Образовательная программа по классу ансамбля для фортепиано Одинцовой Л.М.
рабочая программа по музыке по теме

odintsovalm

 

МБОУ ДОД «ДЕТСКАЯ  МУЗЫКАЛЬНАЯ  ШКОЛА»

 

Образовательная  программа

по  классу фортепианного ансамбля

 

 

«Играем вместе».

СОСТАВИТЕЛИ:

Одинцова Людмила Михайловна,

Мигачева Лидия Владимировна,

преподаватели дополнительного образования детей Одинцовой ЛМ

г. Дзержинский

2012г.

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

Пояснительная записка…………………………………………………….3

Методические рекомендации……………………………………………...8

Учебно-тематический план и репертуарные списки……………………16

Раздел I. Обучение в младших классах…………………………………..24

Раздел II. Обучение в старших классах…………………………………..26

Прогнозируемый результат реализации программы…………………….29

Методическое обеспечение программы…………………………………..30

Список литературы…………………………………………………………31

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovatelnaya_programma_odincovoy_l.m._dlya_sayta.doc222 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБОУ ДОД «ДЕТСКАЯ  МУЗЫКАЛЬНАЯ  ШКОЛА»

Образовательная  программа

по  классу фортепианного ансамбля

«Играем вместе».

СОСТАВИТЕЛИ:

Одинцова Людмила Михайловна,

Мигачева Лидия Владимировна,

преподаватели дополнительного образования детей Одинцовой ЛМ

г. Дзержинский

2012г.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка…………………………………………………….3

Методические рекомендации……………………………………………...8

Учебно-тематический план и репертуарные списки……………………16

Раздел I. Обучение в младших классах…………………………………..24

Раздел II. Обучение в старших классах…………………………………..26

Прогнозируемый результат реализации программы…………………….29

Методическое обеспечение программы…………………………………..30

Список литературы…………………………………………………………31

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

В последние годы дополнительное образование детей, как необходимое звено в воспитании личности, ее обучении, .ранней профессиональной ориентации, является важнейшей задачей современной педагогики. При воздействии на эмоциональную и нравственную сферу ребенка в процессе обучения происходит интенсивное и всестороннее развитие способностей ученика, формируется творчески мыслящая, духовно богатая личность.

В комплексе учебных дисциплин по специальности «Фортепианный ансамбль» является составной частью образования учащихся в ДМШ. Значение этого предмета в учебном процессе переоценить невозможно.

Образовательная программа "Играем вместе" направлена на художественно-эстетическое воспитание учащихся.  Игра в ансамбле способствует развитию интеллектуального и творческого потенциала учащихся, развивает эмоциональную сферу музыкального восприятия, воспитывает навыки совместного музицирования, повышает уровень музыкально-исполнительского мастерства. Ансамблевая игра как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, совершенствует технические навыки, умение читать с листа. Ансамблевое музицирование учит слушать партнера. Ансамбль—это искусство вести диалог, т.е. понимать друг друга, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать. В отличие от других видов совместной игры фортепианный дуэт объединяет исполнителей одной и той же «специальности», что в значительной степени облегчает их взаимопонимание.

Актуальность программы выражается в стремлении систематизировать образовательный процесс: это  достижение участниками ансамбля общей цели, возможность постоянно слушать друг друга, соединять звучание одной партии с другой, радоваться совместному творчеству, которые воспитывают чувство товарищества, взаимной поддержки, ответственности.  Несмотря на то, что класс фортепианного ансамбля давно входит в обязательные учебные планы, до сих пор нет примерной или типовой программы по предмету «Фортепианный ансамбль в ДМШ».

Цель программы: овладение техникой совместного музицирования в процессе 7-летнего обучения, воспитание творчески мыслящей, духовно богатой личности, способной к самореализации и саморазвитию.

Программа ставит перед преподавателями следующие задачи:

Образовательные (предметные):

-  приобрести учащимися теоретические знания;

- приобрести навыки совместного исполнительства (посадка за инструментом, умение слышать ансамбль в исполняемом произведении, правильная педализация, чтение с листа и т. п.);

- сформировать умение разобрать форму произведения, выявить особенности гармонического языка, тонального плана, мелодической линии.

Развивающие:  

- развить музыкальные способности: слух, ритм, память;

- развить у детей фантазию, образное мышление;

- расширить музыкальный кругозор учащихся.

Воспитательные (формирование личностных качеств):

-  повысить интеллект учащихся;

- сформировать нравственно-волевые качества (терпение, внимание, работоспособность, настойчивость и т. п.);

-  сформировать у учащихся готовность к поиску творческих решений;

-  развить коммуникативные отношения в коллективе.

Эстетические:

- развивать культурный уровень;

-  воспитывать эстетический вкус,  увлеченность;

-  формирование сценической культуры.

Образовательная программа "Играем вместе" разработана на основе примерной «Программы фортепиано для учебных заведений культуры и искусства в дополнительном образовании» (Министерство культуры Московской области, УМЦ, г. Москва, 2002г.) и 40-летнего опыта педагогической работы в музыкальной школе.

Семилетняя образовательная программа рассчитана на учащихся 6-14 лет.

Программа состоит из двух разделов: первый  – обучение учащихся в младших классах, второй — в старших. Репертуарный план дается с учетом возрастных, физических и музыкальных данных учащихся, включает в себя произведения разного уровня сложности в техническом и художественном плане.

Класс ансамбля является предметом по выбору, оказывает положительное влияние на развитие исполнительских способностей в классе специального фортепиано.

Программа «Играем вместе» рассчитана на учащихся с хорошим уровнем музыкальных данных. В классе фортепианного ансамбля учащиеся могут начать заниматься по усмотрению преподавателя с любого класса (исходя из индивидуальных способностей).

Основная форма обучения мелкогрупповая (урок 1 раз в неделю по 45 минут). В процессе проведения урока используются следующие методы: урок-показ (приносит большую пользу и ученику и педагогу в налаживании необходимых удобных игровых движений, в выработке правильной посадки за инструментом, в умении достичь верного звукоизвлечения и т. п.); урок-диалог (учитель-ученик, ученик-ученик); урок-ознакомление (прослушивание музыкального материала); урок-прослушивание грамзаписей (возможность услышать изучаемое в исполнении мастеров).  С самого начала обучения родителям рекомендуется осуществлять контроль,   выделить удобное место для занятий, составить режим дня.

Класс фортепианного ансамбля.

Игра на фортепиано в 4 руки—это вид совместного музицирования.

 Ансамблевое музицирование способствует интенсивному развитию способностей учащихся: двигательно-моторных («технических») навыков,  музыкального слуха, ритмического чувства, памяти,  навыка чтения с листа.

 Первый опыт ансамблевой игры ученик получает на начальном этапе обучения, когда гармоническое сопровождение простейших песен исполняет преподаватель. Это позволит ученику с первых уроков участвовать в исполнении многоголосной музыки. Развитие гармонического слуха будет идти параллельно с мелодическим, то есть ребенок будет воспринимать полностью вертикаль.

Ансамблевая игра способствует развитию двигательно-моторных способностей учащегося-пианиста. Благодаря привлекательности ансамблевой игры на начальном этапе более легко происходит организация игрового аппарата.  Практика показала, что развитие учащихся протекает значительно более интенсивно и  полученные навыки закрепляются прочнее, т.к. получают мощную поддержку со стороны слуха. В ансамблевом музицировании ученик обогащает свой пианистический опыт, овладевая различными типами фактур (особенно это касается исполнения партий сопровождения).

Игра в ансамбле позволяет успешно вести работу по развитию ритмического чувства.  Играя вместе с педагогом, ученик находится в определенных метроритмических рамках. Необходимость «держать» свой ритм делает усвоение различных ритмических фигур более органичным. Ансамблевая игра не только дает педагогу возможность диктовать правильный темп, но и формирует у ученика верное темпоощущение. При ансамблевой игре партнеры должны определить темп, еще не начав совместного исполнения. Важное место в совсестном исполнительстве отводится паузам. Необходимо их точное прочтение.

Ансамблевая игра развивает еще одну важную музыкально-исполнительскую способность—память. Ансамблевое исполнительство имеет свою специфику запоминания наизусть. Это не механическое запоминание, а путь для развития аналитической, логической, рациональной памяти. Прежде чем перейти к заучиванию ансамбля наизусть, партнеры должны понять музыкальную форму в целом, осознать ее как некое структурное единство, затем переходить к дифференцированному усвоению составляющих ее частей, к работе над фразировкой, динамикой и т.д. Особенно это необходимо исполнителю второй партии.  Он должен заострить внимание на гармоническом анализе и, опираясь на гармонию, мысленно слышать всю музыкальную ткань произведения.

  Ансамблевая игра предоставляет возможность для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой. Наряду с репертуаром, написанным для фортепианного ансамбля, в распоряжении ансамблистов имеются оперные клавиры, переложения симфонических, камерно-инструментальных и вокальных опусов.

Чтение с листа—умение самостоятельно знакомиться с новым произведением - пробуждает интерес,  расширяет музыкальный кругозор учащихся.

Таким образом, ансамблевое музицирование способно сыграть активную роль в процессах становления и развития музыкального сознания, мышления, интеллекта учащихся, расширения их кругозора, воспитания и формирования художественного вкуса.

Контроль и учет успеваемости.

Контроль за работой учащихся осуществляется на зачетах, прослушиваниях, контрольных уроках.Учащиеся  выступают на концертах, конкурсах на лучшее исполнение, перед родителями на родительских собраниях и т.п.

Обязательными являются 2-4 выступления учащихся в год.

Программы исполняются учащимися наизусть.

Во 2-й и 4-й четвертях учащиеся обязаны выступить на зачетах (концертах-зачетах).  Участие в отборочных прослушиваниях, концертах, конкурсах фортепианных ансамблей приравниваются к выступлению на зачетах.

По результатам выступлений выставляется оценка.    

К началу каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося индивидуальный план. При составлении учебного плана учитываются индивидуальные особенности и уровень подготовки учащегося. Для учащихся нового приема планы составляются после ознакомления с их возможностями.

   

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Принципы подбора учебного материала в классе фортепианного ансамбля.

Ансамблевая форма изучения репертуара реализует основной принцип педагогики: сотрудничество.

 При выборе репертуара необходимо учитывать не только пианистические и музыкальные задачи, но и черты характера ребенка: его интеллект, артистизм, темперамент, душевные качества, наклонности. Если вялому и медлительному ребенку предложить эмоциональную и подвижную пьесу, вряд ли можно ожидать успеха, но поиграть с ним такие произведения в классе стоит. И, наоборот, подвижному и легко возбудимому ребенку надо рекомендовать более содержательные философские произведения. Высокий репертуарный уровень побуждает ребенка к творческому поиску, а «серый» репертуар, не соответствующий уровню интеллекта современных детей и подростков, снижает стремление заниматься музыкой. При подборе репертуара педагоги «обязаны вглядываться в лицо» ребенка, вслушиваться в его реакцию, вопросы, замечания. Дети нуждаются в свежести репертуара, их утомляет однообразие. Его развивающий потенциал растет, если подбор ведется на основе сходства произведений по ряду важнейших признаков (стиля, отдельных средств музыкальной выразительности, технических приемов), т. е. своеобразными блоками.

   Во многих сборниках при значительном объеме ансамблевого репертуара не ощущается методической направленности учебно-воспитательной работы с учащимися. При выборе репертуара необходимо придерживаться следующих принципов: эстетического – предполагает выбор произведений эстетической значимости, разных по жанру и стилю; психологического – предусматривает выбор произведений, содержание которых созвучно жизненному и музыкальному опыту школьников; вместе с тем оправдано включение более сложных по сравнению с предшествующим уровнем произведений, которые по отношению к жизненному опыту школьников находятся в преемственной связи, а также произведения, которые выходят за пределы музыкального опыта школьников и, тем самым, определяют перспективу их дальнейшего развития.

 Выбор произведений подчиняется как перспективе развития учащегося, так и текущим задачам обучения. Преподаватель учитывает степень музыкально-пианистического развития учащегося, его достижения и недостатки, пройденный репертуар.

Большинство выдающихся педагогов-музыкантов, например, Г.Г. Нейгауз и Н.Н. Игумнов указывают на необходимость широкого ознакомления учащихся с творчеством автора изучаемого произведения.  Это сказывается на качестве обучения  в рамках межпредметных связей (закрепляются знания по теории музыки, музыкальной литературе).

Специфика техники совместного исполнительства.

Первые шаги в фортепианном обучении самые трудные, так как активное желание ребенка играть сталкивается с отсутствием исполнительских навыков. Это противоречие легко устраняется опытным педагогом, когда он с первых же уроков аккомпанирует ученику, создавая тем самым видимость и важность именно его исполнения.

Главной задачей ансамблевой игры является овладение техникой совместного исполнительства. Учебное партнерство предполагает две основные формы: «преподаватель-ученик», «ученик-ученик». С начинающими учениками, как правило, играет сам преподаватель. В пьесах, предназначенных малышам, первая партия является одноголосной, а вторая, басовая, исполняемая преподавателем, содержит гармоническое сопровождение, обогащающее фактуру. В фортепианном дуэте «ученик-ученик» партнерами обычно становятся дети одного возраста и одинакового уровня подготовки.

Техника совместного музицирования основана на специфических компонентах: особенностпосадки за инструментом; способах достижения синхронности при взятии и снятии звука; равновесии звучания в удвоениях и аккордах, разделенных между партнерами; согласовании приемов звукоизвлечения; передачи голоса от партнера к партнеру; звуковом балансе в сочетании нескольких голосов, исполняемых разными партнерами; соблюдении общности ритмического пульса. По мере усложнения репертуара усложняются и  задачи совместной игры: преодоление трудностей полиритмии, использование особых тембровых возможностей фортепианного дуэта, педализация на двух фортепиано и т. д.

Особенность четырехручной игры начинается с посадки, так как каждый пианист имеет в своем распоряжении только половину клавиатуры. Партнеры должны уметь «поделить» клавиатуру и так держать локти, чтобы не мешать друг другу, особенно при сближающемся или перекрещивающемся голосоведении (один локоть под другим).

Очень важным в фортепианном ансамбле является вопрос педализации. Не снятая вовремя педаль может погубить фразу, внести диссонанс. Правильная педализация напрямую связана с постоянным слуховым контролем. Ученик должен овладеть следующим минимумом педальных навыков:

        « прямая педаль», то есть, нажимаемая одновременно со звуком;

        «запаздывающая педаль», то есть педаль, нажимаемая тотчас же или спустя некоторое время после взятия звука;

Педализирует произведение исполнитель партии secondo, так как обычно она служит фундаментом (бас, гармония) мелодии чаще всего проходящей в верхних регистрах. При этом ему необходимо очень внимательно следить за тем, что происходит в соседней партии, слушать своего товарища и учитывать его исполнительские «интересы». Это умение слушать не только то, что сам играешь, а одновременно и то, что играет партнер – общее звучание обеих партий, сливающихся в органически единое целое – основа совместного исполнительства во всех его видах. Полезно бывает предложить учащемуся, исполняющему партию secondo, ничего не играя, только педализировать во время исполнения другим пианистом партии primo. При этом сразу обнаруживается, насколько это непривычно и требует особого внимания и навыка.

Часто непрерывность четырехручного исполнения нарушается из-за отсутствия у пианистов простейших навыков переворачивания страниц и отсчета длительных пауз. Учащиеся должны установить, кому из партнеров в зависимости от занятости рук удобней перевернуть страницу. Ловко и быстро в нужный момент сделать это следует любой рукой, продолжая играть второй – совсем непростое дело, этому тоже надо учиться, не пренебрегая специальной  тренировкой.

Синхронность звучания. Под синхронностью ансамблевого звучания понимается совпадение с предельной точностью мельчайших длительностей (звуков или пауз) у всех исполнителей. Синхронность является результатом важнейших качеств ансамбля: единого понимания и чувствования партнерами темпа и ритмического пульса. И темп, и ритм исполнения должны быть естественными для всех участников ансамбля: пассивное «подлаживание» к отщелкивающему метроному, также как и одного партнера к другому, лишит исполнение живого дыхания. Синхронность является одним из технических требований совместной игры. Одновременное вступление всех обычно достигается незаметным жестом одного из участников ансамбля. С этим жестом полезно посоветовать исполнителям одновременно взять дыхание. Одновременное окончание имеет не меньшее значение. Не вместе снятый аккорд производит такое же неприятное впечатление, как и не вместе взятый. Синхронность вступления и снятия звука достигается значительно легче, если партнеры правильно чувствуют темп еще до начала игры.

Другой пример элементарной техники ансамбля это передача партнерами друг другу «из рук в руки» пассажей, мелодии, аккомпанемента и т. д. Пианисты должны научиться «подхватывать» незаконченную фразу и передавать ее партнеру, не разрывая музыкальной ткани.

Особое место в совместном исполнительстве занимают вопросы, связанные с ритмом.  Безупречная точность ритмического рисунка – непременное условие в исполнении.  Определение темпа зависит от выбранной совместно единой ритмической единицы. Сложности, встречающиеся при работе над ритмом: исполнение пунктирного ритма, сочетание ритмически неоднородных фигур в партиях, чередование и совмещение двух- и трехдольных ритмов, применение пяти- и семидольных размеров. Исполнители должны стремиться к совпадению опорных долей без вспомогательных акцентов и точному соблюдению должной длительности несовпадающих долей. Исполнитель должен ясно ощущать самостоятельность ритмического рисунка своей партии, преодолевая магнетическую силу одновременно звучащей ритмической фигуры другой партии.

Динамика в ансамблевом исполнении (изменение силы громкости звучания) – является одним из самых действенных выразительных средств. Умелое использование динамики помогает раскрыть общий характер музыки, ее эмоциональное содержание и показать конструктивные особенности формы произведения. Признавая существенную роль динамики в исполнительском искусстве, не следует забывать и о других средствах музыкальной выразительности. Впечатление, аналогичное увеличению громкости, производят уплотнение фактуры, появление новых регистров и тембров, смена формулы общего движения. Своеобразный ритмический рисунок или характерный штрих может выделить какой-либо голос из общего звучания не меньше, чем динамика. Динамика ансамбля всегда шире и богаче динамики сольного исполнения. Общее понятие  forte приобретает несколько значений: forte каждой партии в отдельности, forte всего ансамбля. Forte  партии, ведущей мелодическую линию, будет несколько более интенсивным, чем forte сопровождения, при прозрачной фактуре forte будет иным, нежели при плотной. Чтобы понять предлагаемый термин  forte ансамбля, достаточно представить себе, что к играющему forte исполнителю, присоединяется играющий в том же нюансе партнер. Совместное звучание обеих партий будет более сильным, чем каждого в отдельности. В результате естественного нефорсированного forte двух исполнителей и возникает новое значение нюанса – forte ансамбля. Аналогичные замечания следует сделать и о другом динамическом нюансе – piano. Эталон piano при совместной игре зависит от мастерства исполнителей. Pianissimo в верхних регистрах исполняется легче, чем в нижнем. Ансамблисты должны точно и ясно представлять общий динамический план произведения. Нужно определить его кульминацию, постепенное усиление и уменьшение громкости. Несогласованное с партнером, непродуманное применение динамического нюанса может сделать общее исполнение бессмысленным. Поэтому создание единой во всех деталях динамики – обязательное условие грамотной совместной игры.

Большого внимания требует тщательная работа над штрихами. Лишь при общем звучании партий может быть определена художественная целесообразность и убедительность решения любого штрихового вопроса. Работа над штрихами – это уточнение музыкальной мысли, нахождение наиболее удачного способа  ее выражения.Совместные поиски наиболее выразительного произнесения каждой фразы приводят к выбору наиболее правильных для музыкального образа штрихов.

В ансамблевом исполнении важное значение имеет целесообразный выбор аппликатуры, наилучшей и удобной из возможных.

Ансамблевое исполнение имеет свою специфику запоминания наизусть. Прежде чем перейти к заучиванию ансамбля наизусть, партнеры должны понять музыкальную форму, осознать ее как некое структурное единство, затем переходить к дифференцированному усвоению составляющих ее частей, к работе над фразировкой, штрихами, динамикой и т.д. Знание этого особенно необходимо исполнителю второй партии. Он должен мысленно слышать всю музыкальную ткань произведения.

Особая роль принадлежит выработке навыков чтения с листа. Для этого следует развивать  навыки беглого чтения. Необходимо добиваться длительной концентрации внимания и плавной непрерывности охвата текста, идущего несколько впереди исполнения. Уже на начальном этапе обучения рекомендуется играть легкие пьесы в 4 руки (с педагогом или другим учеником). Усложнение задач должно быть постепенным и почти незаметным для ученика. Партнерами при чтении с листа в 4 руки выбираются по возможности дети одного возраста и одинакового уровня подготовки. Необходимо нацелить исполнителей на охват сочинения в целом, т.е. обратить внимание на самое существенное. При чтении ансамбля с листа нельзя поправлять, останавливать ученика в трудных местах, т.к. это приводит к нарушению контакта с партнером.          

Таким образом, овладение техникой совместного исполнительства основано на специфических компонентах совместной игры. Важными являются: особенность посадки, педализация, достижение синхронности исполнения, работа над артикуляцией, темпо-ритмическим единством, динамическим разнообразием, штрихами и т. д. Последовательное освоение компонентов ансамблевой техники раскрывает все богатство ансамблевой музыки, а также повышает ее развивающий потенциал.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И РЕПЕРТУАРНЫЕ СПИСКИ ПО КЛАССАМ.

Наименование темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Раздел I. Обучение в младших классах

1.

Первый класс (1 год обучения)

4

32

36

2.

Второй класс (2 год обучения)

3

33

36

3.

Третий класс (3 год обучения)

2

34

36

4.

Четвертый класс (4 год обучения)

2

34

36

Раздел II. Обучение в старших классах

1.

Пятый класс (5 год обучения)

2

34

36

2.

Шестой класс (6 год обучения)

3

33

36

3.

Седьмой класс (7 год обучения)

3

33

36

Раздел I . ОБУЧЕНИЕ В МЛАДШИХ КЛАССАХ.

ПЕРВЫЙ КЛАСС (1-й год обучения).

Тема

1.

Ансамблевое музицирование на начальном этапе обучения в донотном периоде в дуэте педагог-ученик, ученик-ученик (попевки, мотивы, р. н. п.).

2.

Освоение клавиатуры: знакомство с регистрами, расположением черных клавиш, умение поделить клавиатуру между партнерами.

3.

Организация правильной посадки учащихся за инструментом. Умение свободно владеть корпусом и руками.

4.

Дифференциация звучания, согласованного звукоизвлечения.

5.

Освоение умения услышать написанное в нотах (вижу-слышу-играю).

6.

Изучение прямой педали в ансамблевой игре.

Примерный репертуар 1-го года обучения

(Составлен по возрастающей сложности произведений).

        Королькова И. «Крохе-музыканту», ч. I, II (по выбору).

        Соколова Н. «Ребенок за роялем» (по выбору).

        Калинников В. «Киска».

        Русская народная песня «Исходила младешенька».

        Русская народная песня «Светит месяц»

        Моцарт В. «Весенняя».

        Эстонская народная песня «Синичку ветер убаюкал», перелож.Лагутина А. и Руббаха А.

        Русская народная песня «Коса ль  моя, косынька», перелож. Чайковского П.И.

        «Польская песенка», перелож. Руббаха А.

        Русская народная песня «Как под горкой, под горой».

         Русская народная песня «Веселые гуси».

        Русская народная песня «Во саду ли, в огороде».

        Красев М. «На льду».

        Русская народная песня «Петушок».

        Польская народная песня «Висла».

        Красев М. «Елочка».

        Витлин В. «Дед Мороз».

        Украинская народная песня.

        Чайковский П.И. «Мой Лизочек так уж мал».

        Русская народная песня «Коровушка».

        Русская народная песня «Выйду ль я на реченьку».

        Римский-Корсаков Н. Вариации на тему Миши.

        Лазаренко А. «Зимняя забава».

        Польская народная песня «Шуточная».

        Моцарт В.А. «Тема вариаций».

        Украинская народная песня «1хав козак за Дунай» в обр. Золотарева В.

        Русская народная песня «Здравствуй, гостья зима!» в обр. Римского-Корсакова Н. Кабалевский Д. «Наш край».

        «Чешская народная песня» в обр. Неедлы В.

        Филиппенко А. «На мосточке»  в обр. Кузнецовой С.

        Украинский танец «Дождик» в обр. Дементьевой-Васильевой С.

        Гречанинов А. «На зеленом лугу».

        Беляев В. Пьесы из цикла «Учитель плюс ученик»: «Волынка», «Эхо в горах», «Вечером», «Колыбельная», «Морские скалы».

Второй класс (2-й год обучения).

Тема

1.

Дальнейшее освоение навыков ансамблевой игры. Искусство вести диалог. Синхронность звучания.

2.

Развитие пианистических навыков (целесообразность и экономия движений).

3.

Включение элементов полифонии (канон, подголосочная полифония).

4.

Развитие гармонического, звуковысотного слуха, музыкальной памяти. Формирование навыка чтения с листа.

5.

Бережное отношение к нотному тексту (штрихи, аппликатура, динамические оттенки.

6.

Закрепление навыков использования прямой педали.

Примерный репертуар 2-го года обучения

(Составлен по возрастающей сложности произведений).

        «Старинная французская песенка», перелож.Сарауэра А.

        Немецкая народная мелодия «Веселый вальс», перелож Руббаха А.

         Русская народная песня «Не хмель мою головушку клонит», перелож. Чайковского П.И.

        «Немецкая песня», перелож. Руббаха А.

        Польская народная песня «Розочка», перелож. Руббаха А.

        Тирольская мелодия «Песня в горах», перелож. Руббаха А.

         Шуберт Ф. Анданте из квартета № 6 (тема), перелож. Юдиной Е.

        Гречанинов А. «На зеленом лугу».

        Чайковский П.И. «Осень».

        Латвийский танец «Рыбачок».

        Королькова И. «Туман», «Считалка», «Сказочный сон».

        Беляев В. Пьесы из цикла «Учитель плюс ученик»: «Восточный танец», «Ночные сверчки», «Грустинка», «Дождь на озере», «Сказочка», «Марширующие гаммы».

        Прокофьев С. «Петя» (отрывок из симф. сказки «Петя и Волк»).

        Глинка М. «Персидский хор» из оперы «Руслан и Людмила».

        Бетховен Л., соч. 113 Марш из музыки к пьесе «Афинские развалины».

        Глинка М. Танец из оперы «ИванСусанин».

        Прокофьев С. Сцена из балета «Ромео и Джульетта».

        Литовко Ю. Марш синьора Помидора».Шуман Р. соч. 15 («Детские сцены») «О чужих странах и людях», перелож. Кирхнера Т.

        Менуэт из «Нотной тетради Бах А.М.» ре минор.

        Гайдн Й. Менуэт Соль мажор.

        Моцарт В.А. Менуэт До мажор.

        Чайковский П.И. «Немецкая песенка».

        Чайковский П.И. «Марш деревянных солдатиков».

        Чайковский П.И. «Утреннее размышление».

        Глинка М. «Полька».

        Грузинская народная песня «Сулико».

        Глинка М. Каватина Людмилы из оперы «Руслан и Людмила».

        Прокофьев С., соч. 25  Гавот из «Классической симфонии» для 2-х ф-но в 8 рук.

        Тюрк Д.Г. Сонатина Си бемоль мажор.

        Бородин А. «Полька» из цикла «Парафразы» в 3 руки.

        Беркович И.  Концерт №2.

3-ий класс (3-й год обучения)

Тема

1.

Умение слушать себя и партнера, слышать свое исполнение. Общее звучание произведения.

2.

Формирование образного мышления.

3.

Развитие чувства ритма, темпоощущения, ритмической устойчивости.

4.

Изучение элементарной ансамблевой техники «из рук в руки» (передача партнерами друг другу пассажей, мелодий, аккомпанемента…).

5.

Изучение запаздывающей педали. Слуховой контроль в педализации.

Примерный репертуар 3-го года обучения

(Составлен по возрастающей сложности произведений).

        Моцарт В.А. «Контрданс» из Сонаты №1.

        Бах И.С. «Маленькая прелюдия».

        Бах И.С. «Шутка» из сюиты си минор.

        Бах И.С. Сарабанда из Французской сюиты ре минор для 2-х ф-но, перелож. Пороцкого В.

        Бетховен Л. «К Элизе».

        Чайковский П.И. Танец феи Драже из балета «Щелкунчик».

        Беляев В. Пьесы из цикла «Учитель плюс ученик»: «Полонез», «Веснянка», «Казачья».

        Фрид Г. Чешская полька.

        Шмитц М. «Принцесса танцует вальс».

        Джоплин С. Регтайм.

        Островский А. «Девчонки и мальчишки».

        Прокофьев Вальс из балета «Золушка».

        Шостакович Д. Полька из «Второй балетной сюиты».

        Лядов А. «Музыкальная табакерка», «Вальс-шутка».

         Черчил Ф. Вальс из кинофильма «Белоснежка и семь гномов».

        Брубек Д. «Весна в центральном парке».

        Питерсон О. «Ушедший марш».

        Шуман Р. Соч. 25 «Венецианская песня».

        Петров А. Марш из кинофильма «Мишель и Мишутка».

        Хачатурян А. «Танец Нунэ» (Отрывок из балета «Гаянэ»).

        Балакирев М. «Уж ты зимушка, да ты зима холодная», р.н.п.

        Чайковский П.И. «На море утушка купалася», р.н.п.

        Чайковский П И. «Танец пастушков» из балета «Щелкунчик».

        Аренский А. соч. 34 Фуга на тему «Журавель».

        Глинка М. «Вальс-фантазия».

        Глинка М. «Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила».

        Григ Э. «В лесу», перелож. Назаровой Т.

        Бизе Ж.. «Болеро» из оперы «Кармен», перелож. Гамалия В.

        Морозов И. «Танец ласточки» из балета «Доктор Айболит», перелож Маталаевой Т.

        Шостакович Д. соч. №2 «Фантастический танец», перелож. Назаровой Т.

        Свиридов Г. «Робин», отрывок из песни на стихи Бернса Р.

4-й класс (4-й год обучения).

Тема

1.

Включение более сложных видов полифонии, имитационная полифония (Бах И.С., Шуман Р., Мендельсон Ф.).

2.

Усложнение репертуара произведениями с различными видами техники (гаммаобразные пассажи, аккорды, арпеджио).

3.

Единство эмоционального настроя.

4.

Умение слушать партнера и его партию.

5.

Освоение произведений развернутых форм (вариации, сюиты, переложения из балетов и опер).

Примерный репертуар 4-го года обучения

(Составлен по возрастающей сложности произведений).

        Глинка М. «Краковяк» из оперы «Иван Сусанин».

        Глинка М. «Танец» из оперы «Иван Сусанин».

        Шуман Р. «Сельская песня».

        Дворак М. «Упрямый ослик».

        Шуберт Ф. «Музыкальный момент».

        Рахманинов С. «Итальянская полька».

        Римский-Корсаков Н. Отрывок из «Шехеразады».

        Чайковский П.И. «Вальс» из балета «Спящая красавица».

        Харт Л., Роджерс Р. «Голубая луна».

        Перкинс Фр.С. «Звезды падают на Алабаму».

        Питерсон О. «Ушедший марш».

        Диабелли А. соч. 163 №6 Сонатина.

        Диабелли А. Рондо.

        Мошелес И. «Легкий марш с трио».

        Шмитт Ф. соч.37 №2 «Гавот».

        Роспеги О. Три пьесы из цикла «Шесть маленьких пьес» («Романс», «Сицилийская охотничья песня», «Армянская мелодия»).

        Аренский А. соч. 34 «Колыбельная песня».

        Аренский А. соч. 34 «Вальс».

        Аренский А. соч. 34 Фуга на тему «Журавель».

        Аренский А. соч. 34 «Кукушка».

        Джоплин С. «Артист эстрады».

        Шмитц М. «Заводные буги».

        Бетховен Л. «Турецкий марш».

        Шуберт Ф. «Серенада».

        Шуман Р. Экспромт №4 из цикла «Восточные картины».

        Глинка М. «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила».

        Металлиди Ж.. Три пьесы из сюиты «Золотой ключик»: «Рождение Буратино», «Марш Буратино», «Танец кукол».

        Моцарт В.А. «Контрданс» из Сонаты №1.

        Роули А. Миниатюрный концерт Соль мажор.


Раздел II. ОБУЧЕНИЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ.

Пятый класс (5-й год обучения).

Тема

1.

Совершенствование и расширение технических возможностей учащихся. Управляемость техническим процессом.

2.

Умение выявить особенности гармонического языка, тонального плана, мелодической линии.

3.

Изучение крупной формы Сонатного allegro (переложений симфоний, концертов Гайдна Й., Моцарта В.А.).

4.

Развитие целостного ощущения музыкальной вертикали.

Примерный репертуар 5-го года обучения

(Составлен по возрастающей сложности произведений).

        Прокофьев С. «Гавот» из «Классической симфонии».

        Прокофьев С. «Монтекки и Капулетти» из балета «Ромео и Джульетта».

        Григ Э. «Юмореска».

        Гедике А. «Вальс», соч. 12  № 1.

        Гершвин Дж. «Колыбельная» из оперы «Порги и Бесс».

        Прокофьев С. «Бурре» из балета «Золушка».

        Чайковский П.И. «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».

        Чайковский П.И. «Вальс» из балета «Лебединое озеро».

        Стравинский И. «Вальс» из балета «Петрушка».

        Штраус И. «Полька».

        Рахманинов С. «Сон».

        Петров А. «Веселый марш» из кинофильма «Мишель и Мишутка».

        Штраус И. – отец «Радецки-марш».

        Брамс И. «Венгерский танец №5» до минор.

        Глазунов А. «Венгерский танец №4».

        Штраус И. «Персидский марш» в обр. Пороцкого В.

        Львов-Компанеец Д. «Задушевный разговор».

        Хачатурян К. «Вальс цветов» из балета «Чиполлино».

        Хачатурян К. Менуэт.

        Адаменко Л. «Русская песня».

        Григ Э. «Танец Анитры» из сюиты «Пер Гюнт».

        Казелла А. «Маленький марш» из цикла «Марионетки».

        Равель М. «Разговор красавицы и чудовища».

        Равель М. «Павана Спящей красавицы».

        Чемберджи Н.«Снегурочка» из балета «Сон Дремович».

        Косенко В. «Гавот».  

        Эшпай А. «Венгерский танец».

Шестой класс (6-й год обучения).

Тема

1.

Изучение стиля, формы, точности артикуляции.

2.

Выявление общего динамического плана.

3.

Раскрытие образного содержания произведения.

4.

Включение более сложных произведений для определения дальнейшего развития, перспективы.

5.

Умение точно расставить приоритеты в домашней работе. Совершенствование техники чтения с листа.

Примерный репертуар 6-го года обучения

(Составлен по возрастающей сложности произведений).

        Бизе Ж.. «Кукла» (Колыбельная) из цикла «Детские игры».

         Брамс И. «Венгерский танец №2» ре минор.

        Халаимов С. «Школьный вальс».

        Глиэр Р. «Бравурная мазурка» из балета «Тарас Бульба».

        Гайдн Й. «Венгерское рондо».

        Гайдн Й. Избранные симфонии в переложении для фортепиано.

        Рахманинов С. «Русская песня».

        Григ Э. соч. 35  № 2 «Норвежский танец».

        Григ Э. «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт».

        Прокофьев С. «Кадриль» из музыки к кинофильму «Лермонтов».

        Прокофьев С. «Полька» из музыки к спектаклю «Евгений Онегин».

        Прокофьев С. «Мазурка» из музыки к спектаклю «Евгений Онегин».

        Прокофьев С. «Бал» из музыки к кинофильму  «Пиковая дама».

        Щедрин Р. «Царь Горох» из балета «Конек Горбунок».

Седьмой класс (7-й год обучения).

Тема

1.

Дальнейшее развитие технического уровня (аккордово-октавная техника).

2.

Преодоление волнения во время выступления. Эстрадная устойчивость.

3.

Умение донести до слушателей замысел произведения композитора.

4.

Расширение репертуара. Ознакомление учащихся с произведениями композиторов ХХ века (Прокофьев С., Шостакович Д., Гершвин Дж. и др.).

5.

Решение задач, изложенных выше, на более сложных произведениях.

Примерный репертуар 7-го года обучения

(Составлен по возрастающей сложности произведений).

        Роули А. Миниатюрный концерт Соль мажор.

        Ходош  В. Концертино «Майское», перелож. автора.

        Бах И.Х. Концерт Соль мажор «Рондо».

        Бах И.С. Концерт Фа мажор в перелож. для 2-х фортепиано.

        Моцарт В.А. Концерт №26 Ля мажор для фортепиано с оркестром. Ларгетто II часть.

        Брамс И. «Венгерские танцы», тетр. I, II.

        Ядгаров А. Сюита, I, II, III, IV части.

        Хачатурян А. «Вальс» из музыки к драме Лермонтова М. «Маскарад».

        Свиридов Г. «Зимняя дорога» из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина А.С. «Метель».  

        Свиридов Г. «Вальс» из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина А.С. «Метель».

        Бизе Ж. Антракт к IV действию из оперы «Кармен».

        Эшпай А. «Танец» си минор.

        Глинка М. «Камаринская» (Фантазия), перелож. Ляпунова С.  

        Стравинский И. «Вальс» из балета «Петрушка».

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Раздел I.        ОБУЧЕНИЕ В МЛАДШИХ КЛАССАХ.

Первый класс (1-й  год обучения).

Знакомство с клавиатурой, регистрами, расположением белых и черных клавиш. Целесообразность донотного музицирования в ансамбле с педагогом. Пение, подбор, транспонирование мотивов, попевок, народных песен.  

 Организация правильной посадки партнеров за инструментом. Умение «поделить» клавиатуру между партнерами, не мешая друг другу.

 Освоение навыка свободного владения корпусом, руками. Игра в ансамбле учеников одинакового уровня подготовки.

 Освоение равновесия звучания. Достижение синхронности при взятии и снятии звука. Согласование приемов звукоизвлечения.

Освоение умения услышать написанное в нотах (вижу-слышу-играю). Изучение прямой педали.

В течение учебного года учащиеся должны изучить 10-12 разнохарактерных произведений, в том числе обработки народных песен.

К концу 1-го года обучения учащиеся должны ЗНАТЬ:

        основы нотной грамоты;

        значение понятий ансамбль, транспонирование;

        штрихи: non legato, legato, staccato.

К концу 1-го года обучения учащиеся должны  УМЕТЬ:

        свободно владеть корпусом и руками;

        транспонировать легкие песни и мелодии;

        владеть основными приемами звукоизвлечения;

        одновременно вступать и заканчивать произведение;

        работать с прямой педалью.

Второй класс (2-й год обучения).

Дальнейшее освоение навыков ансамблевой игры. Умение слушать партнера и общее звучание партий. Освоение простейших навыков переворачивания страниц и отсчета длительных пауз. Синхронность звучания при одновременном вступлении и одновременном окончании.

Совершенствование пианистических навыков. Целесообразность и экономия движений.

Знакомство с пьесами полифонического склада. Работа над старинными танцами, обработками народных песен. Преодоление интонационных трудностей в пьесах с элементами подголосочной полифонии. Знакомство с каноном.

Развитие музыкального слуха, памяти. Умение воспринимать нотную запись комплексами-блоками, гармоническими структурами, видеть структурный синтаксис пьесы. Формирование навыка чтения нотного текста на основе аппликатурного ощущения интервала.

Точное и бережное выполнение авторских указаний аппликатуры, штрихов, динамики, мелизмов. Изучение итальянских терминов.

В течение учебного года учащиеся должны изучить 3-4 разнохарактерных произведения, в том числе обработки народных песен.

К концу 2-го года обучения учащиеся должны ЗНАТЬ:

        штрихи:  non legato, legato, staccato;

        динамические оттенки;

        наиболее употребляемые музыкальные термины;

        значение понятия полифония.

К концу 2-го года обучения учащиеся должны УМЕТЬ:

        грамотно разбирать нотный текст;

        точно выполнять штрихи, оттенки;

        исполнять простейшие полифонические произведения;

        слушать себя и партнера;

        читать с листа простейшие пьесы;

        работать с прямой педалью.

Третий класс (3-й год обучения).

Выработка синхронного дыхания во время исполнения. Умение слушать и слышать свое исполнение, общее звучание партий. Идти от слуха к движению.

Дальнейшее развитие музыкального слуха. Формирование образного мышления, способности к музыкально-образным представлениям, помогающим понимать содержание исполняемых произведений.

Освоение более сложных ритмических рисунков. Развитие чувства ритма, ритмической устойчивости, темпоощущения.

Дальнейшее изучение техники ансамблевой игры. Умение передавать мелодию, пассажи, аккомпанемент и т.д. «из рук в руки».

Изучение и освоение запаздывающей педали. Слуховой контроль в педализации.

В течение учебного года учащиеся должны изучить 3-4 разнохарактерных произведения.

К концу 3-го года обучения учащиеся должны ЗНАТЬ:

        итальянские обозначения темпов;

        понятие запаздывающей педали;

        понятие темпа и ритма.

К концу 3-го года обучения учащиеся должны УМЕТЬ:

        точно исполнять ритмический рисунок произведения;

        передавать партию «из рук в руки»;

        добиваться точности и частоты в педализации;

        образно мыслить в исполняемых произведениях;

        читать с листа пьесы для 1-го класса.  

Четвертый класс (4-й год обучения).

Воспитание в процессе обучения дисциплины и трудовых навыков. Изучение более сложных видов полифонии. Знакомство с произведениями Баха И.С., имитационной полифонией Шумана Р., Мендельсона Ф. Развитие способности слушания двух и более голосов. Тщательная работа над полифонической тканью произведения в обеих партиях ансамбля.

Развитие технических возможностей учащихся. Включение в репертуар  произведений с различными видами техники: пассажи, аккорды, арпеджио.

Дальнейшее развитие творческого воображения учащихся на примерах программной музыки. Выработка единства эмоционального настроя.

Развитие умения слушать партнера и его партию.

Знакомство с произведениями крупной формы (вариации).

Умение выстроить форму, выдержать один темп, находить сходства и различие между вариациями.

В течение учебного года учащиеся должны изучить 3-4 разнохарактерных произведения.

К концу 4-го года обучения учащиеся должны ЗНАТЬ:

        понятие имитационной полифонии;

        аппликатуру в гаммах, коротких арпеджио, аккордах;

        понятия «вариации» и «сюита».

К концу 4-го года обучения учащиеся должны УМЕТЬ:

        слышать голосоведение в имитационной полифонии;

        применять аппликатурные знания в исполняемых произведениях;

        отслеживать проведение темы в крупной форме;

        находить сходства и различия в вариациях.


Раздел II.      ОБУЧЕНИЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ.

Пятый класс (5-й год обучения).

Дальнейшее расширение технических возможностей учащихся: изучение гамм в терцию, дециму, длинных арпеджио с обращениями. Управляемость техническим процессом в ансамблевой игре.

Умение видеть структурный синтаксис пьесы, технические формулы, гармонические обороты, тональный план, через интонирование постичь сущность музыкального произведения.

Знакомство с формой сонатного allegro. Освоение стилевых особенностей классической музыки. Воспитание чувства формы, ритмической устойчивости исполнения. Поиски убедительных темповых решений. Развитие умения слушать партнера.  

Развитие целостного ощущения в исполнении. Умение видеть и слышать музыкальную вертикаль, выстраивать динамические линии.

 Решение тембровых и регистровых задач. Преодоление сценического волнения.

Чередование работы над деталями музыкальной ткани и целостным исполнением.

В течение учебного года учащиеся должны изучить 3-4 разнохарактерных произведения.

К концу 5-го года обучения учащиеся должны ЗНАТЬ:

        строение сонатной формы;

        аппликатуру в гаммах и длинных арпеджио;

        состав симфонического оркестра.

К концу 5-го года обучения учащиеся должны УМЕТЬ:

        применять аппликатурные знания в исполняемых произведениях;

        анализировать структуру произведения;

        разбирать крупную форму произведения;

        слышать тембровые краски исполняемых произведений;

        преодолевать сценическое волнение.

Шестой класс (6-й год обучения).

Углубленное изучение формы, стиля исполняемых произведений. Раскрытие жанровых особенностей. Точность артикуляции. Овладение новыми, более тонкими средствами воплощения в исполнении.

Выявление общего динамического плана, раскрытие образного содержания произведения.

Умение подняться над техническими задачами. Развитие ритмической гибкости, свободы в исполнении.

Включение в репертуар учащихся более сложных произведений. Поиски решений для преодоления трудностей в исполнении.

Умение правильно готовить домашние задания, точно расставить приоритеты в работе. Совершенствование техники чтения с листа. Добиваться быстрого реагирования, видеть и выполнять авторские указания, связанные с артикуляцией, динамикой, характером произведения.

Чередование работы над деталями музыкальной ткани и целостным исполнением.

В течение учебного года учащиеся должны изучить 3-4 разнохарактерных произведения.

К концу 6-го года обучения учащиеся должны ЗНАТЬ:

        строение сонатной формы;

        творчество композиторов исполняемых произведений.

К концу 6-го года обучения учащиеся должны УМЕТЬ:

        самостоятельно и качественно работать дома;

        преодолевать технические трудности;

        самостоятельно продумывать удобную аппликатуру;

        слышать тембровые краски исполняемых произведений;

        слышать «говорящие» паузы;

        совершенствовать качество исполнения;

        работать с педалью;

        преодолевать творческое волнение на сцене.

Седьмой класс (7-й год обучения).

Совершенствование технического уровня учащихся. Работа над крупной техникой (4-5 звучные аккорды, октавы). Преодоление утомляемости  рук. Повышение требовательности к технике и качеству исполнения. Достижение максимальной синхронности в исполняемых произведениях.

Преодоление творческого волнения во время выступления. Эстрадная устойчивость. Анализ неудачных выступлений, срывов и пути их преодоления.

Дальнейшее развитие полифонического мышления, способности к музыкально-образным представлениям, помогающим понимать содержание исполняемых произведений. Умение донести до слушателей замысел произведения композитора.

Расширение и усложнение репертуара. Изучение произведений композиторов ХХ века (Прокофьев С., Шостакович  Д., Стравинский И., Гершвин Дж.). Чередование работы над деталями музыкальной ткани и целостным исполнением.

Решение задач, изложенных выше, на более сложных произведениях. Совершенствование навыков чтения с листа.

В течение учебного года учащиеся должны изучить 3-4 разнохарактерных произведения.

К концу 7-го года обучения учащиеся должны УМЕТЬ:

        самостоятельно и качественно работать дома;

        преодолевать технические и пианистические трудности;

        самостоятельно продумывать удобную аппликатуру;

        слышать тембровые краски исполняемых произведений;

        слышать «говорящие» паузы;

        совершенствовать качество исполнения;

        работать с педалью;

        преодолевать творческое волнение на сцене;

        читать с листа;

        применять совокупность всех знаний исходя из опыта прошлых лет.


Прогнозируемый результат реализации программы.

За время обучения в музыкальной школе учащиеся приобретают рядом навыков и умений:

        владеют элементарными теоретическими и историческими знаниями;

        приобретают навыки совместного исполнительства,  достигают максимальной синхронности в исполнении, умеют «поделить» клавиатуру и передать партию из рук в руки, владеют основными приемами звукоизвлечения, умеют слушать себя и партнера, воспринимают целостное звучание всей фактуры, передава партии «из рук в руки», самостоятельно и грамотно разбирать нотный текст, применять аппликатурные знания исходя из графического изображения нотного текста, свободно читать с листа, транспонировать легкие пьесы и мелодии,  слышать «говорящие» паузы, тембровые краски, чисто и грамотно пользоваться педалью;

        умеют разобрать форму исполняемого произведения, слушать голосоведение в полифонии, отслеживать проведение тем в крупной форме, тональный план;

        умеют раскрыть музыкальное содержание произведения, целостно его охватить, воплотить идейно-художественный замысел, применить совокупность всех задач исходя из опыта прошлых лет;

        умеют самостоятельно и качественно работать дома, преодолевать технические и пианистические трудности, совершенствовать качество исполнения, преодолевать творческое волнение, обладают собственным музыкальным вкусом, эмоционально откликаются на все виды искусства.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

1.        Алексеев А. «Методика обучения игре на фортепиано», Москва,1978 г.

2.        Альтерман С. «Сорок уроков начального обучения музыке детей 4-6 лет», тетради I-  II, Санкт-Петербург,1999 г.

3.        Баренбойм Л. «Музыкальная педагогика и исполнительство», Ленинград, 1974 г.

4.        Булучевский Ю., Фомин В. «Краткий музыкальный словарь», Ленинград, 1989 г.

5.        «Вопросы фортепианной педагогики». Сборник статей под общей редакцией Натансона В., вып. I- III, Москва, 1963,1967,1971 г.

6.        Гофман И. «Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре», Москва, 1961 г.

7.        Егорова М. «Фортепианные дуэты Шуберта Ф. в музыкальной школе», Москва, 2000 г.

8.        Зильберквит М. «Рождение фортепиано», Москва,1984 г.

9.        Либерман Е. «Работа над фортепианной техникой», Москва,1971 г.

10.        Метнер Н. «Повседневная работа пианиста и композитора», Москва 1963 г.

11.        Нейгауз Г. «Об искусстве фортепианной игры», Москва, 1992 г

12.        Смирнова Т. «Интенсивный курс», Москва,2002 г.

13.        Савшинский С.  «Работа пианиста над техникой», Москва, 1963 г.  

14.        Толкунова Е. «Начальные уроки игры на фортепиано», Москва, 2008 г.

15.        Туркина Е. «Котенок на клавишах», Санкт-Петербург, 2005 г.

16.        Фейгин М. «Индивидуальность ученика и искусство педагога», Москва, 1961 г.

17.        Хереско Л. «Музыкальные картинки», Ленинград, 1974 г.

18.        Шмидт-Шкловская Л. «О воспитании пианистических навыков», Ленинград, 1971.

19.         Юдовина-Гальперина Т. «За роялем без слез или я- детский педагог», Санкт-Петербург, 2002 г.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1.        «Альбом нетрудных переложений для фортепиано в 4 руки», Ленинград, 1991 г.

2.        «Альбом для домашнего музицирования», Ленинград,1992 г.

3.        «Альбом ученика-пианиста, концерты и ансамбли для фортепиано», Ростов-на-Дону, 2009 г.

4.        « Альбом фортепианных ансамблей», Ростов-на-Дону, 2005 г.

5.        «Ансамбли», выпуск 5, Москва, 1977 г.

6.        «Ансамбли» (младшие классы), выпуск 9, Москва,1986 г.

7.        «Ансамбли», выпуск 14, Москва, 1991 г.

8.        Аренский А. соч.34, «Шесть детских пьес для фортепиано в 4 руки», Москва, 1965.

9.        Беляев В. «Учитель плюс ученик», Москва, 1999 г.

10.        Брамс И. «Венгерские танцы», тетрадь 1, 2 для фортепиано в 4 руки, Москва, 1995.

11.        «Брат и сестра» 3-й класс ДМШ, Москва, 1962 г.

12.        «За клавиатурой вдвоем», Санкт-Петербург, 2003 г.

13.        «Играем в 4 руки на фортепиано», Москва, 2000 г.

14.        Королькова И. «Крохе-музыканту», тетрадь 1, 2, Ростов-на-Дону, 2007 г.

15.        Королькова И. «Первые шаги маленького пианиста», изд. 2, Ростов-на-Дону, 2007.

16.        Милич Б. «Фортепиано» 1 класс, Москва, 2002 г.

17.        «Мое концертное выступление», выпуск 2, Санкт-Петербург, 1998 г.

18.        «Музыкальный альбом», выпуск 1 (для 1-2 классов), Ленинград, 1961 г.

19.        «Музыкальные забавы». Сборник веселых пьес, выпуск 2, Санкт-Петербург,2002 г.

20.        «Новая школа игры на фортепиано», Ростов-на-Дону, 2008 г.

21.        «Педагогический репертуар ДМШ, Москва, 1960 г.

22.        «Первые шаги маленького пианиста», Москва, 1985 г.

23.        Прокофьев С. «Фрагменты из музыки к кинофильмам и драматическим спектаклям для фортепиано в 4 руки», Москва, 1984 г.

24.        «Пьесы для фортепиано в 4 руки» (для учащихся 2-5 классов), Ленинград,1964 г.

25.        «Сборник ансамблей для фортепиано» (1-3 классы), Ростов-на-Дону,2008 г.

26.        Смирнова Т. «Фортепиано. Интенсивный курс», ч.2, тетрадь 6, Москва, 1994 г.

27.        Соколова Н. «Ребенок за роялем», хрестоматия для фортепиано в 2 и 4 руки, Ленинград, 1983 г.

28.        «Фортепианные ансамбли для детей» (лендлеры и вальсы), перелож. для фортепиано в 4 руки Данильян Е., Москва, 2006 г.

29.        Чайковский П.И. «Отрывки из балета «Лебединое озеро» для фортепиано в 4 руки, Москва, 1985 г.

30.        Шуман Р. Соч. 15 «О чужих странах и людях», детские сцены в перелож. Кирхнера Т., Москва, 2003 г.

31.        «Юный пианист», выпуск 1, Москва 1969 г.

32.        «Я играю с педагогом», сост. Антипова Т., Москва, 2005 г.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательные программы 2 класс(система Занкова)

Рабочие программы по система Занкова Л.В...

Адаптированная Основная Образовательная Программа 2 класс(коррекционный класс)

АООП начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью разработана и утверждена организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с ФГОС начального  общего...

Основная образовательная программа 3 класс

Рабочая программа по предметам 3 класс...

Рабочая программа по математике ( обучение на дому) для обучающейся по адаптированной образовательной программе 3 класс

Рабочая программа по математике 3 класс составлена на основе:Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29.12.2012 г.СанПиН 2.4.2.2821-10 ...

Рабочая программа по русскому языку ( обучение на дому) для обучающейся по адаптированной образовательной программе 3 класс

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса составлена на основе:-Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29.12.2012 г. -СанП...

Адаптированная образовательная программа 4 класс "Школа России"

Адаптированная обрзовательная программа разработана для учащихся класса КРО...