Рабочая программа и КТП по музыке , 3 кл., УМК "Перспектива"
рабочая программа по музыке (3 класс) на тему

В работе представлена рабочая программа и КТП по музыке для 3 класса с учетом национально-регионального компонента.

Материал будет интересен учителям, работающим по УМК "Перспектива"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»

ГОРОДА НУРЛАТ РТ

«Рассмотрено»

Руководитель МО

___________ Гизатуллина Г.К.

Протокол № ___ от

«____»____________2015 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УР МАОУ

«Средняя  общеобразовательная  школа  № 1»

города Нурлат

                     _____________   Шарапова Х.Р.

                  «____»____________2015 г.

«Утверждено»

ДиректорМАОУ«Средняя  общеобразовательная  школа  № 1»

города Нурлат    

              _____________ Головенькина А.Н.

Приказ № ___ от «___»____2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по музыке

3 А класса

Составитель: учитель начальных классов

                                                                     первой квалификационной категории

                                                                     Борисова Светлана Викторовна

2015 - 2016  уч. г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          Рабочая  учебная программа по  музыке для  3 -го  класса разработана   в соответствии с федеральным   государственным образовательным  стандартом  второго поколения  начального  общего образования,  примерной программы начального общего образования  по музыке с учетом  авторской программы по музыке -  «Музыка. Начальная школа», авторов:   Е.Д.Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2011.

         При создании программы авторы учитывали потребности современного российского общества и возрастные особенности младших школьников. В программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования.

Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:

  1. Закон «Об Образовании».
  2. Федерального и регионального компонентов Государственного стандарта начального общего образования.
  3. Примерной Программы начального общего образования. М.,  Просвещение», 2007 год.
  4. Базисный учебный план МАОУ « СОШ № 1» г. Нурлат.
  5. Положение о составлении рабочих программ учителями-предметниками МАОУ «СОШ № 1» г.Нурлат.
  6. Программы курса «Музыка» под редакцией Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

Изучение музыки  в 3  классе начальной школы направлено на  формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.  

Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно  отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.

Задачи музыкального образования младших школьников:

  • воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
  • воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
  • развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
  • накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к  Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;
  • развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
  • обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластических движений и импровизация).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

 

   Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.

Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.

Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру

младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.

Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят:

  • хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкальноритмические движения; игра на музыкальных инструментах;
  • инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных
  • пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

   Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др. В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.

Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Занятия в I классе носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте. Творческий подход учителя музыки к данной программе – залог успеха его музыкально-педагогической деятельности.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение курса музыки в 3 классе отводится 1 ч в неделю, всего 34 ч. (34 учебные недели). По положению о  рабочей программе учителя МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» города Нурлат РТ- 35 ч (35 учебных недель).

   

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.

Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.

Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного доcуга.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведенийрусской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

– формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;

– освоение начальных форм познавательной и личностной

рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;

– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;

– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на

электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).

Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

формирование общего представления о музыкальной картине мира;

– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека»,«Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».

Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл. Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки,

Игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.

Основные закономерности музыкального искусства.

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее  эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух и трехчастные, вариации, рондо и др.

Музыкальная картина мира.

Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD). Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык. Ниже представлено тематическое планирование в соответствии с учебниками для общеобразовательных учреждений авторов Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной: «Музыка. 3 класс»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Название раздела

Количество часов в программе

Комментарий

примерной (авторской)

рабочей

I

Россия Родина моя

5

5

-

1

Россия – Родина моя

Мелодия – душа музыки.

1

1

-

2

Природа и музыка. Лирические образы русских романсов.

1

1

-

3

Опера «Иван Сусанин».

1

1

-

4

Виват, Россия! (кант). Наша слава- русская держава

1

1

-

5

Кантата «Александр Невский».

1

1

-

II

День полный событий

4

4

-

1

День, полный событий.

Образы утренней природы в музыке.

1

1

-

2

Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.

1

1

-

3

«В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер.

1

1

-

4

Обобщающий урок по разделу «День, полный событий»

1

1

-

III

О России петь – что стремиться в храм

4

4

-

1

Радуйся Мария! Богородице Дево, радуйся!

1

1

-

2

Древнейшая песнь материнства.  

1

1

-

3

Вербное Воскресение. Вербочки.

1

1

-

4

Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир.

1

1

-

IV

Гори, гори ясно, чтобы не погасло

4

4

-

1

Настрою гусли на старинный лад… (былины). Былина о Садко и Морском царе

1

1

-

2

Певцы русской старины.  Лель.

1

1

-

3

Звучащие картины.

1

1

-

4

Прощание с Масленицей. Обобщающий урок.

1

1

-

V

В музыкальном театре

6

6

-

1

Опера «Руслан и Людмила».

1

1

-

2

Опера «Орфей и Эвридика» Увертюра. Фарлаф.

1

1

-

3

Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы.

1

1

-

4

«Океан – море синее».

1

1

-

5

Балет «Спящая красавица».

1

1

-

6

В современных ритмах (мюзикл).

1

1

-

VI

В концертном зале

6

6

-

1

Музыкальное состязание (концерт).

1

1

-

2

Музыкальные инструменты (флейта , скрипка).

1

1

-

3

Звучащие картины.

1

1

-

4

Сюита «Пер Гюнт».

1

1

-

5

«Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть, финал.

1

1

-

6

Мир Бетховена.

1

1

-

VII

Чтоб музыкантом быть, так подобно уменье

5

6

-

1

Чудо музыка. Острый ритм – джаза звуки.

1

1

-

2

 Мир Прокофьева.

1

1

-

3

Певцы родной природы.

1

1

-

4

Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет.

1

1

-

5

Промежуточная аттестация. Тест.

-

1

+1

6

Обобщающий урок по разделу « Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»

1

1

-

Итого

34

35

+1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема уроков

Количество часов

Характеристика

видов деятельности учащихся

Националь но- региональ-ный компонент)

Дата проведения урока

По порядку

По раз делу

По плану

Факт.

 Россия – Родина моя  (5ч.)

1

1

Россия – Родина моя.

Мелодия – душа музыки.

1

Выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке. Выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений (пение, художественное движение, пластическое интонирование).  Петь мелодии с ориентацией на нотную запись. Знать песни о героических событиях истории Отечества и исполнять их на уроках и школьных праздниках.

Интонационно  осмысленно  исполнять сочинения разных жанров.

2

2

Природа и музыка. Лирические образы русских романсов.

1

Композиторы Татарстана З. Яруллин, Р. Яхин .

3

3

Опера «Иван Сусанин»..

1

4

4

Виват, Россия! (кант). Наша слава- русская держава

1

Гимн г.Нурлат

5

5

Кантата «Александр Невский».

1

 День, полный событий   (4ч.)

6

1

День, полный событий.

Образы утренней природы в музыке.

1

Распознавать и оценивать выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. Понимать художественно-образное содержание музыкального произведения и раскрывать средства его воплощения. Находить общность интонации в музыке, живописи, поэзии. Выразительно, интонационно, осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей соло, хоре, ансамбле.». Научиться подбирать иллюстраций, близкие прослушанным произведениям. Выявлять ассоциативно – образные связи музыкальных и живописных произведений. Участвовать в сценическом  воплощении отдельных сочинений программного характера.

7

2

Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.

1

 

8

3

«В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер.

1

Татарские колыбель-ные песни.

9

4

Обобщающий урок по разделу «День, полный событий»

1

 

 О России петь – что стремиться в храм   (4ч.)

10

1

Радуйся Мария! Богородице Дево, радуйся!

1

Обнаруживать сходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства(музыка, архитектура, живопись).

Определять образный строй музыки с помощью «словаря эмоций».Знакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва, величание), песням, балладами и на религиозные сюжеты.

Иметь представления о религиозных праздниках народов России  и традициях их воплощения. Интонационно осмысленно исполнять  сочинения разных жанров и стилей.

 

11

2

Древнейшая песнь материнства.  

1

12

3

Вербное Воскресение. Вербочки.

1

13

4

Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир.

1

 Гори, гори ясно, чтобы не погасло!  (4ч.)

14

1

Настрою гусли на старинный лад… (былины). Былина о Садко и Морском царе

1

Выявлять общность жизненных истоков и особенности народного и профессионального музыкального творчества. Рассуждать о значении повтора, контраста, сопоставления как способа развития музыки. Разыгрывать народные песни по ролям, участвовать в коллективных играх - драмматизациях. Принимать участие в традиционных праздниках народов России. Участвовать в сценическом  воплощении отдельных фрагментов оперных спектаклей. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять  сочинения разных жанров и стилей.

15

2

Певцы русской старины.  Лель.

1

16

3

Звучащие картины.

1

17

4

Прощание с Масленицей. Обобщающий урок.

1

 В музыкальном театре  (6 ч.)

18

1

Опера «Руслан и Людмила».

1

Рассуждать о значении дирижера, режиссера, художника-постановщика в создании музыкального спектакля.

Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля ( дирижер, режиссер. действующие лица).

Рассуждать о смысле и значении выступления, увертюры к опере и балету. Сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной записи. Воплощать  в пении или пластическом интонировании сценические образы на  уроках  и школьных концертах. Исполнять интонационно осмысленно мелодии песен, тем из мюзиклов, опер, балетов.

19

2

Опера «Орфей и Эвридика» Увертюра. Фарлаф.

1

20

3

Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы.

1

21

4

«Океан – море синее».

1

22

5

Балет «Спящая красавица».

1

23

6

В современных ритмах (мюзикл).

1

 

 В концертном зале  (6 ч.)

24

1

Музыкальное состязание (концерт).

1

Наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров.

Узнавать стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи разных композиторов.

Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов.

Различать на слух старинную и современную музыку.

Узнавать тембры музыкальных инструментов.

Называть исполнительские коллективы и имена известных отечественных и зарубежных исполнителей

25

2

Музыкальные инструменты (флейта , скрипка).

1

26

3

Звучащие картины.

1

27

4

Сюита «Пер Гюнт».

1

28

5

«Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть, финал.

1

29

6

Мир Бетховена.

1

 Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье  (6ч.)

30

1

Чудо музыка. Острый ритм – джаза звуки.

1

Выявлять изменения музыкальных образов, озвученных различными инструментами. Разбираться в элементах музыкальной (нотной) грамоты. Различать характерные черты языка современной музыки. Определять принадлежность музыкальных произведений к тому или иному жанру.

Участвовать в подготовке заключительного урока-концерта.

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

31

2

 Мир Прокофьева.

1

32

3

Певцы родной природы.

1

33

4

Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет.

1

34

5

Промежуточная аттестация. Тест.

1

Тестирование уровня музыкального развития учащихся 3 класса. Проверка уровня усвоения знаний по изученным за год темам.

35

6

Обобщающий урок по разделу

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»

1

Участвовать  в подготовке заключительного урока-концерта.

Научиться составлять афиши и программы концерта. Исполнять  выученные и полюбившиеся  песни  всего учебного  года.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Книгопечатная продукция

Учебно-методический комплект «Музыка 1-4 классы» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагиной:

Примерная программа начального общего образования по музыке , Г.П.Сергеева, Д.Критская Т.С. Шмагина М ., Просвещение, 2013г.

«Методика работы с учебниками «Музыка 1-4 классы», методическое пособие для учителя М., Просвещение, 2008г.

Учебник «Музыка 3 класс», М., Просвещение, 2009 г.

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка» для учащихся 3 класса начальной школы», М.,Просвещение, 2009.

Израилев Ар. свящ. Колокола и звоны. Спб., 1884.

Левашова О., Келдыш Ю. История русской музыки. Т. 1. М., 2007.

Локшин Д. Замечательные русские хоры и их дирижеры. М., 2003.

Морозов И. А., Слепцова И. С. Забавы вокруг печки. Роман-газета, 2004.

Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. М: Художественная литература Вып. 1. Младенчество. Детство. 1991. Вып 2. Девичество 2004.

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц,  постеров и картинок.

Мультимедийный проектор

Экспозиционный экран

Компьютер

Экранно-звуковые пособия

Энциклопедия классической музыки (Композиторы, исполнители, произведения, инструменты, жанры и стили музыки, экскурсии, анимация, хронология, словарь терминов и викторина).

Энциклопедия Кирилла и Мефодия.

CD «Учимся понимать музыку»( Кирилла и Мефодия)

CD «Волшебная флейта» обучающая игра.

Энциклопедия искусств

CD «Музыкальный класс» обучающая программа;

 Интернет-ресурсы.

Игры и игрушки

Наборы ролевых игр,  муз. инструментов и игрушек  по темам. Настольные   развивающие игры.

Оборудование класса

Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КУРСУ «МУЗЫКА»

В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы основы музыкальной культуры через эмоциональное активное  восприятие; развит художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов; начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.

Обучающиеся научатся воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм. Они смогут воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокальнохоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах.

У них проявится способность вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми; импровизировать в разнообразных видах музыкально творческой деятельности.

Они смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно творческих ситуаций в повседневной жизни.

Обучающиеся научатся понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности; получат представление об эстетических идеалах человечества, духовных, культурных отечественных традициях, этнической самобытности музыкального искусства разных народов.

Музыка в жизни человека

Выпускник научится:

·воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;

·ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;

·воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).

Выпускник получит возможность научиться:

· реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;

· организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать.

Основные закономерности музыкального искусства

Выпускник научится:

·соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;

·наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;

· общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

Выпускник получит возможность научиться:

·реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);

·использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

·владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.

Музыкальная картина мира

Выпускник научится:

·исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

·определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;

· оценивать и соотносить музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

Выпускник получит возможность научиться:

·адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;

·оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).

 

Приложение

Промежуточная аттестация по музыке. Тест.

Итоговая  работа (в форме теста) составлена в соответствии с программой по музыке на основании государственного образовательного стандарта начального общего образования и предназначена для проведения промежуточной аттестации по музыке в 3 классе. Работа содержит 1 вариант и включает 17 заданий.

Цель работы – установить соответствие уровня знаний требованиям  программы  по курсу музыка учащихся 3 класса, способности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни и практической деятельности.

 

Промежуточная аттестация по музыке. Тест.

Фамилия  и имя учащегося _________________________________

1. Что обозначает слово:

а)    «пиано»  ____________                          б)   «форте» ________________        

2.  Название, какого музыкального инструмента получается  из слов «пиано» и «форте»? _____________________________________________

3. Инструмент симфонического оркестра: А) ложки, Б) флейта, В) баян, Г) бубен

4. Инструмент русского народного оркестра:

А) балалайка, Б) гобой, В) валторна, Г) флейта.

5. Значок, с помощью которого записывают музыку:

А) нота, Б) рондо, В) баритон, Г) романс.

6. Музыкальный спектакль, в котором персонажи танцуют под музыку оркестра:

А) опера, Б) увертюра, В) балет, Г) соната.

7. Музыкальный спектакль, в котором персонажи  поют и танцуют под музыку оркестра:

А) балет, Б)вальс, В) опера, Г) увертюра.

8. Сочинитель музыки–

А) актёр, Б) слушатель, В) певец, Г) композитор 

9. Руководитель оркестра  – А) солист, Б) слушатель, В) скрипач, Г) дирижёр

. Главный герой этой оперы – новгородский купец и путешественник, гусляр:

А) «Снегурочка», Б) «Руслан и Людмила», В) «Иван Сусанин», Г) «Садко»

11. Этот музыкальный термин переводится как «начало», «открытие» –

 А) увертюра, Б) лад, В) ) мелодия , Г) ритм 

12. Установите соответствие между композиторами и их произведениями

А) М.И Глинка                                                    «Снегурочка»

Б) П.И. Чайковский                                            «Руслан и Людмила»

В) Н.А.Римский-Корсаков                                «Детский альбом»

13. Назовите  ноты,  изображенные  на  нотных   линеечках.

                         H:\БУК  ИЗОБРАЖЕНИЯ\РАЗНОЕ\1264690450.jpg               H:\БУК  ИЗОБРАЖЕНИЯ\РАЗНОЕ\1264690450.jpg               H:\БУК  ИЗОБРАЖЕНИЯ\РАЗНОЕ\1264690450.jpg            H:\БУК  ИЗОБРАЖЕНИЯ\РАЗНОЕ\1264690450.jpg             H:\БУК  ИЗОБРАЖЕНИЯ\РАЗНОЕ\1264690450.jpg             H:\БУК  ИЗОБРАЖЕНИЯ\РАЗНОЕ\1264690450.jpg

                   1.   _____           2.  _____             3. ______          4.  ______         5. _______         6. _____

14. Определите  музыкальные  жанры   (танец, марш и песня).  

                                         2bdbcead3c66910448e9e36f25e32ab6                     hobi1917

                    1.  ____________           2. _____________       3. _____________    

                                                             

15. Придумай и запиши  слова,  в которых встречаются  ноты:

     «РЕ», «ЛЯ», «ДО» ______________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________

16. Подпишите названия музыкальных инструментов.      

                                        arfa bez nad                                       Ukulele                                               

1. _______________________         2. _____________________        3. _______________________        4. ____________________________      

17. Что это? H:\БУК  ИЗОБРАЖЕНИЯ\РАЗНОЕ\A4%20Blank%20Stave.jpg _________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Планета знаний" по музыке

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента образовательного стандарта общего образования  (5 марта 2004 года), примерной программы по УМК "Планета знаний". Программа составлен...

рабочая программа и КТП по музыке 1 класс Школа России ФГОС

рабочая программа и КТП по музыке 1 класс Школа России ФГОС...

рабочая программа 4 класс по музыке

Полная рабочая программа по музыке в 4 классе Критской....

рабочая программа 3 класс ФГОС музыка

Рабочая программа содержит пояснительную записку, основное содержание,требования к планируемым результатам изучения программы, календарно- тематическое планирование, перечень учебнго-методического обе...

Рабочая программа предшкольного класса по музыке

Пояснительная записка по музыке предшкольного класса. Календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по учебному предмету "Музыка" 1 класс

Рабочая программа по учебному предмету "Музыка" (1 класс, 2014-2015 уч. год) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «МУЗЫКА» ДЛЯ 2 КЛАССА ПО ПРОГРАММЕ ПОД РЕДАКЦИЕЙ Г.С. РИГИНОЙ

Настоящая рабочая программа разработана на основе методологии системы развивающего обучения Л. В. Занкова, в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандар...