конспект урока музыки тема: Тайна скрипки
план-конспект урока по музыке (4 класс) на тему

Годлевская Ирина Ивановна

познакомить с краткой историей возникновения инструмента, рассказать о самых известных скрипичных мастерах и исполнителях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока406.09 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока музыки в 4 классе
ТЕМА: ТАЙНА СКРИПКИ

ТИП УРОКА: ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ

Задачи: познакомить с краткой историей возникновения инструмента, рассказать о самых известных скрипичных мастерах и исполнителях.

Музыкальный материал: Н. Паганини. «Каприс 24»; С. Рахманинов. «Вокализ» для скрипки и фортепиано, «Фантазия на тему Паганини» для фортепиано с оркестром.

Литературно-изобразительный ряд: изображения скрипки в раскрытом футляре, симфонического оркестра; книги: Е. Сазонова. «Вдова Паганини»; С. Газарян. «В мире музыкальных инструментов».

Сценарий урока

I. Организационный момент.

Звучит «Вокализ» С. Рахманинова.

– Здравствуйте,  ребята!  Вы,  конечно  же,  обратили  внимание  на  музыку,  которая  звучала  в  начале  урока.  Какой  инструмент  вел  мелодию? (Скрипка.)

– Сегодня мы поговорим об этом замечательном инструменте.

II. Вступительная беседа.

– Можно смело сказать, что скрипка – один из самых загадочных и таинственных инструментов. Никакой другой инструмент не изучали так много, долго и тщательно, как скрипку. Ею занимались люди разных профессий: физики, математики, искусствоведы, музыкальные мастера, музыканты. Кое-что они поняли и объяснили, но многое так и осталось непостижимым. Давайте посмотрим поближе на эту «таинственную даму». Она очень хрупкая и изящная.

– Скрипку носят только в футляре, который повторяет все изгибы инструмента. Посмотрите, её, как малыша, обязательно закутывают в пелёнку и бережно закрепляют в футляре. Смычок тоже имеет своё удобно оснащённое место.

Скрипка очень боится влаги, ударов, резкого перепада температур. Но музыканты  прощают  этой  неженке  все  капризы  из-за  её  чарующего  голоса.

– Вспомните, как называют группу инструментов, к которым относится скрипка? Ответы детей :(Струнно-смычковые инструменты.) А почему? (Есть струны и смычок, которым извлекают звук.)

– Молодцы! Обратите внимание: на смычок натянут конский волос. Для того чтобы смычок не просто скользил по струнам, а извлекал звук, волос смычка покрывают канифолью. Коробочка с ней тоже всегда находится под рукой, то есть в футляре. Теперь внимательно посмотрите на скрипку и опишите её. (Она небольшого размера. Имеет четыре струны, на корпусе две прорези. Верхняя (гриф) и нижняя части соединяются узким ободком, есть крепления для струн.)

Есть ли на грифе порожки? (Нет, гриф гладкий.)

Верно. Одна из сложностей исполнения на инструменте – отсутствие разметки  на  грифе,  то  есть  нельзя  «определить  на  глаз»,  где  какая нота находится. Поэтому главные помощники исполнителя – слух и мышечная память.

Руки музыканта должны быть независимы в своих движениях. Я вам предлагаю эксперимент: одна рука легко похлопывает по макушке, а вторая гладит живот по часовой стрелке. Сначала попробуйте каждой рукой отдельно, а потом – одновременно.

Дети пробуют.

– Получилось, но с трудом, правда? А это – одно из простейших упражнений на координацию.

Обучение скрипачей начинается очень рано – с трёх лет. Поэтому сначала малышу дают небольшую скрипку, так называемую «восьмушку» – это одна восьмая часть от величины взрослой скрипки. По мере взросления юный музыкант переходит на «четвертушку», «половинку» и наконец получает в руки «полную», взрослую скрипку.

III. Разучивание песни.

– А вы помните, у какого героя сказок обычно в руках скрипка? Кузнечика или Сверчка.)

– Правильно. Давайте разучим песню «Мальчик и сверчок» и попытаемся исполнить её плавным, мягким звуком. Представьте себе, что этот звук рождается  от  нежного,  лёгкого  прикосновения  смычка  и  длится  долго-долго.

Разучивание песни «Мальчик и сверчок» (сл. Аспазии, муз. Р. Паулса.

МАЛЬЧИК И СВЕРЧОК
(из цикла «Пять сказочек»)

Слова Аспазии                                                               Музыка Р. Паулса

Русский текст Н. Королевой

       

Скрипнул сверчок за печкою,

Пел соловей за речкою,

Травы звенели при луне,

А может, это снилось мне,

А может, это снилось мне,

А может, это снилось мне.

Храбрый сверчок, ты мне скажи,

Что там упало в камыши?

Если блестящая звезда,

Где отыщу ее тогда?

Где отыщу ее тогда?

Где отыщу ее тогда?

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

– Как вы думаете, можно ли различить скрипки по голосу или они все одинаковые? (Наверное, можно.)

– Вы правы, у каждой скрипки свой, неповторимый голос. И чем он ярче  и богаче – тем выше ценится инструмент. Самые ценные – это инструменты старых мастеров, имена которых очень известны. Вспомните их.

Это Страдивари, Гварнери, Амати. Скрипки этих мастеров различались не только по размеру, форме и цвету лака, но, конечно же, ещё и по тембру.

Теперь давайте переместимся во времени назад и посмотрим, как же появилась скрипка.

Смычковые инструменты были известны давно. Можно считать, что их родиной была Индия. А время рождения – начальные века нашей эры.

Из Индии смычковые инструменты попали к персам, арабам, народам Северной Африки, а оттуда в VIII веке – в Европу. Было несколько разновидностей смычковых. Постепенно, в течение столетий,  они  отошли в  прошлое, но дали жизнь инструментам совершенно новой формы – виолам и скрипкам.

Виолы появились раньше скрипок. Они были разных размеров, и держали их во время игры по-разному – между колен, на колене, даже ставили на скамеечку. Но была виола, которую держали на плече, – она-то и послужила прообразом скрипки.

Виола

С первого взгляда виола похожа на скрипку, но разница есть, и существенная.

На грифе виолы есть порожки, а гриф скрипки…? (Гладкий.)

– Сколько струн у скрипки? (Четыре.)

А у виолы их было чаще всего 6, иногда 7 или 5.

Но самое главное различие было в звучании. Голос у виолы мягкий, как бы приглушённый, и слабее, чем у скрипки. Он был хорош для небольших помещений, для узкого круга слушателей. Скрипка же пела сильнее и ярче, она не боялась ни площадей, ни больших залов. Виола была инструментом аристократическим, салонным, а скрипка ещё долго бытовала только в народе, да и сейчас остаётся и народной тоже, например у молдаван, румын, венгров.

Точная дата рождения скрипки неизвестна, но приблизительно это конец XV – начало XVI в. Самые первые скрипки делали те же мастера, что производили лютни и виолы, а потом появились и скрипичные мастера. Сначала в Брешии, а потом в Кремоне (города в Италии) появились школы скрипичных мастеров. Кремонцы наиболее полно воплотили идею скрипки: звучание этого инструмента должно было стать моделью человеческого голоса.

– Назовите самые главные, на ваш взгляд, черты, присущие человеческому голосу. (Плавность разговора, умение пропеть звуки, перепады громкости, возможность передать разное настроение.)

– Вы ещё забыли про тембр. Он должен был быть глубоким, насыщенным, тёплым, со множеством оттенков, а характер звучания – гибким, способным как угодно изменяться – от быстрого грубоватого речитатива до нежнейшего пения. Скрипка, как и голос, должна была уметь выражать любые человеческие чувства. Теперь мы знаем, что мастера блестяще осуществили свои замыслы.

Послушайте, как проникновенно звучит мелодия «Вокализа» С. Рахманинова. Термин «вокализ» относится к вокальной музыке и обозначает «пение без слов». Но разве можно сказать, что в этом произведении скрипка не поёт?

Звучит фрагмент «Вокализа».

– Чем здесь скрипка напоминает голос? (Ведёт фразы, берёт дыхание, меняет громкость на длинных нотах, постепенно затихает в конце.)

– Всё верно. Кроме работы над звучанием кремонцы уточнили конструкцию скрипки, а форму довели до поразительного изящества. Некоторые поклонники прекрасного могут часами любоваться старинной скрипкой, настолько притягательна красота этого инструмента.

И всё же поначалу путь скрипки был очень нелёгким. Её считали ярмарочным, трактирным инструментом. И кто знает, долго ли ещё оставалась бы скрипка отверженной, если бы не замечательные исполнители, оценившие и избравшие её.

– Имя  какого  исполнителя  сразу  же  приходит  на  ум?  (Никколо  Паганини.)

Никколо  Паганини

– Да. Это был блестящий музыкант, значительно обогативший приёмы игры на скрипке и скрипичную музыку вообще. Имя этого человека окутано легендами так же плотно, как история скрипки, с которой он не расставался до самой смерти. Например, мастерство маэстро было  так  велико, что многие говорили, будто он продал душу дьяволу. Как у каждого талантливого человека, у Паганини было много завистников, готовых на любые подлости, лишь бы досадить объекту зависти.

Перед одним из концертов у скрипки оказались подпилены струны. Во время исполнения они рвались одна за другой. Паганини закончил пьесу на единственной целой струне, и в зале этого не заметили!

К своему инструменту Паганини относился очень трепетно и с большой нежностью. Из множества инструментов он выбрал скрипку работы Гварнери и уже не расставался с ней. Все неполадки с инструментом Паганини воспринимал  так,  будто  болел  сам.  Послушайте  отрывок  из  книги  о Поганини.( Выступление подготовленного учащегося)

«…Из зала ещё доносились громкие хлопки, крики и вызовы. Паганини сидел в артистической комнате Ливорнского театра утомлённый, без сил. В двери постучались, и вошёл француз, который дал ему вчера скрипку. Паганини сделал невольное движение, точно не желая отдавать её, но тут же вскочил и угловато, униженно кланяясь, протянул ему чёрный футляр. Он бормотал извинения и благодарности.

Но француз строго отвёл его руку.

– Оставьте её у себя, – сказал он, – и не благодарите. Не мне, скромному музыканту, играть на ней после вас.

Паганини тогда было семнадцать лет.

С этого времени он не расставался со скрипкой.

…Музыкант старел, скрипка была всё та же. И вот однажды его товарищ заболел. Он потерял голос. Это было во время концертов Паганини в Париже.

Паганини долго не хотел этому верить. Вновь и вновь он принимался играть, но звук был тусклый и неясный. И в отчаянии, схватив свою скрипку, он побежал к известному скрипичному мастеру Вильому, славившемуся своим искусством починки старых инструментов.

Осмотрев инструмент, мастер объяснил, что необходимо забрать скрипку в мастерскую. Хмуро и неохотно расставался Паганини со своей скрипкой.

Через неделю он зашёл к Вильому. Мастер протянул ему скрипку.

Паганини, волнуясь, приложил смычок к струнам и просиял: звук был старый, тот же, знакомый. Он бросился обнимать Вильома и протянул ему драгоценную шкатулку, украшенную камнями.

– Примите её от меня. У меня были две одинаковые, одну я подарил моему врачу, другую дарю вам; одну – исцелившему моё тело, другую – исцелившему мою скрипку…

…Паганини до конца своей жизни не расставался с любимой скрипкой. Умирая, он завещал её музею Генуи, города, в котором родился. Она лежит  там  в  музее  под  стеклянным  колпаком  и  зовут  её  «Вдова  Паганини».

Уменьшенная копия «Вдовы Паганини»

– Может быть, этот эпизод из жизни замечательного итальянского скрипача не совсем достоверен, потому что имя Никколо Паганини ещё при жизни обросло легендами и небылицами. Но неоспоримо одно: скрипка в его руках стала чудом из чудес – так прекрасен и многообразен был голос инструмента.

Паганини был не только исполнителем, но и композитором. Многие его произведения, написанные для скрипки, – соло, что ещё раз подчёркивает удивительные возможности скрипки.

Звучит фрагмент «Каприс № 24».

Никколо Паганини (последние годы жизни)

– А теперь послушаем ту же тему, но предназначенную для исполнения на рояле в сопровождении оркестра.

Звучит «Фантазия на тему Паганини».

– Легко ли узнаётся тема? Почему? (Узнаётся легко, потому что сначала звучит почти без изменений, а дальше слышны черты, присущие скрипичной музыке.)

 Как вы думаете, остались ли ещё скрипки старых мастеров? (Остались, но, наверное, их очень мало.)

– Да, скрипок великих мастеров осталось совсем немного, но они достаются не только единицам избранных музыкантов. Бывает, что и начинающие исполнители получают драгоценный инструмент. Например, получил скрипку работы Страдивари Вадик Репин, победитель конкурса имени Венявского, проходившего в Польше. Вадику в это время только-только пошёл двенадцатый год.

Конечно, такие скрипки выдаются не в собственность, а лишь в пользование, потому что принадлежат они Государственной коллекции музыкальных инструментов.

Хранятся скрипки в специальных хранилищах, где контролируются температура, влажность и многие другие параметры. И конечно, для игры на них нужны талантливые музыканты. Только с их помощью мы наслаждаемся удивительным звуком этих прекрасных инструментов.

V. Рефлексия.

– И помните, у скрипки ещё много неразгаданных тайн, и кто знает, может, кому-то из вас удастся разгадать со временем хотя бы одну…

К следующему уроку найдите и выпишите в тетрадь имена нескольких выдающихся скрипачей-исполнителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки по теме: "Музыкальные инструменты. Скрипка".

Данный конспект соответствует всем требованиям ФГОС...

Конспект урока музыки «Музыкальные инструменты ( скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо».

Конспект урока музыки «Музыкальные инструменты ( скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо»....

Конспект урока Драгунский "Тайное становится явным" 2 класс "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство с биографией Виктора Драгунского и его произведением «Тайное становится явным»Планируемые  результатыПредметные:·...

конспект урока музыки: Музыкальные инструменты "скрипка".

Конспект урока музыки в 3 классе программа Критская....

Конспект урока Музыка по теме: "Музыкальные инструменты. Скрипка" (УМК "Школа России" , 3 класс)

Цели деятельности учителя: Формирование у обучающихся представления о скрипе как струнно- смычковом инструменте. Знакомство  с выдающимися скрипичными мастерами и  исполнителями.Знакомство с...

Конспект урока музыки Музыкальные инструменты флейта и скрипка

Конспект урока  музыки  3классе Музыкальные инструменты  флейта  и  скрипка...

Конспект урока музыка 3 класс Музыкальные инструменты. Скрипка

Цели деятельности учителя: Формирование у обучающихся представления о скрипе как струнно- смычковом инструменте. Знакомство  с выдающимися скрипичными мастерами и  исполнителями. Знакомство ...