Рабочая программа по музыке 2 класс "Школа России"
рабочая программа по музыке (2 класс) по теме

Никитина Елена Васильевна

Программа составлена в по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx69.47 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая учебная программа по музыке  разработана и составлена в соответствии с федеральным государственным стандартом второго поколения  начального  общего образования, примерной программы начального общего образования  по музыке с учётом  авторской программы по музыке -  «Музыка. Начальная школа», авторов:   Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина.

Цели программы:

  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;
  • развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
  • обогащение знаний  о музыкальном искусстве;
  • овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).

Задачи программы:

  • развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;
  • понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;
  • освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);
  • изучение особенностей музыкального языка;
  • формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.

II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом. Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». Постижение музыкального искусства учащимися  подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.

III. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение предмета во 2 классе отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год (34 учебных недели)

IV. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь  образования, культуры и искусства.

Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает:

  • формирование опыта эмоционально-образного восприятия;
  • начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности;
  • приобретение знаний и умении;
  • овладение УУД

Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно –эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

V. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА, КУРСА.

1. Формирование личностных УУД.

  Предмет «Музыка» прежде всего, способствует личностному развитию ученика, поскольку обеспечивает понимание музыки как средство общения между людьми. В нем раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребёнка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатленные в художественных образах. На основе освоения обучающимися мира музыкального искусства в сфере личностных действий будут сформированы эстетические и ценностно-смысловые ориентации учащихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.

2. Формирование регулятивных УУД.  Система заданий и вопросов по музыке, ориентированная на формирование действий контроля и самоконтроля, оценки и самооценки процесса и результатов учебных действий, направлена на развитие регулятивных УУД.

3. Формирование познавательных УУД. В области развития общепознавательных действий изучение музыки будет способствовать формированию замещения и моделирования.

4.Формирование коммуникативных УУД. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на основе развития эмпатии и умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения.

В соответствии со стандартами второго поколения оцениванию подлежит опыт эмоционально - ценностного отношения школьников к искусству; знания музыки и знания о музыке; опыт музыкально-творческой деятельности, проявляющийся в процессе слушания музыки, пения, игры на элементарных детских музыкальных инструментах и др.; знания и способы деятельности выпускников начальной школы. Важным показателем успешности достижения результатов является участие выпускников в различных формах культурно - досуговой деятельности  класса,  школы.

Предметными результатами изучения музыки являются:

- устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства на примере пройденных музыкальных произведений, общее представление о музыкальной картине мира;

элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.

Метапредметными результатами изучения музыки являются:

- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) сo сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

- наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.

Личностными результатами изучения музыки являются:

- развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству;

- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов;

- позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

VI. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Тема раздела: «Россия – Родина моя» (3 ч.)

        Урок 1. Мелодия.   Композитор – исполнитель – слушатель. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Урок вводит школьников в раздел, раскрывающий мысль о мелодии как песенном начале, которое находит воплощение в различных музыкальных жанрах и формах русской музыки. Учащиеся начнут свои встречи с музыкой М.П.Мусоргского («Рассвет на Москве-реке»). Благодаря этому уроку школьники задумаются над тем, как рождается музыка, кто нужен для того, чтобы она появилась. Песенность, как отличительная черта русской музыки.

        Урок 2. Здравствуй, Родина моя! Моя Россия. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент). Формы построения музыки (освоение куплетной формы: запев, припев). Этот урок знакомит учащихся с песнями Ю.Чичкова (сл. К.Ибряева) «Здравствуй, Родина моя!»  и Г. Струве (сл. Н Соловьевой) «Моя Россия» - о Родине, о родном крае. Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Нотная запись поможет школьникам получить представление о мелодии и аккомпанементе.

Урок 3. Гимн России. Сочинения отечественных композиторов о Родине(«Гимн России» А.Александров, С.Михалков). Знакомство учащихся с государственными символами России: флагом, гербом, гимном, с памятниками архитектуры столицы: Красная площадь, храм Христа Спасителя. Музыкальные образы родного края.

Тема раздела: «День, полный событий» (6 ч.)

        Урок 4. Музыкальные инструменты (фортепиано). Музыкальные инструменты (фортепиано). Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Знакомство школьников с пьесами П.Чайковского и С.Прокофьева. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Элементы нотной грамоты.

        Урок 5. Природа и музыка. Прогулка. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Песенность, танцевальность, маршевость. Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах.

        Урок 6. Танцы, танцы, танцы… Песенность, танцевальность, маршевость. Основные средства музыкальной выразительности (ритм). Знакомство с танцами «Детского альбома» П.Чайковского и «Детской музыки» С.Прокофьева.

        Урок 7. Эти разные марши. Звучащие картины. Песенность, танцевальность, маршевость. Основные средства музыкальной выразительности (ритм, пульс). Интонация – источник элементов музыкальной речи.  Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Выразительность и изобразительность в музыке.

        Урок 8-9. Расскажи сказку. Колыбельные. Мама. Интонации музыкальные и речевые. Их сходство и различие. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент, темп, динамика). Выразительность и изобразительность в музыке. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык. 

Тема раздела: «О России петь – что стремиться в храм» (7 ч.)

        Урок 10-11. Великий колокольный звон. Звучащие картины. Русские народные инструментыВведение учащихся в художественные образы духовной музыки. Музыка религиозной традиции. Колокольные звоны России. Духовная музыка в творчестве композиторов («Великий колокольный звон» М.П.Мусоргского).

        Урок 12-13. Святые земли русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский. Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народные песнопения. Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Кантата («Александр Невский» С.С.Прокофьев).Различные виды музыки: хоровая, оркестровая.

     

       Урок 14. Молитва. Духовная музыка в творчестве композиторов (пьесы из «Детского альбома» П.И.Чайковского «Утренняя молитва», «В церкви»). 

       Урок 15-16. С Рождеством Христовым! Народные музыкальные традиции Отечества. Праздники Русской православной церкви. Рождество Христово. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Духовная музыка в творчестве композиторов. Представление  о  религиозных  традициях. Народные славянские песнопения.

                                                                        

Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 ч.)

 Урок 17. Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Разыграй песню. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, хороводы, игры-драматизации Наблюдение народного творчества. Музыкальные инструменты. Оркестр народных инструментов. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, пляски, наигрыши. Формы построения музыки: вариации.

Урок 18. Музыка в народном стиле. Сочини песенку. Народная и профессиональная музыка. Сопоставление мелодий произведений С.С.Прокофьева, П.И.Чайковского, поиск черт, роднящих их с народными напевами и наигрышами. Вокальные и инструментальные импровизации с детьми на тексты народных песен-прибауток, определение их жанровой основы и характерных особенностей.

Урок 19. Проводы зимы. Встреча весны.   Народные музыкальные традиции Отечества. Русский народный праздник. Музыкальный и поэтический фольклор России. Разучивание масленичных песен и весенних закличек, игр, инструментальное исполнение плясовых наигрышей. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции.

Тема раздела: «В музыкальном театре» (6ч.)

Урок 20-21. Детский музыкальный театр. Опера. Балет. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Музыкальные театры. Детский музыкальный театр. Певческие голоса: детские, женские. Хор, солист, танцор, балерина. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете.

        Урок 22. Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера. Музыкальные театры. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Симфонический оркестр. Музыкальное развитие в опере. Развитие музыки в исполнении. Роль  дирижера,  режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Дирижерские жесты.

        Урок 23-24. Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. Опера. Формы построения музыки. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов.

       Урок 25. «Какое чудное мгновенье!» Увертюра. Финал. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки. Увертюра к опере.

Тема раздела: «В концертном зале » (4ч.)

        Урок 26. Симфоническая сказка (С.Прокофьев «Петя и волк»).        Музыкальные  инструменты. Симфонический оркестр. Знакомство  с  внешним  видом,  тембрами,  выразительными  возможностями музыкальных  инструментов  симфонического оркестра. Музыкальные портреты в симфонической музыке. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности (тембр).

       Урок 27. «Картинки с выставки». Музыкальное впечатление. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальные портреты и образы  в симфонической и фортепианной  музыке. Знакомство с пьесами из цикла «Картинки с выставки» М.П.Мусоргского.

       Урок 28, 29. «Звучит нестареющий Моцарт». Симфония №40. Увертюра. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки. Развитие музыки в исполнении. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки: рондо. Знакомство учащихся с произведениями великого австрийского композитора В.А.Моцарта.

Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (5 ч.)

       Урок 30. Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты (орган). И все это Бах! Интонация – источник элементов музыкальной речи. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальные инструменты (орган). Композитор – исполнитель – слушатель. Знакомство учащихся с произведениями великого немецкого композитора И.-С.Баха.

      Урок 31. Все в движении. Попутная песня. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, темп).

       Урок 32. Музыка учит людей понимать друг друга. «Два лада» (легенда).Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, лад). Композитор – исполнитель – слушатель. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.

       Урок 33. Природа и музыка. «Печаль моя светла».   Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, лад). Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках.

       Урок 34.  Первый (международный конкурс П.И.Чайковского). Мир композитора (П.Чайковский, С.Прокофьев). Обобщающий  урок 4 четверти. Заключительный  урок – концерт. Общие представления о музыкальной жизни страны. Конкурсы и фестивали музыкантов. Интонационное богатство мира. Своеобразие (стиль) музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского). Обобщение музыкальных впечатлений второклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение  выученных и полюбившихся  песен  всего учебного  года


VII. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 

№ п/п

Дата

Дата

Тема урока

Решаемые проблемы (цель)

Планируемые результаты

план

факт

Понятие

Предметные результаты

УУД

Личностные результаты

Россия – Родина моя (3ч)

1

Мелодия.

ПрДля чего нужна мелодия?

Цель: познакомить с мелодией композитора Мусоргского.

композитор

Научатся определять какими чувствами наполнена музыка.

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя.

Познавательные: использовать общие приёмы решения задачи.

Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение в процессе слушания музыки

Адекватная мотивация учебной деятельности. Я - слушатель!

2

Здравствуй, Родина моя! Музыкальные образы родного края.

ПрДля чего нужны ноты?

Цель: Познакомить с сочинениями отечественных композиторов о Родине.

Мелодия, аккомпоне-мент, песня, ноты

Научатся отличать марши от песни марша.

Регулятивные: преобразовывать

познавательную задачу в практическую.

Познавательные: ориентация в способах решения задачи

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.(Работа в паре, группе).

Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа, уважительное отношение к культуре других народов.

3

Гимн России.

Цель:

Знакомство с государственными символами России.

Гимн, композитор

Выучат гимн России.

Регулятивные: ставить новые

учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: поиск и

выделение необходимой информации. Коммуникативные: ставить вопросы и обращаться за помощью

Наличие эмоционального отношения к искусству, эстетических взглядов на мир в его целостности , художественной самобытности и разнообразии

День, полный событий (6ч)

4

Музыкальные инструменты (фортепиано)

ПрЧто такое фортепиано?

Цель: познакомить с пьесами фортепиано.

Фортепиано, клавиатура, исполнитель, пианист

Научатся слушать пьесы, объяснять значения терминов.

Научатся слушать пьесы, объяснять  значения терминов.

Продуктивное сотрудничество

(общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих музыкальных задач

5

Природа и музыка. Прогулка

ПрКак звуками фортепиано можно показать простор между небом и землей, облаками и травой?

Песен-

ность

регистр

Научатся  отличать пьесы Мусоргского и Прокофьева

Регулятивные: формулировать

учебную задачу. Познавательные: ориентация в

разнообразии решения способов задачи

Коммуникативные: формулировать

собственное мнение и позицию

Внутренняя

позиция, эмоциональное развитие и сопереживание

6

Танцы…Танцы…

Танцы.

ПрДля чего нужны танцевальные жанры музыки?

Танце-вальные ритмы, пластика

Научатся представлять танцевальные жанры музыки. Познакомятся с графической записью мелодико-ритмической основы вальсов Чайковского и Прокофьева.

Регулятивные: выполнять учебные

действия в качестве композитора. Познавательные: использовать

общие приемы решения задачи. Коммуникативные: ставить

вопросы, формулировать свои затруднения, обращаться за помощью.

Мотивация учебной

деятельности

7

Эти разные марши. Звучащие картины.

ПрЧто такое марши?

Цель: познакомить с маршами Чайковского и Прокофьева.

Интонация шага, ритм марша

Научатся слушать марши.

Регулятивные: Формулировать и

удерживать учебную задачу. Познавательны: ориентация в

разнообразии решения способов задачи

Коммуникативные: проявлять

активность в решении

Принятие образа хорошего ученика

8

Расскажи сказку.

ПрДля чего нужны колыбельные?

Мелодия, аккомпоне-мент, вступление, интонация колыбель-ной, темп, динамика.

Выучат колыбельную песню «Спят усталые игрушки».

Регулятивные: использовать

установленные правила в контроле способа решения Познавательные: ориентация в

разнообразных способах решения Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать собственные затруднения

Наличие

эмоционального отношения к искусству

9

Колыбельные. Мама.

ПрКак звучит музыка?

Цель:

Показать какими интонациями насыщена музыкальная ткань сочинения

Музыка, композитор

Исполнят изученные песни.

Регулятивные: выполнять учебные

действия в качестве композитора. Познавательные: использовать

общие приемы решения задачи. Коммуникативные: ставить

вопросы, формулировать свои затруднения, обращаться за помощью.

Мотивация учебной

деятельности

О России петь – что стремиться а храм (7ч)

10

Великий колокольный звон. Звучащие картины.

ПрЧто такое колокол?

Цель: познакомить с звучанием колоколов, для чего они нужны.

Голоса-тембры колоколов, музыкаль-ный пейзаж.

Научатся различать звон колоколов.

Регулятивные: выполнять учебные

действия

Познавательные: использовать

общие приемы решения задачи. Коммуникативные: ставить

вопросы, формулировать свои затруднения, обращаться за помощью.

Мотивация учебной

деятельности

11

Русские народные инструменты.

Пр Для чего нужны народные инструменты? Что такое музыкальный фольклор?

Цель:познакомить с народнымиинструментами.

Бубен, балалайка, гармонь, гусли, трещётка, рожок, свирель, флейта

Научатся различать русские народные инструменты.

Регулятивные: выполнять учебные

действия в качестве слушателя и исполнителя.

Познавательные: поиск и

выделение необходимой информации. Коммуникативные: уметь

участвовать в хоровом пении (Работа в группе)

Наличие эмоционального отношения к искусству

12-13

Святые земли русской. Князь Александр Невский, Сергий Радонежский.

ПрКто такие Александр Невский, Сергий Радонежский.

Цель: познакомить со знаменитыми людьми России.

Кантата, хор, народные песнопения.

Научатся слушать  мелодии Прокофьева

Регулятивные: выполнять учебные

действия в качестве слушателя и исполнителя.

Познавательные: поиск и

выделение необходимой информации. Коммуникативные: уметь

участвовать в хоровом пении (Работа в группе)

Наличие эмоционального отношения к искусству

14

Молитва

ПрЧто такое молитва?
Цель: познакомить с жанром молитвы.

Мелодия, композитор

Познакомятся с пьесой Чайковского «Утренняя молитва», «В церкви».

Регулятивные: выполнять учебные

действия в качестве слушателя и исполнителя.

Познавательные: поиск и

выделение необходимой информации. Коммуникативные: уметь

участвовать в хоровом пении (Работа в группе)

Наличие эмоционального отношения к искусству

15-16

С Рождеством Христовым!

ПрЧто мы называем Рождеством?

Цель: Познакомить с преданием о рождении Иисуса Христа

Песнопения, рождество Христово, Иисус

Научатся прослушивать балет-сказку Чайковского «Щелкунчик». Выучат песню «Рождественская песенка»

Регулятивные: выполнять учебные

действия в качестве слушателя и исполнителя.

Познавательные: поиск и

выделение необходимой информации. Коммуникативные: уметь

участвовать в хоровом пении (Работа в группе)

Наличие эмоционального отношения к искусству

Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (3ч)

17

Плясовые наигрыши. Разыграй песню.

ПрЧто такое наигрыши?

Пляска, наигрыши, вариация

Научатся определять плясовые наигрыши, тембр музыкальных инструментов оркестра русских народных инструментов

Регулятивные: выполнять учебные

действия в качестве слушателя и исполнителя.

Познавательные: поиск и

выделение необходимой информации. Коммуникативные: уметь

участвовать в хоровом пении (Работа в группе)

Наличие эмоционального отношения к искусству

18

Музыка в народном стиле. Сочини песенку.

ПрЧто такое музыкальный фольклор?

Хоровод, русские народные песни, напев, наигрыш, регистр

Научатся сравнивать мелодию народной плясовой «Камаринская» с одноименной пьесой из «Детского альбома» Чайковского.

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные: ставить и формулировать проблему

Коммуникативные: строить монологическое высказывание, учитывать настроение других людей

Развитие эмоционально-открытого, позитивно-уважительного отношения к таким вечным проблемам  жизни и искусства, как материнство, любовь, добро, счастье, дружба.

19

Проводы зимы. Встреча весны… Вороний праздник.

ПрЧто такое Масленица?

Цель: познакомить с праздниками русского народа.

Масленица, песенка-закличка, выразитель-ность

Разучат масленичные песенки «А мы масленицу дожидаем», «Едет масленица дорогая»

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации.

Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника

Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, определение основного настроения и характера музыкального произведения.

В музыкальном театре (6ч)

20

Детский музыкальный театр. Опера.

Пр Что такое опера?

Цель: познакомить с оперой «Волк и семеро козлят».

Опера, хор, солисты, инструментальное сопровождение

Научатся инсценировать импровизацию русской народной сказки «Теремок»

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров  при выработке общего решения.

Наличие эмоционального отношения к произведениям музыки, литературы, живописи

21

Балет

ПрЧто такое балет?

Цель: путешествие в музыкальный театр.

Балет, балерина, танцор

Научатся сопоставлять основу содержания балета .Разучат песню «Сказки гуляют по свету».

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения

Внутренняя позиция, эмоциональная отзывчивость, сопереживание, уважение к чувствам и настроениям другого человека

22

Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера.

ПрДля чего нужна палочка дирижеру?

Симфонический оркестр, дирижёр, дирижёрс-кие  жесты

Научатся  определять образный строй музыки. Принадлежность к песенной, танцевальной или маршевой сферам

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные: задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания.

Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным музыкально-практической деятельности

23-24

Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы.

ПрПочему поэт назвал стихотворенье «песнью».

Первое действие, солист, хор, увертюра

Заинтересуются восприятием музыки, вокализацией основных тем. Выучат заключительную часть оперы «Славься великим богам!»

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Развитие моти-

ва  музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования.

25

Увертюра. Финал.

ПрЧто такое увертюра?

Цель:

 Показать, почему Глинка использовал первоначальную тему «Увертюры».

Увертюра, контраст, композитор, финал

Узнают что увертюра это вступление к опере.

Регулятивные: применять установленные правила.

Познавательные: самостоятельно

Выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников.

Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач.

В концертном зале (4ч)

26

Симфоническая сказка. С.Прокофьев «Петя и волк».

ПрЧто такое симфонический оркестр?

Цель: познакомить с симфонической сказкой Прокофьева «Петя и волк».

Сюжет, тема, тембр, инструмен-ты симфонического оркестра.

Научатся слушать симфоническую сказку.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: ставить и формулировать проблемы.

Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать свои затруднения.

Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач.

27

Картинки с выставки. Музыкальное впечатление.

Цель:

Познакомить с выразитель-ностью и изобразитель-ностью в музыке.

Сюита, выразитель-ность, изобрази-тельность,

Познакомятся с пьесами из цикла «Картинки с выставки» Мусоргского

Регулятивные: предвосхищать результат, осуществлять первоначальный контроль своего участия в музыкальной деятельности.

Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Развитие эмоционального восприятия произведений искусства. Оценка результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности

28

Звучит нестареющий Моцарт.

Цель:Знакомст-во с творчеством великого австрийского композитора Моцарта.

Опера, симфония, рондо.

Познакомятся с творчеством Моцарта, пьесой «Картинки с выставки».

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач

Коммуникативные: обращаться за помощью, принимать участие в групповом музицировании.

Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала

29

Симфония № 40. Увертюра.

ПрКакие чувства передает композитор в своей музыке?

Дирижёр, симфония, симфоническая партитура, контраст

Научатся сравнивать звучание фрагментов двух увертюр – русского композитора Глинки из оперы «Руслан и Людмила» и зарубежного композитора Моцарта из оперы «Свадьба Фигаро»

Регулятивные: моделировать, выделять, обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач.

Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения.

Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности.

Чтоб музыкантом быть, так надобно умение (6ч)

30

Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты (орган). И всё это Бах.

ПрЧто такое орган?

Что такое музыкальный цветок?

Цель: познакомить с музыкальным цветком.

Орган, менуэт, оркестр, музыкаль-ный цветок.

Познакомятся с творчеством Баха. Разучат песню «За рекою старой дом».

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Эмоциональное отношение к искусству.  Восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера.

31

Всё в движении. Попутная песня. Музыка учит людей понимать друг друга.

ПрКак музыка учит понимать друг друга?

Выразительность, изобрази-тельность, темп, контраст, скороговор-ки, танец, песня, марш.

Разучат мелодии пьес Свиридова «Весна» И «Осень».

Регулятивные: использовать общие приемы решения задач.

Познавательные: ставить и формулировать проблему. Ориентироваться в информационном материале учебника.

Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение.

Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкальных и творческих задач.

32

Два лада. Легенда. Природа и музыка. Печаль моя светла.

ПрЧто такое легенда? Как связана природа и музыка?

Цель: познакомить с музыкальной речью как способом общения между людьми, её эмоциональное воздействие на слушателей.

Лад, рисунок, цвет, мелодия, мажор, минор, тембр, краска.

Научатся различать веселые и грустные песни.

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Развитие чувства сопереживания героям музыкальных произведений. Уважение к чувствам и настроениям другого человека.

33

Мир композитора (П.Чайковский, С.Прокофьев).

Пр О каких явлениях жизни рассказывает слушателям музыка Прокофьева и Чайковского

Цель:Познакомить с творчеством Чайковского и Прокофьева.

Консервато-рия, конкурс, концерт, стиль, музыкальная речь.

Научатся сравнивать пьесы циклов по общим тематическим линиям: природа и человек в музыке, мир детских игр и увлечений.

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: формулировать цель, оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников.

Эмоциональная отзывчивость на яркое, праздничное представление. Понимание роли музыки в собственной жизни.

34

Могут ли иссякнуть мелодии?

ПрМогут ли иссякнуть мелодии?

Цель:

Общие представления о музыкальной жизни страны.

Научатся составлять афиши и программы концерта.

Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в план.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: ставить вопросы, предлагать помощь и договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Наличие эмоционального отношения к искусству, развитие ассоциативно-образного мышления.


Материально – технического обеспечения образовательного процесса

Печатные пособия

  1. Атласы музыкальных инструментов.
  2. Портреты композиторов.
  3. Схема: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров.
  4. Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

  1. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства  «Кирилл и Мефодий».
  2. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо».
  3. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи».
  4. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.».
  5. Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов».
  6. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/.
  7. CD-ROM. «Мир музыки». Программно-методический комплекс».

Технические средства обучения

  1. Музыкальный центр.
  2. Компьютер.
  3. Экран.
  4. Проектор.

Экранно-звуковые пособия

  1. Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.
  2. Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.
  3. Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей.
  4. Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей.
  5. Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов.
  6. Видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов.
  7. Нотный и поэтический текст песен.
  8. Изображения музыкантов, играющих на различных инструментах.
  9. Фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке - 1класс ("Школа России")

МУЗЫКА ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  1 класс (33 ч)Программа:  Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. Музыка.// Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Крит...

Рабочая программа по музыке для 1-4 классов (УМК Школа России).

Программа по предмету «Музыка» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, примерн...

Рабочая программа по музыке "Школа России" 3 класс

Пояснительная запискаРабочая программа (ФГОС) по музыке для 3 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации&r...

Рабочая программа по музыке 2 класс по программе школа России с УУД

Рабочая программа по музыке 2 класс по программе школа России с УУД...