Урок "Кантата "Александр Невский"
план-конспект урока по музыке (3 класс) на тему

дмитрий михайлович кормилицын

ход урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon a_nevskij_3_.doc41 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

УРОК МУЗЫКИ В 3 КЛАССЕ
Тема «Кантата Александр Невский»

Цель: познакомить с новым понятие «кантата», с творчеством С.С.Прокофьева.
Задачи: 
Развивающие: совершенствовать музыкальное восприятие, развивать умение анализировать, сравнивать, выделять главное;
Обучающие: формировать знания о новой музыкальной форме – «кантата», в процессе слушания уметь выделить средства выразительности, которыми пользовался композитор;
Воспитательные: на основе музыкального восприятия воспитывать любовь к музыке, испытывать гордость и восхищение подвигами Александра Невского, вызывать чувство патриотизма, обогащать духовный мир детей.

Планируемые результаты:

Предметные:

-выявлять значимость трёхчастного построения музыки

-передавать в пении героический  характер музыки

Метапредметные:

-осознание действия принципа контраста в развитии образов кантаты С.Прокофьева

-овладение навыками выразительного и речевого высказывания в процессе размышления , восприятия музыки и музицирования:

Личностные:

-проявлять эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения различного образного содержания

Оборудование:  презентация «Александр Невский», таблицы « Средства выразительности», фрагмент х/ф «Александр Невский»,  картина «Ледовое побоище».
Музыкальный материал:  колокольный звон,   хор «Вставайте, люди русские», песня Александрова «Вставай, страна огромная».

Ход урока:

1.Организационный момент. Музыкальное приветствие учеников 

(поёт ученик) Добрый день!
Дети поют: Добрый день!
Ученик : Встретились мы снова.
Дети: Встретились мы снова.
Ученик: Слушать музыку и петь вы всегда готовы?
Дети: Слушать музыку и петь мы всегда готовы.

На фоне звучания колокольного звона – декламация:
Среди дубравы
Блестит крестами
Храм златоглавый
С колоколами…
К себе он тянет неудержимо,
Зовет и манит он в край родимый…
И сердце радостно
Дрожит и тает,
Пока звон благостный
Не замирает.

2.Актуализация знаний. (Загадки про колокольный звон).

Учитель загадывает загадки детям. Кто правильно назовёт о чём идет речь, тот получает  жетон. У кого больше жетонов , тот победитель.

Хоть нем я и глух ,  а станешь бить меня я закричу.

Кричит без языка , поёт без горла.

С ушами – глух, тревожу слух.

3.Постановка проблемного вопроса. Объяснение нового материала.

Учитель: « Ребята, вы знаете как появился колокольный звон ?

Ребята отвечают….

Учитель: О колокольных звонах  расскажет нам ученик….(презентация прилагается).

Нельзя себе представить Россию без храмов и колокольного звона. Это как символы России, её неотъемлемая часть. Колокола звонили и в великие праздники - благовесты, и тяжелую минуту испытаний – набаты, которые предупреждали людей о нависшей опасности. Колокольным звоном встречали только что родившегося человека, и провожали его в последний путь. Звоном колоколов встречали своих героев-воинов, защищавших родные земли от нападения врагов. А героями наша земля была издавна богата. И среди них  славный сын земли русской  великий полководец Александр Невский
(портрет Александра Невского художника П. Корина )
Посмотрите на портрет и скажите, каким был Александр Невский? (сильным, мужественным, волевым)
Великий князь Александр опирается на меч, готов в любую минуту нанести удар тому, кто нападет на его родную землю.

Это под его руководством под Невой была одержана победа над шведами, а ведь ему тогда было только 20 лет. А в 22 года он разбил рыцарей-тевтонов на Чудском озере. Битва эта вошла в историю под названием «Ледовое побоище».
(фрагмент х/ф «Александр Невский» )В1938 году был создан художественный фильм «Александр Невский». К этому фильму С.С. Прокофьевым была написана музыка. Позднее, в 1939 году - кантата «Александр Невский».  

Учитель: А теперь я вам расскажу интересные факты об  Александре Невском.

Когда Александру Невскому исполнилось 4 года , в Спасо-Преображенском  соборе его провели через обряд посвящения в воины и он стал княжичем.

Он  считал, что войну можно выиграть дипломатическим путём.

Разгром шведов и немцев на Неве – это первая большая победа князя.

4. Восприятие нового материала.  

( даётся определение  канту, кантате)Учитель говорит. «Ребята, а что такое кант?  Ученик отвечает: Кант – хвалебная песнь.
А кантата? Ученица отвечает: «Кантата это – крупное музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей, исполняемых хором, солистами и оркестром. (запись в тетради)
Учитель: Сейчас мы с вами послушаем одну из частей кантаты «Вставайте, люди  русские!»
- В начале хора, что вы услышали? -(звон колокола)
- Как этот звон называется?- (набат)
- Какая песня по характеру? -(мужественная, сильная и т.д.)
- Везде ли одинаково звучит музыка? - (нет, в средней части музыка напевная, спокойная)
- От лица кого поется средняя часть?- (женщин, матерей)
- Какие интонации мы слышим в этой музыке?- (призывные, требовательные)

Давайте отметим, какими средствами выразительности добился композитор такого характера.
(На доске ученики дают характеристику средствам музыкальной выразительности).
Мелодия-призывная
Лад- Мажор
Регистр-Средний, низкий
Звуковедение - Четкое
Темп-Умеренный
Динамика-Громко
Учитель:  Фильм «Александр Невский» был создан в 1938 году, в то время, когда гитлеровцы уже начали свое варварское вторжение в страны Европы, а в 1941 году фашистская Германия напала на нашу страну. И из всех радиоприемников звучала песня «Вставай, страна огромная!» музыка А.В. Александрова и «Вставайте, люди русские» музыка С.С. Прокофьева.

Звучит фрагмент песни «Вставай, страна огромная»

- Учитель: Что общего у этих песен?

Ответы учеников (интонации призыва, патриотизма)
-Учитель: Вот так соединились 13 и 20-й века, а соединила их сила искусства. Песни поднимали у людей чувства патриотизма, вели на битвы, помогали совершать подвиги. А имя Александра Невского навсегда осталось в истории как символ героизма и командирской доблести. Во время войны в 1942 году был учрежден орден Александра Невского, которым награждались офицеры Красной армии за проявленную личную отвагу.
5.Физкультминутка. Игра.
За великие дела во славу земли русской Александр Невский был причислен к лику святых.
Со временем  имя Александра Невского возглавило список великих людей России. Во времена Александра Невского и в царские времена довольно часто происходили различные войны. И во время военных походов очень поднимали дух солдат бодрые, маршевые песни. Одну из таких песен мы сейчас с вами споем.

Исполнение русской народной песни « Солдатушки , бравы ребятушки».
1. Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваши деды? - поют девочки

Наши деды – славные победы,
Вот где наши деды!- поют мальчики

2. Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваши сестры?
Наши сестры – пики сабли востры,
Вот где наши сестры!
3. Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваша слава?
Наша слава – русская держава,
Вот где наша слава!
(работа над песней)

6.Тестирование по изученному материалу.
1.С каким героем вы познакомились на уроке?-(Александр Невский)
2.Какой композитор посвятил этому герою свое произведение?-(Сергей Прокофьев)
3.Какое произведение мы слушали? -кантата «Александр Невский

4.Какие средства музыкальной выразительности мы узнали сегодня на уроке?-(мелодия ,лад, темп ,динамика ,регистр , звуковедение ).

5.Что такое динамика?-(сила звука)

6.Что такое темп?-(скорость произведения)

7.Кем стал Александр Невский, когда оставил военную службу?-(святым)

7.Рефлексия.

У учеников на столе лежат смайлики.

Учитель: «Ребята, оцените свою работу с помощью этих смайликов.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему :" Александр Невский".

Данный материал может использоваться как на классном часе , так и на уроках окружающего мира....

Классный час "Александр Невский".

Цель: Познакомить с биографией Александра Невского.Закрепить знания  о достопримечательностях Санкт-Петербурга.Развивать интерес к истории  России, родного города.Воспитывать чувство п...

Эссе "Александр Невский"

Рассказ о  великом князе...

Александр Невский

В презентации показана жизнедеятельность Александра Невского. Презентация может быть полезной и на уроках и во внеурочной деятельности....

Октябрятский сбор на тему: «Рыцари земли русской - А. Невский, Д Донской, М. И. Кутузов»

Цель сбора: Формирование у детей осознанного отношения к ценностям национальной культуры, к прошлому.Воспитывать любовь к Родине....

Сценарий классного часа "Александр Невский - лицо России"

Данный материал может быть использован на классных часах о героическом прошлом нашей Родины....