разработка урока поФГОС
учебно-методический материал по музыке (2 класс) на тему

Антонова Светлана Викторовна

Разработка урока для 2 класса по ФГОС по теме: "О России петь, что стремиться в храм"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_fgos.doc81.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока по музыке для 2 класса.

Тема урока: «О России петь- что стремиться в храм»

Тип урока: первичное усвоение новых знаний

Цель урока

Знакомство с обычаями и традициями русской православной культуры, с  музыкальными произведениями духовной и классической музыки.

Задачи урока

Воспитательные:

воспитание интереса к родной культуре, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству  художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям.

Развивающие:

 развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия музыки С. Прокофьева и произведений русской духовной музыки;

Образовательные:

 формирование опыта  хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности – слушании, ритмопластики.

Планируемые результаты

Предметные:

Наблюдение за использованием   музыки в жизни человека;

Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

Развитие художественного вкуса и интереса к духовной и классической музыки России;

Умение выявлять характерные свойства церковной и светской музыки;

Умение оценивать произведения разных видов искусства;

 Использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно- образного содержания   музыки в различных  видах музыкальной деятельности (пении, слушании, пластике (импровизация).

Метапредметные:

Размышление о звучании колокольной музыки в жизни человека, о многообразии колокольного звучания в России

Овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов  решения проблем поискового характера;

Применение знаково-символических и   речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества

Личностные:

Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений;

Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности  в соответствии с духовными традициями семьи и народа;

 Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих музыкальных задач;

Развитие мотивов музыкально- учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

Развитие духовно- нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональной отзывчивости; уважительного отношения  к  обычаям и традициям русского народа

 Дидактическое обеспечение урока: мультимедийная презентация

Техническое обеспечение урока: фортепиано, ПК (ноутбук), экран и проектор.

Методы: деятельностный подход

Виды деятельности учащихся:

  1. Слушание музыки
  2. Беседа о произведениях
  3. Пение
  4. Музыкально –пластическое движение

Музыкальный материал:

  1. отрывок из кантаты «Александр Невский» (вставайте люди русские) С. Прокофьев.
  2. М.П.Мусоргский «Рассвет на Москве – реке»
  3. «Лаврский трезвон»
  4. «Благовест»
  5. Я. Дубравин «Россия – Россией останется.

Ход урока:

  1. Орг. Момент (готовность к уроку)
  2. Вступительная беседа.

На доске написана тема урока « О России петь, что стремиться в храм».

 

Сообщение темы урока.

- Сегодня мы с вами поговорим об инструменте, без которого не может существовать ни один храм. Для подсказки, я вам загадаю одну загадку.

- Из земли взяли, на огне грели.

  Опять в землю положили,

  А как вынули, стали бить,

   Чтобы мог говорить.

Как вы думаете, о каком инструменте мы сегодня на уроке будем говорить.

Дети: Колокол.

Учитель: А кто из вас видел колокол, что вы знаете об этом инструменте.

Изготовление и употребление колоколов относится к глубокой древности. Колокола были известны евреям, египтянам, римлянам. Известны колокола были в Японии и Китае.

В споре о происхождении колокола ряд ученых считает его родиной Китай, откуда колокол по Великому шелковому пути мог прийти в Европу. Доказательства: именно в Китае появилось первое бронзовое литье, и там же были найдены самые древние колокольчики 23 - 11 веков до н.э. размером 4,5 - 6 см и более. Пользовались ими по-разному: вешали на пояс одежды или шею лошадям или другим животным как амулеты (отгонять злых духов), применяли на военной службе, в храме для богослужений.

  Первое летописное упоминание о колоколах на Руси, относится к 988 г. И к XVI веку колокола уже звучали по всей стране.

 Русские мастера изобрели новый способ звона - языковый (когда раскачивается язык колокола, а не сам колокол, как было в Западной Европе), это позволило отливать колокола очень больших размеров. Также при отливании колокола в медь стали добавлять серебро, отчего звучание стало новым – серебристым.

Особое место среди всех в мире колоколов, занимает "Царь колокол". Начиная с XVI в. этот колокол переливался несколько раз. Каждый раз к его первоначальному весу прибавляли дополнительно металл. В итоге общий вес его составил 201 т 924 кг. Высота колокола 6 м 14 см, диаметр 6 м 60 см.  До весны 1735 г. колокол находился в литейной яме. 29 мая в Москве случился большой пожар, известный под названием "Троицкого". Пожаром были охвачены и кремлевские здания. Загорелись деревянные постройки над литейной ямой. При тушении огня от сильного перепада температур колокол дал 11 трещин, от него откололся кусок весом 11,5 т. Колокол стал негоден к применению. Почти 100 лет колокол находился в земле. Неоднократно его хотели перелить. Лишь в 1834 г. колокол подняли из земли и 4 августа установили на гранитный пьедестал под колокольней.

На Руси к колоколам всегда очень трепетно относились. Бывало, что и имена им давали. В Ростове есть колокола с названиями  «Сысой», «Лебедь». А колокол, возвестивший об убийстве царевича Дмитрия, даже сослали в Сибирь.

 

А теперь послушаем, как же звучит колокол.

  1. Слушание.

Звучит вступление к хору «Вставайте, люди русские» С. Прокофьев.

     

4. Беседа о музыкальном произведении

Дети: Призывно, тревожно, напряженно.

Учитель: каждый звон имеет свое название. Набат звучал когда надо было оповестить людей об опасности – о стихийных бедствиях, пожаре или войне. Благовест, как вы думаете, когда звучал? Вслушайтесь в само слово?

 Дети: Когда случалось, что - то хорошее. Благие вести, хорошие вести.

 Учитель: Правильно, Русские войска одержали победу в сражении, или у царя родился наследник.

А был трезвон. Колокола звучали бойко, весело, возвещая о праздниках.

Какое звучание мы услышали на уроке?

Слушание благовеста

Дети: Радостно, светло, солнечно. Это Благовест.

Слушание фрагментов разных видов звучания колокола и определение детьми их названия. Игра определи звучание колокола.

Перед детьми лежат красный, желтый, зеленый силуэты колокола. Если звучит набат – дети поднимают красный. Благовест – желтый, трезвон – зеленый.

Сейчас мы с вами тоже превратимся в звонарей.

5. Ритмопластика.

Звучит «Великий колокольный звон» М.П. Мусоргский.

Учитель: Как звучал сейчас колокол?

Дети:  Музыка звучала призывно, тревожно, напряженно. Как будто оповещала людей об опасности – о стихийных бедствиях, пожаре или войне. Это набат.

Учитель: Совершенно верно.

Послушайте, какое звучание будет у колокола сейчас.

Колокольные звоны свершаются только по церковным канонам: в определенный час, определенным образом. Но есть в году одна неделя, когда (не одновременно с церковной службой) дозволяется звонить вдоволь, на радость всему миру. Это – Пасхальная Светлая Седмица. Следует помнить, что церковный колокол – это святыня, которую надо оберегать и чтить всегда. Звон – это украшение храма (собора, церкви), и пусть он будет всегда благолепным!

Мы сегодня с вами на уроке разучим песню о России. Послушайте, какое звучание колоколов здесь было бы уместным.

6. Пение « Россия, Россией останется» Я. Дубравин.

Дети: Музыка звучала призывно, тревожно, напряженно. Набат.

Разучивание 1 куплета.

7. Итог урока.

Учитель:    Невозможно представить себе Русь без храмов, пения церковного хора, храмовой живописи, колокольного звона. Это неповторимое слияние веры, искусства и уклада жизни создано православием, которое оказало влияние на все стороны и образ жизни нашего народа.  Церковный звон – не для концертов! Так было издавна: колокола – это духовное свидетельство всему миру, символ в бронзе, а их звон — символ в звуке. Недаром колокольные звоны называют "голосом Церковным", и этот глас призывает к духовному Возрождению и Покаянию. И негоже церковным колоколам праздно вещать с колоколен (звонари не имеют права даже репетировать на колокольне, звонить внеурочно или для потехи публики).

С каким инструментом мы сегодня познакомились? Когда он появился? Самый большой колокол в России? Виды звучания колокола?

Дети: Колокол. В 9 веке. Царь колокол, Набат, трезвон, благовест.

 Повторение и закрепление пройденного материала на примере картины «Масленица» Б. Кустодиева.

8. Домашнее задание.

Рисунок колокола придумать ему свое название.

9. рефлексия

У вас на столе два колокольчика красного и зеленого цвета. Красный урок мне не понравился, он мне не интересен. Зеленый урок мне понравился, он мне запомнился .Поднимите сейчас  колокольчик того цвета, который вы считаете нужным.

Технологическая карта урока музыки 2 класс

Тема: «Великий колокольный звон»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Содержание

Музыкальный материал

Формируемые УУД

Орг. Момент. Музыкальное приветствие. Эмоциональный настрой

Музыкальное приветствие

Настрой на урок

Эмоционально настраиваются на урок

 Попевка «Доброе утро»

ЛУУД – проявление эмоциональной отзывчивости

Моделирование проблемной ситуации:

 

 Мотивация учебной деятельности -отгадывают загадку «Колокол» 

 Размышляют и рассуждают о  роли колокола в жизни человека, исходя из жизненного опыта

ПУУД – выделение информации исходя из собственных наблюдений за различными явлениями жизни

РУУД - целеполагание

Постановка цели и задач урока

 

 Подвести учащихся к определению темы. Назвать цель урока

Дискуссия в ходе беседы:

А кто из вас видел колокол? Что вы знаете об этом инструменте?

 Вступают в диалог, сотрудничество с учителем

РУУД – Целеполагание как постановка учебной  задачи, саморегуляция, способность к волевому усилию

ПУУД – самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, осознанное речевое   высказывание в устной форме

Первичное усвоение новых знаний

 Организация слуховой деятельности

Организация игровой деятельности

Физ. Минутка – ритмопластика «Звонарь, звони во все колокола»

Организация  вокально- хоровой и исполнительской деятельности

Рассказ о  истории развития колокола.

Виды звучаний колокола.

Предлагает поиграть в «угадайку». Знакомство  с правилами игры

Предлагает исполнить музыкальное произведение с движениями

Знакомство с новой песней

Разработка исполнительского плана песни

Выражают свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого Проявляют эмоциональную отзывчивость , личностное отношение при восприятии музыкальных произведений.

Принимают  участие в беседе, знакомятся с правилами игры

Инсценируют музыкальное произведение импровизируя танцевальные движения – участвуют в создании музыкально –пластической композиции

Определяют особенности жанра русской патриотической песни, разучивают песню

Материалы презентации

«Праздничный благовест», «Лаврский трезвон», «Вставайте люди русские» С. Прокофьев.

Игра «угадай по слуху, звучание колокола»

 

«Великий колокольный звон» М.П. Мусоргский.

«Россия, Россией останется» Я. Дубравин.

ЛУУД – укрепление  культурной, этнической и гражданской идентичности

ПУУД –выявляют  черты колокольных звучаний.

КУУД – участие в коллективной игре, планирование сотрудничества со сверстниками, учет позиции партнеров по игровой деятельности

РУУД – соотношение своих действий с правилами игры,  выбор способов действия, контроль и оценка результата игры

ЛУУД – продуктивное  взаимодействие со сверстниками  в игровой деятельности, развитие духовно- нравственных качеств (доброта, отзывчивость)

ЛУУД – проявляют эмоциональную отзывчивость при восприятии

КУУД – сотрудничество со сверстниками и учителем

ПУУД- речевые высказывания о характере песни, настроении.КУУД- инициативное сотрудничество с учителем, коллективное исполнение песни.РУУД- принятие и сохранение учебной задачи, планируют свои действия при разучивании песни

Закрепление

Беседа по картине

Знакомство с картиной Б.Кустодиева «Масленица»

Осуществляет в ходе беседы межпредметные связи музыки с изобразительным искусством литературой историей

Наблюдают и по названию картины и ее содержанию определяют как мог звучать колокол.

Материалы презентации

Картина Б.Кустодиева «Масленица»

ПУУД- проводят анализ картины с выявлением схожих признаков звучания колоколаЛУУД – проявляют эмоциональную отзывчивость при восприятии картины

РУУД- саморегуляция, мобилизация сил к волевому усилию

КУУД- сотрудничество со сверстниками в коллективном обсуждении картины

 

Рефлексия

Домашнее задание

Подведение итога –Что вы узнали сегодня в результате нашего урока? А кто доволен своей работой? Почему?

Объяснение домашнего задания

Поднимают колокольчики с цветом соответствующим эмоционально- психологическому состоянию

 

РУУД –оценивают результаты работы на уроке, аргументируют свою позицию при оценивании


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока и презентация к уроку и презентация к уроку

Разработка урока по родной (башкирской) литературе в 5 классе "Әсикмәк" и презентация к уроку...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Методическая разработка урока Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)

Методическая разработка урокаТема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)Место и роль урока в изучаемой теме _ данный урок второй в разделе «Морфология»Тип у...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

Методическая разработка «Планирование и разработка урока с обучающимися с ОВЗ в условиях введения ФГОС ОВЗ»

1 сентября 2013 года в России вступил в силу закон "Об образовании в РФ", в котором отражены интересы детей с ограниченными возможностями здоровья. Детям с ОВЗ сегодня не обязательно обучать...

Презентация"Современный урок поФГОС"

Современный урок по ФГОС...