Программа по дополнительному образованию "Логика"
календарно-тематическое планирование по математике (1 класс) по теме

Курс рассчитан для учеников 1 класса, 1 час в неделю. Способствует расширенному усвоению математических умений и навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dop._obrazov._logika.doc135.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8»

«Утверждаю»                                   «Согласовано»                                   «Проверено»              

Директор школы:                           Методист:                                          Руководитель МО:

Н. В. Луковкина_______                Н. А. Балабась________                                      ________

Приказ №__от ___ 2011 г.,                 протокол заседания                              _____2011 г.

                                                            № ____от ____2011 г.

 

Рабочая программа

учебного курса «Логика»

в 1  классе

                                                                                   

                                                                                   Программа рассчитана на 33 часа,

                                                                                   с учётом 1 часа в неделю

                                                                                                         

                                                     

                                                                                      Учитель: Чекина Елена Германовна                    

                                                                                                         

 

2011- 20012 уч. год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Ведущей стороной умственного развития младшего школьника является развитие логического мышления. Для его формирования ребенок должен овладеть определенным минимумом логических знаний и умений, т. е. приобрести так называемую логическую грамотность.

Наиболее реальные предпосылки для развития мыслительных процессов дает такая образовательная область как "математика". В математике используется много абстрактного материала. Ребенок учится анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать, доказывать, опровергать. Для совершенствования мыслительных процессов можно использовать дополнительное образование. Система дополнительного образования, учитывает индивидуальные особенности и интересы детей, создает оптимальные условия для развития интеллектуально-творческого потенциала учащихся.

Программа « Логика» разработана на основе курса  по развитию познавательных способностей «Юным умникам и умницам» (автор Холодова О.) в соответствие с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования. Данный курс создает условия для развития  у детей познавательных  интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.

Программа «Логика» позволяет решать все три аспекта учебной цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.

Познавательный аспект

  1. Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
  2. Формирование и развитие общеучебных умений и навыков (умение работать самостоятельно с книгой в заданном темпе, умение контролировать и оценивать свою работу).

Развивающий аспект

  1. развитие речи при работе над словом, словосочетанием, предложением.
  1. развитие мышления в ходе усвоения детьми таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
  2. Развитие сенсорной сферы ребят (глазомера, мелких мышц кистей рук).
  3. Развтие двигательной сферы.

Воспитывающий аспект

  1. Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формирование « Я-концепции»)

Задачи программы:

  1.  интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности;
  2.  овладение приемами поисковой и исследовательской деятельности;
  3.  овладение конкретными математическими знаниями;
  4.  воспитание трудолюбия и достижения своей цели.

Кроме того, решаются следующие задачи:

  1.  формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения;
  2.  развитие речи;
  3.  воспитание системы нравственных межличностных отношений.

Программа «Логика» предназначена для занятий с детьми 7-8 лет и направлена на:

  1.  учащихся, проявляющих повышенный интерес к математике;
  2.  учащихся, имеющих желание реализовать свои знания;
  3. учащихся, имеющих различные проблемы в обучении;
  4.  учащихся, смотивированных на обучение.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРОЦЕССА

Занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Подготовительная часть включает в себя мозговую гимнастику, разминку и мозговой штурм.

Мозговая гимнастика состоит из:

  1. упражнений, стимулирующие мыслительные процессы (качание головой);
  2. упражнений, активизирующие структуры мозга ( "ленивые восьмёрки");
  3. упражнений, улучшающие внимание, ясность восприятия и речи( "шапка для размышлений");
  4. упражнений для профилактики нарушений зрения ( "зоркие глаза", "стрельба глазами").

После этого проводится разминка, в которую включены лёгкие вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции.

Затем выполняются упражнения, способствующие развитию таких психических процессов, как память, внимание, воображение и мышление. Задания используются из рабочей тетради Холодовой О. "Юным умникам и умницам". Продолжительность подготовительной части - 10-15 минут.

В основной части занятия учащиеся знакомятся с определенным видом нестандартных задач, анализируют их, коллективно обсуждают решения задач. Задачи используются из "Сборника нестандартных задач по математике». Продолжительность основной части - 30-25мин.

Заключительная часть занятия используется для подведения итогов, рефлексии.

Основные формы работы ПДОУ:

Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. Наряду с традиционными занятиями используются нетрадиционные формы проведения занятий: интеллектуальные игры, занятие-путешествие, занятие-турнир, занятие-конкурс, занятие - тестирование.

Формы занятий, используемые при работе с программой, могут быть разнообразны и многочисленны. Они позволяют сделать учебно – воспитательный процесс интенсивным, дифференцированным и гибким. Активно применяются индивидуальные и групповые формы работы, в ходе которых у учащихся вырабатываются такие качества как самостоятельность, взаимопонимание, взаимовыручка, коллективизм, дружба и правильная самооценка.

В процессе обучения математике  используются следующие педагогические технологии: личностно - ориентированные, здоровьесберегающие, развивающие, информационно-коммуникационные.

Для решения задач, поставленных дополнительной образовательной программой "Логика" используются основные методы обучения:

  1. - словесность;
  2. - наглядность;
  3. - проблемная ситуация;
  4. - игровые моменты;
  5. -исследовательская деятельность.

Программа рассчитана на 33 часа обучения. Занятия проходят 1 раз в неделю по 40 минут.

Содержание обучения логике отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим во 2 классе продолжает формироваться и развиваться ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные компетенции и компетенции личностного самосовершенствования.

1. Ценностно-смысловые компетенции. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

2. Общекультурные компетенции. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами.

4. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Раздел программы

Тема

Кол-во часов

1

Вводное занятие

1

2

Тестирование

2

3

Задания геометрического характера

Уникурсальные кривые

1

Построение геометрических фигур из конструктора "Монгольская игра"

2

4

 Нестандартные задания алгебраического характера

Магические фигуры

2

Ребусы

4

Арифметические лабиринты

1

Математические фокусы

2

Нестандартные задания логического характера

Логические задачи

5

Задачи с альтернативным условием

4

Комбинаторные задачи        

4

Игры Зака А.А

Знакомство с игрой «Просветы»

3

 Проверка знаний и умений

2

Всего часов

33

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание дополнительной образовательной программы «Логика» можно разделить на несколько разделов:

  1.  Тренировка психических процессов

На каждом занятии уделяется значительное внимание развитию и формированию психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления. Используются задания, которые способствуют :

  1. развитие концентрации внимания;
  2. тренировка внимания;
  3. тренировка слуховой памяти;
  4. тренировка зрительной памяти;
  5. совершенствование воображения;
  6. развитие логического мышления (выделение признаков, сравнение предметов, классификация и поиск закономерностей).

  1.  Задачи геометрического характера

Занимательные геометрические задачи способствуют формированию и развитию пространственных представлений. Для решения этих задач учащиеся должны знать геометрические фигуры, их свойства и признаки, уметь перемещать их для получения новых фигур.На занятиях узнают что такое:

  1.  уникурсальные кривые;
  2. составление и моделирование предметов;
  3. построение фигур из счетных палочек;
  4. построение фигур из конструктора "Монгольская игра", "Танграм"..

  1.  Нестандартные задачи логического характера

Систематическое решение логически- поисковых задач из области математики способствует развитию гибкости мышления. Они включают:

  1. анаграмма;
  2. комбинаторные задачи;
  3. задачи с альтернативным условием.

  1. Нестандартные задачи алгебраического характера
  1. арифметический шифр;
  2. математический фокус ;
  3. арифметические лабиринты с воротами;
  1. математические ребусы;
  2. магические квадраты 3*3;

Активному восприятию и пониманию математических законов, формированию мыслительных процессов помогут задания и игры, имеющие необычное нестандартное условие и содержание. Они обучают учащихся поиску рациональных способов применения знаний. Некоторые виды задач повторяются, но усложняется их условие и решение.

  1.  Игры Зака А.А.

Знакомство с играми, способствующими развитию способности действовать в уме.

  1. "Муха",
  2. "Просветы"

Для успешного обучения учащихся необходимы различные формы проведения занятий, как традиционные, так и нетрадиционные. Групповое занятие - наиболее оптимальная традиционная форма.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Вводный урок. Тестирование.Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

1

2

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

1

0

3

Тренировка внимания, слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

0

1

4

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

0

1

5

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

1

1

0

6

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.

1

1

0

7

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

0

1

8

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

0

1

9

Тренировка  слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

1

0

10

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

0

1

11

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

0

1

12

Интеллектуальная игра. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

1

0

1

13

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

0

1

14

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

1

0

15

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

0

1

16

Тренировка  слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

0

1

17

Тренировка  слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

0

1

18

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

1

0

19

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

0

1

20

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.

1

0

1

21

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

0

1

22

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

0

1

23

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

0

1

24

Тренировка  слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

1

0

25

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

0

1

26

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

0

1

27

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.

1

0

1

28

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

0

1

29

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

1

0

30

Нахождение закономерностей. Составление логических последовательностей. Совершенствование мыслительных операций.

1

0

1

31

Составления алгоритма. Правила алгоритма. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

0

1

32

Формирование умения самостоятельно составлять и решать задачи. Цепочка. Круговые примеры. Совершенствование мыслительных операций.

1

0

1

33

Тестирование. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.

1

Ожидаемые результаты

К концу   года обучения учащиеся должны:

  1. уметь логически рассуждать при решении задач логического характера;
  2. обоснованно делать выводы, простейшие умозаключения;
  3. решать геометрические задачи, ребусы, задачи- шутки, числовые головоломки.
  1. логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
  2. обобщать математический материал;
  3.  находить разные решения нестандартных задач.

Но основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе.

Чтобы добиться ожидаемого конечного результата, необходим промежуточный контроль, проверка знаний и умений обучающихся.

Формами подведения итогов реализации программы «Логика» являются:

  1. тестирование (проводится в начале и конце учебного года);
  2.  участие в олимпиадах, в конкурсах на разных уровнях;
  3.  участие в математических декадах (выпуск газет, составление кроссвордов, викторин и т.д.)
  4.  участие в интеллектуальных играх (ЭМУ, игра «Кенгуру», КВН; Парад умников; Брейн -ринги; Математические турниры и т.д.)

Этапы педагогического контроля

Педагог должен не только определить конечную цель, но и отслеживать промежуточные результаты, чтобы своевременно внести коррективы в процесс обучения. Для этого  в начале и конце учебного года обучения проводится тестирование, цель которого определить уровень сформированности мыслительных процессов. А в конце первого полугодия проводится интеллектуальная игра, для проверки умения работать в группах, заниматься поисковой и исследовательской деятельностью.

Сроки

Вид контроля

задачи

Содержание

формы

Критерии оценивания

сентябрь

входящий

Определить уровень сформированности мыслительных процессов

Тема: «Вводное занятие»

Тестирование

+ допустимый (61-80%) и оптимальный (81-100%) уровень усвоения,

- критический уровень (до 60%)

декабрь

Рубежный

Определить уровень усвоения программного материала

Тема: "Проверка знаний и умений"

Интеллектуальная игра

+ зачет сдан,

- зачет не сдан

май

Итоговый

Определить уровень сформированности мыслительных процессов к концу учебного года        

Тема: "Итоговое занятие"

тестирование        

+ допустимый (61-80%) и оптимальный (81-100%) уровень усвоения,

- критический уровень (до 60%)

Материально – техническое обеспечение

  1. Кабинет начальных классов.
  2. Магнитная доска, парты.
  3. Технические средства обучения: компьютер, проектор, интерактивная доска
  4. Методические таблицы, наглядные пособия.
  5. Фонд учебных презентаций по математике.
  6. Геометрический материал.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для учащихся:

1.Холодова О. Юным умникам и умницам. Рабочая тетрадь. 1 класс.- М., Росткнига, 2005.

2.Истомина Н.Б., Тихонова Н.Б. Учимся решать логические задачи. Тетрадь для 1-2 классов.- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.

Для учителя:

1. . Вахновецкий Б. А. Логическая математика для младших школьников. - Москва: "Новый учебник", 2004 г.

2.Винокурова Н. К. "Развитие познавательных способностей".- М., "Педагогический поиск", 1999.

3. Винокурова Н. К. Развитие творческих способностей учащихся. - Москва: Образовательный центр "Педагогический поиск", 1999 г.

4 Зак А.З. "Развитие интеллектуальных способностей у детей 9 лет". - М., "Новая школа", 1996 г.

5. Левитас .Г.Г. "Нестандартные задачи по математике в1 классе."- М., Илекса, 2005.

6. Родионова Е.А., Нерадо А.В., Корниенко А.В., Леонова Е.А. "Олимпиада "Интеллект" (сборник заданий для самостоятельной подготовки).- М., "Образование", 2002 г.

7. Тихомирова Л.Ф. "Логика. Дети 7-10 лет". - Ярославль, "Академия развития", 2001 г.

8.Тихомирова Л. Ф., Басов А. в. Развитие логического мышления детей. - Ярославль: ТОО "Академия развития", 1996 г.

9. Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников. - Ярославль: "Академия развития", 2001 г.

10. Хацкевич Р. П. Математика для дошкольного и младшего школьного возраста. - Москва: АСТ, 2000 г.

11. Холодова О. "Юным умникам и умницам: методическое пособие.  1 класс". - М., Росткнига, 2007г..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку во 2 классе

Цель программы: углубление знаний о русском языке, формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, развитие познавательных УУД, интеллектуальных и творчески...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку в 3 классе

Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к дополнительной общеобразовательной программе "Загадки природы" для детей 8-9 лет

Программа курса внеурочной деятельности «Загадки природы» составлена согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЕ «Волшебные краски» 1-3 класс

Данная дополнительная общеобразовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность, предназначена для работы с учащимися 7 - 9 лет.Ориентирована на организацию проектной деятельности ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Фасолинка»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Фасолинка»...