Симфоническая сказка "Петя и волк"
методическая разработка по музыке (3 класс) на тему

Знакомство с инструментами симфонического оркестра

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon s.prokofev_petya_i_volk.doc48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке С.С. Прокофьева "Петя и волк"

Тип урока: Изучение нового материала.

Задачи урока: 

  • Познакомить с инструментами симфонического оркестра (внешний вид,  тембровая окраска), с темами героев сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк».  
  • Развивать компоненты музыкального слуха (звуковысотный, тембровый), творческие способности, умение анализировать музыкальные образы героев сказки.
  • Воспитание  культуры слушания симфонической музыки.

Оборудование: 

  • мультимедийное оборудование;
  • стенд с афишами;
  • баян, фортепиано;
  • компьютерные программы  (Авторский комплект ЦОР в программе PowerPoint)
  • плакат «Симфонический оркестр»;
  • карточки с названиями музыкальных инструментов;
  • презентация урока;
  • игра «Узнай музыкальный инструмент»;
  • тесты;
  • ответы к тестам;
  • В. Пшеничников «Сказка по лесу идет» (текст и фонограмма песни).

Методы: 

  • словесный метод (беседа с использованием средств визуальной и слуховой наглядности: рассматривание слайдов  презентации по теме урока);
  • метод контрастного сопоставления;
  • метод импровизации (исполнение вокальных, двигательных импровизаций на темы героев сказки С.С.Прокофьева «Петя и волк»);
  • метод стимулирования музыкально-творческой деятельности через создание эффекта удивления  с помощью информационно-коммуникационных  технологий.

Формы работы: индивидуальная, парная, фронтальная.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приложение 1Слайд 1

Вход под музыку (Звучит «Тема Пети» из симфонической сказки С.С.Прокофьева «Петя и волк»). Музыкальное приветствие.

2. Актуализация знаний 

Учитель: Музыку какого композитора сейчас прозвучала?

Дети: Музыка русского композитора С.С.Прокофьева.

Приложение 1. Слайд 1

На экране – портрет С.С.Прокофьева.

У: Что вы знаете о композиторе, какие произведения слушали?

Д: «Вальс» из балета «Золушка», «Сказочка», «Марш». С.Прокофьев начал сочинять музыку с 5 лет. Первую оперу «Великан» написал в 9 лет. 

Проверка домашних заданий. Рисунки, афиши к балету «Золушка»  дети вывешивают на стенд с афишами.

3. Содержание и организация учебного занятия

У: Найдите на стенде афишу с названием нового произведения С.С.Прокофьева.

Д: Симфоническая сказка для детей «Петя и волк».

Слайд 1  (На экране – название сказки)

Приложение 1 Слайд 2

У:  Как вы думаете, почему сказка называется «симфоническая»?
Д: Наверное, ее играет симфонический оркестр. Симфоническая, значит, от слова симфония. Это сказка, как симфония.
У: Правильно! Это музыкальное произведение для симфонического оркестра. Композитор, создавая сказку, хотел помочь детям «войти» в мир симфонической музыки. Многим (даже взрослым людям!) симфоническая музыка кажется сложной и непонятной. С.С.Прокофьев был первым, кто решил познакомить ребят с инструментами симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.

Приложение 1. Слайд 3

Тема урока: «Инструменты симфонического оркестра в сказке С.С.Прокофьева «Петя и волк». (На доске – плакат «Симфонический оркестр»).

Приложение 1. Слайд 4

У каждого героя сказки есть своя музыкальная тема и свой инструмент с определенным «голосом», т.е. тембром. (На доске – определение тембра).

У: На уроке познакомимся с инструментами симфонического оркестра, с музыкальными темами героев сказки.

Приложение 1. Слайд 5

Дети с помощью учителя формулируют задачи: Будем учиться различать музыкальные инструменты по тембрам, по внешнему виду,  определять героев сказки по характеру музыки, сочинять свои мелодии для некоторых действующих лиц.

Приложение 1. Слайд 6

У:  Петя – главный герой сказки, возможно, он ваш ровесник. Мелодию, какого характера вы сочинили бы для него, если бы были композиторами?
Даша П.: «Я сочинила бы мелодию радостную, веселую» (исполняет).
Данил М.: «Мне кажется Петя баловник и озорник, я хочу в своей мелодии показать Петю таким…» (Поет мелодию).
Никита Ш.:  «Я сочинил бы для него серьезную мелодию, даже в нашем классе дети такие разные!» (Исполняет импровизацию).
У:  Спасибо! Слушаем тему Пети  С.С.Прокофьева. Какой все-таки характер у Пети? Что изображает музыка?
Дети: Петя веселый, радостный, озорной мальчик. Он идет, что-то напевает. Мелодия  плавная, иногда «скачущая», как будто Петя подпрыгивает, может быть, танцует).
У: В каком жанре написана тема Пети: в жанре песни, танца или марша? (Ответы).

 Приложение 1. Слайд 7

У: Какие инструменты исполняют тему Пети? Покажите движениями рук, как на них играют. (Дети встают,  под музыку имитируют игру на скрипках).
У: Вы показали только скрипки, но тему Пети исполняет группа струнных смычковых инструментов: скрипка, альт, виолончель, контрабас. На плакат «Симфонический  оркестр» обучающиеся прикрепляют карточки с названиями инструментов: «СКРИПКА», «АЛЬТ», «ВИОЛОНЧЕЛЬ», «КОНТРАБАС».

Приложение 1. Слайд 8

У: Петя приехал отдыхать на каникулы к Дедушке. (На экране – Дедушка). Если бы вы были композиторами, мелодию какого характера сочинили бы для Дедушки?
Д: Добрую, веселую, сердитую, нежную. 3-4 человека исполняют свои мелодии.
У: Послушайте тему Дедушки у С.С.Прокофьева, определите характер. (Слушание).
Полина Б.: «Дедушка сердитый, строгий. Наверное, он сердится на Петю. В мелодии слышно как он ходит и ругает его.
У: Действительно Дедушка недоволен поведением своего внука. Он обеспокоен, что Петя ушел за калитку и не закрыл ее за собой.   «…Места опасные. А если из лесу придет волк? Что тогда?»

Приложение 1. Слайд 9

У: Инструмент, исполняющий тему Дедушки – фагот. Давайте определим, какой «голос» у фагота: низкий или высокий?
Д: Сердитый, ворчливый, густой, низкий.  На плакат прикрепляется карточка с названием инструмента «ФАГОТ».

 Приложение 1. Слайд 10

На экране – Кошка, Утка, Птичка.

У: Как вы думаете, кого изображает эта музыкальная тема? (Слушание).
Д: Это – птичка. Мелодия звучала быстро, в высоком регистре. Можно было представить, как она летает, порхает, машет крылышками.
У: Послушайте тему Птички еще раз, определите и покажите ее инструмент.

Приложение 1. Слайды  11, 12

Повторное слушание. (Дети под музыку имитируют игру на флейте).

У:  Какое настроение у Птички?
Д: Веселое, радостное, счастливое, беззаботное.
У: К какой группе инструментов относится флейта?
Д: Флейта – деревянный духовой инструмент.

На плакат «Симфонический оркестр» прикрепляется карточка с названием инструмента «ФЛЕЙТА».

Приложение 1. Слайды   13, 14

На экране – Петя, Кошка, Дедушка, Волк.

У: Кому из героев сказки принадлежит эта тема? Покажите жестами, движениями этого героя сказки. (Под музыку изображают кошку).
У: Почему вы решили, что это кошка?
Д: Мелодия звучала осторожно, тихо, стаккато. В музыке слышны были шаги кошки, как будто она крадется. Характер у кошки мягкий, хитренький, острожный.

Приложение 1. Слайды  15, 16  (Проверка ответов: на экране – Кошка).

Приложение 1. Слайд 17

У: Тему Кошки исполнял инструмент кларнет. Какой тембр у кларнета? К какой группе инструментов относится? (Слушание).
Д: Низкий, бархатный, мягкий, спокойный. Гобой – деревянный духовой инструмент.

Приложение 1. Слайд 18

На экране – Кошка, Охотники, Волк, Уточка.

У: Кого из героев сказки изображает эта мелодия? (Слушание, анализ).
Д: Уточка! Мелодия неторопливая, плавная; ритм равномерный; уточка идет неуклюже, переваливается  с лапки на лапку, крякает.

Приложение 1. Слайды 19, 20 (Проверка ответов: на экране – Уточка).

Приложение 1. Слайд  21

У: Инструмент, исполняющий тему Уточки, называется гобой. Какой тембр у гобоя?
К какой группе инструментов относится гобой?
Д: Тембр спокойный, тихий, крякающий, гнусавый, не очень высокий. Гобой относится к группе деревянных духовых инструментов.

4. Повторение

Приложение 1. Слайд 22 (гиперссылка – Игра «Узнай инструмент»)

У: Проведем игру «Узнай музыкальный инструмент». На экране вы увидите действующих лиц сказки  и музыкальные инструменты. Надо назвать инструмент героя, изображенного на экране.  Дети устно отвечают на вопросы.

5. Тестирование

У: Вы сегодня много узнали об инструментах симфонического оркестра, о героях сказки С.Прокофьева «Петя и волк». Получите, пожалуйста, приглашения на эту сказку. В них есть задания для вас, выполните их. Детям выдаются «Приглашения» с заданиями. (Работа в парах).

Приложение 1. Слайд 22 (гиперссылка: ответы к тестам).

Обучающиеся сверяют свои ответы с ответами на экране.

6. Итог урока.

Приложение 1. Слайд 23

Приложение 1. Слайд 24

На экране появляются все герои сказки.
У: Найдите на экране героев сказки, с которыми встретимся на следующем уроке.
Д: Волк, Охотники.

Приложение 1. Слайд 25

На экране остаются  Волк, Охотники.

У: На урок подошел к концу. На следующем уроке мы продолжим знакомство с инструментами симфонического оркестра, послушаем темы Волка, Охотников, узнаем содержание сказки.

7. Домашнее задание

Нарисовать героев сказки «Петя и волк», подписать названия инструментов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

С.С.Прокофьев симфоническая сказка "Петя и волк"

В данной презентации представлено начало сказки с музыкальными темами основных героев и одновременной демонстрацией фото  звучащих инструментов и героев сказки. ...

Мультимедийная презентация для урока музыки во 2 классе по Сергеевой, Критской "Симфоническая сказка. Петя и волк"

Данная мультимедийная презентация предназначена для использования на уроке музыки во 2 классе, в 4 четверти,  по теме "Симфоническая сказка. Петя и волк"....

«Симфоническая сказка С. Прокофьева «Петя и волк»»

Конспект урока во 2 «А» классеПо музыке«Симфоническая сказка С. Прокофьева  «Петя и волк»»...

Разработка к уроку по теме: «Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк».

Разработка к уроку по теме:«Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк»....

«Инструменты симфонического оркестра. Симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк».

laquo;Инструменты симфонического оркестра. Симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк»....