Урок музыки "Виват, Россия!"
план-конспект урока по музыке (3 класс) по теме

Научить  слушать и анализировать лучшие образцы русской музыкальной культуры прошлого и настоящего, познакомить с жанром виватного канта, углубить  понимание мелодии как основы музыки, развивать вокальные и исполнительские  способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vivat_rossiya.docx25.96 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                Конспект открытого урока по музыке.  Учитель Цыганова О.С.

Класс 3 (по программе Критской, Сергеевой, Шмагиной)

Раздел: «Россия – Родина моя» ( 1 четверть)

Тема урока:  Виват,   Россия!

Тип – получение новых знаний;

Форма -   урок-диалог

Цели деятельности учителя: показать многогранность музыки; создать условия для свободных высказываний по теме; способствовать формированию музыкальной культуры учащихся, развитию и углублению  интереса к музыке и музыкальной деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся  слушать и анализировать лучшие образцы русской музыкальной культуры прошлого и настоящего, познакомятся с жанром виватного канта, углубят  понимание мелодии как основы музыки, ее души; получат возможность развивать вокальные и исполнительские  способности.

Метапредметные:

  • познавательные – внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, анализируют и строят рассуждения;
  • коммуникативные – осваивают диалоговую форму общения;
  • регулятивные – организовывают свою деятельность, принимают ее цели и задачи, принимают средства реализации этих целей и применяют их на практике;

Личностные – чувство гордости за свою Родину, российский народ  и  историю России, осознание своей этнической и национальной  принадлежности на основе изучения музыкального наследия русских композиторов, различных направлений современного музыкального искусства России; оценивают результаты деятельности.

Методы:

-  метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

-  метод «выхода за пределы музыки»;

 - метод тождества и контраста;

- метод создания «композиций»;

 - метод эмоциональной драматургии.

Музыкальный материал: Виватные канты «Радуйся, Росско земле!», «Орле Российский», «Моя Родина» - сл. А.И. Пилецкой, муз. Л.Г Ядовиной, «Вместе весело шагать» В.Шаинский,  «Что может быть лучше России?»

                                        Ход урока

Организационный момент

( Вход учащихся под песню В.Шаинского «Вместе весело шагать)

1. Постановка учебной задачи.

Учитель: - Здравствуйте, ребята! Сегодня я приглашаю вас в небольшое, но очень интересное музыкальное путешествие. Вы ведь любите путешествовать?

Дети: Конечно, любим!

Учитель: И  отправляясь в путешествие, вы, наверное, ждете чего-то необычного? Что может нам подарить путешествие?

Дети: Хорошее настроение, новые встречи, новые открытия.

Учитель: Вы правы, ребята, в любом путешествии вы обязательно откроете для себя что-то новое. Итак, отправляемся.

Проводится  дыхательная и дикционная разминки,  распевание:

- Представьте, что в лицо нам дует легкий ветерок ( приподняли бородки, выпрямили спинки, подтянулись) ;

- Цветы и травы приветствуют нас своим ароматом (легкий вдох - долгий выдох );

- Где-то вдалеке  мы слышим кукушку (ку-ку, ку-ку);

- А над цветком закружила труженица-пчела  ( ж – ж – ж – ж);

- Солнышко согревает нас своим теплом ( пропели мажорное  трезвучие со словами - НАМ  ХО-РО-ШО!)

2. Актуализация опорных знаний. Выполнение задач реконструктивно-вариативного характера.

1. Работа по теме урока.

Учитель: - Издалека доносится песня. Внимательно вслушайтесь в нее и посмотрите видеоролик. Придумайте название песни.

Просмотр видеоролика на песню «Ромашковая Русь»

Учитель: – О чем поется в этой песне и как бы вы ее назвали?

                      Ответы детей.

Учитель: -  Мы продолжаем с вами разговаривать о России - нашей Родине. Какие музыкальные произведения уже рассказали нам о таком чувстве, как любовь к Родине?

Дети: - П.И. Чайковский. Симфония № 4; романс «Благословляю вас, леса...»;

Учитель:  -  Сегодняшний   разговор   пойдет   также   о   произведениях, посвященных Родине и ее защитникам.

                              Составление кластера ( ассоциации со словом Родина).

Учитель: - Какие чувства возникают у вас, когда вы видите или слышите такие слова?

Дети: - Теплые, ласковые, нежные чувства.

Учитель: - Как еще можно назвать эти возникшие чувства?

Дети: -  Лирические.

Учитель: Вы уже много пели песен с разными мелодиями – веселыми и грустными, лирическими и танцевальными. А что же такое мелодия?

          Запись в тетрадь: Мелодия -  главное средство музыкальной выразительности.

2. Вокально-хоровая работа над песней «Моя Родина»:

  • работа над фразировкой,
  • кантиленным звуковедением,
  •  дикцией,
  • правильным звукообразованием,
  • выразительным  исполнением.

Учитель: - Передайте характер песни движениями рук. Какими они будут?

Дети: - Плавными, мягкими.

Учитель: - В какой форме написана эта песня? Поясните свой ответ.

Дети: - В песне двухчастная форма, так как в ней есть запев и припев.

Учитель: - В сопровождении каких инструментов звучала  эта  песня?

                                Ответы детей.

            Запись в тетрадь:  Музыкальное сопровождение песни называется  

                                             аккомпанементом.

                          Физкультминутка с элементами импровизации.

Учитель:      Попробуйте придумать мелодию к этим словам и потом пропоем мелодию с движениями.

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Встрепенулся, шевельнулся,

Взвился в высь и улетел.

Учитель: А теперь я предлагаю вам прослушать новое произведение.  

                           Звучит кант «Радуйся, Росско земле!» 

Учитель: - Что вы можете сказать об этом произведении? Какими чувствами оно наполнено?

Дети:  В музыке звучало торжество, величие, восхваление, гордость.

Учитель:  Как вы думаете, эта песня современная или старинная? Попробуйте объяснить свой ответ.

Дети:  Это песня старинная.

Учитель:    Да, ребята, это песня времен царствования Петра I. Давайте откроем учебник на стр. 12-13. Вот этот старинный свиток приготовил нам рассказ о канте. Внимательно его прочитаем.

(Чтение материала учебника «Музыка. 3 класс» - стр. 12-13.)

Учитель:   Что такое кант?

        Запись в тетрадь:  Кант – это многоголосная бытовая песня.

Учитель: Какое слово часто повторялось?

Дети:  Виват!

Учитель:  Давайте произнесем:  «Виват, Россия!» Что означает слово «виват»?

Дети: Да здравствует! Славься, Россия!

Учитель: Во времена Петра канты были элементами различных торжеств. Например, специально для празднования дня победы в Полтавской битве (1709 г.) было сооружено 7 триумфальных ворот, наверху которых размещались музыканты-инструменталисты и певцы, исполнявшие специально сочиненные стихи и канты.

Во время правления Петра I Россия вела войну со Швецией за выход к Балтийскому морю. Это война называлась Северной, длилась 21 год и закончилась победой России. Вот уж есть от чего воскликнуть: «Слава!», «Да здравствует!» или ...?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Дети:  Виват!

Учитель: Давайте воскликнем хором -  «Виват!»

Учитель: А теперь споем виватную интонацию канта «Радуйся, Росско земле!»

                                             Исполнение.

Учитель: Как вы думаете, сходна ли речевая и музыкальная интонация канта?

Дети: Они похожи.

Учитель: А теперь выясним, существовали ли какие-либо особенности исполнения виватных кантов? Для этого мы создадим разные условия исполнения и выберем наиболее подходящие.

Исполнение по рядам:

1 ряд - торжественно стоит при исполнении;

2 ряд - марширует;

Учитель: Какие движения наиболее подходят характеру звучания? Дети высказывают свои предположения.

Учитель: Особенность виватных кантов еще и в том, что их можно исполнять и абсолютно не двигаясь, как гимн, а также и в массовом шествии и в обычной прогулке.

 (Учитель предлагает детям  повторить исполнения самостоятельно, выбрав

характер движений)

Учитель: А сейчас мы прослушаем еще одно музыкальное произведение. Ваша задача - определить, в каком жанре оно написано.

Звучит виватный кант «Орле Российский».

Дети: Прозвучал виватный кант.

Учитель: Почему вы так считаете, почему это не романс, не симфония и не

песня?

Дети: Потому что это старинное, торжественное произведение, в котором звучит прославление и возвеличивание, маршевость и песенность одновременно, многоголосие.

Учитель: Это кант, прославляющий Россию и ее защитников, «Орле российский», посвященный Полтавскому сражению. Только ли торжество звучало в музыке?

Дети: Звучание было и трагическим - это скорбь о погибших.

Учитель: Скажите, а известны ли нам авторы данных кантов?

Дети: Нет, авторы неизвестны.

Учитель: Судя по тому, с какой гордостью, ликованием, торжеством они звучат, можно сказать, что их авторы - настоящие патриоты. А кто такой патриот?

                            Ответы детей.

 Учитель: - Патриот - это человек, который горячо любит свою Родину, учится и трудится на ее благо, приумножает ее богатства, а если понадобится, он должен быть готов встать на ее защиту.

Учитель: - Скажите, ребята, а мы можем быть патриотами? Что нам для этого надо?

Дети: - Мы должны любить свою Родину, беречь ее природу, помогать людям и т.д.

Учитель: - Итак, путешествие наше подходит к концу. Куда же мы с вами путешествовали? Давайте вернемся к началу  урока и обозначим тему урока.

                                   Ответы детей.

Учитель: Да, ребята, мы совершили путешествие в историю нашей  Родины.

3. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

Учитель:   -  Как бы вы назвали наш сегодняшний урок?

                   - Так что же такое кант?

                   -  Что такое виватный кант?

                   - Что означает слово «виват»?

                   - Что особенного в исполнении канта?

                   -  С какими кантами познакомились на уроке?

(Дети отвечают на вопросы, поставленные учителем)

Учитель: Виватные канты рассказали нам о подвигах защитников Родины. На следующем уроке мы продолжим знакомство с героями-патриотами.

                                  Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира.Тема урока "Как Россия у Европы училась."

Презентация к уроку окружающего мира.Тема урока "Как Россия у Европы училась." 4 класс....

Материал к уроку в День знаний. "Урок гражданина России".

2 класс. День Знаний.Ребята, что такое РОДИНА, ОТЧИЗНА? Как вы это понимаете? Что они значат для человека?А как вы думаете, с чего начинается Родина для каждого?.. С кем сравнивает автор Россию? Почем...

Конспект урока по окружающему миру"Золотое кольцо России", 1 урок (Школа России, 3 класс)

Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с городами Золотого кольца России и некоторыми ихдостопримечательностями. Планируемые результаты:Предметные:- знать города, входящие в Золотое кол...

Конспект урока по окружающему миру "Золотое кольцо России", 2 урок (Школа России, 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о городах, входящих в «Золотое кольцо России» и ихдостопримечательностях. Планируемые результатыПредметные- знать, что т...