Ансамбль
рабочая программа по музыке на тему

Харланова Светлана Петровна

Проект  программы по учебному предмету Ансамбль 4 года обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgt_2-5_klass_ansambl.docx48.68 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ

МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

Предметная область ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

ПРОЕКТ

примерной  программы по учебному предмету УП.02.АНСАМБЛЬ

Нефтеюганск 2013


1


Структура программы учебного предмета

I.        Пояснительная записка

  • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
  • Обоснование структуры программы учебного предмета;
  • Цель и задачи учебного предмета;
  • Срок реализации учебного предмета;
  • Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного

учреждения на реализацию учебного предмета;

  • Форма проведения учебных аудиторных занятий;
  • Методы обучения;
  • Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

Требования к уровню подготовки обучающихся

Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

  • Критерии оценки;
  • Контрольные требования на разных этапах обучения;

Ожидаемые результаты

II.        Содержание учебного предмета

  • Сведения о затратах учебного времени;
  • Годовые требования по классам;

III.     Методическое обеспечение учебного процесса

  • Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

IV.        Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

-Учебная литература;

  • Методическая литература;

Пояснительная записка

Характеристика   учебного   предмета,   его   место   и   роль   в
образовательном процессе.

Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты».

В общей системе профессионального музыкального образования значительное место отводится коллективным видам музицирования -  ансамблю.

Навыки коллективного музицирования формируются и развиваются на основе и параллельно с уже приобретенными знаниями в классе по специальности.

Срок реализации учебного предмета «Ансамбль»

Для учащихся, поступивших в образовательное учреждение в возрасте 10 – 12 лет,  не закончивших освоение образовательной программы основного общего или среднего (полного) общего образования,   срок реализации данной программы составляет 4 года (2-5 классы)

Объем   учебного   времени,    предусмотренный   учебным   планом
образовательного учреждения на реализацию предмета «Ансамбль»:

2

Срок обучения 4 года

Распределение по годам обучения

Класс

1

2

3

4

Количество учебных недель

33

33

33

33

Количество часов на аудиторные занятия в неделю

1

1

1

1

Общее количество часов (по годам)

33

33

33

33

Общее количество часов на аудиторные занятия

132

Количество часов на внеаудиторные занятия в неделю

1

1

1

1

Общее количество

часов на внеаудиторные занятия

132

Общее максимальное  количество часов на весь период обучения

264

Цель и задачи учебного предмета «Ансамбль»

        Цель:

Приобретение учащимися знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства.

     Задачи:

  • стимулирование     развития     эмоциональности,     памяти,     мышления,
    воображения и творческой активности при игре в ансамбле;
  • формирование   у  обучающихся  комплекса  исполнительских  навыков,
    необходимых  для ансамблевого музицирования;
  • развитие музыкально-творческих способностей;
  • расширение кругозора учащегося путем ознакомления с ансамблевым
    репертуаром;
  • решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся
    разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться
    в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);
  • развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле),
    артистизма и музыкальности;
  • обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с
    листа в ансамбле;
  • приобретение    обучающимися    опыта    творческой    деятельности    и
    публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования.

Форма проведения учебных занятий: мелкогрупповая
(от 2 до 10 человек). Продолжительность урока - 40 минут 1 час в неделю.

Учебный предмет «Ансамбль» неразрывно связан с учебным предметом

«Специальность», а также со всеми предметами дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области искусства "Народные инструменты".

Занятия в ансамбле - накопление опыта коллективного музицирования, ступень для подготовки игры в оркестре.

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (рассказ, объяснение);
  • метод показа;

-         частично – поисковый.

 Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

Учащийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию, обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания, после чего следует переходить к репетициям с партнером по ансамблю. После

каждого урока с преподавателем ансамбль необходимо вновь репетировать, чтобы исправить указанные преподавателем недостатки в игре. Желательно самостоятельно ознакомиться с партией другого участника ансамбля. Важно, чтобы партнеры по ансамблю обсуждали друг с другом свои творческие намерения, согласовывая,  их друг с другом. Следует отмечать в нотах ключевые моменты, важные для достижения наибольшей синхронности звучания, а также звукового баланса между исполнителями.

Формы и методы контроля, система оценок.

Формы контроля:

Основными видами контроля успеваемости являются:

  • текущий контроль успеваемости учащихся
  • промежуточная аттестация
  • итоговая аттестация

Каждый вид контроля имеет свои цели, задачи, формы.

Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется преподавателем регулярно на каждом уроке, оценки (по 5-бальной системе) выставляются в журнал и дневник учащегося. При оценивании учитывается:

  • отношение ребенка к занятиям, его старания и прилежность;
  • качество выполнения предложенных заданий;
  • инициативность и проявление самостоятельности, как на уроке, так и во время домашней работы;
  • темпы продвижения.

На основании результатов текущего контроля выводятся четверные оценки.

Особой формой текущего контроля является контрольный урок.

Контрольные уроки поводятся в конце каждой четверти с обязательным выставлением оценки

Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося

и степень освоения им учебных задач на определенном этапе.

Формы промежуточной аттестации:

- недифференцированные зачеты – «зачет», «незачет» (I полугодие – начало ноября; II полугодие – начало апреля).

При оценивании обязательным является методическое обсуждение, которое должно носить рекомендательный, аналитический характер, отмечать степень освоения учебного материала, активность, перспективы и темп развития ученика.

Участие в конкурсах приравнивается к выступлению на зачетах.

 Критерии оценки качества исполнения

По итогам исполнения программы на контрольном уроке  или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

технически     качественное     и     художественно осмысленное    исполнение,    отвечающее    всем требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)

отметка    отражает    грамотное    исполнение    с небольшими   недочетами   (как   в   техническом плане, так и в художественном)

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.

2 («неудовлетворительно»)

комплекс     недостатков,     причиной     которых является отсутствие домашних занятий, а также плохой посещаемости аудиторных занятий

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Результатом освоения программы является приобретение обучающимися следующих     знаний,     умений     и     навыков     в     области     ансамблевого исполнительства:

  • развитие интереса у обучающихся к музыкальному искусству в целом;
  • реализацию   в ансамбле индивидуальных практических   навыков игры на инструменте, приобретенных в классе по специальности;
  • приобретение  особых навыков игры в музыкальном коллективе;
  • развитие навыка чтения нот с листа;
  • развитие навыка транспонирования, подбора по слуху;

  • наличие  навыков  репетиционной и концертной  работы     в  качестве  участника музыкального коллектива;

На занятиях в классе ансамбля учащиеся должны научиться:

  • применять в ансамблевой игре практические навыки игры на инструменте, приобретённые в классе специальности;
  • слышать и понимать основные функции музыкального произведения (тема, подголосок, аккомпанемент, педаль, бас, фигурация, фактура), исполняемые как всем ансамблем, так и отдельными партиями;
  • исполнять свою партию, следуя замыслу, объяснениям и трактовке дирижёра (руководителя);            
  • понимать дирижёрские жесты;
  • уметь читать с листа партию и ориентироваться в ней.
  • научиться играть синхронно, что является результатом важнейших качеств ансамбля – единого понимания и чувствования партнёрами темпа и ритмического пульса. Игра в ансамбле помогает музыканту преодолеть присущие ему недостатки: неумение держать темп, вялый или излишне жёсткий ритм. Синхронность является первым техническим требованием игры.

Материально - технические условий реализации учебного предмета «Ансамбль»

Материально - техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.  Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Ансамбль» имеют площадь не менее 9 кв.м, наличие аккордеонов «Weltmeister» (3/4, 4/4), «Hohner» (3/4, 4/4), «Sсandalli» (4/4), «Paolo Soprani» (4/4), пюпитров (2 шт.), подставок для ног (2 шт.), стульев (2 шт.), музыкального центра, аудиозаписей.

Содержание учебного предмета

1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Ансамбль», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

аудиторные занятия:

2 класс – 1  час в неделю из вариативной части;

         3-5 класс – 1  час в неделю из обязательной части;

Виды внеаудиторной работы:

  • выполнение домашнего задания;
  • подготовка к концертным выступлениям;

- посещение      учреждений      культуры       (филармоний,       театров,
концертных залов и др.);

-        участие   обучающихся   в   концертах,   творческих   мероприятиях   и
культурно-просветительской  деятельности  образовательного учреждения
и др.

Содержание учебного предмета

1 год обучения

  • Знакомство с основами посадки в ансамбле. Большое внимание уделяется эстетической стороне: когда человек играет, на него должно быть приятно смотреть. Спина ровная, плечи опущены – не напрягаются, локоть не прячется за инструмент, голова приподнята. Садятся так, чтобы не мешать друг другу при работе мехом;
  • Закрепление основных штрихов – легато, стаккато, нон легато (их синхронность);
  • Воспитание направленного внимания;
  • Правила выхода на сцену (концертное выступление);
  • Изучение литературных текстов, изучаемых обработок народных песен;
  • Понятия «культура звука», «ауфтакт», «затакт»;
  • 4 разнохарактерных пьесы.

Учащийся должен исполнить:

октябрь  – контрольный урок - 1 пьеса по нотам,

декабрь – контрольный урок - 1 пьеса наизусть,

март – контрольный урок - 1 пьеса по нотам,

апрель – зачет  - 1 пьеса наизусть  

Примерный   перечень   музыкальных   произведений,  

 рекомендуемых   для   исполнения

Бел.н.п. «Перепёлочка»,

Р.н.п. «Я на горку шла» в обр. В.Троянского,

В.Шаинский «Песенка про кузнечика»

Дет. песенка «Шесть утят»,

Ук.н.п. «Ехал казак за Дунай»,

Р.н.п. «Как ходил-гулял Ванюша»

М.Красева «Маленькая ёлочка»,

Р.н.п. «Во поле берёза стояла»

2 год обучения

  • Знакомство с ведущими солистами и коллективами мира - П. Дранга, ансамбль – «Терем-квартет»: аудио, видео просмотр – после групповая дискуссия, обмен мнениями и впечатлениями.
  • Знание  терминологии, встречающейся в ансамблевых партитурах (da capo,  ritenuto,  accelerando);
  • Изучение произведений разных жанров и стилей, и особенности их исполнения в ансамбле (кантилена, вальс, марш).
  • Анализ выразительных возможностей музыки и ее инструментального воплощения (штрихи, динамика, тембры, темпы).
  • Чтение нот с листа в тональностях без знаков (мажор – минор) в форме периода, определение размера (2/4, 3/4, 4/4);
  • Ознакомление с составляющими произведения – мелодия, бас, аккомпанемент;
  • Знакомство с основами дирижерской техники;
  • 4 разнохарактерных пьесы.

Учащийся должен исполнить:
октябрь  – контрольный урок - 1 пьеса по нотам,

декабрь – контрольный урок - 1 пьеса наизусть,

март – контрольный урок - 1 пьеса по нотам,

апрель – зачет  - 1 пьеса наизусть.    

Примерный   перечень   музыкальных   произведений,  

 рекомендуемых   для   исполнения:

Пол.н.т. «Мазурка»,

В.Шаинский «Песенка Чебурашки»,

Р.н.п. «Ах, вы сени,мои сени» в обр. А.Гречухиной,

Укр.н.п. «Весёлые гуси»,

Р.н.п. «Калинка»,

А.Лепин «Полька» (из к/ф «Приключения Буратино»),

Н.Чайкин «Вальс»,

Р.н.п. «Василёк»,

Р.н.п. «Во саду ли, в огороде»,

Дет. пес. «Зайчик»,

А.Доренский «Родные напевы»

3 год обучения

  • Развитие мелодического, гармонического и метроритмического мышления.
  • Воспитание самостоятельности и самоконтроля в разучивании партий.
  • Овладение навыками концертного выступления;
  • Техническое развитие – игра гамм, упражнений, закрепление понятия синхронности при игре гамм (мажорные, минорные до 1-го знака) правой рукой в одну октаву (в унисон) всем ансамблем;
  • Умение аккомпанировать на слабую долю (размер 2/4, 3/4);
  • Чтение нот с листа в тональностях до 1-го знака (мажор – минор);
  • Тематические концерты, лекции и слушание музыки по творчеству А. Коробейникова (фольклор, бытовая танцевальная музыка);
  • 4 разнохарактерные пьесы (возможно исполнение с элементами полифонии: имитационной, контрастной, подголосочной).

Учащийся должен исполнить:

октябрь  – контрольный урок - 1 пьеса по нотам,

декабрь – контрольный урок - 1 пьеса наизусть,

март – контрольный урок - 1 пьеса по нотам,

апрель – зачет  - 1 пьеса наизусть.    

Примерный   перечень   музыкальных   произведений,  

 рекомендуемых   для   исполнения:

П.И.Чайковский «Старинная французская песенка»,

Укр.н.п. «Ой, лопнув обруч» в обр. А.Гречухиной,

Р.н.п. «Во саду ли, в огороде»,

И.Штраус «На прекрасном голубом Дунае»,

Д.Кабалевский «Ёжик»

А.Коробейников «Прогулка по Арбату»

М.Глинка «Патриотическая песня»

В.Баканов «Осенняя песня»

М.Блантер «Катюша»,

Обр. Е.Дербенко «Песня военных корреспондентов»,

М.Лихачёв «Менуэт»,

И.С.Бах «Шутка»,

Обр. Д.Самойлова «Чешская полька»

4 год обучения

  • Чтение нот с листа в тональностях до 2-х знаков (мажор – минор);
  • Техническое развитие – игра гамм, упражнений, закрепление понятия синхронности при игре гамм (мажорные, минорные до 2-х знаков) правой рукой в одну октаву (в унисон) всем ансамблем;
  • Работа над развитием творческих способностей и свободным владением навыками музицирования (чтение с листа, аккомпанемент)
  • Знакомство с творчеством «Санкт-Петербург – Мюзет-ансамбля», инструментального ансамбля «Коттедж».
  • Постоянное стимулирование интереса к новому, дающее толчок к воображению;
  • Организация ансамблей с внедрением других инструментов, умение находить звуковой баланс с другими инструментами – скрипка, кларнет, домра, флейта; умение выделить солирующий инструмент, не перегружая звуком музыкальную ткань.
  • Знакомство с творчеством аккордеонистов 40-60х гг. (Ю. Шахнова, В. Дмитриева), предпосылки возникновения инструментальных ансамблей, различных по своему составу;
  • Сравнение различных трактовок в прослушивании и исполнении пьес.
  • Воспитание устойчивости концертно-исполнительских навыков, самовыражение.
  • 4 разнохарактерные пьесы (возможно исполнение с элементами полифонии: имитационной, контрастной, подголосочной).

Учащийся должен исполнить:

октябрь  – контрольный урок - 1 пьеса по нотам,

декабрь – контрольный урок - 1 пьеса наизусть,

март – контрольный урок - 1 пьеса по нотам,

апрель – зачет  - 1 пьеса наизусть

                                                 

Примерный   перечень   музыкальных   произведений,

рекомендуемых   для   исполнения:

А.Доренский «Весёлое настроение»,

Танго  «Кумпарсита»,

М.Лихачёв «Комар»,

А.Коробейников «Серебряная флейта»,

С.Петров «Осенний марафон» (ансамбль с домрой)

А.Корчевой “Тустеп”

Обр.Р.Бакирова «Татарский танец» (ансамбль с домрой)

А.Кальдарелла «Вечер» (ансамбль с кларнетом)

А.Градески (обр.С.Харлановой) «Праздничный регтайм» (2 аккордеона - фортепиано)

           

Списки рекомендуемой учебной и методической литературы

Учебная литература:

  1. Хрестоматия баяниста 1-2 кл. Составитель Крылусов А. Р-на-Д  1997г.
  2. Хрестоматия для ансамбля аккордеонистов. Составитель

Г. Бойцова М 2004

  1. Хрестоматия для баяна Составитель Р. Гречухина СПБ 2002
  2. Г.Бойцова «Юный аккордеонист». М. 1996

Репертуарные сборники:

  1. «Милонга» инструментальный ансамбль Вып. 1-4 Сост. Ушаков СПБ 2003-2004
  2. «Просчитай до 3-х» Эстрадные композиции для дуэта аккордеонистов Сост. Ходукин В. СПБ 1999
  3. «Ризоль-квартет» Вып. 1-4 Сост. Ушаков СПБ 2001
  4. А. Доренский «Музыка для детей» 2-3 кл. Вып. 2. РнаД 1998
  5. Ансамбли (для баянов, аккордеонов) Сост. Р. Гречухина СПБ 2001
  6. Балтийский интернациональный квинтет аккордеонистов Вып. 1,2. Сост. Ушаков В. СПБ 2002
  7. В. Баканов Пьесы для ансамблей баянов М 2003
  8. Инструментальный ансамбль «Коттедж» Вып. 1-3 Сост. В. Ушаков СПБ 2003
  9. Колесов Л Обработки р.н.п. для ансамблей баянистов Вып. 2. М 1998
  10.  Коробейников А. Альбом для юношества Вып. 2 СПБ 2003
  11.  Литовский Квинтет аккордеонистов «Концертино». Вып. 1-3 Сост. Ушаков СПБ 2002
  12.  Музыкальные миниатюры. Для дуэта баянистов. Сост. Панина СПБ 2003
  13.  Популярные лирические произведения. Из репертуара оркестра гармоник. Сост. Ильенков В.СПБ 2003
  14.  Пьесы для ансамбля аккордеонистов Вып. 1-4 Сост. Лихачев Ю. СПБ  2001
  15.  Пьесы для ансамбля аккордеонистов Сост. Р. Бажилин М 2000
  16.  Р.Бажилин «Я играю на аккордеоне» ч1. М 2006
  17.  Репертуар для ансамблей и оркестров Вып.2 Сост. Лесин Г. Чел. 1996
  18.  Чайковский 3 пьесы из детского альбома Переложение Пересидлой С.П.
  19.  Чарльстон Сост. Ушаков СПБ 2001
  20.  Э.Григ Сюита «Из времен Хольберга» Переложение Пересидлой С. П.
  21.  Эстрадные миниатюры для аккордеона или баяна Вып. 2 Сост. Лихачев СПБ 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ансамбль казачей песни "Криница"

Презентация об ансамбле казачей песни "Криница"...

Образовательная программа по классу ансамбля для фортепиано Одинцовой Л.М.

МБОУ ДОД «ДЕТСКАЯ  МУЗЫКАЛЬНАЯ  ШКОЛА»   Образовательная  программа по  классу фортепианного ансамбля     «Играем вместе». СОСТАВИТЕЛИ: Одинцова Людм...

Экскурсия на мемориальный ансамбль «Подвигу сибиряков в Великую Отечественную войну 1941—1945 гг».

Экскурсия на мемориальный ансамбль «Подвигу сибиряков в Великую Отечественную войну 1941—1945 гг». Город Новосибирск....

Презентация к уроку ИЗО 4 класс по УМК "Планета знаний". Тема урока "Народный костюм. Ансамбль женского костюма.Головные уборы"

В презентации размещены  сведения о национальном русском женском костюме(его разновидностях: севрном и южном), сарафанном комплексе, кокошнике....

Презентация фольклорного ансамбля "Солнышко"

Дополнительная образовательная программа работы фольклорного кружка «Солнышко»  кружка направлена на истинное возрождение интереса к истории народа, его культурным ценностям. Разработка программы...

Праздник Троица. Русский национальный обряд "Завивание веночков". (для ансамбля народной песни «Жемчужина»)

Цель: Дать знания по русскому народному фольклору на примере праздника «Троица».Задачи: Развивающие: совершенствовать музыкальное восприятие;развивать ладотональный, тембровый слух, музыкальную память...

Конспект урока по предмету «Фортепианный ансамбль» Начальные классы Завершающий этап работы над фортепианным ансамблем на примере Вальса Е. Доги из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь».

Данный материал представляет конспект открытого урока по предмету "Фортепианный ансамбль" Участвуют ученики 1 и 3 классов Шоева Замира и Бондаренко Даниил. На уроке проводится работа над произведением...