Рабочая программа и КТП по музыке , 3 кл., УМК "Перспектива"
рабочая программа по музыке (3 класс) на тему
В работе представлена рабочая программа и КТП по музыке для 3 класса с учетом национально-регионального компонента.
Материал будет интересен учителям, работающим по УМК "Перспектива"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 624.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
ГОРОДА НУРЛАТ РТ
«Рассмотрено» Руководитель МО ___________ Гизатуллина Г.К. Протокол № ___ от «____»____________2015 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УР МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» города Нурлат _____________ Шарапова Х.Р. «____»____________2015 г. | «Утверждено» ДиректорМАОУ«Средняя общеобразовательная школа № 1» города Нурлат _____________ Головенькина А.Н. Приказ № ___ от «___»____2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке
3 А класса
Составитель: учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Борисова Светлана Викторовна
2015 - 2016 уч. г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа по музыке для 3 -го класса разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения начального общего образования, примерной программы начального общего образования по музыке с учетом авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2011.
При создании программы авторы учитывали потребности современного российского общества и возрастные особенности младших школьников. В программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования.
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
- Закон «Об Образовании».
- Федерального и регионального компонентов Государственного стандарта начального общего образования.
- Примерной Программы начального общего образования. М., Просвещение», 2007 год.
- Базисный учебный план МАОУ « СОШ № 1» г. Нурлат.
- Положение о составлении рабочих программ учителями-предметниками МАОУ «СОШ № 1» г.Нурлат.
- Программы курса «Музыка» под редакцией Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
Изучение музыки в 3 классе начальной школы направлено на формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.
Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования младших школьников:
- воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
- воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
- развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
- накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;
- развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
- обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластических движений и импровизация).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.
Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.
Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру
младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.
Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят:
- хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкальноритмические движения; игра на музыкальных инструментах;
- инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных
- пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др. В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Занятия в I классе носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте. Творческий подход учителя музыки к данной программе – залог успеха его музыкально-педагогической деятельности.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение курса музыки в 3 классе отводится 1 ч в неделю, всего 34 ч. (34 учебные недели). По положению о рабочей программе учителя МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» города Нурлат РТ- 35 ч (35 учебных недель).
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного доcуга.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведенийрусской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
– освоение начальных форм познавательной и личностной
рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на
электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
– формирование общего представления о музыкальной картине мира;
– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека»,«Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».
Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл. Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки,
Игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух и трехчастные, вариации, рондо и др.
Музыкальная картина мира.
Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD). Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык. Ниже представлено тематическое планирование в соответствии с учебниками для общеобразовательных учреждений авторов Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной: «Музыка. 3 класс»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название раздела | Количество часов в программе | Комментарий | |
примерной (авторской) | рабочей | |||
I | Россия Родина моя | 5 | 5 | - |
1 | Россия – Родина моя Мелодия – душа музыки. | 1 | 1 | - |
2 | Природа и музыка. Лирические образы русских романсов. | 1 | 1 | - |
3 | Опера «Иван Сусанин». | 1 | 1 | - |
4 | Виват, Россия! (кант). Наша слава- русская держава | 1 | 1 | - |
5 | Кантата «Александр Невский». | 1 | 1 | - |
II | День полный событий | 4 | 4 | - |
1 | День, полный событий. Образы утренней природы в музыке. | 1 | 1 | - |
2 | Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. | 1 | 1 | - |
3 | «В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер. | 1 | 1 | - |
4 | Обобщающий урок по разделу «День, полный событий» | 1 | 1 | - |
III | О России петь – что стремиться в храм | 4 | 4 | - |
1 | Радуйся Мария! Богородице Дево, радуйся! | 1 | 1 | - |
2 | Древнейшая песнь материнства. | 1 | 1 | - |
3 | Вербное Воскресение. Вербочки. | 1 | 1 | - |
4 | Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир. | 1 | 1 | - |
IV | Гори, гори ясно, чтобы не погасло | 4 | 4 | - |
1 | Настрою гусли на старинный лад… (былины). Былина о Садко и Морском царе | 1 | 1 | - |
2 | Певцы русской старины. Лель. | 1 | 1 | - |
3 | Звучащие картины. | 1 | 1 | - |
4 | Прощание с Масленицей. Обобщающий урок. | 1 | 1 | - |
V | В музыкальном театре | 6 | 6 | - |
1 | Опера «Руслан и Людмила». | 1 | 1 | - |
2 | Опера «Орфей и Эвридика» Увертюра. Фарлаф. | 1 | 1 | - |
3 | Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы. | 1 | 1 | - |
4 | «Океан – море синее». | 1 | 1 | - |
5 | Балет «Спящая красавица». | 1 | 1 | - |
6 | В современных ритмах (мюзикл). | 1 | 1 | - |
VI | В концертном зале | 6 | 6 | - |
1 | Музыкальное состязание (концерт). | 1 | 1 | - |
2 | Музыкальные инструменты (флейта , скрипка). | 1 | 1 | - |
3 | Звучащие картины. | 1 | 1 | - |
4 | Сюита «Пер Гюнт». | 1 | 1 | - |
5 | «Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть, финал. | 1 | 1 | - |
6 | Мир Бетховена. | 1 | 1 | - |
VII | Чтоб музыкантом быть, так подобно уменье | 5 | 6 | - |
1 | Чудо музыка. Острый ритм – джаза звуки. | 1 | 1 | - |
2 | Мир Прокофьева. | 1 | 1 | - |
3 | Певцы родной природы. | 1 | 1 | - |
4 | Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет. | 1 | 1 | - |
5 | Промежуточная аттестация. Тест. | - | 1 | +1 |
6 | Обобщающий урок по разделу « Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» | 1 | 1 | - |
Итого | 34 | 35 | +1 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема уроков | Количество часов | Характеристика видов деятельности учащихся | Националь но- региональ-ный компонент) | Дата проведения урока | |||||
По порядку | По раз делу | По плану | Факт. | |||||||
Россия – Родина моя (5ч.) | ||||||||||
1 | 1 | Россия – Родина моя. Мелодия – душа музыки. | 1 | Выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке. Выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений (пение, художественное движение, пластическое интонирование). Петь мелодии с ориентацией на нотную запись. Знать песни о героических событиях истории Отечества и исполнять их на уроках и школьных праздниках. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров. | ||||||
2 | 2 | Природа и музыка. Лирические образы русских романсов. | 1 | Композиторы Татарстана З. Яруллин, Р. Яхин . | ||||||
3 | 3 | Опера «Иван Сусанин».. | 1 | |||||||
4 | 4 | Виват, Россия! (кант). Наша слава- русская держава | 1 | Гимн г.Нурлат | ||||||
5 | 5 | Кантата «Александр Невский». | 1 | |||||||
День, полный событий (4ч.) | ||||||||||
6 | 1 | День, полный событий. Образы утренней природы в музыке. | 1 | Распознавать и оценивать выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. Понимать художественно-образное содержание музыкального произведения и раскрывать средства его воплощения. Находить общность интонации в музыке, живописи, поэзии. Выразительно, интонационно, осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей соло, хоре, ансамбле.». Научиться подбирать иллюстраций, близкие прослушанным произведениям. Выявлять ассоциативно – образные связи музыкальных и живописных произведений. Участвовать в сценическом воплощении отдельных сочинений программного характера. | ||||||
7 | 2 | Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. | 1 |
| ||||||
8 | 3 | «В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер. | 1 | Татарские колыбель-ные песни. | ||||||
9 | 4 | Обобщающий урок по разделу «День, полный событий» | 1 |
| ||||||
О России петь – что стремиться в храм (4ч.) | ||||||||||
10 | 1 | Радуйся Мария! Богородице Дево, радуйся! | 1 | Обнаруживать сходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства(музыка, архитектура, живопись). Определять образный строй музыки с помощью «словаря эмоций».Знакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва, величание), песням, балладами и на религиозные сюжеты. Иметь представления о религиозных праздниках народов России и традициях их воплощения. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. |
| |||||
11 | 2 | Древнейшая песнь материнства. | 1 | |||||||
12 | 3 | Вербное Воскресение. Вербочки. | 1 | |||||||
13 | 4 | Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир. | 1 | |||||||
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4ч.) | ||||||||||
14 | 1 | Настрою гусли на старинный лад… (былины). Былина о Садко и Морском царе | 1 | Выявлять общность жизненных истоков и особенности народного и профессионального музыкального творчества. Рассуждать о значении повтора, контраста, сопоставления как способа развития музыки. Разыгрывать народные песни по ролям, участвовать в коллективных играх - драмматизациях. Принимать участие в традиционных праздниках народов России. Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперных спектаклей. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. | ||||||
15 | 2 | Певцы русской старины. Лель. | 1 | |||||||
16 | 3 | Звучащие картины. | 1 | |||||||
17 | 4 | Прощание с Масленицей. Обобщающий урок. | 1 | |||||||
В музыкальном театре (6 ч.) | ||||||||||
18 | 1 | Опера «Руслан и Людмила». | 1 | Рассуждать о значении дирижера, режиссера, художника-постановщика в создании музыкального спектакля. Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля ( дирижер, режиссер. действующие лица). Рассуждать о смысле и значении выступления, увертюры к опере и балету. Сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной записи. Воплощать в пении или пластическом интонировании сценические образы на уроках и школьных концертах. Исполнять интонационно осмысленно мелодии песен, тем из мюзиклов, опер, балетов. | ||||||
19 | 2 | Опера «Орфей и Эвридика» Увертюра. Фарлаф. | 1 | |||||||
20 | 3 | Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы. | 1 | |||||||
21 | 4 | «Океан – море синее». | 1 | |||||||
22 | 5 | Балет «Спящая красавица». | 1 | |||||||
23 | 6 | В современных ритмах (мюзикл). | 1 |
| ||||||
В концертном зале (6 ч.) | ||||||||||
24 | 1 | Музыкальное состязание (концерт). | 1 | Наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров. Узнавать стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи разных композиторов. Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов. Различать на слух старинную и современную музыку. Узнавать тембры музыкальных инструментов. Называть исполнительские коллективы и имена известных отечественных и зарубежных исполнителей | ||||||
25 | 2 | Музыкальные инструменты (флейта , скрипка). | 1 | |||||||
26 | 3 | Звучащие картины. | 1 | |||||||
27 | 4 | Сюита «Пер Гюнт». | 1 | |||||||
28 | 5 | «Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть, финал. | 1 | |||||||
29 | 6 | Мир Бетховена. | 1 | |||||||
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (6ч.) | ||||||||||
30 | 1 | Чудо музыка. Острый ритм – джаза звуки. | 1 | Выявлять изменения музыкальных образов, озвученных различными инструментами. Разбираться в элементах музыкальной (нотной) грамоты. Различать характерные черты языка современной музыки. Определять принадлежность музыкальных произведений к тому или иному жанру. Участвовать в подготовке заключительного урока-концерта. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. | ||||||
31 | 2 | Мир Прокофьева. | 1 | |||||||
32 | 3 | Певцы родной природы. | 1 | |||||||
33 | 4 | Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет. | 1 | |||||||
34 | 5 | Промежуточная аттестация. Тест. | 1 | Тестирование уровня музыкального развития учащихся 3 класса. Проверка уровня усвоения знаний по изученным за год темам. | ||||||
35 | 6 | Обобщающий урок по разделу «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» | 1 | Участвовать в подготовке заключительного урока-концерта. Научиться составлять афиши и программы концерта. Исполнять выученные и полюбившиеся песни всего учебного года. |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Книгопечатная продукция
Учебно-методический комплект «Музыка 1-4 классы» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагиной:
Примерная программа начального общего образования по музыке , Г.П.Сергеева, Д.Критская Т.С. Шмагина М ., Просвещение, 2013г.
«Методика работы с учебниками «Музыка 1-4 классы», методическое пособие для учителя М., Просвещение, 2008г.
Учебник «Музыка 3 класс», М., Просвещение, 2009 г.
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка» для учащихся 3 класса начальной школы», М.,Просвещение, 2009.
Израилев Ар. свящ. Колокола и звоны. Спб., 1884.
Левашова О., Келдыш Ю. История русской музыки. Т. 1. М., 2007.
Локшин Д. Замечательные русские хоры и их дирижеры. М., 2003.
Морозов И. А., Слепцова И. С. Забавы вокруг печки. Роман-газета, 2004.
Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. М: Художественная литература Вып. 1. Младенчество. Детство. 1991. Вып 2. Девичество 2004.
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
Мультимедийный проектор
Экспозиционный экран
Компьютер
Экранно-звуковые пособия
Энциклопедия классической музыки (Композиторы, исполнители, произведения, инструменты, жанры и стили музыки, экскурсии, анимация, хронология, словарь терминов и викторина).
Энциклопедия Кирилла и Мефодия.
CD «Учимся понимать музыку»( Кирилла и Мефодия)
CD «Волшебная флейта» обучающая игра.
Энциклопедия искусств
CD «Музыкальный класс» обучающая программа;
Интернет-ресурсы.
Игры и игрушки
Наборы ролевых игр, муз. инструментов и игрушек по темам. Настольные развивающие игры.
Оборудование класса
Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КУРСУ «МУЗЫКА»
В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие; развит художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов; начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.
Обучающиеся научатся воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм. Они смогут воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокальнохоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах.
У них проявится способность вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми; импровизировать в разнообразных видах музыкально творческой деятельности.
Они смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно творческих ситуаций в повседневной жизни.
Обучающиеся научатся понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности; получат представление об эстетических идеалах человечества, духовных, культурных отечественных традициях, этнической самобытности музыкального искусства разных народов.
Музыка в жизни человека
Выпускник научится:
·воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
·ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
·воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).
Выпускник получит возможность научиться:
· реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
· организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать.
Основные закономерности музыкального искусства
Выпускник научится:
·соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
·наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;
· общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
Выпускник получит возможность научиться:
·реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
·использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
·владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.
Музыкальная картина мира
Выпускник научится:
·исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
·определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
· оценивать и соотносить музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Выпускник получит возможность научиться:
·адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
·оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
Приложение
Промежуточная аттестация по музыке. Тест.
Итоговая работа (в форме теста) составлена в соответствии с программой по музыке на основании государственного образовательного стандарта начального общего образования и предназначена для проведения промежуточной аттестации по музыке в 3 классе. Работа содержит 1 вариант и включает 17 заданий.
Цель работы – установить соответствие уровня знаний требованиям программы по курсу музыка учащихся 3 класса, способности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни и практической деятельности.
Промежуточная аттестация по музыке. Тест.
Фамилия и имя учащегося _________________________________
1. Что обозначает слово:
а) «пиано» ____________ б) «форте» ________________
2. Название, какого музыкального инструмента получается из слов «пиано» и «форте»? _____________________________________________
3. Инструмент симфонического оркестра: А) ложки, Б) флейта, В) баян, Г) бубен
4. Инструмент русского народного оркестра:
А) балалайка, Б) гобой, В) валторна, Г) флейта.
5. Значок, с помощью которого записывают музыку:
А) нота, Б) рондо, В) баритон, Г) романс.
6. Музыкальный спектакль, в котором персонажи танцуют под музыку оркестра:
А) опера, Б) увертюра, В) балет, Г) соната.
7. Музыкальный спектакль, в котором персонажи поют и танцуют под музыку оркестра:
А) балет, Б)вальс, В) опера, Г) увертюра.
8. Сочинитель музыки–
А) актёр, Б) слушатель, В) певец, Г) композитор
9. Руководитель оркестра – А) солист, Б) слушатель, В) скрипач, Г) дирижёр
. Главный герой этой оперы – новгородский купец и путешественник, гусляр:
А) «Снегурочка», Б) «Руслан и Людмила», В) «Иван Сусанин», Г) «Садко»
11. Этот музыкальный термин переводится как «начало», «открытие» –
А) увертюра, Б) лад, В) ) мелодия , Г) ритм
12. Установите соответствие между композиторами и их произведениями
А) М.И Глинка «Снегурочка»
Б) П.И. Чайковский «Руслан и Людмила»
В) Н.А.Римский-Корсаков «Детский альбом»
13. Назовите ноты, изображенные на нотных линеечках.
1. _____ 2. _____ 3. ______ 4. ______ 5. _______ 6. _____
14. Определите музыкальные жанры (танец, марш и песня).
1. ____________ 2. _____________ 3. _____________
15. Придумай и запиши слова, в которых встречаются ноты:
«РЕ», «ЛЯ», «ДО» ______________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________
16. Подпишите названия музыкальных инструментов.
1. _______________________ 2. _____________________ 3. _______________________ 4. ____________________________
17. Что это? _________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/17/picture-89937-1355766876.jpg)
Рабочая программа "Планета знаний" по музыке
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента образовательного стандарта общего образования (5 марта 2004 года), примерной программы по УМК "Планета знаний". Программа составлен...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/16/picture-219865-1363451537.jpg)
рабочая программа и КТП по музыке 1 класс Школа России ФГОС
рабочая программа и КТП по музыке 1 класс Школа России ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/14/picture-320266-1568483042.jpg)
рабочая программа 3 класс ФГОС музыка
Рабочая программа содержит пояснительную записку, основное содержание,требования к планируемым результатам изучения программы, календарно- тематическое планирование, перечень учебнго-методического обе...
Рабочая программа предшкольного класса по музыке
Пояснительная записка по музыке предшкольного класса. Календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по учебному предмету "Музыка" 1 класс
Рабочая программа по учебному предмету "Музыка" (1 класс, 2014-2015 уч. год) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «МУЗЫКА» ДЛЯ 2 КЛАССА ПО ПРОГРАММЕ ПОД РЕДАКЦИЕЙ Г.С. РИГИНОЙ
Настоящая рабочая программа разработана на основе методологии системы развивающего обучения Л. В. Занкова, в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандар...