Методическая разработка "В помощь концертмейстеру детского хора"
методическая разработка по музыке (1, 2 класс)

Работа концертмейстера находится на пересечении педагогики и исполнительства. Работа концертмейстера в детском учреждении имеет особое значение, поскольку каждый концертмейстер воспитывает, учит языку музыки, пониманию её выразительных средств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._razrabotka-kontsertmeyster.docx16.88 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«В помощь концертмейстеру детского хора»

Концертмейстер Рожнова Лидия Александровна

Музыкально-творческая деятельность концертмейстера, работающего с детским хором,  неразрывно связана с руководителем. Если они дополняют друг друга в творческом общении и живут общими идеями, то такой тандем всегда успешен.

Велика и ответственна роль руководителя хорового коллектива это не только педагог, но и музыкант, хормейстер, артист, способный увлечь, повести за собой, научить детей красиво петь и добиться незаурядного исполнения.

Концертмейстер, работая с детским хором, постоянно вникает в основы преподавания хорового пения. Без этого не получится полноценного взаимодействия с коллективом.

 Что же является основой работы концертмейстера?

В обязанности концертмейстера, помимо аккомпанирования, включены и педагогические функции. В сущности,  профессия концертмейстера находится на пересечении педагогики и исполнительства. Работа концертмейстера в детском учреждении имеет особое значение, поскольку каждый концертмейстер воспитывает, учит языку музыки, пониманию ее выразительных средств и путей их выражения своим примером.

  Концертмейстер может по поручению хормейстера проводить занятия с группой, распевки, обучающие музыкальные игры, разучивать и проверять хоровые партии. Для этого, с одной стороны, нужно знать методику работы с хором, разбираться в основах предмета. Концертмейстер должен уметь оценить качество звучания хора, видеть возникающие ошибки, неполадки, предложить способы их преодоления. Эту работу направляет дирижер-хормейстер, он показывает, советует.

  С другой стороны, концертмейстер детского хора, как любой преподаватель, участник педагогического процесса, должен владеть общепедагогическими знаниями, знать особенности психологии младшего школьного возраста, методы установления контакта с группой, методику воспитательной работы.

  В плане репетиционных моментов функции концертмейстера тоже носят педагогический характер. Концертмейстер первый доносит до учащихся не только содержание произведения, но и дает его подробный анализ. А для этого необходимо хорошо знать историю музыки, биографии композиторов. Концертмейстер задает и верный эмоциональный настрой во время знакомства с музыкальным произведением.

Являясь помощником руководителя, его правой рукой, концертмейстер не только учит с хором репертуар, но и помогает учащимся усваивать указания педагога. А во время концертных выступлений хорового коллектива создает творческий позитивный настрой, передавая своим ярким образным исполнением необходимое эмоциональное состояние, своей сценической раскрепощенностью помогает хористам справиться с лишним психологическим напряжением.

                    Организаторская работа концертмейстера

Работа с хором требует от концертмейстера особой организованности, определенных организаторских умений. Концертмейстер отвечает полностью за организацию музыкального сопровождения: наличие фонограмм, готовность рабочего места, инструмента, подключения при надобности электроаппаратуры.

На сводных репетициях, когда собирается большой коллектив младших школьников, концертмейстер совместно с руководителем поддерживает дисциплину, рабочий порядок, помогает в размещении, выстраивании рядов.

  Особенно много организационных проблем возникает в концертной работе. Помимо творческо-исполнительских, приходится решать вопросы размещения на сцене, выхода-ухода, переодевания детей в концертные костюмы. Конечно, на практике обычно большую помощь оказывают активные родители. Но именно на руководителе хора и его верном помощнике концертмейстере лежит ответственность  за то, чтобы дети сохранили творческий концертный настрой и коллектив полностью раскрыл свои исполнительские качества.

Психологические качества концертмейстера

Для успешного решения исполнительских, педагогических и организационных задач концертмейстеру необходимо обладать определенными психологическими качествами, развивать и культивировать их, повышать свою психологическую компетентность.

  Это комплекс качеств , имеющих прямое отношение к исполнительству:

  Внимание – у концертмейстера оно разноплановое, охватывающее много объектов (несколько кругов внимания по теории Станиславского) – клавиатура и ноты, контроль за собственным исполнением, контакт с дирижером, звучание хора, общая звуковая картина.

  Мобильность, быстрота реакции - необходима и в процессе аккомпанирования, и при освоении больших объемов репертуара.

Память – как в отношении запоминания музыкального текста, так и способность стабильно воспроизводить установленные на репетициях темп, звуковой баланс, подробности трактовки.

Самообладание, стрессоустойчивость – умение держать стабильное исполнение при внешних помехах, отвлекающих моментах, неуверенном пении хора.

Воображение, увлеченность творческим процессом.

         Другой психологический комплекс необходим для успешного сотрудничества с    детским  коллективом и соратником-дирижером:

Лидерство – концертмейстер должен уметь увлечь детей на уроках и выступлениях.  

    Ответственность.

Готовность сотрудничать, способность работать в команде с лидером дирижером.

Заинтересованность в конечном художественном результате. Особо хочется еще раз отметить, что для успешной работы в хоровом классе необходим прочный налаженный творческий контакт руководителя хора и концертмейстера. Это вовсе не означает тесной личной дружбы, отношения коллег на практике бывают разными – и очень теплыми, и по-деловому корректными. Но в творческой работе концертмейстер должен понимать и принимать , ценить художественную позицию руководителя, знать особенности его творческого метода, принимать трактовку репертуара, понимать и чувствовать комплекс дирижерских жестов. Концертмейстер берет на себя ответственность за практическое воплощение творческого замысла дирижера-хормейстера и вносит очень большой вклад в звучание детского хорового коллектива.

  Таким образом, роль концертмейстера хора является весьма разнообразной. От него требуется профессиональный интеллект и педагогический такт. Кроме того, пребывая в позитивном психологическом настрое и творческом состоянии, он успешно может решать различные исполнительские задачи вместе с руководителем детского хорового коллектива.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Соколов В.Л. Работа с хором. –М., 1967
  2. Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. – М., 1972
  3. Мур Дж. Певец и аккомпаниатор. – М., 1987
  4. Кубанцева Е.И. Концертмейстерство – музыкально-творческая деятельность. – Музыка в школе. 2001г. - №2
  5. РажниковВ.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. – М., 2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма Классный час: «Наши друзья - дорожные знаки» (1 класс)

Пояснительная записка. Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма  разработана для 1 класса. Проводиться в форме  классного часа «Наши друзь...

Методическая разработка урока по детской риторике по теме "Загадки-описания. Сочини загадку"

Разработка урока по детской риторике для 2 класса по теме "Загадки-описания. Сочини загадку"...

Методическая разработка. Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни.

Социальная адаптация – важнейший фактор дальнейшего определения жизненного пути воспитанников. Одним из ведущих направлений в работе нашего детского дома является подготовка воспитанников к самос...

Методическая разработка для комплекса "Детский сад-начальная школа": "Путешествие по стране ЗНАНИЙ"

Цель: ознакомить со школой и правилами поведения в школьном здании; сформировать представление о назначении различных помещений. Учитель предлагает отправиться в путешествие по Стране знаний. Вид...

Методическая разработка по сплочению детского коллектива

Методическая разработка.Тренинг сплочения коллектива2016 год...

Статья " О работе концертмейстера детского хора"

Аккомпанировать - значит уметь слышать и слушать. В репетиционной работе концертмейстер должен чутко реагировать на все замечания и пожелания дирижёра, стремясь к единству звукового воплощения. На зан...

Методическая разработка родительского собрания Детская агрессивность и её причины".

Методическая разработка родительского собрания Детская агрессивность и её причины". Лекция, презентация, памятка для родителей....