, необходимо после вдоха оставить мышцы живота /пресс/ напряженными, а сам живот круглым, как мячик. Стараться поддерживать напряжение, пока выйдет весь воздух. Постепенно необходимо продлевать выполнение этого упражнения от 20-30 секунд до одной минуты.
                                Во время пения используются специфические мышцы, не работающие в повседневной жизни. Поэтому качать пресс или прибегать к другого рода упражнениям для их тренировки не следует! Помогут занятия йогой, лечебная дыхательная гимнастика и плавание. Диафрагменное дыхание должно быть доведено до автоматизма: можно дышать "животом" в метро, на учебе и прогулке. Характерные ошибки: постоянное задирание или подергивание плеч во время вдоха - свидетельство ключичного дыхания, нарочитое выпячивание живота и неестественное его втягивание или другое неудобство в дыхании означает, что упражнение выполняется неправильно. Диафрагменный тип дыхания является максимально естественным и полезным для всего организма. Этот тип дыхания обычен для профессиональных певцов, спортсменов, лекторов и ораторов. Он является составной частью лечебной гимнастики, йоги, восточных единоборств. Так дышат животные, так и мы дышали в раннем детстве, пока издержки цивилизации в виде различных физиологических комплексов не привели к закреплению неправильного навыка. Не следует забывать на первых порах во время пения постоянно класть руку на живот для контроля дыхания. В дальнейшем полезно использовать плотно облегающий широкий резиновый пояс. Он помогает контролировать дыхание и немного утяжеляет нагрузку на мышцы, выполняя функцию тренажера.


Приложение 2.

Вспомогательные упражнения по теме «Сценическая речь, дикция»

Часто правильному пению мешают мышечные зажимы, излишнее напряжение отдельных групп мышц, их дискоординация. Предлагаемые упражнения помогут правильно организовать работу мышц. Прежде всего, следует позаботиться о правильной осанке: спина прямая, плечи расправлены и опущены вниз, голова находится в среднем положении. Не задирайте голову вверх - это излишне напрягает гортань и голосовые связки. Работайте ритмично.
Упр.1.

Шея расслаблена. Мягкие движения головы по кругу в правую и левую стороны.
Упр.2. 
Мягко опускать нижнюю челюсть вниз, затем возвращать на место. Выполнять мягко, осторожно. Правильное положение нижней челюсти можно найти, открыв рот на максимальную ширину, а затем немного ослабив мышцы.
Упр.3. 
Губы вытянуты в трубочку, выполняют движения влево-вправо, вращения по кругу вперед-назад и влево-вправо.

Упр.4. 
Язык принимает различные формы: сворачивается в трубочку, принимает форму ванночки /поднимаются боковые стенки и кончик языка/ или паруса /рот открыт, язык касается верхнего неба как можно дальше от передних зубов/.
Следующие упражнения тренируют подвижность мягкого неба, языка и гортани.
Упр.5.

  1.  согнутых в кулак пальца вставлять в рот в качестве расширителя. Максимально членораздельно, отчетливо и громко произносить буквосочетания НГА, НГО, НГЫ, НГЕ, НГУ, НГЯ. Голову не задирать, выполнять упражнение до ощущения усталости в области гортани.
    Упр.6. 
    Открыть рот. Резко выталкивать язык наружу с таким ускорением, чтобы обратно он как бы запрыгнул сам. Представить себе лягушку, ловящую комара. Стараться дотронуться языком до подбородка. Рот открыт, не дергается и не закрывается, челюсть расслаблена. На первых порах можно придерживать себя за подбородок.
    Работать ритмично в удобном темпе до ощущения усталости мышц гортани. Следить, чтобы в каждом упражнении действовала только нужная группа мышц. Научиться дифференцировать работу отдельных мышц вокального аппарата и произвольно ими управлять. Следить за дыханием, осанкой, не напрягать плечи, шею.

Свободное резонаторное звучание. 

Упр.7.

Открыть рот. Сделать медленный вдох с легким звуком "удивления". Почувствуем холодок на мягком небе и опускание кадыка. На выдохе издать протяжный, свободный, похожий на стон звук "А". Гортань вместе с кадыком остается в нижнем положении. Язык не должен закрывать горло. Губы не должны дрожать. Проконтролировать себя с помощью зеркала. Следить за правильным дыханием. Вдох не фиксировать /выдох — непосредственно после вдоха без задержки/. Гортань не поднимается. Непроизвольному рождению свободного звучания способствует покой, внутренняя раскованность и даже некоторая расслабленность.


Приложение 3.

Упражнения на концентрацию звука.

        Эти упражнения необходимы тем, у кого наблюдаются следующие проблемы во время пения: глухой, заглубленный звук, трудности с исполнением верхних и средних нот, сиплый звук на всех или некоторых гласных \часто на "И"\, склонность к занижению нот.

Упр.1 
Закрытый слог "М". Сделать быстрый вдох носом. Одновременно опустить гортань, как во время зевка и открыть ноздри. На выдохе спеть одну ноту на согласную "М". Гортань остается внизу. Нижняя челюсть опущена так, что зубы не касались друг друга. Язык лежит свободно. Губы сомкнуты, но не напряжены. Ноздри открыты.  Добиться удержания долгого ровного звука. Вибрация \легкое подрагивание\ ощущается в области носа, переносицы, щек, подбородка. Эпицентр вибрации находится на передних верхних зубах. Стараться не допускать гнусавого призвука. Не тянуться к ноте снизу, атака сверху, как бы нажимая на воображаемую клавишу. В противном случае нота получится несколько заниженной, или будет присутствовать ощущение "подъезда" к ноте, не точность интонации. Начинать это упражнение надо с любой удобной ноты, находящейся в середине диапазона, и постепенно повышать и понижать тон.  Не рекомендуется делать это упражнение в высоком регистре, оставаться в низком и среднем.
Упр.2 
М-И-И-И-И-И-И-И. В этом упражнении первая нота должна звучать так же, как и в предыдущем. Для исполнения последующих нот необходимо немного открыть рот, следя однако, чтобы не появилось какое-либо напряжение. Звук "И" во время пения не должен отличаться от обычного разговорного \как в слове"улитка"\.  
Упр.3 
М-И-Э-А-О-У-О-А-Э-И. Когда почувствуется контроль над буквой "И", переходим к этому упражнению. Все гласные должны быть исполнены одинаковым звуком — звонко, без хрипа и продыха. Необходимо постоянно чувствовать точку концентрации звука на верхних передних зубах.


Приложение 4.

Упражнения для достижения силы звука, глубины и красоты тембра.

Эти упражнения предназначены для всех, но особенное внимание на них следует обратить тем, у кого заметны следующие недостатки пения: гнусавый призвук, дрожание голоса, неумение пропевать изящные вокальные украшения \мелочи\. Если, по мере приближения к верхним нотам, ваш голос становится тонким, в нем не хватает мощного драматичного тона, столь необходимого для исполнения роковых композиций, то эти упражнения, несомненно, для вас. Выполняя их, использовать также все полезные навыки, приобретенные при работе над упражнениями предыдущего цикла.
Упр.1 
РО-О-О-О-О-О Рот открыт широко, челюсть находится в самом нижнем положении. Губы расслаблены. Не старайтесь формировать букву О губами. Она должна находится как бы внутри гортани. При таком положении звук будет напоминать нечто среднее между О и А. Возьмите зеркало и проверьте положение языка на гласной . Не забывайте, что гортань чуть поднявшись на Р, должна снова опуститься на О. Необходимо помнить о состоянии застывшего зевка. Контролируйте работу нижнего резонатора. Для этого необходимо представить, что рот переместился на грудь и звук идет оттуда.
Упр.2 

РО!-О!-О!-О!-О! В этом упражнении после каждого слога выполняется резкий выдох и быстрый вдох, как бы добор воздуха. Выдох происходит за счет резкого сокращения мышц пресса, как во время смеха. Этот прием называется активный выдох. Если он выполнен правильно, то добор воздуха происходит автоматически. Чем выше вы поднимаетесь, тем глубже должен быть звук. Звук все больше и больше должен походить на стон, как будто на груди лежит тяжелая гиря и вы поете через силу. Не закрывайте рот и не напрягайте шею.

Упр.3 
РО-О'O-O'O-O'O-O'O-O'O-O'O Во время выполнения этого упражнения после каждых двух звуков О делайте маленький выдох и вдох ртом / дыхание обозначено знаком апострофа/, как бы добор воздуха /см. упр.2/. Старайтесь не прыгать с ноты на ноту, а плавно переползать, делая глиссандо. Должно возникать ощущение, как будто вы натягиваете нижнюю ноту на верхнюю. При этом более высокий звук должен отзвучивать в груди глубже предыдущего.
Упр.4 
PO-O'O-O'O-O'O-O'O-O'O-O'O В отличие от предыдущего, данное упражнение выполняется легко перескакивая с ноты на ноту. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы не тянуться за звуком, вытягивая шею и запрокидывая голову, а опускать его на грудь. Знаком апострофа отмечен активный выдох и добор дыхания.


Приложение 5.

Блок упражнений по теме «Технические вокальные упражнения».

Субтон 
Пение с придыханием. Примеры этого приема можно услышать в джазе и поп-музыке, например, у Tony Braxton, Cher или Tanita Tikaram.
Упражнения на развитие субтона

Упр.1 

А-ВЕ МА-РИ-И-Я. Согрейте руки дыханием, как это делают на морозе. Теперь добавьте к дыханию немного звука. Такой прием называют расщеплением или субтоном. Вот вы и получили ощущения, необходимые для выполнения упражнения 3. Следите, чтобы рот широко открывался а продых не исчезал в течение всей фразы. Упражнение рассчитано на использование большего, чем обычно, количества воздуха. Если дыхания едва-едва хватает, значит, звук найден правильно. Чтобы облегчить себе задачу, наклонитесь вперед, положите руки на поясницу и ощутите, как туда проникает воздух. Теперь у вас образовался "спасательный круг" вокруг талии. Не спешите, расходуйте воздух экономно,— не выдыхайте много на первую ноту. Вдохи делайте носом, ритмично, быстро и резко, ощущая, как наполняется воздухом "спасательный круг". Если гласная И зажимается или звучит в нос, замените ее на Ы /А-ВЕ МАРЫ-Ы-Я/. Когда вы научитесь правильно пропевать ее, можно будет вернуться к первоначальному звучанию. Это упражнение можно делать в пределах октавы. Cледите за вибрацией грудного резонатора — она не должна пропадать на высоких нотах.


Расщепление 
Что же такое расщепление? Это прием пения, при котором к чистому звуку примешивается известная доля другого звука, нередко представляющего из себя немузыкальный звук, то есть шум. Один дыхательный поток как бы расщепляется на два. К расщеплению можно отнести некоторые приемы народного пения (например, «горловое пение» народов Азии), а также широко известные субтон и драйв.
Драйв 
Прием расщепления – "драйв" (его подвиды: гроулинг, рев, хриплый голос, дэт-вокал и т.д.) – возможно важнейший в арсенале рок-вокалиста. Еще каких-нибудь десять лет назад считалось, что после использования этого приема «связки можно просто выплюнуть – они уже больше не понадобятся». Классические вокалисты считают его чуть ли не восьмым смертным грехом, а педагоги старой школы уверены, что научить так петь нельзя – это или есть от природы или нет.
При хорошем развитии вашего вокального аппарата и правильном исполнении упражнения не должны вызывать никаких болезненных ощущений, першения или усталости голоса. Нормальным является лишь легкое ощущение в области мягкого неба, ближе к носоглотке: как будто кошки драли. Но не в коем случае не в области голосовых складок (внизу, в глубине горла). Это неудобство проходит уже через два-три дня, поскольку стенки носоглотки подстраиваются по данный звук и перестают перенапрягаться. При возникновении кашля или сильного першения упражнение необходимо прекратить и вернуться к занятиям на чистом звуке до достижения большей выносливости голосового аппарата.
Правильно выполненный прием оставляет приятное ощущение прочищенного горла. Голос начинает звучать лучше и верхние ноты пропеваются значительно легче. Кстати, поскольку прием диапазона, так как создает дополнительное давление от диафрагмы и поднимает мягкое небо.
Правильно ли вы исполняете приём? Вот пара контрольных вопросов: можете ли долго тянуть звук без напряжения, не меняя тона и громкости? ровно, без дрожания? каковы ваши ощущения? Напряжение и першение может возникать только на нёбной занавеске - там, где маленький язычок. Со временем оно пройдёт. Если же оно возникает где-то ещё - особенно если в глубине гортани, то нужно немедленно прекратить попытку и через часик-другой попробовать так, чтобы хрип возникал исключительно за счёт вибрации нёбной занавески. Ровность звука и отсутствие напряжения в гортани достигается правильной работой диафрагмы. Громкость - только правильной резонаторикой, никаких лишних усилий ни в какой месте не нужно. Глухота звучания, если она необходима, достигается добавлением субтона.
Обертоновое пение

Также известно как "горловое пение". Использование расщепления для исполнения обертонов к основному тону позволяет выпевать двузвучия. Характерно для дальневосточной музыки (Тибет, Тува, Монголия и др.).

Вибрато

Один из основных приемов академической школы. Заключается в колебании тона звука, вызываемом периодическим движением диафрагмы.
Прекрасным украшением длинной ноты, в т.ч. окончания фразы, является вибрато. Некоторым голосам от природы свойственно равномерное красивое вибрато, но чаще всего, при наличии всех остальных критериев профессионального звука, вибрато отсутствует либо звучит неровно или слишком мелко. В последнем случае вибрато является горловым и представляет собой не подкрепленные диафрагмой движения кадыка, что затрудняет звукоизвлечение. Для выработки красивого вибрато я предлагаю основную нагрузку перенести на диафрагму. Она будет выполнять роль регулятора скорости и амплитуды. Поскольку вибрато представляет собой колебание характеристик звука вокруг основного тона, то и движения диафрагмы будут представлять последовательные чередования напряжений и расслаблений слегка меняющих высоту, громкость и тембр основного звука.
В начале скорость чередований может быть незначительной, главное - добиться ровного техничного колебательного движения. Все показатели вибрато, в т.ч. скорость, вещи индивидуальные. Вокалист способен подобрать себе вибрато в соответствии со своей природой, вкусом и уровнем мастерства.
Но у приема вибрато есть и еще одна функция. Это артикуляция мелких длительностей в вокальных украшениях - опеваниях, колоратурах и мелизмах. Приведя в колебательное движение диафрагму, начните пропевать мелодическую линию колоратуры. В результате вы получите четкую музыкальную артикуляцию, т.е. хорошо слышимые отдельные ноты, нанизанные как бисер на ниточку кантилены, а не слепленные в бесформенные комки обрывки. При этом движения гортани становятся заметными лишь при большом высотном разносе между верхним и нижним звуком пассажа. Нередко встречающиеся при этом колебания нижней челюсти, возможны, но не обязательны. Это лишь меняет тембр и окраску гласной за счет изменения формы ротоглоточного рупора.
Упражнения на развитие вибрато

Фактически, существует несколько типов вибрато. Мы займемся наиболее редко развитым от природы, но самым полезным - крупным диафрагменным вибрато.
Механизм данного приема имеет много общего с уже освоенной нами техникой стаккато. Поэтому подготовительное упражнение также носит стаккатный характер - активный выдох перед началом и полная смена дыхания после каждой ноты (а не после каждых трех нот!). Представьте себе, что вы идете по лестнице и непрерывно играете баскетбольным мячом, ударяя три раза о каждую ступеньку (обратите внимание на работу верхнего пресса, напрягающегося отдельно на каждую ноту - это нам понадобится в дальнейшем).

Глиссандо

Также известен как "слайд". Плавный переход с ноты на ноту.

Фальцет 
Пение "без опоры". Позволяет расширить диапазон в сторону высоких нот. Нередко встречается в джазе и поп-музыке.

Йодль

Также известен как "тирольское пение". Заключается в резком переходе с пения "на опоре" на фальцет. В современной музыке широко используется такими исполнителями, как Dolores O'Riordan (Cranberries), Alanis Morissette, Billie Myers и многими другими. С некоторых пор получил распространение т.н. "обратный йодль", заключающийся, как нетрудно догадаться, в резком переходе с фальцета на "опору". Примеры исполнения этого приема можно найти в песнях Linda Perry (4 Non Blondes).

Штробас 
Очень низкие ноты, которые невозможно спеть нормальным голосом. Звук очень специфический, поэтому в музыке практически не используется. Только у Britney Spears немножко - в "Oops, I did it again".

Как не сорвать голос.

Очень часто возникает ситуация, когда вокалист оказывается в акустически неудобных условиях: пение в заглушенной комнате, где много мягкой мебели, поглощающей звук, пение на репетиции в маленьком помещении, особенно с живыми барабанами, работа на концерте без мониторной подзвучки. 80% срывов голоса приходятся на такие ситуации. Певец начинает кричать, форсировать звук. В результате голосовые складки перенапрягаются, и голос перестает подчиняться вокалисту. В лучшем случае придется несколько дней молчать, в худшем - молодой человек, вас ждут заводы.
При подключении же верхних резонаторов голос не только будет звучать громче, но и ощущения, возникающие при его работе, создадут дополнительные источники контроля над голосом.

Форсирование 
1. Форсирование звука чаще всего возникает, когда вы пытаетесь перенести заботу о громкости с резонаторов на дыхание. Для того, чтобы звук стал громче, не надо толкать сильнее. Необходимо просто соединить больше резонаторов. Как правило, подключить верхние. Такой вид форсирования часто случается на низких нотах. Петь их расслабленно, не забывать сбрасывать напряжение по ходу движения вниз, добавлять среднерезонаторное звучание.

2. Злится муха на арбуз… Второй вид форсирования возникает тогда, когда человек, недавно занявшийся пением, берет на себя непосильно большие нагрузки. Например, пытается спеть высокую ноту или поет слишком долго.
Пока вокальный аппарат не окрепнет, не форсируйте события, пойте внизу и в середине вашего диапазона и не более 30-40 минут в день, лучше с перерывами на отдых. Если после ваших занятий голос сел, вам трудно говорить, или ваш разговорный голос стал выше, значит, вы перестарались. В следующий раз сократите занятие на 10 минут. Если это не помогло, продолжайте сокращать ваши занятия до нахождения оптимального времени.

Приложение 6.

Восстановление голоса.

В начале обучения пению необходимость делать упражнения, как правило, не ставится под сомнение. Действительно, на упражнениях можно спокойно освоить базовые приемы пения. Они обычно подобраны так, чтобы, вызывая наименьшие трудности при исполнении, вырабатывать правильные певческие навыки. Упражнения постепенно ведут нас от простого к сложному, служа ступеньками на вершину мастерства. Когда же появляются первые успехи, начинающий певец, зачастую, перестает уделять упражнениям достаточно внимания. Вскоре его ожидают неприятные открытия – не выходят не только новые, более сложные песни, но и разваливается старый, накатанный репертуар. Певец сильнее устает, голос плохо подчиняется. Певец злится, начинает форсировать и в результате оказывается отброшенным назад на несколько месяцев, а иногда и лет. Неокрепший еще вокальный аппарат быстро расстается с верными певческими навыками как только певец теряет бдительность.
Если, осознав проблему слишком поздно, певец неправильно себя ведет: действует с позиции силы вместо того, чтобы вернуться к выполнению простых и привычных для него упражнений. Скорее всего, правильная координация вернулась бы к нему, если бы он был в состоянии ”посидеть на вокальной диете” – не петь некоторое время ничего, кроме упражнений. Затем медленно, но верно, добавлять к упражнениям выученный старый репертуар и только потом, аккуратно, начать снова подъем к заветной вершине. К сожалению, слишком часто приходится вытаскивать певцов с вокального “того света”, куда они угодили в результате ложного пафоса и самоуспокоенности.


Приложение 7.

Гигиена голоса в условиях напряженной работы.

Даже если с голосом у вас все в порядке, вы регулярно занимаетесь техникой и успешно осваиваете новый репертуар необходимо помнить о гигиене голоса. Даже чемпион мира по бегу никогда не выходит на старт не разогревшись, ни один боксер, штангист, гимнаст не выступает в соревнованиях без массажа и предварительной разминки. Пение - это, если хотите, ”ювелирный спорт”, требующий точной координации большого количества крошечных мышц вашего тела, их подвижности и выносливости. Бытует мнение, что распевку может заменить рюмка коньяка. Теперь представим себе спортсмена, выпившего перед выступлением. Алкоголь учащает пульс, усиливает приток крови в том числе и к голосовым связкам. В результате они разбухают, но не растягиваются. Разогрева, как такового не происходит. То, что вам стало море по колено, совершенно не говорит о готовности вокального аппарата выполнить ваши наполеоновские задачи. Вы подобны существу с мускулатурой мухи и самомнением слона. Поэтому 90% срывов голоса приходится на такие “разминки”. Качественная распевка сохраняется несколько часов. Поэтому если перед концертом или прослушиванием вам будет негде распеться, сделайте это дома, в спокойной обстановке. Чем короче выступление и больше времени остается до него, тем дольше надо распеваться, чтобы быть на пике формы к самому выступлению (обычно 30-40 минут). Если же вы разогреваетесь непосредственно перед трехчасовым концертом, то не переусердствуйте, чтобы голос не устал (достаточно 10-15 минут). Необходимо также распеваться перед каждой репетицией: в гортани темно, и связкам не видно, где вы находитесь. Наконец, вот и последнее, но не менее важное применение распевок. Как марафонский бегун продолжает бег, плавно переходя на ходьбу после финиша, так и профессиональный вокалист после продолжительного концерта или репетиции не сразу перестает петь. Нагрузку необходимо снижать постепенно. Это очень важно для того, чтобы голосовые связки вернулись в обычное для них состояние покоя. По окончании пения ваш разговорный голос должен звучать обычно (не выше и не ниже), и вы должны быть в состоянии спеть самую низкую ноту вашего диапазона.
Это свидетельство того, что связки расслабились, и все накопившееся напряжение ушло. Если в течении концерта с голосом не происходило ничего непредвиденного, то для такого расслабления достаточно спеть несколько раз хроматическую гамму на "И" или закрытый звук от удобной ноты из середины диапазона до самой низкой вашей ноты, а затем немного помолчать. Если же голос каким-то образом пострадал, необходимо сделать эту процедуру несколько раз до достижения эффекта. Поможет также горячий душ и теплое молоко или некрепкий, а лучше - травяной, чай. Если же усталость голоса сохраняется и наутро, то лучше несколько дней не петь, а затем начать с упражнений, постепенно приводя голос в рабочую форму. Очень важно в таком случае проанализировать ситуацию и понять, в результате чего произошел сбой в работе вокального аппарата. На самом деле, причиной нездоровья может являться не сам концерт, а вечеринка после.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса дополнительного образования «Юный математик», 3 класс

Программа курса дополнительного образования «Юный математик» для 3 класса автор: Макарова Татьяна Николаевна, учитель начальных классов, Ι квалификационная категория. Внеклассная работа по матем...

Программа по дополнительному образованию "Логика"

Курс рассчитан для учеников 1 класса, 1 час в неделю. Способствует расширенному усвоению математических умений и навыков....

Рабочая программа кружка дополнительного образования "Мастерилка" 1 класс

Рабочая программа кружка дополнительного образования "Мастерилка"  1 класс...

Рабочая программа кружка дополнительного образования "Декоративно-прикладное искусство"

Здесь содержится рабочая программа кружка дополнительного образования для 1 класса, которая проводится во внеурочное время 1 час в неделю и 34 часа в год...

Образовательная программа по дополнительному образованию для детей. Студия изобразительного творчества.

Программа обучения рассчитана на три года, после чего предполага­ется дальнейшее обучение детей, стремящихся продолжить своё об­разование в области изобразительного искусства в детских художе...

Рабочая программа дополнительного образования "Студия танца"

Цель: формирование у детей интереса и любви к танцевальному искусству, развитие творческого потенциала и освоение основных элементов танцев.Адресат программы. Программа рассчитана на обучающихся в воз...