Главные вкладки

    «Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин»»
    план-конспект занятия по музыке (3 класс) на тему

    Кравченко Диана Александровна

    Тема урока: «Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин»»

    Цель урока:  способствовать формированию музыкальной культуры школьников как части их духовной культуры; содействовать формировать у  обучающихся умение раскрывать образы Защитников Родины в опере. 

    Задачи:

    Воспитательные: воспитывать интерес к музыке М.И.Глинки, к его творчеству, к опере «Иван Сусанин»;

    воспитывать чувства патриотизма, гордости, уважения к культуре своего народа

    1.     Образовательные: Познакомить с  оперным театром, с музыкальным и литературным содержанием оперы «Иван Сусанин»; учить определять событие в опере по музыкальным видео фрагментам;

     

     Развивающие: развивать  мышление, воображение, речь, кругозор на примере  оперы М.И.Глинки.

    Планируемый результат:

    1.     Познакомятся с музыкальным и литературным содержанием оперы «Иван Сусанин», научатся определять событие в опере по музыкальным видео фрагментам;

    2.     Продолжат развивать духовно- нравственные качества такие как (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональную отзывчивость; уважительное отношение к обычаям и традициям русского народа

    3.     Проявят любовь и уважение к большой и малой Родине, чувство патриотизма, слушательскую культуру.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл opera.docx31.23 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: «Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин»»

    Цель урока:  способствовать формированию музыкальной культуры школьников как части их духовной культуры; содействовать формировать у  обучающихся умение раскрывать образы Защитников Родины в опере. 

    Задачи:

    Воспитательные: воспитывать интерес к музыке М.И.Глинки, к его творчеству, к опере «Иван Сусанин»;

    воспитывать чувства патриотизма, гордости, уважения к культуре своего народа

    1. Образовательные: Познакомить с  оперным театром, с музыкальным и литературным содержанием оперы «Иван Сусанин»; учить определять событие в опере по музыкальным видео фрагментам;

     Развивающие: развивать  мышление, воображение, речь, кругозор на примере  оперы М.И.Глинки.

    Планируемый результат:

    1. Познакомятся с музыкальным и литературным содержанием оперы «Иван Сусанин», научатся определять событие в опере по музыкальным видео фрагментам;
    2. Продолжат развивать духовно- нравственные качества такие как (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональную отзывчивость; уважительное отношение к обычаям и традициям русского народа
    3. Проявят любовь и уважение к большой и малой Родине, чувство патриотизма, слушательскую культуру.

    Формируемые УУД:

    1. Личностные УУД

    Формирование: мотивации к обучению и познанию музыки; адекватной самооценке;

    готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное

    понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.

    2. Регулятивные УУД

    Формирование: умения удерживать цель деятельности до получения ее

    результата; умения видеть ошибку; умения оценивать результат своей

    деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль

    процесса и результатов деятельности.

    3. Познавательные УУД

    Формирование: умения эмоционально исполнять музыкальные произведения;

    музицировать; выполнять танцевальные движения; высказываться о музыке.

    Воспринимать на слух музыкальное произведение.

    Давать образную характеристику прослушанного произведения.

    4. Коммуникативные УУД

    Формирование: умения слушать и слышать учителя, ученика.

    Оборудование: Презентация, Видеофильм «Опера «Иван Сусанин»; Фонограмма : Хор «Славься», Текст : хор «Славься»

    Этапы урока

    Деятельность учителя        

    Деятельность учащихся

    1. Организационный момент

    Ум и сердце в работу вложи,

    Каждой секундой в труде дорожи!

    Приветствие. Дети садятся за парты.

    1. Актуализация знаний

    Вы любите путешествовать? У нас сегодня необычный урок музыки. Мы с вами отправляемся в оперный театр. Кто был в театре?

    - А в оперном театре?

    - Почему его так назвали?

    - Что такое опера?

    Рассаживайтесь удобно в зрительном зале.

    (На первой парте каждого ряда стоят таблички: 1 ряд -  «Партер», 2 ряд - «Ложа», 3 ряд - «Бельэтаж».( показываю на слайде)

    Наш первый ряд – зрители партера, нижнего этажа зрительного зала, второй ряд – гости ложи (небольшого помещения с отдельным входом, отгороженного от соседних, боковыми перегородками), а третий ряд расположился в бельэтаже (первом ярусе зрительного зала в театре).

     Отвечают

    Рассаживаются поудобнее

    1. Новые знания

    1. СЛУШАНИЕ

    ария Сусанина

    1. СЛУШАНИЕ заключительный хор  «Славься»

    1. ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА заключительный хор  «Славься»

    - Итак, как вы думаете, с чем познакомимся, раз мы в оперном театре?(тема нашего урока: Опера «Иван Сусанин»)

    - Какие учебные задачи вы поставите перед собой на урок, связав с темой урока?

    - Посмотрите внимательно на экран (слайд1), здесь вы видите слова ОПЕРА

    - Прочитайте на слайде определение слова «ОПЕРА»

    (1. опера – это музыкально – драматическое произведение, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра

    В опере объединяютсяразличныехудожественные средства:
    сольное,ансамблевое и хоровое пение,
    симфонический оркестр, костюмы, декорации.

     Сценарий к опере пишет либреттист, а сам литературный текст оперы называется Либретто (показываю на слайде, записываем в тетради)

    Перед началом оперы обычно исполняется оркестровая пьеса, которая называется увертюра.(записываем в тетради) Увертюра   основана на музыкальных  темах оперы и воплощает ее главную идею.

    .

    Как вы думаете опера появилась давно или недавно?Опера в России появилась в XVIII столетии.

    - Внимание на экран (слайд 2), кого вы там видите?

    - Знаком ли он вам?

    ЭТО МИХАИЛ ИВАНОВИЧ ГЛИНКА (1804 – 1857)

    – великий русский композитор – жил в первой половине прошлого столетия. Давайте все вместе повторим ФИО композитора.

    М.И. Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как и А.С. Пушкин в поэзии. Глинка - основоположник русской классической музыки. Он создал произведения, которые прославили русскую музыку на весь мир. Горячая любовь и интерес к музыке у Глинки проявились очень рано: он подолгу с увлечением слушал пение крестьян, исполнявших народные песни, и это оказало значительное влияние на всё его творчество. Еще в молодые годы, живя в Петербурге, Глинка прославился как композитор и замечательный певец, исполнитель своих романсов. Несколько лет Михаил Глинка провел за границей, в Италии и в Германии. Всюду он изучал музыку народа, среди которого жил, но ближе всего ему была русская народная песня. Вернувшись на родину, он увлекся темой о подвиге русского крестьянина Ивана Сусанина и написал ОДНОИМЕННУЮ  оперу.

    - Знаете ли вы что-нибудь об Иване Сусанине?

    - крестьянин, который решается ценой своей жизни спасти Москву, обманув поляков: Простой деревенский человек, когда узнал, что враги не знают дороги-он вызвался их проводить, но завел в такое глухое место в лесу, что враги не смогли выбраться- найти дорогу назад. За это его убили, но вскоре сами погибли от мороза, голода и от того, что были в глухом лесу.

    - Ребята, готовы ли вы на такой подвиг? Какие чувства у вас вызывает этот подвиг?

    Посмотрите на портрет Ивана Сусанина. Написанным Скотти Михаилом Ивановичем

    - Каким вы видите его на этом полотне? Опишите его, расскажите о его качествах.

    -Внимание на экран. Событие, которому посвящена опера, относится к началу 17 века(это было почти 400 лет назад, когда польский король пытался завоевать Россию.

    - Сейчас мы просмотрим один из видеофрагментов. Это ария Сусанина в сцене в лесу с поляками.

    - А кто знает, что такое ария? (на слайде, записываем слово в тетради) Ария- номер в опере, который исполняется певцом-солистом в сопровождении оркестра. Для нее характерна напевность, широта мелодического дыхания.

    - Ваша задача внимательно просмотреть этот фрагмент и рассказать, что вы увидели.

    Вспомним правила слушания.

    - Звучит видеофрагмент.

    ПОНРАВИЛОСЬ???

    Что услышали? Какие чувства раскрыты в этой арии?

    Как звучит музыка?

    - Вот такая интересная история про храбрость русских людей.

    - Ребята, а как вы думаете, почему именно это историческое событие вдохновило композитора к созданию оперы «Иван Сусанин»?

    Люди должны знать героев и быть героями.

    -А теперь встанем и немного разомнемся.

    ФИЗМИНУТКА

    Отдохнули?

     А теперь послушаем заключительный хор оперы   «Славься», КОТОРЫЙ ЗВУЧИТ В ЭПИЛОГЕ(ЗАКЛЮЧЕНИИ) ОПЕРЫ. (ЗАПИСЫВАЕМ В ТЕТРАДЬ-ЭПИЛОГ)  

    ИГРА В ДИРИЖЕРОВ

    -Ребята, представьте, что вы дирижеры оркестра, постарайтесь пластичными движениями рук передать свои музыкальные эмоции.

    - Итак, как звучала музыка, какой характер? (грустно, весело…)

    - Какое чувство пробудила музыка М.И.Глинки в вас?

    - Как вы считаете, почему оперу завершает этот торжественный хор?

    - Какие черты русского характера воспевает эта музыка?

    - Можем мы гордиться тем, что живем в стране, где создают такую музыку, где жили такие герои?

    - Какой же можно сделать вывод : Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин» является одной из самых патриотичных в русском музыкальном искусстве, призывает к любви к Родине, Отечеству, России.

    - Сейчас мы с вами попробуем спеть этот хор

    РАЗУЧИВАНИЕ СЛОВ

    Проговариваю  в ритме песни с настроением.

    ПО ОДНОМУ КУПЛЕТУ(проговариваю я), ПОТОМ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ, проверяю, как дружно вместе говорят, если плохо- повторяю ещё раз.

    Славься, славься, ты Русь моя,
    Славься, ты русская наша земля.
    Да будет во веки веков сильна
    Любимая наша родная страна.

    Славься, славься, из рода в род,
    Славься, великий наш русский народ.
    Врагов, посягнувших на край родной,
    Рази беспощадно могучей рукой.

    Слава, слава, героям-бойцам,
    Родины нашей отважным сынам.
    Кто кровь за Отчизну свою прольёт,
    Того никогда не забудет народ.

    - Как мы должны ее спеть, с каким настроением?

    предполагают

    отвечают

    Слушают внимательно

    1. Итог. Рефлексия

    - А сейчас подведем итог нашего урока.

    - С каким композитором познакомились?

    - Итак, что такое опера? С какой оперой мы познакомились на уроке? Какую песню мы учили?

    - Что такое Либретто, УВЕРТЮРА, Ария?

    -Скажите, пожалуйста, мы с вами выполнили поставленные задачи?

    Дополните предложение:

    - Я узнал…

    - Самое интересное…

    - Я запомнил это произведение, потому что…

    - На этом наш урок закончен

    ОЦЕНИВАЮТ СВОЮ РАБОТУ

    1. Домашнее задание.

    Нарисуйте дома иллюстрации  к хору «СЛАВЬСЯ»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок музыки в 4 классе "Сравнение музыки оперы М.И. Глинки и балета П.И. Чайковского"

    Урок музыки для 4 класса. Материал содержит конспект урока, презентациюПо окончании изучения темы обучающиеся должны:- знать: отличительные особенности оперного и балетного спектакля, краткую биографи...

    Глинка. "Иван Сусанин"

    Данная презентация знакомит нас в великим русским композитором и его оперой....

    Проект "Опера М. И. Глинки "Жизнь за царя", или "Иван Сусанин"

    Поект заьрагивает следующие проблемы:Почему опера «Иван Сусанин» почти 180 лет находится в репертуаре всех театров России и имеет свой неповторимый колорит. Как М И. Глинка показал подвиг русского нар...

    Презентация "Опера "Иван Сусанин". М.И. Глинка"

    На уроках музыки в 4 классе продолжается знакомство с оперой М.И. Глинки "Иван Сусанин". Образ польских захватчиков предстаёт перед слушателем во втором акте оперы, который носит название "Польский ак...

    Опера М. Глинки «Иван Сусанин»

    Школьная академия наук и искусствОпера М. Глинки «Иван Сусанин»на сцене Нижегородского государственного академического театра оперы и балета им. А. С. Пушкина...

    Опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила». 3 класс

    Урок музыки в 3 классе Опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила».       ...

    конспект урока музыки в 4 классе Тема: М.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин».

    Урок музыки в 4 классе Тема: М.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин».По программе «Музыка» Е. Д. Критской и Г.П.СергеевойАвтор: Хейчиева Юлия Сергеевнаучитель музыки «МОКУ...