Разработка урока по музыке для 4 класса по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной, на тему: "Троица. Народные праздники"
методическая разработка по музыке (4 класс) по теме

Спильник Наталья Николаевна

 

 

Тема: «Троица.Народные праздники.»

Программа по музыке для 4 класса авторов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.

Класс: 4

Тип урока: усвоение новых знаний.

Цели урока:

Предметные:

- Способствовать формированию знаний и представлений у обучающихся по теме урока «Троица. Народные праздники».

- Способствовать развитию интереса к музыкальному искусству, к духовной музыке, к русским народным песням

По формированию УУД:

Регулятивные УУД: содействовать принятию и сохранению учебной задачи; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие; развитию самоконтроля при прослушивании музыкальных произведений.

Познавательные УУД:  способствовать формированию умения усваивать музыкальные термины, оценивать  значение творчества народной и духовно музыки.

Коммуникативные УУД: содействовать развитию коммуникативно-речевых действий, конструктивных способов взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками); понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; содействовать позитивному диалогу между обучающимися (тактичности).

Личностные: способствовать формированию любви к народной и духовной музыке; способствовать бережному отношению к истории своего народа; содействовать формированию умения анализа собственной деятельности.

Оборудование: Презентация, Мр3 медиа: , каточки с заданиями, смайлики для рефлексии, презентация и музыка для физминутки, аудиозапись «Во поле березка стояла».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_muzyka_na_28.docx26.45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Этапурока

Время

Содержание

Формирование УУД

Методы и приемы

действия учителя

действия учеников

I. Организационный

1 мин

Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, садятся.

Регулятивные УУД – волевая саморегуляция

III.  Постановка цели

5 мин

(фоном звучит музыка) 

Светлейший праздник соберет народ,
В молитве прославляющий святое.
И летний дождь им тихо подпоет
И радуга объединит дугою...

И вновь поверит сердце в чудеса,
А колокольный звон очистит душу.
В День Троицы открыты небеса!
Крещенным этот день, как воздух, нужен.

 Сегодня, ребята, я хочу познакомить вас с еще одним великим русским православным праздником — праздником Святой Троицы . А какие русские православные праздники вы уже знаете?

Ранним утром, когда природа молода и свежа, отмечается светлый, счастливый праздник – ТРОИЦА. Раньше на Руси празднование Троицы в народе называли Зелёными Святками, зелёной неделей, цветочной Пасхой. Почему? На этот вопрос нам предстоит ответить позже.

Открывают тетради, записывают число, тему урока

Рождество,Пасха,Крещение,

Познавательные УУД – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Регулятивные УУД – целеполагание

Беседа

Иллюстрация

Фронтальный опрос

IV. Открытие новых знаний

6 мин

Троицкий храм , г. Касимов

Слайд 3

Нынче Божья Великая Троица,

Каждый дом посетила с утра,

Ах, сегодня по миру, как звонятся,

Переливчаты колокола.

Разливается праздник божественный,

Дух Святой побеждает неверие, 

Ах, сегодня величием торжественно,

Совершается в храмах моление.

А вы знаете, ребята, что такое Троица? Это старинный русский праздник земли, воды и леса. Троица – это  их день рождения, а  в Троицу земля, вода и лес – именинники.

Приходится этот большой праздник на воскресенье. Повсюду: на улице, в усадьбах и домах – ставили берёзки, раскладывали цветы на столах, на полу, на подоконниках. Прихожане шли в церковь с букетами. Считалось, что освящённые цветы и веточки приобретают целебные свойства. Из них готовили отвары, их добавляли в корм скоту.

  В этот день происходит поминание, почитание предков и прославление расцветающей природы. Символом этого расцвета в России была молодая березка. Ветками березы украшали дома снаружи и  внутри, полы засыпали душистой травой. Не зря береза стала центром праздника  почитания цветущей растительности  и плодородия. Наши предки знали цену этому замечательному дереву. На березе раньше, чем на других деревьях, появляются первые нежные листочки. У нас в России это дерево самое красивое и самое любимое. С древних времен березу почитали деревом счастья, любви к нежности.

 ***

Березка белый сарафан надела.

Кудри завила, косы заплела.

До чего же хороша, словно девица-душа!

А теперь, детки, угадайте загадку:

Одно дерево четыре угодья дает:

темной ночью — свет;

старому — здоровье;

разбитому — связь;

и, как некопаный колодец, поит всех.

- Ребята, давайте,  мы с вами вспомним о том, что вы уже знаете о березке.

 -Березовым веником можно париться в бане.

-Топить печь звонкими березовыми дровами.

-Старые люди делали из бересты лукошки, туеса, корзины.

-Связывают берестой разбитые горшки.

- Отпаивали больных березовым соком.

-Березовые почки очень полезны.

-Они помогают лечить многие болезни.

Какие вы молодцы!

А сейчас, давайте послушаем народную песню о березе.

Ребята, а какие песни про березу вы еще знаете?

Давайте подумаем,кто же мог быть автором этих песен.Конечно,их автором был сам народ.А как называются такие песни?

Народная песня - это музыкальное произведение, автор которого не известен, как правило, автор - это сам народ. Народные песни передаются из поколения в поколение. Содержание и характер народной песни определялись историческими условиями и бытом простых людей.

Так как Троица-это один из главных церковных праздников, то как же отмечается Троица в церкви?

Как вы думаете как называется такая музыка?

Такая музыка называется духовной.

Духовная музыка-Музыкальные произведения, связанные с текстами религиозного характера, предназначенные для исполнения во время церковной службы или в быту. Под духовной музыкой в узком смысле подразумевают церковную музыку христиан; в широком смысле духовная музыка не исчерпывается сопровождением богослужения и не ограничивается христианством. Тексты сочинений духовной музыки могут быть как написан по определенным законам , так и свободными, написанными на основе или под влиянием священных книг.

Ребята, люди на праздник Троицы ходили в церковь с цветами и пахучими травами в руках.  В церкви люди могли видеть икону «Троица», созданную иконописцем Андреем Рублевым. Давайте прочитаем икону как книгу: слева направо.

Слева– Бог Отец.

Посередине – Бог Сын Иисус Христос

Справа– Бог дух Святой

В старину на Троицу прекращались войны и наступал мир и лад. И сегодня на Троицу принято мириться, забывать обиды и говорить друг другу дружелюбные слова.

И благодарить Мать-природу за то, что она кормит и поит, и врачует нас.

И радует несказанной красотой

Слушание Ангельской песни Пресвятой Троице.

Ребята как вы думаете как называется такая музыка?

Такая музыка называется духовной.

Как вы думаете почему?

Музыкальные произведения, связанные с текстами религиозного характера, предназначенные для исполнения во время церковной службы или в быту. Под духовной музыкой в узком смысле подразумевают церковную музыку христиан; в широком смысле духовная музыка не исчерпывается сопровождением богослужения и не ограничивается христианством. Тексты сочинений духовной музыки могут быть как каноническими, так и свободными, написанными на основе или под влиянием священных книг.

Слушают рассказ учителя

Смотрят изображение на слайде

Слушают рассказ учителя

Отвечают на вопросы учителя

Высказывают свое мнение

(Дети вспоминают стихи, пословицы, целебные свойства березы)

Ответы детей:

Слушают народную песню: «Во поле береза стояла»

Ответы детей

Отвечают на вопросы учителя

Записывают определение в тетрадь

Отвечают на вопросы учителя

Анализируют икону

Отвечают на вопросы учителя

Высказывают свою точку зрения

Коммуникативные УУД – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос

Личностные УУД- формирование желания выполнять учебные действия; формирование интереса к себе и окружающему миру.

Познавательные УУД – способность и умение учащихся производить простые логические действия – анализ; поиск и выделение необходимой информации

Рассказ

Беседа

Слушание народной песни и духовной музыки

Анализ народной песни, и духовной музыки

Упражнение

V. Применение новых знаний

9 мин

 Ребята, а сейчас мы с вами выполним небольшое интересное задание.

У вас на партах лежат карточки, на которых написаны определения и вам необходимо их соединить с верным ответом.

Давайте обратим внимание на слайд и посмотрим, правильно ли выполнили задание.

Поднимите руку те, у кого получилось точно так же.

Слушают правила выполнения работы

Работают над карточкой

Личностные УУД – использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий

Познавательные УУД – структурирование знаний

Коммуникативные УУД – формирование умения работать в парах

Регулятивные УУД – контроль и оценка знаний

Беседа

Выполнение практической работы

Опрос

Проверка

VI. Рефлексия

3 мин

- И так, ребята, о чем же мы с вами говорили сегодня на уроке?

Что же такое Троица?

Что такое народная песня?

Что такое духовая музыка?

В чем различия между духовной музыкой и народными песнями?

- Торжественный, гордый, важный, величественный, хвастливый

- С помощью мелодии, темпа, динамики, инструментов

- Пожертвовал своей жизнью ради Родины, перед смертью думал не о себе, а о том, как закончится война

Оценивают урок, свою работу на уроке с помощью смайликов.

Регулятивные УУД – оценка

Познавательные УУД – способность и умение учащихся производить простые логические действия – анализ; структурирование знаний

Опрос

Самоконтроль

VII.  Домашнее задание

 1 мин

- Давайте запишем домашнее заданием. Оно у вас будет творческим. Я предлагаю вам каждому на выбор, сделать кроссворд, создать презентацию.

Спасибо вам хочу сказать я за урок.

Записывают домашнее задание

Запись домашнего задания

Тема: «Троица.Народные праздники.»

Программа по музыке для 4 класса авторов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.

Класс: 4

Тип урока: усвоение новых знаний.

Цели урока:

Предметные:

- Способствовать формированию знаний и представлений у обучающихся по теме урока «Троица. Народные праздники».

- Способствовать развитию интереса к музыкальному искусству, к духовной музыке, к русским народным песням

По формированию УУД:

Регулятивные УУД: содействовать принятию и сохранению учебной задачи; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие; развитию самоконтроля при прослушивании музыкальных произведений.

Познавательные УУД:  способствовать формированию умения усваивать музыкальные термины, оценивать  значение творчества народной и духовно музыки.

Коммуникативные УУД: содействовать развитию коммуникативно-речевых действий, конструктивных способов взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками); понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; содействовать позитивному диалогу между обучающимися (тактичности).

Личностные: способствовать формированию любви к народной и духовной музыке; способствовать бережному отношению к истории своего народа; содействовать формированию умения анализа собственной деятельности.

Оборудование: Презентация, Мр3 медиа: , каточки с заданиями, смайлики для рефлексии, презентация и музыка для физминутки, аудиозапись «Во поле березка стояла».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тематическое планирование по музыке 1 класс по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагина

тематическое планирование по музыке,постановка целей,задач,учебный материал...

тематическое планирование по музыке 1 класс по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагина

тематическое планирование по музыке,постановка целей,задач,учебный материал...

тематическое планирование по музыке 1 класс по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагина

тематическое планирование по музыке,постановка целей,задач,учебный материал...

Рабочая программа по музыке 1 класс. По программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина

Рабочая  учебная программа по  музыке для  1-го  класса разработана и    составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго покол...

Рабочая программа по музыке 2 класс. По программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина

Рабочая  учебная программа по  музыке для  2-го  класса разработана и    составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго покол...

Рабочая программа по музыке 3 класс. По программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина

Рабочая программа была разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образо...

Рабочая программа по музыке 4 класс. По программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина

Данная программа «Музыка» для 4 класса разработана на основе примерной авторской программы  «Музыка. 1-4 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. Москва. «Просвещение» 2010г., рекомен...