Интеллект-карты, как средство формирования познавательных УУД на уроках музыки.
методическая разработка по музыке (1, 2, 3, 4 класс)

Стремоухова Тамара Васильевна

Данный материал может использоваться на уроках с 1 по 4 классы.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интеллект-карты, как средство формирования познавательных УУД

Неграмотным в будущем будет не тот человек, который не умеет читать. Это будет человек, который не знает, как научиться тому, как следует учиться        Элвин Тоффлер.

Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким?                                                                                         Как увлечь ребят своим предметом?                                                                                                   Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?»                                                  Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески.

  Сегодня основная цель обучения — это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка его как самостоятельного субъекта образовательной деятельности.

В последние годы информация правит миром. Ее становится все больше и больше, а понимают и запоминают ученики все хуже и хуже. Увеличивается объем информации, который необходим человеку для успешной профессиональной деятельности.

 Главное поле действий для педагога — урок. На уроке и формируется человек завтрашнего дня. Каким же должен быть урок сегодня и завтра.

 В связи с этим учитель должен вводить в практику такие формы обучения, которые позволяют «разбудить» дремлющую в каждом ученике жажду познания. Сегодня учащийся должен уметь самостоятельно приобретать знания; применять их на практике?                                                                                                                                                       В связи с этим, необходимо внедрять новые информационные технологии.

    (слайд 1)                 В этом нам поможет сегодня “Метод интеллект-карт”, созданный американским учёным, писателем, бизнесменом, лектором и консультантом по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзеном. Именно он придумал этот удобный и эффективный метод записи и организации информации.

Интеллект-карта — это графическое, многомерное представление информации, полученной при мозговой деятельности человека, на листе бумаги или экране дисплея, заполняемая с помощью условных знаков, символов и рисунков.

ЭТО простая техника графического представления информации.

«Ментальные карты», «Мыслительные карты», «Карты ума».

Mindmapping позволяет структурировать данные для более надежного запоминания и легкого извлечения памяти в случае надобности.                                                                         Это — наши мысли, изложенные на бумаге графическим способом.

 Этапы составления интеллект-карты следующие:

  1.  Берем лист бумаги формата А4 или А3 и цветные карандаши, ручки или фломастеры.
  2. Кладем лист горизонтально и в его центре картинкой или одним-двумя словами обозначаем основное понятие или идею. Обводим это понятие в рамку или в кружок. (слайд №5)
  3. От центрального объекта рисуем в разные стороны ветви - основные связанные с ним понятия или идеи, свойства, ассоциации, аспекты. Ветви рисуем цветными карандашами. Подписываем каждую одним-двумя словами, разборчиво, желательно даже печатными буквами.  (слайд №6)                              
  4. От каждой ветви рисуем несколько более тонких веточек - развитие ассоциаций, уточнение понятий, детализация свойств, конкретизация направлений.
  5. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.
  6. Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово. (слайд№7)
  7. Рисуя интеллект-карту, применяем, как можно больше цветов. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове. (слайд№8)
  8. Понятия I; II и III порядка можно выделить разным цветом, следовательно, читать карту, работать с ней будет легко и просто.

 Рисование интеллект-карты - необычный вид деятельности, почти игровой, но это эффективный способ работы с информацией. Причем способ универсальный: составлять интеллект-карты можно по самым разным темам и поводам: для принятия решений, организации мероприятий, разработки проекта и т.п.                                                Сам процесс составления интеллект-карты стимулирует творчество, потому что в ее создании активно участвуют и правое, и левое полушария мозга, чего не происходит при составлении обычных списков.                                                                                                                                               Важно отметить, что интеллект-карта является, прежде всего, техникой мышления, а не способом фиксации результата, т.е. самое главное - это процесс получения нового знания. Составление интеллект-карты можно назвать визуализацией мышления.

Для того чтобы логическая схема учащимися была заполнена правильно, чтобы получить желаемый результат, перед началом работы мы даем алгоритм составления интеллект-карты по данной теме. (слайд 9)

Основным свойствами (слайд 15 ) интеллект - карт являются:

1. Наглядность. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.

2. Привлекательность. Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.

3. Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.

4. Информативность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.

5. Креативность. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.

6. Инновационность. Интеллект-карта наводит на мысли о новых идеях: бывает, достаточно провести от объекта на интеллект-карте пустую веточку и подумать, что она могла бы означать.

7.Пересмотр интеллект-карт через некоторое время (сутки, неделю, месяц) помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

ОСНОВНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА (слайд 16)

Интеллект - карты можно составлять коллективно: рабочей группой, командой.

                Любая вещь, представляющаяся необычной, красочной или забавной, намного легче запоминается и быстрее всплывает в уме, чем вещи банальные и скучные. Именно на этом и основывается чудодейственная сила умственных карт.

Повышается умение самостоятельной работы с текстом и другими источниками информации, умение выделять главное, обобщать.

Есть еще одно преимущество: процесс изучения темы не является скучным, так как дети могут сами экспериментировать, придумывать разные формы интеллект-карт, свои условные обозначения, рисунки, использовать разные цвета.

 

Технология интеллект-карт оттачивающее культуру мышления, приводит мысли в порядок.

Таким образом, в создании мыслительных карт задействованы воображение, творческое и критическое мышление, и все виды памяти: зрительная, слуховая, механическая, что и позволяет запоминать слова.

  Использование интеллект-карт является средством формирования таких познавательных УУД (слайд 12 результативность), как:

- поиск и выделение необходимой информации;

- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- структурирование знаний;

- определение основной и второстепенной информации;

- преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез и составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

    В совокупности отмеченные выше познавательные УУД способствуют росту уровня обученности.

Уважаемые коллеги при всех прочих достоинствах главной задачей, которую должна решать любая образовательная технология это сохранение здоровья. Интеллект-карты экономят время при подготовке к урокам, экзаменам, конференциям и освобождают время для отдыха, занятий спортом, способствуют формированию психологической комфортности.

И так в современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в обучении школьников может дать огромные положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её в последующем. Мыслительные карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание школьников, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интеллект-карты, как средство формирования познавательных УУД в условиях реализации ФГОС

Слайд 2

Нейроны головного мозга Интеллект - карта

Слайд 3

Все началось с публикации книги Тони Бьюзена «Работай головой» (1974). Тогда-то технология интеллект-карт и стала быстро набирать популярность, доказывая свою применимость на практике для решения самых разнообразных интеллектуальных задач. Он достиг потрясающих результатов,став одним из лучших студентов. Т.Бьюзен превратил процесс обучения в увлекательное и, что главное, очень эффективное занятие. Потом он стал факультативно заниматься с неуспевающими школьниками, которых все считали безнадежными, и с каждым из них достиг потрясающих результатов. Один из таких школьников воскликнул: «Я не был неспособным к учению — у меня просто не было настоящего учения!» История появления интеллект-карт

Слайд 5

Цели : 1)Научить работать с информацией. 2)Лучше усваивать учебный материал . 3)Научить систематизировать полученные знания.

Слайд 6

Этапы составления интеллект-карты следующие: Берем лист бумаги формата А4 или А3 и цветные карандаши, ручки или фломастеры. Кладем лист горизонтально и в его центре картинкой или одним-двумя словами обозначаем основное понятие или идею. Обводим это понятие в рамку или в кружок

Слайд 7

Основная идея Под-идея Под-идея Под-идея Под-идея

Слайд 8

От центрального объекта рисуем в разные стороны ветви - основные связанные с ним понятия или идеи, с войства, ассоциации, аспекты. Ветви рисуем цветными карандашами. Подписываем каждую одним-двумя словами, разборчиво, желательно даже печатными буквами.

Слайд 17

Рисуйте! Зрительный образ запоминается на долгое время, воспринимается с максимальной быстротой, формирует огромное количество ассоциаций. Как правило, потом для восприятия информации с интеллект-карты вам даже не нужно будет читать, что там написано, — достаточно будет пробежаться по рисункам, и у вас в голове тут же всплывет необходимая информация. Раскрашивайте! У каждого цвета есть свое значение, причем часто это очень индивидуально для каждого человека. В зависимости от придаваемого значения цвета можно существенно упростить и ускорить восприятие информации. Для того чтобы понять запрещающий цвет светофора, нужно мгновение. Точно так же вы можете считывать информацию с интеллект-карты, если будете понимать значения цветов, которые используются в ней. Используйте ключевые слова! Их должно быть немного, чтобы они не складывались в законченное предложение. Информация, поданная в виде ключевых слов, связанных наглядно друг с другом, заставляет мозг работать максимально быстро. Когда вы читаете лишь ключевые слова, у вас появляется чувство незавершенности, что вызывает множество новых ассоциаций, продолжающих интеллект-карту. Используйте печатные буквы , так как рукописный текст воспринимается значительно дольше, чем обычный печатный. Связывайте мысли! Использование связующих ветвей помогает нашему мозгу с максимальной скоростью структурировать информацию и создавать целостный образ. Используйте не более чем 7±2 ответвления от каждого объекта, а лучше — не больше 5–7, так как такую карту сможет легко воспринимать даже уставший человек. Оформляйте !

Слайд 18

На сегодняшний день создано множество интеллект-карт. И у каждой из этих карт был свой неповторимый индивидуальный стиль. Так как мышление каждого человека уникально, то и карта как результат мышления тоже оказывается уникальной и неповторимой. Не бойтесь экспериментировать, пробовать, искать и находить лучшие способы представления информации, максимально подходящие именно для вас. Экспериментируйте всегда!

Слайд 23

В выбираемых нами цветах всегда больше смысла, чем может показаться. Цвет мы воспринимаем мгновенно, а на восприятие текста нужно время. Разные цвета могут по-разному восприниматься и имеют разное значение в разных культурах и у разных людей. Используйте разные цвета


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование навыков устных вычислений, как средство развития познавательных интересов на уроках математики"

В статье рассказывается о формировании у школьников начальных классов вычислительных навыков на уроках математики; об использовании с первого класса на уроках математики комплектов индивидуальных нагл...

Проблемные задания на уроках русского языка как средство формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся начальной школы

Проблемные задания на уроках русского языкакак средство формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся начальной школы...

Дидактическая игра как средство формирования познавательного интереса на уроках в начальной школе.

Данная работа представляет собой теоретическое обоснование использования дидактической игры как средства формирования познавательного интереса к занятиям у младших школьников...

Презентация "Дидактическая игра как средство формирования познавательного интереса на уроках в начальной школе"

Представлена презентация к докладу по теме "Дидактическая игра как средство формирования познавательного интереса на уроках в начальной школе". В презентации представлен материал, отражающий представл...

"Развитие познавательного интереса учащихся как средство формирования познавательной мотивации к учению".

Мотивы являются  психологической причиной поведения и деятельности ребенка. В статье пойдет речь, как формируется собственно положительная мотивация.  Что нужно сдел...

Презентация «Формирование ключевых компетенций на уроках музыки средствами активной развивающей среды на уроках музыки»

Работа с учебником 1 - 5 классаШмелева Елена Валентиновна (из опыта работы) «Знакомство с учебником музыки»•актуализация предлагаемой формы работы•изучение обложки учебника (выяв...