Конспект урока по музыке для 4 класса "Роль песни в военное время"
план-конспект занятия по музыке (4 класс) на тему

Выжимова Юлия Васильевна

Конспект урока по музыке для 4 класса "Роль песни в военное время"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc92.5 КБ
Файл k_uroku_dlya_grupp.docx16.6 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 –

«ШКОЛА СКОЛКОВО-ТАМБОВ»

Методическая разработка урока

по музыке

в  4 классе на тему:

«Роль песни в военное время.»

               

                                      Автор:  учитель начальных классов

                Выжимова Юлия Васильевна

2017/2018 уч. г.

Класс: 4

Тема: «Роль песни в военное время.»

Цель урока формирование представлений детей о роли песен в военное время. 

Задачи урока: 

- Через эмоциональное воздействие военной песни создать условия, чтобы учащиеся увидели войну глазами старшего поколения, испытали гордость за совершённые ими подвиги, воспитать уважение к прошлому Родины. 

- Познакомить  учащихся с музыкальным и историческим прошлым через творчество композиторов-песенников военных лет.

- Развить творческое нестандартное мышление и воображение учащихся посредством слушания и анализа  музыкальных произведений, ассоциативных связей музыки с литературой, историей, киноискусством.

Оборудование: аудиозаписи песен, компьютер, презентация, мультимедийный проектор. Карточки с названием песен, годами , информацией.

Планируемые результаты

Предметные:

  • научатся слушать, анализировать песни Великой Отечественной войны; определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп) в музыкальных произведениях; передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • определяют критерии оценки, анализируют и оценивают по заданным критериям результаты собственной и коллективной музыкально-творческой работы;
  • определяют цель и ставят учебные задачи, осуществляют поиск средств их решения (под руководством учителя);
  • планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

  • внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы;
  • для получения необходимой информации используют дополнительную литературу;
  • сопоставляют различные образцы военных песен;
  • анализируют и делают выводы, строя рассуждения.
  • сравнивают музыкальные произведения по заданным критериям.

Коммуникативные:

  • осваивают диалоговую форму общения;
  • рассуждают о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека.

Личностные:

  • понимают музыкальную культуру как часть человеческой жизни и отражение в ней исторических событий.
  • оценивают результаты деятельности

Музыкальный материал:

  • «Священная война»
  • «В землянке»
  •  «Темная ночь»
  •  «День Победы»
  • «Катюша»

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

Приближается святой праздник для нашего народа. Отшумели бои, поросли травой окопы. Но мы помним трагичные и кровавые события 1941−1945 годов. Войны, подобной Великой Отечественной страна не знала никогда. 27 миллионов человеческих жизней в нашей стране унесла эта война, сотни тысяч городов и сел сравняла с землей.

 Наш урок, я хотела бы начать с минуты молчания, давайте почтим память тех, кто защищал свою родину, защищал нас и наше будущее.

2. Постановка цели и задач урока.

 -  Сколько произведений, посвящено этой трагедии. Скажите, догадались ли вы о теме нашего сегодняшнего урока? ( Да, это песни ВОВ)

  - Как вы думаете, что нового мы сегодня узнаем? Какая цель нашего урока?( Узнать о военной песни, о создании)

Какие задачи себе поставим?

3) Актуализация знаний.

Какие песни  о войне вы знаете?

- Как вы думаете нужны ли были песни в то время?

Какие они были, какого характера были песни? О чем были песни?

 - На нашем уроке мы выберем только 5 военных песен и узнаем о них что-то интересное, а вот, что это за песни вам нужно будет узнать и рассказать своим товарищам. Мы разделимся на 5 групп и у каждой будет своя песня о которой вы в конце урока каждая группа приготовит выступление.

4) Применение знаний и умений в новой ситуации (Работа в группах.)

 Каждая группа  получает строчки из текста песни и на обратной стороне пример, решив который вы узнаете год создания этой песни, по году узнаете об истории создания и обратите внимание на авторов слов и музыки, подготовьте выступление от каждой группы. Всем раздается одинаковые пакеты с разными годами, историями создания, только строчка из песни дается в 1 экземпляре.

- Каждой группе я раздаю правильный год создания песни и строчки из песни, а вот все остальное необходимо подобрать во время чтения информации,  Ваша задача разгадать название песни и приготовить небольшое выступление об истории создания.

5) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

(Выступление групп и слушание песен с комментированием)

 1 группа  - Священная Война

- Что вы почувствовали, слушая эту музыку?

- Как вы охарактеризуете эту песню?

- Внимательно всмотритесь в слайды, найдите ту, которая бы выражала такое настроение, как и песня "Священная война". 

 -Как Вы думаете, нужны ли были такие песни в годы войны? Зачем? Какую роль сыграла эта песня в начале войны?

-Вслушайтесь в эту мелодию, что она напоминает? (марш)

-Какой марш вы знаете?

Один из маршей является гимном нашего города.( Прощание славянки)

6) Физкультминутка

Встаньте ребята со своих мест, давайте с вами маршировать. Пройдем по парам по классу.

2 группа В землянке

  - Скажите, а похожа ли эта песня на предыдущую?

Для чего нужны были лирические песни во время войны?

 3 группа Темная ночь

 - Сравните 2 последние песни чем похожи и чем они отличаются.

4 группа Катюша

 - Скажите ребята похожа ли эта песня на военную?

 - как вы думаете почему же мы ее относим к ВОВ, если год создания 1938.

  - Оказывается, эту песню в период войны  нередко перепевали и появлялись например такие куплеты.

Пусть фриц помнит русскую «катюшу»,

Пусть услышит, как она поёт:

Из врагов вытряхивает души,

А своим отвагу придаёт!

Разлетались головы и туши

Дрожь колотит немца за рекой

Эта наша русская Катюша

Немчуре поёт за упокой.

5 группа День Победы 

- Как вы узнали, эта песня была написана к 30 летию празднования победы, но не сразу эта пеня стала знаменитой, многим она казалась слишком праздничной, ведь этот праздник всегда заставляет подумать о тех людях, которые не вернулись домой к своим семьям, близким.

 - Как вы увидели, у каждой военной песни своя история и своя судьба, все они были в разные промежутки времени и люди их исполняли с разной целью. Прослушивая песни ВОВ мы словно переживаем чувства солдат, защищавших Родину в боях, чувства их матерей и детей, ожидавших их возвращения, и то неописуемое состояние счастья, которое испытали все жители Советского Союза 9 мая 1945 года.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

- Мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны помнить все.

А в конце урока хочу прочитать такие строки:

 А песня ходит на войну,
А песня рушит доты,
Я тоже песню знал одну,
Как подданный пехоты.

На том гремучем рубеже,
Когда трясет планету,
Она приходит - и уже
Ни зла, ни страха нету.

В нее стреляет миномет,
А песня- влет. И все поет,
И все ведет солдата.

Она ведет. Она поет.
Она как свет, живуча.
Над нею рыщет самолет,
Летит снарядов туча.

В нее стреляют сто полков…
Висит разрывов проседь…
Но в мире нет таких стрелков,
Чтоб мир обезголосить.

Приложение 1

1 группа

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна, —

Идёт война народная,

_______________________!

(385+ 625)+ (1679- 91- 12*49)+ 4*5+21 -  ( 1941 год )

-  история создания

 Песня, ставшая своеобразным гимном Великой Отечественной войны, была написана сразу же после её начала поэтом ______________________ и, тогда ещё в виде стихов, была продекламирована по радио 24 июня 1941 года знаменитым в ту пору актёром Малого театра Александром Остужевым. В тот же день стихи со знаменитой первой строчкой «Вставай, страна огромная!» были опубликованы «Известиями» и «Красной звездой», и с тех пор стали звучать по радио регулярно.

Музыка к была написана композитором А.В. Александровым

Однако массовое распространение песни началось лишь после 15 октября 1941 года, когда во всю набирала силу Московская битва.

В послевоенное время ни одни зарубежные гастроли Краснознамённого ансамбля песни и пляски Советской Армии им. А. В. Александрова не обходились без её исполнения. Песня всегда имела колоссальный успех как в Советском Союзе, так и за рубежом.

Слова В.И.Лебедев - Кумачев

Музыка А.В.Александров

2 группа

До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти — четыре шага.

(385+ 625)+ (1679- 91- 12*49)+ 4*5+22

1942

-история создания

«Возникло стихотворение, из которого родилась эта песня, случайно, — вспоминал Сурков. — Оно не собиралось быть песней. И даже не претендовало стать печатаемым стихотворением. Это были шестнадцать «домашних» строк из письма жене, Софье Антоновне. Письмо было написано в конце ноября, после одного очень трудного для меня фронтового дня под Истрой, когда нам пришлось ночью после тяжелого боя пробиваться из окружения со штабом одного из гвардейских полков…»Так бы и остались эти стихи частью письма, — продолжает он свои воспоминания, — если бы уже где-то в феврале 1942 года не приехал из эвакуации композитор Константин Листов, назначенный старшим музыкальным консультантом Главного политического управления Военно-Морского Флота. Он пришел в нашу фронтовую редакцию и стал просить «что-нибудь, на что можно написать песню». «Что-нибудь» не оказалось. И тут я, на счастье, вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте и, переписав их начисто, отдал Листову, будучи абсолютно уверенным, что хотя я свою товарищескую совесть и очистил, но песня из этого абсолютно лирического стихотворения не выйдет. Листов побегал глазами по строчкам, промычал что-то неопределенное и ушел. Ушел, и все забылось.

Но через неделю композитор вновь появился у нас в редакции, попросил у фотографа Савина гитару и под гитару спел новую свою песню «В землянке». 

3 группа

Только пули свистят по степи,

Только ветер гудит в проводах, тускло звезды мерцают.

(385+ 625)+ (1679- 91- 12*49)+ 4*5+23 -  (1943 год )

В 1943 году во время работ над фильмом «Два бойца» у режиссера картины Леонида Лукова возникли трудности со съемкой эпизода, где солдат пишет письмо домой. После многих неудачных попыток режиссеру пришла в голову мысль, что исполненная героем фильма песня лучше всего передаст чувства бойца, который пишет письмо близким.

Не теряя времени, Леонид Луков обратился к композитору Никите Богословскому и поэту Владимиру Агатову. Всего за несколько часов были написаны легендарные стихи, которые потом пели и на фронте и в глубоком тылу. Чуть позже была готова и музыка.

Всенародно любимой военная песня стала после ее исполнения Бернесом, который в роли Аркадия Дзюбина – главного героя картины – поет ее ночью под гитару, в землянке с протекающей крышей, в окружении фронтовых товарищей.

4 группа

(385+ 625)+ (1679- 91- 12*49)+ 4*5+18 -  1938 год

Знаменитая песня появилась на свет за несколько лет до Великой Отечественной войны в 1938 году. Усилиями поэта Михаила Исаковского и композитора _________________был создан хит на века. Первой исполнительницей песни стала солистка джаз-оркестра Валентина Батищева.
Легкая и запоминающаяся мелодия быстро стала популярной и ушла в народ. Через несколько лет с этим ласковым женским именем стали прочно ассоциировать боевые установки времен Великой Отечественной войны, наводившие ужас на гитлеровские войска. Окрестили их так уже задним числом.

5 группа

Здравствуй, мама, возвратились мы не все…
Босиком бы пробежаться по росе!

(385+ 625)+ (1679- 91- 12*49)+ 4*5+55

1975 год

Дорогая всем нашим соотечественникам песня  уже 40 лет является национальным символом празднования 9 мая.

Автор песни  - фронтовик Владимир Гаврилович Харитонов. Он доблестно сражался за освобождение Родины, прошел всю войну.

История создания песни связана, прежде всего, с его воспоминаниями, желанием выразить поэтически свою боль утрат, гордость за Победу, своих однополчан и, по его собственным словам, создать к 30-летию Дня Победы незабываемую песню, достойную памяти павших.



Предварительный просмотр:

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна, —

Идёт война народная,

_______________________!

Песня, ставшая своеобразным гимном Великой Отечественной войны, была написана сразу же после её начала поэтом ______________________ и, тогда ещё в виде стихов, была продекламирована по радио 24 июня 1941 года знаменитым в ту пору актёром Малого театра Александром Остужевым. В тот же день стихи со знаменитой первой строчкой «Вставай, страна огромная!» были опубликованы «Известиями» и «Красной звездой», и с тех пор стали звучать по радио регулярно.

Музыка к была написана композитором А.В. Александровым

Однако массовое распространение песни началось лишь после 15 октября 1941 года, когда во всю набирала силу Московская битва.

В послевоенное время ни одни зарубежные гастроли Краснознамённого ансамбля песни и пляски Советской Армии им. А. В. Александрова не обходились без её исполнения. Песня всегда имела колоссальный успех как в Советском Союзе, так и за рубежом.

До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти — четыре шага.

 «Возникло стихотворение, из которого родилась эта песня, случайно, — вспоминал Сурков. — Оно не собиралось быть песней. И даже не претендовало стать печатаемым стихотворением. Это были шестнадцать «домашних» строк из письма жене, Софье Антоновне. Письмо было написано в конце ноября, после одного очень трудного для меня фронтового дня под Истрой, когда нам пришлось ночью после тяжелого боя пробиваться из окружения со штабом одного из гвардейских полков…»Так бы и остались эти стихи частью письма, — продолжает он свои воспоминания, — если бы уже где-то в феврале 1942 года не приехал из эвакуации композитор Константин Листов, назначенный старшим музыкальным консультантом Главного политического управления Военно-Морского Флота. Он пришел в нашу фронтовую редакцию и стал просить «что-нибудь, на что можно написать песню». «Что-нибудь» не оказалось. И тут я, на счастье, вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте и, переписав их начисто, отдал Листову, будучи абсолютно уверенным, что хотя я свою товарищескую совесть и очистил, но песня из этого абсолютно лирического стихотворения не выйдет. Листов побегал глазами по строчкам, промычал что-то неопределенное и ушел. Ушел, и все забылось.

Но через неделю композитор вновь появился у нас в редакции, попросил у фотографа Савина гитару и под гитару спел новую свою песню

только пули свистят по степи,

Только ветер гудит в проводах, тускло звезды мерцают.

 В 1943 году во время работ над фильмом «Два бойца» у режиссера картины Леонида Лукова возникли трудности со съемкой эпизода, где солдат пишет письмо домой. После многих неудачных попыток режиссеру пришла в голову мысль, что исполненная героем фильма песня лучше всего передаст чувства бойца, который пишет письмо близким.

Не теряя времени, Леонид Луков обратился к композитору Никите Богословскому и поэту Владимиру Агатову. Всего за несколько часов были написаны легендарные стихи, которые потом пели и на фронте и в глубоком тылу. Чуть позже была готова и музыка.

Всенародно любимой военная песня стала после ее исполнения Бернесом, который в роли Аркадия Дзюбина – главного героя картины - поет ее ночью под гитару, в землянке с протекающей крышей, в окружении фронтовых товарищей. 

Михаила Исаковского и композитора _________________был создан хит на века. Первой исполнительницей песни стала солистка джаз-оркестра Валентина Батищева. Легкая и запоминающаяся мелодия быстро стала популярной и ушла в народ. Через несколько лет с этим ласковым женским именем стали прочно ассоциировать боевые установки времен Великой Отечественной войны, наводившие ужас на гитлеровские войска. Окрестили их так уже задним числом.

Здравствуй, мама, возвратились мы не все…
Босиком бы пробежаться по росе!

Дорогая всем нашим соотечественникам песня  уже 40 лет является национальным символом празднования 9 мая.

Автор песни  - фронтовик Владимир Гаврилович Харитонов. Он доблестно сражался за освобождение Родины, прошел всю войну.

История создания песни связана, прежде всего, с его воспоминаниями, желанием выразить поэтически свою боль утрат, гордость за Победу, своих однополчан и, по его собственным словам, создать к 30-летию Дня Победы незабываемую песню, достойную памяти павших.

Знаменитая песня появилась на свет за несколько лет до Великой Отечественной войны в 1938 году. Усилиями поэта Михаила Исаковского и композитора _________________был создан хит на века. Первой исполнительницей песни стала солистка джаз-оркестра Валентина Батищева.
Легкая и запоминающаяся мелодия быстро стала популярной и ушла в народ. Через несколько лет с этим ласковым женским именем стали прочно ассоциировать боевые установки времен Великой Отечественной войны, наводившие ужас на гитлеровские войска. Окрестили их так уже задним числом.

 

Ой, ты, песня, песенка девичья,
Ты лети за ясным солнцем вслед,

Слова В.И.Лебедев - Кумачев

Музыка А.В.Александров

Слова  М.В. Исаковский

Музыка М.И. Блантер

Слова А. Сурков

Музыка К.Листов

Слова  В.Агатов

Музыка Н.Богословкий

Слова В.Харитонов

Музыка Д. Тухманов

1941           1942

1938           1975

1943


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по музыке на тему: «Музыка Венгрии».

Конспект урока по  музыкена тему: «Музыка Венгрии»....

Конспект урока по кубановедению "Жизнь в песне: Григорий Федорович Пономаренко, Виктор Гаврилович Захарченко "

Цель: изучение творческих коллективов Кубани на примере известных деятелей культуры Кубани Виктора Гавриловича Захарченко и Григория Фёдоровича Пономаренко....

Конспект урока по музыке "Зима в музыке" 1 класс

Конспект урока по музыке в 1  «А» классеУчреждение:  КГКОУ Школа 5 , г. Николаевск-на-АмуреУчитель музыки: Третьякова Евгения ВладимировнаПредмет: музыкаТема: "Зима в музыке".Программа...

конспект урока по музыке "Развитие музыки"

материал разработан в помощь учителю....

Конспект урока по музыке «Народная песня – зеркало жизни народа» 4 класс

Конспект урока по музыке «Народная песня – зеркало жизни народа» 4 класс...