Рабочая программа по музыке 3 класс ФГОС
рабочая программа по музыке (3 класс) на тему

Федотова Наталья Васильевна

В программе даны пояснительная записка, тематическое планирование, НРК

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon muzyka.zip29.05 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                       Пояснительная записка

      Статус документа

          Рабочая программа по музыке разработана  в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина  России, а также планируемыми результатами начального общего образования, с учётом возможностей  учебно-методической  системы «Школа России», примерной программы начального общего образования  по музыке с учетом  авторской программы по музыке:   Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагина, М.. 

      Рабочая программа разработана с учетом особенностей учащихся МБОУ «Тарбагатайская средняя общеобразовательная школа»

Структура документа

Рабочая программа включает в себя: пояснительную записку, календарное планирование, технологическую карту, планируемые результаты, список использованной литературы.

Изучение предмета  музыка в начальной школе  имеет цель: формирование фундамента музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры. Введение детей в многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих задач:

  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
  • воспитание  эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
  • развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, учебно – творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
  • овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки,  музыкально - пластическом движении и импровизации.

      В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности.

 Общая характеристика учебного предмета

       Курс нацелен на изучение   целостного  представления  о  мировом  музыкальном  искусстве,  постижения  произведений  золотого  фонда  русской  и  зарубежной  классики,  образцов  музыкального  фольклора, духовной  музыки,  современного  музыкального  творчества. Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности  эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.

          Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проведения и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно – временную природу музыки, ее жанрово – стилистические особенности. При этом, занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.

Постижение музыкального искусства учащимися  подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально - ритмические движения;  инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях; в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.

Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются:

групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок-экскурсия, уроки-концерты.

         В рабочей программе учтен национально-региональный компонент, который предусматривает знакомство учащихся с музыкальными традициями, песнями и музыкальными инструментами семейских.

                                   Место предмета  «Музыка» в учебном плане

      В соответствии с  Базисным учебным планом в 3 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю).

              Ценностные ориентиры содержания  учебного предмета

        «Музыка»

      Основной задачей предмета «Музыка» является формирование и развитие эстетических и духовно-нравственных качеств личности. Известно, что эстетическое означает «чувственное».

      Любое чувство  это результат, реакция человека на какие-либо события или явления жизни, его эмоциональная оценка, следствие сознательных и подсознательных мыслительных процессов человека. Следовательно, общаясь с искусством, нужно думать, оценивать, анализировать и обсуждать, не само чувство, а причины породившие его. В результате содержанием музыкального произведения окажутся не  только чувства, а  общечеловеческие ценности духовного порядка, выраженные в чувствах.

       Таким образом, ученик  познает  музыкальное произведение  как  воплощение морально-нравственных понятий, что ведет к глубокому осмыслению музыки и духовному росту ученика.

      Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».

 Личностные, метапредметные

 и предметные результаты освоения программы

по учебному предмету «Музыка»

Личностные результаты:

Личностные результаты освоения образовательной программы начального общего образования должны отражать готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества,  сформированность основ гражданской идентичности.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки русской православной церкви;

- целостный, социально - ориетированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной  жизни класса, школы, села и др.;

- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные результаты:

       К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими при изучении одного, нескольких или всех предметов универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях, т.е. учебные действия учащихся, проявляющиеся в познавательной и практической деятельности:

         - овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

         - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

         - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов;

         - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей;

         - приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации.

Предметные результаты:

       Предметные требования включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

         - формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно – нравственном развитии;

         - формирование общего представления о музыкальной картине мира;

         - формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

         - умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

         - умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной, классической и современной; понимать содержание, интонационно – образный смысл произведений разных жанров и стилей;

         - умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально – пластических композиций, исполнение вокально – хоровых произведений.

                                     Содержание учебного предмета

1. “Россия – Родина моя”- 3 ч.

2. “День, полный событий”-6 ч.

3. “О России петь – что стремиться в храм”-7 ч.

4. “Гори, гори ясно, чтобы не погасло!” -5 ч.

5. “В музыкальном театре”-4 ч.

6. “В концертном зале”-3 ч.

7. “Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье”-6 ч.

Раздел 1. «Россия — Родина моя»

Мелодия — душа музыки. Песенность музыки русских композиторов. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки.

Раздел 2. «День, полный событий»

Выразительность и изобразительность в музыке разных жанров и стилей. Портрет в музыке.

Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм»

Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье. Святые земли Русской.

Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

Жанр былины. Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов.

Раздел 5. «В музыкальном театре»

Музыкальные темы-характеристики главных героев. Контраст. Мюзикл как жанр легкой музыки. Особенности содержания музыкального языка, исполнения.

Раздел 6. «В концертном зале»

Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей.  Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы сюиты, симфонии. Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.

Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»

Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов.

Джаз — музыка XX века. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка — источник вдохновения и радости.


Календарно-тематическое планирование уроков музыки

Тема (раздел), количество часов

Планируемые результаты обучения

Решаемые проблемы,

цели деятельности учителя

Освоение предметных  знаний

Универсальные учебные действия

 1

   

 2

3

4

5

  6

 7

 8

 9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

     

     

     

 

     

       

    «День, полный событий» - 9 ч.

Какими бывают интонации?

( Музыкальные и речевые, грустные и весёлые.)

Какими бывают музыкальные интонации? (Мужественные, решительные, волевые.)

Какими бывают музыкальные интонации? (Светлые, спокойные, возвышенные, благородные.)

Какие бывают музыкальные интонации? (Убаюкивающие, тихие, нежные, неторопливые.)  

Выразительные и изобразительные интонации.

Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.

Образы природы.  Утро. Вечер.

 Детские образы. « В детской». Игры в игрушки. На прогулке.

Обобщающий урок .

 

«Россия – Родина моя» - 3 ч.

    Мелодия – душа музыки. Природа и музыка.   Звучащие картины.

Виват, Россия!  Наша слава – русская держава.

Опера «Иван Сусанин». Да будет во веки веков сильна.

«О России петь, что в храм стремиться» - 4 ч.

Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся.

Древнейшая песнь материнства. Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Игорь.

 Кирилл и Мефодий.

Обобщающий урок.

           

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло» - 3 ч.

Настрою гусли на старинный лад. Жанр былины. Былина о Садко и Морском царе.

Певцы русской старины: Баян и Садко.

Звучащие картины. Прощание с  Масленицей.

«В музыкальном театре» - 7 ч.

 Опера – былина «Садко». Океан – море синее.

Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы.

Опера «Руслан и Людмила». Я славил лирою преданья.

 Опера «Орфей и Эвридика».

Балет « Спящая красавица». Две феи.

В современных ритмах (мюзиклы).

Обобщающий урок.

«В концертном зале» - 3 ч.

Музыкальное состязание (концерт). Музыкальные инструменты . Звучащие картины.

 Странствия Севера песня родная.

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 5 ч.

Чудо – музыка. Острый ритм – джаза звуки.

Люблю я грусть твоих просторов (Г. Свиридов). Мир  С.Прокофьева.

Певцы родной природы (Э. Григ, П. Чайковский).

Прославим радость на земле (В. –А. Моцарт). Радость к солнцу нас зовёт (Л. Бетховен).

Обобщающий урок .

Интерес и любовь к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности.

Восприятие музыки и размышления о ней.

Формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры, знакомство с музыкальными произведениями.

Восприятие музыки и размышления о ней, пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения.

Восприятия музыки и размышления о ней, знакомство с музыкальными произведениями.

Воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности.

Формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры.

Знакомство с музыкальными произведениями. Формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры

Личностные:    

-ценностно-смысловая ориентация учащихся;

- знание моральных норм;

- умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;

- умение выделять нравственный аспект поведения.

Регулятивные:

- Целеполагание;

 - Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий; - Прогнозирование;

- Контроль;

 - Коррекция;

- Оценка;

- Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.

Познавательные:

 - поиск и выделение необходимой информации;

- выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности.

- анализ с целью выделения признаков;

-синтез– составление целого из частей;

-установление причинно-следственных связей;

-построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные:

-постановка вопросов;

-разрешение конфликтов;

-управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его действий;

умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации;

-владение монологической и диалогической формами речи.

- хоровое и ансамблевое пение;

- слушание музыки и размышление о ней;

- игра на детских музыкальных инструментах;

- музыкально-ритмические движения;

- импровизация;

-  инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера.

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки;

исполнения знакомых песен;

участия в коллективном пении;

передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами и др.

- передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении; исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;

исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося);

узнавать изученные музыкальные произведения;

определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш);

определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах).


Литература для учителя:

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

Музыка: учебник  для общеобразовательных  учреждений.  М.: Просвещение, 2012.

Хрестоматия и фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 3 класс. М.: Просвещение, 2012.

Музыка: программа. 1-4 классы для общеобразовательных учреждений/Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина –М.: Просвещение, 2007.

Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2008.

Литература для учащихся:

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

Музыка: учебник  для общеобразовательных  учреждений.  М.: Просвещение, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 1-4 классы ФГОС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ 1- 4 КЛАССОВ "ШКОЛА РОССИИ"  С УЧЁТОМ ФГОС 2 ПОКОЛЕНИЯ...

рабочая программа технология 2 класс ФГОС

Тематическое планирование по ФГОС 2 класс По программе "Начальная школа XXI века"...

Рабочие программы для 2 класса (ФГОС) УМК "Школа России"

Рабочие программы даны в соответствии с требованиями ФГОС. Также разработано КТП по всем предметам....

Рабочая программа педагога 1 класс ФГОС НОО ("Школа Росии")

Предлагаю вашему вниманию рабочую программу педагога 1 классначального общего образованияФГОС – 2  НОО, УМК «Школа России»...

Рабочая программа педагога 1 класс ФГОС НОО ("Школа Росии")

Календарно-тематическое планирование по русскому языку, литературному чтению...

рабочая программа ПНШ 3 класс ФГОС музыка

рабочая программа ПНШ  3 класс ФГОС музыка...

рабочая программа ПНШ 4 класс ФГОС музыка

рабочая программа ПНШ  4 класс ФГОС музыка...