МУЗЫКА, 1 КЛ. ХОРОВОД МУЗ
план-конспект урока по музыке (1 класс) на тему

Полякова Татьяна Анатольевна

Планируемые результаты:

предметные: научатся водить хороводы и исполнять хороводные песни, использовать музыкальную речь как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках, сравнивать танцы разных народов между собой;

метапредметные:регулятивные – преобразовывать познавательную задачу в практическую; познавательные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач; коммуникативные – договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; работать в паре, группе;

личностные: осознают сопричастность, проявляют чувство гордости за культурное наследие своего народа, уважительное отношение к культуре других народов.

Ресурсный материал: аудиозаписи – «Во поле береза стояла» (русская 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok2.docx22.18 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок 2

МУЗЫКА, 1 КЛ.
ХОРОВОД МУЗ

Цель: раскрыть характерные особенности песен и танцев народов мира.

Проблема: Что такое хоровод муз?

Планируемые результаты:

предметные: научатся водить хороводы и исполнять хороводные песни, использовать музыкальную речь как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках, сравнивать танцы разных народов между собой;

метапредметные: регулятивные – преобразовывать познавательную задачу в практическую; познавательные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач; коммуникативные – договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; работать в паре, группе;

личностные: осознают сопричастность, проявляют чувство гордости за культурное наследие своего народа, уважительное отношение к культуре других народов.

Ресурсный материал: аудиозаписи – «Во поле береза стояла» (русская народная песня), «Хора» и «Сырба» (молдавские народные наигрыши), «Сиртаки» М. Теодоракиса.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Сегодня продолжим путешествие в удивительный мир музыки! Начнем урок с исполнения «Песни о школе». Перед началом пения надо сесть, выпрямив спину, чтобы вам было легче брать дыхание. Иначе звук не получится красивым. Проверьте, как вы сидите: спина прямая, голова немного приподнята. Расскажите правило, которое выучили на прошлом уроке. (Сяду прямо, не согнусь и за пение возьмусь.) Руки при этом вы можете расположить свободно – на парте перед собой или на коленях.

Исполнение песни.

– На прошлом уроке мы путешествовали по миру музыки с прекрасной Музой. Кто такие музы? (Покровительницы искусств.) Верно, Муза – это еще и добрая фея. Она познакомила нас со звуками, которыми наполнено все вокруг.

– Вспомните, какие бывают звуки? (Музыкальные и шумовые.)

– Приведите примеры музыкальных и шумовых звуков. (Ответы детей.)

Звучит «Па-де-де» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик» (фрагмент).

Вспомните название этого музыкального произведения. («Па-де-де» из балета «Щелкунчик».)

– Назовите автора этой музыки. (Композитор Петр Ильич Чайковский.)

– Кто еще нужен, чтобы зазвучала музыка? (Композитор, исполнитель, слушатель.)

– Откройте тетрадь (с. 6–7) и впишите эти слова.

II. Сообщение темы урока.

– Музыка живет вокруг нас. Она звучит каждый день – и в будни и в праздники – и сопровождает нас по жизни с самого рождения.

– Вспомните какой-нибудь праздничный день. Разве можно в такой день обойтись без музыки? Все поют, танцуют, веселятся. Но песни и танцы словно перестают быть каким-то особым музыкальным искусством, мы просто развлекаемся, отдыхаем. А когда мама поет колыбельную песню, никто не подумает, что она занимается музыкой, – музыка становится частью жизни.

– Сегодня вместе с Музой мы отправимся в путешествие по странам, где познакомимся с песнями и танцами разных народов мира. Тема урока: «Хоровод муз».

III. Работа по теме урока.

1. Беседа.

– Посмотрите  внимательно  на  слово,  которое  записано  на  доске.  (Хор.) Что вы представляете, когда слышите слово «хор»?  (Много певцов.) В театральных представлениях Древней Греции хор был одним из действующих лиц спектакля. Откройте учебник (с. 10) и посмотрите на фотографию, на которой изображено место, где проходили древнегреческие театральные представления. Именно здесь, на открытой и большой сцене, пел хор.

– Что вы представляете, когда слышите слово «хоровод»? (Ответы учащихся.)

– Когда мы слышим слово «хоровод», то представляем девушек и парней, которые двигаются по кругу в танце. Хороводы тесно связаны с обрядами и праздниками любого народа. Вот и получается, что хоровод (хор – «много певцов», вод – «водить») – песня-танец.

Хоровод также древний вид искусства, который есть у каждого народа. А теперь наша Муза хочет, чтобы мы отправились в путешествие по разным странам. Первая страна, в которую мы попали, – Россия.

На доске: карточки с названиями стран – Россия, Молдавия, Греция.

– В России существует множество хороводов. Обратите внимание на картину в учебнике (с. 11). Что вы видите?

– Кто водит хоровод? (Девушки.)

– Как одеты девушки? (В русских народных сарафанах, кокошниках.)

– Где девушки водили хороводы? (На лесной поляне.)

2. Слушание музыкальных произведений. 

– Русская народная песня-хоровод, с которой вы познакомитесь сегодня, наверняка известна вам. Попытайтесь узнать ее.

Звучит аудиозапись песни.

– Узнали мелодию? Мелодия какой русской народной песни звучала? («Во поле береза стояла».)

Учитель записывает название русского хоровода «Березка» на доске.

– Как звучала эта мелодия? На каких музыкальных инструментах исполнялось это произведение? (Звучали русские народные инструменты.)

На доске: изображения русских народных инструментов.

– Назовите русские народные музыкальные инструменты, которые вы услышали.

3. Вокально-хоровая работа.

– А теперь давайте исполним песню «Во поле береза стояла» так же нежно, неторопливо, чисто, как звучала ее мелодия в самом начале.

Исполнение русской народной песни «Во поле береза стояла».

4. Импровизация.

– Но ведь «Во поле береза стояла» не только песня. Это хоровод – песня-танец. Давайте встанем и приподнимемся немного на полупальцы. Руки опустите вниз и сделайте несколько мелких шагов на месте. Вот так обычно водили хороводы под пение любимой песни. А сейчас я попрошу девочек выйти на середину класса, исполнить первый куплет песни и плавно протанцевать мелкими шагами.

Исполняют песню с соответствующими движениями.

– Муза переносит нас в новую страну. Это Молдавия.

– Там тоже существует известнейшие хороводные пляски с пением. У молдаван характер танцев совсем иной, чем у других народов, потому что в танцах принимают участие сразу много лиц, образуя круг или длинный ряд, причем танцуют больше на свадьбах.

5. Слушание музыкальных произведений.

– Называются они «Хора» и «Сырба» (название записано на доске). Послушаем их.

Слушание молдавских народных наигрышей – «Хоры» и «Сырбы».

– Как звучат эти наигрыши? (Быстро, зажигательно.)

– Какое настроение у вас создает эта музыка? (Радостное, праздничное.)

– Звучание каких музыкальных инструментов вы услышали? (Скрипка, дудочка.)

– Среди молдавских народных инструментов различают: духовые – флуер и кавал (малая и большая пастушеские свирели), струнно-щипковые – кобза; струнно-ударные – цимбалы; язычковые щипковые – дрымба (варган). Издавна в Молдавии народным инструментом стала скрипка.

На доске: изображения музыкальных инструментов.

– Когда все, взявшись за руки, пляшут в кругу, двигаясь мерным и стройным шагом справа налево, то такой танец называется «Хора».

– Давайте встанем и еще раз послушаем молдавскую «Хору», украсив ее звучание ритмичными хлопками.

Слушание «Хоры» и выполнение ритмичных хлопков.

Отправимся в новую страну и познакомимся с другим хороводом. Эта страна – Греция. Греция известна всему миру танцем-хороводом под названием «Сиртаки». (Название записано на доске.) «Сирта́ки» (от греч. Συρτάκι – касание) – популярный танец греческого происхождения.

Слушание греческого танца «Сиртаки».

– Как звучит музыка танца? Какое настроение у вас создает? Какие музыкальные инструменты звучали в исполнении танца?

– В исполнении греческой музыки участвуют различные виды лютни, флейты (авлос), лиры (критская лира), продольные флейты, волынки. Особенно популярны бузуки, баглама, мандолина, скрипка.

– Танец исполняют, стоя в линию или, реже, встав в круг и положив руки на плечи соседей. Он начинается с медленных, плавных движений, постепенно переходящих в более быстрые и резкие, нередко включающие прыжки и скачки.

6. Импровизация.

– Сейчас я попрошу мальчиков выйти на середину класса и попытаться исполнить танец «Сиртаки».

Импровизация танца «Сиртаки».

– Вот и подошло к концу наше путешествие. Какие интересные встречи приготовила для нас Муза. Она знакомила нас с древним видом искусства – песнями-танцами, в которых исполнители двигаются по кругу друг за другом.

– Как называются такие песни-танцы? (Хоровод.)

– Муза знакомила нас с хороводами разных народов мира. Казалось бы, все эти танцы хороводные, но какие они разные. Скажите, в чем же различия этих танцев? (Различный характер, ритм, музыкальные инструменты.)

– По каким странам мы путешествовали? (Россия, Греция, Молдавия.)

– Как назывались эти хороводы? (Русский хоровод «Березка», молдавские наигрыши «Хора» и «Сырба», греческий танец «Сиртаки».)

– Какой из хороводов вам понравился больше всего? (Свободные высказывания учащихся.)

IV. Итог урока.

– Сегодня на уроке у нас был целый хоровод муз. Вы слушали разную музыку: неторопливую и подвижную, веселую и нежную. Познакомились с танцевальными движениями греческого танца «Сиртаки» и русского хоровода «Березка». Мы не знаем молдавского и греческого языка, но музыкальный язык разных стран и народов был нам понятен, потому что музыка не требует перевода. Если вы внимательный слушатель, музыка понятна без слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра "Хоровод сказок"

Обобщение знаний учащихся по пройденным разделам в игровой форме. Цели урока: способствовать развитию логического мышления, совершенствовать навыки чтения; прививать интерес к чтению, к книге; развив...

Русский хоровод

Творческий проект...

Мультимедийная презентация для урока музыки в 1 классе по Сергеевой, Критской "Хор, хоровод"

Данная мультимедийная презентация предназначена для использования на уроке музыки в 1 классе, в 1 четверти, на втором уроке, по теме "Хор, хоровод"....

Урок хореографии во 2 классе "Хоровод. Виды хоровода."

Технологическая карта урока "Хоровод. Виды хоровода"....

План конспект урока музыки 1 класс "Хоровод муз"

План конспект урока музыки 1 класс "Хоровод муз"...

Конспект урока по музыке в 1 классе "Новогодний хоровод"

Урок "Новогодний хоровод" разработан для учащихся 1-х классов с ЗПР и УО (коррекция, VII и VIII вид). Урок содержит материалы для разучивания новогоднего репертуара: игры, песни, загадки, зн...

Презентация к уроку музыки в 1 классе "Новогодний хоровод"

Урок "Новогодний хоровод" разработан для учащихся 1-х классов с ЗПР и УО (коррекция, VII и VIII вид). Урок содержит материалы для разучивания новогоднего репертуара: игры, песни, загадки....