Главные вкладки

    Рабочая программа по музыке (3 класс) на тему:
    Рабочая программа по музыке 3 класс ФГОС

    Федотова Наталья Васильевна

    В программе даны пояснительная записка, тематическое планирование, НРК

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon muzyka.zip29.05 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                           Пояснительная записка

          Статус документа

              Рабочая программа по музыке разработана  в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина  России, а также планируемыми результатами начального общего образования, с учётом возможностей  учебно-методической  системы «Школа России», примерной программы начального общего образования  по музыке с учетом  авторской программы по музыке:   Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагина, М.. 

          Рабочая программа разработана с учетом особенностей учащихся МБОУ «Тарбагатайская средняя общеобразовательная школа»

    Структура документа

    Рабочая программа включает в себя: пояснительную записку, календарное планирование, технологическую карту, планируемые результаты, список использованной литературы.

    Изучение предмета  музыка в начальной школе  имеет цель: формирование фундамента музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры. Введение детей в многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих задач:

    • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
    • воспитание  эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
    • развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, учебно – творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
    • овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки,  музыкально - пластическом движении и импровизации.

          В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности.

     Общая характеристика учебного предмета

           Курс нацелен на изучение   целостного  представления  о  мировом  музыкальном  искусстве,  постижения  произведений  золотого  фонда  русской  и  зарубежной  классики,  образцов  музыкального  фольклора, духовной  музыки,  современного  музыкального  творчества. Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности  эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.

              Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проведения и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно – временную природу музыки, ее жанрово – стилистические особенности. При этом, занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.

    Постижение музыкального искусства учащимися  подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально - ритмические движения;  инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях; в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.

    Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются:

    групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок-экскурсия, уроки-концерты.

             В рабочей программе учтен национально-региональный компонент, который предусматривает знакомство учащихся с музыкальными традициями, песнями и музыкальными инструментами семейских.

                                       Место предмета  «Музыка» в учебном плане

          В соответствии с  Базисным учебным планом в 3 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю).

                  Ценностные ориентиры содержания  учебного предмета

            «Музыка»

          Основной задачей предмета «Музыка» является формирование и развитие эстетических и духовно-нравственных качеств личности. Известно, что эстетическое означает «чувственное».

          Любое чувство  это результат, реакция человека на какие-либо события или явления жизни, его эмоциональная оценка, следствие сознательных и подсознательных мыслительных процессов человека. Следовательно, общаясь с искусством, нужно думать, оценивать, анализировать и обсуждать, не само чувство, а причины породившие его. В результате содержанием музыкального произведения окажутся не  только чувства, а  общечеловеческие ценности духовного порядка, выраженные в чувствах.

           Таким образом, ученик  познает  музыкальное произведение  как  воплощение морально-нравственных понятий, что ведет к глубокому осмыслению музыки и духовному росту ученика.

          Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».

     Личностные, метапредметные

     и предметные результаты освоения программы

    по учебному предмету «Музыка»

    Личностные результаты:

    Личностные результаты освоения образовательной программы начального общего образования должны отражать готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества,  сформированность основ гражданской идентичности.

    Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

    - чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки русской православной церкви;

    - целостный, социально - ориетированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

    - уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

    - развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

    - ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной  жизни класса, школы, села и др.;

    - формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

    Метапредметные результаты:

           К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими при изучении одного, нескольких или всех предметов универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях, т.е. учебные действия учащихся, проявляющиеся в познавательной и практической деятельности:

             - овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

             - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

             - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов;

             - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей;

             - приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации.

    Предметные результаты:

           Предметные требования включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

             - формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно – нравственном развитии;

             - формирование общего представления о музыкальной картине мира;

             - формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

             - умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

             - умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной, классической и современной; понимать содержание, интонационно – образный смысл произведений разных жанров и стилей;

             - умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально – пластических композиций, исполнение вокально – хоровых произведений.

                                         Содержание учебного предмета

    1. “Россия – Родина моя”- 3 ч.

    2. “День, полный событий”-6 ч.

    3. “О России петь – что стремиться в храм”-7 ч.

    4. “Гори, гори ясно, чтобы не погасло!” -5 ч.

    5. “В музыкальном театре”-4 ч.

    6. “В концертном зале”-3 ч.

    7. “Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье”-6 ч.

    Раздел 1. «Россия — Родина моя»

    Мелодия — душа музыки. Песенность музыки русских композиторов. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки.

    Раздел 2. «День, полный событий»

    Выразительность и изобразительность в музыке разных жанров и стилей. Портрет в музыке.

    Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм»

    Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье. Святые земли Русской.

    Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

    Жанр былины. Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов.

    Раздел 5. «В музыкальном театре»

    Музыкальные темы-характеристики главных героев. Контраст. Мюзикл как жанр легкой музыки. Особенности содержания музыкального языка, исполнения.

    Раздел 6. «В концертном зале»

    Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей.  Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы сюиты, симфонии. Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.

    Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»

    Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов.

    Джаз — музыка XX века. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка — источник вдохновения и радости.


    Календарно-тематическое планирование уроков музыки

    Тема (раздел), количество часов

    Планируемые результаты обучения

    Решаемые проблемы,

    цели деятельности учителя

    Освоение предметных  знаний

    Универсальные учебные действия

     1

       

     2

    3

    4

    5

      6

     7

     8

     9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    17

    18

    19

    20

    21

    22

    23

    24

    25

    26

    27

    28

    29

    30

    31

    32

    33

    34

         

         

         

     

         

           

        «День, полный событий» - 9 ч.

    Какими бывают интонации?

    ( Музыкальные и речевые, грустные и весёлые.)

    Какими бывают музыкальные интонации? (Мужественные, решительные, волевые.)

    Какими бывают музыкальные интонации? (Светлые, спокойные, возвышенные, благородные.)

    Какие бывают музыкальные интонации? (Убаюкивающие, тихие, нежные, неторопливые.)  

    Выразительные и изобразительные интонации.

    Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.

    Образы природы.  Утро. Вечер.

     Детские образы. « В детской». Игры в игрушки. На прогулке.

    Обобщающий урок .

     

    «Россия – Родина моя» - 3 ч.

        Мелодия – душа музыки. Природа и музыка.   Звучащие картины.

    Виват, Россия!  Наша слава – русская держава.

    Опера «Иван Сусанин». Да будет во веки веков сильна.

    «О России петь, что в храм стремиться» - 4 ч.

    Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся.

    Древнейшая песнь материнства. Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Игорь.

     Кирилл и Мефодий.

    Обобщающий урок.

               

    «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» - 3 ч.

    Настрою гусли на старинный лад. Жанр былины. Былина о Садко и Морском царе.

    Певцы русской старины: Баян и Садко.

    Звучащие картины. Прощание с  Масленицей.

    «В музыкальном театре» - 7 ч.

     Опера – былина «Садко». Океан – море синее.

    Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы.

    Опера «Руслан и Людмила». Я славил лирою преданья.

     Опера «Орфей и Эвридика».

    Балет « Спящая красавица». Две феи.

    В современных ритмах (мюзиклы).

    Обобщающий урок.

    «В концертном зале» - 3 ч.

    Музыкальное состязание (концерт). Музыкальные инструменты . Звучащие картины.

     Странствия Севера песня родная.

    «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 5 ч.

    Чудо – музыка. Острый ритм – джаза звуки.

    Люблю я грусть твоих просторов (Г. Свиридов). Мир  С.Прокофьева.

    Певцы родной природы (Э. Григ, П. Чайковский).

    Прославим радость на земле (В. –А. Моцарт). Радость к солнцу нас зовёт (Л. Бетховен).

    Обобщающий урок .

    Интерес и любовь к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности.

    Восприятие музыки и размышления о ней.

    Формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры, знакомство с музыкальными произведениями.

    Восприятие музыки и размышления о ней, пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения.

    Восприятия музыки и размышления о ней, знакомство с музыкальными произведениями.

    Воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности.

    Формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры.

    Знакомство с музыкальными произведениями. Формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры

    Личностные:    

    -ценностно-смысловая ориентация учащихся;

    - знание моральных норм;

    - умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;

    - умение выделять нравственный аспект поведения.

    Регулятивные:

    - Целеполагание;

     - Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий; - Прогнозирование;

    - Контроль;

     - Коррекция;

    - Оценка;

    - Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.

    Познавательные:

     - поиск и выделение необходимой информации;

    - выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий;

    - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности.

    - анализ с целью выделения признаков;

    -синтез– составление целого из частей;

    -установление причинно-следственных связей;

    -построение логической цепи рассуждений;

    - доказательство;

    - выдвижение гипотез и их обоснование.

    Коммуникативные:

    -постановка вопросов;

    -разрешение конфликтов;

    -управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его действий;

    умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации;

    -владение монологической и диалогической формами речи.

    - хоровое и ансамблевое пение;

    - слушание музыки и размышление о ней;

    - игра на детских музыкальных инструментах;

    - музыкально-ритмические движения;

    - импровизация;

    -  инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера.

    - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки;

    исполнения знакомых песен;

    участия в коллективном пении;

    передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами и др.

    - передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении; исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;

    исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося);

    узнавать изученные музыкальные произведения;

    определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш);

    определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах).


    Литература для учителя:

    Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

    Музыка: учебник  для общеобразовательных  учреждений.  М.: Просвещение, 2012.

    Хрестоматия и фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 3 класс. М.: Просвещение, 2012.

    Музыка: программа. 1-4 классы для общеобразовательных учреждений/Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина –М.: Просвещение, 2007.

    Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2008.

    Литература для учащихся:

    Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

    Музыка: учебник  для общеобразовательных  учреждений.  М.: Просвещение, 2012.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по музыке. 3 класс. Перспективная начальная школа (ФГОС)

    Рабочая программа по музыке. 3 класс. Перспективная начальная школа составлена с учетом ФГОС (с учетом изменений ФГОС 2015)...

    рабочая программа по музыка 3 класс начальная школа 21 века ( ФГОС)

    Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.) и авторской про­граммы «Изобразительное искусс...

    Рабочая программа по музыке. 3 класс. ФГОС.

    Рабочая программа по музыке для 3 класса составлена по УМК "Планета знаний", автор учебника Музыка Т. Бакланова. Данная программа состоит из пояснительной записки, календарно-тематического планировани...

    Рабочая программа по музыке 3 класс (ФГОС)

    Многие учителя-предметники испытывают затруднения в написании рабочей программы в рамках нового учебного стандарта, и особенно учителя музыки, в виду того, что очень мало методической литературы по да...

    Рабочая программа по музыке 3 класс ( ФГОС " Школа России")

    Рабочая программа по музыке для 3 класса составлена на основе: федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы основного общего образования программы «Му...

    Рабочая программа по музыке 3 класс ФГОС УМК «Школа России» с УУД

    Рабочая программа по  музыке для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего  образования по музыке, соответствующей Федеральному государственному образовательному с...

    Рабочая программа по музыке 3 класс Критская Е.Д., Школа России по ФГОС

    Рабочая программа по музыке 3 класс Критская Е.Д., Школа России по ФГОС...