"Волшебные звуки оркестра"
план-конспект урока по музыке (2 класс)

Фольц Ольга Викторовна

Цель: Систематизация знаний учащихся об инструментах симфонического оркестра. Воспитательные задачи: - воспитывать уважение и любовь к симфонической музыке, являющейся вершиной музыкального искусства; - воспитывать навыки самоконтроля в процессе формирования умения оценивать свою работу. Образовательные задачи: - развивать тембродинамический слух у учащихся, умение распознавать звучание различных музыкальных произведений; - прививать интерес к классическим произведениям; - закрепить понятие «симфонический оркестр», «дирижер». Коррекционно-развивающие задачи: - развивать умение выводить тему урока самостоятельно; -развивать умение припоминать и воспроизводить ранее изученный музыкальный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_tayny_sim_ork.doc51 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: «Тайны симфонический оркестр».

Цель:

Систематизация знаний учащихся об инструментах симфонического оркестра.

Воспитательные задачи:

- воспитывать уважение и любовь к симфонической музыке, являющейся вершиной

музыкального искусства;

- воспитывать навыки самоконтроля в процессе формирования умения оценивать свою

работу.

Образовательные задачи:

- развивать тембродинамический слух у учащихся, умение распознавать звучание

различных музыкальных произведений;

- прививать интерес к классическим произведениям;

- закрепить понятие «симфонический оркестр», «дирижер».

Коррекционно-развивающие задачи:

- развивать умение выводить тему урока самостоятельно;

-развивать умение припоминать и воспроизводить ранее изученный музыкальный

материал.

Ход урока:

1. Организация учащихся на урок.

Учитель: Все музыкальные инструменты имеют очень древнее происхождение. Сама

природа разделила их как бы на основные группы. Струнные – от поющей тетивы,

медные духовые – от морской раковины,  деревянные духовые – от тростинки, ударные –

от камня. Возможно, первым предметом, издающим звук, и впоследствии давшей начало

музыкальным инструментам, было самое обыкновенное дерево с дуплом. Проносившийся

мимо ветер, либо человек, ударявший по дереву, заставляли его звучать. На таком вот

своеобразном инструменте древние люди подавали сигналы. Мелодию на нем,

естественно, воспроизвести не удавалось, но со временем и это стало неудобно, и наши

далекие предки приспособились делать тоже или подобное, но меньше размером.

Подобные звуки издавали сухие полые плоды, черепа животных. Постепенно, люди

дошли до дудочки и поняли, что если дунуть в длинную кость, то звук будет низкий, а в

короткую – высокий. И что из разных полых предметов можно извлекать разнообразные

звуки: звонкие и глухие, сильные и слабые ит.д. Так появилась мелодия и вместе с ней

музыкальный инструмент.

У каждого искусства есть свои выразительные средства. У художника, прежде всего,

краски и линии. У композитора - музыкальные звуки, основа его музыкальной речи, его

выразительные средства. Такими выразительными средствами - различной окраской -

обладают и голоса музыкальных инструментов симфонического оркестра.

- Что же представляет собой симфонический оркестр?

показ слайда № 1

Ответы учащихся

Учитель: «Оркестр» - слово древнегреческое. Так называлась в античном мире площадка

перед сценой. Здесь располагался хор, а позднее - и оркестранты, сопровождавшие

представление музыкой.

Слово «Симфония» - также древнегреческого происхождения и означает «созвучие,

согласие». Вот и называют симфоническим оркестром большой коллектив музыкантов,

играющих на различных музыкальных инструментах и стройно, согласно исполняющих

музыкальное произведение.

показ слайда № 2

Учитель: Ребята, а как называют человека, который руководит симфоническим

оркестром?

Ответы учащихся

показ слайда № 3

Учитель: Во главе оркестра стоит дирижёр. Он не просто руководит исполнением -

даёт знак вступления каждому инструменту или указывает, где нужно играть громче, а где

тише. Дирижёр - душа, мозг оркестра. Именно дирижёр вдохновляет, объединяет своей

волей музыкантов для того, чтобы произошло самое главное: логично, стройно,

вдохновенно зазвучали развивающиеся в музыке мысли и чувства композитора.

- Ребята, имена каких композиторов вам известны?

Ответы учащихся

Евгений Светланов, Владимир Спиваков, Сыдык Мухамеджанов, Капан Мусин.

Учитель: Какие произведения создаются для симфонического оркестра?

Учащиеся: Симфонии, балеты, оперы. Часто симфонический оркестр исполняет

музыку для кинофильмов и даже мультфильмов.

Учитель: Количество музыкантов в современном симфоническом оркестре доходит

до ста человек. Каждый артист играет свою партию. Подчиняясь воле дирижёра,

музыканты заставляют оживать и петь черные нотные значки, как бы перенося их с

бумаги в сердца слушателей.

показ слайда № 4

Чтение стихотворения Л. Яковлева «Симфонический оркестр»:

Оркестр симфонический

Вас может угостить

Поэмой драматической,

Симфонией эпической,

Фантазией лирической,

Рапсодией трагической.

Всех инструментов голоса

Сольются, и тогда

Услышим, как шумят леса,

И как журчит вода,

И как дрова трещат в огне,

И как пурга ярится,

И как мечтает о весне

Продрогшая синица.

Учитель: Какие инструментальные группы входят в симфонический оркестр?

показ слайда № 5

(учащиеся, глядя на слайд № 5 называют инструментальные группы).

Учащиеся: Одиночные, духовые, струнно-смычковые, ударные. (Затем учащиеся

называют музыкальные инструменты, входящие в состав каждой группы).

показ слайда № 6

Учитель: А как вы считаете – в чем их отличие?

Ответы учащихся

Учитель: Все эти инструменты имеют четыре струны, на которых при игре водят

смычком. Смычок состоит из трости, колодочки и волоса. Корпус состоит из дек, которые

поддерживаются внутри душкой - это душа инструмента. На изящной витой головке

расположены колки, они крепят струны, а подставка их поддерживает. Звук струнных

инструментов самый слабый, для равновесия звучности и необходима в оркестре большая

струнная группа. Поэтому и располагаются струнно-смычковые инструменты всегда

ближе всех остальных к слушателям.

показ слайда № 6 (дети читают доклады про инструменты струнно-смычковой группы)

Учитель: Переходим с вами к следующей группе – это духовые инструменты, они

бывают деревянными и медными.

показ слайда №7

Деревянные духовые инструменты чаще всего являются солистами, т.к. каждый из

них имеет свой неповторимый тембр голоса. ( флейта, гобой, кларнет, фагот). Основным

материалом, из которого изготавливают эти инструменты, издавна служило дерево -

отсюда и название группы.

Прослушивание музыкального фрагмента («Шутка» И.С. Бах.) (Дети читают доклады про инструменты деревянно-духовой группы)

показ слайда №8

Голоса медных духовые инструментов славятся призывным настойчивым

тембром. (труба, туба, тромбон, валторна, cаксофон). Название показывает материал, из

которого они изготавливаются, хотя и не обязательно медь, часто это бывает жесть,

латунь и другие сплавы.

Прослушивание музыкального фрагмента (Дети читают доклады про инструментымедно-духовой группы)

показ слайда №8

Учитель: Следующая, третья группа - ударная. «Ударные – это сердце оркестра, сердце,

которое оживляет весь организм…» - так писал великий дирижер Артур Никиш. Они

возникли еще у первобытных людей, которые стали сопровождать свои пляски

ритмичными ударами одного камня о другой. Камень заменили колотушками,

трещотками, погремушками. Потом появились барабаны, и человек придумал огромное

количество вспомогательных ударных инструментов. Ударные инструменты делятся на

две группы:

Первые – с определенной высотой;

Вторые – с неопределенной высотой звука.

К первой группе относятся колокола, литавры – их можно настраивать. Ударные

инструменты подчеркивают ритм музыки, придают разнообразие. Группу ударных

инструментов составляют: тарелки, бубен, там-там, треугольник, колокольчики, барабан,

литавры, ксилофон.

показ слайда №9

Прослушивание музыкального фрагмента (Дети читают доклады про инструменты ударной группы)

Учитель: И, наконец, четвертая последняя группа – одиночные инструменты. К ним

можно отнести: арфу, орган, клавесин, фортепиано, ксилофон и др.

показ слайда №9

Прослушивание музыкального фрагмента

Учитель: Ну вот, когда оркестр собрался, нам необходимо пригласить дирижера

(выбираем дирижера), а теперь руководителю оркестра надо правильно рассадить

музыкантов.

показ слайда № 10

Игра «Третий лишний»

  • Труба, барабан, флейта

  • Литавры, арфа, бубен

  • Скрипка, контрабас, синтезатор

  • Пианино, ложки, трещотки

  • Барабан, виолончель, тарелки

  • Тромбон, фагот, валторна

Учитель: А теперь мы с вами послушаем звучание инструментов симфонического оркестра и попробуем отгадать их названия

Игра (Музыкальная викторина)

показ слайда №11

Учитель: Мы под музыку встаем, мы под музыку ложимся,

Мы под музыку грустим, мы под музыку смеёмся…

Музыка льётся всегда и везде: без музыки жить нельзя на земле!

показ слайда №12

Учитель: ребята мы продолжаем наш урок (Дети вместе с учителем делают гимнастики и исполняют музыкальные произведения.)

Учитель: На протяжении тысячелетий люди выдалбливали, вытачивали, изобретали

и совершенствовали музыкальные инструменты, стараясь извлечь из них все более и

более красивые и необычные звуки. Слушайте и любите музыку. Внимательно

присмотритесь к музыкальным инструментам, ведь это плоды человеческого ума и

таланта. Постарайтесь научиться различать их. Вы увидите, какую это принесет вам

радость, но самая большая радость – научиться самим на них играть!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир волшебных звуков и слов"

Прграмма направлена на детей с нарушением фонематического слуха....

В стране волшебных звуков

Презентация поможет педагогу провести интересный урок...

Волшебные звуки.

Проект«Волшебные звуки» (знакомство с народными инструментами)Учащиеся 4в и 3в классов.    Данный  проект предназначен для расширения представлений учащихся ...

Союз волшебных звуков, чувств и дум

Союз волшебных звуков, чувств и дум...

Волшебные звуки Характер музыки. Мажорный и минорный лад

Характер музыки. Мажорный и минорный лад...

Конспект логопедического занятия в 1 классе «Мир волшебных звуков: звуки речевые и неречевые»

Конспект логопедического занятия в 1 классе «Мир волшебных звуков: звуки речевые и неречевые»...