Урок по теме""Музыка в природе"
план-конспект урока по музыке (3 класс) на тему

Земенкова Елена Павловна

Конспект урока музыки  в 3 классе по теме: "Музыка в природе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_muzyka_v_prirode.doc47.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект  урока - путешествия «Музыка в природе»

Подготовила: учитель музыки 1 квалификационной категории  МАОУ гимназия восточных языков № 4 г. Хабаровск Земенкова Елена Павловна.

Цели урока: 

-находить сходные и различные по настроению образы в разных видах искусства;

-развивать образную речь детей.

Задачи урока:

-воспитывать в детях чувство красоты природы и музыки;

-учить детей слышать изобразительность музыки, различать изобразительность музыки, оттенки изображений в произведениях с похожими названиями;

-сравнивать произведения, близкие по названиям;

-воспитывать в детях чувство прекрасного: уметь видеть красоту природы и  оберегать ее, слышать красоту музыки и поэтического слова.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: музыкальный центр, фонограммы, мультимедийный проектор, фортепиано, наглядные пособия, портреты композиторов, карточки.

План урока

1.Организационный момент.

2.Сообщение темы занятия. Усвоение новых знаний. 

3.Беседа – сравнение музыкальных произведений, близких по названиям.

4 «Музыка в природе» - знакомство и прослушивание музыкальных произведений.

5.Повторение песни «Музыка всегда с тобой».  

6.Итог урока.

7.Домашнее  задание. 

Ход  урока

Шум леса, звон дождя - все это музыка.

1. Организационный момент.

Учитель.  «Музыкальное  приветствие» – «Колокольчик нам  поёт».

Начинается урок, он пойдёт ребятам впрок, постарайтесь все понять, хорошо запоминать.

Смотрим вправо вдох, выдох, смотрим влево вдох, выдох,

Смотрим прямо, далеко, дышим ровно, глубоко, спинка ровная у нас  впереди урока час.

Распевки,  скороговорки

1. «Журавель».

2. «До-ре-ми-фа-соль-ля-си».

ДО – воробушка гнездо.
РЕ – деревья во дворе.
МИ – котёнка покорми.
ФА – в лесу кричит сова.
СОЛЬ – играет детвора.
ЛЯ – запела вся земля.
СИ – поем мы для того,
Чтобы вновь вернуться в До.

3. «Звонко, звонко пойте».

2. Сообщение темы занятия. Усвоение новых знаний. 

Ребята,  сегодня у нас путешествие по живописным вокальным миниатюрам, позволяющее ощутить единение с природой. Сегодня у нас необычная встреча - встреча с красивой музыкой. Поднимите руки те, кто любит музыку? Спасибо, я вижу, что почти все вы любите этот удивительный вид искусства - музыку. Тогда я приглашаю вас на встречу с музыкой и познакомлю вас с ней. Только у меня  к вам есть одна просьба. Музыка – это очень хрупкий предмет. Если зашуметь в то время, когда звучит музыка, все ее волшебство исчезнет. Поэтому давайте договоримся сразу вот о чем: когда начнет звучать музыка, постарайтесь сидеть тихо- тихо, чтобы помочь самим себе услышать все то, о чем она станет нам рассказывать.

Ребята, а музыка может разговаривать? (Ответы детей).

3. Беседа – сравнение музыкальных произведений, близких по названиям.

Учитель: Да, ребята, она может рассказать тем, кто ее слушает о том, что нас окружает. Но  музыка не может этого передать словами, она выражает это по- своему - звуками. Ведь музыка – это особый вид искусства, искусства музыкальных звуков. Звуки делаются то громче или тише, мелодия звучит то низко, то высоко. И человек понимает, о чем хочет сказать композитор, какие чувства он выражает через музыку. Сегодня мы проверим, так ли это? Ребята, а вы знаете, где можно услышать музыку? (Ответы детей). 

Да где угодно! Сейчас я вам расскажу о музыке, которая нас окружает в повседневной жизни, каждый день. Ведь музыка она у нас на земле повсюду! Стоит только прислушаться. Слушайте - шумит лес! На землю приходит осень, поднимает ветер, начинают шуметь деревья. От их движения слетают вниз листья. Порывы ветра то затихают, то делаются  сильнее. В какой музыке рассказывается об этом? (Ответы детей).

4. «Музыка в природе» - знакомство и прослушивание музыкальных произведений.

Учитель: Русский композитор Петр Ильич Чайковский написал музыкальное произведение под названием «Осенняя песня». Вслушайтесь в мелодию этой песни, и вы представите себе порывы ветра и опадание осенней листвы.

(Прослушивание произведения «Осенняя песня» П.И.Чайковского).

Учитель: Ребята, какие образы  природы у вас предстали во время прослушивания этого произведения?

(Ответы детей).

Учитель: Когда тучка рассыпается дождем, тоже слышна музыка?  (Ответы детей).

Учитель: Конечно, еще как слышна - грохочет гром, молния сверкает, стучат капли дождя о землю, о крыши домов, о листву деревьев. Но потом гроза заканчивается и наступает время теплого мирного дождика, а затем, может быть и радуги! Композитор Сергей Прокофьев попытался передать в музыке сначала звуки дождя, а потом - появление на небе разноцветной радуги. Давайте вместе с вами послушаем это произведение.

(Прослушивание произведения «Дождь и радуга» С.Прокофьева).

Учитель: Ребята, вы слышите, как композитор передает своей музыкой картины природы - на небе появляется радуга-дуга. А если пришло лето, то можно отправиться на прогулку в лес или на луг.

(Прослушивание произведения «Колокольчики мои, цветики степные» П. Булахова).

Учитель: Музыкальные произведения о музыке в природе написали многие композиторы. Есть произведения с похожими названиями у разных композиторов.

Вот послушайте, какая музыка зазвучит сейчас. 

(Прослушивание произведения «Осенью» С. Майкапара).

Учитель: В произведении раскрывается гармония и красота окружающего нас мира.  Музыка дарит нам оттенки заходящего солнца, играющего бликами в листве деревьев, в них вы услышали  очарование леса, когда совсем тихо падает лист.

(Прослушивание произведения «Падают листья»).

Учитель: Какую замечательную мелодию мы сейчас услышали. Ребята, как вы думаете, что за картину рисует нам эта музыка? Давайте на секунду закроем ладонями глаза и представим  себе, что же может происходить во время ее звучания? (Ответы детей).

Учитель: Зима, идет снег, метет метель, холодно.…Вслушайтесь в мелодию этого произведения, и вы представите себе картины зимней природы.

(Прослушивание произведения «Метель» Г.Свиридова).

Учитель: Ребята, а сейчас мы прослушаем произведение о весне. Подумайте, как бы вы смогли охарактеризовать данное произведение, какие картины природы возникли у вас в воображении?

(Прослушивание произведения «Апрель» П.Чайковского).

(Ответы детей).

Учитель: Волшебное мгновенье, когда звучит прекрасная музыка. Так хочется, чтобы мелодия не останавливалась, чтобы она продолжалась, как можно дольше.

Да, действительно, музыка может так много передать своими звуками. Теперь вы в этом убедились.

5. Повторение песни «Музыка всегда с тобой».  

Вспомним песню композитора Георгия Струве «Музыка всегда с тобой». В этой песне как раз говорится о том, что при желании каждый человек может расслышать музыку в тихом шелесте ветвей, птичьих трелях и даже звоне дождя.

Исполнение песни Г.Струве «Музыка всегда с тобой».

Учитель: Как это прекрасно, что почти о  каждом событии  в мире сочинена какая- нибудь музыка. Каждый из нас может услышать эту музыку, если только будет внимательно всматриваться и вслушиваться в мир вокруг себя.

6. Итог урока: Ребята, мне бы хотелось узнать, что нового вы узнали на занятии сегодня? Какую музыку мы сегодня слушали? (Ответы детей).

Учитель: Яркие музыкально - поэтические образы столь реальны, что позволяют не только видеть описываемые картины, но и ощущать аромат весеннего луга, краски алого рассвета, сиянье ночного неба, чувствовать обжигающий холодом ветер; созерцать первый ландыш ранней весной, слышать небесную свирель и быть зачарованным ее звуками.

7. Домашнее задание: Нарисуйте дома то, что вы почувствовали в стихах и музыке, прозвучавших на сегодняшнем занятии  или, о чем рассказывается в песне «Музыка», то есть,  те картины природы, которые представились вам, когда вы слушали и слышали музыку. А смогли  бы вы нарисовать такую красивую, сказочную картину природы? Попробуйте сделать это дома.

Учитель: Вот какая замечательная встреча с музыкой получилась. Музыка природы - вечная музыка, где в ожидании чуда можно прислушаться к своему сердцу, в котором рождается чувство умиротворения и радости.  Я думаю, что вам не было скучно на нашем занятии. Пора прощаться. До свидания -  до новых встреч с музыкой!

Приложение к уроку -  путешествию «Музыка в природе»

Тексты использованных песен

Песня «Музыка»

Сл. Исаковой                Муз.Г. Струве

1.Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку.

Что такое эта музыка?

Расскажите мне  скорей.

Птичьи трели - это музыка,

И капели – это музыка,

Есть особенная музыка, в тихом шелесте ветвей.

2.Видишь, лист кленовый кружится,

Тихо кружится под музыку,

Видишь, тучка в небе хмурится -  будет музыка дождя.

И у ветра и у солнышка,  и у тучки, и у дождика,

И у маленького  зверька тоже музыка своя.

3.Я хочу увидеть музыку,

Я хочу услышать музыку,

Что  такое эта музыка?

Расскажите мне скорей.

Птичьи трели - это музыка,

И капели - это музыка,

Есть особенная музыка в тихом шелесте ветвей. 2 р.

Я хочу увидеть музыку,

Я хочу услышать музыку…

Песня «Музыка всегда с тобой»

автор: Георгий Александрович Струве, сл. Семернина

1.Что  такое ноты? Это семь птенцов.

Что такое ноты? Это трель скворцов.

Это до рассвета соловьи в садах…

Ничего нет в мире музыки чудесней, 2 р.

(Потому что музыка у нас в сердцах 2 р.)

2.Что такое звуки? За окном метель.

Что такое звуки? По весне капель.

Это струны ливня, это первый гром!

Ничего нет в мире музыки чудесней, 2 р.

(Потому что музыка  живет во всем 2 р.)

3.Что такое песня? Это верный друг.

Песня – это радость, звонкий смех вокруг,

Тысячи мелодий, песенный прибой…

Ничего нет в мире музыки чудесней, 2 р.

(Потому что музыка  всегда с тобой! 2 р.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока. Осень в природе. Осенние изменения в жизни растений. 3 класс. Программа «Гармония». Второй урок по теме.

Цели урока.Расширить и уточнить представления детей об осенних изменениях в жизни растений.Учить учащихся наблюдать за природой.Продолжить работу по формированию умений анализировать, сравнивать и выд...

Тема урока. Осень в природе. Изменения в неживой природе. Особенности осенних месяцев. 3 класс. Программа «Гармония». Первый урок по теме.

Цели.1. Дать сравнительную характеристику летних и осенних месяцев.2. Познакомить с осенними изменениями в неживой природе.3. Продолжить формирование умений анализировать, сравнивать и выделять сущест...

Урок окружающего мира в 1 классе. Раздел "Живые обитатели планеты". Урок "Равновесие в природе"

Данный урок проводится во втором полугодии 1 класса и продолжает изучение раздела «Живые обитатели планеты». Урок относится к типу усвоения новых знаний. Технология урока реализует деятельностны...

Урок окружающего мира "Природа в опасности. Охрана природы"

Круглый стол. в ходе которого обсуждаются проблемы полезных ископаемых...

Презентация к уроку окружающего мира "Природа в опасности. Охрана природы" 3 класс

Презентация подготовлена к уроку окружающего мира в 3 классе (УМК "Школа России". В ходе презентации ребята в игровой форме узнают о малых и больших ранах Земли, об охране природы, о Красной книге Рос...

Конспект урока «Вода в природе. Круговорот воды в природе».

Конспект разработан в сооответствии с требованиями ФГОС...