конспект урока музыки: Музыкальные инструменты "скрипка".
план-конспект урока по музыке (3 класс)

Конспект урока музыки в 3 классе программа Критская.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnye_instrumenty.docx24.78 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                      Тема урока: «Музыкальные инструменты».

Цели и задачи урока: продолжить знакомство с инструментами симфонического оркестра.

Умение ориентироваться в инструментальных тембрах. Умение анализировать, сравнивать, обобщать. В процессе слушания музыки развивать тембровый слух. Обогащать духовный мир детей. Воспитание потребности в общении с искусством и понимания значения музыки для человека. Знакомство  с выдающимися скрипичными мастерами и  исполнителями.

Ход урока

Орг. момент.

Сегодня мы c вами побываем на экскурсии в музее музыкальных инструментов, встретимся с одним из музыкальных инструментов. Ребята, как вы думаете, существуют ли правила поведения в музее? Объединитесь в группы и  разработайте правила поведения в музее.

- Нам предстоит встреча с музыкальным инструментом, что это за инструмент?

Слушание Ванесса Мэй  Мечта и полёт

- Ребята, какой инструмент солировал в музыке? (скрипка).

- Ребята, как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте нашу тему?   ТЕМА: Музыкальные инструменты.

- Что вы знаете о скрипке?

 - А теперь прочитайте статью в учебнике на с. 100-101 и подготовьте небольшой рассказ о скрипке.

Как она стройна, красива и изящна: тонкая талия, плавные закругления. На верхней деке — фигурные прорези для выхода звука наружу.

К корпусу скрипки прикреплён гриф, который заканчивается завитком. На гриф натянуты 4 струны.

Верхняя часть скрипки-дека - изготавливается из ели, нижняя из белого клёна. Клён можно брать для изготовления скрипки только весной, тогда, когда на дереве появляются листья. После долгой зимы дерево “просыпается” и листья забирают лишнюю влагу. А если ель будет со смолой, то она будет очень мешать мастеру.

Сделать скрипку очень сложно. Здесь важно всё: и размер корпуса и форма корпуса и даже качество лака, которым её покрывают. В изготовлении скрипок прославились на весь мир итальянские мастера из города Кремон: Никколо Амати, Антонио Страдивари, Джузеппе Гварнери. Их называют сегодня мастера - волшебники. Никто до сих пор не разгадал секрета, как им удавалось делать у скрипок необыкновенный и красивый голос. 

Сказка об Антонио Страдивари.

В XVII веке в итальянском городе Кремоне,— рассказывает одна старинная легенда,—волшебник, проходя мимо маленького домика, услышал изумительные по красоте музыкальные звуки. Он вошёл внутрь и увидел юношу, который играл на скрипке, только что им сделанной.

—   Подари мне эту скрипку, и я выполню любое твоё желание,—сказал волшебник.

—   Я  хочу жить вечно,— ответил юноша.

—   Хорошо! Но одно условие: ты сделаешь девятьсот девяносто девять таких же прекрасных инструментов, но на тысячном ты умрёшь.

—   Я согласен!

Шли годы. Мастер работал. Когда число инструментов стало подходить к тысяче (делались не только скрипки, но и виолончели, альты, лютни, контрабасы, гитары), он вдруг заболел. Призвав своих сыновей, мастер рассказал им о пророчестве волшебника и добавил:

-              Теперь я могу умирать. Мои инструменты будут жить, а вместе с ними и я, потому что я им отдал свою душу, всю свою жизнь.

Имя  этого  мастера   известно  всему  миру — Антонио Страдивари.

Изготовить смычковый инструмент – тяжелый труд и большое искусство. В маленькой скрипке  - более 40 деталей. Говорят, что скрипка поет. И правда, звучание ее похоже на трепетный человеческий голос.

   Говорят, что скрипка умеет плакать и смеяться, горевать и радоваться, будто у скрипки есть душа, а голос её близок человеческому голосу, человеческой речи.

Очень многое в звучании скрипки зависит от смычка. На трость натянуты конские волосы.

Смычок скрипач плавно и непрерывно ведёт по струнам в течение долгого времени и звук получается протяжным и певучим.

Давайте сейчас послушаем «Мелодию» композитора П. И. Чайковского. Послушайте и подумайте, о чём рассказывает скрипка своим необыкновенным голосом?

Слушание  «Мелодия»  П. И. Чайковского.

- О чём же рассказывает скрипка? Какую картину вы себе представили? Какое настроение она нам передаёт?

- Именно благодаря теплому певучему задушевному голосу скрипки, близкому взволнованной человеческой речи, мы чувствуем настроение тепла, света, волнения и мечты:

Звезды водят хоровод.

Светит в тишине луна.

Скрипка песенку поёт,

Песенку поёт струна.

И взлетает в небосвод

Синий парус ветерка,

В море музыки плывет

Лодочка смычка.                           П. Синявский, «Мелодия»

- Но не всегда скрипка звучит мягко и нежно. Скрипка может передавать разные чувства и состояния души и рисовать разные картины природы. Сейчас мы послушаем фрагмент ещё одного музыкального произведения. Послушаем,  как его будут исполнять струнные смычковые инструменты. Подумайте, какое название можно ему придумать?

Слушание   А. Вивальди.  Лето.  Из цикла «Времена года».

- Как бы вы назвали это произведение? Правильно, это фрагмент из произведения итальянского композитора Антонио Вивальди под названием «Гроза» из цикла «Времена года».

- Сегодня весь мир знает скрипача - виртуоза Никколо Паганини из Италии.

 (Рассказ о Н. Паганини).

Музыкант - легенда, публика приходила в восторг, когда смычок итальянского скрипача касался струн. Он раскрыл многие возможности скрипки для других музыкантов. Сочинял сам музыку, которая была очень сложна для других скрипачей.  Его искусство исполнения было столь необычным, что приписывалось силе дьявола. Только настоящий музыкант знает, что его игра - это музыкальная смелость, изобретательность, мастерство, огромный неустанный труд. Но у церкви были насчёт этого совершенно другие доводы и мысли. Его считали безбожником, говорили,  что он продал душу дьяволу. А его непропорциональное тело: огромные руки, невысокий рост, лишь добавляли таинственности его образу.

- Обратите внимание, как художники показали образ музыканта. Каким они увидели его? (Работа с репродукцией картины С. Коненкова «Паганини»).

- Ребята, а сейчас мы послушаем произведение Н. Паганини.

Слушание произведения Н. Паганини «Каприс № 24».

- Скажите, звучание какого инструмента вы услышали?

- Какая музыка была по характеру?

- Может ли это произведение сыграть ученик 2 или 3 класса музыкальной школы? Почему? 

Действительно, сейчас прозвучала инструментальная пьеса виртуозного характера, которая требует от артиста безукоризненной техники. Виртуоз – всякий, кто делает своё дело ловко, великолепно, блестяще, быстро.

Очень интересно и необычно название этого жанра. Каприс- от итал. Capriccio- каприз, прихоть.

Вы, капризничаете иногда? Вы готовитесь к  своему капризу заранее? Можете ли вы сдержать свои эмоции при капризе?

Так и в музыке - всплеск эмоций, творческий полёт, яркие краски, свобода и задумчивая меланхоличность - всё это сочетается в жанре «Каприс». Основная особенность - свободная форма. Жанр был известен в 17 веке, но популярен стал в 19 веке.  Можем ли мы назвать виртуозом  Н. Паганини?- В наши дни тоже есть талантливые музыканты виртуозы. Перед нами Виктор Зинчук. Доцент Московского государственного университета культуры и искусств.

                Заслуженный артист России 

                Золотая гитара России

                Кавалер ордена «За служение искусству» (2006)

                Состоит в книге рекордов России

Рекорд был установлен в 2001 году: исполнение своей вариации музыкального произведения «Полет шмеля» Римского-Корсакова в темпе 270 ударов в минуту - при этом, по утверждению самого Зинчука, он извлекал 20 нот в секунду. В 2002 был включен в издание «Гиннес. Книга рекордов». В его репертуаре есть и произведение Паганини. Давайте послушаем.

Слушание произведения Н.Паганини «Каприс№24».

- Понравилось исполнение? Можно его назвать виртуозом?

«Неторопливо, не спеша скрипичный мастер скрипку ладит.

Прорежет эфы, чуть дыша, смычок подтянет, гриф погладит,

Поправит деку, завиток, покроет лаком осторожно.

Теперь он сделал всё, что мог, теперь играть на скрипке можно!

Пой, королева, смейся, плачь, твой голос и стан твой строен,

Какой счастливчик твой скрипач, пусть будет он тебя достоин!»

-Ребята, раз мы с вами сегодня говорили о скрипках, то и песню исполним про этот волшебный инструмент. Норвежская народная  песня “Волшебный смычок”.

-Почему музыкант не захотел продать скрипку? ( благодаря скрипке у музыканта были друзья, которые рады были встрече с ним.

- Скрипка была для музыканта, как самый лучший и близкий друг. Он не хотел предавать эту дружбу, не хотел променять скрипку даже на богатство.

- Почему люди думали, что смычок у скрипки волшебный?

- Скрипач так хорошо играл на скрипке, что людям, которые не умеют играть на ней, можно подумать, что музыкант волшебник и играет с помощью волшебного смычка.

- Ребята, что мы с вами сегодня узнали на уроке,  давайте проверим.

Вопросы для повторения.

1.Скрипка – это струнный смычковый инструмент…

2.Родина скрипки – Россия…

3.Чайковский – великий итальянский мастер, делавший скрипки…

4.Автор музыкальной пьесы «Гроза» из цикла «Времена года» - А. Вивальди…

5. Никколо Паганини – гениальный итальянский скрипач и композитор…

6. Основная особенность жанра «Каприс» в музыке – это всплеск эмоций, творческий полёт, свободная форма…

Разговор о скрипке мы продолжим в старших классах, и узнаем ещё немало интересного.

         Творческая мастерская.

-  Давайте, ребята, сделаем подарок для музея музыкальных инструментов, попробуем изобразить скрипку.

(Класс делится на группы и детям предлагается собрать на листах ватмана, используя клей-карандаш, из нескольких фрагментов изображение скрипки /по принципу игры в пазлы/, под звуки скрипки, дети “творят”)

         Завершение урока. Демонстрация выполненных работ.

Д/З:  Найдите стихотворения, сказки, рассказы, песни о скрипке и скрипачах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки в 1 классе "Музыкальные инструменты" (2 четверть, 1 урок)

Знакомство детей с инструментами русского народного оркустра (пастуший рожок, гусли) проходит через виртуальные экскурсии в картинную галерею, творческую мастерскую, концертный зал....

урок музыки "Музыкальный театр. Опера." презентация и конспект урока, 2 кл, Критская

в папку включены презентация по теме "Музыкальный театр. Опера.", конспект урока к презентации, слова разучиваемой песни, теоретический материал, который надо выучить...

Конспект урока музыки «Музыкальные инструменты ( скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо».

Конспект урока музыки «Музыкальные инструменты ( скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо»....

Конспект урока музыки 2 класс раздел 2 урок 4 Музыкальные инструменты (фортепиано) Программа Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной

Конспект урока музыки2 класс раздел 2 урок 4Музыкальные инструменты (фортепиано)Программа Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной...

Конспект урока музыки Тема урока: «Музыкальное путешествие в зимний лес»

Тип урокаУрок изучения нового материалаЦель, задачиЦель:воспитывать эмоционально-ценностное отношение к искусству через освоение новых произведений и знаний о музыкеЗадачи:Образовательные:1) В доступн...

Конспект урока музыка «Музыкальный сказочник» "(4 класс)

Тип урока: «открытия» нового знания.Цель: знакомство с композитором Римским – Корсаковым – как “музыкальным сказочником”.Планируемые результаты:Предметные: Поз...

Конспект урока музыки Музыкальные инструменты флейта и скрипка

Конспект урока  музыки  3классе Музыкальные инструменты  флейта  и  скрипка...