Формирование гражданской идентичности личности в ходе этномузыкального образования (в контексте ФГОС второго поколения)
статья по музыке на тему

Формирование гражданской идентичности личности в ходе этномузыкального образования (в контексте ФГОС второго поколения)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_karpushina_kupriyanova.doc45.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Куприянова Марина Викторовна

МБОУ КСОШ №3, п. Комсомольский, р. Мордовия

Воспитатель ГПД

Формирование гражданской идентичности личности в ходе этномузыкального образования (в контексте ФГОС второго поколения)

Работа проводилась при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ за счет средств ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы» по теме «Социализация детей и подростков в условиях этнокультурной образовательной среды» (№ 14.740.11.0574 от 05 октября 2010 г.).

Сегодня в Стандарте общего образования лежит представление об образовании именно как ключевом институте социализации личности, обеспечивающем приобщение нового поколения детей, подростков и молодежи к базовым ценностям отечественной и мировой культуры, формирование гражданской идентичности и солидарности общества; овладение универсальными способами принятия решений в различных социальных и жизненных ситуациях на разных этапах возрастного развития личности; снижение вероятности рисков социальной дезадаптации и нарушений здоровья подрастающих поколений [1].

Идентичность – свойство человека, связанное с его ощущением собственной принадлежности к определенной группе – политической партии, народу, религиозной конфессии, расе и пр. Идентичность гражданская – 1) осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющие для индивида значимый смысл; 2) феномен надындивидуального сознания, признак (качество) гражданской общности, характеризующее ее как коллективного субъекта [2]. В настоящее время гражданская идентичность рассматривается как национально-гражданская идентичность, которая понимается как осознание причастности к сообществу граждан того или иного государства [3].

Вопросами гражданской идентичности занимались В. В. Амелина, М. К. Горшкова, Л. М. Дробижева, Г. С. Солдатова, В. А. Тишков и др.

Гражданская идентичность, с одной стороны, представляет собой осознание личностью принадлежности к сообществу граждан какого-либо государства, которое имеет эмоциональное и ценностное значение для нее, с другой – представляет собой явление коллективного сознания, характеризующее гражданское сообщество. В первом случае это базовая социальная идентичность, имеющее большое значение для личности наряду с этнической, конфессиональной и т. п. В данном аспекте гражданская идентичность включает в себя:

когнитивный  компонент (значение о принадлежности к сообществу граждан какого-либо государства, в том числе знания о признаках этого сообщества (территориальные, политические, культурные и т. п.), т. е. его образ, систему ценностей, народ (народы) и др.);

ценностно-мотивационный (положительное или отрицательное отношение к гражданской общности, желание или нежелание стать членом, чувство гордости или стыда и др.);

деятельностный (реализация в практических действиях своего отношения и знаний).

В качестве показателей наличия определенного уровня гражданской идентичности можно выделить:  чувство гордости или стыда за свою страну; любовь к Родине, осознание этого факта как ценности;  знание национальных героев; знание государственной символики; осознание наиболее значимых исторических и современных событий для страны; образ Родины (с чем связано); осознание себя гражданином страны. Л. М. Дробижева считает, что в последнее время (с 2000 г.) началось усиление общероссийской идентичности [4, с. 16].

В рамках проекта Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения разработана Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. В данной программе обозначена цель образования – воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны [5, с. 10]. Задачи духовно-нравственного развития и воспитания на ступенях начального общего образования в области формирования социальной культуры предполагают: формирование основ российской гражданской идентичности; пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество; воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре; «формирование патриотизма и гражданской солидарности»; «формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям»; «формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России» [5, 11].

В «Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения, созданной в рамках стандартов второго поколения, отмечается, что для решения задач воспитания и социализации необходимо обращаться к содержанию, в число прочего, «духовной культуры и фольклора народов России», «истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи», «жизненного опыта своих родителей и прародителей» [5, 15]. Для этого необходимо воспитывать на примерах, которые представлены: «… в истории и духовно-нравственной культуре народов Российской Федерации» [5, 16].

Среди видов деятельности, предложных в программе, выделяются «ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристко-краеведческих экскурсий)» [5, 20], получения первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми  представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников) [5, 21].

Формирование гражданской идентичности возможно в ходе этномузыкального образования. Этномузыкальное образование представляет собой специально организованный процесс общения личности с родным музыкальным искусством и музыкальным искусством других народов с целью формирования патриота и гражданина своей страны, способного к гуманному, толерантному межэтническому и межкультурному общению, обладающей личностной этномузыкальной культурой, позволяющей человеку сохранять, воспроизводить и создавать этномузыкальные ценности и смыслы [6]. Эмоциональное исполнение песен своего народа, своей страны вызывает отклик в душе каждого человека и помогает воспитывать любовь к малой и большой Родине. В ходе освоения народного музыкального искусства воспитываются такие качества, как любовь к семье, роду, общине, Родине, природе, земле.

В рамках преподавания различных предметов; в частности, «Музыка» у обучающихся будут «воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, уважение к истории и духовным традициям России; музыкальной культуре ее народов» [5, 67], «ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве; в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции» [5, 68], «оценивать и соотносить музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира» [5, 69].

Формирование  гражданской идентичности в ходе этномузыкального образования возможно в ходе следующих организационных форм: уроков музыки с этнокультурным компонентом, внеклассных мероприятий по музыке с этнокультурным компонентом (фольклорные праздники), кружков (фольклорный ансамбль, оркестр народных инструментов, кружок народного танца, фольклорно-этнографический театр), факультативов, связанных с изучением этнических культур («Музыкальный фольклор народов региона (Россия)), элективных курсов, уроков МХК (с этнокультурным компонентом), фольклорных экспедиции в аспекте музыкально-краеведческой деятельности, проектов и др.

Например, формировать гражданскую идентичность можно, рассказывая на уроках музыки о Мордовии и России, об достопримечательностях, о знаменитых людях, внесших вклад в становление музыкальной культуры в республике и России, о музыкальных ценностях, которые составляют основу музыкального искусства региона, страны; о нерушимом союзе Мордовии и России, о народах, населяющих республику и страну в целом, об их добрососедских отношениях.

Таким образом, стоит отметить большой потенциал этномузыкального образования в формировании гражданской идентичности, патриотизма.

Литература

  1. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования на пути преодоления кизиса идентичности и построения гражданского общества                                                                                                                                                      http://olenekmouo.ucoz.ru/docs2011/doc280211/a.g.asmolov-stragegija_sociokulturnoj_modernizacii.doc
  2. Сегодня в словарях [Электронный ресурс] – Режим доступа : //http://slovari.yandex.ru
  3. Маликова, Н. Р. Национальные интересы России и стран Евразии в контексте обеспечения региональной безопасности СНГ / Н. Р. Маликова / Электронный ресурс : http: //www.hist.msu.ru/Departaments/CIS/Cont/Malikova.htm
  4. Дробижева, Л. М. Завоевания демократии и этнонациональные проблемы России (что может и чего не может дать демократизация) / Л. М. Дробижева // Общественные науки и современность. – 2005. – № 2. – С. 16–28.
  5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа (Стандарты второго поколения) / сост. Е. С. Савинов. – 2-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2010. – 204 с.
  6. Карпушина, Л.П. Этномузыкальное образование: сущностная характеристика (глава монографии) / Л.П. Карпушина // Педагогика: семья-школа-общество.  – Воронеж: Издательско-полиграфический центр ВГПУ. –  2008. – С. 73–85.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Реализация духовно-нравственного компонента в контексте ФГОС второго поколения»

«Стремление к высокой духовности и нравственности всегда было отличительной чертой русского национального менталитета, и развитие обучающихся в этом направлении всегда считалось важной задачей образов...

Семинар «Современные педагогические технологии начального образования в контексте ФГОС второго поколения».

Презентация к выступлению на семинаре "Современные педагогические технологии начального образования в контексте ФГОС второго поколения"...

Формирование гражданской идентичности личности учащихся в рамках социального партнёрства семьи и школы

«Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает первые шаги, а потом перед ним раскрывается невообразимое море знаний. И курс в этом море прокладывает школа…»(Л. Кассиль) Макаренко подчер...

Проектирование программы формирования УУД в начальной школе на примере программы «Музыка» под редакцией Сергеевой Г.П., Критской Е.Д. в контексте ФГОС второго поколения

Современный период в российской истории и образовании - время смены ценностных ориентиров. В этих условиях современному российскому образованию отводится ключевая роль в деле воспитания нового поколен...

Формирование гражданской идентичности личности учащихся в рамках социального партнёрства семьи и школы

Вопрос  о  гражданской  идентичности  ребенка  в  условиях   современной  жизни,  как  никогда  актуальна.  Ребенок  теряется  сре...