«Истоки русской музыки. С.В. Рахманинов – певец русской души»
план-конспект урока по музыке (3 класс) по теме

Терещенко Ольга Валентиновна

Презентация к открытому уроку музыки 3 класс

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

        Тема II полугодия: «Между музыкой разных народов нет непереходимых границ».

        Тема урока: «С.В. Рахманинов – певец души русской»

          - Здравствуйте, ребята.

На доске  две  цитаты : «Музыка не имеет отечества; отечество ее — вся вселенная».  Фридерик  Шопен.

Сергей Васильевич  Рахманинов: «Я русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды».

- сравните два высказывания;

- о чем говорят эти великие композиторы;  

- в центре внимания нашего урока  будет звучать тема  Родины.

  1. Актуализация и фиксация затруднений в пробном учебном процессе.

   - звучит музыкальный коллаж из произведений разных народов мира.

1. Бах. Органная фуга.

2. Японская народная песня «Вишня».

3. Луи Армстронг. Джазовая композиция.

4. Былинные наигрыши. Гусли.

- музыку каких народов вы узнали, по каким признакам? Инструментальная музыка с  характерными отличиями в области мелодики и инструментария.

Названия стран: Германия, Япония, США, Россия.

- как мы можем назвать то, что сейчас прозвучало?

-  это музыкальное полотно мира.

Вы справились с этим заданьем легко.

- как вы думаете, а если бы эту музыку слушали  школьники других стран, они смогли бы узнать русскую музыку?

- представьте,   кто-то   высказал мнение, что это русская народная музыка  , а  другой считает, что эту музыку написал польский композитор Шопен. Что вас удивило в данных высказываниях?

-Дети высказывают различные точки зрения, затруднения в ответах.

Ш. Выявление места и причин затруднения. Постановка проблемы.

- какое задание вы должны были выполнить?

– определить особенности русской музыки глазами детей других стран.

- почему не смогли выполнить  задание?

- Мы не смогли выполнить задание, потому что не хватает знаний о том, какое место музыка России занимает в других странах.

- Да, молодцы, сегодня мы с вами попытаемся выяснить, какое место в музыкальном полотне мира занимает музыка России, что она несет людям, как её понимают другие народы, что они должны понять и почувствовать, слушая нашу музыку?

Мы не можем сразу дать ответ на все эти вопросы. Обратимся к истокам русской музыки.

   IV.Построение проекта выхода из затруднения.

Ставим цель. На примере русской народной и русской композиторской музыки найти ответ на главный вопрос. Узнать, в чем состоят особенности русской музыки с точки зрения  зарубежных  школьников.

- тема нашего урока: «Истоки русской музыки. С.В. Рахманинов – певец души русской»

- какой способ действий мы выберем для решения поставленной проблемы?

- строим план  достижения цели:

- обратимся к одному из видов русского фольклора – песням.

- вокальная работа: песни «А я по лугу»; «Ехал Грека!» - канон.

Особенности народного музыкального языка.

Русские композиторы в своем творчестве опирались на фольклор.

С. В. Рахманинов. Кто запомнил биографические данные композитора.

- проанализируем музыку одного из русских композиторов  и найдем характерные отличительные черты русской музыки.

- каким материалом на уроке мы воспользуемся?

V. Реализация построенного проекта.

- традиции, заложенные в народной музыке, продолжали развивать и пропагандировать русские композиторы. Портрет Рахманинова.

-ВИДЕО ХРОНИКА.

-  продолжая традиции Глинки пропагандировал традиции русской национальной школы С.В.  Рахманинов, рассказ о композиторе . Портрет.

- что вы помните о Рахманинове?

Вскоре после революции 1917 года воспользовался неожиданно пришедшим из Швеции предложением выступить в концерте в Стокгольме и в конце 1917 года вместе с женой Натальей Александровной и дочерьми покинул Россию. В 44 года.

В течение жизни за рубежом , а это 25 лет  (1918—1943 гг.) Рахманинов создал всего 6 произведений, которые принадлежат к вершинам русской и мировой музыки.

Местом постоянного жительства избрал США, много гастролировал в Америке и в Европе и вскоре был признан одним из величайших пианистов своей эпохи и крупнейшим дирижёром.

В годы Великой Отечественной войны Рахманинов дал в США несколько концертов, весь денежный сбор от которых направил в фонд Красной армии. Денежный сбор от одного из своих концертов передал в Фонд обороны СССР со словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу».

Последние годы Рахманинова были омрачены смертельной болезнью (рак лёгких). Однако несмотря на это, он продолжал концертную деятельность, прекращённую лишь незадолго до смерти. По некоторым данным, Рахманинов ходил в советское посольство, хотел поехать на родину незадолго до смерти.

Рахманинов умер 28 марта 1943 года в Беверли-Хиллз, штат Калифорния США.

В творчестве Рахманинова очень важны христианские мотивы: будучи глубоко верующим человеком, Рахманинов не только сделал выдающийся вклад в развитие русской духовной музыки (Литургия св. Иоанна Златоуста, 1910, Всенощное бдение, 1916), но и в прочих своих произведениях воплотил христианские идеи и символику.

- отношение американцев к творчеству Рахманинова:

- знакомство и признание  русской музыки в лице Рахманинова.

-  3 концерт для фортепиано с оркестром ( 1 часть)  СЛУШАЕМ

- подобрать и записать интонации, которые звучали в музыке

- читаем результаты работы ( печальная, спокойная, задумчивая, нежная, страдающая, стонущая, звенящая колоколами, могучая, героическая, энергичная, бушующая, очень сильная, богатырская)

-  слушаем музыку, работаем в группах, дать название (одно или два слова)

- почему вам понятна музыка Рахманинова?

- в ней все отличительные черты русской музыки. Какие?...

- вернемся к диалогу,  теперь мы можем сказать, что , вероятно, те дети за рубежом, которые слышали музыку Рахманинова и музыку других русских композиторов смогли бы  узнать русскую  музыку.

- да, мы нашли характерные черты русской музыки.

VI. Первичное закреплении с проговариванием во внешней речи.

- чем же русская музыка так потрясла обычных американцев, не знавших русского языка.

- многогранность , его музыка – как отпечаток русской души.

- интервью Рахманинова об Америке.

VII.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

-  о чем же хотел сказать всем  своим слушателям Рахманинов?

- слушаем фрагмент 3 части, анализируем, самопроверка  по эталону.

- На доске главная идея произведения: от тьмы - к свету, от бессилия к могуществу, от страдания – к радости, от неудачи – к успеху.  Такова философская формула жизни.

- о чем писал концерт Рахманинов?  О России, русском характере, о простом народе, значит о нас с вами!

- учащиеся осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

- самооценка учащихся в виде оценок.

VIII.Включение в систему знаний и повторений.

- наш вклад в историю России – попробуем сочинить гимн России.

Как 4 часть концерта.

- работа  с карточками в группах. На каждой карточке заготовка:

                Слава русской стороне,

                Слава русской старине,

                Слава…………………….

                ……………………………!

- учащиеся читают свои тексты.

- какая бы получилась мелодия?

- исполнение.

Для всех людей важно взаимопонимание , мир, и музыка первый в этом помощник! Об этом песня.

Большой хоровод - исполнение

- мы – патриоты своей страны,

и наша культура является неоценимым вкладом в мировую музыкальную культуру.

        Рахманинов был человеком мира. Благодаря ему   слушатели Америки и других стран полюбили нашу музыку, смогли понять образ России, услышать и понять её величие и трагедию,  прожить вместе с ней минуты радости и горя, поверить в русский характер, в то, что мы все можем,  что  будущее в наших общих руках.

XIX.Рефлексия учебной  деятельности  на уроке.

- что нового узнали на уроке?

-Сегодня мы задумались о России, о своих чувствах к ней, о своей роли в её судьбе и о роли России в мире.

- какая цель  стояла перед нами, достигли мы цели?

- да, мы смогли ответить на поставленный вопрос.

- какие трудности встретились?

- как мы их преодолели?

Домашнее задание:

  1. Нарисовать образ России, как вы его видите?
  2. Придумать и написать двустишие о Родине.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Музыка не имеет отечества; отечество её вся вселенная». Фредерик Шопен. «Я русский композитор, и моя Родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды». С. В. Рахманинов.

Слайд 2

Германия Япония США Россия

Слайд 4

Тема урока: «Истоки русской музыки. С.В. Рахманинов – певец русской души»

Слайд 7

Сергей Васильевич Рахманинов. 1873-1943


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа ИСТОКИ ( духовно - нравственное воспитание младших школьников через приобщение к истокам русской народной культуры).

Большой и сложный мир окружает наших детей в наше время. В нашей школе обучаются дети из разных уголков Владимирской области. Большинство родителей наших учащихся заняты постоянным добыванием д...

Классный час на тему Русские посиделки на поляне. "Загадочная русская душа"

Вместе с ребятами пытались разобраться в поняти "Загадочная русская душа"...

Методическая разработка "Праздник русской души"

«Праздник русской души»Цели:1.Образовательные: расширить кругозор детей об истории и быте русского народа: помочь увидеть и понять эпоху русских традиций, праздников, которые не ушли в небытие, а толь...

Планирование классных часов для 3 класса: «История русской души»

В нашей школе проводится большая работа по ознакомлению детей с народными обычаями, особенностями русской души. Я составила планирование классных часов на эту тему....

Презентация Загадочная русская душа изо 4 кл Ашикова

Презентация Загадочная русская душа изо 4 кл Ашикова...

Мастер класс по музыке 4 класс по теме: "Исповедь души. Прелюдия №7 и №20, Этюд №12 Ф. Шопена".

quot; Формирование универсальных учебных действий школьноков в условиях реализации ФГОС ООО".Методическая разработка организации учебной деятельности в 4 классе (в рамках предмета Музыка)....