Рабочая программа по музыке 1 класс "Школа России"
рабочая программа по музыке (1 класс) на тему

Никитина Елена Васильевна

Программа соответствует ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx76.22 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 I ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           Рабочая программа курса «Музыка» для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.09 № 373), Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, в соответствии с требованиями Примерной образовательной программы ОУ, Примерной программы начального общего образования (М. Просвещение, 2010), авторской программы Г.П.Сергеевой, Е.Д Критской, Т.С Шмагиной «Музыка. 1 – 4 классы». М.: Просвещение 2013г. и основной образовательной программы школы.

II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

     Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при её изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирования способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе, другим людям, Отечеству, миру в целом.

     Цель: 

формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

воспитание интереса  и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

совершенствование умений и навыков хорового пения (выразительность звучания, кантилена, унисон, расширение объёма дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.);

расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и её исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;

активное включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);

накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях и исполнительских коллектива

     Задачи: музыкального образования на основе целевой установки:

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, отечественному и мировому музыкальному искусству, уважение к истории, духовным ценностям России, музыкальной культуре разных народов;

- развитие восприятия музыки. Интереса к музыке и музыкальной деятельности, ассоциативно-образного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

- обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизации).

      Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребёнка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.

      Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, её жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.

     Критерии отбора музыкального материала: заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.

    Основные методические принципы: увлечённость, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.

   

Основные виды музыкальной деятельности

   Слушание музыки. Опыт эмоционально образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам

музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всём

многообразии её видов, жанров и форм.

   Пение. Самовыражение ребёнка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.

   Инструментальное музицирование. Коллективное и индивидуальное музицирование на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Разучивание и исполнение музыкальных произведений. Опыт творческой деятельности (сочинение, импровизация).

   Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.

   Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.

Структура программы

   Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года.

   

 III. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

«Музыка» как учебный предмет относится к предметам учебной деятельности федерального компонента учебного плана образовательной области «Искусство».

Рабочая программа предмета «Музыка» для обучающихся 1 класса рассчитана на 33 часа (1 час в неделю).

        

IV. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

         Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение обучающихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.

   Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного доcуга.

   Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребёнка современную картину мира.

V. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА, КУРСА.

  Личностные:

- чувство гордости за свою Родину, народ и историю России, укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;

- наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир;

- формирование личностного смысла постижения искусства;

- позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей;

- продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих задач, уважительное отношение к иному мнению;

- уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.

     Метапредметные:

– наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;

- ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни группы, класса, школы, города, региона и др.;

- овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;

- применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

- готовность к логическим действиям (анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства);

- планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;

- участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей;

- умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.

   

   Предметные:

– устойчивый интерес к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности;

- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как о способе выражения духовных переживаний человека;

- общее понятие о значении музыки в жизни человека;

- элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности;

- использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;

- готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;

- участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, ассамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.

VI. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

     Раздел 1. «Музыка вокруг нас»

Урок 1.  Здравствуй, школьная страна!  (И Муза вечная со мной!)

 Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния.

 Муза – волшебница, добрая фея, раскрывающая перед школьниками чудесный мир звуков, которыми наполнено все вокруг.  Звуки щумовые и музыкальные. Композитор,поэт

Урок 2.. Хоровод муз. 

 Музыка, которая звучит в различных жизненных ситуациях. Характерные особенности песен и танцев разных народов мира. Хоровод, хор. Хоровод -  древнейший  вид  искусства,   который  есть  у  каждого  народа. Танцевальная музыка, ведение хоровода.

Урок 3. Повсюду музыка слышна.

 Знакомство с  народными песенками-попевками. Элементарные танцевальные движения.

Музыка и её роль в повседневной жизни человека. Показать, что каждое жизненное обстоятельство находит отклик в музыке. Определение  характера,  настроения  песенок,  жанровой  основы.

Урок 4. Душа музыки - мелодия. 

 Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия).

Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Мелодия – главная мысль любого  музыкального произведения. Выявление характерных особенностей жанров: песня, танец, марш на примере пьес из «Детского альбома» П.И.Чайковского.  В   марше - поступь,  интонации  и  ритмы   шага,  движение. Песня- напевность,  широкое  дыхание,  плавность   линий  мелодического  рисунка.  Танец-  движение  и  ритм,  плавность  и  закругленность  мелодии,  узнаваемый  трехдольный  размер   в  вальсе,  подвижность,  четкие  акценты,  короткие  “шаги”  в  польке.  В  песне  учащиеся  играют  на  воображаемой  скрипке.  В  марше  пальчики- “солдатики” маршируют  на  столе,  играют  на  воображаемом  барабане.  В  вальсе  учащиеся  изображают  мягкие  покачивания  корпуса.

Урок 5. Музыка осени.

 Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. слушать мотивы осенних мелодий на примере произведений П.И.Чайковского «Осенняя песнь», Г.Свиридов «Осень», Т.Потапенко «Скворушка прощается»,

 М.Л. Лазарева осенние попевки. Звучание музыки в окружающей жизни и внутри самого человека. Куплетная  форма  песен.

Урок 6. Сочини мелодию.

 Выразительность и изобразительность в музыке.

Индивидуально- хоровое исполнение детьми. Ролевая игра «Играем в композитора». Осуществлять первые опыты  импровизации и сочинения в пении, игре, пластике. Звучание музыки в окружающей жизни и внутри самого человека.  

Урок 7. «Азбука, азбука каждому нужна…».

 Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту. Музыкальная азбука – взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом. Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту. Элементы музыкальной грамоты: ноты, нотоносец, скрипичный ключ.

Урок 8. Музыкальная азбука.

 Музыка и её роль в повседневной жизни человека.

Знакомство с элементами музыкальной грамоты: ноты, нотоносец, скрипичный ключ. Различение понятий  звук, нота, мелодия, ритм.

Урок 9. Музыкальные инструменты. Народные инструменты.

  Народные музыкальные традиции Отечества. Региональные музыкальные традиции.

Музыкальные инструменты русского народа – свирели, дудочки, рожок, гусли. Внешний вид, свой голос, умельцы-исполнители и мастера-изготовители народных инструментов. Знакомство с понятием «тембр».                                   

Урок 10. Русский былинный сказ ( по опере «Садко»)

 Знакомство  с  народным  былинным  сказом  “Садко”. Знакомство  с  жанрами  музыки,  их  эмоционально-образным  содержанием,  со  звучанием  народного  инструмента - гуслями. Знакомство с разновидностями народных песен –  плясовые на примере музыки Н.А.Римского - Корсакова . Дать понятия «композиторская музыка». 

Урок 11. Музыкальные инструменты.

 Сопоставление  звучания народных инструментов со звучанием профессиональных инструментов. Какой инструмент изображает птичку? На каком инструменте играет гусляр Садко? Как звучит голос деревянного духового инструмента – флейты?

Урок 12. Звучащие картины.

 Расширение художественных впечатлений учащихся, развитие их ассоциативно-образного мышления  на примере репродукций известных произведений живописи, скульптуры  разных эпох. Направление   на  воспитание  у  учащихся  чувство  стиля - на  каких  картинах  “звучит”  народная  музыка, а  каких  - профессиональная, сочиненная  композиторами.

Урок 13. Разыграй песню. Зима в лесу.

 Развитие  умений и навыков выразительного исполнения  детьми песни Л. Книппера «Почему медведь зимой спит». Выявление  этапов  развития  сюжетов.   Подойти  к  осознанному  делению  мелодии  на  фразы,  осмысленному  исполнению  фразировки.  Основы  понимания  развития  музыки.  

Урок 14.  Пришло Рождество, начинается  торжество.

Знакомство  с  сюжетом  о   рождении  Иисуса  Христа  и  народными  обычаями  празднования  церковного   праздника  - Рождества  Христова. Осознание  образов  рождественских  песен,  народных  песен-колядок.

Народное музыкальное творчество разных стран мира.

Урок 15. Родной обычай старины.

 Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах инструментальной музыки. Урок  посвящен одному из самых любимых праздников детворы – Новый год. Расширение и углубление знаний о культуре и обычаях народа через лучшие образы музыкального фольклора и композиторского творчества.

Урок 16. Добрый праздник среди зимы.  (обобщение темы: Музыка вокруг нас«О чём и как рассказывает музыка») Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки.Урок  посвящен одному из самых любимых праздников детворы – Новый год.   Пение песен, ведение хороводов, игры.

Раздел II: «Музыка и ты »

Урок 17.  Край, в котором ты живёшь.

Сочинения отечественных композиторов о Родине.          

Россия- Родина  моя.  Отношение  к  Родине,  её  природе,  людям,  культуре,  традициям  и  обычаям.  Идея  патриотического  воспитания.   Понятие  “Родина” - через эмоционально-открытое, позитивно-уважительное  отношение  к  вечным  проблемам жизни и искусства. Родные  места,  родительский дом,  восхищение  красотой  материнства,  поклонение труженикам  и  защитникам  родной  земли. Гордость за  свою  родину. Музыка  о родной  стороне,  утешающая  в  минуты  горя  и  отчаяния,  придававшая  силы  в  дни испытаний  и  трудностей,  вселявшая  в  сердце  человека  веру,  надежду,  любовь…

Урок 18. Поэт, художник, композитор.

 Обращение  к  жанру  пейзажа,  зарисовкам  природы  в  разных  видах  искусства.  Музыкальные  пейзажи- это  трепетное  отношение  композиторов  к  увиденной,  “услышанной  сердцем”, очаровавшей  их  природе.  Логическое  продолжение  темы  взаимосвязи  разных  видов  искусства,  обращение  к  жанру  песни  как  единству  музыки  и  слова. Воплощение в рисунках образов полюбившихся героев музыкальных произведений.  

Урок 19. Музыка утра.

 Интонационно – образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Рассказ музыки о жизни природы. Значение принципа сходства и различия как ведущего в организации восприятия музыки детьми. У  музыки  есть удивительное  свойство- без  слов  передавать  чувства,   мысли,  характер  человека, состояние  природы.  Определение характера  музыки фрагмента кантаты Д. Кабалевского.  Выражение  своего  впечатления  от  музыки  к  рисунку.

Урок 20. Музыка вечера. 

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонация – источник элементов музыкальной речи.

Вхождение  в  тему  через  жанра - колыбельной  песни. Особенности   колыбельной музыки.  Особенность  вокальной  и  инструментальной  музыки  вечера  (характер, напевность, настроение). Исполнение  мелодии  с  помощью  пластического  интонирования:  имитирование  мелодии  на  воображаемой  скрипке.  Обозначение   динамики,  темпа,  которые  подчеркивают   характер  и  настроение  музыки.

Урок 21. Музыкальные портреты.

 Сходство и различие музыки и разговорной речи на примере вокальной миниатюры «Болтунья» С.Прокофьева на стихи А.Барто. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Тайна  замысла композитора  в  названии  музыкального произведения.  Отношение  авторов  произведений  поэтов  и  композиторов  к  главным  героям  музыкальных  портретов.

Как музыка помогла определить характер героя, его настроение. Какие слова помогут разгадать тайну незнакомца.

Урок 22. Разыграй сказку

Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: игры – драматизации. Знакомство   с героиней  русских сказок Бабой- Ягой по пьесе П.И.Чайковского, актерской работой  Г.Милляра. Встреча  с  образами   норвежского  народного  фольклора.  

Урок 23. У каждого свой музыкальный инструмент.

Какие инструменты ты услышал? Исполнение  песни  по ролям, сопровождая игрой  на импровизированных  музыкальных инструментах Урок 24. Музы не молчали. 

 Тема защиты Отечества. Подвиги народа в произведениях художников, поэтов, композиторов. Память и памятник  -  общность  в  родственных  словах. Память  о  полководцах,  русских  воинах, солдатах,  о  событиях  трудных  дней  испытаний  и  тревог,  сохраняющихся  в  народных    песнях,  образах,  созданными  композиторами. Музыкальные  памятники  защитникам  Отечества.

Раскрытие смысла слов: подвиг, патриот, герой.  Вызвать чувство гордости и сопереживания за судьбу своей страны, сформировать понятия солист, хор, оркестр.

Урок 25. Музыкальные инструменты.

Инструментовка  и  инсценировка    песен.  Игровые  песни,  с  ярко  выраженным  танцевальным   характером. Звучание   народных  музыкальных  инструментов. Значение принципа сходства и различия как ведущего в организации восприятия музыки детьми. У  музыки  есть удивительное  свойство- без  слов  передавать состояние  природы.   Выражение  своего  впечатления  от  музыки  к  рисунку.

Урок 26.  Мамин праздник.

 Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.

Урок посвящен самому дорогому человеку - маме. Осмысление содержания построено на сопоставлении поэзии и музыки. Весеннее настроение в музыке и произведениях изобразительного искусства. Напевность, кантилена  в  колыбельных  песнях,  которые  могут  передать  чувство  покоя,  нежности,  доброты,  ласки.

Урок 27. «Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины. 

 Знакомство  с  музыкальными  инструментами,  через  алжирскую  сказку  “Чудесная лютня”.  Размышление  о  безграничных возможностях  музыки  в  передаче  чувств,  мыслей  человека,  силе  её  воздействия.  Обобщенная  характеристика  музыки,  дающая  представление  об  особенностях  русской  народной  протяжной,  лирической песни  разудалой  плясовой.  Выполнение  задания  и выявление  главного  вопроса: какая   музыка  может  помочь  иностранному  гостю  лучше  узнать  другую  страну? Художественный  образ.  Закрепление  представления  о  музыкальных  инструментах  и исполнителях.  Характер  музыки  и  её  соответствие  настроению  картины.

Урок 28. Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент.

 Встреча с музыкальными инструментами – арфой и флейтой. Внешний вид, тембр этих инструментов, выразительные возможности. Знакомство  с  внешним  видом,  тембрами,  выразительными  возможностями музыкальных  инструментов  - лютня,  клавеснн.   Сопоставление  звучания  произведений,  исполняемых  на  клавесине  и  фортепиано.  Мастерство  

 исполнителя-музыканта.

Урок 29. Музыка в цирке.

 Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров.

Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Цирковое  представление  с  музыкой,  которая  создает  праздничное  настроение. Музыка,  которая  звучит   в   цирке  и помогает  артистам  выполнять  сложные  номера, а  зрителям  подсказывает  появление  тех  или  иных  действующих  лиц  циркового  представления.

Урок 30. Дом, который звучит. 

 Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Песенность, танцевальность, маршевость. 

Введение первоклассников в мир музыкального театра. Путешествие в музыкальные страны, как опера и балет.  Герои  опер - поют,   герои  балета  - танцуют. Пение  и  танец  объединяет  музыка.  Сюжетами  опер  и  балетов  становятся  известные  народные  сказки. В  операх  и  балетах  “встречаются” песенная,   танцевальная  и  маршевая  музыка.

Урок 31. Опера-сказка. 

 Опера. Песенность, танцевальность, маршевость. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.  

Детальное  знакомство  с  хорами  из  детских  опер. Персонажи  опер  имеют  свои  яркие  музыкальные  характеристики – мелодии-темы.  Герои  опер  могут  петь по одному - солист  и  вместе – хором  в  сопровождении  фортепиано  или  оркестра. В  операх  могут  быть  эпизоды,  когда  звучит  только  инструментальная музыка.

Урок 32. «Ничего на свете  лучше нету». 

Музыка для детей: мультфильмы.

Любимые мультфильмы  и музыка,  которая  звучит  повседневно  в  нашей жизни. Знакомство  с  композиторами-песенниками,  создающими  музыкальные  образы.

Урок 33. Афиша музыкального спектакля. Программа.

Слушание полюбившихся произведений, заполнение афиши, исполнение любимых песен.

Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».

    Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.

    Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.

    Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки,

Игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.

   Основные закономерности музыкального искусства.

   Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей.

   Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).

   Музыкальная речь как способ общения между людьми, её  эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.

   Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).

   Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух и трехчастные, вариации, рондо и др.

   Музыкальная картина мира.

   Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).

   Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.

   Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.

VII. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 

№ п/п

Тема  урока

Кол-во

часов

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Виды контроля

Планируемые результаты освоения     материала

Дата

Универсальные учебные действия (УУД)

Освоение предметных
знаний

(базовые понятия)

                                                                                                           Музыка вокруг нас (16 ч.)

1

«И Муза вечная со мной!»

   1

Изуче-ние и первичное закрепление новых знаний

Наблюдать за музыкой в жизни человека.

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Исполнять песни (хором).

входной, темати-ческий

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя.

Познавательные: использовать общие приёмы решения задач; ориентироваться в информационном материале учебника.

Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке.

Личностные: адекватная мотивация учебной деятельности. Я - слушатель

Научатся: слушать музыку на примере произведений П.И.Чайковского «Щелкунчик» , «Салиха Сайдашева «Встречный марш»; «Песня о школе»  Д. Кабалевский,  В. Викторов; «От улыбки» В. Шаинский, М. Пляцковский; размышлять об истоках возникновения музы-кального искусства; правилам поведения и пения на уроке; наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы.

Познакомятся с назначением основных учебных принадлеж-ностей и правилами их пользования

 2

Хоровод муз

   1

Изуче-ние и закреп-ление новых знаний

урок-игра

Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.

Исполнять песни (хором).

Сравнивать музыкальные и речевые интонации.

текущий

Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу в практическую.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; работать в паре, группе.

Личностные: чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа, уважительное отношение к культуре других народов

Научатся: водить хороводы и исполнять хороводные песни; использовать музыкальную речь как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках; сравнивать танцы разных народов между собой

 3

Повсюду музыка слышна

  1

Изуче-ние нового материала; урок-экскур-сия

Осуществлять первые опыты  импровизации и сочинения в пении, игре, пластике.

текущий

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации.

Коммуникативные:  ставить вопросы, обращаться за помощью, контролировать свои действия в коллективной работе

Личностные: наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии

Научатся: сочинять песенки попевки; определять характер, настроение, жанровую основу песен - попевок; принимать участие в элементарной импро-визации и исполнительской деятельности (примеры попевок на осеннюю тему)

 

 4

Душа музыки – мелодия.

  1

Обоб-щение и систе-мати-зация знаний

Опираясь  на  простые  жанры – песню,  танец,  марш  выявить  их  характерные особенности.  В   марше - поступь,  интонации  и  ритмы   шага,  движение. Песня-напевность.  

В  марше  

маршируют  на  столе,  играют  на  воображаемом  барабане

текущий

Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: использовать общие приемы решения исполнительской задачи.

Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Личностные: продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач.

Научатся: определять характерные черты жанров музыки на примерах произведений: «Сладкая греза», «Марш деревянных солдатиков», «Вальс» П.И.Чайковского; «Колыбельная», «Марш», Н.Жиганова «Кария-Закария» -татарская народная песня.

 

 5

Музыка осени.

  1

Изуче-ние нового мате-

риала

Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других видов искусств. Выразительность и изобразитель-ность  музыкальной интонации.

 Куплетная  форма  песен.

текущий

Регулятивные: формулировать и удерживать  учебную задачу.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные: внутренняя позиция, эмоциональное развитие, сопереживание:

Научатся: слушать мотивы осенних мелодий на примере произведений П.И.Чайковского «Осенняя песнь», Г.Свиридов «Осень», Т.Потапенко «Скворушка прощается»,

 М.Л. Лазарева осенние попевки, объяснять термины мелодия и аккомпанемент.

 6

Сочини мелодию.

  1

Закрепление нового  мате-

риала

Индивидуально- хоровое исполнение детьми. Ролевая игра «Играем в композитора».

Осуществлять первые опыты  импровизации и сочинения в пении, игре, пластике.

текущий

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве композитора.

Познавательные: использовать общие приёмы в решении исполнительских задач.

Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать затруднения, предлагать помощь.

Личностные: мотивация учебной деятельности.

Уважения к чувствам и настроениям другого человека

Научатся: находить (выбирать) различные способы сочинения мелодии, использовать простейшие навыки импровизации в музыкальных играх; выделять отдельные признаки предмета и объединять их по общему признаку

 7

«Азбука, азбука каждому нужна…»

  1

Урок изуче-ния и первичного закреп-ления новых знаний.

Нотное письмо как способ записи музыки, как средство постижения музыкального произведения.

Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной.

текущий

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.

Познавательные: осуществлять и выделять необходимую информацию.

Коммуникативные: участвовать в коллективном пении, музицировании, в коллективных инсценировках. Личностные:  наличие эмоционального отношения к искусству, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности

Научатся: слушать песни, различать части песен, понимать истоки музыки и отражение различных явлений жизни, в том числе и школьной, исполнять различные по характеру музыкальные произведения; проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений

  8

Музыкальная азбука

  1

Урок изуче-ния и первичного закреп-ления новых знаний.

Элементы музыкальной грамоты: ноты, нотоносец, скрипичный ключ. Различение понятий  звук, нота, мелодия, ритм.

текущий

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные: проявлять активность в решении познавательных задач.

Личностные: понимание роли музыки в собственной жизни.

Научатся: различать понятия звук, нота, мелодия, ритм; исполнять простейшие ритмы (на примере  «Песни о школе» Д. Б, Кабалевского, Г.Струве «Нотный бал»,); импровизировать в пении, игре, пластике.

 9

Музыкальные инструменты. Народные инструменты

 1

Изуче-ние нового мате-риала

Какие бывают музыкальные инструменты. Как звучат народные инструменты.

Различение  разных видов инструментов,  тембров  русских, татарских  народных инструментов.

текущий

Регулятивные: 

использовать установленные правила в контроле способов решения задач.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения учебной задачи.

Коммуникативные: обращаться за помощью к учителю, одноклассникам; формулировать свои затруднения.

Личностные: наличие эмоционального отношения к искусству.

Научатся: различать  разные виды инструментов; ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России; находить сходства в инструментах разных народов.

 

10

«Садко». Из русского былинного сказа.

 1

Изуче-ние нового мате-риала; урок-сказка

Что такое опера. О чём поют гусли.

Определение  звучания  гуслей; знакомство  с оперой-былиной «Садко».

текущий

Регулятивные: составлять план и последовательность действий.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации.

Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные: формирование уважительного отношения к истории и культуре.

Научатся: определять на слух звучание гуслей, называть характерные особенности музыки (на примере оперы-былины «Садко»)

 11

Музыкальные инструменты.

  1

Реше-ние част-ных задач; урок-игра.

Какой инструмент изображает птичку? На каком инструменте играет гусляр Садко? Как звучит голос деревянного духового инструмента – флейты?

Сопоставление  звучания народных инструментов со звучанием профессиональ-

ных инструментов.

текущий

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, выполнять учебные действия в качестве слушателя.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия; ставить вопросы.

Личностные: развитие мотивов учебно-музыкальной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного исполнения музыки.

Научатся: определять выразительные и изобразительные возможности (тембр, голос) музыкальных инструментов (на примерах: русского народного наигрыша «Полянка», «Былинного наигрыша» Д.Локшина, оркестровой сюиты №2 «Шутка» И.С.Баха, татарских народных  мелодий)

12

Звучащие картины.

  1

Изуче-ние нового мате-

риала

Можно ли услышать музыку в живописи? В каких картинах звучит народная музыка,  в каких – профессиональ

ная, сочинённая композитором?

Расширение художественных впечатлений.

текущий

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: читать простое схематическое изображение.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров.

Личностные: наличие эмоционального отношения к искусству.

Научатся: выделять принадлежность музыки к народной или композиторской, сопоставлять и различать части: начало – кульминация – концовка; составлять графическое изображение мелодии

13

Разыграй песню.

 1

Закрепление изученного мате-риала; урок-игра.

В каких фразах песни одинаковая мелодия.  С каким настроением нужно петь каждую из этих мелодий.

Знакомство  с приёмами исполнительского развития в музыке; выявление  этапов развития сюжета

текущий

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные: этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость

Научатся: выразительно исполнять песню, составлять исполнительское развитие вокального сочинения исходя из сюжета стихотворного текста (на примере песни  «Почему медведь зимой спит» Л.К.Книппер, А.Коваленковой)

14

Пришло Рождество, начинается  торжество.

 1

Изуче-ние нового мате-

риала

Что общего в рождественских песнях разных народов? Знакомство с  народными праздниками, рождественскими песнями, духовной жизнью людей.

текущий

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: понимать содержание рисунка и соотносить его с музыкальными впечатлениями.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, слушать собеседника.

Личностные:

этические чувства, чувство сопричастности истории своей Родины и народа.

Научатся: выразительно исполнять рождественские песни; различать понятия народные праздники, рождественские песни (на примере песен «Рождество Христово», «Ночь тиха над Палестиной», «Зимняя сказка» С.Крылова)

15

Родной обычай старины

 1

Повто-рение и закрепление изученного мате-риала; урок-игра.

Сочинение  музыкальных пожеланий тем людям, к которым  идёшь в гости.

Расширение  и углубление знаний о культуре и обычаях народа через лучшие образы музыкального фольклора и композиторского творчества

текущий

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: узнавать, называть и определять явления окружающей действительности.

Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. Личностные:

укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа

Научатся: выразительно исполнять рождественские колядки.

Приобретут опыт музыкально-творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание.

16

Добрый праздник среди зимы.

 1

Обоб-щение и систе-мати-зация знанийурок-путешествие в мир музы-каль-ного театра

Какому из фрагментов созвучны слова свет, радость, добро, любовь?

На каких инструментах можно сыграть сопровождение к маршу у новогодней ёлки? Изображение движениями рук «Вальс снежных хлопьев».

Роль музыки в жизни человека с балетом «Щелкунчик» П.И.Чайковского

темати-ческий

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и усло-виями её реализации.

Познавательные: осознанно строить сообщения творческого и  исследовательского характера.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Личностные: 

развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзыв-чивости, продуктивное сотрудничество со сверстниками.

Научатся: определять настроение, характер музыки, придумывать ритмическое сопровождение, дирижировать на примерах: «Марша», «Па-де- де», «Вальса снежных хлопьев», из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского.

                                                                                                             Музыка  и ты (17 ч.)

17

Край, в котором ты живёшь

 1

Изуче-ние нового мате-

риала

С каким настроением нужно исполнять песни о родном крае? Какие чувства возникают, когда поёшь об Отчизне?

Сравнение речевых и музыкальных интонаций. Двухчастная форма, мажорный лад, повторяющиеся интонации.

текущий

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные:  ставить и формулировать проблему.

Коммуникативные: строить монологическое высказывание, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки.

Личностные:

Развитие эмоционально-открытого, позитивно- уважительного отношения к таким вечным проблемам жизни и искусства, как материнство, любовь, добро, счастье, дружба, долг.

Научатся: различать  понятия родина, малая родина; исполнять  песню с нужным настроением, высказываться о характере музыки, определять, какие чувства возникают, когда поёшь об Отечестве. («Тугантел» Г.Тукай)

18

Поэт, художник, композитор

 1

Обоб-щение и систе-мати-

зация знаний

Воплощение в рисунках образов полюбившихся героев музыкальных произведений.  Какое из произведений искусства - картина или стихотворение – созвучны этой музыке?

текущий

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации.

Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке. 

Личностные:

развитие эмоционального восприятия произведений искусства, определение основного настроения и характера музыкального произведения.

Научатся: находить общее в стихотворном, художественном и музыкальном пейзаже; понимать, что виды искусства имеют собственные средства выразительности (на примере «Пастораль» А.Шнитке, «Пастораль» Г.Свиридова, «Песенка о солнышке, радуге и радости» И.Кадомцева)

19

Музыка утра

 1

Изуче-ние нового мате-

риала

Выявление особенностей характера, настроения в каждой из предложенных пьес; понятие термина контраст. Выявление  особенностей  мелодического  рисунка,  ритмичного  движения,  темпа,  тембровых  красок  инструментов,  гармонии,  принципов  развитии  формы.  

текущий

Регулятивные: 

использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

 Личностные:

Наличие эмоционального отношения к произведениям музыки, литературы, живописи.

Научатся: проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения – чувства, характер, настроение на примерах музыки П.И.Чайковского «Утренняя молитва», Э.Грига «Утро», Д.Б.Кабалевского «Доброе утро», З.Хабибуллина   «Петух»

20

Музыка вечера

 1

Закре-пление изученного мате-

риала

Передача красками настроения вечера. Понятие контраст.  . Выявление  особенностей  мелодического  рисунка,  ритмичного  движения,  темпа,  тембровых  красок  инструментов,  гармонии,  принципов  развитии  формы.  Разучивание песни. Слушание песен.

текущий

Регулятивные:

 использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. 

Личностные:

Внутренняя позиция, эмоциональная отзывчивость, сопереживание, уважение к чувствам и настроениям другого человека.

Научатся: проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения на примерах музыки В.Гаврилина «Вечерняя», С.Прокофьева «Вечер», А.Хачатуряна «Вечерняя сказка»; понимать, М.Музаффаров «Тын бакчада» ( «В спокойном саду»);как связаны между собой речь разговорная и речь музыкальная.

21

Музыкальные портреты

  1

Изуче-ние и закреп-ление новых знаний

Как музыка помогла определить характер героя, его настроение. Какие слова помогут разгадать тайну незнакомца.

Проведение  интонационно-образного анализа музыкальных произведений

текущий

Регулятивные:  - преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные: 

узнавать, называть и определять героев музыкального произведения.

Коммуникативные: 

задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания

Личностные:

развитие эмоционального восприятия произведений искусства.

Научатся: проводить интонационно-образный анализ на примерах музыки С.Прокофьева «Болтунья», «Баба Яга», Н.Жиганова «Шаян кыз», передавать разговор  диалог героев, настроение пьес

22

Разыграй  сказку. (Баба Яга.  Русская сказка).

  1

Закре-пление изученного мате-

риала

Звучанием каких музыкальных инструментов можно украсить сказку и игру.

Знакомство  с образами русского народного фольклора и народной игрой «Баба Яга», нахождение  характерных интонаций  героев

 текущий

Регулятивные:

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. 

Личностные:

развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного  исполнения музыки

Научатся: выразительно исполнять колыбельную песню, песенку-дразнилку, определять инструменты, которыми можно украсить сказку и игру; выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения (изобразительные и выразительные)

23

У каждого свой музыкальный инструмент

  1

Повто-рение изученного мате-

риала

Какие инструменты ты услышал?

Исполнение  песни  по ролям, сопровождая игрой  на импровизирован-

ных  музыкальных инструментах

текущий

Регулятивные: 

применять установленные правила.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников. Личностные:

продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач.

Научатся: исполнять песню по ролям и играть сопровождение на  воображаемых  инструментах, далее на фортепиано с учителем, понимать характер музыки, сочетание  песенности с танцевальностью

24

Музы не молчали

  1

Изуче-ние нового мате-

риала

Как ты понимаешь слова подвиг, патриот, герой?  Вызвать чувство гордости и сопереживания за судьбу своей страны, сформировать понятия солист, хор, оркестр

текущий

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: с

тавить и формулировать проблемы.

Коммуникативные: 

ставить вопросы, формулировать свои затруднения, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки. Личностные:

Этические чувства, чувство сопричастности истории своей Родины и народа. Понимание значения музыкального искусства в жизни человека.

Научатся: объяснять понятия солист, хор, оркестр, отечество, память, подвиг; выразительно исполнять песни (на примере музыки А.Бородина  «Богатырская симфония», солдатской походной песни «Солдатушки, бравы ребятушки…», С.Никитина «Песенка о маленьком трубаче», А.Новикова «Учил Суворов»), Р.Яхин «Нәни Чапаев» («Маленький Чапаев»)

25

Музыкальные инструменты

  1

Изуче-ние  и закре-пление новых знанийурок-кон-церт

Сколько голосов  в песне? Что изменилось в музыке? Какой инструмент исполняет пьесу?

Проведение интонационно-образного анализа музыкальных произведений, обобщение, формулирование выводов.

текущий

Регулятивные: 

составлять план и последовательность действий.

Познавательные: 

ставить и формулировать проблемы.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника. Личностные:

развитие эмоционального восприятия произведений искусства. Оценка результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности.

Научатся: проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений, обобщать, формулировать выводы на примере пьесы «Сладкая греза» П.И.Чайковского, «Менуэта» Л.Моцарта, «Волынка»  И.С.Баха

26

Мамин праздник

  1

Обоб-щение и систе-мати-

зация знанийурок кон-церт

Как ты думаешь, какой инструмент мог бы украсить звучание колыбельной? Как должна звучать музыка? Какими движениями рук можно исполнить пульс колыбельной?

Цели: учить анализировать музыкальные сочинения, исполнять мелодию при помощи пластического интонирования.

текущий

Регулятивные: предвосхищать результат, осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных видах музыкальной деятельности.

Познавательные:  контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные:  договариваться о распределении функций и роли в совместной деятельности. 

Личностные:

этические чувства, уважительное отношение к родным: матери, бабушке. Положительное отношение к музыкальным занятиям

Научатся: анализировать музыкальные сочинения, импровизировать на музыкальных инструментах, выразительно исполнять песни «Спасибо» И.Арсеева, «Вот какая бабушка», Т. Попатенко, «Праздник бабушек и мам» М.Славкина, «Минем әби» («Моя бабушка») А.Ключарёва.

27

«Чудесная лютня» (по алжирской сказке).

Звучащие картины

  1

Обоб-щение и систе-мати-

зация знаний

Подбор  изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке.

Продолжение знакомства с музыкальными инструментами.

текущий

Регулятивные: моделировать, выделять, обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач.

Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения. 

Личностные:

развитие эмоционального восприятия произведений искусства.

Научатся: понимать контраст эмоциональных состояний и контраст средств музыкальной выразительности, определять по звучащему фрагменту и внешнему виду музыкальные инструменты (фортепиано, клавесин, гитара, лютня), называть их.

28

Музыкальные инструменты.

У каждого свой музыкальный  инструмент.

  1

Изуче-ние и закре-пление знаний

Сравнение  голосов инструментов (лютни и клавесина) с голосами уже знакомых  инструментов. Тембр какого современного инструмента напоминает звуки лютни. Что изобразил композитор в музыке.

 Ознакомление  с тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов.

текущий

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; принимать участие в групповом исполнении музыки. 

Личностные:

развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования

Научатся: определять старинные, современные инструменты, определять на слух звучание лютни и гитары, клавесина и фортепиано на примере пьесы «Кукушка» К.Дакена, песни «Тонкая рябина», вариаций А.Иванова-Крамского.

29

Музыка в цирке

  1

Обоб-щение изученного мате-риала

Как стучат копыта. Изображение цокота  ударами кулачков. Подбор слов, которые передают характер звучания пьес.

Создание  атмосферы циркового представления; осознание  роли и значения музыки в цирке.

текущий

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. 

Личностные:

эмоциональное отношение к искусству. Восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера.

Научатся: проводить интонационно- образный анализ музыкальных сочинений, изображать цокот копыт, передавать характер звучания пьес и песен:  «Выходного марша», «Галопа» и «Колыбельной» И.Дунаевского, «Клоуны» Д.Кабалевского, «Мы катаемся на пони».

30

Дом, который звучит

  1

Изуче-ние и закре-пление новых знаний

Через  песенность,  танцевальность  и  маршевость  мож-но совершать  путешествие  в  музыкальные  страны  - оперу  и  балет.  Герои  опер  - поют,    герои  балета  - танцуют. Пение  и  танец  объединяет  музыка.  Сюжетами  опер  и балетов  стано-вятся  известные  народные  сказки.

текущий

Регулятивные: использовать общие приемы решения задач.

Познавательные: ставить  и формулировать проблему, ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск нужной информации.

Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение. 

Личностные:

развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, продуктивное сотрудничество при решении музыкальных и творческих задач.

Научатся: определять понятия опера, балет, различать в музыке песенность, танцевальность, маршевость на примере музыки П.И.Чайковского «Щелкунчик», Р.Щедрина «Золотые рыбки» из балета «Конёк-Горбунок». Оперы М.Коваля «Волк и семеро козлят», М.Красева «Муха-Цокотуха»

31

Опера – сказка

  1

Закре-пление изученного мате-риала

Что такое опера-сказка. Какое настроение передаёт музыка. Характер какого героя  слышен в этой музыке. Какие персонажи исполняют песенную, танцевальную или маршевую музыку.

 Определение видов  музыки.

текущий

Регулятивные: 

применять установленные правила в планировании способа решения

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. 

Личностные:

развитие чувства сопереживания героям музыкальных произведений.

Научатся: определять понятия опера, выразительно исполнять фрагменты из детских опер «Волк и семеро козлят» М.Коваля, «Муха-Цокотуха» М.Красева

32

«Ничего на свете лучше нету…»

  1

Обобщение и систе-мати-зация знанийурок-кон-церт

Исполнение понравившейся песни из этой музыкальной фантазии, создание  своего собственного рисованного мультфильма.

Ознакомление  с музыкой, написанной специально для мультфильма «Бременские музыканты»  по сказке братьев Гримм.

текущий

Регулятивные: ставить новые задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: формулировать познавательную цель, оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников.

 Личностные:

эмоциональная  отзывчивость на яркое,  праздничное представление. Понимание роли музыки в собственной жизни.

Научатся: выразительно исполнять песни, фрагменты из музыки к мультфильму «Бременские музыканты» композитора Г.Гладкова; определять значение музыки в мультфильмах

33

Афиша музыкального спектакля. Программа

  1

Обоб-щение изученного мате-риала

Слушание полюбившихся произведений, заполнение афиши, исполнение любимых песен.

Итого-вый

Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и результата.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: 

ставить вопросы, предлагать помощь и договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятель-ности; работа в паре, группе. 

Личностные:

оценка результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности

Научатся: понимать триединство композитор-исполнитель-слушатель; осознавать, что все события в жизни человека находят свое отражение в ярких музыкальных и художественных образах

VIII. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1. Учебные пособия.

  • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М. Просвещение, 2010. – 191 с. – (Стандарты второго поколения).
  • Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б Логиновой. – М. Просвещение, 2010. – 120 с. – (Стандарты второго поколения).
  • Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 1. - М. Просвещение, 2009. – 317 с.
  • Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 2. - М. Просвещение, 2009. – 232 с. (Стандарты второго поколения).
  •  Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1. / [М.Ю. Демидова, С.В.Иванов,О.А. Карабанова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б Логиновой. – М. Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).
  • Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010. — 151 с.: ил.
  • Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями «Музыка»
  • Поурочные разработки,. «Уроки музыки 1класс» Критская Е.Д.  М.А.Давыдова  
  •            М.: Вако, 2013г.
  • Поурочные разработки Уроки музыки 1-4 классы М.А.Давыдова  М.Просвещение 2015г
  • Тетрадь на печатной «Музыка». 1 класс» Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина..- М.: «Просвещение», 2012.
  • Учебник «Музыка». 1 класс Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.. - М.: «Просвещение»,2013.
  • Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка». 1 класс(СD)

           

 2. Дидактические материалы.

  • Таблицы «по музыке для 1 класса».

3. Технические средства обучения.

  • Интерактивная доска
  • Мультемедийный проектор
  • Компьютер
  • Принтер

4.Информационно – коммуникационные средства.

   Школа России   /  http://school-russia.prosv.ru/ 

   Начальная школа/http://n-shkola.ru/arch/156.html 

   Каталог образовательных ресурсов сети Интернет: http://katalog.iot.ru/

   Единое окно доступа к образовательным ресурсам: http://window.edu.ru/window

   Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/

   Электронное приложение к учебнику

   http://www.proshkolu.ru/user/sapelkina/folder/19819/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке - 1класс ("Школа России")

МУЗЫКА ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  1 класс (33 ч)Программа:  Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. Музыка.// Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Крит...

Рабочая программа по музыке для 1-4 классов (УМК Школа России).

Программа по предмету «Музыка» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, примерн...

Рабочая программа по музыке "Школа России" 3 класс

Пояснительная запискаРабочая программа (ФГОС) по музыке для 3 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации&r...

Рабочая программа по музыке 2 класс по программе школа России с УУД

Рабочая программа по музыке 2 класс по программе школа России с УУД...