1 класс. Конспекты уроков музыки
план-конспект урока по музыке по теме

По программе Е. Д. Критской.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Колесник Алла, 40 гр.

КОНСПЕКТ УРОКА

                                                                                               

                                               

                                                         

Тема урока: «Музы не молчали».

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.

Образовательная цель: сформировать представления обучающихся о музыкальных произведениях, посвящённых истории России, защитникам Отечества.

Метапредметные: размышлять о роли патриотической музыки в жизни человека, развивать художественное восприятие, умение оценивать произведения разных жанров, мобилизовать силу и энергию для преодоления препятствий.

Предметные: развитие художественного вкуса и интереса к музыке, посвященной историческому прошлому России и защитникам Отечества; умение выявлять характерные особенности патриотической и героической музыки; умение оценивать произведения разных видов искусства; усвоение дидактических единиц: Родина, Отечество, памятник, память.

Личностные: проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений; расширение знаний о музыке, композиторах, художниках, поэтах, скульпторах и возможность их применения на уроках  литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства.

Оборудование: компьютер, фортепиано, проектор, доска, видеоклипы музыкальных произведений, раздаточный материал.

Музыкальный материал: А. П. Бородин: Симфония №2 «Богатырская», Старинный петровский кант: «Радуйся, Росско земле!», Песня скаутов: «Если весело живётся».

 Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Музыкальный материал

УУД

1. Организационный момент (2 минуты)

         

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алла Ивановна и я буду проводить у вас урок музыки. Сейчас мы с вами по-музыкальному поздороваемся. «Здравствуйте, учитель. Здравствуйте».

Дети заходят в класс и садятся на места, приветствуют.

Музыкальное приветствие.

Л - Проявление эмоциональной отзывчивости

2. Актуализация знаний.

 

(5 минут)

 

 

 Во все времена музы воспевали храбрость и отвагу витязей, богатырей, воинов в песнях, стихах, картинах, скульптуре, кинофильмах о защитниках Отечества. Это память о военной славе наших предков и современников.

Наша родина — Россия,

Дольняя да горная,

Наша родина — Россия,

Грозная и гордая.

Прозвучал фрагмент стихотворения поэта Александра Прокофьева «Наша Родина Россия» на слова, которого наш курский композитор Георгий Васильевич Свиридов написал хоровое произведение. Это четверостишие заканчивается словами: Россия грозная и гордая. Как вы понимаете последние слова? Почему Россия грозная? Кем может гордиться Россия? Из каких источников мы можем узнать о героях, защитниках России, их подвигах?

Кто же вдохновляет этих людей на создание таких видов искусства?

Значит, музы искусства не могут молчать?

О чем же пойдет речь на нашем уроке?

Конечно, музы искусства не могут молчать, они рассказывают нам о подвигах героев, слагают былины, пишут стихи, сочиняют песни, в честь героев ставят памятники. Запишите тему урока: «Музы не молчали».

Дети отвечают на вопросы, высказывают свои предположения.

Ответы детей: мы можем узнать из книг, поэм, стихотворений, музыки, скульптур, песен.

Ответы детей: музы молчать не могут.

Л - Проявление эмоциональной отзывчивости;

К -  уметь вступать в речевое общение в группах, аргументировано вести диалог;

? -наблюдение за музыкой в жизни человека

3. «Открытие нового знания»

(8 минут)

Сегодня Муза приглашает нас раскрыть образ русских воинов, поговорить о славных боевых подвигах в музыке и изобразительном искусстве.

Знаете ли вы, кто были первыми защитниками Руси?

Проверим, правильно ли мы ответили на этот вопрос. Поможет нам картина известного художника В. Васнецова «Три богатыря».  Рассмотрите эту картину.

- Почему вы решили, что на картине изображены богатыри?

- Как зовут этих богатырей? Покажите их на картине.

- Какое оружие в руках героев?

- Что делают богатыри?

- Какая погода изображена, какие тона преобладают на этой картине?

Муза живописи нарисовала портрет богатырей, а может ли музыка показать образы этих героев?

Ответы детей: это были богатыри.

Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами;

Л - проявление эмоциональной отзывчивости;

Л - проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра.

П - сформировать представление о жизни и творчестве

4. Организация слушательской деятельности

(10 минут)

Русский композитор Александр Порфирьевич Бородин сочинил Симфонию №2, которая называется «Богатырская».

- Как вы думаете, о чем должна рассказать музыка в этой симфонии?

- Какие образы она должна нам показать?

Сегодня мы знакомимся с новым музыкальным термином. Это симфония. Симфония – (стройное звучание, стройность) произведение для оркестра.

- Для какого оркестра написано это произведение?

- Какие оркестры вам известны?

Слушая фрагмент Симфонии №2, постарайтесь определить, почему композитор назвал симфонию «Богатырской»?

Еще раз послушаем этот фрагмент и проанализируем его:

1. Какой характер музыки?

2. В каком темпе звучит музыка?  Изменяется ли он на протяжении развития произведения?

3. Представьте, что же происходит с богатырями в этом симфоническом отрывке?

На слайде изображён Император Петр I – умный, волевой, решительный, талантливый, не жалевший своих сил во имя заветной цели, был строг не только к себе, но и к другим. Энергичный, целеустремленный, жадный до новых знаний, царь Петр великий при своей противоречивости, вошел в историю императором, сумевшим кардинально изменить облик России. В память великому царю построены многочисленные памятники в Петербурге. Возвращаясь с победой во главе

 русской армии, Великого Петра встречал хор, исполняя специальные песни. Это были хвалебные канты, в которых прославлялся Император, русская армия и великая Россия. - Если бы вы были композиторами эпохи Петра, какие канты по характеру вы бы сочинили? В каком темпе они должны исполняться? Какое настроение было бы у этих сочинений?

Сейчас мы послушаем один из исторических петровских кантов «Радуйся, Росско земле!» неизвестного автора. Сравните характер его звучания с теми версиями о характере музыки, которые вы предположили.

Правильно ли мы определили и отразили характер музыки эпохи Петра?

Суворов Александр Васильевич – кавалер всех российских орденов и многих иностранных. За всю свою карьеру он не знал поражения, дал более 60 сражений, окончившиеся победой. Главной целью военных действий Суворов считал уничтожение армии противника в открытых полевых сражениях, а основным средством – наступательный бой. Решающим фактором победы для него всегда оставался человек, солдат. Александр Васильевич любил своих солдат и дорожил буквально каждой жизнью. Во времена Суворова у солдат особую любовь сыскали солдатские песни.

Ответы детей: образы богатырей.

Ответы детей: произведение написано для симфонического оркестра; оркестры бывают: народные, духовые, эстрадные.

Ответы детей: потому что музыка звучит твёрдо и мужественно.

Дети отвечают на вопросы.

Дети отвечают на вопросы.

А. П. Бородин: «Симфония №2».

 

Исторический кант: «Радуйся, Росско земле!».

Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами;

Л - проявление эмоциональной отзывчивости;

Л - личностное отношение при восприятии музыки.

5. Организация исполнительской деятельности

(10 минут)

 

Ребята, скажите, вы дружные дети? Вам весело живётся? Тогда давайте друг другу улыбнёмся. Сегодня на уроке мы будем разучивать весёлую песню скаутов. Как вы думаете, кто же такие скауты? Скаутское движение – это всемирное юношеское движение, воспитание молодых людей через познание природы, различные игры. Именно эту весёлую песню пели скауты.

ВХР

Вокально-хоровые трудности

Методы и приемы

Замыкание согласных: «живётся», «улыбнёмся».

Дирижерский жест, собственный показ.

Допевание гласных:

«если», «весело».

Чёткое снятие рукой.

Удержание мелодии на одном звуке.

Графический показ.

Ответы детей.

Песня скаутов: «Если весело живётся».

Л - Корректировать собственное исполнение;

К - Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве.

6. Рефлексия деятельности

(5 минут)

Подведём итоги нашего урока:

- О чём мы говорили на сегодняшнем уроке?

- Как мы называем первых защитников Руси?

- Может ли музыка показать нам образы богатырей?

- С какими произведениями мы сегодня познакомились?

Спасибо за урок! До свидания!

Дети отвечают на вопросы.

Л – проявление эмоциональной отзывчивости;

Л – личностное отношение при восприятии музыки

Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами;



Предварительный просмотр:

Колесник Алла, 40 гр.

КОНСПЕКТ УРОКА

                                                                                               

                                               

                                                         

Тема урока: «Музыкальные портреты».

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.

Образовательная цель: показать, как своими средствами выразительности музыка рисует портреты сказочных персонажей и людей.

Метапредметные: активно участвовать в обсуждении музыкального искусства, его роли в жизни человека; освоение начальных форм познавательной  и личностной рефлексии, позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

Предметные: учить определять тему урока, ставить перед собой задачи; проявление интереса к новому содержанию занятия;

выполнять задания творческого и поискового характера; познакомить учащихся с произведениями русских композиторов - С. С. Прокофьева «Болтунья» и П. И. Чайковского «Баба-Яга»; сделать анализ прослушанных произведений.

Личностные: чувствовать связь различных видов искусства: живописи, музыки, поэзии; в исполнении музыкальных произведений выражать свои собственные эмоции и своё отношение к произведению.

Оборудование: компьютер, фортепиано, проектор, доска, видеоклипы музыкальных произведений, раздаточный материал.

Музыкальный материал: С. С. Прокофьев: «Болтунья», П. И. Чайковский: «Баба-Яга», Я. Дубравин: «Добрый день».

 Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Музыкальный материал

УУД

1. Организационный момент (2 минуты)

         

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алла Ивановна и я буду проводить у вас урок музыки. Сейчас мы с вами по-музыкальному поздороваемся. «Здравствуйте, учитель. Здравствуйте».

Дети заходят в класс и садятся на места, приветствуют.

Музыкальное приветствие.

Л - Проявление эмоциональной отзывчивости

2. Актуализация знаний.

 

(5 минут)

 

 

Сегодня на уроке у нас будут происходить различные чудеса. А поможет нам в этом - Музыка. Мы с вами знаем, что музыка обладает волшебным свойством. Она может рассказать нам о нашей жизни, может передать любое настроение человека, его чувства, переживания. Музыка может нарисовать картину природы. И все это благодаря музыкальному языку.

Л - Проявление эмоциональной отзывчивости;

К -  уметь вступать в речевое общение в группах, аргументировано вести диалог;

? -наблюдение за музыкой в жизни человека

3. «Открытие нового знания»

(8 минут)

Я приготовила для вас загадку.

Отгадайте её, и подумайте над тем, как будет называться тема нашего урока.

Музыкант, независимо от века,

Изображает на картине человека,

Эту картину музыкальной назовём, сомнений нет,

А по-другому скажем, что это..(Музыкальный портрет).

Верно, тема нашего урока: «Музыкальные портреты». А может ли музыка выразить черты человеческого характера, нарисовать его портрет, как это может сделать художник? Вот об этом и будем сегодня размышлять.

Дети отвечают на вопросы.

Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами;

Л - проявление эмоциональной отзывчивости;

Л - проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра.

П - сформировать представление о жизни и творчестве

4. Организация слушательской деятельности

(10 минут)

 Сейчас мы с вами послушаем, как музыкальными красками нарисовал портрет русский композитор П. И. Чайковский. Внимательно послушайте и подумайте, как выглядит человек, которого изобразил композитор? Вы послушали произведение. Как вы думаете, к нам пришел обычный человек или сказочный персонаж? Как он выглядит? Что он может делать под эту музыку? Какой характер у этого незнакомца? Ребята, я помогу вам. Послушайте и отгадайте загадку, вы сразу поймёте, какой персонаж изобразил композитор в своей музыке.

В глухом лесу в своей избушке

Совсем одна живет старушка.

Метлой она не пол метёт,

Метла - старушкин самолёт. (Баба-Яга)

Верно, произведение называется «Баба-Яга». Сейчас вы ещё раз послушаете это произведение. Постарайтесь услышать характер музыкального персонажа. Кто внимательно слушал, и может ответить мне, какой характер у этого произведения? Верно, музыка звучит стремительно, решительно, с акцентами. Сказочный персонаж злой, недовольный и сердитый.

Ребята, сейчас небольшая физ. минутка.

Следующий музыкальный портрет нам нарисовал русский композитор С. С. Прокофьев. Будущий композитор с ранних лет не только играл, как и все дети, но и много занимался. В этот период и проявился его исключительный музыкальный дар. В пять с половиной лет Сергей сочинил первую небольшую пьесу. И с тех пор он с музыкой не расставался. Через четыре года мальчик легко играл пьесы Моцарта и простые сонаты Бетховена. В 12 лет С. С. Прокофьев уже написал две оперы и много песенок. Сейчас мы с вами послушаем одно из самых известных произведений. Это весёлая детская песенка-скороговорка «Болтунья», вдохновлённая стихами Агнии Барто. Внимательно послушайте и подумайте, как музыка изобразила характер девочки-болтуньи. Кто мне скажет, какой характер был у девочки-болтуньи в музыке С. Прокофьева? Она очень любила болтать, но при этом успевала хорошо учиться. Посещала все кружки в школе, была в классе старостой. Музыка быстрая, пение скороговоркой, но не всегда. Иногда пение становилось спокойнее и размереннее.

Дети предполагают, отвечают на вопросы.

П. И. Чайковский: «Баба-Яга».

С. С. Прокофьев: «Болтунья».

Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами;

Л - проявление эмоциональной отзывчивости;

Л - личностное отношение при восприятии музыки.

5. Организация исполнительской деятельности

(10 минут)

 

Сегодня мы послушали, как композиторы с помощью своей музыки рисуют портреты людей и сказочных персонажей.  Музыка может передать, как мы уже знаем и время суток. Кто помнит, какие произведения мы слушали? И сегодня я предлагаю вам начать разучивать песню. Вы её послушайте и подумайте, как бы вы её назвали? О каком времени суток идёт речь? Верно, песня называется: «Добрый день».

ВХР

Вокально-хоровые трудности

Методы и приемы

Замыкание согласных: «пшеница», «птицы».

Дирижерский жест, собственный показ.

Допевание гласных:

«рано», «океана».

Чёткое снятие рукой.

Удержание мелодии на одном звуке.

Графический показ.

Ответы детей: песня называется «Добрый день».

Я. Дубравин: «Добрый день».

Л - Корректировать собственное исполнение;

К - Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве.

6. Рефлексия деятельности

(5 минут)

Ребята, может ли музыка передать различные черты характера человека, нарисовать его музыкальный портрет?

Песни могут нарисовать музыкальный портрет героев?  

Какой музыкальный портрет героя вам больше всего понравился?

Молодцы, вы очень хорошо работали на уроке.

Дети отвечают на вопросы.

Л – проявление эмоциональной отзывчивости;

Л – личностное отношение при восприятии музыки

Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2 класс. Конспекты уроков музыки

По программе Е. Д. Критской....

3 класс. Конспекты уроков музыки

По программе Е. Д. Критской....

4 класс. Конспекты уроков музыки

По программе Е. Д. Критской....

6 класс. Конспекты уроков музыки

По программе Е. Д. Критской....

7 класс. Конспекты уроков музыки

По программе Е. Д. Критской....

5 класс. Конспекты уроков музыки

По программе Е. Д. Критской....

2 класс Конспект урока Музыки по теме " Музыка в народном стиле"

Класс: 2Тип урока: открытие нового знанияТема урока: Музыка в народном стиле. Цель: Содержательная: Познакомиться с народной музыкой Деятельностная: формировать умения выявлять жанровые особеннос...