Технологическая карта и конспект урока по музыке во 2 классе " Танцы, танцы, танцы"
методическая разработка по музыке (3 класс) на тему

Федорова Юлия Владимировна

Технологическая карта и конспект урока по музыке во 2 классе " Танцы, танцы, танцы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_otkrytogo_uroka_i_konspekt.docx53.61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта  урока

Ф.И.О. учителя: Фёдорова Юлия Владимировна

ГБОУ школа № 5, Центральный  район

Предмет: музыка

УМК: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Класс:2

Тип урока: комбинированный  

Образовательные технологии, методы, приемы: метод наблюдения за музыкой, метод сравнения, объяснительно-иллюстративный метод.

Оборудование: видеопроектор, экран, ПК, фортепиано.

Методическое обеспечение, ресурсы: презентация, аудиофайлы, видеофайлы.

Организация пространства: организованное пространство для работы.

Тема года

(тема раздела)

День, полный событий

Тема урока

Танцы, танцы, танцы…

Цель

Цель урока для учащихся

Педагогическая цель урока

Осмысление  танцевальных  жанров и их особенностей  посредством восприятия музыки из «Детского альбома» П. И. Чайковского и их роли в жизни человека.  

Создание условий для   осмысления   и  восприятия учащимися танцевальных жанров на примере музыки из « Детского альбома» П. И. Чайковского     через выявление их особенностей и понимания их роли в жизни человека.

Задачи

Задачи урока для учащихся

Педагогические задачи урока

1.Закрепить  понятия о музыкальных жанрах.

2. Прослушать музыкальные произведения.

3.Охарактеризовать их, выявить сходные и различные черты в музыке.

4.Принять участие в исполнении музыкальных произведений.

5.Сделать вывод о сходстве и различии танцевальных жанров и  роли танцевальной музыки в жизни человека.

  • Воспитательные: содействовать формированию
  • исполнительской и слушательской культуры личности
  •  реализации творческого потенциала в процессе коллективного исполнения музыкальных произведений
  • Развивающие: способствовать развитию
  • интеллектуальной культуры
  • коммуникативной культуры
  • рефлексивной культуры

Образовательные: сформировать у учащихся

  • представления о танцевальных жанрах
  • представления об их сходстве и различии  
  • понятие о ритме, как  об одном  из основных средств музыкальной выразительности
  • навык осознанного слушания и анализа музыкальных произведений
  • навык осознанного исполнения песни в соответствии с её характером и содержанием

Планируемые результаты

Личностные:

  • формирование интереса к звучащим на уроке музыкальным произведениям
  • приобретение умения связывать музыку с жизнью человека
  • реализация   творческого потенциала в процессе коллективного исполнения музыкальных произведений
  • овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками.

Метапредметные:

познавательные УУД – получение опыта формулирования темы урока и задач на основе того, что уже известно и на основе того, что еще предстоит узнать; умение актуализировать знания, проводить сравнительный анализ, делать выводы, а также освоение способов решения проблем творческого характера в процессе восприятия  и исполнения музыкального произведения. 

коммуникативные УУД-  выражение своих мыслей, умение слушать и слышать собеседника, сотрудничество при выполнении  совместных заданий.

регулятивные УУД-постановка учебных задач, сличение полученного результата с проделанной работой,  формирование музыкально-осознанного отношения к собственной музыкально- творческой деятельности.

Предметные: (понятия, термины, предметные компетенции)

  •  уметь определять  основные жанры музыки (песня, танец, марш)
  •  уметь определять танцевальные  жанры, их сходстве и различие
  • освоить понятие ритм, как одно из основных средств музыкальной выразительности
  • участвовать в формировании  чувства ритма в процессе музыкально-ритмической деятельности  
  • уметь осознанно слушать и анализировать музыкальные произведения
  • уметь осознанно исполнять изученную песню в соответствии с её характером и содержанием

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность ученика,

задания для учащихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

  1. Самоопределение к деятельности.

 Учащиеся входят в класс под музыку. Звучит фрагмент из произведения М. Мусоргского «Прогулка».

Музыкальное приветствие!

Настраиваются на урок.

Поют вместе с учителем.

Личностные:

формирование

внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к уроку.

  1. Актуализация знаний.

Организация деятельности учащихся, направленная на   актуализацию знаний на примере фрагментов произведений М. П. Мусоргского

«Прогулка» и С .С. Прокофьева «Прогулка».

- Под какую музыку вошли в класс?

  • Кто её сочинил?
  • Как она называется?
  • Как мы называем человека, сочиняющего музыку?
  • Каких русских композиторов мы с Вами знаем?
  • Кого нам изобразил Мусоргский в этой музыке?
  • Какая она?
  • На что похожа?
  • Какой инструмент исполняет музыку?
  • Какие разновидности этого инструмента мы знаем?
  • Что такое форте? пиано?
  • Это струнный  инструмент или  клавишный?
  • Давайте вспомним, какие три основные музыкальные жанры мы знаем?
  • На прошлом уроке мы говорили о том, что в музыка бывает  песенная, маршевая и танцевальная
  • Какой музыкальный жанр напоминает эта музыка? ( марш )

А сейчас прозвучит фрагмент ёщё одного музыкального произведения, которое мы слушали на прошлом уроке. Звучит произведение С. Прокофьева «Прогулка».

  • Как называется музыка?Кто её сочинил?
  • Чем она отличается от прогулки Мусоргского?
  • Кто гуляет у Прокофьева?
  • К какому музыкальному жанру близка эта музыка?( к танцу)

Слушают, сравнивают два произведения, определяют солирующий инструмент, отвечают на поставленные вопросы, используя знания, полученные на предыдущих уроках с учётом

темы раздела « День, полный событий».  

 

Знание произведений, прослушанных на прошлом уроке,

-умение определять основные музыкальны

жанры, солирующий инструмент, знание  русских композиторов.

Личностные:

умение распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки;

развитие умения

узнавать звучание музыкальных инструментов.

 Познавательные:

умение актуализировать знания.

Коммуникативные:

умение выслушивать мнения товарищей и высказывать собственные суждения.

  1. Постановка учебной задачи.

Подведение учащихся к определению темы урока     и постановке задач.

-Совершенно верно, это музыка близка к  танцевальной, и тема нашего сегодняшнего урока  будет связана с …танцами.

-Как вы думаете, что нам надо сделать, чтобы познакомиться с танцами? 

Определяют тему  урока, формулируют задачи с помощью  учителя, осмысливают и принимают их, как руководство к действию.

Познавательные:

получение опыта

формулирования темы  и задач урока.

Регулятивные:

принятие учебных задач, как последовательности

 действий для достижения цели.

  1. «Открытие» уча-

щимися новых знаний.

Подведение учащихся  к  открытию новых знаний с помощью:

  • наводящих вопросов
  • слушания музыкальных произведений и их анализа
  • сообщения новой информации
  • пластического интонирования
  • совместного исполнения музыкальных произведений

Итак, сегодня тема нашего урока «Танцы, танцы, танцы…»  

-Как вы думаете, почему название написано три раза?

-Какие танцы вы знаете?

-Где можно услышать танцевальную музыку, увидеть исполнение танца?

-Вы любите танцевать ?

-Когда человек танцует? Для чего человеку танцы?

 ( чтобы выразить свои эмоции, передать настроение)

Хорошо! Сегодня мы отправляемся в путешествие в волшебную страну танцев. А поведёт нас туда великий русский композитор П. И. Чайковский вместе со своим «Детским альбомом».

-Какие произведения из «Детского альбома» мы уже слушали в этом году?

-Для кого Чайковский написал этот  альбом?

-О чём он?

-Вы готовы начать путешествие  в страну танцев?

Тогда нам нужно сказать:

 Раз-два, раз-два-три,

Ты за мною повтори!

А научишься считать

Будем вместе танцевать!

Звучит «Полька» из «Детского альбома»

П. И. Чайковского в исполнении М. Плетнёва.

  • Какая музыка по характеру?
  • Какой инструмент ее исполнял?
  • Какие движения можно под неё делать?
  • Меняется ли музыка?(звучит в разных регистрах)
  • Какие бывают регистры?
  • В каком темпе звучала музыка?
  • Кто-нибудь знает, как называется этот танец?  
  • Посмотрите на картинку, сколько людей танцует польку?

Польку танцуют парами. Это весёлый танец чешского народа, который танцуют парами и в сёлах, и в деревнях и на балах. Для польки характерны подскоки, маленькие прыжки, озорной, игривый характер.

-Как вы думаете, все танцы танцуют одинаково?

- Почему люди по-разному танцуют танцы?

( разный характер, темп, разный ритм)

Ритм для танца очень важен, от него зависит, какой это будет танец.

Ритм-это чередование длинных и коротких звуков. Благодаря ритму можно отличить танец от марша, один танец от другого и т д.

Это пульс, основа всего музыкального движения. Его можно прохлопать.

-Сколько ноток изображено на картинке?

Ритм польки – два счёта. Сейчас мы попробуем исполнить польку вместе.

Сначала давайте похлопаем (раз, два)

-Что мы сейчас прохлопали? (ритм)

А теперь под музыку.(хлопаем).

-Молодцы!

-Мы с вами говорили о том, что музыка меняется, она звучит в низком регистре и мы с Вами во время этого тихонько потопаем ножками.(топают)

-Молодцы!

-Музыка так и продолжает звучать в низком регистре или меняется? (Звучит, как в начале)

- Сколько в музыке частей?

Сейчас я буду дирижёром, а вы небольшим оркестром. Попробуем исполнить польку Мы попробуем исполнить её и показать, как она меняется.

1 часть хлопаем, вторую- топаем, третью – и хлопаем и топаем( или с бубнами)

-Молодцы!

-Как называется танец, который сейчас исполнили?

-На какой счет исполняли?( на два)

- Молодцы!

Ну что ж, продолжим путешествие по нашей музыкальной стране…

Демонстрируется видеофрагмент «Вальс» из рисованного мультфильма «Детский альбом» (режиссёр и автор сценария И.Ковалевская).  

  • Понравился мультфильм?
  • Какая была музыка по характеру?
  • В каком темпе звучала музыка?
  • Один инструмент исполнял эту музыку?

Её исполнял симфонический оркестр. Чайковский сочинил детский альбом для ф-но, но эта музыка очень популярна, нравится людям и поэтому композиторы перекладывают её для других инструментов или даже для целого оркестра.

-Похожа ли она на польку?

-Как называется этот танец?  

Это вальс. Вальс - бальный танец, который тоже танцуют парами. Он возник в 18 веке в Австрии, Чехии и Германии и стал образцом для создания других бальных танцев.

-Сколько ноток изображено на картинке?

На картинке изображены три нотки. Ритм вальса – три счёта.  (прохлопать)

-Какие движения хочется делать под эту музыку?

-Давайте их исполним

-Под какой танец мы исполняли движения? (под вальс)

  Музыкально-ритмическая минутка.

Учащиеся исполняют движения под марш (маршируют на месте),

- под какой музыкальный жанр мы двигались сейчас?( марш)б

 Учащиеся исполняют движения под польку (подпрыгивают на месте),

- под какой музыкальный жанр мы двигались сейчас?( танец),

- на какой танец похожа музыка?(  на польку)

Учащиеся исполняют движения под вальс

( плавные движения руками).

- под какой музыкальный жанр мы двигались сейчас?( танец),

- на какой танец похожа музыка?(  на вальс)

 А сейчас давайте проверим, слышите ли вы, в каком регистре звучит музыка?

 Игра “Угадай регистр”.

Молодцы- тихонечко садимся на место.

Итак, путешествие в страну танца продолжается…

Звучит видеофрагмент «Камаринская» из  рисованного мультфильма «Детский альбом» (режиссёр и автор сценария И.Ковалевская).

  • Какая была музыка?
  • Похожа она на польку или на вальс?

Это русская народная пляска «Камаринская». Она родилась на русской земле. 

  • Как вы думаете, где её танцуют?
  • На балах?
  • Во дворцах?

Её танцуют в деревнях, сёлах, на весёлых русских праздниках.

  • Какие русские народные инструменты вы здесь слышали?

-Сколько ноток здесь видим?

-Они такие же, как в вальсе?

Здесь другой ритм.

Одна длинная и две короткие( учитель медленно  напевает мелодию пляски)

- Ритм какого танца мы пытались сейчас прохлопать?( камаринской).

--Как вы думаете, а может быть песня танцевальной?

Сейчас мы распоёмся и исполним песню, которую начали  разучивать на прошлом уроке.

 Распевка на музыкальном материале: «Динь-динь», «Спите, куклы», «Загудел паровоз».

 Звучит вступление к песне «Если нравится тебе, то сделай так».

-Какие танцевальные движения хочется делать под эту песню?

Давайте исполним её. Учащиеся исполняют песню с хлопками и притопами.

 

Пытаются вспомнить об имеющихся знаниях по теме урока.

-слушают и анализируют

« Польку» из  «Детского альбома» П.И. Чайковского,

-получают новую информацию о ритме, как об одном из основных  средств  музыкальной выразительности,

-участвуют в совместном исполнении(музыкально-ритмической деятельности),

- смотрят видеофрагмент

« Вальс» из рисованного мультфильма « Детский альбом»,

- анализируют музыку, сравнивают с предыдущим произведением,

-с помощью пластического интонирования показывают, какие движения хочется исполнить под эту музыку  

-с помощью музыкально-ритмических движений и игры «Угадай регистр» закрепляют полученные знания.

- смотрят видеофрагмент

 « Камаринская»» из рисованного мультфильма

 «Детский альбом»

- анализируют музыку, сравнивают с предыдущими произведениями,

-пытаются прохлопать ритм плясовой,

-исполняют распевки и японскую народную песню « Если нравится тебе, то сделай так» с движениями,

-приходят к мысли о связи песни и танца

-в процессе урока и  совместного исполнения музыкальных произведений  приходят к мысли о  значении танца в жизни человека.

Умение воспринимать музыку и анализировать на доступном уровне;

-умение участвовать в элементарном музицировании,

-умение участвовать в хоровом исполнении.

Личностные:

формирование интереса к музыке, формирование исполнительских навыков.

Познавательные:

умение актуализировать знания, воспринимать новые, инициативно сотрудничать   в процессе обмена информацией,

проводить сравнительный анализ,  делать выводы.

Коммуникативные:

участвовать  в коллективном обсуждении проблем урока, формировать навыки  речевых высказываний о музыке, взаимодействовать с учителем в процессе музыкально-творческой деятельности, участвовать  в хоровом исполнении музыкального произведения;

формировать музыкально-осознанное отношение к собственной музыкально- творческой деятельности.

Регулятивные:

проявление способности к саморегуляции в процессе  исполнения  исполнением музыкальных произведений.

  1. Первичное закрепление*

Подведение к  первичному закреплению знаний  с помощью фрагментов музыкальных произведений, звучавших  на уроке и стихотворного текста в качестве проверки.

-А сейчас давайте послушаем, что прозвучит?(звучат фрагменты изученных танцев в исполнении ф-но).

-Проверим, правильно ли мы узнали танец?

( чтение стихотворного фрагмента, соответствующего танцу). 

 Узнают названия музыкальных произведений, изученных на уроке и проверяют себя с помощью стихотворного текста.

Умение определять танцевальные жанры.

Познавательные:

воспринимают и определяют изученные музыкальные произведения.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой*

 

 

  1. Подведение итогов по теме урока

Подведение учащихся к выводу о сходстве и различии танцевальных жанров и их   роли в  жизни человека.

--    О чём мы сегодня говорили на уроке?

  • С какими тремя танцами   познакомились?
  • Какой композитор помог нам совершить путешествие в эту увлекательную страну?
  • Чем они отличаются друг от друга?( ритмом, темпом, настроением)
  • Что у них общего?( один музыкальный жанр)
  • Для чего нужны танцы? Когда люди танцуют?

Совершенно верно, в минуты радости и

 веселья, при этом отдыхают сами и доставлют

ют радость другим.

Делают вывод о сходстве и различии танцевальных жанров и их роли в  жизни человека.

Понимание  особенностей  танцевальных жанров и их роли в жизни человека.

Познавательные:

умение обобщать информацию и делать выводы  из результатов проделанной работы.

  1. Рефлексия

Подведение учащихся к их собственным достижениям на уроке.

-Что мы хотели узнать на сегодняшнем уроке?

Справились ли мы с задачей?

-Чему научились?

-Что-то было трудное, что не у всех получилось?( прохлопывание ритма)

-Какое  настроение у вас создалось сегодня на уроке?

  • Что вам понравилось   больше всего?
  •  Спасибо всем за активную работу. Учитель отмечает активность ребят, их интересные ответы.

Осмысливают собственные достижения на уроке с помощью предложенных фраз.

Регулятивные:

умение проводить объективную самооценку на доступном уровне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Повторение пройденного. Что узнали? Чему научились?» Технологическая карта и конспект урока математики в 4 классе в соответствии с требованиями ФГОС

Предмет: математикаТема урока: «Повторение пройденного. Что узнали? Чему научились?»Класс: 4Форма урока: «Новогоднее путешествие»Тип урока:  закрепление изученного материалаВид урока : комбиниров...

«Повторение пройденного. Что узнали? Чему научились?» Технологическая карта и конспект урока математики в 4 классе в соответствии с требованиями ФГОС

Предмет: математикаТема урока: «Повторение пройденного. Что узнали? Чему научились?»Класс: 4Форма урока: «Новогоднее путешествие»Тип урока:  закрепление изученного материалаВид урока : комбиниров...

Технологическая карта и конспект урока математики в 3 классе в соответствии с требованиями ФГОС. «Деление с остатком».

Технологическая  карта и конспект урока математики  в 3 классе  в соответствии с требованиями ФГОС...

Технологическая карта и конспект урока технологии в 4 классе, УМК «Школа России». Тема: изделие "Малахитовая шкатулка"

Технологическая карта и конспект урока технологии в 4 классе, УМК «Школа России». Тема: изделие "Малахитовая шкатулка"...

Конспект урока по музыке "Танцы,танцы, танцы..."

Конспект урока по музыке 2 класса...

Презентация по музыке на тему: "Танцы, танцы, танцы..."

В 1877 году Петр Ильич Чайковский приехал отдохнуть к своим родственникам Давыдовым в сельцо Вербовка, где его маленький племянник осваивал премудрости игры на фортепиано. Сидя на веранде за чаем, Пет...

Технологическая карта и конспект урока математики в 4 классе

Закрепление изученного материала  по теме: «Многозначные числа» Цели урока: применять  умения называть, записывать, сравнивать, упорядочивать многозначные числа  в...