Рабочая программа по внеурочной деятельности "Вокалотерапия"
рабочая программа по музыке (3 класс) на тему

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Вокалотерапия" («Музыкотерапия») для обучающихся 3 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_vneurochka_2018-2019_vokaloterapiya.docx26.9 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

 Рабочая программа по внеурочной деятельности "Вокалотерапия" («Музыкотерапия») для обучающихся 3 классов составлена и разработана на основе:

1. Федерального государственного образовательного стандарта, введенного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

       Особенности художественно-эстетического образования определяются в следующих документах:                                                                                                                                              1.«Концепция  развития образования в сфере культуры и искусства в РФ на 2008-2015 годы№ (распоряжение Правительства РФ от 25.08.2008г. № 1244-р).

2.Концепция художественного образования (приказ Министерства культуры РФ от 2812.2001г.№ 1403).

     Актуальность программы.   Сохранение и укрепление здоровья детей – приоритетное

направление деятельности всего современного российского общества. Программа даёт

возможность формировать у обучающихся музыкально-релаксационную культуру, активно

использовать целительные возможности музыки в интеграции с другими видами

искусства. Это стало особенно важным в связи с ростом психических расстройств,

повышенной тревожности и агрессивности, психосоматических заболеваний у детей.

Программа направлена на профилактику по сохранению здоровья обучающихся и

развитие их творческих способностей в системе арт-терапии. Арт-терапия – это не

столько лечение, сколько развитие креативности, развитие и гармонизация личности,

помогающие при решении любых проблем. Терапия искусством позволяет выразить себя,

свои чувства, состояния, увидеть свой внутренний мир, достичь положительных

изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии. Кроме того,

творческий процесс, позволяет создать положительный настрой, способствует раскрытию

внутренних потенциалов, расширению диапазона восприятия мира, появляется

позитивный взгляд на ситуацию, который позволяет освободиться от сковывающих

стереотипов и установок, ощутить внутреннюю свободу. В программе использованы

различные виды арт-терапии: музыкотерапия, в том числе вокальная и дыхательная,

фольклорная терапия, изотерапия и танце-двигательная терапия.

Основная цель учебного курса – профилактика и коррекция нарушений здоровья

обучающихся посредством комплексной системы терапии искусством: музыкой, пением,

рисованием, танцевально-двигательными движениями.


Задачи:

   1. Коррекция недостатков в личностной и эмоционально-волевой сфере:

1) овладение навыками слушания музыки и элементами концентрации внимания, сосредоточенности;

2)  формирование у обучающихся волевых качеств;

3)  устранение и предупреждение негативных качеств характера

(агрессивность, вспыльчивость, упрямство, замкнутость и т.п.);

4)  формирование у обучающихся навыков психологической адаптации в

коллективе;

5)  развитие у обучающихся положительных качеств характера (доброты,

сопереживания, отзывчивости, честности);

2. Преодоление недостатков в речевом развитии, посредством вокалотерапии.

  3. Формирование высших психических функций:

1)  развитие зрительной, слуховой и вербальной памяти;

2) развитие творческих способностей (воображения и фантазии).

  4. Формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству:

1)  формирование певческих навыков;

2)  формирование чувства ритма.

3)  расширение и углубление представлений детей и молодежи средствами музыкального искусства о физическом, психическом, социальном и духовном здоровье человека.

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные:

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  1. формирование установки на безопасный здоровый образ жизни;
  2. формирование уважительного отношения к культуре других народов;
  3. развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-

ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и

общества;

  1. формирование этических чувств доброжелательности эмоционально-нравственной

отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Метапредметные:

  1.  освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  2. позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
  3.  овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,

установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового,

стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой

деятельности;

  1.  анализ и объективная оценка результаты собственного труда, поиск возможностей и

способов их улучшения;

  1.  видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в

движениях и передвижениях человека;

Предметные:

  1.  формирование представления о роли музыки на здоровье человека, в его духовно-

нравственном развитии;

  1.  знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых

музыкальных произведений;

  1.  формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-

либо виду) музыкально-творческой деятельности;

  1.  умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
  2. умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и

музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых

произведений, в импровизациях.

Общая характеристика учебного курса

   

      Музыка положительно влияет на работоспособность мозга и укрепляет иммунитет

обучающегося. Музыкальная терапия основана на влиянии музыки на

организм человека через его психологическое восприятие. Музыка

способна выполнять роль целителя, оздоравливать как весь организм, так

и отдельные органы, приводя их в гармоническое состояние. Человек,

окунувшись в мир музыки, входит в своеобразное психическое состояние,

и весь организм перестраивается от воздействие звуков на естественный

ритм, соответствующий гармонии окружающей среды.

    Двигательная активность человека тесно связана с музыкой История использования

музыки и танцев с профилактическими и лечебными целям насчитывает много

тысячелетий. Древнегреческие философы Пифагор, Аристотель, Платон считали, что

музыка устанавливает порядок во всей Вселенной, в том числе нарушенную гармонию в

человеческом теле. Было замечено, что музыка, прежде всего ее основные компоненты —

мелодия и ритм, изменяют настроение человека, перестраивают его эмоциональное

состояние. Музыкотерапия широко использовалась и в Древней Индии. В Средние века

практика музыкотерапии связана с теорией аффектов, которая изучала воздействие

различных ритмов, мелодий и гармоний на эмоциональное состояние человека В

настоящее время музыкотерапия занимает особое место среди современных видов арт –

терапии.

 

   Музыкотерапия – психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве

лечебного средства. Различают три основные формы музыкотерапии: рецептивную,

активную и интегративную. Музыкально – терапевтические методы, как правило,

подбираются индивидуально.

 

   Рецептивная музыкотерапия (пассивная) отличается тем, что обучающийся в процессе

музыкотерапевтического сеанса не принимает в нём активного участия, занимая позицию

слушателя. Однако при этом активно вступают в работу фантазия и воображение

обучающегося.

    Активные методы музыкальной терапии основаны на активной работе с музыкальным

материалом, например, пение. Голос – это уникальный музыкальный

инструмент, данный человеку самой Природой. Научившись выражать свое

состояние голосом, человек получает эффективнейшее средство для

снятия внутреннего напряжения и для самовыражения. При совместном

пении (в хоре), на какой-то отрезок времени раскрываются границы

каждой человеческой души. Действие пения на человека еще в древности

использовалось у многих народов для борьбы с самыми разнообразными

недугами. Пение – уникальная дыхательная гимнастика, в которой

учитывается все.

    Интегративная музыкотерапия наряду с музыкой задействует возможности других видов

искусства: рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, создание стихов,

рассказов после прослушивания музыки и другие творческие формы.

 

Описание места учебного курса в учебном плане

   Программа адресована обучающимся 3 класса и рассчитана на 34 часа в год, по 1 часу в неделю, режим занятий 45 минут.

2. Содержание учебного курса

     Содержание учебного курса направлено на воспитание творческих, компетентных и

успешных и здоровых граждан России, способных к активной самореализации в личной и

профессиональной деятельности. В процессе освоения курса у обучающихся укрепляется

здоровье, изменяется душевное самочувствие, формируя положительные эмоции.

Приобретается опыт самопознания и раскрываются индивидуальные возможности

каждого обучающегося, раскрывается энергетический запас организма, развивается

чувство внутреннего контроля, память, внимание, мышление, фантазия и воображение.

       Формируются общие и специфические умения, способы познавательной и предметной

деятельности. Обучающийся не только усвоит определённые знания и представления о

здоровом образе жизни, но и станет изучать себя, особенности организма, психологически

готовиться к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность с

помощью разных видов искусства.

     Содержание учебного курса акцентируется на личностном развитии, нравственно-

эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия обучающихся через,

эмоционально-эстетический отклик на музыку. Музыка развивает воображение,

фантазию, концентрацию внимания, активизирует творческий потенциал

личности. Уже на начальном этапе терапии искусством обучающиеся понимают, что

музыка – это прекрасное, будоражащее, восхитительное, превосходное, изысканное и

неоднозначное искусство.

Учебно-тематический план

п\п

Название раздела

Кол-во часов

1

Музыка и здоровье

9

2

Музыкотерапия: вокальная, дыхательная, фольклорная

12

3

Арт-терапия

5

4

Танце-двигательная терапия

8

Итого:

34

  Музыка и здоровье.

Исторические свидетельства о силе искусства. Положительное и отрицательное

воздействие музыки на здоровье человека. Современные исследования видов искусств на

душевное и физическое состояние человека. Понятие релаксация. Понятие арт-терапия.

Разновидности арт-терапии. Особенности музыкотерапии, вокалотерапии, фольклорная

терапии, изотерапии, цветотерапии, танце-двигательной терапии.

Музыкотерапия: вокальная, дыхательная, фольклорная.

Музыкотерпия - психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии

музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное

средство. Воздействие музыки на определённые мозговые зоны. Применение

рецептивной музыкотерапии в рамках антистрессовой программы. Прослушивание

специально подобранных музыкальных произведений, обсуждение собственных

переживаний, воспоминаний, мыслей, ассоциаций, фантазии, возникающие у

обучающихся в ходе прослушивания. Программа музыкальных произведений строится на

основе постепенного изменения строения динамики и темпа с учетом различной

эмоциональной нагрузки.

Вокальная терапия. Дыхательные упражнения, упражнения для настройки голосового

аппарата. Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает и

более качественное функционирование сердечнососудистой системы, поскольку большая

нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за

счет которых происходит массаж внутренних органов. Лечебных свойствах отдельных

звуков, произносимых голосом.

Фольклорная терапия. Народное творчество как способ самореализации создающий

условия для раскрепощения, снятия стрессов, самовыражения, внутренней свободы

человека. Самым высоким уровнем творческого осмысления, происходящего в

отношениях с русской народной песней, является импровизация, свободное владение

ситуацией на основе глубоких знаний текстов песен и их характеров. При работе с

песенным фольклором происходит и коррекция отдельных черт личности человека,

сопряженных с нежелательными для социума явлениями. Замкнутость, стеснительность,

агрессивность постепенно нивелируются и переходят в свою противоположность.

Арт-терапия

Понятие изотерапия. Изотерапия – эффективный и действенный метод, который помогает

человеку справиться с негативными эмоциями, снять нервно-психическое напряжение.

Она способствует выходу сильных эмоций под влиянием музыки, помогает осознанию

своих чувств, развивает художественные способности. Спонтанное рисование считается

результатом «активного воображения», а не проявлением особых талантов, поэтому лечит

сам процесс, а не результат.

Цветотерапия – это область науки и практики о воздействии цвета на физиологическое и

психологическое состояние человека. Цветотерапия, оказывает прямое влияние на наши

чувства и внутренний мир, даёт потрясающие возможности для активизации скрытых

способностей, талантов и потенциала человека.

Танце-двигательная терапия.

Танцевально-двигательная терапия: историография и основные направления. Лечение при

помощи движения. Танцевальные движения позитивно воздействуют на многие системы

организма, в частности улучшают обмен веществ, способствуя избавлению от лишнего

веса, работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем; влияют на общее самочувствие и

настроение. В процессе пластических импровизаций под музыку не только развивается

фантазия, творческое воображение детей, их способность передавать в движениях

различные эмоциональные состояния и образы, но и снимается психическое напряжение.

Игровая творческая детская танцетерапия позволяет разглядеть и принять свои чувства,

дать им выход. Танец рассматривается функциональным стимулятором личности,

повышает работоспособность, улучшает физическое самочувствие.                                                                        

3. Тематическое планирование

№ урока

Тема

Кол-во часов

1. Музыка и здоровье (9 часов).

1,2

Мелодия здоровой жизни.

2

3,4

Целебные свойства музыки.

2

5

Релаксация

1

6

Музыкотерапия.

1

7

Вокалотерапия и фольклорная терапия.

1

8

Изотерапия и цветотерапия.

1

9

Танце-двигательная терапия.

1

2. Музыкотерапия: вокальная, дыхательная, фольклорная (12 часов).

10,11

Дыхательная терапия

2

12,13

Фольклорная терапия

2

14,15, 16

Музыкотерапия

3

17,18, 19,20,21

Вокалотерапия

5

3. Арт-терапия (5 часов).

22,23,24

Изотерапия

3

25,26

Цветотерапия

2

4. Танце-двигательная терапия (8часов).

27,28

Историография и

основные

оздоровительные

направления

2

29,30

Народный танец

2

31,32

Бальные танцы

2

33,34

Современный танец.

2

Итого:

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...