Рабочая программа Музыка 3 класс Школа России Е. Д. Критская
рабочая программа по музыке (3 класс) на тему

Рыбкина Татьяна Александровна

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, ценностные ориентиры учебного предмета, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение учебного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2015-2016_muzyka_rabochaya_programma._rybkina_t._a.docx70.54 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                            Рабочая программа «Музыка» 3 класс 2015-2016 уч. год

                                               ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Рабочая программа по музыке для 3 класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС на основе  ФГОС НОО, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерными программами и основными положениями художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского, ориентирована на планируемые результаты освоения основной образовательной программы НОО и на основе авторской программы по музыке для 1-4 классов Е.Д. Критской (Программа по музыке для 1-4 классов общеобразовательной школы/ авт.-сост. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина. – 6-е изд. – М.: «Просвещение», 2014).

При создании программы авторы учитывали потребности современного российского общества и возрастные особенности младших школьников. В программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования.

       Целью  массового музыкального образования  является формирование музыкальной культуры учащихся, как неотъемлемой части   духовной культуры школьников – наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии потенциала подрастающего поколения.

      Задачи музыкального образования младших школьников:

  • воспитывать  интерес, эмоционально-ценностное отношение и любовь к музыкальному искусству,  художественный вкус, нравственные и эстетические чувства: любовь к ближнему, к своему народу, к Родине; уважение к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
  • воспитывать чувство музыки как основу музыкальной грамотности;
  • развивать образно-ассоциативного мышление детей, музыкальную память и слух на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
  • накапливать тезаурус – багаж музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формировать опыт музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческин способности в различных видах музыкальной деятельности.

                         ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

        Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.

Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.

Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.

Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят:

  • хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах;
  • инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных
  • пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др. В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.

Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Занятия в I классе носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте. Творческий подход учителя музыки к данной программе – залог успеха его музыкально-педагогической деятельности.

   

                 МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение  предмет «Музыка»  в 3 классе  отводится один час в неделю, всего 35 часов.

         ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

        Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.

Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.

Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного доcуга.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.

     ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

      В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений

русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

– формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;

– освоение начальных форм познавательной и личностной

рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;

– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;

– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).

Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

– формирование общего представления о музыкальной картине мира;

– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.

                          ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу 3 класса обучающиеся должны уметь:

 Предметные результаты 

Музыка в жизни человека 

Обучающийся научится:

-воспринимать и понимать музыку разного эмоционально-образного содержания, разных жанров, включая фрагменты опер, балетов, кантат, симфоний;

 -различать русскую музыку и музыку других народов; сопоставлять произведения профессиональной и народной музыки;

 -понимать нравственный смысл сказочных образов в опере и балете, героических образов в русских народных песнях и в музыке крупных жанров: опере и кантате;

 -эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

 -ориентироваться в жанрах и основных особенностях музыкального фольклора;

 -понимать возможности музыки, передавать чувства и мысли человека;

 -передавать в музыкально -художественной деятельности художественно-образное содержание и основные особенности сочинений разных композиторов и народного творчества.

Обучающийся получит возможность научиться:

 -соотносить исполнение музыки с собственным жизненными впечатлениями и осуществлять свой исполнительский замысел, предлагая

 исполнительский план песни и т.д.

 -осуществлять (в рамках решения проектных задач) поиск необходимой информации, в т. ч. ИКТ;

 -владеть первоначальными навыками самоорганизации и самооценки культурного досуга.

 Основные закономерности музыкального искусства

 -слушать музыкальное произведение, выделять в нем выразительные и изобразительные интонации, различать произведения разных жанров;

 -наблюдать за развитием музыкальных образов, тем, интонаций, воспринимать различие в формах построения музыки;

 -участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов, выражая свое мнение в общении со сверстниками;

 -узнавать черты музыкальной речи отдельных композиторов; применять полученные знания в исполнительской деятельности;

 -узнавать народные мелодии в творчестве композиторов; звучание музыкальных инструментов и певческих голосов.

Обучающийся получит возможность научиться:

 -проявлять творческую инициативу в реализации собственных замыслов в процессе пения, игры на детских элементарных музыкальных инструментах под музыку;

 -импровизировать мелодии на отдельные фразы и законченные фрагменты стихотворного текста в характере песни, танца и марша;     

   -  пользоваться записью, принятой в относительной и абсолютной сольминизации; -находить в музыкальном тексте особенности формы, изложения;

-различать звучание музыкальных инструментов(включая тембр арфы, виолончели, челесты).

 Обучающийся получит возможность овладеть:

 -представлениями о композиторском (М.И. Глинка, П.И. Чайковский, А.П. Бородин. Н.А. Римский-Корсаков, Ф. Й Гайдн, И. С. Бах , В.А. Моцарт, Э.Григ, Г.В. Свиридов, С.С. Прокофьев, Р.К. Щедрин и др. ) исполнительском творчестве;

 -музыкальными понятиям: мажорная и минорная гаммы, фермата, паузы различных длительностей, диез, бемоль, ария, канон и др.             

  Музыкальная картина мира

 Обучающийся научится:

 -выразительно исполнять попевки и песни с соблюдением основных правил пения в т. ч. с дирижированием (2\4, 3\4, 4\4. 3\8, 6\8)

 -петь темы из отдельных прослушиваемых музыкальных произведений; исполнять песни в одноголосном и двухголосном изложении;

 -различать мелодию и аккомпанемент, передавать различный ритмический рисунок в исполнении доступных произведений;

 -сопоставлять музыкальные образы в звучании разных музыкальных инструментов;

-различать язык музыки разных стран мира.

 Обучающийся получит возможность научиться:

-сравнивать звучание одного и того же произведения в разном исполнении;

-узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов; -приводить примеры известных музыкальных жанров, форм;

 -собирать музыкальные коллекции, принимать участие в проведении культурных мероприятий в классе, представлять результаты проектной   деятельности.              

                             

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

 -принимать и сохранять учебную, в т. ч. музыкально-исполнительскую задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;

-планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий;

 -выполнять действия (в устной форме) опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир;

 -эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных произведений разных жанров;

-осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

-понимать смысл предложенных в учебнике заданий, в т. ч. проектных и творческих;

 -выполнять действия (в устной письменной форме и во внутреннем плане) в опоре на заданный в учебнике ориентир;

 -воспринимать мнение о музыкальном произведении сверстников и взрослых.

Познавательные универсальные учебные действия

 Обучающийся научится:

 -осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных источников, расширять свои представления о музыке и музыкантах;

 -самостоятельно работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей тетради;

 -передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях;

 -использовать примеры музыкальной записи при обсуждении особенностей музыки;

 -выбирать способы решения исполнительской задачи;

-соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения;

 -соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями;

 -исполнять попевки, ориентируясь на запись ручным знаками и нотный текст.

 Обучающийся получит возможность научиться:

-осуществлять поиск нужной информации в словарике и дополнительных источниках, включая контролируемое пространство Интернета;

 -соотносить различные произведения по настроению и форме;

 -строить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах музыки;

 -пользоваться записью, принятой в относительной и абсолютной сольминации;

 -проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям; -обобщать учебный материал; -устанавливать аналогии;

 -сравнивать средства художественной выразительности в музыке и других видах искусства (литература, живопись);

-представлять информацию в виде сообщения (презентация проектов).

Коммуникативные универсальные учебные действия 

Обучающийся научится:

 -выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя разные речевые средства( монолог, диалог, письменно);

 -выразительно исполнят музыкальные произведения, принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности;

 -понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке;

-проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки; -контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения;

 -понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач;

-понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми;

-принимать мнение, отличное от своей точки зрения;

-стремиться к пониманию позиции другого человека.

Обучающийся получит возможность научиться:

 -выражать свое мнение о музыке, используя разные средства коммуникации (в т. ч. средства ИКТ).

 -понимать значение музыки в передаче настроения и мыслей человека, в общении между людьми;

- контролировать свои действия и соотносить их с действиями других участников коллективной работы, включая совместную работу в проектной деятельности.

 -формулировать и задавать вопросы, использовать речь для передачи информации, для своего действия и действий партнера;

 -стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-проявлять творческую инициативу в коллективной музыкально-творческой деятельности.

                                     СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА

Россия – Родина моя!(5 ч.) Мелодия –душа музыки. Мелодия.  Песенность Симфония Лирически й образ Природа и музыка(романс). Звучашие картины. Романс Сопрано .Баритон. Аккомпанемент. Виват, Россия! Наша слава – Русская держава. Кант. Песенность.  Маршевость. Кантата «Александр Невский». Кантата. Набат. Трёхчастная форма. Опера «Иван Сусанин». Опера. Интродукция. Ария. Хоровая сцена. Эпилог.

 День, полный событий (4 ч.) Портрет в музыке. Интонация. Выразительность. Изобразительность. Контраст. Скороговорка.  «В детской». Игры  и игрушки. Речитатив. Интонационная выразительность. Песенность. Танцевальность. Маршевость. На прогулке. Сюита. Музыкальная живопись. Вечер. Интонация мелодия. Аккомпанемент.

 О России петь – что стремиться в храм (4 ч.) Два музыкальных обращения к Богородице. Аве Мария. Рафаэль Санти Данте. Древнейшая  песнь материнства. Икона. Тропарь. Огюст. Ренуар. «Вербное воскресенье». Осанна Джотто. Святые земли русской. Песнопение. Величание.

 Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (3 ч.)  Настрою гусли на старинный лад. Певцы русской старины. Былина. Певец. Сказитель. Гусли. «Былина о Садко и морском царе». Былинный напев. Повтор. Распевы. Звучащие картины. Народные традиции.

В музыкальном театре ( 6 ч.) Опера «Руслан и Людмила». Сцена из оперы. Ария. Каватина. Увертюра. Сопрано. Баритон. Бас. Контраст. Рондо. Опера «Орфей и Эвридика». Опера. Миф. Лира. Опера «Снегурочка». Сцена из оперы. Ария. Лирико-колоратурное сопрано. Тутти. Тенор. Океан-море синее. Зерно-интонация. Развитие. Трёхчастная форма. Вариация. Балет «Спящая красавица». Контрастные образы. Интродукция. Сцена из балета .Развитие. В современных ритмах. Современные интонации и ритмы. Мюзикл.

В концертном зале (5 ч.) Музыкальное состязание. Концерт. Вариационное развитие .Композитор. .Исполнитель. Слушатель. Средства музыкальной выразительности. Музыкальные инструменты .Деревянные духовые инструменты .Старинная и современная музыка. Тембр.  Скрипач. Виртуоз. Звучащие картины. Деревянные струнные музыкальные инструменты. Сюита «Пер Гюнт». Сюита. Тема. Вариационное развитие. Песенность. Танцевальность. Маршевость.

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…(8 ч.) Острый ритм джаза. Импровизация. Ритм .Джаз- оркестр. Синкопа. Люблю я грусть твоих просторов. Музыкальные иллюстрации. Симфонический оркестр. Мир Прокофьева. Фортепианная, вокальная, симфоническая музыка. Музыкальная речь. Певцы родной природы. Лирические чувства. Прославим   радость на земле. Опера. Симфония. Песня. Ода. Обобщающий урок-концерт.

                                          Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

 Страницы учебника, музыкальный материал.

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Планируемая

дата

Фактическая

дата

                                                          Россия – Родина моя (5 ч)

1

Мелодия –

душа

музыки.

Учебник с. 6

 Тетрадь с.8

 СD 3ч1 №1 П. Чайковский

Сопоставляют выразительность

человеческой речи с музыкальной

выразительностью, чтение

стихотворений  и исполнение мелодии со

словами, делают выводы.

Прослушивают мелодию симфонии №4 и

Пластически нтонируют её.

Читают слова П.И Чайковского в учебнике.

04.09

2

Природа и

музыка

(романс).

Звучашие

картины.

Учебник с. 8

Тетрадь с.4-5 ,6-7

СD

3ч1№2,3,4

П. Чайковский, Н Римский-Корсаков

Прослушивают вокальное произведение, исполняют мелодию как вокализ, стремятся

передать голосом её эмоциональный характер,

составляют небольшой рассказ на тему: « О чём могла рассказать вам эта музыка?» Работают с текстом учебника и иллюстрациями.

Выполняют задание в рабочей

11.09

3

Виват,

Россия!

Наша слава

– Русская

держава.

Учебник с.  12

Тетрадь с. 6-7 ;

СD 3ч1

№5,6,7,8

Знакомятся с жанром канта, рассматривая иллюстрации в

учебнике и прослушивая 2 контрастных канта. Разучивают

кант «Радуйся, Росско земле!». Анализируют интонационное

исполнение. Сочиняют слова к этой мелодии.

18.09

4

Кантата

«Александр

Невский».

Учебник с. 16

СD 2ч1 №25 С. Прокофьев

Вспоминают ранее известные отрывки кантаты «Александр

Невский»; Анализируем икону святого благоверного

князя Александра Невского и фрагмент картины «Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет». Закрепляют понятие трёхчастной формы, контрастное исполнение хора «Вставайте люди русские!»

25.09

5

Опера

«Иван

Сусанин».

Учебник с.  18

 Тетрадь  с.20-21 ;

СD 3ч1 № 9-12

М. Глинка

Прослушивают рассказ учителя о событиях положенных в

основу оперы, разучивают мелодии по нотной записи в рабочих тетрадях, дирижируют выбранными сценами. Сравнивают

музыкальный ответ Сусанина полякам с поэтическим ответом из

стихотворения К. Рылеева в учебнике.

02.10

                                                   День, полный событий (4 ч)

6

Портрет в

музыке.

Учебник с. 26

 Тетрадь с.10

СD 3ч1 №13-16;

СD 1ч2 №2 С. Прокофьев.

Воплощают эмоциональное состояние прослушанного

произведения в рассказе, пении и пластическом

интонировании; соотносят графическую запись с

музыкальным образом. Сравнивают два различных музыкальных

образа, созданные одним композитором.

09.10

7

«В

детской».

Игры и

игрушки.

Учебник с.30

СD 3ч1 №17-18

М. Мусоргский.

СD 2ч1 №18

П. Чайковский

СD 2ч1 №20

С. Прокофьев.

Прослушивают и разучивают пьесы русских композиторов.

Сопоставляют тематику «Детского альбома» П. Чайковского с

«Детской музыкой» С .Прокофьева и образами, запечатлёнными

на обложке И. Репиным.

16.10

8

На

прогулке.

Учебник с. 34

СD 2ч2№2-5

СD 3ч1№19

М .Мусоргский

Слушают уже знакомый отрывок «Прогулки» М .Мусоргского, определяют по музыкальной интонации, какому народу она принадлежит. Знакомятся с пьесой «Тюильрийский сад», Рисуют

свои впечатления не зная названия этого произведения и о чём оно в тетради. Обсуждают выполненные работы сопоставляют их с работами одноклассников.

23.10

9

Вечер.

Учебник с. 36

 Тетрадь с.6

СD

3ч1 №1

Высказывают своё суждение о настроении прослушанной

музыке, отвечая на вопрос, что хотел выразить автор, о чём

повествует музыка. Рассматривают репродукции картин

И. Левитана, сопоставляют их с романсами,

30.10

                                                О России петь – что стремиться в храм (4 ч)

10

Два

музыкальных

обращения

к

Богородице.

Учебник с. 40

 СD 3ч1 №20;22

Ф. Шуберт.

С. Рахманинов

Прослушивают и сравнивают два обращения к Богородице

Ф. Шуберта и С.Рахманинова. Ориентируясь на нотный текст пытаются пропеть первые такты этих произведений.

Выявляют интонационное сходство двух молитв , через

характер звучания лад, динамику.

13.11

11

Древнейшая  песнь

материнства .

Учебник с. 44

СD 3ч1 №2

Слушают рассказ учителя о том, как икона попала в

Москву, и тропарь, посвящённый иконе. Отвечают на вопросы учебника. Разучивают песню о маме.

20.11

12

«Вербное

воскресенье».

Учебник с. 48

СD 3ч2 №1

Э. Уэбберт

Знакомство с двунадесятым

праздником, особенностями его воплощения в музыке русских и зарубежных композиторов. Разучивают песни

А. Гречанинова  и Р. Глиэра.

27.11

13

Святые земли

русской.

Учебник с.  52

СD 3-4 №16

Стихир а

Русским святым.

Знакомятся с величанием, с «Балладой о князе

Владимире», с фрагментами росписи В .Васнецова.

Работают в тетради.

04.12

                                              Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (3 ч)

14

Настрою гусли на

Старинный лад. Певцы русской старины.

Учебник с. 56

 СD 1ч1 №1№ 13-14;

СD 3ч1 №1 № 23-24

СD 2ч1 №35

.М. Глин ка.

Н Римский-Корсаков. СD3ч1 №1 № 2.

Анализируют литературный текст «Былины о Добрыне Никитиче», вспоминают приём олицетворения, обращают

внимание на мелодекламацию, соотносят их со средствами

музыкальной выразительности. Разучивают былину в

обработке, и песни из оперы «Садко» Н. Римского- Корсакова.

11.12

15

«Былина о

Садко и

морском

царе».

Учебник с. 60

 Тетрадь с. 15

 СD 3ч2 №13 №2.

СD 1ч1 №14-15

Н. Римский-

Корсаков

 СD 3ч1 №1 № 24.

Слушают либретто оперы «Садко», музыкальные отрывки из неё, повторяют ранее разученные песни из этого

произведения. Работают в тетради.

18.12

16

Звучащие

картины.

Учебник с. 64

СD 3ч2 №4

Н. Римский-Корсаков

Исполняют масленичные песенки, знакомятся со сценой «Проводы масленицы» из оперы «Снегурочка». Выполняют мини-исследование.

25.12

                                                       В музыкальном театре (6 ч)

17

Опера

«Руслан и

Людмила».

Учебник с. 70

 Тетрадь с.20

СD  2ч1 №35-37

 СD 2ч1 №32;

СD 2ч2 №1;

СD 3ч2 №5-6

М .Глинка

Продолжают знакомиться с жанром оперы, отдельными

сценами и певческими голосами; Вспоминают сцену похищения Людмилы, слушают новую сцену и рондо

Фарлафа, узнают приём музыкального развития рондо.

Вспоминают музыкальные темы главных героев, сопоставляя с изображениями на страницах учебника и слушая увертюру,  оперу.

15.01

18

Опера

«Орфей и

Эвридика».

Учебник с. 76

 СD 1ч1 №18

СD  3ч2 №7

К. Глюк

Прослушивают знакомую «Мелодию» из оперы, и пытаются составить небольшой рассказ, о чём рассказала эта музыка. Слушают рассказ учителя «Миф об Орфее».

Пропевают секундовые

Интонации «Мелодии», из хора Фурий, ориентируясь на

нотную запись в учебнике. Высказывают предположения, как музыка будет развиваться дальше.

22.01

19

Опера

«Снегурочка».

Учебник с.78

СD 3ч2 №8-12;

Н. Римский-Корсаков

Знакомство с арией Снегурочки и со сценой таяния.

Выступают в роли композитора, предполагая каков характер может быть у арии и обосновывая почему, какие

музыкальные инструменты могли бы её сопровождать.

Отвечают на вопросы учебника. Исполняют заключительный хор.

29.01

20

Океан-море

синее.

Учебник с. 84

 Тетрадь с.28-29

СD 3ч2 №13

Н. Римский- Корсаков

Углубляют полученные знания об опере «Садко», слушая и

Анализируя интонацию вступления, выполняют задание в рабочей тетради по теме «Музыкальная форма».

05.02

21

Балет

«Спящая

красавица».

Учебник с. 86

 Тетрадь с.18

СD 3ч2 №14-16

П. Чайковский

Начинают знакомство с балетом с прослушивания

вальса, напевают его мелодию, сопоставляют с уже ранее

знакомыми вальсами известных композиторов. Рассмотрев

репродукции в учебнике и послушав сцену на балу, подбирают соответствующие слова для характеристики двух фей.

12.02

22

В современных ритмах.

Учебник с. 90

СD 3ч2 №17

Р. Роджер

 СD 1ч2 №19

А. Рыбников.

Играют в игру «Эхо»: учитель поёт и одновременно

записывает ноты на доске, учащиеся следом

повторяют звуки, затем фрагмент разучивается по

нотной записи. Прослушивают фрагменты из мюзиклов,

разучивают и разыгрывают музыкальный диалог.

19.02

                                                       В концертном зале ( 5 ч)

23

Музыкальное

Состязание.

Учебник с. 94

СD 3ч2 №18

СD 2ч2 №19

П. Чайковский

Продолжают знакомство с жанров инструментального концерта. Осознают особенности и приёмы музыкального

развития  (повтор, контраст, вариация) Разучивают песню

«Веснянка».  размышляют над вопросом, почему музыка 1-го концерта стала своеобразным символом России.

                                                                                         

26.02

24

Музыкальные

инструменты.

Учебник с. 96

СD 1ч1 №17-18

И. Бах; К. Глюк.

СD 3  №17

 С. Прокофьев

Знакомство с историей создания и выразительными возможности музыкальных инструментов (флейты).

Зарисовывают в тетради музыкальные инструменты.

04.03

25

Звучащие

картины.

Учебник с. 98

СD 3ч2 №19;20

П. Чайковский;

Н. Паганини

Соотнесение репродукций картин в учебнике со слуховым

опытом и эмоционально- образном тембровом звучании

изображаемых музыкальных инструментов. Сопоставление

«Мелодии и Каприса». Представление о разнообразных

Исполнительских  возможностях  скрипки.

11.03

26

Музыкальные

Инструменты

(продолжение).

Учебник с. 100

СD 3ч2 №19;20

П. Чайковский;

Н .Паганини

Узнают о существовании классификации музыкальных

инструментов по признакам звукоизвлечения и материала из которого они изготовлены. Разучивание норвежской песни «Волшебный смычок».

18.03

27

Сюита

«Пер Гюнт».

Учебник с. 102

СD 1ч1 №29

3ч2 №21-23

3-4 №1  Э .Григ

Закрепляют представления о музыкальном языке и средствах музыкально выразительности на примере

Контрастных частей сюиты. Слушают либретто сюиты в

основе которого драма Г .Ибсена. Сопоставляют

поучительнейшую историю с яркими музыкальными

образами, созданными Э .Григом, анализируют какими

средствами музыкальной выразительности пользовался автор.

01.04

                                       Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…(8 ч)

28

Острый ритм джаза.

Учебник с. 118

СD 3ч4 №8-9

СD 6ч2 № 21- 22;

Д. Гершвин.

Знакомятся с новым музыкальным направлением –

джазом на примере музыки Д .Гершвина в исполнении

Э. Фитцджеральда. Слушают рассказ учителя о возникновении джаза как музыки, которая создана

потомками рабов – негров, вывезенных из Африки.

Упражнение - импровизация.

08.04

29

Люблю я грусть

твоих просторов.

Учебник с. 120

Тетрадь с.22-23

СD 1ч1 №9

СD 2ч2 №15

СD 6ч3 №1

Г. Свиридов

Погружаются в музыкальный мир образов Г. Свиридова.

Слушая уже известные фрагменты, приходят к выводу о его творчестве: интерес композитора к вокальным

жанрам, огромное внимание к слову, глубокая связь

слов и музыки. Решают художественно- творческие

проблемы, отвечая на вопросы учебника и работая в

тетради; пропевают мелодию «Маленькой кантаты»,

опираясь на нотную запись в учебнике.

Домашнее задание: нарисовать картину восхода солнца.

15.04

30

Мир

Прокофьева.

Учебник с. 122

 Тетрадь с. 23;

СD 1ч1 №29

Э. Григ

СD 2ч2 №30

С .Прокофьев

Проверка домашнего задания. Анализируют

свои рисунки по настроению и характеру, и слушают 2

музыкальных фрагмента. Определяют какой из них созвучен тем или иным рисункам. Отвечают на вопросы об авторах музыки. Слушают слова А. Рубинштейна о С. Прокофьеве.

22.04

31

Певцы родной

природы.

Учебник с.124

 Тетрадь с. 24-25 ;

СD 2ч1 №6

С. Прокофьев

СD 3ч2 №19

П. Чайковский

СD 3ч4№5

Л. Бетховен

Пытаются создать воображаемый портрет уже достаточно

Знакомых композиторов, слушая их сочинения и

высказывания. Выполняют задания в рабочей тетради, опираясь на музыкальные фрагменты

29.04

32

Певцы родной

природы ( продолжение).

06.05

33

Прославим   радость на земле.

Учебник с. 126

Тетрадь с.26-27

СD 3ч4№11

Л. Бетховен

Обобщение материала. Подборка информационных

текстов, музыкального материала, выступление с мини-проектами на тему «Радость к солнцу нас зовёт» по

творчеству Л. Бетховена.

13.05

34

Прославим радость на

земле (продолжение).

Учебник с. 126

Тетрадь с.26-27

СD 3ч4№11

Л. Бетховен

Для закрепления представлений о значении симфонии №9 в творчестве Л. Бетховена, прослушивают и анализируют

финал. Выполняют задания в рабочей тетради, вспоминая

наиболее понравившиеся музыкальные произведения,

соотнося их  с различными жанрами.

20.05

35

Обобщающий урок-

концерт.

Обобщение материала, пройденного за год, исполнение любимых произведений.

27.05

           

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

- Учебник по музыке для 3 класса Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т. С. Шмагина, Москва , Просвещение, 2015 г.

- Рабочая тетрадь к учебнику  по музыке для 2 класса Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева,Т. С. Шмагина, Москва , Просвещение, 2014 г.

-Пособие для учителя  «Музыка 1-4 кл.». Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина, Москва, Просвещение, 2013 г.

-Примерные программы по учебным предметам. Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2014г.

- Программа для общеобразовательных учреждений «Музыка 1-4кл». Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина  М., Просвещение 2014г.

 - Книги о музыке и музыкантах.

- Научно-популярная литература по искусству.

- Портреты композиторов.

- Дидактический раздаточный материал.

- Карточки с обозначением средств выразительности.

- Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.

-  Комплекты компакт-дисков и аудиокассет по темам и разделам.

- Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся  композиторов.

- Видеофильмы с записью фрагментов из оперных и балетных спектаклей.

- Звуковые колонки.

- Персональный компьютер.

- Интерактивная доска. 

   ИКТ и ЦОР:

- Каталог образовательных ресурсов сети Интернет: http://katalog.iot.ru/

- Единое окно доступа к образовательным ресурсам: http://window.edu.ru/window

- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/

РАССМОТРЕНО

На заседании ШМО учителей начальной школы

Протокол заседания №____ от «____»_____________2015г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

____________Н.Ф. Гембель

«___»__________2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа . 4 класс. ШКОЛА РОССИИ.

Рабочая программа учебного курса "Русский язык" для 4 класса составлена на основе стандартов базового уровня, Концепции и программы для начальных классов "Школа России", - М.: Просвещение, 2007....

рабочие программы 3 класс Школа России

рабочие прогрммы по предметам...

Рабочая программа, 1 класс. "Школа России"

Данная программа включает основные предметы начальной школы: математика, письмо и русский язык, чтение, окружающий мир, технология. Содержит пояснительные записки и тематические планы....

Рабочая программа 3 класс "Школа России".

Это рабочая программа для 3 класса татарской школы ("Школа России")....

Рабочая программа 4 класс " Школа России"

Мною разработана рабочая программа 4 класс. " Школа России"Пояснительные к предметам, тематические планы ( Русский язык, Математика, Литературное чтение, Технология)...

Рабочие программы 2 класс "Школа России". Технология, ИЗО, музыка

Рабочие программы 2 класс "Школа России". Технология, ИЗО, музыка. Календарно-тематическое планирование...