Конспект урока по музыке 4 класс на тему: "Мелодия. Ты запой мне ту песню...Что не выразишь словами, звуком на душу навей..."
план-конспект урока по музыке (4 класс)
УМК "Школа России"
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема урока: Мелодия. «Ты запой мне ту песню…» «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…»
Класс: 4
УМК: «Музыка» 4 класс, авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина («Школа России»)
ФГОС НОО: Третье поколение (акцент на системно-деятельностный подход, формирование УУД, личностные и метапредметные результаты)
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Цель урока: Постижение выразительной и изобразительной силы мелодии как основы музыкальной речи, способной передать то, что невозможно выразить словами.
Планируемые результаты:
* Предметные:
- Узнавать и определять на слух выразительные возможности мелодии в вокальной и инструментальной музыке.
- Понимать и объяснять смысл понятий «мелодия», «интонация», «музыкальная речь».
- Сравнивать разные мелодии по характеру, настроению, средствам выразительности (темп, динамика, регистр, ритм).
-Эмоционально откликаться на музыку, высказывать свое отношение к ней.
- Исполнять песни выразительно, передавая характер мелодии.
* Метапредметные:
- Регулятивные УУД: Ставить учебную задачу, планировать свои действия, оценивать результат своей деятельности на уроке.
- Познавательные УУД: Анализировать музыкальные произведения (мелодию), сравнивать, обобщать, делать выводы. Работать с разными видами информации (звук, текст, нотная запись). Формулировать ответы на вопросы.
- Коммуникативные УУД: Участвовать в коллективном обсуждении, слушать мнение одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Работать в паре/группе. Культура исполнения песни в ансамбле.
* Личностные:
- Формирование эмоционально-ценностного отношения к музыке как к искусству, способному выражать глубину человеческих чувств.
- Развитие музыкально-эстетического вкуса.
- Осознание роли мелодии как «души музыки», понимание ее уникального языка чувств.
- Воспитание уважения к русской музыкальной культуре.
Основные понятия: Мелодия, интонация, музыкальная речь, характер музыки, настроение, выразительность, композитор, исполнитель, слушатель.
Музыкальный материал:
1. П.И. Чайковский: Мелодия из оперы «Орлеанская дева» (фрагмент).
2. С.В. Рахманинов: «Вокализ» (оркестровая версия или в исполнении голоса).
3. Песня: «Ты, река ль, моя реченька» (русская народная песня) – по программе УМК или близкая по теме.
4. Песня: «Что не выразишь словами» (авторская, соответствующая теме) – возможно использование песни из репертуара УМК или подбор учителем.
5. Ф.И. Тютчев: Стихотворение «Что не выразишь словами…» (или его фрагмент).
Оборудование: Музыкальный центр/компьютер с колонками, проектор (по возможности), фортепиано/синтезатор, учебник «Музыка» 4 класс (Критская), раздаточный материал (тексты песен, карточки с терминами), нотная запись простой мелодии для зрительного примера.
Ход урока:
(1) Организационный момент (2-3 мин.)
Приветствие. Создание эмоционального настроя. Организация рабочего места.
- Музыкальное приветствие: Исполнение короткой распевки или вокального упражнения на красивый, певучий звук (легато).
Цель: Настройка на певческую деятельность, развитие кантилены.
(2) Мотивация к учебной деятельности. Постановка учебной задачи (5-7 мин.)
Учитель:Ребята, сегодня у нас особенный урок. Мы поговорим о самом главном, самом важном в музыке. Послушайте две короткие фразы: (Написать на доске или сказать)
«Ты запой мне ту песню…»
«Что не выразишь словами, звуком на душу навей…»
Беседа:
- О чем просит человек в первой фразе? (Спеть песню)
- Как вы понимаете вторую фразу? Что значит «звуком на душу навей»? (Музыка может передать чувства, настроение, которые трудно описать словами; она воздействует на душу человека).
- Как вы думаете, какой элемент музыки обладает этой удивительной силой – выражать чувства без слов и «навевать» их на душу? (Подвести к слову Мелодия).
Формулировка темы и цели урока: Учитель обобщает ответы: «Правильно! Сегодня мы будем говорить о Мелодии. Мы узнаем, как именно мелодия, эта певучая основа музыки, умеет передавать то, что не выразишь словами, как она трогает нашу душу. Наша цель: понять силу и язык музыкальной мелодии».
Запись темы на доске: «Мелодия. «Ты запой мне ту песню…» «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…»
(3) Актуализация знаний. Введение в тему (5 мин.)
Учитель: Давайте вспомним, что же такое мелодия? (Ответы детей: главная мысль в музыке, напев, то, что поют или играют, "душа музыки").
Учитель: Мелодия – это последовательность звуков, связанных между собой по смыслу и образующих музыкальную мысль. Она состоит из маленьких частичек – интонаций.
Интонация в музыке – как интонация в речи: она может быть вопросительной, восклицательной, ласковой, грустной, радостной. От интонаций зависит характер всей мелодии.
Наглядность: Показать на нотном стане простую, выразительную мелодию (например, начало «Во поле береза стояла»). Обратить внимание на движение: вверх, вниз, плавно, скачками.
(4) Первичное усвоение новых знаний. Работа с музыкальным материалом (15 мин.)
Прослушивание 1: П.И. Чайковский. Мелодия из оперы «Орлеанская дева» (фрагмент).
Задание перед слушанием: «Слушайте очень внимательно мелодию. Какое настроение она создает? Какие чувства вызывает? Какая она по характеру? Попробуйте представить себе картину или состояние души».
Слушание.
Обсуждение:
- Какое настроение у этой мелодии? (Задумчивое, лирическое, нежное, светлое, печальное, возвышенное – принять разные, но обоснованные ответы).
- Что вы почувствовали? (Покой, легкую грусть, красоту, умиротворение, нежность).
- Как звучит мелодия? (Плавно, певуче, кантилено, негромко, в среднем регистре).
- Могла бы она выразить то же самое словами? Легко ли подобрать слова? (Сложно, музыка передает чувства напрямую).
Учитель: Вот видите, одна только мелодия, без слов, уже может рассказать нам о чувствах, «навеять» их на нашу душу.
Прослушивание 2: С.В. Рахманинов. «Вокализ».
Задание перед слушанием: «Сейчас прозвучит еще одно произведение. Оно называется «Вокализ». «Вокализ» – это песня без слов, исполняется на какой-нибудь один гласный звук (например, «а-а-а»). Слушайте и думайте: О чем «поет» эта мелодия? Какая она? Чем похожа на мелодию Чайковского и чем отличается?»
Слушание. (Можно показать видеоряд с картинами русской природы).
Обсуждение:
- Какие чувства передает эта мелодия? (Широта души, раздолье, тоска, любовь к родной земле, глубокая печаль, светлая надежда).
- Как звучит? (Очень певуче, протяжно, широко, то громче, то тише, с большим чувством).
- Чем похожи мелодии Чайковского и Рахманинова? (Певучесть, лиричность, выразительность).
- Чем отличаются? (Настроение, широта дыхания, возможно, более сильное чувство у Рахманинова).
Учитель: Оба композитора – великие русские музыканты. Их мелодии очень певучие, задушевные, они льются как река. Они говорят с нами языком души, языком чувств, который понятен без слов.
(5) Практическая деятельность. Освоение песенного материала (10 мин.)
Учитель: А теперь давайте сами станем создателями и исполнителями мелодии, которая передает чувства.
-Разучивание / Работа над песней: «Ты, река ль, моя реченька» (русская народная песня) или др. подходящей по теме.
Установка: «Эта песня – образец народной мелодии. Какое настроение в ней? О чем она? Как нужно ее петь?»
Прослушивание песни (если новая) или напоминание мелодии.
Работа над выразительностью:
Анализ характера мелодии: плавная, широкая, напевная, грустная или светлая?
Работа над кантиленой (плавностью), дыханием, динамикой (где петь тише, где чуть громче).
Передача чувства в исполнении: петь с душой, пропуская мелодию через себя.
Акцент: «Пойте так, чтобы мелодия «навевала» на душу то чувство, которое в песне заложено».
Исполнение песни всем классом.
(6) Закрепление нового материала. Связь с литературой. Рефлексия (7-8 мин.)
Учитель: Мы говорили, что мелодия выражает то, что трудно передать словами. Но поэты тоже пытаются найти слова для чувств. Послушайте стихотворение Ф.И. Тютчева (или прочитайте вместе):
> Что не выразишь словами,
> Звуком на душу навей...
Беседа:
- Как вы думаете, о чем это стихотворение? (О силе музыки, звука).
- Почему поэт считает, что звук может передать то, что не под силу словам? (Музыка говорит напрямую к сердцу, к душе, минуя разум; она передает оттенки чувств).
- Как связаны между собой стихи Тютчева и музыка, которую мы слушали и пели сегодня? (Они говорят об одном: о волшебной силе музыки, о силе мелодии передавать сокровенные чувства).
-Исполнение песни «Что не выразишь словами» (если она разучена или прослушивание фрагмента).
Итоговая рефлексия:
- Что нового мы узнали сегодня о мелодии? (Она – главная в музыке, она передает чувства, настроение без слов, «душа музыки»).
- Как мелодия может «навевать» чувства на душу? (Через свою красоту, интонации, характер, певучесть).
- Удалось ли нам сегодня почувствовать эту силу мелодии? В каком произведении особенно? (Ответы детей).
- Самооценка: «Нарисуйте на полях в тетради смайлик, который покажет, насколько вам удалось почувствовать и понять язык мелодии сегодня».
(7) Подведение итогов урока. Домашнее задание (2-3 мин.)
- Учитель: Сегодня мы убедились, что мелодия – это удивительный язык чувств. Она, как река, может течь плавно и нежно, как у Чайковского, или широко и мощно, как у Рахманинова. Она может передать то, для чего не хватает слов. Она «навевает» на нашу душу радость, грусть, нежность, любовь к Родине. Помните слова: «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…». Берегите и любите музыку, этот прекрасный язык души!
Домашнее задание (дифференцированное):
1. Обязательное: Учебник (Критская): найти страницы, посвященные мелодии, прочитать. Выучить слова песни, разученной на уроке.
2. По выбору:
* Нарисовать рисунок, передающий настроение мелодии Чайковского или Рахманинова.
* Придумать (или найти) короткое стихотворение или фразу, которую, как вам кажется, могла бы выразить мелодия «Вокализа».
* Найти и послушать дома еще одну красивую мелодию (классическую или народную) и устно описать ее характер.
Лист самооценки (может быть устным или в тетради)
Я понял(а), почему мелодию называют «душой музыки».
Я смог(ла) определить характер и настроение мелодий Чайковского и Рахманинова.
Я старался(ась) петь выразительно, передавая чувства песни.
Я активно участвовал(а) в обсуждении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока письмо в классе «Особый ребёнок» в МБС(К)ОШ 8 вида Тема: «Корень. Родственные слова»
Конспект урока письмо в классе «Особый ребёнок» в МБС(К)ОШ 8 вида г. СоликамскУчитель: Светлана Борисовна ВеличкоТема: «Корень. Родственные слова»Тип урока: Урок закрепления и формирования знаний...

Конспект урока по музыке для 4 класса "Роль песни в военное время"
Конспект урока по музыке для 4 класса "Роль песни в военное время"...

«Что не выразишь словами, звуком на душу навей…»
Познакомить обучающихся с русским композитором С.В. Рахманиновым и его произведением «Вокализ»; развивать у обучающихся вокально – хоровые навыки; содействовать развитию познав...

Конспект урока по музыке «Народная песня – зеркало жизни народа» 4 класс
Конспект урока по музыке «Народная песня – зеркало жизни народа» 4 класс...
Конспект урока по музыке 4 класс "Исповедь души. Революционный этюд".
Выбранная тема урока актуальна, поскольку раскрывает эффективное приёмы работы учителя и учащихся на уроке музыке в начальном звене, которые опираются на наглядно - образное воспитание малдших школьни...

Конспект урока по музыке "Мелодия - душа музыки"
Конспект урока по предмету "Музыка" во 2 классе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями....

