Методические рекомендации для учителей музыки и пения, преподавателей по вокалу, педагогов дополнительного образования
план-конспект урока по музыке на тему

Валиуллина Альфия Халисовна

Музыкальные средства выразительности — это те средства выразительности, благодаря которым исполнитель может передавать свои чувства и образы через звук, через голос.Тема нашего занятия – музыкальные  средства  выразительности .Артистизм играет большую роль в исполнении. Под артистистичностью мы понимаем мастерство, виртуозность исполнителя. На сцене важно все: мимика, дикция, артикуляция, жестикуляция, манера двигаться и держать себя. От того, как ты исполнишь произведение, насколько артистично, музыкально и будет зависеть как его примет слушатель. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Основная задача класса вокала в музыкальных школах ставит довести искусство пения до известной степени совершенства. Необходимо встретить особое сочетание врожденных данных, которые после долгого, хорошо направленного учения должны еще развиться.

Голос есть природный инструмент, поэтому обаяние, выражение, красота эффектов, производимые им, ставят его выше всех инструментов, созданных людьми.

Музыкально – певческое воспитание детей определяется тем, что данный тип воспитания оказывает не только на эмоционально – эстетическое развитие личности ребенка, но и на развитие его умственных и психических качеств. Развитие голоса и слуха, художественного вкуса – является основой в занятиях вокала. Очень важно в программе постановки голоса применение современных информационно-коммуникативных технологий.

Миссия программы заключается в формирования музыкально – певческой культуры, в обучении осознания и оценки своих возможностей и перспектив. Важно чтобы обучение помогло ребенку утвердиться в обществе, а также спроектировать модель своей будущей жизни. Национально – региональный компонент как составная часть программы является важным инструментом реализации концепции национального воспитания и образования, т.е. основой исконных традиций того или иного народа от общественных ценностей.

В основу программы положены методические рекомендации разных виднейших педагогов как Емельянов, Огородников, Меккалези, суть которых заключается в бережном воспитании голоса каждого ребенка, постоянное выявление и обогащение естественного тембра и на этой основе – комплексное развитие всех музыкальных способностей, заложенных в человеке, признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. Результатом обучение по данной  программе с обучающимися являются: высокие показатели на конкурсных выступлениях на разных уровнях (как Международные, Всероссийские, городские) по всем номинациям.


Цели и задачи

  1. Обучающая цель:

способствовать формированию певческих навыков в полном соответствии с общими закономерностями развития детского голоса.

Задачи:

  • сформировать у ребенка представление о голосовом аппарате и механизме его действия;
  • обучить глубокому певческому дыханию, которое придает голосу объем и силу, и является необходимым условием для хорошей кантилены;
  • научить максимально включать голосовые резонаторы, что позволяет свободно петь на верхнем участке диапазона;
  • пение естественным звуком, в противовес «перекрытому», утробному, затылочному, воющему звуку;
  • сформировать умение совершенствовать вокальные навыки до высокого профессионального уровня;
  • научить учащихся оздоравливать свой голосовой аппарат.  
  • научить пользоваться Интернет-ресурсами, компьютерными программами, образовательными и музыкальными сайтами в Интернете.

2.   Воспитывающая цель:

- воспитание культурной, музыкально образованной личности ребенка на основе принципов отечественного и зарубежного искусства.

Задачи:

  • воспитать базовые навыки вокалиста (глубокая опора, высокая позиция, «близкое» пение, раскрытие глотки и др.);
  • воспитать любовь к величайшим образцам мировой и отечественной вокальной музыки (эстрадное и академическое исполнение);
  • прививать любовь к народной и национальной музыке отечественных композиторов и исполнителей;
  • способствовать осознанному отношению к нормам этики и эстетики.

3.  Развивающая цель:

развить музыкальные способности, заложенные в ребенке.

Задачи:

  • развить метроритмический гармонический слух;
  • развить память и образное мышление;
  • развить творческие способности и реализовать собственные исполнительские навыки.

Особенности программы

        Данная программа рассчитана на 7 лет. При поступлении ребенка проверяются музыкальный слух, память, ритм. В отличие от программ традиционных, ориентированных на музыкально одаренных детей, данная программа предусматривает занятия со всеми детьми без исключения. Зачастую дети на вступительных испытательных экзаменах показывают весьма средние данные, в силу воздействия окружающей среды. В процессе обучения в классе вокала дети раскрываются.

        За период обучения в музыкальной школе учащийся должен овладеть полным объемом знаний и навыков, предусмотренных данной программой. Форма занятий индивидуальная: проходят 2 раза в неделю по 1 часу. В конце I и III четверти проводятся контрольные уроки, в виде выступлений. В конце каждого полугодия сдается академический зачет, он предусматривается академическим концертом.

В начале работы над певческим звуком учащиеся получают навыки правильной певческой установки, опоры дыхания, учатся правильному расходованию дыхания, правильной певческой позиции, обеспечивающей голосу такие певческие качества, как звонкость, полетность, собранность.  

В начале вокальных занятий обычно выполняют упражнения, «разогревающие» голосовой аппарат, формирующие и развивающие вокальные навыки.

Специальным навыком, овладение которым входит в содержание обучения в классе вокала сольного пения без сопровождения инструмента, в процессе которого активно развиваются все компоненты слуховых представлений о певческом звуке: тембровые, динамические и звуковысотные.

Ансамблевое пение (дуэты, трио) также является важной частью вокально–педагогического репертуара, так как пение в ансамбле учит певца подчинять свою индивидуальность задачам коллектива. Это основное правило настоящего ансамбля.

Так, в навыке ансамблевого пения проявляется главная суть хорошего исполнения – коллективность. Прохождение репертуара должно отражаться в индивидуальных планах, которые составляются в начале каждого полугодия. В них кроме репертуара, краткой характеристики учащегося к началу каждого учебного года. Намечаются задачи по овладению вокально-техническими навыками.

Певческое дыхание

Певческое дыхание и его развитие, как основы пения происходит в процессе работы над певческим звуком, и воспитывается постепенно и систематично. Оно должно быть равномерным, свободным, способствующим естественной координации всех систем, участвующих в голосообразовании. Только естественное спокойное дыхание, организованное в связи с пением, создаёт условия для "опёртого" звука. Такой звук воспринимается на слух как полный и красивый.

Голосообразованию   предшествует   вдох.   Эту   фазу  дыхания   мы   можем регулировать, что очень важно для обучения. Во время певческого вдоха происходит наполнение лёгких воздухом и подготовка голосового аппарата к голосообразованию. Певческий вдох берётся бесшумно, достаточно глубоко, с ощущением полузевка. При вдохе не следует набирать большое количество воздуха, т.к. затрудняется подача звука и сам процесс голосообразования.

Певческий вдох и выдох разделяются мгновенной задержкой дыхания, после чего начинается выдох. Мгновенная задержка дыхания перед воспроизведением звука — момент фиксации положения вдоха, вдыхательной позиции. Под этим следует понимать не только находящуюся в положении вдоха грудную клетку, но и фиксацию полузевка. Вдыхательная установка должна сохраняться на всё время пения, на весь фонационный выдох, что составляет опору дыхания. Основной задачей правильного выдоха является его плавный, экономный выдох (т.е. воздуха, набранного при вдохе), создание необходимого для нормальной работы голосовых связок, давления в подсвязочном пространстве.

Умение расходовать дыхание, так, чтобы оно без остатка превращалось в звук, определяет мастерство владения певческим дыханием.

В вокально-педагогической практике наиболее удобным считается нижнерёберно-диафрагматическое дыхание, т.е. смешанное. При этом типе дыхания грудная клетка и диафрагма активно включены в работу: вдох сопровождается одновременным движением нижних рёбер и диафрагмы, что позволяет достигать полного вдоха. Взаимодействие дыхания и голосовых связок определяет опору звука. Иначе, певческая опора — это результат согласованной работы всех частей голосового аппарата (гортани, органов дыхания и надставной трубки).

Основным критерием певческой опоры является качество воспроизводимого звука. Это звук собранный, богатый тембровыми красками, хорошо несущийся, округлённый. Поэтому в начале обучения правильно организованные вдох и атака звука являются моментами первостепенной важности, т.к. они во многом определяют хоровое звучание.

Начальный момент взаимодействия голосовых связок и дыхания называется атакой звука. Атака — это момент возникновения звука. Организуя работу голосовых связок в начальный момент голосообразования, атака определяет последовательное звучание. Произвольно меняя способ взятия звука, мы тем самым можем влиять на характер работы голосовых связок, поэтому атака звука является важнейшим средством сознательного воздействия на работу голосовых связок, не подчинённых нашей воле непосредственно. В вокально-педагогической практике пользуются мягкой и твёрдой атакой. Кроме всего атака является выразительным средством в пении.

Пение — это вид музыкального искусства, в котором музыкальная организация связана со словом. В образовании музыкальной речи участвуют органы речевого аппарата: ротовая полость с языком, мягким нёбом, нижней челюстью, глотка, гортань. Работа этих органов направлена на создание звуков речи (гласных и согласных), называется артикуляцией.

Артикуляционные органы имеют особое значение. Это наиболее подвижная и подчинённая нашей воле часть голосового аппарата. Мы видим, как двигается нижняя челюсть, как работают губы, в каком положении находится мягкое нёбо. Работа этих органов находится в теснейшей связи, прежде всего с гортанью. Вялая работа артикуляционных органов, так же как и их перенапряжение, сказывается на работе всего голосового аппарата.

Важнейшую роль в пении играет сонастроенность мягкого нёба и гортани, что очень важно, т.к. через подчиненное нашему сознанию мягкое небо мы можем влиять на гортань, её устойчивость. Установка мягкого нёба в положение зевка создаёт условия формирования гласных звуков, влияет на их округление, тембр, окраску, высокую позицию. Высокие тоны требуют большей степени поднятия мягкого нёба, высокого "купола". Это особенно важно при формировании верхних тонов у мужских голосов. Работе над зевком должно быть уделено пристальное внимание с самого начала обучения пению. Зевок является составной частью вдыхательной позиции.

Певческий уклад артикуляционных органов при образовании гласных звуков в пении отличается от речевых — акустикой, формантой. Таким же свойством обладают и певческие согласные. Способ воздействия на певческий голос и работу голосового аппарата при помощи фонем (отдельных звуков речи — гласных и согласных) называется фонетическим методом обучения вокалу. Он является распространённым и эффективным в вокальной педагогике.

Интенсивность и согласованность работы артикуляционных органов определяет качество произнесения звуков речи, разборчивость слов — дикцию.

Работу артикуляционного аппарата надо организовать так, чтобы быстрые и интенсивные движения, особенно движения языка не нарушали певческую установку гортани, нужно научиться произносить звуки речи, почти не смещая гортань.

Высокая певческая форманта придаёт звонкость, полётность, собранность голосу ещё за счёт головных и грудных резонаторов, увеличивающих акустику звука.

Для осуществления певческого дыхания, звукообразования важна осанка, правильное положение корпуса и головы. Нужно следить, чтобы была выпрямлена спина и хорошо прогнут поясничный отдел позвоночника, т.к. диафрагма своими веерообразно идущими мышцами прикрепляется к верхним поясничным позвонкам. Расправленная грудь, голова не закинута назад.

У начинающего петь необходимо ликвидировать вредные дыхательные движения — поднятие плеч при вдохе (что говорит о ключичном дыхании); отучить от отрывистых судорожных вдохов (что ведёт к быстрому опадению грудной клетки). Поющий должен находиться постоянно в состоянии вдоха. Таким образом, выработка и закрепление устойчивых мышечных ощущений даст возможность добиться полного и свободного звучания голоса.

Работа дыхательных мышц во время пения связана с работой гортани и резонаторов. Фонация и дыхание находятся в прямой связи. Стабилизация гортани — это принцип, на котором должен формироваться голос. При обучении пению надо создать благоприятные условия, чтобы гортань могла занять наиболее удобное положение для звукообразования: добиваться полной свободы нижней челюсти и языка, естественного зевка и правильного дыхания.

Вокальные упражнения

Обязательным условием формирования и совершенствования вокальных навыков являются упражнения. Как известно, упражнения — это многократно повторяемое, специально организованное действие, которое направлено на улучшение качества его выполнения.

Все три компонента упражнения — повторяемость, определённая организация и целенаправленность — являются обязательными, но сущность упражнения определяет два последних из них. Любое действие, применяемое как упражнение, превратится в простое повторение, если оно не будет нужным образом организовано, чтобы обеспечить выполнение действия на более высоком уровне по сравнению с первоначальным.

Для формирования различных вокальных навыков подбирают не одно, а несколько упражнений, причём упражнения часто способствуют выработке не одного, а нескольких навыков. После каждого упражнения педагог должен указать, правильно ли оно выполнено, какие были ошибки и как их исправить. При правильном выполнении упражнения достигнутое закрепляется и затем совершенствуется.

Упражнения обычно выполняют в начале вокальных занятий и тогда они не только служат целям формирования и развития навыков; но и "разогревают" голосовой аппарат. Часть урока индивидуальных занятий, которая состоит из упражнений, называется распеванием.

На первых занятиях при введении нового упражнения его мелодию лучше играть в унисон с певцом, подыгрывая на инструменте. Как только интонация ученика станет устойчивой, нужно оставить одну гармоническую поддержку.

Пение упражнений следует начинать с примарных звуков — наиболее естественно, красиво и без напряжения звучащих нот в диапазоне певца.

Постепенно во время занятий объём звуков, охваченных упражнениями, расширяется. Со временем он увеличивается на весь диапазон голоса. Крайне предельные ноты диапазона в упражнения вовлекаются только на конечном этапе обучения.

Первые упражнения выполняются на более удобном для ученика гласном звуке, который обычно по звучанию выгодно выделяется среди других гласных. Этот гласный звук является отправной точкой в применении гласных при пении упражнений. На нём, как на наиболее удобном для себя звуке, ученик легче осваивает элементы вокально-технических навыков, добивается необходимого вокального звучания.

После того, как выбранный первоначально гласный обретает нужные качества, переходят к другим гласным, постепенно и на них, осваивая вокальное звучание, выработанное на первом гласном.

Кантилена, т.е. непрерывно льющийся звук, составляет основу пения. Она образуется только тогда, когда каждый последующий звук является продолжением предыдущего, как бы "выливается" из него. Такая манера пения называется связной, или пением легато.

Упражнения на легато являются основным средством выработки кантилены.

Петь отрывисто, отделяя каждый звук, атакуя каждую ноту заново смыканием голосовых связок и дыханием при помощи активных движений диафрагмы это значит петь стаккато.

Пение на стаккато связано с активным смыканием голосовых связок. Оно хорошо активизирует их работу, способствует усвоению чёткой атаки и очень полезно при вялом тонусе голосовых мышц, при сиплом призвуке. Каждая спетая на стаккато нота не должна сопровождаться снятием дыхания.

Упражнения на одной ноте развивает равномерный, экономный длительный выдох, опору. Выдержанная нота, спетая на первоначально выбранном гласном в одной силе звука, может быть первым упражнением для начинающих. С такого упражнения начинал занятия М. Глинка.

Пение с закрытым ртом на сонорный звук "м" ("мычание") осуществляется при сомкнутых губах с несколько опущенной нижней челюстью, с ощущением небольшого зевка. Оно настраивает на головное звучание, но приносит пользу только тогда, когда при нём возникают правильные резонаторные ощущения, а именно, когда поющий хорошо ощущает вибрацию тканей носа. Пение с закрытым ртом рекомендуется применять в начале распевания.

Пение без сопровождения.

Пение без сопровождения инструмента является специальным навыком, овладение которым является немаловажным при обучении пению.

Слух является решающим фактором в пении.

Пение без сопровождения является важным и необходимым в развитии внутреннего слуха, т.к. внимание поющего не отвлечено музыкальным сопровождением и собирается на собственных ощущениях: слуховых, мышечных, резонаторных и т.д. Усиливается развитие самостоятельности и самоконтроля, без посторонней помощи оценивать воспроизводимый звук.

Как показала практика, в пении без сопровождения лучше проявляется природный тембр голоса, он звучит более ровно, обретает новые краски. При пении без сопровождения уменьшается сиплый призвук в голосе, если он связан с вялой функцией голосовых связок, но не с заболеванием.

Обучение учащихся пению без сопровождения должно опираться на сознательное применение закономерностей интонирования, обретению устойчивых навыков оставаться в заданной тональности, помогает избавиться от форсированного звука.

Формируя навыки пения а'сареllа на начальном этапе обучения, для создания благоприятных условий работы голосового аппарата, следует подбирать произведения с несложным метроритмическим рисунком, ограниченным диапазоном (не более октавы), с тесситурой, которая была бы приближена к примарной зоне звучания голоса поющего.

Поиск нужной высоты звука, нюансы звучания, правильная интонация, её сохранение (устойчивое воспроизведение песнопения) зависит от эмоционального настроя, степени исполнительской активности (тонуса).

Хорошо освоенное, полноценное выразительное вокальное звучание и устойчивая интонация при пении без сопровождения на несложном мелодическом, но требующем достаточного владения голосом материале (по тесситуре, движению мелодии, динамике звука, смысловым и художественно-музыкальным задачам), дают возможность обучающимся справиться с усложнением интонационных задач.

Основные положения головы и корпуса

Корпус во время пения необходимо держать прямо, естественно и непринуждённо, стоять твёрдо на обеих ногах. Плечи слегка расправлены, руки расслабленны. Голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не подымая высоко, мышцы лица и шеи не должны быть напряжены, смотреть прямо перед собой.

Атака звука

Атака звука — это момент возникновения звука при взаимодействии дыхания и голосового аппарата.

Вдох и атака звука являются моментом первостепенной важности, т.к. они определяют характер звучания.

Атака звука определяется различными вариантами взаимодействия голосовых связок и дыхания.

Твёрдая атака

Голосовые связки плотно смыкаются до начала выдоха, звук голоса жёсткий, напряжённый.

Твёрдую атаку используют как средство музыкальной выразительности для передачи характера произведения. Кроме того, твёрдая атака используется для активизации гортани.

Мягкая атака

Момент смыкания голосовых связок почти совпадает с началом выдоха. Мягкая атака наиболее употребительная в пении, устраняет горловое звучание (зажатие).

При мягкой атаке звук становится эластичным, полётным, округлым, мягким.

Открытый звук

Открытый звук имеет "белую окраску", звучит резко и плоско, позиция его низкая, он ограничен в диапазоне и звучит однообразно.

При пении открытым звуком в основном используется грудной резонатор.

Прикрытый звук

Прикрытый звук имеет "тёмную окраску", звучит мягко, округлённо с использованием головных и грудных резонаторов. Позиция его высокая, звук гибкий, полётный, красивого темпа.

Резонаторы

Та часть голосового аппарата, которая придаёт звуку определённую окраску, характерный тембр тому или иному голосу называется резонатором.

Различают верхние и нижние резонаторы.

К верхним головным резонаторам относятся полости, лежащие выше голосовых связок: носовые ходы, гайморовы и лобные пазухи.

К нижним резонаторам относятся грудная клетка (грудина, альвеолы, пустотелые бронхи).

Во время пения следует пользоваться и грудными и верхними резонаторами. Верхние резонаторы придают голосу полётность, звонкость, а грудные резонаторы — мягкость и полнозвучие.

Высокая позиция

Для выработки высокой позиции звука надо помнить, что основной задачей является сохранение на всем диапазоне голоса действия головных резонаторов. Этому будет способствовать создание в голосовом аппарате определённых технических условий:

1.        Глубокое эластичное дыхание.

2.        Достаточно   открытая    глотка,   что   обеспечивает   свободу   артикуляции   и
беспрепятственный поток воздуха-звука. Достигается это путём поднятия нёбной
занавески и свободной нижней челюсти.

  1. Звук, прикрытый и округлённый на всём диапазоне.
  2. Мягкая атака звука.
  3. Чёткое формирование согласных и гласных звуков.
  4. Общий тонус певца.

Певческое дыхание.

Певческое дыхание, как и обычное, слагается из фазы вдоха и выдоха. Голосообразованию предшествует вдох, который берётся активно и бесшумно, достаточно глубоко с ощущением полу зевка. При вдохе не следует стараться набирать большое количество воздуха, т.к. затрудняется подача звука.

Чтобы вдох был достаточным глубоким и полным, воздух надо набирать в нижний отдел грудной клетки, расширяя нижние ребра в стороны.

Певческий вдох и выдох разделяются мгновенной паузой — задержкой дыхания, после чего начинается выдох.

Мгновенная задержка дыхания перед выдохом является моментом фиксации положения вдоха или иначе, вдыхательной позицией.

Основной задачей певческого выдоха является плавное и экономное расходование дыхания, взятого на фразу.

В вокально-педагогической практике наиболее удобным считается нижнерёберно-диафрагмальное дыхание. При этом типе дыхания грудная клетка и диафрагма активно включены в работу. Вдох сопровождается одновременным движением диафрагмы и нижних рёбер, что позволяет достигать полного вдоха. Диафрагма сокращаясь, активизирует мышцы живота и окончания нижних рёбер, раздвигая их в стороны.

Дикция и артикуляция

Пение — это вид музыкального искусства, в котором музыка органически связана со словом. Пение ещё иначе называется музыкальной речью. Часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, называется артикуляционным аппаратом, а органы, входящие в его состав, — артикуляционными. К ним относятся: ротовая полсть с языком, мягким и твёрдым нёбом, нижняя челюсть, глотка, гортань. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных и согласных), называется артикуляцией.

Певческая артикуляция отличается от речевой и имеет свои особенности. В пении гласные должны быть округлыми, протяжными, имеющими тембр и звуковысотность. Согласные же произносятся чётко и быстро.

Согласованность   и   интенсивность   работы   артикуляционного   аппарата определяет качество произнесения звуков речи, разборчивость слов — дикцию.

Артикуляция должна быть свободной, нижняя челюсть в полуопущенном состоянии без напряжения.

Правильное произношение в пении опирается на нормы произношения литературного языка — орфоэпию (в переводе с греч. — правильная речь).

Певческая орфоэпия отличается от разговорной — согласные в пении переносятся к последующему слогу для того, чтобы слог был открытым.

Содержание учебного курса

  1. Знакомство с новым репертуаром. Разбор произведений.

Теоретический раздел:

  • знакомство с новыми произведениями, авторами текста и музыки, эпохой создания произведения в виде беседы;
  • анализ содержания произведения, его характера и особенностей исполнения;
  • анализ текста музыкального произведения с точки зрения стиля и жанра;
  • анализ построения музыкального произведения, его формы, смыслового замысла текста и музыкальной фразы. Художественное и техническое единство исполнения произведения.

Практическая часть:

  • знакомство с песней в виде исполнения педагогом нового произведения или прослушания записей;
  • сольфеджирование с тактированием как метод развития музыкального мышления;
  • ритмическая работа (похлопывание ритмического рисунка);
  • определение технически сложных мест.
  1. Певческая установка.

Теоретический раздел:

  • правильное положение корпуса, головы, мимика лица, рук и ног поющего, как основа для выработки условных  мышечных рефлексов и снятия зажимов;
  • необходимость постоянного внутреннего (со стороны ученика) и визуального контроля  за положением корпуса и головы;
  • взаимосвязь певческой установки и качества звука.

Практическая часть:

  • вокальные упражнения, направленные на правильную постановку корпуса, осанки;
  • выработка правильной мимики и артикуляции;
  • певческая установка и постоянный контроль за ней во время упражнений и исполнения песни;
  • пение с пластическими движениями в положении «сидя» и «стоя».
  1. Разучивание нового репертуара.

Теоретический раздел:

  • анализ текста, осмысление содержания произведения;
  • правильная фразировка и динамические оттенки;
  • художественный образ.

Практическая часть:

  • многократное повторение песенного материала для запоминания текста и мелодии с учетом разбора по фразам, оборотам, мелодической линии,
  • определение кульминации произведения, фраз, динамических оттенков;
  • работа над текстом;
  • совершенствование вокальных навыков в процессе осваивания песенного материала;
  • принцип воплощения художественного образа с помощью необходимых исполнительских приемов.
  1. Чистое интонирование.  Интервалы и «скачки».

Теоретический раздел:

  • понятие интонации, интервалы, «скачки»;
  • значение слухового контроля над интонированием;
  • влияние зажимов мышц тела на интонацию.

Практическая часть:

  • отдельное пропевание скачков;
  • транспонирование мелодии в удобную тональность;
  • мысленное пропевание мелодии;
  • работа над чистотой интонирования в произведениях без сопровождения музыкального инструмента, при этом постоянно сверять правильность звучания голоса с инструментом.
  1. Строение голосового аппарата.

Теоретический раздел

  • строение гортани: голосовые складки (вокальные мышцы); функции гортани (дыхательная, защитная, голосовая). Трахея: строение и функции. Бронхи, бронхиолы, альвеолы: строение и функции. Грудная клетка: строение и функции. Диафрагма: строение и функции. Надставная труба – верхний отдел гортани, глоточная, ротовая и носовая полости: верхний отдел гортани – строение и функции, ротовая полость: строение и функции, нёбный свод – твёрдое и мягкоё нёбо с маленьким язычком. Носовая полость: строение и функции.
  • значение вышеперечисленных полостей для формирования профессионального звука.

Практическая часть:

  • разбор схемы строения голосового аппарата;
  • визуальный контроль за собственными органами голосообразования.
  1. Правила охраны детского голоса, гигиена голоса.

Теоретический раздел:

  • характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса. Предмутационный, мутационный и постмутационный периоды развития голоса у девочек и мальчиков.
  • нарушения правил охраны детского голоса;
  • несоблюдение возрастного диапазона и завышение вокального репертуара;
  •  неправильная техника пения (использование приёмов, недоступных по физиологическим возможностям детям определённого возраста);
  • болезни голосового аппарата;
  • виды простудных заболеваний, их влияние на голосовые связки;
  • меры предосторожности вокалиста по охране голоса (рацион питания, режим работы голосового аппарата, пение в неподходящих помещениях, большая продолжительность занятий);
  • влияние погодных условий на состояние голосового аппарата.

Практическая часть:

  • дозированные вокальные упражнения;
  • составление памятки по гигиене голоса.
  1. Выразительные средства музыки.

Теоретический раздел:

  • определение  - средства музыкальной выразительности;
  • виды средств музыкальной выразительности: мелодия, штрихи, динамика, ритм, темп, фразировка, филировка, тембр, вибрато;
  • роль средств музыкальной выразительности в раскрытии смысла, основной идеи произведения;
  • согласованность, взаимодействие всех средств музыкальной выразительности.

Практическая часть:

  • анализ ВСМ в произведениях;
  • работа над ВСМ в упражнениях, распевках и репертуарных произведениях.
  1. Динамика.

Теоретический раздел:

  • определение - динамика;
  • виды динамических оттенков;
  • роль динамических оттенков - сгеsсеndо, diminuendo,  p, mp, mf, ff в раскрытии смысла, основной идеи произведения.

Практическая часть:

  • анализ динамики в репертуарных произведениях;
  • работа над техникой нефорсированного форте и опертого пиано;
  • работа над динамическими оттенками в упражнениях, распевках и репертуарных произведениях;
  • работа над снятием форсирования звука в режиме пения f и ff;
  • упражнения, направленные на сохранение певческого тона и диафрагмального дыхания при пении mezzo  рiаnо, рiаnо.
  1.  Фразировка.

Теоретический раздел:

  • определение - фразировка;
  • взаимосвязь дикции и динамики в развитии музыкальной фразы;
  • роль фразировки в раскрытии смысла, основной идеи произведения.

Практическая часть:

  • определение границ фраз, характер звука, дыхания, ритмического движения, кульминации;
  • распределение дыхания по фразам;
  • распределение силы звука динамических оттенков (громко, тихо, постепенно усиливая, постепенно затихая).
  1.  Штрихи: 1еgаtо, non 1еgаtо, staccato.

Теоретический раздел:

  • определение – штрихи
  • виды штрихов и их значение (1еgato,    staccato, marcatо, поn 1еgato);
  • роль штрихов в раскрытии смысла, основной идеи произведения.

Практическая часть:

  • анализ штрихов в песне;
  • вокальные упражнения с использованием различных видов штрихов;
  • работа над штрихами в упражнениях, распевках и репертуарных произведениях.
  •  работа над ВСМ в упражнениях, распевках и репертуарных произведениях.

     12. Филировка звука, динамические оттенки.

Теоретический раздел:

  • определение -  филировка звука;
  • филировка как показатель правильности певческого звукообразования;

Практическая часть:

  • работа над филировкой звука (плавно менять динамику звука от громкого к тихому и от тихого к громкому);
  • обрабатывание филирования звука в среднем участке диапазона, а за тем и на высоких нотах.

13. Вибрато.

Теоретический раздел:

  • понятие вибрато;
  • дефекты вибрато, причины, способы их устранения (голос качающийся, тремолирующий, «козлетон»);
  • значение вибрато в певческом голосе.

Практическая часть

  • нахождение естественного звучания голоса;
  • упражнений в быстром темпе как способ снятия зажимов, форсирования звука;
  • постоянный слуховой контроль над звучанием голоса.

14. Дикция и артикуляция.

Теоретический раздел:

  • определение дикции и артикуляции;
  • значение дикции и артикуляции в пении;
  • способы устранение дикционных недостатков (при необходимости – консультация логопеда);
  • основные правила вокальной речи, гласные и согласные в пении;
  • значение положения языка и челюсти при пении, раскрытие рта;
  • протяжные гласные и четкие согласные;
  • взаимосвязь дикции и динамики в развитии музыкальной фразы.

Практическая часть:

  • закрепление навыка правильного открытия рта;
  • артикуляционная гимнастика;
  • упражнения для расслабления мышц рта;
  • визуальный контроль за работай артикуляционного аппарата;
  • вокальные упражнения, направленные на поддержание правильной позиции;
  • формирование гласных и согласных звуков в упражнениях, распевках и репертуарных произведениях;
  • формирование у учащихся четкой взаимосвязи между дикцией и ритмом;
  • приемы утрирования согласных;
  • гласные и приемы их акустической подмены.
  1. Слушание вокальной музыки.

Теоретический раздел:

  • значения слушания вокальной музыки в формировании провального звукообразования.

Практическая часть:

  • посещение концертных и органных залов;
  • прослушивание записей ведущих мастеров вокального жанра;
  • обсуждение, анализ, обмен впечатлениями после прослушания концертов, аудио - видеозаписей;
  • формирование вокального слуха учащихся, их способности слышать достоинства и недостатки звучания голоса; анализировать качество пения как профессиональных исполнителей, так и своих сверстников (а также  индивидуальное собственное исполнение).
  1.  Атака звука и ее виды.

Теоретический раздел:

  • понятие атаки звука, ее воздействие на характер смыкания связок;
  • виды атаки звука (мягкая, твердая, придыхательная);
  •  влияние видов атак на воспроизведение звука.

Практическая часть:

  • упражнения на выработку разных видов атак;
  • выработка спокойного раскрепощенного положения гортани при различной атаке звука.
  1.  Регистры

Теоретический раздел:

  • понятие - регистр;
  • виды регистров (грудной, головной, смешанный);
  • прикрытие голоса, смешение регистров.

Практическая часть:

  • расширение певческого диапазона за счет упражнений на развитие головного и грудного регистра, работа над достижением однородности звучания регистров;
  • упражнения, сглаживающие переходные ноты от головного к грудному регистру;
  • упражнения, включающие в себя скачкообразные переходы в различные регистры;
  • прикрытие звука.
  1.  Резонаторы.

Теоретический раздел:

  • понятие – резонатор;
  • виды резонаторов (головной и грудной);
  • роль резонаторов, как способа влияния на тембр голоса человека.

Практическая часть:

  • упражнений на нахождение ощущений грудного, головного резонатора;
  • упражнения на закрепление резонаторных ощущений.
  1.  Высокая позиция звука. Полетность звука.

Теоретический раздел:

  • строение голосового аппарата в зоне «маски»;
  • значений высокой позиции, полетности звука.

Практическая часть:

  • упражнения на нахождение ощущений в головном резонаторе;
  • упражнения с использованием резонирующих гласных: и, е, у;
  • прием «мычания» и «нычания»;
  • упражнения на закрепление резонаторных ощущении.
  1.  Роль зевка в пении.

Теоретический раздел:

  • значение мягкого неба в формировании вокального звука;
  • строение области небного свода, взаимосвязь мягкого неба с другими частями голосового аппарата;
  • положение мягкого неба: зевок, полузевок;
  • функции мягкого неба;
  • зевок, как необходимое действие для расширения голосовой щели.

Практическая часть:

  • упражнения и попевки, формирующие зевок в пении: «мычание», «нычание»;
  • визуальный контроль над работой мягкого неба.
  1.  Тембр голоса. Недостатки тембра.

Теоретический раздел:

  • понятие тембра;
  • тембр - как индивидуальный окрас человеческого голоса;
  • дефекты голоса;
  • причины возникновения дефектов голоса;
  • консультации фониатра.

Практическая часть:

  • упражнения на устранение дефектов;
  • работа над правильной позицией звука;
  • раскрепощение голосового аппарата;
  • работа над видами дыхания;
  • специальные упражнения на дикцию;
  • упражнения на формирование ровного тембрового звучания голоса по всему рабочему диапазону.
  1.  Дыхание. Органы дыхания.

Теоретический раздел:

  • взаимосвязь дыхания с другими частями голосового аппарата;
  • анатомия дыхательных органов и физиология дыхания в жизни;
  • дыхание при певческом звукообразовании;
  • типы дыхания в пении (ключичное, грудное, брюшное, диафрагмальное);
  • организация певческого выдоха;
  • особенности диафрагмального дыхания, как наиболее рационального.

Практическая часть:

  • визуальные наблюдения за дыханием;
  • упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания;
  • распределение дыхания по фразам;
  • упражнения на взятие дыхания на «зевке», задержку и плавный выдох;
  • формирование чувства «опоры» звука на дыхании в процессе пения;
  • упражнения, формирующие дыхание при стаккато;
  • пение упражнений на crescendo и diminuendo с паузами;
  • контроль над деятельностью дыхания.
  1.  Кантилена.

Теоретический раздел:

  • понятие кантилены;
  • кантилена как результат хорошего дыхания и звуковедения.

Практическая часть:

  • упражнения в одной позиции с ровным и максимальным по длительности произношением гласных и быстрых, четких произношений согласных, настраивающие голос на звонкое прикрытое звучание;
  • упражнения на дыхание, удлиняющие выдох с плавным, связанным звуковедением;
  • упражнения и попевки на легато с тенденцией широты, удлинения фразы.
  1.  Пение как один из видов мышечного движения.

Теоретический раздел:

  • виды мышечной работы;
  • врабатываемость;
  • значение распевания;
  • нагрузка и утомление: индивидуальные свойства нервной системы и развитие утомления;
  • переутомление его предупреждение.

Практическая часть:

  • систематические упражнения, вырабатывающие ту или иную технику пения.
  1.  Работа с микрофоном и фонограммой.

Теоретический раздел:

  • микрофон и его функции;
  • принцип действия микрофона;
  • виды микрофона;
  • правила эксплуатации звуконосителей.

Практическая часть:

  • работа с микрофоном;
  • работа со звуконосителями.
  1. Сценическое мастерство.

Теоретический раздел:

  • художественный образ и его создание;
  • связь различных видов и типов сценического движения с задачами вокального исполнения;
  • поведение на сцене;
  • различие между сценическим движением певца, актера и хореографа;
  • понятие о стилевых особенностях вокальных произведений (песня, классика, сочинения современных авторов);

Практическая часть:

  • работа над максимальным сохранением певческой установки при хореографических движениях (элементах) в медленных и средних темпах;
  • работа над созданием (углублением) художественного образа путём использования элементов пластических и сценических движений;
  • выбор сценических движений в соответствии со стилем вокальных произведений при условии сохранения певческой установки;
  • отработка фрагментов вокальных произведений в сочетании с пластическими и сценическими движениями.
  1.  Закрепление пройденного материала.

Теоретический раздел:

  • повторение и закрепление как необходимый процесс.

Практическая часть:

  • закрепление пройденного материала, совершенствование вокальных навыков;
  • осознанная работа над сложными местами произведения,  доведение до автоматизма.
  1.  Психологическая подготовка  к  выступлениям.

Теоретический раздел:

  • волнение как психологический процесс;
  • причины сценического волнения и способы преодоления.

         Практическая часть:

  • исполнение произведения на том же уровне динамики и с той же физической нагрузкой, которую потребует предстоящее публичное исполнение;
  • осознанная работа над сложными местами произведения,  доведение до автоматизма;
  • формирование эмоционально-положительного настроя;
  • формирование чувства ответственности исполнителя за свое выступление;
  • методы овладения оптимальным концертным состоянием;
  • беседы о тактике сценического поведения.
  1.  Итоговый контрольный урок.

Теоретический раздел:

  • оценка и анализ исполнения как необходимый процесс для дальнейшего развития голосового аппарата.

Практическая часть:

  • исполнение разученных произведений и подведение итогов в классном порядке;
  • анализ результатов выступления, выявление ошибок и способов их устранения.
  1.  Итоговый дифференцированный зачетный урок.

Теоретический раздел:

  • урок концерт;
  • оценка и анализ исполнения как необходимый процесс для дальнейшего развития голосового аппарата.

Практическая часть:

  • исполнение разученных произведений и подведение итогов;
  • оценка результатов обучения: развитие, овладение новыми умениями и навыками;
  • анализ результатов выступления, выявление ошибок и способов их устранения;
  • определение сильных и слабых сторон голосового аппарата.
  1.  Подведение итогов, работа над ошибками.

Теоретический раздел:

  • оценка и анализ исполнения как необходимый процесс для дальнейшего развития голосового аппарата.

Практическая часть:

  • исполнение разученных произведений и подведение итогов в классном порядке, подбор нового репертуара;
  • анализ результатов выступления, выявление ошибок и способов их устранения.                          

Формы и средства контроля.

Текущий контроль осуществляется в классном порядке во время проведения аудиторных занятий посредством:

  • устного опроса;
  • проверки выполнения письменных домашних заданий;
  • тестирования;
  • самостоятельной работы (письменная, устная);
  • проведения контрольных работ;
  • активного диалога.

В конце каждой четверти в классном порядке проводится контрольный урок.

        Промежуточный контроль: ученики обязаны сдать зачет в соответствии с учебным планом. Форма проведения зачета устная. Расписание составляется  заведующим отделения с учетом возможностей учащихся и преподавателей, утверждается завучем, доводится до сведения преподавателей и учащихся не позднее, чем за неделю до начала зачета. Зачет принимается комиссией в составе заведующего отделением, завуча и преподавателей по данной учебной дисциплине. При проведении зачета могут использоваться результаты текущего контроля. Объем и уровень учебного материала оценивается по результатам текущего контроля количественной оценкой, выраженной в  баллах. Оценке подлежит каждое мероприятие. При оценивании применяется пятибалльная шкала. На основании текущего контроля может быть определена итоговая оценка.

Правила оценивания текущего,

 промежуточного и итогового контроля.

        Оценка «зачтено» ставится, если ученик освоил программный материал всех разделов, знает отдельные детали, последователен в изложении программного материала, владеет необходимыми умениями и навыками при выполнении практических заданий.

        Оценка «не зачтено» ставится, если ученик не знает программного материала, непоследователен в его изложении, не в полной мере владеет необходимыми умениями и навыками при выполнении практических заданий.

        Оценка 5«отлично» ставится в том случае, когда ученик глубоко и прочно усвоил весь программный материал, последовательно, грамотно и логически стройно его излагает, не затрудняется с ответами при видоизменении задания, свободно справляется с задачами и практическими заданиями, правильно обосновывает принятые решения, умеет самостоятельно обобщать и излагать материал, не допуская ошибок.

        Оценка 4«хорошо» ставится, если ученик твердо знает программный материал, грамотно и по существу излагает его, не допускает существенных неточностей в ответ на вопрос, может правильно применять теоретические положения и владеет необходимыми умениями и навыками при выполнении практических заданий.

        Оценка 3«удовлетворительно» ставится, если ученик освоил только основной материал, но не знает отдельных деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушает последовательность в изложении программного материала и испытывает затруднения в выполнении практических заданий.

        Оценка 2«неудовлетворительно» ставится, если ученик не знает отдельных разделов программного материала, допускает существенные ошибки, с большими затруднениями выполняет практические задания, задачи.

Оценка на зачете и контрольном уроке  в конце каждого полугодия выставляется ученику с учетом успеваемости в учебном году, работы в классе и дома, дисциплины, восприятия замечаний педагога, участия в концертах.


Программные требования

При составлении педагогом индивидуальность учебного плана необходимо учитывать индивидуальные вокальные данные учащегося (ознакомиться с его достоинствами и недостатками) и на основе этого составить репертуарный список, постепенно осложняя в работе над вокальным произведением необходимо:

  1. учитывать       степень       вокально-музыкальной       подготовленности
    учащегося.
  2. подбирать   репертуар   по   степени   трудности   в   каждом   отдельном
    случае.
  3. прививать  учащимся   навыки   сознательного   освоения   музыкально-
    художественного содержания исполняемого произведения (делать с
    учащимися до исполнения - подробный музыкальный и текстовый
    анализ).

Первый год обучения

I полугодие:

Два разнохарактерных произведения

одна песня с аккомпанементом

одна песня-под фонограмму

II        полугодие:
Три произведения
Две песни с аккомпанементом

одна песня - под фонограмму

Учащийся должен знать, что такое правильная установка корпуса при пении; уметь правильно пользоваться певческим дыханием; правильно певчески формировать гласные в сочетании с согласными

Примерный репертуарный список

Абт Фр. – Вокализы

Зейдлер. – Вокализы

Аренский А. – Детская песня «Спи дитя мое, усни»

Александров А. – «Я по садику гуляла»

Бах И.С. – «За рекою старый дом»

Бетховен Л. – «Сурок»

Гречанинов А. – «Про теленочка», «Идет коза», «Солнышко»

Калинников В. – «Киска»

Лядов А. – «Колыбельная»

Алябьев А. – «Незабудка»

Второй год обучения

I полугодие:

две разнохарактерные песни  

одна песня- под аккомпанемент

одна песня-под фонограмму
II полугодие:

три произведения:

две песни под аккомпанемент

одна песня под фонограмму

при работе с учащимися необходимо пользоваться средним регистром и интервалами в медленном темпе: большой и малой секундой, большой и малой терцией и, возможно квартой. Обращать особое внимание на чистоту интонации.

Примерный репертуарный список

Абт Фр. – Вокализы

Зейдлер. – Вокализы

Бетховен Л. – «Сурок»

Варламов А. – «За морем синичка»

Глинка М. – «Не щебечи, соловейко»

Гурилёв А – «Вьётся ласточка сизокрылая»

Народная русская песня в обр. Д. Владимирова – «Гуляла я в садочке»

Бах И.С. – «За рекою старый дом»

Кюи Ц. – «Зима»

Народная русская песня – «Ходила младёшенька по борочку»

Сайдашев С. – «Голубое озеро»

Батыр-Булгари Л. – «Кулчатыр»

Третий год обучения

I полугодие:

Три произведения

Две песни- под аккомпанемент

Одна песня- под фонограмму
II полугодие:

Три произведения:

Две песни – под аккомпанемент

 Две  песни- под фонограмму

Не завышать репертуар. Следить за тем, чтобы не было форсированного пения. Желательно расширить диапазон до 6.9, 6.10 Работать над сглаживанием регистров. При работе над вокальным произведением с текстом добиваться осмысленного единства текста и музыки. В основном работать над средним регистром.

Примерный репертуарный список

Абт Фр. – Вокализы

Зейдлер. – Вокализы

Будашкин Н. – «Шуми, моя нива»

Бетховен Л. – «Краса родимого села»

Гурилёв А.. – «Улетела пташечка»

Волков В. – «Сигнальный флажок»

Гречанинов А. – «Я телёночка ласкала»

Герчик В. – «Осенние листья»

Кюи Ц. – «Майский день»

Младек В. – «Рак»

Шуберт Ф. – «Полевая розочка»

Народная татарская песня – «Галиябану»

Батыр-Булгари Л. – «Солнечный край»

Четвертый год обучения

I полугодие:

Три произведения

Две песни- с аккомпанементом

Одна песни -под фонограмму
II полугодие:

Три произведения:

Две песни- с аккомпанементом

Одна песня- под фонограмму  

Одна песня - народная

При работе над вокализами следить за тем, чтобы учащийся умел певуче, пластично вести звук, вносить в исполнение элементы художественно-исполнительского творчества, чувствовать движение мелодии и кульминацию произведения. Владеть сценическим мастерством, уметь совмещать движение с пением

Примерный репертуарный список

Абт Фр. – Вокализы

Зейдлер. – Вокализы

Гагили В. – «Светлячок»

Гурилёв А. – «Однозвучно гремит колокольчик»

Варламов А. – «Красный сарафан»

Моцарт В. – «Детские игры»

Паулс Р. – «Мальчик и сверчок»

Фатыйпов Ф. – «Мы с нашей родной земли»

Народная татарская песня – «Шома бас»

Новиков А. – «Смуглянка»

Майборода Г. – «Песня о рушнике»

Куртис Э. – «Вернись в Сарренто»

Булахов П. – «Колокольчики мои»

Яхин Р – «Белый парус»

Яхин Р. – «Встреча невесты»

Пятый год обучения

I полугодие:

Три произведения

-.классика

-.народная песня

-.эстрадная песня
II полугодие:
три произведения:

-.классика

-.народная песня

-эстрадная песня

В зависимости от способности учащегося начинается работа над подвижностью голоса в упражнениях, над выявлением тембра, над выработкой всевозможных динамических оттенков, а также знакомство с фаршлагами, групетто и т.д. В процессе работы с текстом следует стремиться к созданию художественного образа, используя эмоциональные возможности учащегося, его творческую мысль.

Примерный репертуарный список

Абт Фр. – Вокализы

Зейдлер. – Вокализы

Глинка М. – «Жаворонок»

Варламов А. – «Красный сарафан»

Обр. Сабинина В. – «Гори, гори, моя звезда»

Новиков – «Белая берёза»

Обр. МыткинаА. – «Темно-вишнёвая шаль»

Народная татарская песня – «За домом черёмуха»

Народная русская песня – «Семёновна»

Эшпай А. – «Песня об иве»

Лавров А. – «Пой, ласточка, пой»

Брамс И. – «Звучат нежней свирели»

Гайдн И. – «О нежный звук»

Глинка М. – «Песня Вани («Как мать убили») из оперы «Иван Сусанин»

Даргомыжский А. – «Ночной зефир»

Мусоргский М. – «По – над Доном сад цветёт»

Шестой год обучения

I полугодие:

Три произведения

-.классика

-.народная песня

-.эстрадная песня

II полугодие:
три произведения:

-классика

-.народная песня

-.эстрадная песня

В течение года учащийся обязан пройти 3-4 вокализа с наличием ускоренного движения и техники. В произведениях применять кантилена и подвижность. Необходимо развивать у учащегося интерес к лучшим художественным образцам народных, классических, советских, эстрадных музыкальных произведений. Учащийся обязан выступать не менее двух раз в открытых концертах. Основная работа в классе состоит в укреплении певческого дыхания, интонации, дать возможность педагогу выявлять вокально-технические и исполнительские данные учащегося.

Примерный репертуарный список

Абт Фр. – Вокализы

Зейдлер. – Вокализы

Шуберт Ф. – «Швейцарская песня к весне»

Дибюсси К. – «Прекрасный вечер»

Гайдн И. – «О нежный звук»

Чайковский П. – «Благословляю вас, леса»

Григ Э. – «Колыбельная», «Сердце поэта»

Шуберт Ф. – «К музыке» из цикла «Зимний путь»

Народные русские песни – «Тонкая рябина», «Под серебряной луной», «Уморилась», «Спи, младенец мой прекрасный»

Народные татарские песни – «Озату», «Песня рассвета», «Вдоль реки»

Яхин Р. – «Проходят годы»

Садыкова С. – «Сусау», «Вальс про вальс»

Музафаров М. – «По ягоды»

Седьмой год обучения

Выпускная программа

-.классика

-.народная песня

-.эстрадная песня

-.произведение по выбору педагога

В седьмом классе продолжается работа над укреплением всех пройденных вокально-технических навыков и освоение музыкального репертуара. Ученик должен уметь самостоятельно работать над укреплением ряда технических приемов и над музыкальным произведением.

Примерный репертуарный список

Абт Фр. – Вокализы

Зейдлер. – Вокализы

Глинка М. –  Вокальные этюды

Конконе Дж. - Вокализы

Алябьев А. – «Увы, зачем она блистает»

Балакирев М. – «Сосна», «Утёс»

Варламов А – «Для чего летишь, соловушка»

Дагормыжский А. – «Я вас любил»

Кюи Ц. – «Царскосельская статуя»

Рубинштейн А.- «Певец»

Римский-Корсаков – «Тихо вечер догорает»

Гурилёв А. – «Вьётся ласточка», «Разрумянилась рябинушка»

Дуснаевский И. – «Песня Анюты» из к/ф «Весёлые ребята»

Кабалевский Д. – «Серенада красавицы»

Народная русская песня в обр. Ананьева – «Меж крутых берегов»

Моцарт В. – «Арии Керубино», «Ария Барбары» из оп. «Свадьба Фигаро»

Хренников Т. – «Ночь листвою чуть колышет»

Гендель Г. – «Если бы ты знал» Ария из оп. «Оттон»

Народные татарские песни – «Гулжамал», «Эллуки»

Музафаров М. – Ария Галиябану из оп. «Галиябану»

Гаджибеков У. – Ариетта Асии из оперетты «Аршин мал алан»

Файзи Дж. – Песня Сарвары из муз.комедии «Башмачки»

        

Условия реализации программы:

Материально-техническое обеспечение:

- Кабинет

- Музыкальный инструмент (пианино)

- Технические средства (магнитофон, микрофоны, усилители, колонки, синтезатор, стойки для микрофонов).

- Учебно-методическая литература

- Нотный материал

- Диски, кассеты

  Список учебной и методической литературы:

1. Абт, Ф. Школа пения. Избранные упражнения для голосов в сопровождении фортепиано / Ф. Абт. – М.: Музыка, 2000. – 30 с.

  1. Ахиярова Р. З. Иделйорт: җырлар һәм романслар / Резеда Ахиярова, кереш суз авт.: Р.Харис. – Казань: Татар.кит.нәшр., 2008. – 120 с.
  2. Батыр-Булгарий Л. Алфавитные буквы /Л. Батыр-Булгарий. – Казань: Рухият, 1997. – 132 с.
  3. Бахуташвили Н. Сборник упражнений и вокализов.  Для  постановки певческого  голоса / Н. Бахуташвили. – Ленинград: Музыка,  1978. – 128 с.
  4. Беляева Г. Серебряные голоса. Песни для детей на стихи Гульшата Зайнашевой / Г.Беляева. – Казань: Татар.кит.нәшр., 2008. – 124 с.
  5. Вилинская И. Вокализы для высоких голосов в сопровождении фортепиано / И.Вилинская. – М.: Музыка, 1969. – 36 с.
  6. Валиев Р.И. Кояшлы җыр: балалар өчен җырлар / Р. Валиев; кереш сүз авт. М. Яруллин. – Казан: Татар. кит. нәш., 2008. – 175 с.
  7. Галимуллина Л.А. Татарские народные песни. Учебное пособие для студентов / Л.Галимуллина – Набережные Челны, 2001. – 36 с.
  8.  Егорычева М. Упражнения для развития вокальной техники / М.Егорычева. – Киев: Музычна украина, 1980. – 121 с.
  9.  Их кунел ачабыз! (Мэжлеслэр жырлары һәм бию көйләре). – Казан: Татар.кит.нәшр., 1996. – 207 с.
  10.  Кудряшов А.В. Песни для детей: настольная книга музыкального руководителя  / А.В.Кудряшов. – Ростов н/Д: Феникс, - 2006. – 92 с.
  11.  Милькович Ек. Систематизированный вокально-педагогический репертуар. Чсть I. Для высоких и средних голосов. Первый и второй курс музыкальных училищ / Ек.Милькевич. – Москва: Государственное музыкальное издательсто,  1962.  – 176 с.
  12.  Монасыпов А. Яңа Рамай / А.Монасыпов – Казань: Татар.кит.нәшр., 2002. – 96 с.
  13.  Парцхаладзе М. Здравствуй школа! / М. Парцхаладзе – Москва: Музыка, 1989.  – 47 с.
  14.  Садыкова С.Г. Ак калфак: Җырлар / Сара Садыкоыва; Тоз. һәм кереш суз авт. Л.З.Любовский. - Казань: Татар.кит.нәшр., 2006. – 152 б.
  15.  Сайдашев С. Әсерләр: 3 томда, I т. / С.Сайдашев. – Казань: Татар.кит.нәшр., 2002. – 224 с.
  16.  Струве Г.А. Нотный бал. 1-4кл.: сборник песен /  Г.А. Струве. – М.: Дрофа, 2005. – 53 с.
  17. Файзи Ж. Урман кызы.  / З. Хайруллина. – Казань: Татар.кит.нәшр., 1979. – 80 c.
  18.  Хабибуллин З. Күңелле маҗаҗаралар. / З.Хабибуллин – Казань: Татар.кит.нәшр., 1990. – 24 с.
  19.  Яхин Р. Песни и романсы для голоса в сопровождении фортепиано. / Р.Яхин. – М.: Советский композитор, 1987.  – 150 с.
  20.  Яруллин М.З. Таң кызы: Җырлар/ М. Яруллин. – Казань: Татар.кит.нәшр., 2004. – 147 с.
  21.  http://igraj-poj.narod.ru/index.html,  http://notes.tarakanov.net/ 
  22. Битус А. Певческая азбука ребенка / А. Битус, С. Битус. – Минск: ТетраСистема, 2007. – 96 с.
  23. Детский голос. Эксперементальные исследования / В.Шацкая. – М: Педагогика, 1970. – 131 с.
  24. Дмитриев Л. Основы вокальной методики  /  Л.Дмитриев.  – М.: Музыка, 2000. – 368 с.
  25. Глинки М. Упражнения для усовершенствования голоса, методические к ним пояснения и вокализы-сольфеджио  / М.Глинка.  – М: Кифара, 1997. – 56 с.
  26. Гонтаренко Н. Сольное пение: секреты вокального мастерства /  Н. Гонтаренко.  – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 155 с.
  27. Гиглаури В. Компоненты постановочной и исполнительской работы в искусстве движения   / В.Гиглаури. – Казань: Созвездие-Йолдызлык, 2011. – 52 с.
  28. Емельянов В. Развитие голоса. Координация и тренинг / В.Емельянов. – СПб.: Лань, 2000. – 192 с.
  29. Затямина Т. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-метод. Пособие / Т.А. Затямина. – М.: Глобус, 2007. – 170 с.
  30.  Орлов Н.О детском голосе / Н.Орлов. – М.: Просвещение, 1966. – 55 с.
  31.  Огороднова Д. Музыкально-певческое воспитание детей / Д.Огороднов. – К.: Музычна Украина, 1989. – 165 с.
  32.  Малышева Н. О пении. Из опыта работы с певцами. Методическое пособие  /  Н.Малышева. –  М.: Композитор, 1992.
  33.  Морозов В. Тайны вокальной речи  /  В.Морозов. – Ленинград: Наука, 1967. –  204 с.
  34.  Попков Н. Постановка голоса для вокалистов /  Н.Попков. – М.: Сопричастность, 2002. – 80 с.
  35.  Плужников К. Механика пения. Принципы постановки голоса  /  К.Пулижников. – СПб.: Композитор, 2006. – 87с.
  36.  Сергеева Г. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе: Учеб. Пособие для студ. Нач. отде-ний и фак. Сред. Пед. Учеб. Заведений  /  Г.Сергеева. – М.: Академия, 1998. – 136 с.
  37.  Стулова Г.  Хоровой класс: (Теория и практика вокальной работы в дет. хоре): Учеб. пособие для студентов пед, ин-тов. /  Г.Стулова. – М.: Просвещение, 1988. – 126 с.
  38.  Фучито  С. Искусство пения и вокальной методики Энрико Карузо /  С.Фучито. – СПб.: Композитор, 2005. –  56 с.
  39.  Шайхиева О. Методические рекомендации при голосовых нарушениях у детей и коррекция певческого голоса в помощь учителям музыки и дефектологам / О.Шайхиева. – Набережные Челны: ИНПО, 2008. – 60 с.
  40.  Шайхиева О. Методические рекомендации по коррекции голоса и певческого голоса в помощь учителям музыки и дефектологам /  О.Шайхиева. – Набережные Челны, 2004. – 50 с.
  41. Щетенин М. Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой /  М.Щетенин. – М.: Метафора, 2006. – 128 с.
  42.  Шульпаков О. Работа над художественными произведениями и формирование музыкального мышления исполнителя  /  О.Шульпаков. – СПб.: Композитор, 2005. – 36 с.
  43.  Юдин С. Формирование голоса певца /  С.Юдин. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1962. – 168 с.
  44.  Юссон Р. Певческий голос. Исследование основных физических и акустических явлений певческого голоса  /  Р.Юссон. – Москва.: Музыка, 1974. – 263 с.
  45.  Юшманов В. Вокальная техника и ее парадоксы. Изд. Второе  /  В.Юшманов. – СПб.: ДЕАН, 2002. – 128 с.

Дмитриев Л. Основы вокальной методики – М.: 2000

Егорычева М. Упражнения для развития вокальной техники – Киев 1980

Маркези М. Школа пения – М.: 2005

Менабени А. Методика обучения сольному пению – М.: 1987

Музыка в школе  - 2003 №5

Огороднов Д. Методика комплексного музыкально-певческого воспитания.

                       –М.: 1987

Юсоон Р. Певческий голос – М.: 1974

МБОУ «Татарская гимназия»

Заинского муниципальнного района и  г.Заинск

Республики Татарстан.

Постановка голоса

Авторская модифицированная образовательная

программа по вокалу

                                     

                                                           Составитель:

                             Валиуллина Альфия Халисовна

Преподаватель дополнительного образования

                                Высшей квалификационной категории

г. Заинск

2017 год



Предварительный просмотр:

Ход занятия

Педагог: Начнем занятие с распевки, подготовим голосовой аппарат к пению.

Распевки

  1. Артикуляционная гимнастика по В.В.Емельянову.
  2. На одном звуке  Ма-мэ-ми-мо-му. Упражнение на крещендо и диминуэндо. В медленном темпе. Следим за высокой позицией.
  3. Поступенное движение вверх и вниз в пределах квинты.
  1. с закрытым ртом;
  2. МИ;
  3. ЙА.

Упражнение на крещендо и диминуэндо в умеренном темпе.

  1. Дядя Ваня, дядя Ваня,

Где ты был, где ты был.

Бьют часы на башне бьют часы на башне

Динь бом-бом, динь бом-бом.

Следующее упражнение в быстром темпе, с чередованием стаккато и легато. Следим за высокой позицией, поем в унисон.

  1. Развернутое арпеджио с обращением сначала на легато з.т. стаккато на слог МИ-ЙА.
  2. Поем гамму двухголосно.

Все вместе поют с начало в унисон, затем поет второй голос. Дает тон всем вместе просит спеть первый звук, а за тем поют гамму вверх и вниз.

7. Рус.нар песня «Виноград в саду цвететет»- распеваем на 2х голосие. Предварительно повторить с ребятами по голосам. Звуковедение на легато. Важно обратить внимание ребят на динамический рисунок, начать на риано развить к слову «в саду». Во второй  части песни уходим на диминуэно . заканчиваем в унисон.

Педагог: Тема нашего занятия – музыкальные  средства  выразительности (МСВ). Сегодня мы проанализируем и обобщим все МСВ, которые изучали ранее. А с начала скажите пожалуйста, что вы знаете о выразительных средствах, какие они бывают?

УЧ.: Музыкальные средства выразительности (МСВ) — это те средства выразительности, благодаря которым исполнитель может передавать свои чувства и образы через звук, через голос.

П.: правильно. МСВ – это те  средства  выразительности, благодаря которым исполнитель может передавать свои чувства и образы через звук – пение, игру на инструменте. Если у исполнителя недостаточно знаний, умений и навыков МСВ, то, как бы он ни старался, его исполнение не будет отражать его чувства, образы и переживания.

        Педагог показывает схему МСВ.

Педагог: Итак, к МСВ относятся: движение звука, тембр, динамика, штрихи, акценты, интонация и музыкальная речь, фраза и форма, ритм, темп, образ, артистизм. Сегодня мы с вами на примере  эстрадной песни «Мин авыл баласы» из реп. Айдара Галимова рассмотрим некоторые из них. Спойте первый куплет с припевом. (найти автором, называть)

Педагог ставит минусовую фонограмму, учащаяся исполняют.

Педагог: представьте себе, что сердцевина цветка - это песня со СМВ (ти). Каждое новое СМВ в виде лепестка мы будем прикреплять к сердцевине.

1. Движение звука. Движение в  музыке  бывает поступенное, скачкообразное, волнообразное, восходящее, нисходящее и др. Опишите, какое движение мелодии в песне?

Учащаяся: скачкообразное, чередование волнообразных подъемов и спусков мелодии. Движение звука характеризует детский образ. (ставим лепесток)

Педагог: 2. Динамика одно из важнейших МСВ. Динамика в  музыке  – это различные степени силы звучания, громкости и их изменения. Чтобы песня  звучала музыкально и  выразительно  необходимы музыкальные краски – динамические оттенки.

Из истории. Динамические оттенки одним из первых в музыку ввел композитор эпохи Возрождения Джованни Габриэли, однако долгое время они использовались очень редко, а на сегодняшний день композиторы с удовольствием используют все его оттенки: (перечислить)

Разберите динамику песни на примере 1-го куплета.

П.: Булат, начни первый куплет.

Педагог дает тон. Булат поет первый куплет а капельно.  

П.: первая фраза

Са́гындым чишмэлэр су́́ларын ˅

И́ренне ошэткән са́лкынын ˅

на mp

Ми́н авыл баласы са́гындым ˅

И́сләрен ювыртак атынын ˅

на  mf,

П.: а еще есть такая динамика как крещендо и диминуэндо. Крещендо имеет в виду постепенное, плавное усиление звука от p  до f, а диминуэндо постепенное  уменьшение силы звука. Для облегчения этой задачи сознательное усиление можно сделать как бы по ступеням. Посмотрите схему.

Педагог поет и показывает по схеме.

Ми́н авыл баласы са́гындым ˅

И́сләрен ювыртак атынын ˅

П.: Здесь какая динамика? 

УЧ.: крещендо.

П.: давайте мы сделаем эти динамические оттенки в первом куплете.

Педагог показывает рукой дети поют а капельно.

П.: Хорошо, спасибо, а сейчас Инсаф, попробуй ты второй куплет..  но внимательно пой по руке.

Педагог дает тон. Инсаф поет второй куплет а капельно.  

Са́гындым учаклар я́лкынын ˅

То́ннэрен очкынлап а́лганын ˅

Ми́н авыл баласы са́гындым ˅

Кы́зларнын союдэн я́нганын ˅

Ми́н авыл баласы са́гындым ˅

Кы́зларнын союдэн я́нганын ˅

Ми́н авыл баласы Ми́н авыл баласы

Ми́н авыл баласы авыл баласы

Ми́н авыл баласы Ми́н авыл баласы

Ми́н авыл баласы авыл баласы

П.: 3. Акцент.  В этой песне применяется еще ВСМ как акцент. Акцент – это подчеркивание какого либо слога. Они бывают:

1) грамматический, в музыке – просодия (выделяется тот или иной слог, его долгота или краткость),

2) акцент логический (логическое ударение),

3) акцент патетический (кульминация, волна к слогу),

4) акцент национальный (своеобразное произношение некоторых букв).

П.: Булат, начни первый куплет, а все остальные вступите.

Педагог дает тон. Булат поет первый куплет а капельно.  

Са́гындым чишмэлэр су́́ларын ˅

И́ренне ошэткән са́лкынын ˅

Ми́н авыл баласы са́гындым ˅

И́сләрен ювыртак атынын ˅

Ми́н авыл баласы Ми́н авыл баласы

Ми́н авыл баласы авыл баласы

Ми́н авыл баласы Ми́н авыл баласы

Ми́н авыл баласы авыл баласы

З.т. поют второй куплет с припевом.

П.: Сейчас попробуем соединить песню под музыку. С начала до конца со всеми ВСМ.

П.: Следующая песня над которой мы будем продолжать работау это «Күбәләгем». Очень известная татарская народная песня. Кто может мне сказать в чем разница между авторской и народной песни.

УЧ.: У народной песни нет автора, она передается из поколения в поколение, от одного человека к другому. А у авторской песни композитор и поэто уже известен.

П.: Правильно. Песня «Күбәләгем» так же как и все остиальные народные песни передается из поколения в поколение. Его очень любят петь на свадьбах, юбилеях за столом.

П.: Темп является важнейшим ВСМ. Что Слово “Темп” произошло от итальянского слова тempo, которое в свою очередь произошло от латинского слова “Tempns” – время. Темпом в музыке называется скорость музыкального процесса; скорость движения (смены) метрических единиц. Темп тесно связан с характером музыки“С 17 в. темп стали обозначать специальными итальянскими терминами. Основные (в порядке возрастания): ларго, >ленто, адажио (медленные), анданте, модерато (умеренные), аллегро, виваче (виво), престо (быстрые). Многие из этих терминов ранее определяли и общий характер музыки (например, аллегро – буквально “весело”); некоторые сохранили подобный смысл (например, ларго – “широко”). Эти термины применяются и с дополнительными словами, усиливающими или ослабляющими значение основного слова (например, мольто – “очень”, ма нон троппо – “но не слишком”)”.

В тататских песнях вы можете увидеть обозначение на италь., рус., и тат языке.  А для того чтобы исполнить в нужном темпе для вокалистов необходимо иметь хорошее дыхание. В зависимости от характера, образа произведения меняется и характер дыхания. В каком темпе данная песня?

Уч: быстрый. 

П.: в живых, светлых, быстрых песнях дыхание должно быть легким, быстрым, задержка вдоха не очень активной. Посмотрите как это следует сделать.

Педагог показывает вдох и начало первого звука при этом показывает рукой.

Штрихи: На примере этой песни разберем штрихи которые здесь используются. Штрихи бывают легато, стаккато, нон легато. (определение.)

 Послушайте первый куплет как поют обычно это песню народ, и какой штрих вы слышите здесь.

Педагог поет первый куплет.

П.: Какой штрих вы услышали?

УЧ.: Нон легато.

П.: Он очень похож на стаккато, но… Прием non legato предусматривает некоторое подчеркивание мелодии без нарочитых акцентов. Здесь должно быть опертое крепкое дыхание. Послушайте еще раз.

Педагог поет первый куплет.

П.: Для того чтобы ваш голос не уставал от постоянного пения, мы попробуем сделать нон легато в речи вот таким образом.

Кү́-бә-ләк гө-ллә-ргә ку-нса гө́-ллә-р ти-брә-лә ми-кә-н? ˅

П.: Когда будете проговаривать согласные буквы, которые имеются в слоге переносите их на следующий, таким образом вам легче будет добиться нон легато и в пении, вопослушайте как это выглядит:

Педагог показывает перенесение согласных на следующий слог.  

Кү́бәләк гөлләргә кунса гө́лләр тибрәлә микән? ˅

Кү́бәләк гөлләргә кунса гө́лләр тибрәлә микән? ˅

У́л да мине сагынганда, күбәләгем түгәрәгем,

А́сыл кошым сандугачым жырлап җибәрә микә? ˅

Кү́бәләккәй гөлгә кунган, гө́лдә булгач оясы.  ˅

Кү́бәләккәй гөлгә кунган, гө́́лдә булгач оясы.  ˅

Ми́нем күӊлем сиӊа тарта кубәләгем түгәрәгем

А́сыл кошым сандугачым син бит күүӊлем кояшы. ˅

Та́у астында, та́л астында са́кын чишмә түгәрәк ˅

Та́у астында, та́л астында са́кын чишмә түгәрәк ˅

О́чып барып кайтыр идем, күбәләгем түгәрәгем,

А́сыл кошым сандугачым, әгәр булсам күбәләк. ˅

Педагог:  Интонация и музыкальная речь. Обычно об интонации педагоги говорят там, где кажется, что ученики поют недостаточно  выразительно . Говорят так: “Интонируй каждый звук, не пробегай это место”. Ученики на это пожелание стараются спеть это место более  выразительно  и немножко медленней, чтобы успеть услышать все звуки.

У вас т.ж. в некоторых местах интонация не точная. Попробуем это исправить. Когда поете нисходящее движение пойте таким образом, как бы подтягивая каждый звук в верх к предыдущей ноте.  

Поем первый куплет в медленном темпе, чтобы услышать каждую ноту. Для того что бы держать  высокую позицию и интонация была чистой что мы делаем?

УЧ.: поднимаем щечки улыбкой.

Поют.

Педагог: 8. Фраза и форма. Фраза – это относительно законченная музыкальная мысль, во фразе есть кульминационная точка. Фразу можно сравнить с речевым предложением.

Форма имеет два смысла: как структура, и как вместилище содержания. Если говорить о вокальных формах оперной музыки, то это ария, ариозо, песня, каватина, ансамбль (дуэт, терцет, квартет и др.), хор. Развитие музыки происходит внутри этих форм. Какую форму имеет наше произведение?

Учащаяся: Наше произведение – это песня куплетной формы.

Ритм (с греческого rhythmos – теку) в музыке – временная организация музыкальных звуков и их сочетаний, присущая также поэзии и танцу. В переносном смысле понятие ритма применяется к другим видам искусства и к явлениям природы, где данный термин характеризует обычно регулярность, периодичность временных и пространственных величин.

Послушайте какой ритм у этой песни:

Педагог хлопает в ладоши и поет.

П.: если вы внимательно слушали, то наверно заметили что постоянно повторяется один и тот же ритмический рисунок.

Показывает еще раз.

Педагог: 11. Образ. Об образе произведения можно сказать следующее. Только тот исполнитель, который отлично понимает и чувствует его, сможет передать в исполнении. Какой образ в этом произведении ты до нас хочешь донести?

Учащаяся: Образ счастливых детей, которые радуются предстоящей весне. С нетерпением ждут наступления мая, а с ним и теплых солнечных дней, беззаботных игр в роще, саду.

Педагог: 12. Артистизм играет большую роль в исполнении. Под артистистичностью мы понимаем мастерство, виртуозность исполнителя. На сцене важно все: мимика, дикция, артикуляция, жестикуляция, манера двигаться и держать себя. От того, как ты исполнишь произведение, насколько артистистично, музыкально и будет зависеть как его примет слушатель.

Итог занятия. Мы проанализировали каждое МСВ в отдельности и объединили их в систему. Когда с опытом к тебе придет свободное владение МСВ, твои знания, умения и навыки, несомненно, принесут свои плоды. Благодаря ним ты сможешь передавать свои чувства и образы через пение, игру на инструменте и, конечно же, грамотно разбирать произведения.

А сейчас мне хотелось бы, чтобы ты еще раз исполнила песню “Тоска по весне”, опираясь на все то, о чем мы говорили ранее. Думаю, что я услышу несколько другую интерпретацию твоего исполнения.

Педагог аккомпанирует, учащаяся исполняет.

Домашнее задание: к следующему занятию аналогично проанализируй романс Н.Римского – Корсакова, на слова А.К.Толстого “Не ветер, вея с высоты”.

Фразировка – это деление музыкальной ткани на фразы. В свою очередь фраза – это всякий небольшой относительно завершенный музыкальный оборот. Фразы отделяются одна от другой цезурой (дыханием, паузой, люфтпаузой). Фраза должна быть исполнена на одном дыхании, но при нашем вокальном несовершенстве фразы часто делятся на 2 части. Длина фразы зависит от «длины» дыхания исполнителя. Но бывает, что две фразы соединяют в одну, что также недопустимо. Музыкальную фразу надо чувствовать. Но не всем это дано. Фраза определяется логикой развития музыкальной мысли. Фразировка применяется в целях раскрытия содержания того или иного произведения. Для исполнителя умение верно передать мысль автора, подчеркнуть и выделить оттенки, правильно расставить акценты, а в целом достигнуть предельной выразительности и воздействия на слушателей – вот что значит фразировать. Традиционная фразировка – это когда кульминация слова, фразы, куплета или всего произведения совпадает с самой высокой и длинной нотой. Тогда фразу легко спеть, исполнить, сделать выразительной.

В произведениях с драматической окраской вдох более глубокий, задержка дыхания более интенсивная. А  песня Күбәләгем, которую вы уже знаете, в каком характере?

УЧ.: живая, светлая. 

П.: правильно.

тат.нар. песни Күбәләгем (Приложение ) разберем и обобщим все МСВ. Это очень известная татарская народная песня. Кто может мне сказать в чем разница между авторской и народной песни.

УЧ.: У народной песни нет автора, она передается из поколения в поколение, от одного человека к другому. А у авторской песни композитор и поэто уже известен.

П.: Правильно. Песня «Күбәләгем» так же как и все остиальные народные песни передается из поколения в поколение. Его очень любят петь на свадьбах, юбилеях за столом. Прошу вас исполнить эту песню.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования. Тема: «Использование общеукрепляющих физических упражнений на занятиях в детских творческих объединениях"

Методические рекомендации разработаны для педагогов дополнительного образования, содержат рекомендации по применению здоровьесберегающих технологий на занятиях по декоративно-прикладному творчеству....

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по теме: «Рисуем в нетрадиционных техниках»

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по теме  "Рисуем в нетрадиционных техниках" предназначены для  работы с детьми  старшего дошкольного и младшего школь...

«Упражнения для укрепления здоровья ребенка на занятиях вокалом». Из опыта работы педагога дополнительного образования Чугуновой О.Н.

Данная методическая разработка предназначена для педагогов-вокалистов и родителей детей, обучающихся в вокальных коллективах.Цель: укрепление здоровья ребенка путем применения различных упражнений при...

Методические рекомендации современным учителям музыки

Следует заметить, что музыкальное развитие имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие школьника: формируется эмоциональная сфера, развиваются воображение, воля, фантазия, обостряется воспр...

Методические рекомендации «Экскурсионная работа учащихся как вид исследовательской деятельности в системе дополнительного образования»

Деятельность учащихся по созданию экскурсий представляется одним из перспективных видов исследовательской работы в системе дополнительного образования школьников.Целью этой работы является создание ус...

Методические рекомендации по подготовке и проведению природоохранных акций с детьми младшего и среднего школьного возраста (методические рекомендации для педагогов дополнительного образования)

Методические рекомендации по подготовке и проведению природоохранных акций с детьми младшего и среднего школьного возраста (методические рекомендации для педагогов дополнительного образования)...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Актуализация здоровьеформирующего потенциала естественнонаучного образования младших школьников»

Методические  рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Актуализация здоровьеформирующего потенциала естественнонаучного образования младших школьников»...