Главные вкладки

    Рабочая программа по музыке (4 класс) на тему:
    Рабочая программа по музыке 4 класс ФГОС

    Федотова Наталья Васильевна

    В программу входит пояснительная записка, тематическое планирование, НРК

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon muzyka.zip38.67 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                           Пояснительная записка

          Рабочая  учебная программа по  музыке для  4  класса  разработана и    составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения  начального  общего образования 2010 года, примерной программой  начального общего образования  по музыке, с учетом  авторской программы по музыке -  «Музыка. Начальная школа», авторов:   Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2010. ,    УМК « Школа России», а также с учётом индивидуальных особенностей учащихся 4 класса МБОУ                             « Тарбагатайская СОШ»

    Предмет музыка в начальной школе  имеет цель: формирование фундамента музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры. Введение детей в многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих задач:

    • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
    • воспитание  эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
    • развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, учебно – творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
    • овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки,  музыкально - пластическом движении и импровизации.

          В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности.

           Общая характеристика учебного предмета

           Курс нацелен на изучение   целостного  представления  о  мировом  музыкальном  искусстве,  постижения  произведений  золотого  фонда  русской  и  зарубежной  классики,  образцов  музыкального  фольклора, духовной  музыки,  современного  музыкального  творчества. Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности  эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.

              Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проведения и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно – временную природу музыки, ее жанрово – стилистические особенности. При этом, занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.

    Постижение музыкального искусства учащимися  подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально - ритмические движения;  инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях; в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.

    Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются:

    групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок-экскурсия, уроки-концерты.

             В рабочей программе учтен национально-региональный компонент, который предусматривает знакомство учащихся с музыкальными традициями, песнями и музыкальными инструментами семейских.

              Место предмета  «Музыка» в учебном плане

          В соответствии с  Базисным учебным планом в 4 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 35 часов  (1 час в неделю, 35 учебных недель).

                 

             Ценностные ориентиры содержания  учебного предмета   «Музыка»

          Основной задачей предмета «Музыка» является формирование и развитие эстетических и духовно-нравственных качеств личности. Известно, что эстетическое означает «чувственное».

          Любое чувство  это результат, реакция человека на какие-либо события или явления жизни, его эмоциональная оценка, следствие сознательных и подсознательных мыслительных процессов человека. Следовательно, общаясь с искусством, нужно думать, оценивать, анализировать и обсуждать, не само чувство, а причины породившие его. В результате содержанием музыкального произведения окажутся не  только чувства, а  общечеловеческие ценности духовного порядка, выраженные в чувствах.

           Таким образом, ученик  познает  музыкальное произведение  как  воплощение морально-нравственных понятий, что ведет к глубокому осмыслению музыки и духовному росту ученика.

          Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».

           

           Личностные, метапредметные  и предметные результаты освоения программы

             по учебному предмету «Музыка»

    Личностные результаты:

    Личностные результаты освоения образовательной программы начального общего образования должны отражать готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества,  сформированность основ гражданской идентичности.

    Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

    - чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки русской православной церкви;

    - целостный, социально - ориетированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

    - уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

    - развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

    - ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной  жизни класса, школы, села и др.;

    - формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

    Метапредметные результаты:

           К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими при изучении одного, нескольких или всех предметов универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях, т.е. учебные действия учащихся, проявляющиеся в познавательной и практической деятельности:

             - овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

             - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

             - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов;

             - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей;

             - приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации.

    Предметные результаты:

           Предметные требования включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

             - формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно – нравственном развитии;

             - формирование общего представления о музыкальной картине мира;

             - формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

             - умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

             - умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной, классической и современной; понимать содержание, интонационно – образный смысл произведений разных жанров и стилей;

             - умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально – пластических композиций, исполнение вокально – хоровых произведений.

      Учёт и контроль знаний

     - наблюдение, самостоятельная работа, работа по карточке.

    Содержание программы

    «Россия-Родина моя» - 4 ч

    Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Особенности тембрового звучания различных певческих голосов и их исполнительские возможности.

    Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине.  Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. («Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня) и музыки русских композиторов (С.Рахманинова, М.Мусоргского, П.Чайковского). Знакомство с жанром вокализ (С.В.Рахманинов «Вокализ»).

    Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Связь народного пения с родной речью (навык пения способом «пения на распев»).

    Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Рассказ М.Горького «Как сложили песню». Выразительность и изобразительность в музыке. Размышления учащихся над поэтическими строками: «Вся Россия просится в песню» и «Жизнь дает для песни образы и звуки…».  

    Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности.

     Многообразие  жанров  народных песен.

    Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.

    Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Народная и профессиональная музыка.

    Патриотическая тема в русской классике.  Образы защитников  Отечества.  Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов

    «День, полный событий» - 5ч.

    Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.

     Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы.

    Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.

    Музыкально-поэтические образы. Музыкальное прочтение стихотворения (стихи А.Пушкина, пьеса «Зимнее утро» из «Детского альбома» П.Чайковского, русская народная песня «Зимняя дорога»).

    Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность. Особенности звучания различных видов оркестров:  симфонического. Тембровая окраска музыкальных инструментов.

     Музыкально-поэтические образы в сказке А.С.Пушкина и в опере  Н.А.Римского –Корсакова «Сказка о царе Салтане».

    Композитор как создатель музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции Отечества.

    Народная и профессиональная музыка. Музыка в народном стиле ( Хор из оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского -  «Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку»;  «Детский альбом» ).

    Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.

    Музыкально-поэтические образы. Романс («Венецианская ночь» М.Глинка). Обобщение музыкальных впечатлений за четверть. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении,  передача музыкальных впечатлений учащихся.

     «В музыкальном театре» - 4ч.

    Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы.

    Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов.   Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц.

    Основные средства музыкальной выразительности. 

    Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.

    Линии драматургического развитие в опере «Иван Сусанин» ( Сцена из 4 действия). Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей.

    Народная и профессиональная музыка. Знакомство с творчеством отечественных композиторов.

    Интонационно-образная природа музыкального искусства. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Песня – ария. Куплетно-вариационная форма. Вариационность.

    Народная и профессиональная музыка.

    Восточные мотивы в творчестве русских композиторов (М.Глинка, М.Мусоргский). Орнаментальная мелодика.

    «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 3ч.

    Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности.

    Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира.  Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой.

    Особенности звучания различных видов оркестров: народных инструментов. Панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре.

    Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов.

    Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края.

    Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Народное музыкальное творчество разных стран мира.

    «В концертном зале» - 6ч.

    Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации.

     Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А.Бородин («Ноктюрн»), П.Чайковский («Вариации на тему рококо»).

    Различные виды музыки:  инструментальная.

    Различные виды музыки: вокальная, сольная. Выразительность и изобразительность в музыке.  Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве.

     Знакомство с жанром романса на примере творчества С.Рахманинова (романс «Сирень» С.Рахманинов).  

    Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Ф. Шопен. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные, двух-и трехчастные, куплетные.

    Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена ( «Полонез №3», «Вальс №10», «Мазурка»).

    Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Л. Бетховен. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Различные виды музыки:  инструментальная.

    Музыкальная драматургия сонаты. (Соната №8 «Патетическая» Л.Бетховен).

    Особенности звучания различных видов оркестров:  симфонического. Различные виды музыки: оркестровая.

     Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении.

    «В музыкальном театре» - 2ч.

    Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров –  оперетта и мюзикл.

    Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки.

    Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров –  балета.

    Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Балет.  Музыка в народном стиле.

    «О России петь – что стремиться в храм» - 4ч.

    Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Стихира.(«Богатырские ворота»М.П.Мусоргский, «Богатырская симфония» А.Бородин).

    Народные музыкальные традиции Отечества.

    Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Гимн, величание. Святые земли Русской.

    Музыка в народных обрядах и обычаях. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения.

    Праздники Русской православной церкви. Пасха. Музыкальный фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. («Богородице Дево, радуйся!»  С.В. Рахманинов). Церковные песнопения: тропарь, молитва, величание.

    Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края.

    Праздники Русской православной церкви. Пасха. Народные музыкальные традиции родного края. Духовная музыка в творчестве композиторов. (Сюита для двух фортепиано «Светлый праздник

    «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 1ч.

    Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края. Народные музыкальные игры.

    Музыкальный фольклор народов России. Праздники русского народа. Троицын день.

    «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 5ч.

    Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. Развитие музыкального образа.

    Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности.

    Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары. Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Произведения композиторов-классиков («Шутка» И.Бах, «Патетическая соната» Л.Бетховен,  «Утро» Э.Григ) и мастерство известных исполнителей («Пожелание друзьям» Б.Окуджава, «Песня о друге» В.Высоцкий).

     «Зерно»- интонация как возможная основа музыкального развития. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

    Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира. Интонационная выразительность музыкальной речи композиторов: Л.Бетховена «Патетическая соната», Э.Грига «Песня Сольвейг», М.Мусоргский «Исходила младешенька».

    Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.

    Выразительность и изобразительность в музыке. Опера. Сюита. Музыкальные образы в произведениях Н.Римского-Корсакова (Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита «Шахеразада»).

    Выразительность и изобразительность в музыке.

    Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 4 четверть и год. Исполнение  выученных и полюбившихся  песен  всего учебного  года.

    Национально-региональный компонент

    Раздел

    Тема

    Россия - Родина моя!

    «Ты откуда, русская, зародилась, музыка?»

    НРК  Прослушивание песен народного ансамбля «Судьбинушка»

    День, полный событий

     «Ярмарочное гуляние»

    НРК  Прослушивание песен детского ансамбля «Неподарочки»

    О России петь, что стремиться в храм

     «Праздников праздник, торжество из торжеств»

    НРК  Прослушивание песен народного ансамбля  « Судьбинушка»

    «Неподарочки»


                                                                                   Календарно-тематическое планирование                          

    Темы раздела и уроков

    Прослушиваемый материал.

    Решаемые проблемы.

                                                    Планируемые результаты.

        Предметные  

        результаты.        

            УУД

       Личностные

       результаты.

    «Россия-Родина моя!»

    ( 4 часа)

    1. «Мелодия»

    Прослушивание:

    С.Рахманинов

     «Концерт № 3»

    2. «Вокализ»

    Прослушивание:

    С.Рахманинов «Вокализ»

    3. «Ты откуда, русская, зародилась, музыка?»

    Прослушивание:

    Народные песни «Березка»,

    «Во кузнице» «Солдатушки, бравы ребятушки»

    НРК

    Прослушивание песен народного ансамбля «Судьбинушка»

    4. «С.С.Прокофьев кантата «Александр Невский»

    Прослушивание:

    С.Прокофьев кантата «Александр Невский» -фрагменты.

    Дать понятие многообразия жанров народных песен.

    Познакомить с лирическими образами музыки Рахманинова.

    Познакомить с тайной рождения русской народной песни.

    Познакомить с патриотической темой в музыке Прокофьева.

    Уметь размышлять о музыкальных произведениях, как способе выражения чувств и мыслей человека.

    Уметь узнавать образы народного музыкального творчества, фольклора и профессиональной музыки.

    Различать жанры русских народных песен.

    Различать мелодии народного склада в композиторских произведениях.

    Р: Самостоятельно воспринимать народное и профессиональное музыкальное творчество.

    П: высказывать своё мнение о содержании  музыкального произведения.

    К: выявлять общность истоков народной и профессиональной музыки.

    Р: Самостоятельно подбирать ассоциативные ряды  муз. произведениям.

    П: выявлять общность истоков и особенности композиторской музыки.

    К: исполнение народных песен.

    Р: самостоятельно эмоционально воспринимать народное и профессиональное композиторское творчество.

    П: выявлять связь между историческими событиями и музыкальной темой.

    К: высказывать свое мнение о содержании произведения.

    Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения худ.-муз..образов.

    Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.

    Гордиться и уважать русские традиции.

    Гордиться патриотами  и историей  своей Родины

    «О России петь, что стремиться в храм!»

    ( 1 час)

    1. «Святые Земли Русской»

    Прослушивание:

    А.П.Бородин «Богатырская симфония»

    М.Мусоргский «Богатырские ворота»

    Дать понятие: русские святые – кто они?

    Уметь различать в музыке красоту родной земли и человека.

    Р: самостоятельно выявлять истоки возникновения  духовного наследия.

    П: отвечать на вопросы учителя.

    К: исполнение стихиры.

    Уважать память о русских святых.

    «День полный событий»

    ( 4 часа)

    1.  «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья!»

    Прослушивание:

    П.Чайковский «Осенняя песнь», «У камелька»

     ( из «Времен года»)

    «Зимнее утро»

     ( из «Детского альбома»)

    Г.Свиридов «Осень», «Пастораль»

     ( из муз. зарисовок к повести Пушкина «Метель»)

    2. «Что за прелесть эти сказки» «Три чуда»

    Прослушивание:

    Н.Римский-Корсаков «Океан-море синее»

    ( оп. «Садко»)

    «Три чуда» (из оп. «Сказка о царе Салтане»)

    3. «Ярмарочное гуляние»

    Прослушивание:

    П.Чайковский  фрагменты из оп. «Евгений Онегин»

    НРК Прослушивание песен детского ансамбля «Неподарочки»

    4. «Святогорский монастырь. «Приют, сияньем муз одетый»»

    Прослушивание:

    М.Глинка  «Венецианская ночь»

    Дать понятие о связи поэзии  и музыки.

    Дать понятие о музыкальной живописи.

    Дать понятие о народных праздниках.

    Дать понятие  духовности в музыке.

    Уметь распознавать, как развитие мелодии помогает передать настроение стихотворения.

    Уметь различать образы, воплощенные в музыке.

    Различать народные песни.

    Знать русские народные традиции.

    Р: самостоятельно выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки  и поэзии, и их связи.

    П: отвечать на вопросы учителя.

    К:понимать формы построения музыкальных и литературных произведений.

    Р: самостоятельно распознавать художественный смысл произведения.

    П: сопоставлять музыкальные образы в звучании различных муз.инструментов.

    К: выполнение творческого задания.

    Р: самостоятельно распознавать духовную музыку.

    П: отвечать на вопросы учителя.

    К: творческое задание.

    Гордиться музыкально-поэтическими образами русских поэтов и композиторов.

    Гордиться русской поэзией и музыкой.

    Гордится и уважать  русские традиции.

    Уважать русские народные традиции.

    «Гори, гори ясно, чтобы не погасло»

    ( 2 часа)

    1. «Композитор-имя ему народ. Музыкальные инструменты России»

    Прослушивание:

    М.Глинка «Жаворонок»

    Н.Римский  -Корсаков «Звонче жаворонка пенье»

    2. «Оркестр Русских Народных Инструментов.

    (ОРНИ)

    Прослушивание:

    Народная музыка.

    Н.Римский  -Корсаков «Пляска скоморохов»

     ( из оп. «Снегурочка»)

    Расширять представление о народной песни, как об источнике вдохновения.

    Познакомить с ОРНИ и расширить знания  о музыкальных символах русского народа  -балалайка, гармонь.

    Различать тембры и звуки народных инструментов.

    Различать музыкальные символы России.

    Р: самостоятельно определять мелодику народной музыки.

    П: различать народную и композиторскую.

    К: выполнение творческого задания.

    Р: самостоятельно различать тембры народных инструментов входящих в состав ОРНИ.

    П: знать народные обычаи, обряды.

    К: исследовать историю создания муз. инструментов.

    Уважать народные легенды, мифы и предания.

    Общаться и взаимодействовать в процессе воплощения различных художественных образов.

    «В концертном зале»

    ( 5 часов)

    1.  «Музыкальные инструменты»

    «Вариации на тему Рококо»

    Прослушивание:

    А.Бородин «Ноктюрн»

    П.Чайковский «Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром»

    2. М.П.Мусоргский «Старый замок».

    Прослушивание:

    Г.Гладков

     «Бременские музыканты»

    3. «Счастье в сирени живет….»

    Прослушивание:

    С.Рахманинов «Сирень»

    4. «Не молкнет сердце чуткое Шопена…»

    Прослушивание:

    Ф.Шопен «Полонез № 3»

    «Вальс № 10»

    «Мазурка ля-минор»

    5. «Патетическая соната. Годы странствий»

    Прослушивание:

    Л.Бетховен

     «Соната № 8№ («Патетическая»)

    М.Глинка

     «Венецианская ночь»

    Дать понятие рококо в музыке.

    Дать расширенное представление о творчестве Мусоргского и старинной музыке.

    Дать представление о картинах природы в музыке Рахманинова.

    Познакомить с творчеством польского композитора Фредерика Шопена.

    Познакомить с жанром  - соната и жанрами камерной музыки

    .

    Знать приемы развития музыки: повтор, контраст, вариация, импровизация.

    Различать понятие старинной музыки и её рисунок.

    Различать музыкальные жанры и муз. символы родной природы.

    Знать и уметь распознавать жанры танцевальной музыки.

    Уметь распознавать и оценивать особенности жанров музыки.

    Р: самостоятельно различать тембры музыкальных инструментов.

    П: овладевать приемами мелодического варьирования, подпевания и ритмического сопровождения.

    К: рассуждать о значении преобразующей силы в музыке.

    Р: самостоятельно выявлять выразительные и изобразительные особенности старинной музыки.

    П: понимать смысл муз. терминов.

    К:  творческое задание.

    Р: знать и понимать музыку Рахманинова.

    П: понимать смысл музыки Рахманинова.

    К: творческое задание.

    П: отвечать на вопросы учителя.

    К: размышлять о муз. произведениях, как способе выражения чувств и мыслей человека

    Осмысленно исполнять сочинения различных жанров и стилей.

    Расширять музыкальный кругозор.

    Гордиться русскими композиторами воспевающими Россию

    Уважать творчество  зарубежных композиторов.

    Расширять музыкальный кругозор.

    «В концертном зале»

    ( 1 час)

    1. «Царит гармония оркестра»

    Прослушивание:

    М.Мусоргский

     «Рассвет на Москве-реке»

    М.Глинка

     увертюра из оп. «Руслан и Людмила»

    Дать понятие оркестра и роли дирижера в нем.

    Различать группы муз. инструментов входящих в симфонический оркестр.

    Р: самостоятельно определять звучание муз. инструментов входящих в состав симфонического оркестра.

    П: ориентироваться в музыкальных терминах.

    К: различать и понимать жанры муз. произведения.

    Расширять музыкальный кругозор.

    «В музыкальном театре»

    ( 6 часов)

    1. «М.Глинка опера

     «Иван Сусанин»

    Прослушивание:

    М.Глинка фрагменты оперы «Иван Сусанин»

    2. « Сцена в лесу»

    Опера «Иван Сусанин»

     -4 действие.

    Прослушивание:

    Фрагменты оперы М.Глинки «Иван Сусанин»

    3. «М.Мусоргский опера «Хованщина» -

     «Исходила младешенька»

    Прослушивание:

    М.Мусоргский фрагменты оперы  « Хованщина» - «Рассвет на Москве-реке»

    С.Прокофьев «Прогулка»,

    4.  «Восточные мотивы в музыке русских композиторов»

    Прослушивание:

    М.Мусоргский «Пляска персидок»

     ( из оп. «Хованщина»)

    А.Хачатурян «Колыбельная» , «Танец  с саблями» ( балет «Гаяне»)

    5. «Балет Игоря Стравинского «Петрушка»

    Прослушивание:

    Фрагменты балета

     И. Стравинского «Петрушка»

    6. «Театр музыкальной комедии»

    Прослушивание:

    И.Штраус «Вальс»

     ( из оперетты «Летучая мышь»)

    Ф.Лоу «Я танцевать могу»

    ( из мюзикла «Моя прекрасная леди»)

    Познакомить с исторической оперой М.Глинки «Иван Сусанин»

    Познакомить с интонационным развитием образов в опере .

    Познакомить с историческими событиями 18 века в России, отраженных в музыке Мусоргского.

    Дать представление о восточной тематике в музыке русских композиторов.

    Расширить представление о балете.

    Познакомить с опереттой и мюзиклом.

    Различать музыкальные образы разных персонажей оперы.

    Уметь распознавать и понимать интонационные линии оперы.

    Знать события отраженные в опере М.Мусоргского «Хованщина»

    Уметь распознавать мелодику восточной интонации от русской.

    Формирование основ музыкальной культуры.( балет)

    Уметь распознавать  оперетту и мюзикл.

    Р: эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам.

    П: рассказывать либретто муз. произведения.

    К: выявлять особенности развития образов.

    Р: самостоятельно выявлять особенности развития образов.

    П: отвечать на вопросы учителя.

    К: сопоставлять средства муз. выразительности.

    Р: самостоятельно определять куплетно-выриационную форму в музыке.

    П: отвечать на вопросы учителя.

    К: творческое задание.

    Р: самостоятельно выявлять особенности развития муз. образов.

    П:  знать муз. термины.

    К: творческое задание.

    Р: самостоятельно

    определять тембры муз. инструментов симф. оркестра.

    П: логически анализировать и выявлять жанровую линию.

    К: ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности.

    Гордиться патриотами нашей Родины.

    Гордиться патриотами нашей Родины.

    Знать историю своей Родины.

    Формировать представление о роли музыки  в жизни человека.

    Развивать музыкально-эстетический вкус.

    Уважительно относиться к муз. культуре других народов.

    «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»

    ( 4 часа)

    1. «Прелюдия»

    Прослушивание:

    С.Рахманинов «Прелюдия до-диез минор»

    2. «Исповедь души»

    Прослушивание:

    Ф.Шопен «Прелюдия № 7»

    «Прелюдия № 20»,

    3. «Мастерство исполнителя. В интонации спрятан человек»

    Прослушивание:

    Л.Бетховен «Соната № 8»

    Вариации на тему РНП «Тонкая рябина»

    И.Бах «Шутка»

    Э.Григ «Утро», «Песня Сольвейг»

    4.  «Музыкальные инструменты. Гитара.»

    Прослушивание:

    Авторские песни.

    Музыка для гитары.

    И.Бах «Чакона»для гитары.

    К.Жако «Джазовая импровизация»

    Дать представление о музыкальном жанре  -прелюдия.

    Познакомить с жизнью и творчеством польского композитора Ф.Шопена.

    Познакомить с многообразием жанров музыки.

    Музыкальный инструмент  -гитара.

    Уметь различать муз. образы  воплощенные в музыке

    Уметь различать многообразие жанров музыки.

    Определять взаимосвязь музыки с другими видами искусства: литературой, ИЗО, кино, театром.

    Р: определять и сопоставлять различные по смыслу интонации.

    П:распознавать художественный смысл различных музыкальных форм.

    К: соотносить особенности музыкального языка русской и зарубежной музыки.

    Р: самостоятельно оценивать и соотносить содержание и муз. язык произведения.

    П: определять особенности взаимодействия развития муз. образов.

    К: Творческое задание.

    Р: самостоятельно уметь распознавать жанры музыки.

    П: знать музыкальные термины.

    К: Творческое задание.

    Р: самостоятельно называть  имена известных бардов.

    П: уметь распознавать худ. смысл муз. произведений  для гитары.

    К:Творческое задание.

    Осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе муз. произведений русских композиторов.

    Расширять музыкальный кругозор.

    Ориентироваться в культурном многообразии музыкальных жанров.

    Личностно оценивать музыку на уроке и вне школы.

    «О Росси петь, что стремиться в храм»

    ( 4 часа)

    1. «Праздников праздник, торжество из торжеств»

    Прослушивание:

    С.Рахманинов «Богородице Дево, радуйся»

     ( из «Всенощного бдения»)

    Ф.Шуберт «Аве, Мария»

    НРК Прослушивание песчен народного ансамбля                     « Судьбинушка»

    2. «Светлый праздник»

    Прослушивание:

    Праздничный трезвон

    С.Рахманинов «Светлый праздник»

    3. «Кирилл и Мефодий»

    Прослушивание:

    Напев Киево-Печерской Лавры  -«Земле Русская»

    В.Гаврилин «Вечерняя музыка» ( из симф. действа «Перезвоны»)

    4. «Народные праздники. Троица»

    Прослушивание:

    Троицкие песни,

    РНП «Березка»

    П.Чайковский

     «Симфония № 4»-фрагм.

    НРК Празднование  святой Троицы в нашем районе

    Познакомить с православными церковными праздниками.

    Расширить представление о русских церковных праздниках.

    Дать представление о жизни Кирилла и Мефодия – создателей славянской письменности.

    Расширить представление о народных праздниках   -поклонение Матушке-природе.

    Знать историю возникновения праздника Пасхи.

    Уметь распознавать значение колокольных звонов.

    Знать создателей славянской азбуки.

    Различать народный праздник от религиозного.

    Р: самостоятельно различать жанры церковной музыки: тропарь, молитва, величание.

    П: иметь представление о религиозных праздниках народов России и их традициях.

    К: творческое задание.

    Р: самостоятельно определять  жанры церковной музыки: тропарь, молитва, величание.

    П: иметь представление о традициях православных праздников.

    К: выполнение творческого задания.

    Р: сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников.

    П: свободно ориентироваться в терминах: икона, фреска, молитва, стихира.

    К: рассуждать о значении азбуки в наши дни.

    Уважительное отношение к праздникам русской православной церкви.

    Хранить шедевры православного наследия.

    Почитать создателей славянской азбуки.

    Хранить и почитать культурное  наследие России.

    «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»

    ( 4 часа)

    1. «Музыкальный сказочник»

    Прослушивание:

    Н.Римский-Корсаков симф. сюита «Шехерезада»  -1 часть

    2. «Рассвет на Москве-реке»

    Прослушивание:

    М.Мусоргский опера «Хованщина»   - «Рассвет на Москве-реке»

    3. «Мир композитора»

    Прослушивание:

    Доп. Муз материал.

    4. «Обобщение»

    Прослушивание:

    Музыка использованная в течении года.

    Познакомить с музыкой Н.Римского  -Корсакова.

    Образ Родины в музыке Мусоргского.

    Закрепить понятия о музыкальных образах России, на основе музыки разных композиторов.

    Формирование общего представления о музыкальной картине мира.

    Уметь  образно ориентироваться в музыкальной живописи.

    Различать изобразительность в музыке.

    Формирование представления о роли музыки в жизни человека.

    Р: самостоятельно пересказывать сюжет музыкальной сказки.

    П: ориентироваться в музыкальных сюжетах главных героев .

    К: творческое задание.

    Р: самостоятельно выделять интонации помогающие услышать рассвет.

    П: отвечать на вопросы учителя.

    К: творческое задание.

    Р: самостоятельно уметь воспринимать музыку и выражать своё отношение.

    Р: самостоятельно овладевать муз. навыками

    К: знать основы музыкальной культуры Родины и родного края.

    Гордиться культурным наследием .

    Уважать и  помнить  историю России.

    Расширять интерес к музыке.

    Развивать художественный вкус и интерес к музыке.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по музыке 2 класс ФГОС

    Рабочая программа по музыке 2 класс ФГОС. Полное календарно-тематическое планирование. УУД....

    Рабочая программа по музыке 2 класс ФГОС

    Рабочая программа по музыке 2 класс ФГОС...

    Рабочая программа по музыке. 3 класс. ФГОС.

    Рабочая программа по музыке для 3 класса составлена по УМК "Планета знаний", автор учебника Музыка Т. Бакланова. Данная программа состоит из пояснительной записки, календарно-тематического планировани...

    рабочая программа по музыке 4 кл ФГОС

    Рабочая программа по музыке 4 кл по ФГОС....

    Рабочая программа по музыке 1 класс, ФГОС, по учебнику Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, "Школа России"

    Рабочая программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования с характеристикой деятельности учащихся на уроке. Составлена на основе учебника Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской...

    Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

    Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

    Рабочая программа по музыке. 4 класс. ФГОС.

    Рабочая программа к учебнику Критской Е.Д....