Главные вкладки

    Методическая разработка по музыке на тему:
    музыкальная сказка "Нет дома без гнома"

    Хохлова Татьяна Александровна

    Данная работа - это процесс коллективный, где объединяются и синкретность видов искусств, и «использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально- пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации».

    Духовно – нравственная направленность этой работы опирается на народное творчество и этнопедагогику, имеет оздоровительный эффект и интегрирует все эти направления. Комплексно используются: театрализация плюс технология создания поли- художественной среды через использование разных видов искусств в музыкально-художественной деятельности. Интеграция в социум происходит благодаря развитию речи, жестов, мимики, эмоционального состояния, помогает социальной адаптации.

    «О гномах и сиротке Марысе» - замечательная сказочная повесть польской писательницы, повествующая о маленьких существах, живущих в горах и лесах, о гномах. В сказке увлекательные приключения переплетаются с фольклорным элементом, со сведениями об этих забавных человечках. Знаете ли вы, что раньше гномы жили в деревнях вместе с людьми и помогали им с уборкой, стиркой, пряжей, убаюкиванием маленьких деток? А то, как гномы наказывали нерадивых мамаш, убегающих чесать языками с соседкой, надолго бросая младенца одного в люльке, когда-нибудь слыхали? А где гномы живут сейчас, как переносят зиму и определяют приход весны, вам известно? А какие богатства они охраняют, да как эти сокровища человек заполучить может? Нет? Прочтите - узнаете. Мария Конопницкая написала не просто сказку, её произведение наполнено любовью к природе, уважением к человеческому труду, глубоким состраданием к бедным людям. 

    Как детский композитор Фредерик Шопен известен своими тонкими, нежными, совершенными поэтическими этюдами, фантазиями, экспромтами. Отдельное значение для польской молодежи имеет часто потом звучавшая для детей в тех или иных формах «Большая фантазия на детские темы».

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Автор: Хохлова Татьяна Александровна

    Методическая разработка авторского подхода к реализации совместной работы учителя музыки и церковного пения с руководителем творческого объединения «Авангард»

    Сценарий музыкальной сказки «Нет дома без гнома»

    по мотивам сказки Марии Конопницкой «О гномах и сиротке Марысе»

    для младшего и среднего школьного возраста

    в ЧОУ «Православная гимназия им.св.прп. Серафима Саровского г.Вязники»  для учащихся с нарушениями речи

    Действующие лица:

    - Няня ,

    - король Светлячок,

    - Гномы: Сморчок,

    - Синичка,

    - Букашка,

    - Чудило-Мудрило,

    - Пастушки: Юзек,

    - Стах,

    - Зоська,

    - Гном Хвощ,

    - Марыся-сиротка

    /Звучит фрагмент «Большая фантазия на детские темы» Ф.Шопен/

    Гномы(поют):

    Правда это или байка 

    Так суди иль по-иному,

    Верь, не верь, а все ж узнай-ка:

    Есть народец малый – гномы.

    Как ему не подивиться!

    Невелик росточком вышел 

    Войско в тыкве уместится:

    Каждый семечка повыше.

    Где ж они? А на пригорке,

    И под камнем, и в чулане,

    В каждой ямке, в каждой норке 

    Вот спроси у старой няни!

    И в запечке, и под печкой,

    В узкой щелке половицы 

    Уж найдет себе местечко,

    Всюду может примоститься!

    Глядь – готовит за кухарку,

    Сахарку слизнул немножко,

    Со сковородки стянет шкварку,

    Под столом подымет крошку…

    Щелкнул кнут в конюшне глухо 

    Знать, коню сплетает гриву…

    Шепчет сказку детям в ухо…

    Ну и чудо! Ну и диво!

    Знают выходы и входы,

    Все увертки, все уловки!

    Нет проворнее народа 

    Ну и прытки, ну и ловки!

    Так суди иль по-иному,

    Верь, не верь, вини в обмане 

    Только есть на свете гномы!

    Вот спроси у старой няни!

    /Звучит Вальс №10 Весне навстречу/

    ДЕЙСТВИЕ 1 «Ожидание весны»

    Декорации: Хрустальный Грот. Зал схода гномов. Трон короля Светлячка.

    Няня: Зима была такая долгая и студеная, что его величество Светлячок, король гномов, примерз к своему трону. Королевские подданные, проворные гномики, надвинули на самый нос свои длинные колпачки и плотно закутались в красные плащи. Вот и дрожал королишка в своей мантии, зуб на зуб не попадал, и все дышал на руки, с нетерпением поджидая весны.

    Светлячок: Сморчок, мой верный слуга! Выгляни-ка наружу, не идет ли весна?

    Сморчок (ответил смиренно): Государь мой и повелитель! Не время мне вылезать из-под земли, пока не зазеленела крапива под плетнями. А до той поры еще далеко!

    Светлячок: Синичка, может, ты выглянешь?

    Синичка: Государь мой и повелитель!  Мое время придет, когда защебечет трясогузка. А до той поры еще далеко!

    Светлячок: Букашка, мой верный слуга, хоть ты выгляни!

    Букашка: Государь наш и повелитель!  Мое время придет, когда мушка проснется под прошлогодним листом. А до той поры еще далеко!

    /Звучит фонограмма метели/

    Няня: В Хрустальном Гроте поднялась метель, и ничего не стало видно.

    Прошла неделя, прошла другая, и вот в одно прекрасное утро сделалось светло-светло. Меж тем и вправду потеплело. К полудню у всех гномов оттаяли усы.

    Начали они совещаться, кого послать посмотреть, пришла ли весна. Судили, рядили, наконец король Светлячок стукнул об пол своим золотым скипетром и молвил:

    Светлячок: Пусть наш ученый летописец Чудило-Мудрило пойдет и проверит, пришла ли весна.

    Гномы: Вот мудрое королевское слово! 

    /Няня проводит речевое упражнение «5 гномов» с движениями, муз. Татьяна Хохлова/

    - Пять весёлых гномов холодной зимней ночью,   раскрытая ладошка 

    - Разыгрались чересчур, расшалились очень.  Сгиб-разгиб в локте

    - Встав на цыпочки, один закружился в вальсе,  имитация вальса

    - А второй споткнулся и …нос себе расквасил.  Ладонь к носу

    - Третий прыгал до небес, там он звёзды цапал,  вытянуты руки вверх с хватательным движением

    - А четвёртый топал, будто мишка косолапый.  Имитация движений медведя

    - Пятый пел до хрипоты песенку за песенкой  имитация громкого пения

    - Зимней ночью этим гномам очень было весело  хлопки в ладоши

    /Звучит Op. 63 Мазурка H-dur /

    Няня: Вот стал Чудило-Мудрило собираться в дорогу. Запасся целой бутылкой черных-пречерных чернил, очинил большое гусиное перо и вскинул его на плечо, как ружье, чтоб нести легче было. Потом привязал книги за спину, подпоясался ремешком, надел колпак, сапоги, закурил свою длинную трубку – вот и в путь готов. Целый день карабкался наш ученый, прежде чем выбрался на поверхность земли. И совсем бы выбился из сил Чудило-Мудрило, не попадись ему по дороге домик одного хомяка, запасливого и богатого.

    Декорации: домик Хомяка

    Кладовая у хомяка ломилась от зерна и орехов. Он накормил голодного странника и даже позволил ему отдохнуть на сене, которым был устлан пол, но с условием, что тот никому в деревне не проболтается про его жилье.

    Хомяк: Там такие сорванцы! Пронюхают, где моя нора, – прощай, спокойная жизнь!

    Приободрясь и подкрепившись, Чудило-мудрило поблагодарил гостеприимного хомяка и пустился в путь.

    Чудило-Мудрило (поёт): Прочь, прочь, прочь беги, грусть, тоска и хворь!Ну-ка, трубку разожги да бутылку раскупорь!…

    /Звучит Op. 61 As-dur, «Полонез-фантазия»/

    Декорации: Забор возле дома.

    Няня:  Вот уж и деревня показалась. Из труб свежевыбеленных ладных хаток поднимался сизый дым и он осторожно прокрался вдоль забора и, притаившись за терновым кустом, стал слушать. А после откупорил чернильницу, обмакнул перо, стряхнул его и, раскрыв огромную книгу, записал:

    «На второй день странствия пришел я в несчастную страну, где охотница Лиса, передушила или угнала в полон всех кур и петухов.»

    Вдруг откуда-то из-за забора пахнуло можжевеловым дымком, а гномы очень любят этот запах.

    Декорации: опушка леса, костёр

    Чудило-Мудрило потянул своим носищем раз, другой, потом раздвинул сухие стебли и стал озираться: где горит? На опушке леса заметил он синюю струйку дыма, а протерев хорошенько очки, увидел костер, а вокруг него – пастушат.

    Добрый старичок очень любил детей. И вот прямиком через пашню, смешно перескакивая через борозды, направился он на дымок. Пастушата очень удивились, увидев маленького человечка в плаще, в колпаке, с книгой под мышкой, с чернильницей на поясе и пером на плече.

    Юзек : Гномик!

    Стах: Бояться тут нечего – ведь даже малые дети знают, что гномы никому не делают зла, а бедным сиротам еще и помогают.

    Зоська: Погрейтесь у нашего костра!

    Чудило: Милые вы мои детки! Чем же я вам отплачу?

    Зоська: Расскажите нам сказку!

    Стах: Ну ее, сказку! Быль интересней сказки! 

    Чудило: Конечно, интересней, разве сказка может с правдой сравниться?

    Юзек: Ну, коли так,  расскажите, откуда взялись гномы!

    Чудило: Откуда взялись?

    /Звучит Op. 62 Ноктюрн №2 E-dur

    В прежние времена мы не ютились под землей, в скалистых пещерах, под корнями старых деревьев, как сейчас, а жили в хатах по деревням, вместе с людьми. Только давно это было. Тогда княжил над теми местами Лех, который основал город Гнездо. Он увидел там гнездовья птиц и сказал себе: «Раз птицы нашли себе здесь пристанище, значит, это край покойный и благодатный».

    Так и оказалось.

    О птицах тех молва гласит, будто это были орлы; но в наших старинных книгах написано, что аисты; они гнездились там и бродили в лугах. Так или иначе, край этот стал называться Лехией, по имени князя Леха, а народ, заселивший те земли, называл себя лехитами.

    Соседи же прозвали их полянами, потому что они пахали поля и сеяли хлеб. Все это записано в наших летописях и скреплено печатью. 

    /Танец аистов муз.Марина Гутенева/

    Няня: Да, славное было времечко!… Над полями, ручьями шумели липовые рощи. В рощах древний бог Световит жил и на три стороны света поглядывал – землю сторожил. Гномики – их за малый рост еще карликами называли – стерегли хаты, крестьянское добро, скотину.

    «Нет дома без гнома», – говаривал в старину народ. Жилось там хорошо, весело, во всем они помогали хозяевам: овес провеевали, золотое зерно лошадям задавали, сечки нарубили, подстилку перетряхивали, кур на насест загоняли, чтобы яйца не оставили в крапиве, масло сбивали, сыров делали, детей укачивали, пряжу сматывали, огонь раздували, чтобы каша быстрей варилась. И по дому и в хлеву – никакой работой не гнушались.

    Чудило: Но трудились мы не задаром. Не хозяин, так хозяйка никогда не забудет оставить для нас хлебных да творожных крошек на лавке в горнице, а в кувшине – медку или хоть молочка на донышке. Голоду не знали.

    Пойдет, бывало, хозяйка огород полоть или в поле жать, в дверях обернется, возьмет горсть проса из кадки, бросит на пол и скажет:

    Няня: Гномики, гномы,За детьми, за домом

    Приглядите, присмотрите!А вот просо вам… Берите!

    Чудило: И уйдет со спокойным сердцем. А мы – прыг, прыг из запечка, из-под лавки, из-за расписного сундука, и за работу! Сказки сказываем ребятишкам, лошадок им мастерим, девочкам косички заплетем, кукол тряпочных понаделаем.

    Протрем оконца, солнышко в хату впустим – по всем уголкам свет разнесем: так все и засверкает!

    Работы, правда, много, зато благодарности от людей еще больше. Ни один праздник без нас не обходился.

    Няня: Гномики, гномы,На пир вас зовем мы!

    На остатки пирога,На оленьи рога,

    На жаркое из печи

    Да на белы калачи! 

    Чудило: За стол мы, конечно, не лезли – наш брат, хоть и мал ростом, вести себя умеет. Зато как заиграем на гусельках, сперва один, за ним другой, третий, десятый – целый оркестр соберется под окном или под половицей, – народ слушает не наслушается: так весело, легко станет на душе от нашей музыки!

    /Танец гномов муз.Виктор Ударцев/

    Эх, где те времена? Ушли безвозвратно.

    Юзек: А потом что стало с гномами?

    Стах: Гномик, гномик, рассказывай! Что дальше было?

    Чудило-Мудрило: Правда, не сразу гномы решились уйти. Некоторое время они еще жили в деревнях с людьми. Но день ото дня становились все печальней и слабее. Их теперь редко звали на помощь. Пока жив был Пяст, никто не смел их обижать. Еще в царствование сына его, Земляна, у гномов был свой угол в каждой хате. Но при внуке Земляна, короле Мешко, настали для них трудные времена. Днем они даже на глаза боялись показаться людям и только в сумерки вылезали из своих убежищ – раздобыть какую-нибудь еду.

    Крестьянки, уходя в поле, уже не сыпали им проса и не просили присмотреть за детьми. Осталась на долю гномов самая черная работа: на конюшне, в хлеву, в риге, а в доме разве что лучины нащепают, горшки перемоют да мусор в уголок заметут.

    Гномы и сами видели, что проку от них мало, работники они плохие: куда девалась прежняя сила и сноровка! Делать нечего: горько плача, высыпали они из хат и толпами потянулись из деревень в леса, в горы, в пустоши. С той поры разве ночью случается увидеть нас людям, а днем мы только детям показываемся, вот как я вам. Больше всего гномов ушло в горы. Там, в пещерах, мы стережем клады. В лесах тоже немало нашего брата. А зимовать в лесу холодно, вот мы и шьем себе красные плащи и колпачки. По ним нас сразу можно узнать. Мы и теперь хорошо относимся к людям и за крошку хлеба, за каплю молока всегда рады помочь доброму человеку. Но чуть подует осенний ветер, мы прячемся под землю.

    /Звучит фонограмма крик и лай/

    Няня: А Чудило-Мудрило встал, натянул колпачок и, юркнув в борозду, исчез в прошлогоднем бурьяне. Так Зося и Кася, Стах, Юзек, Куба и Ясь никогда и не узнали, во сне им все это привиделось или на самом деле у костра сидел гномик и рассказывал чудесную сказку.

    /Звучит Экспромт Op. 51 Ges-dur /

    И он отправился дальше, перепрыгивая через камни и рытвины. Скоро посчастливилось ему найти кусочек глины. Он сделал из нее шар, вкатил на кочку и еловой иголкой нацарапал на нем материки, моря, горы, реки. Изобразив все части света, нацепил большущие очки и стал искать дорогу, по которой придет весна.

    Тем временем в низинах заклубился туман. Белой пеленой заволакивал он овраги, а луга, поля и дубравы все еще стояли в золотом сиянии солнца. И тогда на юге появилась юная красавица с простертыми над землей руками. Она шла босая, и, где ступала ее нога, расцветали фиалки и маргаритки; шла безмолвная, но навстречу ей с радостным щебетанием вспархивали птицы; шла с темным, как свежая пашня, лицом, но позади все загоралось яркой радугой; шла, опустив глаза, но из-под ее ресниц лилось сияние. Это была Весна.

    /танец Весны  Вальс  Ф.Шопена в современной обработке/

    Декорации: забор, возле дома

    ДЕЙСТВИЕ 2 «Хвощ и сиротка Марыся»

    /Марыся поёт/

    То ли голубь где воркует 

    Стонет пущею лесною,

    То ль соловушка тоскует 

    Все прощается с весною?

    То ли лес шумит – вздыхает,

    Черный лес шумит ночами,

    То ли ветер где рыдает,

    Воет, плачет над полями?

    Не соловушка горюет,

    Ох, не лес, не вольный ветер 

    Мать Марысю оставляет

    Сиротой на белом свете!

    Кто накормит? Кто напоит?Кто укутает в морозы?

    Кто присмотрит за чужою,Приголубит, вытрет слезы?

    Скрылось солнце за горою,

    Догорело небо зорькой,

    Мать Марысю оставляет

    Навсегда сироткой горькой.

    Няня:

    День-деньской Марыся плачет,День-деньской не молвит слова…Вот и жаворонок вьется,Ласточка щебечет снова…

    Вот и жаворонок вьется,Верба ветки распушила,Поросла травой зеленой материнская могила.

    Пусть-ка моют ливни буйны,Пусть закружит буйный ветер.

    Послужи за корку хлеба,Коль одна на белом свете!…

    Вот какая была у Марыси доля. Волосы у нее золотые, как солнце, глаза – лесные фиалки, а на сердце – печаль и тоска. 

    Няня: Сиротка Марыся! Отчего не смеёшься?

    Марыся:

    Как же мне смеяться, когда ветер в поле стонет?

    Няня:Сиротка Марыся! Почему не поешь, как другие?

    Марыся:

    Как же мне петь, как же мне веселиться, когда березы в лесу плачут?

    Няня: Сиротка Марыся! Что же ты не радуешься?

    Марыся:

    Как же мне радоваться, как же мне веселиться, когда земля слезами умывается?

    Няня: Вот какая была сиротка Марыся. Прилетят птицы, сядут на дерево и запоют:

    Сирота, сирота,Головушка золота,Синие очи,Скажи, чего хочешь?

    Марыся: Об одном прошу я, птицы мои, птицы,Пусть мне нынче ночью матушка приснится!…

    /Звучит фонограмма хлопанье крыльев и крики птиц/

    Хвощ:

    Да замолчи ты, глупая птица! Растрещалась, как сорока! Думаешь, мне очень нравится в болоте вязнуть? Я еще не совсем выжил из ума! Понимаю, что кусок колбасы повкусней твоих яиц! Только голод не тетка! Скоро совсем ноги протяну! Уймись, не ори, а то шею сверну!

    И, повесив голову, грустно добавил:

    Вот влип-то, вот попался! Будь она неладна, эта деревня! Вместо Обжираловки – Голодаевка! Вот бессовестный мужик, какую шутку со мной сыграл!

    /Марыся плачет/

    О чем ты плачешь, панна? Кто тебя обидел?

    Марыся: Кто это?  Маленький, как куколка, а говорит человечьим голосом! Ой, боюсь!

    Хвощ:Не убегай, панна. Я гном, по имени Хвощ, и хочу тебе помочь. 

    Марыся: Гном!  Знаю, знаю! Мне матушка говорила, что они добрые.

    Хвощ: Чего ты хочешь, девочка?

    Марыся:Хочу, чтобы гусаньки мои ожили, которых лисица задушила. Чтобы гусак опять гоготал на зорьке и гусыни ему отвечали… Чтобы они опять травку щипали и паслись на лужайке!…

    Хвощ: Много людей приходило к нам с разными просьбами. Просили золота, серебра, лучшей доли. Но никто еще, как ты, не хотел уйти от гнома тем же, кем был. Твоя просьба будет исполнена.

    /Звучит Рондо (одно из четырёх)/

    Няня: Перед замком как на ладони лежит Голодаевка. По дороге спешат пастушата, хлопают длинными кнутами, гонят гусей. А на лесной опушке семь гусей щиплют траву, гусак гогочет, серая гусыня отзывается– 

    Марыся: Живы мои гусаньки!  (заплакала от счастья.)

    /Няня проводит речевое упражнение с движениями «5 гусят» муз. Татьяна Хохлова/

    - пять маленьких, худеньких, глупых гусят  ладонь вверх

    - за мамой-гусыней угнаться хотят.Сгиб-разгиб в локте, рука к себя и от себя

    - угнаться за мамой-гусыней? Двумя ладонями движение вправо-влево

    - навряд ли им будет по силам! Указатеным пальцем вправо-влево

    - но кратка прогулка, близки берега Двумя руками в сторону от себя к себе

    - четыре гусёнка кричат га-га-га, на пальцах 4, ладонью имитация гогота

    - они ведь не куры – гусята, сцепить ладони обеих рук без больших пальцев

    - выходить из воды не хотят ведь, открытыми ладонями отрицание

    - качает гусят на прибрежной волне, подъём-спуск рук от живота до плеча

    - а маленький самый, с пятном на спине, ладонью имитация гогота

    - он тоже плывёт говоря га-га-га  Сгиб-разгиб в локте, рука к себя и от себя

    - ведь мама-гусыня ему дорога! Обеими руками обнять себя за плечи

    ДЕЙСТВИЕ 3 «Милостыня»

    Няня: А вот какую историю о милостыне рассказал Чудило-Мудрило сиротке Марысе.

    Чудило: Знавал я одного зазнайку Вродебарина и решил я его проучить…уму-разуму поучить, постучаться в его сердце. Ну так вот…

    /звучит Скерцо Op. 54 E-dur /

    Шел Вродебарин, рассуждая сам с собой, как вдруг услышал слабый, жалобный голос.

    Из-под забора, протягивая руку за милостыней, встал я -  оборванный старичок с непокрытой головой и изможденным лицом. – Не проходите мимо, сударь! – взмолился я сдавленным голосом. – Я бездомный скиталец… Меня зовут Чудило-Мудрило. Может быть, вы слышали обо мне? Я был придворным историком короля Светлячка… А теперь я всего лишился… И слава, ради которой я пожертвовал покоем и счастьем, тоже отвернулась от меня… Где все мои товарищи? Где родина моя? – И крупные слезы покатились по моему худому лицу.

    Но Вродебарин надулся еще больше и уже хотел пройти мимо, как вдруг заметил на заборе сороку. Подергивая хвостом, она поглядывала на него то одним, то другим глазом. Вродебарин моментально переменил маневр и полез в карман. Он прекрасно знал, что сорока тут же разнесет по всей округе, какой Вродебарин добрый и великодушный.

    Я протянул колпак, но сорока, вспугнутая этим движением, улетела.

    Тогда Вродебарин опять передумал: нащупал в кармане сор, труху и бросил в колпак нищего.

    – Спасибо! – сказал я.

    Глянул Вродебарин, а у меня в руке – чистое золото. Схватился он за карман, где у него кошелек с дукатами лежал, а в кошельке – горсть мусора. Завопил Вродебарин – голос сразу к нему вернулся – и палкой замахнулся на меня, но я исчез, как сквозь землю провалился.

    Декорации: Хрустальный Грот, тронный зал

    ДЕЙСТВИЕ 4 «Возвращение под землю»

    /Звучит Ноктюрн ор. 9 №2 Es-dur /

    Няня: И снова в королестве гномов.

    Светлячок:

    Верная моя дружина! Труженики мои! Кончился день, и кончились ваши труды. Наступает вечер – он несет отдых и покой. Оглянитесь при блеске вечерней зари – она, как факел, освещает ваши дневные дела!

    Весной вы рассевали цветы,  и дикую, унылую пустошь превратили в прекрасную, возделанную землю. Летом вы пели гимн труду и солнцу. Пришла осень – и вот вы стоите в золоте и пурпуре, считая ее плоды.

    /Звучит фонограмма ветра/

    Вон закат озарил клочок земли, прежде заброшенный, а теперь возделанный и засеянный. И радость озарила душу пахаря, потрудившегося на своей ниве.

    Это вы помогли ему.

    Вон мелькают головки его детей: раньше они были поникшие, а теперь воспрянули, раньше глазки их туманила печаль, а теперь они повеселели. Тьма, теснившая их, рассеялась, и воссиял свет.

    Где был голод, будет вдоволь хлеба, где царила ночь, настало утро.

    И вы помогли возжечь этот свет.

    А вон сиротка, безутешная, как горлинка, лишившаяся гнездышка. Она вновь обрела кров, ее, как родную, приняли в семью. И счастье вошло с нею в дом.

    И вы немало потрудились для этого доброго дела!

    /Звучит фонограмма вихря/

     Братья, мы потеряли нашего товарища – ученого летописца Чудилу-Мудрилу. Он покинул нас и отправился искать по свету славу. Не нам его судить. Пусть идет за своей звездой. А мы провели здесь немало чудесных минут. Да будет счастлив этот уголок!

    Гномы: Да будет счастлив! 

    Няня: Стало тихо, в безветренное сентябрьское утро, голубое и солнечное, с деревьев начинают осыпаться золотые листья.

    Пригорок, трон, седобородый король и вся дружина расплылись, улетучились, как туман.

    Солнце угасало. Наступала осень.

    /Звучит Этюд Op. 25 As-dur /

    Листья, порхая в воздухе, посыпались на землю и скрыли пригорок, на котором только что стояли гномы.

    Они вернутся опять – но не раньше, чем засияет весеннее солнышко.

    Из всего племени гномов один только Чудило-Мудрило остался на земле, опоздав на сход.

    Старенький, одинокий, тихо бродит он по снегу лунными ночами, подставляя под серебряные лучи озябшие руки.

    Один седой Чудило-Мудрило ходит по свету в своем колпачке и кафтане и топорщит косматые брови. На поясе у него связка ключей – он запирает на замок колокольчики и ландыши, чтобы они не будили спящие луга и леса. Один Чудило-Мудрило бродит по свету, нижет из инея жемчужные бусы. О славе он больше не помышляет, ведь это она отравила честолюбием его душу и стала причиной всех бед.

    Присмиревший, притихший, бродит он по свету, не важничает и всякую тварь жалеет. И пишет другую, лучшую книгу – живую.

    Сядет у кроватки и рассказывает детям, когда им не спится, про короля Светлячка, про его мантию, золотую корону и скипетр с сияющим брильянтом, про Хрустальный Грот, мечи, щиты и латы, о кладах, о своих верных товарищах – гномах и о сиротке Марысе.

    Как-то долгой зимней ночью рассказал он и мне эту историю, а я ее записала.

    /Звучит фрагмент «Большая фантазия на детские темы» Ф.Шопен /



    Предварительный просмотр:

    Автор: Хохлова Татьяна Александровна

    Методическая разработка авторского подхода к реализации совместной работы учителя музыки и церковного пения с руководителем творческого объединения «Авангард»

    Сценарий музыкальной сказки «Нет дома без гнома»

    по мотивам сказки Марии Конопницкой «О гномах и сиротке Марысе»

    для младшего и среднего школьного возраста

    в ЧОУ «Православная гимназия им.св.прп. Серафима Саровского г.Вязники»  для учащихся с нарушениями речи

    Пояснительная записка

    Сценарий и его постановка является инновационным элементом во внеурочной деятельности для общеобразовательной школы и связана с предметом «Музыка», как неотъемлемая часть Базисного учебного плана Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения (далее ФГОС).

    Предмет «Музыка» представлен в Базисном учебном плане ФГОС как предмет обязательной предметной области «Искусство», на который отводится 1 час в неделю, всего 136 часов за 4 учебных года. Таким образом, непрерывность и преемственность музыкального образования в начальной школе обеспечивается занятиями по программе «Музыкальная театрализация» во внеурочной деятельности (вторая половина дня), как углубление и продолжение базовых уроков.

    Сценарий и постановка музыкальной сказки разработаны на основе авторского материала, многолетнего опыта работы автора с младшими школьниками по музыкальной театрализации, оформлены в соответствии с требованиями ФГОС 2010 года (далее – Стандарт) и в связи с отсутствием современных государственных программ внеурочной деятельности учащихся художественного направления.

    Данная работа - это процесс коллективный, где объединяются и синкретность видов искусств, и «использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально- пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации».

    Духовно – нравственная направленность этой работы опирается на народное творчество и этнопедагогику, имеет оздоровительный эффект и интегрирует все эти направления. Комплексно используются: театрализация плюс технология создания поли- художественной среды через использование разных видов искусств в музыкально-художественной деятельности. Интеграция в социум происходит благодаря развитию речи, жестов, мимики, эмоционального состояния, помогает социальной адаптации.

    Полководец польской музыки и в замечательных творениях открыл миру самобытность и величие своего народа. Центральной фигурой польской музыкальной культуры является Фредерик Шопен. К 1838-1846 годам относится наивысший расцвет творчества Шопена. Именно в это время Шопеном были созданы самые совершенные и значительные его произведения, в том числе 2-я и 3-я сонаты, баллады, полонезы ля-бемоль мажор и фа-диез минор, полонез-фантазия, баркарола, скерцо, ноктюрны, мазурки, прелюдии и др.

    Как детский композитор Фредерик Шопен известен своими тонкими, нежными, совершенными поэтическими этюдами, фантазиями, экспромтами. Отдельное значение для польской молодежи имеет часто потом звучавшая для детей в тех или иных формах «Большая фантазия на детские темы».

    Не менее важна удивительная в своем сокровенном звучании «Колыбельная». Если музыка Моцарта, как известно, способна развивать ум, восприятие прекрасного, музыкальные таланты, то музыка Шопена имела другое значение – она заставляла чувствовать.

    Эмоциональная глубина, способность вызывать глубокое, теплое чувство в душе человека, нежная и ностальгическая музыка Шопена важна для детей не менее, чем легкая и светлая маэстро Амадея. Именно потому композиции гения пиано Фредерика так часто используются для детских спектаклей, постановок сказок, в мультипликации при создании лирической, романтической атмосферы.

    Шопена называют певцом фортепьяно. Он не писал ни симфоний, ни опер. Большинство его произведений — полонезы, мазурки, вальсы, этюды, прелюдии, экспромты, баллады, сонаты — написаны для фортепьяно. Но и этого оказалось достаточным, чтобы вывести польскую музыку на передний край европейского искусства.

    В произведениях Шопена — народный характер, народные думы, народные мелодии. Слушая его полонезы, представляешь себе не придворный бал, а колонны повстанцев; как-то ясно вспоминаешь, что само слово «полонез» в переводе означает «польский». Свои мазурки Шопен называл «картинками». Для него были они не просто танцем, а небольшим рассказом, сценкой из народной жизни.

    Яркие национальные черты музыки Шопена не помешали ей вместить в себя глубокие чувства, близкие и понятные не одному польскому, но и всякому другому народу. Поэтому не только в Польше — во всем мире Фридерик Шопен признан величайшим композитором.

    Всемирно известными представителями польской литературы являются: 

    Януш Леон Вишневский, Мария Конопницкая ... Она оказалась счастливым человеком: ей самой так хорошо в том мире, который она создаёт, каждая следующая сюжетная «придумка» так легко и естественно цепляется за предыдущую, что цепочка милых детских приключений вырастает будто сама собой.
    Сколько раз в бесконечном книжном мире дети и взрослые находили «что-нибудь», и это волшебное нечто начинало исполнять их желания.

    «О гномах и сиротке Марысе» - замечательная сказочная повесть польской писательницы, повествующая о маленьких существах, живущих в горах и лесах, о гномах. В сказке увлекательные приключения переплетаются с фольклорным элементом, со сведениями об этих забавных человечках. Знаете ли вы, что раньше гномы жили в деревнях вместе с людьми и помогали им с уборкой, стиркой, пряжей, убаюкиванием маленьких деток? А то, как гномы наказывали нерадивых мамаш, убегающих чесать языками с соседкой, надолго бросая младенца одного в люльке, когда-нибудь слыхали? А где гномы живут сейчас, как переносят зиму и определяют приход весны, вам известно? А какие богатства они охраняют, да как эти сокровища человек заполучить может? Нет? Прочтите - узнаете. Мария Конопницкая написала не просто сказку, её произведение наполнено любовью к природе, уважением к человеческому труду, глубоким состраданием к бедным людям. Её героиня Марыся не просто нищая сиротка, в маленькой груди этой девочки бьётся большое, доброе сердце, способное изменить мир к лучшему. Очень красивы в книге описания, даже не будучи любителем описательных моментов, я с удовольствием их читала, а передо мной, будто бы наяву, весна сменяла зиму, ночь плавно переходила в белый день, колосились золотые поля, пахло свежестью леса, а по горам величественно ступала Королева Татр. Прекрасная сказка. 
    Библиография вообще забавная штука — не успеешь ступить на её территорию, как самый скромный литературный факт тут же превратится в захватывающее приключение.

    Цель:

    - Создание атмосферы радости и успешности для проявления творческих способностей детей и их исполнительской деятельности,

    - Формирование творческих способностей школьников управления культурным пространством своего существования в процессе создания и презентации художественных произведений музыкальной театрализации.

    Задачи:

    • познакомить воспитанников творческого объединения «Авангард» (рук. Е.А.Кулигина) с жанром музыкальной сказки
    • поощрять творческие способности детей, артистичность, желание выступать в коллективе
    • формировать вокальные и театральные навыки для раскрытия детям подлинного значения музыкально-сценического искусства как особой формы «отражения» духовности
    • обеспечить непроизвольное, естественное «вхождения» учащихся в «музыкально-театральное поле» мира и радостного, творческого бытования в нём
    • развивать творческие способности личности младшего школьника в области музыкально-театральной деятельности, владение голосом и телом как «инструментами» духовного самовыражения, сценическое мастерство – основа раскрытия внутреннего мира ребёнка
    • расширить общий и художественный кругозор, общую и специальную культуру, обогатить эстетические чувства и развить художественный вкус
    • развивать ритмический и тембровый слух
    • развивать навыки игры на музыкальных инструментах
    • совершенствовать развитие певческих навыков дошкольников в сольном и хоровом пении
    • совершенствовать навыки выразительных танцевальных и игровых движений
    • совершенствовать координацию речи с движениями, пения с движениями
    • повысить у детей эмоциональный интерес к выполнению творческих заданий
    • воспитывать интерес к танцевальной культуре, развивать двигательные навыки
    •  развивать игровое творчество каждого ребенка
    • закрепить полученные навыки во всех видах детской исполнительской деятельности, используя любимый репертуар
    • способствовать  развитию коммуникативной культуры

    Репетиции проводятся 2 раза в неделю, репетиции групповые

    Используемые образовательные технологии:

    • «Этюды по истории поведения» Л.С. Выготского и А.Р. Лурин
    • Исследования учёных в области теории методики и практики музыкального образования (Ю.Б. Алиев, Л.А. Безбородова, О. П. Радынова, С.В. Николаева, Г.М. Цыпин, Л.В. Школяр и др.)
    • «Теория музыкальной психологии» (М.Л. Лазарев, В.И. Петрушин и др.)
    • Сказкотерапия
    • «Театрализованные игры», автор Л.В.Артёмова
    • «Методика и организация театрализованной деятельности младших школьников», Э.Г.Чурилова
    • «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании», редакторы: Е.Д.Критская и Л.В.Школяр
    • «Ритмическая мозаика», автор А.И.Буренина
    • Логоритмика
    • «Танцевальная ритмика для детей», автор Т.И.Суворова
    • «Учим творчеству», автор И.П.Волков
    • «Музыкальные шедевры», автор О.П.Радынова
    • Танцевальный калейдоскоп», авторы Е.Ю.Суханова, Л.А.Новикова
    • «Простые истины воспитания», автор Т.Б.Лихачёв

    Предварительная работа:

    - знакомство со сказкой польской писательницы Марии Конопницкой «О гномах и сиротке Марысе»,

    - подбор и прослушивание музыкального материала: инструментальные произведения польского композитора Фредерика Шопена и песенно-танцевальные сочинения современных детских композиторов,

    - разучивание новых логоритмический упражнений,

    - подбор костюмов и изготовление элементов декораций, антуража,

    - создание рисунков по образам сказки

    - обсуждение создания и работы над новым совместным музыкально-театральным проектом «Музыкальная сказка «Нет дома без гнома»» в творческом объединении «Авангард».

    Помимо углубления работы по формированию общей и музыкальной культуры, универсальных учебных действий, специальных музыкальных и театральных навыков - звукообразование, дикция, дыхание, музыкальная пластика, артикуляция, дыхание, жестикуляция, мимика и т.д., - доминирующим направлением учебной деятельности в данной работе является опора на главенствующее творческое начало, естественно выплёскивающееся в момент эмоционального воодушевления, связанного с удовлетворением от процесса постановки музыкального спектакля и означиванием продуктов творческой деятельности учащихся через публичные выступления театрального коллектива.

    Действующие лица:

    - Няня ,

    - король Светлячок,

    - Гномы: Сморчок,

    - Синичка,

    - Букашка,

    - Чудило-Мудрило,

    - Пастушки: Юзек,

    - Стах,

    - Зоська,

    - Гном Хвощ,

    - Марыся-сиротка

    Ожидаемые результаты в постановке музыкальной сказки

    Воспитательные результаты внеурочной деятельности учащихся в сфере художественного творчества распределяются по трём уровням.

    Первый уровень результатов – приобретение учащимися социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия, её структуре, пространстве взаимодействия, способах управления социокультурным пространством; овладение способами, самопознания, рефлексии; усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия, об организации собственной частной жизни и быта; освоение способов исследования нюансов поведения человека в различных ситуациях, способов типизации взаимодействия, инструментов воздействия, понимания партнёра.

    Второй уровень результатов – получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Важную роль в данном вопросе играет не только сама премьера, а оформление зала и изготовление декораций для сказки.

    Третий уровень результатов – получение учащимися самостоятельного общественного действия. Особое значение имеет взаимодействие с социальными субъектами за пределами учебного заведения, например демонстрация сказки для детей ближних дошкольных учреждений, детских домов и приютов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий новогоднего спектакля "Белоснежка и музыкальные гномы"

    Сценарий новогоднего спектакля "Белоснежка и музыкальные гномы" поможет вам очень ярко и интересно отпраздновать Новый год....

    Музыкальная сказка "Белоснежка и семь гномов"

    Сюжет сказки поставлен по мотивам одноимённой сказки, но многое дофантазировано до неузнаваемости. Интересная работа для совместных постановок детей и взрослых....

    Картотека логоритмических упражнений без музыкального сопровождения по Алябьевой Е.А.

    Картотека составлена по книге Алябьевой Е.А. "Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения"....

    Исследовательская работа:" Село без церкви, что дом без иконы"

    Исследовательская работа отражает историю восстановления православного Храма в селе Куксово Тамбовского района Тамбовской области...

    "Дом без книги, что день без солнца" (ученический проект).

    Проект способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика - читателя. Результат...

    Музыкальная физминутка про "Гномов"

    Физминутка про "Гномов"...