Урок. Музыка моего народа
учебно-методический материал по музыке (4 класс) на тему

Тюрина Евгения Зиновьевна

Урок можно использовать для 3-ого класса основной школы и в дополнительном образовании

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok._muzyka_moego_naroda.doc55.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема занятия

 "Музыка моего народа"

Тип занятия: обобщение и закрепление знаний.

Цель:

Закрепить полученные учащимися на прошлых занятиях знания о русской народной музыке.

Задачи: 

1) Создание условий для оптимизации творческих способностей учащихся;

2) Развитие умения детей слышать разнохарактерные части и записывать их графически;

3) Исполнять в характере ранее изученные песни;

4) Развитие у детей необходимых музыкальных способностей и умений, способствующих облагораживанию их внутреннего мира;

5) Формирование музыкальной культуры учащихся; 

6) Обобщить знания детей полученные на прошлых занятиях;

Методы и приемы: беседа, сравнение, анализ услышанного музыкального произведения, метод графического модулирования, частично-поисковый (импровизация), метод проектирования, наглядно-слуховой, метод побуждения к сопереживанию (эмоциональное воздействие), создание эффекта удивления и ситуации успеха.

Педагогические технологии:

1) Проблемное обучение;

2) Обучение в сотрудничестве;

3) Здоровьесберегающие технологии;

4) Игровые методы;

5) Исследовательский метод;

6) Разноуровневое обучение.

Музыкальный материал:

“Ах ты, степь широкая”, “Калинка”, “Светит месяц”, “Солдатушки”, “Посею лебеду на берегу”, “Тонкая рябина”, “А мы просо сеяли”, “Степь да степь кругом”, “Как родная меня мать”, “Гармошка” слова Суслова, музыка Дубравина, П.И Чайковского “Мужик на гармонике играет”.

Оборудование занятия: 

  • Фортепиано.
  • Магнитофон, аудиозаписи (кассеты).
  • Графические таблицы (схемы).
  • Хрестоматии.
  • Наглядности (гармоника).
  • Таблички: русские народные песни, гармоника, частушки, лад, темп, регистр.

Ход занятия

I тап. Встреча детей

- Добрый день, красны девицы; добрый день, славны молодцы! Как Ваше настроение? К занятию  готовы? (Да!) Тогда заходите и начнем!!!

(вход в кабинет под музыку).

Педагог говорит ученикам:

Много песен изучили мы с Вами раньше, много изучим еще, но все их объединяет одно: принадлежат они народу русскому. Их сочиняли наши прадедушки и прабабушки. Сегодня на уроке мы повторим разученные ранее песни, обогатим наши знания о русских народных инструментах, представим себя народными артистами. Много дел нам нужно проделать на занятии, уж не знаю, справимся ли? ( Учащиеся: Справимся!!!)

Прозвенел уже звонок, Он зовёт тебя дружок!!!

Основная часть.

II этап. Слушание

Прослушайте музыку и дайте ответ, каков характер звучания произведения: сумрачный, задумчивый или оживленный, радостный?

Слушание “Ах ты, степь широкая” р.н.п.

III этап. Беседа.

  • Как выбранный музыкальный регистр (средний или низкий) помогает созданию печального настроения?
  • Какие средства музыкальной выразительности были использованы? (лад, темп и т.д.)
  • Сколько частей в музыке?

Далее учащиеся выбирают правильное графическое построение произведения из таблиц, предложенныхпедагогом.

- Молодцы, верно, справились с заданием, несмотря на то, что впервые слышали р.н.п. “Ах ты, степь широкая ”.

Интересно, а узнаете ли Вы самую популярную среди русских народных песен, которую любят, знают и с удовольствием поют даже иностранцы !?!

Слушание “Калинка” р.н.п.

Беседа: 

  • Благодаря каким средствам музыкальной выразительности мы слышим изменения?
  • Сколько частей в пьесе? (отметить графически в тетради)
  • Одинаковы ли части по характеру?
  • Какие жанры сменяют друг друга?

(Предлагается учащимся сесть по подгруппам и работать)

- Кто в Нашем кружке смел да умён? Кто сможет найти подходящие таблицы построения? (выбирают из предложенных педагогом верные и расставляют на доске).

- Правильно выполнили задание и добры молодцы и красны девицы!!!

IV этап. Исполнение песен

- Слушать музыку умеете, а петь любите? (Да!) Тогда вставайте, себя на сцене представляйте, да узнавайте песню по короткому вступлению, слова вспоминайте и петь начинайте!!!

(Исполнение ранее изученных песен: “Светит месяц”, “Солдатушки”, “Посею лебеду на берегу”).

V этап. Игра

- Что ж, песни петь умеете складно да ладно! Тогда иное Вам задание: сейчас зазвучит музыка, а Вы постарайтесь движениями, мимикой показать переживания героя (а может быть героев!), его чувства.

(Звучит подборка из различных народных песен: 3-4 песни по одному куплету, но с разными характерами. Несколько учащихся для выполнения задания приглашаютсяв центр. Музыкальный материал: “Тонкая рябина” , “А мы просо сеяли”, “Степь да степь кругом”, “Как родная меня мать”).

VI этап. Работа над новым материалом

А) Сейчас прозвучит песня “Гармошка” слова Суслова, музыка Дубравина. Исполняет наша ученица, однако она не только исполнит песню, но и расскажет много интересного о таком музыкальном инструменте как гармошка.

Прослушайте песню и ответьте на вопросы:

  • Какой инструмент прославляется?
  • Произведения, какого характера на нем исполняются?
  • Как называют человека играющего на гармонике?

Б) Запись в тетради:

Гармоника - клавишно-духовой инструмент.

В) Рассказ ученицы.

- Особенность гармоники еще в том, что в отличие от других клавишных инструментов, у нее нажатием одной клавиши-кнопки для левой руки извлекается не один звук, а целый аккорд! И именно эту особенность звучания гармоники на многие века запечатлел П.И.Чайковский в произведении “Мужик на гармонике играет”. Это произведение входит в “Детский альбом” П.И.Чайковского.

Слушание.

- В этой пьесе П.И.Чайковский с юмором изображает удалой наигрыш на гармонике. Так и видишь, как гармонист лихо растягивает меха на самом громком мощном полнозвучном аккорде. Получая от этого немалое удовольствие, он не в силах от него оторваться, возвращается к аккорду вновь и вновь! Мастерства гармонисту явно не хватает, но энтузиазма ему не занимать. Вновь и вновь звучит тот же самый аккорд. Может быть, он уже успел надоесть кому-то из слушателей, но им придется подождать, пока гармонист придумает и разучит что-то новенькое.

Педагог:

- Сейчас я исполню Вам это произведение, а фортепиано будет изображать звучание гармоники.

VII этап. Игровая деятельность

(Элемент игровой деятельности – учащиеся должны изобразить под музыку игру гармониста, самого удалого “гармониста” можно посадить перед ребятами из кружка.)

VIII этап. Проверка выполнения домашнего задания

- Ребятушки, мы выяснили, что под аккомпанемент гармоники исполнялись различные песни. Как Вы думаете, а какой жанр был особенно любим детьми? (Частушки)

Верно, частушки. Кто сможет дать определение Частушки? ( Учащиеся : Частушки – это веселые, озорные куплеты, чаще сатирического содержания. Достается в них лодырям, лежебокам, неряхам, обманщикам. Слово “частушка” происходит от “частый”, то есть быстрый. Кое-где частушки называют “припевками”. Они возникли в России в конце 60-х годов XIX века. Это быстрые песни в четком ритме двудольного танца. Мелодия у них совсем короткая, всего один куплет, который повторяется много раз, но с разными словами.

Ребята исполняют сочиненные дома частушки на школьную тематику.

IX этап. Итог занятия.

-  Ну, что, друзья мои милые, пришла пора проверить, кто больше знает жанров русских народных песен: славны молодцы или красны девицы? Называйте известные Вам жанры по очереди, а кто назовет последний тот и победитель!

- Молодцы, много жанров знаете, но это не все жанры, которые существовали раньше и поэтому на следующих занятиях мы продолжим наше знакомство с ними. А на сегодня все: занятие пора заканчивать.

(Отмечаю активность ребят на занятие, интересные и правильные ответы, их внимательность, выбираем лучших артистов, певцов, сочинителя самой интересной и смешной частушки).

- Низкий поклон тем, кто сегодня работал! Спасибо за занятие! До свидания!!!

(Выход под музыку, которую желают услышать ребята).