Главные вкладки

    Фольклор - народная мудрость
    план-конспект урока по музыке (2 класс) на тему

    Викулова Ирина Анатольевна

    Цель: Прививать детям любовь к фольклору, развивать интерес и уважение к своим национальным истокам.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл narodnoe_tvorchestvo.pptx2.92 МБ
    Файл folklor.docx27.29 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Предварительный просмотр:

    Конспект открытого урока «2 класс» (Школа России)

    по теме Фольклор – народная мудрость.

    Подготовила и провела Викулова И.А.

    2016 год.

         Эпиграф. Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требования его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир, прежде всего и легче всего в игре, с игрой. А. М. Горький.

    Фольклор – Народная мудрость.

       Тема: Фольклорно-сценические игры, развитие музыкальности детей посредством фольклора.

       Цель: Прививать детям любовь к фольклору, развивать интерес и уважение к своим национальным истокам.

       Задача: заложить у детей основ национального мировосприятия через освоение малых жанров фольклора (колыбельные, прибаутки, игры и т.д.).

    Возрождение русской традиционной культуры, помогающей детям овладеть различными видами фольклорной деятельности.

       Методы:

    1. Исполнение и разучивание произведений русского фольклора.
    2. Слушание народной музыки.
    3. Пение и мелодекломация различных упражнений, песенок-попевок, способствующих созданию активной творческой атмосферы.
    4. Музыкально – игровые моменты и ритмические движения как эмоционально увлекательный прием.

    Принципы:

    • Художественная ценность
    • Доступность для воспроизведения детьми
    • Укрепление физического здоровья (легкие, голосовой аппарат).

       Предварительная работа:

    • Заучивание скороговорок, дразнилок.
    • Слушание народной музыки.
    • Разучивание с детьми песен, игр, хороводов.

    Оборудование:

    Народные инструменты, кукла, мультимедио, презентация элементы русского костюма.

    Ход урока

    1. Водная часть.

    Вход.

    Ритмичная минута.

    Музыкальная игра – приветствие.

    Вход в тему.

    Новые слова: голубить, приголубить, народное творчество, небылицы, потешки, дразнилки.

       Учитель.

    Тема сегодняшней встречи, народное творчество. Фольклор – этот термин пришел к нам из староанглийского языка. Анг. Folk – народ, lore – учение, т.е. народное народная мудрость. Именно так, уважительно и даже возвышенно принято во всем мире называть устное музыкальное и литературное народное творчество.

       Мы познакомимся с произведениями устного народного творчества (или? какие) потешками, небылицами, песенками, считалками.

    Мы научимся:

    • Различать виды устного народного творчества.
    • Отгадывать загадки и их придумывать.

       Очень давно люди не знали письменности. Один талантливый человек придумывал для своих детей волшебную сказку-историю. Она всем понравилась и все стали передавать ее «из уст в уста».

       Один сочинил, другой услышал, что-то добавил и так каждый приукрасил, чтобы было интереснее – получается сочиняют все вместе – всем народом – поэтому, творчество и называется народным. А зачем мы изучаем народное творчество, ведь сейчас есть компьютеры, гаджеты? – Это все проверено и на этом выросло не одно поколение. А все взрослые мечтают, чтобы дети выросли красивыми, здоровыми, умными и добрыми, трудолюбивыми, чтоб ребенок рос наблюдательным, сообразительным, ему загадывали загадки; чтоб научился ясно и выразительно разговаривать – разучивать скороговорки, чтобы знали, что хорошо, что плохо – сказывали мудрые сказки.

    1. Основная часть.

     Лежа в колыбельке (презентация № 1) ребенок слушал простые, но такие добрые и ласковые песни и рос душевным и отзывчивым.

    (Учитель берет в руки куклу и поет)

    «Люли – мои, люлиньки

    Прилетели гуленьки,

    Сели в изголовице

    Спи-ка на здоровице»

       А кто знает еще колыбельную? (передает куклу) Дети качают куклу и поют)

    1. «ой, люли, люли, люли –

     Прилетели к нам гули

    Прилетели гуленьки –

    Сели, возле люленьки

    Они стали ворковать

    Диме спать не давать.

    1. Котя, котенька, коток

    Котя – серенький бочек

    Приди котя почевать

    Нашего Димочку качать

    Уж как я тебе коту

    За работу заплачу

    Кусок пирога

    И кувшинчик молока.

       Образ «гуленек» - голуби – воркуют – нежно разговаривают, вот и в народном языке «голубить» - ласкать, нежить; голубка, приголубить.

    ?какая мелодия? Дети: ласковая, не быстрая

    Как исполнять? (мягко, напевно, убаюкивающее.)

    Учитель (презентация № 2)

       Ребенок подрастал, его садили на колени взрослым и приговаривали:

       «Ладушки, ладушки, пекла бабка оладушки

    Маслом поливала, деточкам давала

    Теме-два, Вале-два, Паше- два, Даше-два

    Хороши оладушки у нашей бабушки. (хлопки в парах).

    Учитель:  

    А кто знает «Попевку о сороке»?

    Дети: «Сорока, сорока! – где была? – Далеко

    Кашку варила, детушек кормила

    На порог скакала, гостей созывала

    Гости услыхали – быть обещали».

       Учитель: Долгими зимними вечерами бабушки веселили внучат прибаутками да небылицами.

       Презентация № 3.

    Выскакивают скоморохи (или кукла скоморох)

    1-й Эх, да я скоморох, жил да был, побывал

    2-й На босу ногу топор обувал

    3-й Кушаком дрова рубил

    4-й Кащей палец  занозил

    5-й (обращаясь к ребятам!)

    - Кто правдивее рассказ сочинит для нас сейчас

    Презентация № 4

       Выход детей – исполняют знакомые небылицы

    Лошадь ела сало

    А мужик овес

    Лошадь села в сани

    А мужик повез.

    На болоте стоит пень

    Шевелиться ему лень

    Шея не ворочается

    А посмеяться хочется

       Чепух, Чепуха

    Это просто враки:

    Съел Петрушка петуха

    А сказал собаки.

    А заборе чепуха

    Жарила варенье

    Куры съели петуха

    В одно воскресенье.

    ПОЮТ:

    Рано, утром, вечерком

    В полдень, на рассвете

    Баба ехала верхом

    В расписной карете

    А за нею, во всю прыть

    Тихими шагами

    Волк старался переплыть

    Миску с пирогами

            ? Так что же такое небылицы?        

    ДЕТИ:

    Особый вид песни, вымысел, где всегда юмор и шутка и комическое положение

       (Динамическая пауза, выскакивает скоморох или кукла – скомор).

    - А сейчас потехи ради

    Скоморошь и забавы

    Не сиди, не гляди

    Прямо в круг выходи!

    Игра «Музыкальный плетень!»

    (для тренировки памяти – детей учили считалкам) начало игры.

       Игра, которая считается русской забавой называется она плетень.

    Правило игры. Участники 2-х команд (3-4) выстраиваются напротив друг друга в шеренги.

     При смене мелодии (русс. Нар. Мелод.) разбегаются по комнате, выполняя плясовые движения. Услышав условленную муз. тему должны вновь выстроить плетень. Победит команда более проворных и ловких. (проводим 2-3 раза).

    КАРТИНКА

    (Презентация – русских народных инструментов, ансамбля русск. нар инстр.)

    УЧИТЕЛЬ:

    Есть много муз. инструментов, русского народа, рожденных самой повседневной жизнью и тесно связанных с бытом.

    ? Какие это инструметы!

    (ложки, трещотки, бубенцы, рубель и др.)

     - Эй! Ребята! Молодцы

        Озорные удальцы!

        Веселее попляшите

        Всех гостей повеселите!

    «танец с ложками»

    УЧИТЕЛЬ:

    Короткие по форме, забавные песенки – это потешки

       Диалог (дети между собой или с учителем)

    УЧИТЕЛЬ:

    1 Андрей, детка, о чем плачешь?

       Об ворота головой ударился!

       Когда это случилось?

       Вчера

       А что сегодня плачешь?

       Да ведь вчера никого не было.

    2 Где был, брат Иван?

       В горнице!

       Что делал?

       Петру помогал!

       А Петр, что делал?

       Да на печи лежал?

    3   Я медведя поймал

         Так веди сюда

          Не идет

          Так сам иди

           Да он меня не отпускает.

    УЧИТЕЛЬ.

    А сколько дразнилок было придумано нашими предками. Пожалуй, нет ни одного имени, которое обошли бы вниманием наши прабабушки и прадедушке в раннем детстве.

    УЧИТЕЛЬ - Алешка

                         Все. Лепешка.

                          Андрей

                          Все. Воробей!

                          Антошка!

                          Все – Недопеченная картошка!

    Учитель: 

    Андрей, воробей, не гоняй голубей

    Гоняй галок из-под палочек!

    (Эй! Ребята, что сидите, а играть-то не хотите!? – сыграем?)

    1. В дирижера!
    2. Оркестр – игра с муз инструментами (свистульки, ложки-дирижер)                

    - кто еще дразнилки знает?

      пусть нам весело читает!

    ДЕТИ:

    1. Коля, Коля – Николай! – сиди дома – не гуляй!                                                                                                      

    Чисти картошку – ешь по-немножку.

    1. Вова- Вова карапуз, съел у бабушки арбуз
    2. Бабушка ругается, Вова отпирается!
    3. «это бабушка не я! – это кошечка твоя!»

    УЧИТЕЛЬ:

    Так, что такое дразнилки.

    ДЕТИ:

    Маленькие смешилки, где высмеивается пороки недостатки человека

    УЧИТЕЛЬ:

    В старые времена на Руси существовал такой обычай: Семенов день – «похороны мух». В народе верили, что если злую муху закопать осенью в землю – прочие кусать не будут!

       По преданью, комары перед осенью уносятся ветрами на теплые моря и весной опять возвращаются на Русь.

    - А, ну-ка, ребята, пожужжали, как мушки да комары (Жужжат)

    - Кыш, Кыш мухи – комаровы подруги!

    - Кыш, Кыш На семена (14 сентября) провожают мух и тараканов в спячку…

       Песня – сценка «Как у наших у ворот»

       Разминка. Раздаем свитки с половинками пословиц, под русские народные мелодии. Найти пару.

     

    Куй железо

    Не зная броду

    Не зная своего дело не берись

    Живи просто

    Одной рекой

    Грамоте учиться

    Пока горячо

    Не лезь в воду

    А за своим не ленись

    Проживешь до ста

    Узла не завяжешь

    Всегда пригодится

    По окончанию музыки, встаем парами, составляем половинки пословиц.

    УЧИТЕЛЬ.

    Русская пословица гласит «Делу время, - потехи час!»

       Наш час подошел к концу

       Вот настал момент прощанья

       Говорим мы – До свиданья!

    (В заключении) – Я довольна нашей встречей – А вам понравился урок?

    О чем мы сегодня говорили? (народное творчество).

       И сегодня каждый получает по русскому лакомству – бублику.

    Дополнительный материал

    (при остатке времени).

    1. Народная игра «Кольцо»

    Ведущий достает «волшебное кольцо» (др. предмет) пускает по залу. Ребята у которых осталось кольцо, вызывают на сцену. Задают загадки-шутки; Они должны показать отгадки.

    • Его проглатывают, упорно не желая о чем-то говорить.
    • Он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко.
    • За него тянут или дергают
    • Его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего

    (ЯЗЫК)

    • Его вешают, приходя в уныние
    • Его задирают, зазнаваясь.
    • Его всюду суют, вмешиваясь ни в свое дело

    (НОС)

    • Не цветы, а вянут
    • Не ладоши, а хлопают
    • Не белье, а развешивают их слишком доверчивые или любопытные люди

    (УШИ)

    • Он в голове у легкомысленного человека
    • Его советуют искать в поле
    • На его бросают слова и деньги

                    (ВЕТЕР)

     

    1.  Игра «Как у дяди Трифана».

    Описание игры: в круг становится водящий, остальные ходят вокруг, взявшись за руки пели (Как у дяди Трифана, было 7 детей, 7 сыновей; они не пили, не ели, друг на друга глядели, вместе делали – «Вот так»- после слов, показывает водящий! Кто не успел - проиграл).

    1.  Мы будем разговаривать

     И будем выговаривать,

     Все правильно и внятно

     Чтоб было всем приятно

    1. 1 идет «Добры бобры идут в боры» присоединяется следующий и говорит, 2…3… - гусеницы
    2. Взбивали масло – передаем бочонок и приговариваем: маланья болтунья – молоко болтала, болтала – да не выболтала
    1. Песня «Сидит Дрема»

    Используемая литература.

    • Учебник «Русское народное творчество» Ширяева Н.С. Санкт-Петербург   2000 г. выпуск 1
    • Сольфеджио Ж. Металлиди изд. «Композитор» 2008 г.
    • Истоки Н.С. Ширяева
    • Праздники в начальной школе. Составил Н.Г. Кувашова изд. Учитель 2000 г.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Светлое Христово Воскресение. Час народной мудрости

    В данном классном часе рассказывается как на Руси встречали Светлый праздник. В ходе мероприятия дети играют в старые народные игры....

    Урок литературного чтения в 3 классе "Тропинками народной мудрости. Жанровые особенности произведения о природе Н. Сладкова "Почему ноябрь пегий"

    Урок литературного чтения в 3 классе по произведениям Н.Сладкова. В процессе урока учащимся предлагается работа не только  по учебным книгам, но и работа в группе на ПК - сборка пазлов ...

    Конспект факультативного занятия по русскому языку в 4 классе по теме Фразеологизмы- народная мудрость

    материал предназначен для проведения дополнительных занятий по русскому языку...

    Урок внеклассного чтения в 4 классе "Золотая россыпь народной мудрости"

    Пословицы и поговорки - мудрые народные изречения, которые народ накапливал десятилетиями.  На уроке ученики вспомнили пословицы, поработали над их смыслом, нашли аналогичные русским пословицам п...

    Открытый урок во 2 классе по теме "Фольклор - народная мудрость".

    Открытый урок во 2 классе по теме "Фольклор - народная мудрость". Раскрывается понятие "фольклор", знакомство с его разновидностями, слушание фольклорных произведения. использование игр, разминок. Исп...

    Народное творчество и народная мудрость

    Классный час в 4 классе.Тема: «Народное творчество и народная мудрость»....

    Фольклор – народная мудрость. Песни русского народа

    Презентация к уроку музыки "Фольклор", 2 класс, по программе Критскойтест по теме "Фольклор",  слова песни "Старый клен" (сноска на яндекс-диске)https://docviewer.yandex.ru/?url=ya-disk%3A%2F%2F%...