Мастер класс по музыке 4 класс по теме: "Исповедь души. Прелюдия №7 и №20, Этюд №12 Ф. Шопена".
учебно-методический материал по музыке (4 класс)

Футьянова Елена Олеговна

" Формирование универсальных учебных действий школьноков в условиях реализации ФГОС ООО".

Методическая разработка организации учебной деятельности в 4 классе (в рамках предмета Музыка).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_4_kl._ispoved_dushi.docx23.19 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное учреждение высшего профессионального образования

Московский государственный областной университет

(МГОУ)

Кафедра непрерывного образования

Итоговая работа по программе повышения квалификации:

«Формирование универсальных учебных действий школьников

в условиях реализации ФГОС ООО»

Методическая разработка организации учебной деятельности

в 4… классе

 по теме «Исповедь души. Прелюдии №7 и №20, Этюд №12 Ф. Шопена»

(в рамках предмета Музыка)

Работу выполнила –

слушатель группы №94

Футьянова Елена Олеговна,

МОУ СОШ №1  г. Фрязино,

Руководитель курса ПК –

д.п.н., профессор Е.С.Антонова

Москва 2018


Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка»

Концепция начального образования  «Перспектива» и «Школа России».

Класс 4

№ п/п

Дата

Тема урока.

(страницы учебника, тетради)

Художественно-педагогические идеи

(решаемые проблемы, задачи)

Планируемые результаты

(в соответствии с ФГОС)

Понятия

Предметные

результаты

УУД

Личностные результаты

Раздел 7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…(7 часов)

29

Исповедь души. Революционный этюд.

Прелюдии

Этюд №12

Ф.Шопен

Учебник: стр. 114-117 (изучение и закрепление новых знаний; урок-путешествие в концертный зал).

«Милая моя, далёкая, единственна! Почему наша жизнь так устроена, что я должен находиться вдали от тебя, быть в разлуке с тобой?»

Каков характер главных интонаций прелюдий? В чём их сходство и различие? (Вслушаться в главные интонации, отметить характер интонаций, играть на воображаемом фортепиано, сравнить свои предположения с услышанной музыкой, найти сходство и различие прелюдий, определить, к кому обращены слова композитора, проследить развитие музыкального образа; определить чувства, мысли, настроение музыки Этюда № 12 Ф. Шопена, характер звучания, сравнить характер музыки и портрета композитора Ф. Шопена  художника Э. Делакруа, сравнить портрет с другими изображениями Ф. Шопена).

Музыкальный жанр:

этюд.

Узнают понятия: музыкальный жанр:

этюд. Научатся слушать музыку, анализировать произведения, сравнивать образы, созданные композитором и художниками, дирижировать музыкой.

Регулятивные:

Ставить новые задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные:

Осуществлять поиск необходимой информации.

Коммуникативные:

Ставить вопросы, обращаться за помощью

Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач.

Структурный компонент урока

Характеристика учебных действий

1. Оргмомент (цель:  мотивация к действиям на уроке, целеполагание)

Учитель проводит своеобразный блицтест: разделив доску на три части и записав на ней названия трех произведений Шопена (полонез, мазурка, вальс), он играет главные темы этих произведений и предлагает учащимся узнать, какая музыка звучит. Количественный подсчет голосов позволит выявить музыкальные предпочтения учащихся, а также вновь обратиться к тем сочинениям, которые по разным причинам четвероклассники не смогли вспомнить. Такое «введение» в мир музыки Шопена ставит задачу обобщения музыкально-слуховых представлений школьников, связанных с творчеством одного композитора, развитием чувства стиля.

2. Проверка домашнего задания (цель: проверить усвоение предыдущих знаний и умений)

Кто такой Шопен?

Что вы знаете о нем?

Какие произведения Шопена вы знаете?

Что бы хотели узнать?

Сформулируйте тему урока.

Сегодня двери в концертный зал нам отворила музыка выдающегося польского композитора, исполнителя танцевальной музыки Фредерика Шопена.

На развороте учебника «Исповедь души» (с. 114-115) информационный текст предлагает следующие установки на восприятие произведений Шопена: каждое из сочинений композитора – страница дневника, исповедь души; чтение фрагмента письма Шопена, адресованного своей родине, Польше, вдали от которой протекала жизнь композитора.

Эти установки – свеобразные эмоциональные импульсы – дают возможность четвероклассникам более глубоко почувствовать музыку этого композитора.

3. Подготовка к изучению новой темы (цель: создать мотив к учебному исследованию)

Тема нашего урока созвучна с названием разворота учебника: «Исповедь души». И сегодня мы попробуем найти объяснение этим словам. То, что не может быть выражено словами, по мнению Шопена, превосходно передается музыкой. «Звук – писал Шопен – это неопределенное слово человека», то есть то слово, которое выражает самую интимную его сущность. Мы попробуем, проанализировав музыкальные произведения Шопена, понять его внутренний мир, чувства, настроения. Учащиеся вспоминают два понятия: прелюдия и мазурка.

Прослушиванию двух контрастных Прелюдий (№7 и №20) Шопена предшествует сравнительный анализ их нотного текста. Какие особенности смогут выделить учащиеся по нотной записи главных тем прелюдий? Контраст жанров (танец и марш), контраст характера (нежно и широко), контраст динамики (тихо и очень громко). Что же объединяет эти два сочинения? Ритмический рисунок (пунктирный ритм). Вслед за этим учитель предлагает вслушаться в первоначальные интонации (играет или поет первые фразы прелюдий), а затем исполнить их на воображаемом фортепиано, передавая характер каждой из них.

После такой подготовительной работы прослушать каждую из прелюдий от начала до конца и еще раз сравнить характер и средства выразительности: лирический рассказ построенный на интонациях мазурки (польского народного танца) и траурный марш, наполненный скорбными чувствами; светлый мажорный лад первой прелюдии контрастирует с мрачными минорными красками второй; налицо и другие контрасты – динамики (ff и р) и фактуры (прозрачной в первом сочинении и плотной, насыщенной аккордовыми звучностями во второй).

Письмо Шопена начинает читать учитель; «Милая моя, далекая, единственная! Почему…я должен находиться вдали от тебя, быть в разлуке с тобой?» Пусть ученики задумаются над тем, кому могут быть адресованы эти слова? Прочитав письмо до конца, четвероклассники с удивлением обнаружат, что эти слова адресованы Шопеном «милой моей Родине». Здесь уместно рассмотреть фотографию памятника Шопену, который установлен в одном из центральных парков Варшавы, столицы Польши. Этот парк – одно из излюбленных мест отдыха варшавян, потому что здесь эвучит музыка Шопена. Внимательное всматривание в скульптурную композицию памятника даст возможность учащимся подчеркнуть ее взволнованный характер (дерево словно раскачивается под порывами ветра), увидеть встревоженную фигуру Шопена, взгляд, устремленный вдаль. И изображение сердца «вынесено» скульптором в нижнюю часть композиции. Вероятно, так он хотел подчеркнуть общеизвестный факт, что тело композитора похоронено во Франции, а сердце – в Польше, в костеле Святого Креста.

4.Наблюдение над музыкальным произведением (цель: выделить существенные признаки понятия)

Разворот учебника «Революционный этюд» (с.116-117) знакомит детей с одним из самых популярных произведений Шопена, возникшим как отклик на разгром национально-освободительного восстания польского народа 1830 г. Четвероклассникам интересно будет узнать и о том, что друзья композитора, чтобы уберечь гений Шопена, настояли на том, чтобы он покинул Польшу.

Когда Шопен отчизну покидал,

Друзья ему любовно поднесли

В старинном кубке горсть родной земли,

Чтоб милый дар его сопровождал.

В неизяснимой грусти дни текли.

Средь разных стран, холодных, чуждых зал

Он свято кубок свой оберегал,

В нем видя край, оставленный вдали.

Гармонии задумчивый поэт,

Он пел печали благородный свет,

Высокую любовь в людских сердцах.

Когда он умер на земле чужой,

Той милой горсткою земли родной

Под хмурым небом был увенчен прах.

 Какие же особенности «Ревоюционного этюда» передают состояние души композитора? Учащиеся после прослушивания обращают внимание на взволнованное, рокочущее, словно морские волны сопровождение, которое и создает страстный, решительный , напористый характер музыки. Нужно привлечь внимание школьников к мелодии – она звучит как призыв, напоминая своими интонациями голос оратора. Нужно отметить, что особую роль в этюде играет пунктирный ритм, широкие, размашистые ходы мелодии.

5.Обобщение структурных и семантических признаков понятия/правила (Цель: научить обобщать, делать выводы)

Какими чувствами, мыслями, настроениями наполнена музыка этюда №12? Как звучит речь композитора в этой пьесе, как передано его душевное состояние? Какие слова наиболее полно отражают характер звучания этюда? Создание проблемной ситуации связано с вопросом учителя после прослушивания этюда Шопена: это музыкальный пейзаж или музыкальный портрет? Ребята как правило высказывают два мнения. Пусть они попробуют обосновать, аргументировать правомочность каждого утверждения. Ведь музыка эта может рисовать и образ бушующей водной стихии – моря, океана, как на картине Айвазовского «Девятый вал» и образ мятущейся, взволнованной души человека, переживающего жизненную бурю, невзгоды. Учитель обращает внимание учащихся на с. 116 учебника, где находятся ноты этюда. Какие навыки могут сформироваться у исполнителя этого этюда? (беглость пальцев). Учащиеся читают в учебнике определение этюда. В живописи – это зарисовка, эскиз; в музыке – упражнение для развития беглости пальцев.

6.Применение понятия на новом  материале (цель: закрепить понимание нового понятия)

С каким жанром литературного творчества можно сравнить музыкальные жанры прелюдия и этюд? (небольшое стихотворение, короткое поэтическое или прозаическое высказывание).

7. Итог урока (цель: сформулировать новое знание)

Рассматривая портреты Шопена, помещенные на этом развороте учебника, учащиеся смогут понять, что портрет, как и музыкальное произведение, может отражать различные состояния внутреннего мира человека. Пусть ученики попытаются подобрать к каждому портрету созвучное, по их мнению, произведение Шопена. Вслед за этим можно напомнить школьникам главную тему Прелюдии (до-диез минор) С. Рахманинова, с которой они познакомились на прошлом уроке. Учащиеся могут сравнить ее музыкальный образ с образами «Революционного этюда» и Прелюдии №20 (траурный марш) Шопена.Что их роднит, что отличает? Предложите учащимся задуматься над вопросами: в чем сходство судеб этих двух славянских композиторов – русского Рахманинова и польского Шопена? (Оба композитора покинули родину и умерли вдали от нее.) Как они запечатлели в музыке образ далекой родины? (Интонациями, ритмами и жанрами своего народа.) Какими чувствами проникнута музыка этих композиторов? (Разнообразными – любовь, скорбь, радость, гнев, восторг, сочувствие и др.) В заключении урока учащиеся могут спеть знакомые им темы произведений Рахманинова и Шопена, не только сравнивая, но и сопоставляя их с музыкой прошлого и настоящего времени – народными и композиторскими песнями («Ты река ль моя, реченька», «Песня о России» В.Локтева, «Желание» Шопена и др.). Главное в этой части урока – формировать у школьников потребность в выразительном исполнении выученных песен, петь их всякий раз, «как на концерте».

6. Задавание на дом (цель: дать установку на тренировку определенных умений)

Учебник с. 114- 117. Творческое задание: пусть ребята попробуют дома найти свои выражения или отыскать в книгах, вспомнить поэтические строчки, в которых бы сконцентрировались образы-интонации Прелюдий Шопена №7 и №20 и Этюда №12.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс во 2 классе Давай дружить, английский!

Мастер – класс был проведён с участием коллег. Но по желанию можно провести  с детьми. В мастер-классе представлен фрагмент урока. Урок строится с учетом возрастных особенностей младшего школьног...

«Мастер–класс – дает третий класс»

Мастер - класс (внеклассное мероприятие)...

План-конспект мастер-класса в 3 классе школы 8 вида по изготовлению новогодней игрушки ( декоративной шапочки из ниток).

Конспект мастер-класса по изготовлению новогодней игрушки (декоративная шапочка из ниток)....

Мастер-класс учителя начальных классов Мациевской Н.В.

   На своём мастер – классе  хочу представить вашему вниманию полюбившиеся моим ученикам интерактивные методы обучения как средство формирования УУД....

Технологическая карта мастер-класса в 3 классе"Внедрение метода пластического интонирования в урок музыки".

Целью данного мастер- класса является освоение учащимися младшего школьного возраста  метода пластического  интонирования с элементами ритмических движений и жестов для превращения процесса ...

Сценарий мастер-класса "Разбудим музыкой сердца".

Сценарий мастер-класса по разучиванию песни с танцевальными движениями....