Конспект урока по музыке 4 класс на тему: "Мелодия. Ты запой мне ту песню...Что не выразишь словами, звуком на душу навей..."
план-конспект урока по музыке (4 класс)

Степанова Кристина Павловна

УМК "Школа России"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: Мелодия. «Ты запой мне ту песню…» «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…»

Класс: 4

УМК: «Музыка» 4 класс, авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина («Школа России»)

ФГОС НОО: Третье поколение (акцент на системно-деятельностный подход, формирование УУД, личностные и метапредметные результаты)

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Цель урока: Постижение выразительной и изобразительной силы мелодии как основы музыкальной речи, способной передать то, что невозможно выразить словами.

Планируемые результаты:

*   Предметные:

-   Узнавать и определять на слух выразительные возможности мелодии в вокальной и инструментальной музыке.

-   Понимать и объяснять смысл понятий «мелодия», «интонация», «музыкальная речь».

-   Сравнивать разные мелодии по характеру, настроению, средствам выразительности (темп, динамика, регистр, ритм).

-Эмоционально откликаться на музыку, высказывать свое отношение к ней.

-   Исполнять песни выразительно, передавая характер мелодии.

*   Метапредметные:

-   Регулятивные УУД: Ставить учебную задачу, планировать свои действия, оценивать результат своей деятельности на уроке.

-   Познавательные УУД: Анализировать музыкальные произведения (мелодию), сравнивать, обобщать, делать выводы. Работать с разными видами информации (звук, текст, нотная запись). Формулировать ответы на вопросы.

   -   Коммуникативные УУД: Участвовать в коллективном обсуждении, слушать мнение одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Работать в паре/группе. Культура исполнения песни в ансамбле.

*   Личностные:

-   Формирование эмоционально-ценностного отношения к музыке как к искусству, способному выражать глубину человеческих чувств.

-   Развитие музыкально-эстетического вкуса.

-   Осознание роли мелодии как «души музыки», понимание ее уникального языка чувств.

-   Воспитание уважения к русской музыкальной культуре.

Основные понятия: Мелодия, интонация, музыкальная речь, характер музыки, настроение, выразительность, композитор, исполнитель, слушатель.

Музыкальный материал:

1.  П.И. Чайковский: Мелодия из оперы «Орлеанская дева» (фрагмент).

2.  С.В. Рахманинов: «Вокализ» (оркестровая версия или в исполнении голоса).

3.  Песня: «Ты, река ль, моя реченька» (русская народная песня) – по программе УМК или близкая по теме.

4.  Песня: «Что не выразишь словами» (авторская, соответствующая теме) – возможно использование песни из репертуара УМК или подбор учителем.

5.  Ф.И. Тютчев: Стихотворение «Что не выразишь словами…» (или его фрагмент).

Оборудование: Музыкальный центр/компьютер с колонками, проектор (по возможности), фортепиано/синтезатор, учебник «Музыка» 4 класс (Критская), раздаточный материал (тексты песен, карточки с терминами), нотная запись простой мелодии для зрительного примера.

Ход урока:

(1) Организационный момент (2-3 мин.)

 Приветствие. Создание эмоционального настроя. Организация рабочего места.

- Музыкальное приветствие: Исполнение короткой распевки или вокального упражнения на красивый, певучий звук (легато).

Цель: Настройка на певческую деятельность, развитие кантилены.

(2) Мотивация к учебной деятельности. Постановка учебной задачи (5-7 мин.)

Учитель:Ребята, сегодня у нас особенный урок. Мы поговорим о самом главном, самом важном в музыке. Послушайте две короткие фразы: (Написать на доске или сказать)

    «Ты запой мне ту песню…»

    «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…»

Беседа:

-   О чем просит человек в первой фразе? (Спеть песню)

- Как вы понимаете вторую фразу? Что значит «звуком на душу навей»? (Музыка может передать чувства, настроение, которые трудно описать словами; она воздействует на душу человека).

-   Как вы думаете, какой элемент музыки обладает этой удивительной силой – выражать чувства без слов и «навевать» их на душу? (Подвести к слову Мелодия).

Формулировка темы и цели урока:  Учитель обобщает ответы: «Правильно! Сегодня мы будем говорить о Мелодии. Мы узнаем, как именно мелодия, эта певучая основа музыки, умеет передавать то, что не выразишь словами, как она трогает нашу душу. Наша цель: понять силу и язык музыкальной мелодии».

Запись темы на доске: «Мелодия. «Ты запой мне ту песню…» «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…»

 (3) Актуализация знаний. Введение в тему (5 мин.)

Учитель: Давайте вспомним, что же такое мелодия? (Ответы детей: главная мысль в музыке, напев, то, что поют или играют, "душа музыки").

Учитель: Мелодия – это последовательность звуков, связанных между собой по смыслу и образующих музыкальную мысль. Она состоит из маленьких частичек – интонаций.

Интонация в музыке – как интонация в речи: она может быть вопросительной, восклицательной, ласковой, грустной, радостной. От интонаций зависит характер всей мелодии.

Наглядность: Показать на нотном стане простую, выразительную мелодию (например, начало «Во поле береза стояла»). Обратить внимание на движение: вверх, вниз, плавно, скачками.

(4) Первичное усвоение новых знаний. Работа с музыкальным материалом (15 мин.)

Прослушивание 1: П.И. Чайковский. Мелодия из оперы «Орлеанская дева» (фрагмент).

Задание перед слушанием: «Слушайте очень внимательно мелодию. Какое настроение она создает? Какие чувства вызывает? Какая она по характеру? Попробуйте представить себе картину или состояние души».

Слушание.

    Обсуждение:

-   Какое настроение у этой мелодии? (Задумчивое, лирическое, нежное, светлое, печальное, возвышенное – принять разные, но обоснованные ответы).

-   Что вы почувствовали? (Покой, легкую грусть, красоту, умиротворение, нежность).

-   Как звучит мелодия? (Плавно, певуче, кантилено, негромко, в среднем регистре).

-   Могла бы она выразить то же самое словами? Легко ли подобрать слова? (Сложно, музыка передает чувства напрямую).

Учитель: Вот видите, одна только мелодия, без слов, уже может рассказать нам о чувствах, «навеять» их на нашу душу.

Прослушивание 2: С.В. Рахманинов. «Вокализ».

    Задание перед слушанием: «Сейчас прозвучит еще одно произведение. Оно называется «Вокализ». «Вокализ» – это песня без слов, исполняется на какой-нибудь один гласный звук (например, «а-а-а»). Слушайте и думайте: О чем «поет» эта мелодия? Какая она? Чем похожа на мелодию Чайковского и чем отличается?»

    Слушание. (Можно показать видеоряд с картинами русской природы).

Обсуждение:

-   Какие чувства передает эта мелодия? (Широта души, раздолье, тоска, любовь к родной земле, глубокая печаль, светлая надежда).

-   Как звучит? (Очень певуче, протяжно, широко, то громче, то тише, с большим чувством).

-   Чем похожи мелодии Чайковского и Рахманинова? (Певучесть, лиричность, выразительность).

-   Чем отличаются? (Настроение, широта дыхания, возможно, более сильное чувство у Рахманинова).

Учитель: Оба композитора – великие русские музыканты. Их мелодии очень певучие, задушевные, они льются как река. Они говорят с нами языком души, языком чувств, который понятен без слов.

(5) Практическая деятельность. Освоение песенного материала (10 мин.)

Учитель: А теперь давайте сами станем создателями и исполнителями мелодии, которая передает чувства.

-Разучивание / Работа над песней: «Ты, река ль, моя реченька» (русская народная песня) или др. подходящей по теме.

    Установка: «Эта песня – образец народной мелодии. Какое настроение в ней? О чем она? Как нужно ее петь?»

Прослушивание песни (если новая) или напоминание мелодии.

Работа над выразительностью:

         Анализ характера мелодии: плавная, широкая, напевная, грустная или светлая?

         Работа над кантиленой (плавностью), дыханием, динамикой (где петь тише, где чуть громче).

        Передача чувства в исполнении: петь с душой, пропуская мелодию через себя.

        Акцент: «Пойте так, чтобы мелодия «навевала» на душу то чувство, которое в песне заложено».

Исполнение песни всем классом.

(6) Закрепление нового материала. Связь с литературой. Рефлексия (7-8 мин.)

Учитель: Мы говорили, что мелодия выражает то, что трудно передать словами. Но поэты тоже пытаются найти слова для чувств. Послушайте стихотворение Ф.И. Тютчева (или прочитайте вместе):

    > Что не выразишь словами,

    > Звуком на душу навей...

Беседа:

         - Как вы думаете, о чем это стихотворение? (О силе музыки, звука).

        -  Почему поэт считает, что звук может передать то, что не под силу словам? (Музыка говорит напрямую к сердцу, к душе, минуя разум; она передает оттенки чувств).

        -   Как связаны между собой стихи Тютчева и музыка, которую мы слушали и пели сегодня? (Они говорят об одном: о волшебной силе музыки, о силе мелодии передавать сокровенные чувства).

-Исполнение песни «Что не выразишь словами» (если она разучена или прослушивание фрагмента).

Итоговая рефлексия:

    -  Что нового мы узнали сегодня о мелодии? (Она – главная в музыке, она передает чувства, настроение без слов, «душа музыки»).

    -   Как мелодия может «навевать» чувства на душу? (Через свою красоту, интонации, характер, певучесть).

    -   Удалось ли нам сегодня почувствовать эту силу мелодии? В каком произведении особенно? (Ответы детей).

    - Самооценка: «Нарисуйте на полях в тетради смайлик, который покажет, насколько вам удалось почувствовать и понять язык мелодии сегодня».

 (7) Подведение итогов урока. Домашнее задание (2-3 мин.)

- Учитель:  Сегодня мы убедились, что мелодия – это удивительный язык чувств. Она, как река, может течь плавно и нежно, как у Чайковского, или широко и мощно, как у Рахманинова. Она может передать то, для чего не хватает слов. Она «навевает» на нашу душу радость, грусть, нежность, любовь к Родине. Помните слова: «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…». Берегите и любите музыку, этот прекрасный язык души!

Домашнее задание (дифференцированное):

    1. Обязательное:  Учебник (Критская): найти страницы, посвященные мелодии, прочитать. Выучить слова песни, разученной на уроке.

    2.  По выбору:

        *   Нарисовать рисунок, передающий настроение мелодии Чайковского или Рахманинова.

        *   Придумать (или найти) короткое стихотворение или фразу, которую, как вам кажется, могла бы выразить мелодия «Вокализа».

        *   Найти и послушать дома еще одну красивую мелодию (классическую или народную) и устно описать ее характер.

Лист самооценки (может быть устным или в тетради)

 Я понял(а), почему мелодию называют «душой музыки».

Я смог(ла) определить характер и настроение мелодий Чайковского и Рахманинова.

   Я старался(ась) петь выразительно, передавая чувства песни.

Я активно участвовал(а) в обсуждении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока письмо в классе «Особый ребёнок» в МБС(К)ОШ 8 вида Тема: «Корень. Родственные слова»

Конспект урока письмо в классе «Особый ребёнок» в МБС(К)ОШ 8 вида г. СоликамскУчитель: Светлана Борисовна ВеличкоТема: «Корень. Родственные слова»Тип урока: Урок закрепления и формирования знаний...

Конспект урока по музыке для 4 класса "Роль песни в военное время"

Конспект урока по музыке для 4 класса "Роль песни в военное время"...

«Что не выразишь словами, звуком на душу навей…»

Познакомить обучающихся с русским композитором С.В. Рахманиновым и его произведением «Вокализ»;  развивать у обучающихся вокально – хоровые навыки; содействовать развитию познав...

Конспект урока по музыке «Народная песня – зеркало жизни народа» 4 класс

Конспект урока по музыке «Народная песня – зеркало жизни народа» 4 класс...

Конспект урока по музыке. Мелодия-душа музыки

Конспект урока по музыке. Мелодия-душа музыки...

Конспект урока по музыке 4 класс "Исповедь души. Революционный этюд".

Выбранная тема урока актуальна, поскольку раскрывает эффективное приёмы работы учителя и учащихся на уроке музыке в начальном звене, которые опираются на наглядно - образное воспитание малдших школьни...

Конспект урока по музыке "Мелодия - душа музыки"

Конспект урока по предмету "Музыка" во 2 классе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями....