Программа по внеурочной деятельности Веселые ноты
рабочая программа по музыке (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности
«Веселые ноты»
вокально – хоровое пение
Возраст учащихся – 7-10 лет
Учитель: Онищенко Д.Р.
Пояснительная записка
Коллективное пение - одна из самых массовых форм народного музицирования. Музыка и пение традиционно играли важную роль в воспитании детей и формировали у них музыкальную культуру. Хоровое искусство и хоровое воспитание оказывают влияние на становление духовной культуры, нравственных качеств личности, художественно - эстетическое развитие детей.
Основная цель, стоящая перед младшим вокальным коллективом - овладение начальными вокально - хоровыми, метроритмическими и теоретическими навыками, подготовка детей к дальнейшим занятиям в группе, приобщение детей младшего школьного возраста к участию в праздничных мероприятиях.
Цель-развитие индивидуального творческого воображения, формирование базовой культуры личности, приобщение её к ценностям общемировой и национальной культуры, усвоение культурных норм, ценностей и образцов поведения в обществе.
Главными задачами в работе с детьми являются:
-развитие эмоциональной отзывчивости на музыку,
-развитие и укрепление интереса детей к музыке, хоровому искусству,
-развитие музыкальных и творческих способностей детей,
-воспитание и развитие вокально-хоровых навыков (ансамбль, строй, певческое дыхание, музыкальный слух, ритм, звукообразование),
-развитие общеэстетического кругозора и обогащение внутреннего мира ребёнка,
- образно - эмоциональное восприятие окружающего мира через хоровое пение.
Обучение пению включает много задач в области вокальной работы (звукообразование, артикуляция, дикция, дыхание), ансамбля, строя, изучения нотного и литературного текста. Эти задачи являются общими для всех детей и вместе с тем специфическими для каждой группы.
Программа рассчитана для детей 7-8 и 9-10 лет и планируется на один год. Занятия проводятся по группам. Необходимо периодически объединять группы и проводить сводные репетиции перед выступлениями.
Основные направления и содержания деятельности
Учебные занятия проводятся один раза в неделю. Групповые занятия - основная форма работы. Самым главным принципом обучения в вокальной группе является принцип эмоциональной драматургии занятий. Прежде всего — это создание атмосферы увлечённости, участие детей в создании музыкального образа произведения, познании музыки через собственные действия. Для этого используются следующие формы работы - движения под музыку, пение, игровые формы.
С самого начала необходимо дать детям почувствовать, что пение это - с одной стороны, серьёзное занятие, где ребята получают определённые знания, умения, навыки, а с другой стороны - это творческий процесс, в котором сможет присутствовать игра, шутка, поиск новых исполнительских красок. Дети должны чувствовать эстетическое наслаждение от исполнения музыкального произведения, от коллективного пения.
Построение занятий любой группы основывается на принципе контраста: чередование различных форм деятельности, приемов работы, темпов произведений и т.д. Каждое занятие необходимо завершать исполнением любимых песен детей.
Занятия сочетают в себе теоретическую и практическую части. Для наглядности возможно использовать на занятиях технические средства обучения (аудио и видео).
Занятия для детей могут проходить как по группам, так и индивидуально. Это обусловлено работой над общим репертуаром группы, подготовкой концертного выступления.
Воспитательная работа - составная часть образовательной деятельности вокального коллектива. Патриотическое и нравственное воспитание взято за основу данной программы занятий.
Участие в концертах развивает у детей устойчивый интерес к творчеству, к пению, сольному пению, обогащает внутренний мир, расширяет кругозор. Для достижения результата воспитательной и образовательной деятельности коллектива используются следующие формы мероприятий: концертные выступления, смотры, конкурсы, фестивали детского творчества, тематические недели и дни, художественные программы, театрализованные представления. Они проходят как на базе школы, так и в других учреждениях района и города.
Условия реализации деятельности вокального коллектива.
Занятия групп проходят в кабинете № 202. Площадь кабинета достаточна для занятий. Кабинет хорошо освещен. Проветривание кабинета производится в соответствии с графиком. Имеется магнитофон и аудиозаписи музыкальных произведений на дисках, компьютер, телевизор. Данные технические средства помогают разнообразить деятельность учащихся на занятиях.
Календарно-тематическое планирование
«Веселые ноты» 3-4 класс
№ п/п | Тема урока | Дата | Примечание |
1 | Знакомство. Пение любимых песен детей. | ||
2 | Что такое голосовой аппарат? Как мы поем? Зачем нужны песни? | ||
3 | Восприятие музыки. Эмоциональная отзывчивость при слушании и исполнении песен различного характера. Разучивание песен. | ||
4 | Развитие музыкального слуха и голоса. Длительность звуков. | ||
5 | Движение мелодии вниз, вверх, скачкообразное. Работа над певческими упражнениями. | ||
6 | Усвоение певческих навыков. Дыхание. Легкий звук. Напевность. | ||
7 | Продолжение работы над песнями. | ||
8 | Восприятие музыки. Умение понять характер музыкального произведения во время прослушивания. | ||
9 | Звуковысотность. Интонация. Пение упражнений на удерживание звука, на движение мелодии вверх и вниз. | ||
10 | «Мы живём в свободной стране и учимся в любимой школе» Слушание песен о школе. | ||
11 | Точка в музыке. Вступление. Музыкальная фраза. Разучивание песни. | ||
12 | Различение звуков по высоте. Умение повторять их за учителем. | ||
13 | Импровизация. Мелодия. Фраза. Пение упражений. Продолжение работы над песнями (народная и композиторская). | ||
14 | «Шутка в музыке». Эмоциональность. Весёлый характер в музыке. Танцевальность. Игровой характер. | ||
15 | Пение упражнений с отчётливым произношением гласных в словах, согласных - в конце слова. | ||
16 | Игровые песни. Игровой, шуточный характер в музыке. | ||
17 | Отличие на слух правильного и неправильного пения товарищей. Работа над песнями. | ||
18 | Русский танец хоровод. Поступенное движение мелодии. Ритмический рисунок. | ||
19 | Музыкальное сопровождение. Динамика в пении. Темп звучания. | ||
20 | Пение лёгким звуком в оживлённом темпе. Работа над передачей весёлого, шуточного характера песни. | ||
21 | Вступление. Дыхание. Выразительность. Пение естественным голосом, слаженно. Работа над артистичностью певцов вокального ансамбля | ||
22 | Гимн- торжественная песня- слава. Контроль слухом качества пения товарищей. | ||
23 | Эмоциональность при пении. Разучивание гимна. | ||
24 | Героический характер музыки. Вступление, заключение. Запев, припев. | ||
25 | Патриотизм русской песни. Умение показывать рукой движение мелодии вверх и вниз, передавать долгие и короткие звуки. | ||
26 | Маршевость в музыке. Работа над артикуляцией ( чёткое произношение слов) | ||
27 | Чистое интонирование. Работа над песнями. | ||
28 | Работа над эмоциональным исполнением песен. Работа над артистизмом. | ||
29 | Жанровая основа песни: вальс, колыбельная. | ||
30 | Запев. Припев. Смена темпов. Разучивание песни. Движения под музыку. | ||
31 | Упражнения на дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами. Пение лёгкое, подвижное, без напряжения. | ||
32 | Умение слушать (и слышать) себя и товарищей. Пунктирный ритм. | ||
33 | Пение любимых песен детей. Упражнения на развитие певческой дикции, чистоты интонации. Повторение песен. | ||
34 | Пение любимых песен детей. Упражнения на развитие певческой дикции, чистоты интонации. Повторение песен. |
Календарно-тематическое планирование
«Веселые ноты» 1-2 класс
№ п/п | Тема урока | Дата | Примечание |
1 | Пение любимых песен | ||
2 | Что такое голосовой аппарат? Как мы поем? Зачем нужны песни? | ||
3 | Хоровое пение Упражнения Слушание музыки | ||
4 | Восприятие музыки. Эмоциональная отзывчивость при слушании и исполнении песен различного характера. Разучивание песен. | ||
5 | Хоровое пение. Движения под музыку. Вокальные упражнения. Игры. | ||
6 | Хоровое пение, упражнения на развитие голоса. | ||
7 | Развитие музыкального слуха и голоса. Длительность звуков. | ||
8 | Восприятие музыки. Умение понять характер музыкального произведения во время прослушивания. | ||
9 | Хоровое пение. Движения под музыку. Вокальные упражнения. Игры. | ||
10 | Хоровое пение. Движения под музыку. Вокальные упражнения. Игры. | ||
11 | Упражнения для развития голоса, игры, инсценировки. | ||
12 | «Мы живём в свободной стране и учимся в любимой школе» Слушание песен о школе. | ||
13 | Точка в музыке. Вступление. Музыкальная фраза. Разучивание песни. | ||
14 | Хоровое пение. Движения под музыку. Вокальные упражнения. Игры. | ||
15 | Пение любимых песен. | ||
16 | Различение звуков по высоте. Умение повторять их за учителем. | ||
17 | Пение упражений. Продолжение работы над песнями (народная и композиторская). | ||
18 | «Шутка в музыке». Эмоциональность. Весёлый характер в музыке. Танцевальность. Игровой характер. | ||
19 | Хоровое пение. Движения под музыку. Вокальные упражнения. Игры. | ||
20 | Хоровое пение. Движения под музыку. Вокальные упражнения. Игры. | ||
21 | Отличие на слух правильного и неправильного пения товарищей. Работа над песнями. | ||
22 | Русский танец хоровод. Поступенное движение мелодии. Ритмический рисунок. | ||
23 | Пение естественным голосом, слаженно. Работа над артистичностью певцов вокального ансамбля | ||
24 | Героический характер музыки. Вступление, заключение. Запев, припев. | ||
25 | Хоровое пение. Движения под музыку. Вокальные упражнения. Игры. | ||
26 | Чистое интонирование. Работа над песнями. | ||
27 | Маршевость в музыке. Работа над артикуляцией ( чёткое произношение слов) | ||
28 | Хоровое пение. Движения под музыку. Вокальные упражнения. Игры. | ||
29 | Чистое интонирование. Работа над песнями. | ||
30 | «Шутка в музыке». Эмоциональность. Весёлый характер в музыке. Танцевальность. Игровой характер. | ||
31 | Пение любимых песен | ||
32 | Хоровое пение. Движения под музыку. Вокальные упражнения. Игры. | ||
33 | Хоровое пение. Движения под музыку. Вокальные упражнения. Игры. |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Специфика данной программы не позволяет педагогу использовать многообразные формы обучения. Здесь могут быть использованы следующие формы: занятие (текущее, открытое, контрольное), викторина, конкурс (как разновидность контрольного занятия).
Однако несмотря на ограниченность форм обучения, педагог может использовать самые разнообразные методы и методические приёмы:
- словесный метод (рассказ, объяснение);
- наглядный метод (личный показ педагога; слушание музыкальных произведений);
- практический (упражнения, выполнение тестов);
- репродуктивный метод (объяснение нового материала на основе пройденного);
- метод самостоятельной работы обучающихся.
Большую помощь педагогу оказывают также методы, стимулирующие интерес к обучению: игра, создание ситуаций успеха, занимательности. Контроль за реализацией образовательной программы, а также за усвоением обучающимися определённых знаний, формированием навыков и умений - важная задача для педагога. И здесь он может пользоваться самыми разнообразными методами проверки и контроля: индивидуальный опрос, фронтальный опрос, тест, письменные проверочные работы, творческие задания и т.д.
Реализация программы требует создания соответствующих материальных условий. К их числу относятся:
- Светлое, чистое, проветриваемое помещение.
- Настроенный инструмент (рояль, фортепиано).
- Линованная доска (или заменяющие её трафареты).
- Камертон.
- Столы, стулья, письменные принадлежности.
- Музыкальный центр (магнитофон).
- Методические материалы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Багадуров В.А. Воспитание и охрана детского голоса. Сб. статей. - М., 1953.
- Варламов А.Е.. Вокальная педагогика. -М., 1953.
- Вербов A.M. Техника постановки голоса-М., 1961.
- Вербовая Н.П., Головина О.М. Искусство речи. - М., 1977.
- Виноградов К.П. Работа над дикцией // Витт Ф. Практические советы обучающимся пению. - Л., 1968.
- Гарсия М. Школа пения. - М., 1957.
- Гембицкая Е.Я. Обучение мальчиков в хоре, - М., 1960.
- Глинка М.И. Управления для усовершенствования голоса. - М., 1950.
- Дмитриев Л.Б. Голосовой аппарат певца. - М., 1964.
- Кабалевский Д.Б. Программа по музыке в общеобразовательной школе.-М., 1982.
- Малинина Е.М. Вокальное воспитание детей. - М., 1967.
- Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению. - М., 1987.
- Назаренко И.К. Искусство пения. -М., 1968.
- Садовников И. Орфоэпия в пении. -М., 1958.
- Стулова Г.П. Развитие детского голоса. - М., 1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по внеурочной деятельности "Веселая грамматика"
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в...
Программа по внеурочной деятельности «Веселая грамматика»
программа на 4 года обучения...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности ««Веселые нотки»
Цель – Формирование у обучающихся устойчивого интереса к пению, исполнительских вокальных навыков через активную музыкально-творческую деятельность, приобщение к сокрови...
Программа по внеурочной деятельности " Веселый этикет "
Программа по внеурочной деятельности " Веселый этикет " составлена для учащихся 1-4 классов...
Программа по внеурочной деятельности "Веселые нотки"
Программа по внеурочной деятельности по музыке "Веселые нотки" написана для обучающихся 2-го класса...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Веселый английский" 1 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Веселый английский" 1 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Веселые ноты"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Веселые ноты"...