Методическая разработка занятия по музыкальной терапии
план-конспект занятия по музыке (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Амрахова Ирина Анатольевна

Музыкотерапия в коррекционной работе с детьми с проблемами в развитии (ЗПР, СДВГ, РАС, РДА, синдром Дауна, ДЦП и др.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtorskaya_razrabotka_muzykoterapiya.doc37 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

занятия по «Музыкальной терапии»

с подгруппой детей начальной школы

Справка:

Музыкатерапия – один из видов терапии, направленный на профилактику, психокоррекцию личностных отношений в развитии ребенка с проблемами, где музыка используется как символическая форма, вспомогательное средство, основное воздействие которого нацелено на катарсис, регуляцию нарушений психосоматических и психоэмоциональных процессов, коррекцию рефлексивно-коммуникативной сферы ребенка.

Инструментальная музыкотерапия – это процесс музыцирования в сочетании с выполнением задач коррекции средствами инструментальной импровизации.

Основная цель музыкотерапии, применительно к ребенку с проблемами в развитии, состоит в гармонизации личности через развитие способности самопознания, самовыражения, и связано это с продуктивным характером искусства вообще и музыки в частности.

Ход занятия.

Дети заходят в зал и встают в круг.

Я пою импровизированное приветствие: - «Здравствуйте, ребята! Добрый день!»

Каждый ребенок отвечает на мое приветствие своей песенкой импровизацией, в ней свои чувства и настроение.

Например: - «Добрый день, Ирина Анатольевна! Рад Вас видеть!»

или – «Здравствуйте! Мне сегодня грустно!» и т.д.

- «Ребята, сегодня у Андрюши печальное настроение. Он о чем-то грустит. Что мы можем сделать для него?»

Ответы детей:         -        «Улыбнуться!»

        -        «Обнять!»

        -        «Подарить подарок!»

        -        «Спеть веселую песенку!»

        -        «Сыграть на музыкальных инструментах!»

Я: - «Молодцы, ребята! Андрюша, что ты выбираешь? Исполним желание Андрея».

Поем песню по его выбору для него.

Я: - «Ребята, посмотрите на Андрея, вот он уже улыбается. Давайте ему похлопаем!

Настроение у Андрюши улучшилось, потому что вы очень хорошо пели! У нас получился дружный ансамбль. А кто мне скажет, что такое ансамбль?»

Ответы: - «Ансамбль – это совместное исполнение.»

Я: - «Русское слово ансамбль произошло от французского слова ensemble, что означает «вместе», т.е. совместное исполнение».

- «Ребята, скажите, какие бывают ансамбли?»

Ответы: - «Вокальные и инструментальные».

Я: - «Правильно! В соответствии с количеством исполнителей, ансамбли имеют названия. Как называется ансамбль из двух исполнителей?»

Ответы: - «Дуэт.»

Я: - «Правильно! Какие еще ансамбли вы знаете?»

Ответы: - «Терцет, квартет, квинтет, сексет, септет, октет, нонет».

Я: - «Молодцы! Как можно назвать наш ансамбль, в зависимости от количества человек?»

Ответы: - «Секстет.»

Я: - «Правильно! Нас 6 человек. И наш ансамбль – секстет.

Давайте возьмем музыкальные инструменты и сыграем на них секстетом».

Я играю на пианино любую мелодию или импровизацию. Дети импровизируют на музыкальных инструментах (выбранных ими – это барабаны, бубны, ложки, колокольчики, треугольник, трещотки, маракасы, тарелки и др. – такие музыкальные инструменты, которые обладают большой ритмической силой, но в то же время передают эмоциональные нюансы.)

После игры я спрашиваю: - «Кто, что услышал? И как вы оцениваете свою игру?»

Ответы:        -        «Играли слаженно, ритмично».

        -        «Слушали друг друга».

        -        «Вова играл на трещотках очень громко и заглушал другие инструменты».

Я: - «Да я согласна с вами, все слушали друг друга, а у Вовы в этот раз не получилось лучше прислушаться к игре товарищей. Ребята, а закончили игру вы все вместе?»

Ответы: - «Нет!»

Я:  - «Как вы считаете, получился у нас ансамбль или нет?»

Ответ: - «Нет».

Я: - «Я с вами согласна. Слово ансамбль означает еще и согласованность исполнения, общность понимания музыкального произведения всеми его исполнителями.

А сейчас у нас вокальный дуэт Вова и Сережа исполнят «Песенку журавлей «Кру-кру». А инструментальный квартет будет им аккомпанировать на флейте, маракасе и шумовых инструментах, которые могут изобразить звук дождя.

Скажите, как должны играть во время пения дуэта инструменты?»

Ответы:        -        «Тихо!»

        -        «Не заглушая голосов поющих!»

        -        «Чуть громче на проигрышах!»

Исполнение «Песенки журавлей «Кру-кру».

Я: - «Как вы оцениваете свое исполнение?»

Ответы:        -        «Инструменты играли тихо, не заглушая голосов поющих».

        -        «Инструменты играли ритмично».

        -        «Флейта очень похоже изображала курлыканье журавлей».

        -        «Был слышен шум дождя».

Я: - «У нас получился ансамбль?»

Ответы: - «Да!»

Я: - «Как можно назвать такой ансамбль?»

Ответы: - «Вокально-инструментальный».

Я: - «Правильно, ребята!

Сейчас, дуэт у нас пел уже выученную песню, которую сочинил композитор - ? (Рушанцев)

А какую музыку играл у нас инструментальный квартет?»

Ответы:        -        «Сами сочинили»

        -        «То что чувствовали, то и играли».

Я: - «А как же такая музыка называется?»

Ответ: - «Импровизация».

Я: - «Правильно!

Слово «импровизация» произошло от латинского слова «improvisus», что означает непредвиденный.

Импровизировать – значит играть, одновременно сочиняя, или, вернее, сочинять без предварительной подготовки, тут же исполняя сочиненное.

- А сейчас, ребята, каждый из вас возьмет по одной картинке, которые разложены перед вами на столе. Долго не думайте, возьмите ту, на которую упал ваш первый взгляд. И попробуйте отобразить свои чувства от увиденного с помощью музыкальной импровизации. Подумайте на каком инструменте будет играть каждый из вас. Какой музыкальный инструмент наиболее созвучен вашей картине?

- Кто уже готов сыграть импровизацию?»

Дети играют каждый на своем музыкальном инструменте, в том числе и на фортепиано.

После игры каждый ребенок рассказывает о том, что он чувствовал, когда играл свою импровизацию. По желанию, следуют отзывы других детей о его игре (только положительные).

Я: – «А теперь, ребята, кто хочет поимпровизировать в паре со мной на фортепиано?»

Желающие подходят к инструменту. Я задаю ритм, ребенок придумывает свою мелодию под мой аккомпанемент.

Отзывы остальных детей об услышанном.

Я: - «Настало время нам прощаться!»

Каждый выбирает себе музыкальный инструмент и играет короткое выразительное «прощание». Кто хочет - прощается голосом. Поет прощальную песенку.

Я им отвечаю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия образовательного модуля "Введение в школьную жизнь" - Занятие "Оценка. Введение способа оценки"

Занятие разработано для проведения в адаптационный период в первые дни недели обучения первоклассников в школе....

Методическая разработка к литературно-музыкальной композиции "Блокада глазами детей"

Встреча с ветеранами ВОВ  прошла 27 января 2015 года, и она   не оставила детей равнодушными.  Встреча прошла  в очень дружественной обстановке. Дети показали  миниатюру «Блок...

Методическая разработка занятия по вокальному ансамблю «Вокальные навыки: эмоционально-выразительное исполнение музыкальных произведений»

Цель занятия: воспитание личности ребенка средствами вокально-хорового искусства; развитие детского голоса и слуха младших школьников, развитие навыка эмоциональной выразительности при исполнении музы...