2 класс. Конспекты уроков музыки
план-конспект урока по музыке по теме

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Колесник Алла, 40 гр.

КОНСПЕКТ УРОКА

                                                                                             

                                                   

                                                             

Тема урока: «Волшебная палочка дирижёра».

Тип урока: Комбинированный.

Образовательная цель: формирование целостного представления у школьников о театре оперы и балета, о его возможностях, средствах, способах, формах в процессе свободного творческого развития ребёнка в рамках урока.

Метапредметные: развивать навыки музыкального восприятия путём сравнительного анализа; развитие коммуникативных умений; развитие умения планировать, оценивать свои действия; формирование образного и ассоциативного мышления.

Предметные: познакомить детей с оперными театрами мира; закрепить понятия: опера, балет; уметь узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; проводить сравнительный анализ музыки.

Личностные: проживание художественного образа; освоение художественного наследия; формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Оборудование: компьютер, фортепиано, проектор, доска, видеоклипы музыкальных произведений, раздаточный материал.

Музыкальный материал: П. И. Чайковский: «Марш деревянных солдатиков», Ж. Бизе: «Марш Тореадора», М. И. Глинка: «Марш Черномора», В. Я. Шаинский: «Песенка про папу».

 Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Музыкальный материал

УУД

1. Организационный момент (2 минуты)

         

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алла Ивановна и я буду проводить у вас урок музыки. Сейчас мы с вами по-музыкальному поздороваемся. «Здравствуйте, учитель. Здравствуйте».

Дети заходят в класс и садятся на места, приветствуют.

Музыкальное приветствие.

Л - Проявление эмоциональной отзывчивости

2. Актуализация знаний.

 

(5 минут)

 

 

 Сегодня мы с вами отправимся в волшебное путешествие, а именно – в музыкальный театр. Что такое музыкальный театр? Вот в этот удивительный мир мы и отправимся сегодня. Что можно увидеть и услышать в музыкальном театре? Что такое опера?

Во многих больших городах России есть театры оперы и балета.

В Москве это известный во всём мире Большой театр. Этот театр был основан в 1826 году. Самые лучшие музыканты, певцы, танцоры, режиссёры, художники участвуют в постановке опер и балетов.

В Челябинске это Академический театр оперы и балета имени М. И. Глинки. Решение о строительстве театра оперы в Челябинске было принято 25 мая 1934 года. Открытие театра состоялось 29 сентября 1956 года. Первой постановкой стала опера «Князь Игорь». В день премьеры театру решением исполкома городского Совета депутатов трудящихся было присвоено имя М. И. Глинки.

В первую Оперную труппу театра входили певцы из разных театров страны и выпускники Московской, Ленинградской, Свердловской консерваторий.

В Санкт-Петербурге это Михайловский театр. Императорский Михайловский театр открылся в 1833 году по указу императора Николая I. Частыми посетителями представлений были А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, Л. Н. Толстой, П. И. Чайковский.

Ответы детей: это мир волшебства, мир удивительных историй.

Ответы детей: оперу, балет.

Ответы детей: опера-это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют.

Л - Проявление эмоциональной отзывчивости;

К -  уметь вступать в речевое общение в группах, аргументировано вести диалог;

? -наблюдение за музыкой в жизни человека

3. «Открытие нового знания»

(8 минут)

Посмотрите на эту фотографию, кто на ней изображён? А что такое оркестр?

А как вы думаете, эти исполнители сидят, кто где захочет, или есть определенный порядок? Верно. Это сделано для того, чтобы исполнители одной группы инструментов хорошо слышали своих соседей и играли одновременно. Взгляните, какой большой оркестр, как много разных инструментов. Интересно, как им удается играть так согласованно? Как вы думаете, есть ли в оркестре главный музыкант?

Обратите внимание, у этого музыканта нет в руках инструмента, он держит палочку.

Взмахнет волшебной палочкой,

И музыка звучит,

Палочка застынет,

И весь оркестр молчит.

Палочка подскажет,

Кому пора вступать,

Палочка укажет,

Как  музыке звучать.

Палочка волшебная оркестром управляет,

А как назвать волшебника, кто, ребята, знает?

Правильно, во главе оркестра стоит дирижёр.

При помощи дирижерской палочки он объединяет всех исполнителей в единое целое. Дирижер должен всех видеть, всех слышать, показывать музыкантам время вступления и следить за качеством исполнения. Дирижер стоит перед оркестром на возвышении – кафедре, на которой находится  партитура. В партитуре расписаны все партии инструментов оркестра, дирижер помогает музыкантам и певцам выступать согласовано. Без этой согласованности невозможно добиться желаемого эффекта.

Как вы думаете, о чем будем говорить на уроке, как бы вы его назвали?

Запишите тему урока: «Волшебная палочка дирижёра».

Ответы детей: оркестр.

Ответы детей: оркестр – это коллектив музыкантов,  играющих   на различных инструментах.

Ответы детей: есть порядок, одинаковые инструменты находятся рядом.

Ответы детей: есть, он стоит перед оркестром, отдельно.

Дети: дирижёр.

Ответы детей: волшебная палочка.

Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами;

Л - проявление эмоциональной отзывчивости;

Л - проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра.

П - сформировать представление о жизни и творчестве

4. Организация слушательской деятельности

(10 минут)

А теперь мы с вами отправляемся в зрительный зал, где начинается волшебство.

Сейчас прозвучит фрагмент произведения П. И. Чайковского из балета «Щелкунчик», и называется он «Марш деревянных солдатиков». Кто исполняет эту музыку? Какие музыкальные инструменты вы услышали? Эта музыка напоминает вам марш? Верно, под эту музыку хочется маршировать и слышен чёткий ровный ритм.

Мы знаем, что балет строится только на танцах, а как же звучит марш в балете? Как его исполняют?

Мы с вами прослушали фрагмент из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского – «Марш». А сейчас я вас попрошу послушать ещё один музыкальный фрагмент, и сравнить его с предыдущим. «Марш Тореадора» Ж. Бизе из оперы «Кармен». Похожа ли музыка этого фрагмента на предыдущий? А чем отличается, как вы думаете? В каком музыкальном спектакле звучит эта музыка? А слышны ли были музыкальные инструменты? Какие?

А сейчас я хочу представить вам ещё один музыкальный фрагмент из оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки – «Марш Черномора». Попрошу вас всех встать и представить себя в роли дирижёра, управляющего целым симфоническим оркестром. Какими жестами вы показали музыку? Почему ваши жесты были разными?

Молодцы. Именно сама музыка подсказывает дирижёру, какими жестами её нужно озвучить.

Ответы детей: музыкальные инструменты.

Ответы детей: в балете марш звучит танцевально, его танцуют.

Ответы детей: нет, музыка отличается.

Ответы детей: в опере.

Дети: звучал симфонический оркестр.

Дети: потому что музыка была разной.

П. И. Чайковский: «Марш деревянных солдатиков».

Ж. Бизе: «Марш Тореадора».

 

М. И. Глинка: «Марш Черномора».

Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами;

Л - проявление эмоциональной отзывчивости;

Л - личностное отношение при восприятии музыки.

5. Организация исполнительской деятельности

(10 минут)

 

Ребята, волшебная палочка подсказывает нам, что приближается праздник: 23 февраля. И поэтому сегодня на уроке мы с вами познакомимся с «Песенкой про папу» и будем разучивать её. Автор песни Владимир Шаинский - советский и российский композитор, пианист, скрипач, актёр. Известен как автор множества популярных песен и песен для детей, в том числе и музыки для мультфильмов про Чебурашку и Крокодила Гену.

ВХР

Вокально-хоровые трудности

Методы и приемы

Замыкание согласных: «спорить», «рубить».

Дирижерский жест, собственный показ.

Допевание гласных:

«вместе», «песни».

Чёткое снятие рукой.

Удержание мелодии на одном звуке.

Графический показ.

В. Я. Шаинский: «Песенка про папу».

Л - Корректировать собственное исполнение;

К - Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве.

6. Рефлексия деятельности

(5 минут)

Подведём итоги нашего урока:

- О чём рассказала нам волшебная палочка дирижёра?

- С какими музыкальными театрами мы сегодня познакомились?

- С какими произведениями мы познакомились?

- Музыкальные фрагменты звучали одинаково?

Спасибо за урок!

Л – проявление эмоциональной отзывчивости;

Л – личностное отношение при восприятии музыки

Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами;



Предварительный просмотр:

Колесник Алла, 40 гр.

КОНСПЕКТ УРОКА

                                                                                             

                                                 

                                                             

Тема урока: Опера «Волк и семеро козлят».

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.

Образовательная цель: познакомить детей с музыкальными произведениями оперы Мариана Коваля, созданных на основе сказочных сюжетов.

Метапредметные: развивать навыки музыкального восприятия путём сравнительного анализа; развитие коммуникативных умений; развитие умения планировать, оценивать свои действия; формирование образного и ассоциативного мышления.

Предметные: научить детей слушать и понимать музыку оперы, получая при этом высокое эстетическое наслаждение; формирование умения выполнять ритмические движения под музыку.

Личностные: проживание художественного образа; освоение художественного наследия; формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Оборудование: компьютер, фортепиано, проектор, доска, видеоклипы музыкальных произведений, раздаточный материал.

Музыкальный материал: Фрагменты из оперы М. Коваля «Волк и семеро козлят» - темы: Всезнайки, Топтушки, Бодайки, Болтушки, Малыша, песенка мамы Козы, заключительный хор: «Семеро козлят».

 Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Музыкальный материал

УУД

1. Организационный момент (2 минуты)

         

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алла Ивановна и я буду проводить у вас урок музыки. Сейчас мы с вами по-музыкальному поздороваемся. «Здравствуйте, учитель. Здравствуйте».

Дети заходят в класс и садятся на места, приветствуют.

Музыкальное приветствие.

Л - Проявление эмоциональной отзывчивости

2. Актуализация знаний.

 

(5 минут)

 

 

Скажите, а вы любите сказки?

Какая ваша любимая сказка?

Как вы думаете, а взрослые тоже любят сказки?

Вы правы, взрослым тоже нравятся сказки, иначе они бы не рассказывали их на ночь своим детям.

Дети отвечают на вопросы.

Л - Проявление эмоциональной отзывчивости;

К -  уметь вступать в речевое общение в группах, аргументировано вести диалог;

? -наблюдение за музыкой в жизни человека

3. «Открытие нового знания»

(8 минут)

Посмотрите на портрет этого человека. Его имя – Мариан Коваль. Этот человек известный белорусский композитор, которому однажды очень понравилась одна русская сказка. По мотивам этой сказки он написал детскую оперу.

Ребята, а что же такое опера? Молодцы! А что же такое детская опера? Чем она примечательна?

Ребята, вам знакома сказка: «Волк и семеро козлят»? Давайте вспомним сюжет этой сказки.

Правильно, там говорится про то, что в избушке на лесной опушке жила-была Коза с козлятами. Коза каждый день уходила пастись в лес, а козлята оставались дома. Мама Коза наказывала своим детям: никому дверь не открывать, а то придёт серый Волк и утащит их в лес. Весело играли козлята дома, но однажды обхитрил их Волк притворился мамой-Козой, запел тонким голоском:

Козлятушки, ребятушки,

Отопритеся, отворитеся.

Ваша мать пришла,

Молока принесла.

Открыли козлята дверь, впустили Волка. Собрал он всех в мешок и унёс в тёмный лес. Только самый маленький козлёнок спрятался в печку и уцелел. Он и рассказал маме-Козе про волка. Тема нашего урока: «Волк и семеро козлят».

Ответы детей: опера – это музыкальный спектакль, где действующие лица поют; в детской опере поют дети.

Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами;

Л - проявление эмоциональной отзывчивости;

Л - проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра.

П - сформировать представление о жизни и творчестве

4. Организация слушательской деятельности

(10 минут)

 Так вот, ребята, именно Мариан Коваль написал детскую оперу «Волк и семеро козлят», сильно уж понравилась ему эта русская сказка. Сейчас мы познакомимся с некоторыми отрывками из этой оперы. Но в сказке не называются их имена. А вот в опере композитор каждому козлёночку дал своё имя. Имена у них очень смешные: Всезнайка, Топтушка, Бодайка, Болтушка, Мазилка, Дразнилка и самого маленького козлёнка звали Малыш. Они все очень весёлые.

Теперь мы послушаем  песенки каждого козлёнка. Обратите внимание на то, что все песенки весёлые, лёгкие, забавные, задорные. У козлят всегда хорошее настроение, и они не привыкли унывать.

Первый фрагмент, который мы сейчас послушаем – это Песенка Всезнайки.

Этот козлёнок всегда всё знает, поэтому его так и зовут - Всезнайка. Вот и своей песенке он сообщает, что знает, где дома спрятана банка с вкусным вареньем:

А я знаю, за лежанкой -

Прячет мать с вареньем банку.

А спустя некоторое время этот козлёнок продолжает петь свою песенку с такими словами:

Пусть танцуют, пусть играют,

В сладком толк Всезнайка знает.

Песенка Топтушки.

Козлёнок по имени Топтушка во время игры козлят скачет верхом на венике. Вот какие слова в его песенке:

Я на венике верхом

Объезжаю всё кругом.

Ты беги, Мазилка, вслед,

Ну, догонишь или нет?

Песенка Бодайки.

Третий козлёнок - Бодайка. Его песенка самая простая, она состоит из одного слова: "Забодаю, забодаю!"

Песенка Болтушки.

Запоминайте слова песенки козлёнка по имени Болтушка:

Вот Всезнайка и Топтушка

Говорят, что я Болтушка,

Говорят, что много вру,

А я правду говорю.

Песенка Малыша.

У самого младшего козлёнка по имени Малыш - самая грозная и решительная песенка. Потому что все козлята играют в военный парад, а Малыш назначен в нём командиром. Вот какие слова в его песенке:

Стойте, друзья,

Командиром стал я

По команде сдвойте ряд

Начинаем наш парад.

После этой песенки идёт большой инструментальный отрывок, во время которого козлята маршируют. Вот и мы сейчас вместе с малышом исполним его песенку, а потом встанем и промаршируем под звуки военного марша.

Мы познакомились с песенками козлят, теперь настала пора познакомиться с мамой Козой. Мы послушаем песенку, которую она поёт своим козлятам, когда укладывала их спать. А как называются песни, которые поются детям перед сном?

Правильно колыбельные. И, наверное, ещё не слыша этой песенки, вы можете угадать, какой у неё будет характер? Какими бывают колыбельные песни и как их исполняют?

Верно, вот такую же песенку-колыбельную написал для мамы Козы в своей опере композитор М. Коваль. Мама Коза укачивает деток спать и каждого из них называет по имени:

Спи, дочурочка, Болтушка,

Спи, забавник, Топтушка,

Не бодайся мой Бодайка,

Баю-баюшки, Всезнайка,

Перестань шалить Дразнилка,

Не мешай уснуть Мазилке,

Крепко спи меньшой Малышка,

Тише, детки, тише, тише.

Ответы детей: колыбельная.

Ответы детей: тихими, ласковыми, негромкими, неторопливыми, спокойными.

 

«Песенка Всезнайки».

«Песенка Топтушки».

Песенка «Бодайки».

Песенка «Болтушки».

Песенка «Малыша».

«Колыбельная мамы Козы».

Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами;

Л - проявление эмоциональной отзывчивости;

Л - личностное отношение при восприятии музыки.

5. Организация исполнительской деятельности

(10 минут)

 

Мы с вами прослушали все песенки козлят, осталось прослушать и разучить их общий заключительный хор: «Семеро козлят».

ВХР

Вокально-хоровые трудности

Методы и приемы

Замыкание согласных: «козлят», «шумят».

Дирижерский жест, собственный показ.

Допевание гласных:

«братцы», «бодаться».

Чёткое снятие рукой.

Удержание мелодии на одном звуке.

Графический показ.

М. Коваль: «Семеро козлят».

Л - Корректировать собственное исполнение;

К - Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве.

6. Рефлексия деятельности

(5 минут)

Подведём итоги нашего урока:

- Как звучала тема нашего урока?

- Что такое опера?

- Кто запомнил композитора, который сочинил эту оперу?

- Кто запомнил имена козлят?

- Какие виды искусства объединены в опере?

Спасибо за урок!

Ответы детей: музыка, драматическое действие, изобразительное искусство, танцы.

Л – проявление эмоциональной отзывчивости;

Л – личностное отношение при восприятии музыки

Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами;



Предварительный просмотр:

Колесник Алла, 40 гр.

КОНСПЕКТ УРОКА

                                                                                               

                                               

                                                           

Тема урока: Опера «Руслан и Людмила».

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.      

Образовательная цель: сформировать представление об особенностях построения оперного спектакля  через знакомство с оперой М. И. Глинки «Руслан и Людмила» - шедевром  русского оперного искусства.

Метапредметные: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия и исполнения музыки; формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов оперы; овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.

Предметные: продолжение знакомства с жанром оперы, отдельными сценами и с певческими голосами; постижение триединства деятельности композитора, исполнителя, слушателя; выявить взаимосвязь музыки - слова - изобразительного искусства в опере.

Личностные: формирование целостного взгляда на мир, отношения к Добру и Злу; формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; развитие образно-ассоциативного мышления детей на основе активного, прочувствованного восприятия музыки.

Оборудование: компьютер, фортепиано, проектор, доска, видеоклипы музыкальных произведений, раздаточный материал.

Музыкальный материал: М. И. Глинка: «Увертюра», М. И. Глинка: «Ария Руслана», М. И. Глинка: «Каватина Людмилы», М. И. Глинка: «Первая песня Баяна», В. Я. Шаинский: «Песенка про папу».

 Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Музыкальный материал

УУД

1. Организационный момент (2 минуты)

         

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алла Ивановна и я буду проводить у вас урок музыки. Сейчас мы с вами встанем и по-музыкальному поздороваемся. «Здравствуйте, учитель. Здравствуйте».

Дети заходят в класс и садятся на места, приветствуют.

Музыкальное приветствие.

Л - Проявление эмоциональной отзывчивости

2. Актуализация знаний.

 

(5 минут)

 

 

 Ребята, сегодня наш урок будет необычным.  Давайте мы с вами представим, что находимся  в театре.

Ребята, кто из вас был в театре?

А в музыкальном театре?

Как вы думаете, что можно посмотреть и послушать в детском музыкальном театре?

Что больше всего вам нравится смотреть и слушать?

Конечно, раз музыкальный театр детский, то очень часто основу музыкальных произведений составляет сказка или сказочный сюжет.

Скажите, пожалуйста, а кто является героями сказок? Приведите примеры.

Сказочными героями могут быть гномы, волшебники, феи, колдуны, богатыри и животные.

Ответы детей: в музыкальном театре можно посмотреть и послушать оперу, балет, спектакль.

Ответы детей: сказка.

Л - Проявление эмоциональной отзывчивости;

К -  уметь вступать в речевое общение в группах, аргументировано вести диалог;

? -наблюдение за музыкой в жизни человека

3. «Открытие нового знания»

(8 минут)

Какое сказочное литературное произведение начинается этими поэтическими строками? Послушайте.

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей..

Молодцы. Поэма - сказка  «Руслан и Людмила» была с восторгом прочитана русским композитором М. И. Глинкой. Он написал по сюжету поэмы А. С. Пушкина оперу, которая так и называется «Руслан и Людмила».

Как будет звучать тема нашего урока?

Верно! Запишите тему урока в тетрадь. Опера «Руслан и Людмила».

Ребята, а о чём опера «Руслан и Людмила»?

Опера начинается со сцены свадебного пира:

Киевский князь Светозар выдаёт свою дочь Людмилу замуж за храброго витязя Руслана. Вдруг веселье прерывается, раздаются сильные удары грома, наступает полная темнота. Гости в страхе замирают на месте. Когда вновь становится светло, все с ужасом видят, что Людмила исчезла. Это волшебник Черномор похитил её и унёс в свой заколдованный замок.

Ответы детей: поэма  А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».

Ответы детей: опера «Руслан и Людмила».

Дети отвечают на вопросы.

Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами;

Л - проявление эмоциональной отзывчивости;

Л - проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра.

П - сформировать представление о жизни и творчестве

4. Организация слушательской деятельности

(10 минут)

 А сейчас мы с вами закроем глаза и представим себя в зрительном зале. Вот погас свет. Дирижер вышел к оркестру. Взмах дирижерской палочкой – и в затихший зрительный зал полились звуки музыки. Это зазвучала увертюра. Так начинается опера.

А что же такое увертюра?

Сейчас мы с вами послушаем фрагмент увертюры «Руслан и Людмила» русского композитора М. И. Глинки. Каков характер произведения? Что вы представляли себе, слушая увертюру к опере «Руслан и Людмила»?

Открывает первое действие оперы «Первая песня Баяна»

Кто такой Баян? (рассказчик)

Посмотрите видеофрагмент и постарайтесь выбрать правильный вариант ответа. Внимание на слайд.

1. Исполнитель? (хор, солист)

2. Голос? (мужской голос, женский голос)

3. Инструмент? (арфа, фортепиано, флейта, симфонический оркестр)

4. Характер исполнения? (празднично, энергично, радостно, насмешливо, сказочно, напевно)

Как она будет звучать?  Как вы представляете героя?

Кто мне может сказать, что такое опера? Да, опера – это музыкальный спектакль, который состоит из нескольких частей с перерывом. А как называется этот перерыв в театре? Правильно, антракт. Возникла опера боле 400 лет тому назад в Италии. В переводе с итальянского слово «опера» означает буквально труд, сочинение, дело. В создании оперы принимают участие очень много людей. Это писатели, музыканты, художники, оперные артисты (певцы). А есть еще оперные писатели, оперные поэты. Они пишут, т.е. пересочиняют пьесы, романы, сказки специально для пения. И это все умещается в маленькой книжечке – либретто. В переводе с итальянского либретто -  это буквально маленькая «книжечка». Это краткое изложение содержания пьесы, оперы.

Сейчас мы с вами мысленно снова окажемся в зрительном зале. Представим себе: вот герой вышел на сцену и поет один. В это время на сцене ничего занимательного не происходит, действие как бы останавливается. Все слушают музыку. Музыку, которая рассказывает о сокровенных чувствах и мыслях героя, раскрывает нам его внутренний мир. Такая сольная песня называется ария, и сейчас мы с вами послушаем арию Руслана из оперы «Руслан и Людмила». Какая музыка по характеру? Каким вы представили себе Руслана?

А сейчас мы с вами  послушаем Каватину Людмилы. Слово «каватина» для нас новое. Каватина — это небольшая лирическая оперная ария. Это небольшая и несложная песенная форма в небыстром темпе в духе арии с одной нежной темой. Какое настроение у этого произведения? Какой вы представили себе Людмилу? Давайте мы с вами сравним эти два музыкальных фрагмента. Как композитор показывает музыкой отважного Руслана и изящную, любящую Людмилу?

Каватина Людмилы отражает различные настроения шаловливо-грациозной девушки, но способной и на большое искреннее чувство. Через музыкальные интонации, темы, краски можно передать характер человека, сюжетную линию произведения, торжество светлых сил жизни.

А сейчас я хочу представить вам ещё один музыкальный фрагмент из оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки – «Марш Черномора». Попрошу вас всех встать и представить себя в роли дирижёра, управляющего целым симфоническим оркестром. Какими жестами вы показали музыку? Почему ваши жесты были разными?

Молодцы. Именно сама музыка подсказывает дирижёру, какими жестами её нужно озвучить.

М. И.. Глинка: Увертюра «Руслан и Людмила».

М. И. Глинка: «Первая песня Баяна».

М. И. Глинка: «Ария Руслана».

М. И. Глинка: «Каватина Людмилы».

М. И. Глинка: «Марш Черномора».

Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами;

Л - проявление эмоциональной отзывчивости;

Л - личностное отношение при восприятии музыки.

5. Организация исполнительской деятельности

(10 минут)

 

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с «Песенкой про папу» и будем разучивать её. Автор песни Владимир Шаинский - советский и российский композитор, пианист, скрипач, актёр. Известен как автор множества популярных песен и песен для детей, в том числе и музыки для мультфильмов про Чебурашку и Крокодила Гену.

ВХР

Вокально-хоровые трудности

Методы и приемы

Замыкание согласных: «спорить», «рубить».

Дирижерский жест, собственный показ.

Допевание гласных:

«вместе», «песни».

Чёткое снятие рукой.

Удержание мелодии на одном звуке.

Графический показ.

В. Я. Шаинский: «Песенка про папу».

Л - Корректировать собственное исполнение;

К - Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве.

6. Рефлексия деятельности

(5 минут)

Подведём итоги нашего урока:

- Вам понравилось наше путешествие в музыкальный и сказочный мир?

- С какими произведениями мы с вами познакомились на уроке?

- Кто сочинил поэму «Руслан и Людмила»?

- Кто сочинил оперу «Руслан и Людмила»?

Спасибо за урок!

Дети отвечают на вопросы.

Л – проявление эмоциональной отзывчивости;

Л – личностное отношение при восприятии музыки

Р - Научатся выбирать действия поставленным задач.



Предварительный просмотр:

Колесник Алла, 40 гр.

КОНСПЕКТ УРОКА

                                                                                             

                                                   

                                                             

Тема урока: Симфоническая сказка «Петя и волк».

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.

Образовательная цель: познакомить детей с симфонической сказкой С. С. Прокофьева: «Петя и волк».

Метапредметные: развивать навыки музыкального восприятия путём сравнительного анализа; развитие коммуникативных умений; развитие умения планировать, оценивать свои действия; формирование образного и ассоциативного мышления.

Предметные: научить детей слушать и понимать музыку, получая при этом высокое эстетическое наслаждение; формирование умения выполнять ритмические движения под музыку.

Личностные: проживание художественного образа; освоение художественного наследия; формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Оборудование: компьютер, фортепиано, проектор, доска, видеоклипы музыкальных произведений, раздаточный материал.

Музыкальный материал: Видеофрагменты симфонический сказки С. С. Прокофьева: «Петя и волк», Т. Г. Залужная: «У друзей нет выходных».

 Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Музыкальный материал

УУД

1. Организационный момент (2 минуты)

         

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алла Ивановна и я буду проводить у вас урок музыки. Сейчас мы с вами по-музыкальному поздороваемся. «Здравствуйте, учитель. Здравствуйте».

дети заходят в класс и садятся на места, приветствуют.

Музыкальное приветствие.

Л - Проявление эмоциональной отзывчивости

2. Актуализация знаний.

 

(5 минут)

 

 

 Сегодня мы с вами окунемся в мир сказки. Но не простой, а симфонической, музыкальной. Как вы думаете, почему сказка называется «симфоническая»?

Ее играет симфонический оркестр. Симфоническая от слова симфония. Это музыкальное произведение для симфонического оркестра. Композитор, создавая сказку, хотел помочь детям «войти» в мир симфонической музыки. Многим (даже взрослым людям) симфоническая музыка кажется сложной и непонятной. С.С. Прокофьев был первым, кто решил познакомить ребят с инструментами симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.

дети отвечают на вопросы.

Л - Проявление эмоциональной отзывчивости;

К -  уметь вступать в речевое общение в группах, аргументировано вести диалог;

? -наблюдение за музыкой в жизни человека

3. «Открытие нового знания»

(8 минут)

Посмотрите, ребята, сколько различных инструментов собрано в симфоническом оркестре. Здесь есть и струнные, и духовые, и ударные, и клавишные инструменты. Их очень много. Но сегодня мы познакомимся только с некоторыми из них, с теми, которые участвуют в нашей сказке. У каждого героя сказки есть своя музыкальная тема и свой инструмент с определенным «голосом», т.е. тембром.

А называется эта сказка «Петя и волк». С. С. Прокофьев сочинил эту сказку в 1936 году всего лишь за 4 дня! Что же необычного в этой сказке, чем же она стала знаменита на весь мир?

В отличие от оперы, где артисты поют свою тему, в симфонической сказке С. Прокофьева темы героев исполняют инструменты симфонического оркестра. Сюжет сказки рассказывает рассказчик, а музыкальные характеристики играют разные музыкальные инструменты.

Давайте скорей познакомимся с героями сказки и их музыкальными темами.

Обратите внимание на то, что у каждого персонажа есть свой музыкальный инструмент. И это не случайно. Композитор заставил «говорить» героев сказки языком музыкальных инструментов. Каждый из инструментов имеет свой неповторимый голос – тембр, как говорят музыканты. Поэтому мы никогда не спутаем голос скрипки и пианино, голос гитары и баяна и т. д.

Какие же инструменты выбрал композитор для музыкальных тем своих красочных персонажей? Для ответа на этот вопрос мы рассмотрим иллюстрации, познакомимся с персонажами, и послушаем темы главных героев.

Сейчас мы прослушаем симфоническую сказку « Петя и волк »Слушайте внимательно, после прослушивания вам необходимо ответить на вопрос: какие темы подобрал композитор каждому герою? Давайте остановимся на каждой теме поподробнее.

учащиеся рассматривают на экране из чего состоит «симфонический оркестр». Слушают информацию о возникновении симфонической сказки.

знакомятся с героями сказки и их музыкальными темами.

рассматривают каждого персонажа и его музыкальный инструмент.

Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами;

Л - проявление эмоциональной отзывчивости;

Л - проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра.

П - сформировать представление о жизни и творчестве

4. Организация слушательской деятельности

(10 минут)

Слушаем тему Пети. Какой характер у Пети? Что изображает музыка? Какие инструменты исполняют тему Пети?

А знаете ли вы как играть на скрипке, виолончели, контрабасе?

 Покажите движениями рук, как на них играют. Кто хочет побывать в роли Пети? (вам необходимо с помощью движений передать настроение Пети)

Петя – главный герой сказки. Его музыкальная тема напоминает и песню, и танец, и марш. И это неслучайно. Ведь Петя – мальчик, такой же, как все дети, играет, веселится, танцует и поёт. Тему Пети исполняют струнные смычковые инструменты: скрипка, альт и виолончель.

Петя приехал отдыхать на каникулы к Дедушке. (На экране – Дедушка).

Послушайте тему Дедушки у С.С. Прокофьева, определите характер.

Какой же характер у дедушки?

В оркестре очень забавно может ворчать фагот. Фагот-инструмент, исполняющий тему Дедушки (густой, низкий). Кто хотел бы побывать в роли дедушки, передать его походку, настроение?

Дедушка недоволен поведением своего внука. Он обеспокоен, что Петя ушел за калитку и не закрыл ее за собой.

Как вы думаете, кого изображает эта музыкальная тема? Слушание темы птички.

Изобразите, как музыканты играют на инструменте, исполняющем тему Птички.

Птичка. Мелодия звучала быстро. Можно было представить, как она летает, порхает, машет крылышками.

Звучит тема кошки. Кому из героев сказки принадлежит эта тема? Почему вы решили, что это кошка? Какой у нее характер? Тему Кошки исполнял инструмент кларнет.

Кто желает показать жестами, как движется это персонаж?

Мелодия звучала осторожно, тихо. В музыке слышны были шаги кошки, как будто она крадется. Характер у кошки мягкий, хитренький, острожный.

Слушание темы уточки.

Кого из героев сказки изображает эта мелодия? Инструмент, исполняющий тему уточки, называется гобой.

 Покажите движениями рук, как на играют на этом муз. инструменте.

Уточка. Мелодия неторопливая, плавная; уточка идет неуклюже, переваливается с лапки на лапку, крякает.

Кому из героев нашей сказки принадлежит эта музыкальная тема?

Какой характер у этого героя? Изобразите, как музыканты играют на инструменте, исполняющем тему Волка.

Ребята, а про кого из героев этой сказки, мы забыли упомянуть?

Слушают тему охотников (выстрелы охотников изображают ударные инструменты: литавры и большой барабан).

Изобразите, как музыканты играют на инструменте, исполняющем тему охотников.

Вот такие удивительные инструменты играют роли в этой симфонической сказке.

Ребята пока мы разбирались с героями нашей сказки у нас перепутались муз. инструменты.

Ваша задача определить к какому герою принадлежит какой инструмент.

слушают отрывок из симфонической сказки.

определяют какой инструмент принадлежит какому герою.

С. С. Прокофьев: «Тема Пети».

С. С. Прокофьев: «Тема дедушки».

С. С. Прокофьев: «Тема птички».

С. С. Прокофьев: «Тема кошки».

С. С. Прокофьев: «Тема уточки».

С. С. Прокофьев: «Тема волка».

С. С. Прокофьев: «Тема охотников».

Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами;

Л - проявление эмоциональной отзывчивости;

Л - личностное отношение при восприятии музыки.

5. Организация исполнительской деятельности

(10 минут)

 

Ребята, вы дружные дети? Я предлагаю вам спеть песню про друзей. А называется она: «У друзей нет выходных».

ВХР

Вокально-хоровые трудности

Методы и приемы

Замыкание согласных: «суббота», «работа».

Дирижерский жест, собственный показ.

Допевание гласных:

«ошибку», «улыбку».

Чёткое снятие рукой.

Удержание мелодии на одном звуке.

Графический показ.

Т. Г. Залужная: «У друзей нет выходных».

Л - Корректировать собственное исполнение;

К - Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве.

6. Рефлексия деятельности

(5 минут)

Подведём итоги нашего урока:

- Ребята, вам понравилось наше музыкальное путешествие в сказку «Петя и волк»?

- А как вы считаете, если бы сказку я вам просто прочитала, рассказала сюжет словами, она бы была такая яркая, красочная, волшебная?

- Совершенно верно. Сегодня мы еще раз с вами убедились в волшебной силе музыки, которая помогает нам более ярко и красочно знакомиться со многими интересными вещами. Я предлагаю вам дружить с музыкой и пронести эту музыку через всю свою жизнь, и она вам подарит еще много незабываемых встреч с прекрасным!

Спасибо за урок!

Дети отвечают на вопросы.

Л – проявление эмоциональной отзывчивости;

Л – личностное отношение при восприятии музыки

Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Конспекты уроков музыки

По программе Е. Д. Критской....

3 класс. Конспекты уроков музыки

По программе Е. Д. Критской....

4 класс. Конспекты уроков музыки

По программе Е. Д. Критской....

6 класс. Конспекты уроков музыки

По программе Е. Д. Критской....

7 класс. Конспекты уроков музыки

По программе Е. Д. Критской....

5 класс. Конспекты уроков музыки

По программе Е. Д. Критской....

2 класс Конспект урока Музыки по теме " Музыка в народном стиле"

Класс: 2Тип урока: открытие нового знанияТема урока: Музыка в народном стиле. Цель: Содержательная: Познакомиться с народной музыкой Деятельностная: формировать умения выявлять жанровые особеннос...