Формирование УУД обучающихся на уроках музыки
статья по музыке (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Перепечина Надежда Васильевна

В нашем современном мире нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

Универсальные учебные действия на уроке способствуют развитию ребёнка в данном направлении.

Примеры игровых приёмов на уроке музыки.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                      Формирование УУД обучающихся на уроках музыки.

Приоритетное направление нового образовательного стандарта - целостное развитие личности в системе образования, которое обеспечивается через формирование универсальных учебных действий на уроках. Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные детьми в школе, быстро устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться, становятся сегодня всё более востребованными. Наше время – время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

В широком значении "универсальные учебные действия" - УУД - это действия, направленные на саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (психологическом значении) "универсальные учебные действия" - это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Я бы хотела остановиться на коммуникативных УУД:

коммуникативная деятельность определяется как взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Коммуникативные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей и формируют такие умения как: слушать собеседника и вести диалог;

-участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему;

-излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;

-понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;

-опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;

-приобрести опыт общения со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.

Коммуникативная функция в музыке развивается через слушание музыки разных времен и народов, хоровую деятельность, музицирование – игра на детских музыкальных инструментах.

Более детальное описание универсальных учебных действий по музыке осуществлено Сергеевой Г.П., Критской Е.Д. [1]:

Личностные УУД:

-понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни;

-осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности;

-понимание жизненного содержания народной, религиозной классической и современной музыки, выявление ассоциативных связей музыки с литературой, изобразительным искусством, кино, театром в процессе освоения музыкальной культуры своего региона, России, мира.

Познавательные УУД

-устойчивое представление о содержании, форме, языке музыкальных произведений различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки в ее связях с другими видами искусства;

-усвоение словаря музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке, музицирования, проектной деятельности;

-применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.

Регулятивные УУД

-владение умением целеполагания в постановке учебных, исследовательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных сочинений разных жанров, стилей музыки своего народа, других стран мира;

-планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, создания импровизаций при выявлении взаимодействия музыки с другими видами искусства, участия в художественной и проектно-исследовательской деятельности;

-прогнозирование результатов художественно-музыкальной деятельности при выявлении связей музыки с литературой, изобразительным искусством, театром, кино;

Коммуникативные УУД

-передача собственных впечатлений о музыке, других видах искусства в устной и письменной речи;

-знакомство с различными социальными ролями в процессе работы.

     В свете переориентации современной педагогики практической потребностью сегодня становится разработка новых подходов к содержанию обучения, методов активизации учебного процесса и оптимальных приемов практической работы. Одним из актуальных направлений поиска в сфере образования является использование игровой деятельности в педагогическом процессе.

В игровых технологиях задействованы самые эффективные методы работы и учитель, если он хочет работать эффективно, должен использовать именно их.

Игру как метод обучения люди использовали с древности. Но в отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения. Педагогические игровые приёмы надо рассматривать как средство побуждения, стимулирования учащихся к обучению.

В настоящее время в практике общеобразовательной школы на уроках музыки всё чаще появляется деятельность, основанная на создании игровой ситуации. Это происходит на уроках тех учителей, которые хотят уйти от репродуктивных форм работы (я сказал - дети повторили; я спел - дети повторили; я показал – дети повторили).

Ну и, конечно, игра является одной из любимых форм работы учащихся на уроке. Музыкальная игра имеет следующие задачи:

1.КОРРЕКЦИОННЫЕ:

-развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, артикуляционного аппарата, свойства голоса, координации движений и нормализация их темпа и ритма;

-формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов движения.

2.ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ:

-укрепление сердечно - сосудистой системы;

-развитие способности снимать эмоциональное напряжение;

-развитие быстроты реакции.

3.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

-обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;

-развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;

-формирование умственных умений и действий.

4. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

-воспитание музыкальной, речевой, двигательной культуры;

-эстетическое отношение к окружающему;

-развитие чувств и эмоций.

5. РАЗВИВАЮЩИЕ:

-познавательную активность;

-устойчивый интерес к действию;

-внимание, память, мышление;

-ориентировку в пространстве.

Игровые методы способствуют прочному усвоению учащимися учебного материала, расширяют их кругозор, развивают творческое мышление, художественное воображение, активизируют память, наблюдательность, интуицию, формируют внутренний мир ребенка и способствуют воспитанию гармоничной личности.

Если учителя будут играть с учениками в игры (сочинять, петь, хлопать, топать, играть на музыкальных инструментах, разыгрывать целые музыкальные спектакли), то даже не заметят, как при этом учащиеся овладеют многими музыкальными навыками.

Предлагаю некоторые игровые приёмы, которые я использую на своих уроках:

Пара за парой

Получивший карточку, учащийся поднимает её над головой и следит за другими. Получивший карточку с фамилией композитора должен найти себе пару – произведение композитора. Пары встают друг за другом.

Лови хлопок

Хором поётся общая песня. На ОДИН хлопок учителя учащиеся продолжают петь мысленно (про себя), на ДВА хлопка – снова хором.

Живое слово

Участвуют 2 команды. Учитель раздаёт каждому игроку заранее заготовленные буквы. Буквы имеют 2 цвета. Участники сначала должны собраться в команды (каждая команда имеет свой цвет), а затем составить из букв название музыкального инструмента, построиться так, чтобы можно было прочитать слово. Выигрывает команда, сделавшая задание быстрее.

Примечание: участников столько, сколько кол-во букв.

Кто быстрее

С каждого ряда выбирается по одному представителю. Они встают в одну линию. Задание: каждый участник друг за другом делает шаг вперёд и говорит название музыкальных инструментов.

Правило: повторять дважды одно слово нельзя, думать более 5 секунд нельзя. Если время истекло участник остаётся на месте. Выигрывает тот, кто быстрее дошёл до «финиша».

Свой оркестр

Для игры понадобятся записи звучания разных инструментов и рисунки с изображением музыкальных инструментов. Я включаю приготовленные записи, а дети угадывают на слух инструмент и показывают соответствующий рисунок. Остальные ребята смотрят, какой инструмент изображен на рисунке, на таком воображаемом  инструменте  и «играют».

Музыкальное рисование    -  рисование образа на основе прослушанного произведения. Это развивает творческую фантазию.

Инструментальное музицирование.

Это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ученикам инструментах. Являясь одним из видов музыкальной деятельности, инструментальное музицировали связано с вокально-хоровой деятельностью  и слушанием музыки. Особенно нравится детям исполнять русские народные песни и мелодии, позволяющие использовать большое количество музыкальных инструментов - и ложки, и колокольчики, и бубны, и самодельные погремушки.

Играя, дети не только глубже постигают характер, настроение, жанровые особенности и формы произведения, но и через игру учатся передавать его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование этнотолерантной культуры на уроках музыки"

В статье затрагивается о важнейших проблем в современном музыкальном искусстве-формирование этнотолерантной культуры на уроках музыки....

Универсальные учебные действия - формирование и развитие на уроках музыки

Содержание:1 Понятие УУД - разъяснение2 Характеристика ценностных ориентиров содержания начального общего образования;3 Связь УУД с содержанием учебных предметов;4 Формирование и развитие УУД на урока...

ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ – КАК ВАЖНЕЙШЕЕ СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ.

Сегодня учебно – воспитательный процесс призван решать задачу вос¬питания социально - активной, творческой, способной к саморазвитию личности школьника. Поэтому необходимым условием соответствия обра-...

Интеллект-карты, как средство формирования познавательных УУД на уроках музыки.

Данный материал может использоваться на уроках с 1 по 4 классы....

Презентация «Формирование ключевых компетенций на уроках музыки средствами активной развивающей среды на уроках музыки»

Работа с учебником 1 - 5 классаШмелева Елена Валентиновна (из опыта работы) «Знакомство с учебником музыки»•актуализация предлагаемой формы работы•изучение обложки учебника (выяв...

Формирование эстетического вкуса на уроках музыки в начальной школе

Формирование эстетическог вкуса на уроках музыки в начальной школе....