Рабочая программа и тематическое планирование по музыке 4 класс
рабочая программа по музыке (4 класс) на тему

Бебина Татьяна Михайловна

Рабочая программа и тематическое планирование по музыке 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka.docx41.6 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная школа г. Лысково

«Рассмотрено»

на заседании методического

объединения учителей

начальных классов.

Протокол №1 от «30» августа 2017г.

Руководитель методобъединения

_____________Е.А.Воронина

«Согласовано»

Зам. директора

  __________ С.А. Тесакова

« 30» августа 2017 г.

Утверждена приказом

от ___  №______

Директор  основной школы г.Лысково

__________________Е.В. Зяблова

«30» августа 2017г.

Рабочая программа по предмету

«Музыка»

IV класс

34 часа

уровень базовый (ФГОС НОО)

                                                                                      Автор – составитель

учитель Бебина Татьяна Михайловна

  1. Планируемые результаты

К концу обучения в 4 классе учащиеся научатся:

  • проявлять общую осведомленность о музыке, способность ориентироваться в музыкальных явлениях;
  • проявлять интерес, определенные пристрастия и предпочтения (любимые произведения, любимые композиторы. Любимые жанры, исполнители – 2-3 примера);
  • ориентироваться в выразительных средствах и понимать логику их организации в конкретном произведении в опоре на закономерности музыки (песня, танец, марш, интонация, развитие, форма, национальные особенности и пр.);
  • понимать смысл деятельности музыканта (композитора, исполнителя, слушателя) и своей собственной музыкальной деятельности;
  • выражать готовность и умение проявить свои творческие способности в различных видах музыкально-художественной деятельности: выразительно исполнить песню (от начала до конца), найти образное танцевальное движение, подобрать ассоциативный ряд, участвовать в ансамбле (хоровое пение, музыкальная драматизация, игра на детских музыкальных инструментах).

  1. Содержание программы

Идея первого года обучения – дать обобщенный образ музыки. Который раскрывается в трех содержательных линиях.

Первая связанна с происхождением музыки, как философского обобщения жизни, как явления, объективно существующего в мире независимо от нашего к нему отношения. Размышляя   об этом должны подвести детей к осознанию роли музыкального искусства в жизни каждого человека в частности. Ребенок должен возвыситься до содержательного уровня музыки как «хранилища всего самого лучшего, что передумало человечество» (В.В. Медушевский).

В основе технологии работы с первоклассниками лежит перевод элементарных игровых действий в сферу художественной игры. Вместе с тем такой путь облегчает вхождение в проблематику искусства, что становится новым уровнем в систематическом освоении мировой музыкальной культуры.

Идея второго года обучения выражается в формулировке «как живет музыка».

  • Здесь можно выделить две содержательные линии.
  • Первая включает содержание, раскрывающее идею музыка есть живой организм: она рождается, видоизменяется, вступает во взаимоотношения с жизнью и другими видами искусства. И все эти свойства живого присутствуют в любом произведении. Не увлекаясь прямым отождествлением законов музыки и жизни, учитель подводит детей к пониманию того, что музыка рождается из интонации как своей родовой основы и живет только в развитии и определенных формах.
  • Вторая содержательная линия продолжает проблематику 1 класса, но на новом содержательном уровне — рассматривается взаимосвязь явлений музыки и жизни, их диалектичность и сложность ,связана  с раскрытием перед учащимися истоков музыкального искусства, широкого разнообразия форм его бытования. Для этой линии характерно:
  • Вхождение в музыку как целостное явление через первое представление об атрибутах искусства: содержание, форма, язык музыки;

Осознание природы музыки путем погружения в музыкальные образы как организованную звуковую материю путем прослеживания процесса перерождение звука из явления физического в музыкальное.

Третья содержательная линия – творческо-поисковая, когда учащиеся вводятся в музыкально-творческую деятельность с позиции композитора, исполнителя, слушателя. Эти обобщенные виды музыкальной деятельности складываются в фигуру музыканта, творца, без которого музыка вообще не сможет появиться на свет.

Основная идея содержаниячетвертого годаобучения - развернуть перед выпускниками начальной школы музыкальную партитуру мира, услышать в ней голос России и собственный голос. В рамках этой идеи исследуется взаимодействие русской музыки и музыки ближнего зарубежья с мировой музыкальной культурой. Процесс взаимодействия прослеживается не только исторически и не только на уровне совпадений жанров и форм музыкальных культур России и мира. Акцент делается на интонационном своеобразии национальных культур зарубежных стран. Постепенно школьники подводятся к пониманию того, что все люди связаны между собой и обращение одного народа к музыке другого народа обогащает ее особыми чертами. 4 класс -  итог начальной школы. На этом году обучения обобщается вся проблематика начальной школы – от родовых истоков музыкального искусства до познания основ музыкальной драматургии; реализуется способность к содержательному анализу музыкального произведения.

  1. Тематическое планирование

Тема раздела

Количество часов 

1

Многоцветие музыкальной картины мира

7

2

Музыка мира сквозь «призму» русской классики

8

3

Музыкальное общение без границ

10

4

Искусство слышать музыку

9

итого

34

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащегося

Многоцветие музыкальной картины мира

 (7 ч)

Знакомство с «музыкальной партитурой мира» через музыку Германии, Венгрии, Испании, Норвегии, Польши, Италии, США. Общее и специфическое в интонационном языке, жанрах и формах музыки разных народов мира .Взаимосвязь музыкального языка и фонетического звучания разговорной речи. Соотнесение особенностей западноевропейской музыки со славянскими корнями русской музыки. Джаз и его всемирно-историческое значение для музыкальной культуры планеты

Размышлять о закономерностях возникновении специфических особенностей музыкальной культуры страны.

Осознать зависимость любых особенностей музыки от условий жизни народа.

Определять по характерным интонациям принадлежность звучащей музыки той или иной стране.

Воспроизводить специфическое, особенное музыкальной культуры других стран в собственной деятельности

Музыка мира сквозь призму русской классики (8 ч)

Роль восточных мотивов в становлении русской музыкальной классики. Музыкальное «путешествие» русских композиторов в Италию и Испанию, Японию и Украину.  Русское  как характерное  — через взаимодействие  музыкальных культур, через выведение интонационного общего и частного, традиционного и специфического

Исследовать истоки обращения русских композиторов к музыке Востока.

Находить примеры тонкого и чуткого воссоздания интонационной атмосферы музыкальных культур народов Азии.

Осознать взаимодействие с различными музыкальными культурами, как действенный способ развития отечественной музыкальной культуры.

Исполнять музыку других народов, передавая её интонационные и стилистические особенности

Музыкальное общение без границ (10 ч)

Знакомство с музыкой ближнего зарубежья — Беларуси, Украины, Молдовы, Казахстана, стран Балтии, Кавказа и др. Общее и различное. Выдающиеся представители  зарубежных национальных  музыкальных культур — Бах,  Моцарт, Шуберт, Шуман, Шопен, Лист, Дебюсси. «Музыкальный салон» как историческая форма художественного общения народов между собой

Найти общее в интонационных сферах музыки бывших республик СССР с музыкальными культурами стран Европы и Азии.

Прийти к выводу, что общее — это общечеловеческое, выраженное в различных музыкальных культурах разными комплексами музыкально-художественных средств.Выявлять интонационно-стилистические черты, свойственные великим представителям зарубежных национальных культур, и узнавать их в незнакомой звучащей музыке.

 Обобщать собственные рассуждения о музыке путём формулирования содержания музыки в виде нравственно-эстетической художественной идеи.

 Создавать собственные тематические «музыкальные салоны», используя методы театрализации, моделирования, импровизации

Искусство слышать музыку (9 ч)

Обобщение проблематики воспитания музыкальной культуры учащихся в начальной школе — от родовых истоков музыкального искусства до основ музыкальной драматургии. Восприятие произведений крупной формы и его содержательный анализ — этап развития музыкальной культуры человека как части всей его духовной культуры

Осмыслить на новом уровне роль композитора, исполнителя, слушателя — как условие, способ существования, развития музыки и воздействия её на духовную культуру общества.

Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с позиций возвышенных целей и задач искусства.

Осуществлять анализ конкретной музыки, вскрывая зависимость формы от содержания; закономерность данного комплекса выразительных средств — от выражаемых в музыке человеческих идеалов.

Подготовить реферат о творчестве любимого композитор.

 Участвовать в музыкальной жизни класса, школы в форме проведения классных концертов для малышей и родителей

п/п

Тема раздела

Тема урока

Дата

Универсальные учебные действия

Характеристика деятельности учащихся

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.

Многоцветие  музыкальной картины мира.

Музыка стран мира:

Германии, Польши, Венгрии  

Знакомство с «музыкальной партитурой мира» через музыку Германии, Венгрии

Выражать  своё отношение к музыкальному произведению.

Принимать  и сохранять учебную задачу.

- укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа

Размышлять о закономерностях возникновении специфических особенностей музыкальной культуры страны.
Осознать зависимость любых особенностей музыки от условий жизни народа.
Определять по характерным интонациям принадлежность звучащей музыки той или иной стране.
Воспроизводить специфическое, особенное музыкальной культуры других стран в собственной деятельности

2.

Музыка стран мира: Испании, Норвегии, США

Знакомство с «музыкальной партитурой мира» через музыку  Испании, Норвегии, Польши, Италии, США

Выражать  своё отношение к музыкальному произведению.

Принимать  и сохранять учебную задачу.

3.

Специфика музыкального высказывания

Взаимосвязь музыкального языка и фонетического звучания разговорной речи.

Выражать  своё отношение к музыкальному произведению.

Принимать  и сохранять учебную задачу.

4.

Входная контрольная работа.

принимать и сохранять учебную за-дачу

-

Самостоятельно ответит на вопросы по пройденному материалу

5.

Взаимосвязь музыкального языка и национальной разговорной речи

Соотнесение особенностей  западно-европейской музыки  со славянскими корнями русской музыки.

Соотнесение особенностей западноевропейской музыки со славянскими корнями русской музыки.

Соотнесение особенностей западноевропейской музыки со славянскими корнями русской музыки.

выражать своё отношение к музыкальному произведению

выражать своё отношение к музыкальному произведению

принимать и сохранять учебную задачу

укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа

6.

Обобщение по теме «Музыкальная картина мира»

Определять по характерным интонациям принадлежность звучащей музыки той или иной стране.

воплощать эмоциональное состояние в различных видах музыкально – творческой деятельности

принимать и сохранять учебную задачу

Размышлять о закономерностях возникновении специфических особенностей музыкальной культуры страны.
Осознать зависимость любых особенностей музыки от условий жизни народа.
Определять по характерным интонациям принадлежность звучащей музыки той или иной стране.
Воспроизводить специфическое, особенное музыкальной культуры других стран в собственной деятельности

7.

Многоцветие  музыкальной картины мира.

Разучивание песен

воплощать эмоциональное состояние в различных видах музыкально – творческой деятельности

принимать и сохранять учебную задачу

распознавать  и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки,

-выявлять различные по смыслу музыкальные интонации

8.

Музыка мира сквозь «призму» русской классики .

Музыка мира сквозь «призму» русской классики

Музыкальное «путешествие» русских композиторов в Италию и Испанию, Японию
и Украину

воплощатьэмоциональное состояние в различных видах музыкально – творческой деятельности

анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии

распознавать  иэмоционально откликаться на выразительные особенности музыки,

-выявлять различные по смыслу музыкальные интонации

Исследовать истоки обращения русских композиторов к музыке Востока.
Находить примеры тонкого и чуткого воссоздания интонационной атмосферы музыкальных культур народов Азии.
Осознать взаимодействие с различными музыкальными культурами, как действенный способ развития отечественной музыкальной культуры.
Исполнять музыку других народов, передавая её интонационные и стилистические особенности

9.

Роль восточных мотивов в становлении русской музыкальной классики

Исследовать истоки обращения русских композиторов к музыке Востока

воплощать эмоциональное состояние в различных видах музыкально – творческой деятельности

анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии

распознавать  и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки,

-выявлять различные по смыслу музыкальные интонации

10.

Путешествие в Италию

Определять по характерным интонациям принадлежность звучащей музыки той или иной стране

воплощать эмоциональное состояние в различных видах музыкально – творческой деятельности

анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии

передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей,  эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений

11.

Путешествие в Испанию

Сравнение стилей музыки разных композиторов

воплощать эмоциональное состояние в различных видах музыкально – творческой деятельности

анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии

12.

Путешествие в Японию

Сравнение стилей музыки разных композиторов

выражать своё отношение к музыкальному произведению

анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии

13.

Путешествие на Украину

Сравнение стилей музыки разных композиторов

выражать своё отношение к музыкальному произведению

анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии

передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей,  эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений

Тест по теме, викторина.

14.

выражать своё отношение к музыкальному произведению

анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии

15.

Урок - концерт

выражать своё отношение к музыкальному произведению

анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии

16.

Музыкальное общение без границ

Знакомство с музыкой ближнего зарубежья – Беларусь. Украина

Наблюдение за развитием музыки разных композиторов

выражать своё отношение к музыкальному произведению

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Найти общее в интонационных сферах музыки бывших республик СССР с музыкальными культурами стран Европы и Азии.
Прийти к выводу, что общее — это общечеловеческое, выраженное в различных музыкальных культурах разными комплексами музыкально-художественных средств.
Выявлять интонационно-стилистические черты, свойственные великим представителям зарубежных национальных культур, и узнавать их в незнакомой звучащей музыке.
Обобщать собственные рассуждения о музыке путём формулирования содержания музыки в виде нравственно-эстетической художественной идеи.
Создавать собственные тематические «музыкальные салоны», используя методы театрализации, моделирования, импровизации

17.

Знакомство с музыкой ближнего зарубежья –   Молдова, Казахстан

выражать своё отношение к музыкальному произведению

анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

18.

Знакомство с музыкой ближнего зарубежья - Балтия

Наблюдение за развитием музыки разных композиторов

формирование мыслительной деятельности, (сравнение, сопоставление)  расширение словарного запаса ( название форм инструментальной народной музыки и названия муз. инструментов.), владение умениями совместной деятельности: работа в группах и парах.

планирование собственных действий в процессе восприятия  исполнения музыкальных произведений

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

19.

Музыкальные портреты выдающихся представителей зарубежных национальных музыкальных культур – Бах, Моцарт, Шуберт.

Наблюдение за развитием музыки разных композиторов

планирование собственных действий в процессе восприятия  исполнения музыкальных произведений

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

20.

Музыкальное общение без границ .

Музыкальные портреты выдающихся представителей зарубежных национальных музыкальных культур – Шуман, Шопен.

Наблюдение за развитием музыки разных композиторов

планирование собственных действий в процессе восприятия  исполнения музыкальных произведений

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

21.

Музыкальные портреты выдающихся представителей зарубежных национальных музыкальных культур – Лист, Дебюсси.

Сравнение стилей музыки разных композиторов

выражать своё отношение к музыкальному произведению

планирование собственных действий в процессе восприятия  исполнения музыкальных произведений

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Найти общее в интонационных сферах музыки бывших республик СССР с музыкальными культурами стран Европы и Азии.
Прийти к выводу, что общее — это общечеловеческое, выраженное в различных музыкальных культурах разными комплексами музыкально-художественных средств.
Выявлять интонационно-стилистические черты, свойственные великим представителям зарубежных национальных культур, и узнавать их в незнакомой звучащей музыке.
Обобщать собственные рассуждения о музыке путём формулирования содержания музыки в виде нравственно-эстетической художественной идеи.
Создавать собственные тематические «музыкальные салоны», используя методы театрализации, моделирования, импровизации

22.

Музыкальный салон как  форма музыкального представительства.

Сравнение стилей музыки разных композиторов

выражать своё отношение к музыкальному произведению

планирование собственных действий в процессе восприятия  исполнения музыкальных произведений

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

23.

Повторение по теме «Музыкальное общение без границ»

выражать своё отношение к музыкальному произведению

планирование собственных действий в процессе восприятия  исполнения музыкальных произведений

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

24.

Тест по теме, викторина.

выражать своё отношение к музыкальному произведению

планирование собственных действий в процессе восприятия  исполнения музыкальных произведений

25.

Разучивание и исполнение песен.

выражать своё отношение к музыкальному произведению

планирование собственных действий в процессе восприятия  исполнения музыкальных произведений

26.

Искусство слышать музыку.

Произведения крупной формы, как этап развития музыкальной культуры человека .

выражать своё отношение к музыкальному произведению

принимать и сохранять учебную задачу

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Осмыслить на новом уровне роль композитора, исполнителя, слушателя — как условие, способ существования, развития музыки и воздействия её на духовную культуру общества.
Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с позиций возвышенных целей и задач искусства.
Осуществлять анализ конкретной музыки, вскрывая зависимость формы от содержания; закономерность данного комплекса выразительных средств — от выражаемых в музыке человеческих идеалов.
Участвовать в музыкальной жизни класса, школы в форме проведения классных концертов для малышей и родителей

27.

Разучивание песен и исполнение песен

выражать своё отношение к музыкальному произведению

принимать и сохранять учебную задачу

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

28.

Русская опера

выражать своё отношение к музыкальному произведению

принимать и сохранять учебную задачу

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

29.

Западная опера

выражать своё отношение к музыкальному произведению

принимать и сохранять учебную задачу

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

30.

Обобщение проблематики - от родовых истоков музыкального искусства до основ музыкальной драматургии.

выражать своё отношение к музыкальному произведению

принимать и сохранять учебную задачу

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

31.

Искусство слышать музыку.

Обобщение проблематики - от родовых истоков музыкального искусства до основ музыкальной драматургии.  

передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы, владеть умениями совместной деятельности

принимать и сохранять учебную задачу

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

32.

Итоговая контрольная работа

передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы, владеть умениями совместной деятельности

принимать и сохранять учебную задачу

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Осмыслить на новом уровне роль композитора, исполнителя, слушателя — как условие, способ существования, развития музыки и воздействия её на духовную культуру общества.
Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с позиций возвышенных целей и задач искусства.
Осуществлять анализ конкретной музыки, вскрывая зависимость формы от содержания; закономерность данного комплекса выразительных средств — от выражаемых в музыке человеческих идеалов.
Участвовать в музыкальной жизни класса, школы в форме проведения классных концертов для малышей и родителей

33.

34.

Разучивание и исполнение песен.

Урок – концерт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочие программы и тематическое планирование в 4 классе по программе "Школа России."

Рабочие программы и тематическое планирование в 4 классе УМК "Школа России."...

Рабочая программа и тематическое планирование по музыке во 2 классе "Школа 2100"

Рабочая программа по музыке разработана на основе  федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   (Стандарты второго  поколения. Москва «...

Рабочая программа и тематическое планирование во 2 классе по русскому языку. Программе УМК "Школа России."

Рабочая  программа и тематическое планирование во 2 классе по русскому языку.  Программе УМК  "Школа России."...

Рабочая программа, календарно-тематическое планирование математика 1 класс

Рабочая программа, календарно-тематическое планирование математика 1 класс...

Рабочая программа, календарно-тематическое планирование технология 1 класс

Рабочая программа, календарно-тематическое планирование технология 1 класс...

Рабочие программы и тематическое планирование для 4 класс УМК "Школа России"

Рабочие программы без УУД для 4 класса УМК "Школа России"...