Симфоническая сказка "Петя и волк"
методическая разработка по музыке (3 класс) на тему
Знакомство с инструментами симфонического оркестра
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
s.prokofev_petya_i_volk.doc | 48 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке С.С. Прокофьева "Петя и волк"
Тип урока: Изучение нового материала.
Задачи урока:
- Познакомить с инструментами симфонического оркестра (внешний вид, тембровая окраска), с темами героев сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк».
- Развивать компоненты музыкального слуха (звуковысотный, тембровый), творческие способности, умение анализировать музыкальные образы героев сказки.
- Воспитание культуры слушания симфонической музыки.
Оборудование:
- мультимедийное оборудование;
- стенд с афишами;
- баян, фортепиано;
- компьютерные программы (Авторский комплект ЦОР в программе PowerPoint)
- плакат «Симфонический оркестр»;
- карточки с названиями музыкальных инструментов;
- презентация урока;
- игра «Узнай музыкальный инструмент»;
- тесты;
- ответы к тестам;
- В. Пшеничников «Сказка по лесу идет» (текст и фонограмма песни).
Методы:
- словесный метод (беседа с использованием средств визуальной и слуховой наглядности: рассматривание слайдов презентации по теме урока);
- метод контрастного сопоставления;
- метод импровизации (исполнение вокальных, двигательных импровизаций на темы героев сказки С.С.Прокофьева «Петя и волк»);
- метод стимулирования музыкально-творческой деятельности через создание эффекта удивления с помощью информационно-коммуникационных технологий.
Формы работы: индивидуальная, парная, фронтальная.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Приложение 1Слайд 1
Вход под музыку (Звучит «Тема Пети» из симфонической сказки С.С.Прокофьева «Петя и волк»). Музыкальное приветствие.
2. Актуализация знаний
Учитель: Музыку какого композитора сейчас прозвучала?
Дети: Музыка русского композитора С.С.Прокофьева.
Приложение 1. Слайд 1
На экране – портрет С.С.Прокофьева.
У: Что вы знаете о композиторе, какие произведения слушали?
Д: «Вальс» из балета «Золушка», «Сказочка», «Марш». С.Прокофьев начал сочинять музыку с 5 лет. Первую оперу «Великан» написал в 9 лет.
Проверка домашних заданий. Рисунки, афиши к балету «Золушка» дети вывешивают на стенд с афишами.
3. Содержание и организация учебного занятия
У: Найдите на стенде афишу с названием нового произведения С.С.Прокофьева.
Д: Симфоническая сказка для детей «Петя и волк».
Слайд 1 (На экране – название сказки)
Приложение 1 Слайд 2
У: Как вы думаете, почему сказка называется «симфоническая»?
Д: Наверное, ее играет симфонический оркестр. Симфоническая, значит, от слова симфония. Это сказка, как симфония.
У: Правильно! Это музыкальное произведение для симфонического оркестра. Композитор, создавая сказку, хотел помочь детям «войти» в мир симфонической музыки. Многим (даже взрослым людям!) симфоническая музыка кажется сложной и непонятной. С.С.Прокофьев был первым, кто решил познакомить ребят с инструментами симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.
Приложение 1. Слайд 3
Тема урока: «Инструменты симфонического оркестра в сказке С.С.Прокофьева «Петя и волк». (На доске – плакат «Симфонический оркестр»).
Приложение 1. Слайд 4
У каждого героя сказки есть своя музыкальная тема и свой инструмент с определенным «голосом», т.е. тембром. (На доске – определение тембра).
У: На уроке познакомимся с инструментами симфонического оркестра, с музыкальными темами героев сказки.
Приложение 1. Слайд 5
Дети с помощью учителя формулируют задачи: Будем учиться различать музыкальные инструменты по тембрам, по внешнему виду, определять героев сказки по характеру музыки, сочинять свои мелодии для некоторых действующих лиц.
Приложение 1. Слайд 6
У: Петя – главный герой сказки, возможно, он ваш ровесник. Мелодию, какого характера вы сочинили бы для него, если бы были композиторами?
Даша П.: «Я сочинила бы мелодию радостную, веселую» (исполняет).
Данил М.: «Мне кажется Петя баловник и озорник, я хочу в своей мелодии показать Петю таким…» (Поет мелодию).
Никита Ш.: «Я сочинил бы для него серьезную мелодию, даже в нашем классе дети такие разные!» (Исполняет импровизацию).
У: Спасибо! Слушаем тему Пети С.С.Прокофьева. Какой все-таки характер у Пети? Что изображает музыка?
Дети: Петя веселый, радостный, озорной мальчик. Он идет, что-то напевает. Мелодия плавная, иногда «скачущая», как будто Петя подпрыгивает, может быть, танцует).
У: В каком жанре написана тема Пети: в жанре песни, танца или марша? (Ответы).
Приложение 1. Слайд 7
У: Какие инструменты исполняют тему Пети? Покажите движениями рук, как на них играют. (Дети встают, под музыку имитируют игру на скрипках).
У: Вы показали только скрипки, но тему Пети исполняет группа струнных смычковых инструментов: скрипка, альт, виолончель, контрабас. На плакат «Симфонический оркестр» обучающиеся прикрепляют карточки с названиями инструментов: «СКРИПКА», «АЛЬТ», «ВИОЛОНЧЕЛЬ», «КОНТРАБАС».
Приложение 1. Слайд 8
У: Петя приехал отдыхать на каникулы к Дедушке. (На экране – Дедушка). Если бы вы были композиторами, мелодию какого характера сочинили бы для Дедушки?
Д: Добрую, веселую, сердитую, нежную. 3-4 человека исполняют свои мелодии.
У: Послушайте тему Дедушки у С.С.Прокофьева, определите характер. (Слушание).
Полина Б.: «Дедушка сердитый, строгий. Наверное, он сердится на Петю. В мелодии слышно как он ходит и ругает его.
У: Действительно Дедушка недоволен поведением своего внука. Он обеспокоен, что Петя ушел за калитку и не закрыл ее за собой. «…Места опасные. А если из лесу придет волк? Что тогда?»
Приложение 1. Слайд 9
У: Инструмент, исполняющий тему Дедушки – фагот. Давайте определим, какой «голос» у фагота: низкий или высокий?
Д: Сердитый, ворчливый, густой, низкий. На плакат прикрепляется карточка с названием инструмента «ФАГОТ».
Приложение 1. Слайд 10
На экране – Кошка, Утка, Птичка.
У: Как вы думаете, кого изображает эта музыкальная тема? (Слушание).
Д: Это – птичка. Мелодия звучала быстро, в высоком регистре. Можно было представить, как она летает, порхает, машет крылышками.
У: Послушайте тему Птички еще раз, определите и покажите ее инструмент.
Приложение 1. Слайды 11, 12
Повторное слушание. (Дети под музыку имитируют игру на флейте).
У: Какое настроение у Птички?
Д: Веселое, радостное, счастливое, беззаботное.
У: К какой группе инструментов относится флейта?
Д: Флейта – деревянный духовой инструмент.
На плакат «Симфонический оркестр» прикрепляется карточка с названием инструмента «ФЛЕЙТА».
Приложение 1. Слайды 13, 14
На экране – Петя, Кошка, Дедушка, Волк.
У: Кому из героев сказки принадлежит эта тема? Покажите жестами, движениями этого героя сказки. (Под музыку изображают кошку).
У: Почему вы решили, что это кошка?
Д: Мелодия звучала осторожно, тихо, стаккато. В музыке слышны были шаги кошки, как будто она крадется. Характер у кошки мягкий, хитренький, острожный.
Приложение 1. Слайды 15, 16 (Проверка ответов: на экране – Кошка).
Приложение 1. Слайд 17
У: Тему Кошки исполнял инструмент кларнет. Какой тембр у кларнета? К какой группе инструментов относится? (Слушание).
Д: Низкий, бархатный, мягкий, спокойный. Гобой – деревянный духовой инструмент.
Приложение 1. Слайд 18
На экране – Кошка, Охотники, Волк, Уточка.
У: Кого из героев сказки изображает эта мелодия? (Слушание, анализ).
Д: Уточка! Мелодия неторопливая, плавная; ритм равномерный; уточка идет неуклюже, переваливается с лапки на лапку, крякает.
Приложение 1. Слайды 19, 20 (Проверка ответов: на экране – Уточка).
Приложение 1. Слайд 21
У: Инструмент, исполняющий тему Уточки, называется гобой. Какой тембр у гобоя?
К какой группе инструментов относится гобой?
Д: Тембр спокойный, тихий, крякающий, гнусавый, не очень высокий. Гобой относится к группе деревянных духовых инструментов.
4. Повторение
Приложение 1. Слайд 22 (гиперссылка – Игра «Узнай инструмент»)
У: Проведем игру «Узнай музыкальный инструмент». На экране вы увидите действующих лиц сказки и музыкальные инструменты. Надо назвать инструмент героя, изображенного на экране. Дети устно отвечают на вопросы.
5. Тестирование
У: Вы сегодня много узнали об инструментах симфонического оркестра, о героях сказки С.Прокофьева «Петя и волк». Получите, пожалуйста, приглашения на эту сказку. В них есть задания для вас, выполните их. Детям выдаются «Приглашения» с заданиями. (Работа в парах).
Приложение 1. Слайд 22 (гиперссылка: ответы к тестам).
Обучающиеся сверяют свои ответы с ответами на экране.
6. Итог урока.
Приложение 1. Слайд 23
Приложение 1. Слайд 24
На экране появляются все герои сказки.
У: Найдите на экране героев сказки, с которыми встретимся на следующем уроке.
Д: Волк, Охотники.
Приложение 1. Слайд 25
На экране остаются Волк, Охотники.
У: На урок подошел к концу. На следующем уроке мы продолжим знакомство с инструментами симфонического оркестра, послушаем темы Волка, Охотников, узнаем содержание сказки.
7. Домашнее задание
Нарисовать героев сказки «Петя и волк», подписать названия инструментов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
С.С.Прокофьев симфоническая сказка "Петя и волк"
В данной презентации представлено начало сказки с музыкальными темами основных героев и одновременной демонстрацией фото звучащих инструментов и героев сказки. ...
Мультимедийная презентация для урока музыки во 2 классе по Сергеевой, Критской "Симфоническая сказка. Петя и волк"
Данная мультимедийная презентация предназначена для использования на уроке музыки во 2 классе, в 4 четверти, по теме "Симфоническая сказка. Петя и волк"....
«Симфоническая сказка С. Прокофьева «Петя и волк»»
Конспект урока во 2 «А» классеПо музыке«Симфоническая сказка С. Прокофьева «Петя и волк»»...
Технологическая карта урока музыки во 2 классе Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке С. С. Прокофьева "Петя и волк"
Технологическая карта урока музыки...
Стихи — подсказки к симфонической сказке С. С. Прокофьева «Петя и волк». Все мы знаем и любим замечательную симфоническую сказку "Петя и волк", которая так замечательно знакомит детей с тембрами музыкальных инструментов. Заметила, что дети довольно легк
Стихи — подсказки к симфонической сказке С. С. Прокофьева «Петя и волк». Все мы знаем и любим известную симфоническую сказку "Петя ...
Разработка к уроку по теме: «Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк».
Разработка к уроку по теме:«Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк»....
«Инструменты симфонического оркестра. Симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк».
laquo;Инструменты симфонического оркестра. Симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк»....