Статья " О работе концертмейстера детского хора"
статья по музыке (2 класс)

Аккомпанировать - значит уметь слышать и слушать. В репетиционной работе концертмейстер должен чутко реагировать на все замечания и пожелания дирижёра, стремясь к единству звукового воплощения. На занятиях с детским хоровым коллективом концертмейстер является помощником хорового дирижёра, полностью включается в процесс разучивания произведения и распределяет внимание между дирижёром, партией фортепиано и хоровыми партиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kontsertmeystera.docx20.42 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Статья

«О работе концертмейстера детского хора»

концертмейстер Рожнова Лидия Александровна

Проблемам концертмейстерского мастерства посвящено немало трудов. Аккомпаниатор выступает наравне с концертными исполнителями и создает музыкальный образ вместе с ними. Но концертмейстеры, работающие с хоровыми коллективами часто остаются вне поля зрения большинства исследователей. Но ведь успешная деятельность хорового коллектива во многом зависит от работы концертмейстера, его профессионализма, а также знания тонкостей вокально-хоровой работы. В данной статье хотелось бы остановиться подробнее на некоторых задачах концертмейстера  и его значении в совместном творчестве со всеми участниками хорового коллектива.

Аккомпанировать означает не только уметь играть, сколько уметь слушать и слышать. В репетиционной работе концертмейстер должен чутко реагировать на все замечания и пожелания дирижера, стремясь к единству звукового воплощения. На занятиях с детским хоровым коллективом концертмейстер является помощником хорового дирижера, полностью включается в процесс разучивания произведения и распределяет внимание между дирижером, партией фортепиано и хоровыми партиями.

Для воплощения единства художественного замысла важно достичь баланса между звучанием хора и аккомпанемента. Концертмейстер должен быть не только хорошим пианистом и ансамблистом, но и обладать образным музыкальным мышлением (представлять себе тембры различных инструментов, тембры голосов хора и передавать их своей игрой).

Хочется подробнее остановиться на специфических проблемах и задачах концертмейстера в хоровом классе.

Концертмейстер хора – пианист, аккомпанирующий хоровому коллективу на репетициях и концертах, осуществляющихся под руководством дирижера, а также, при необходимости, помогающий солистам и группам хора разучивать партии в процессе работы над репертуаром. Работа концертмейстера с хоровым коллективом значительно отличается от занятий с вокалистами, солистами-инструменталистами и имеет свои специфические особенности. Хор, как природный музыкальный инструмент, способен на разные оттенки звука, от нежного «пианиссимо» до мощного «фортиссимо», оставаясь вместе с тем верным своей певческой природе. Профессиональный концертмейстер, аккомпанируя хору, всегда должен помнить о голосовой певческой природе хорового звука, и даже исполняя произведения, где присутствуют оттенки мощного «форте», никогда не переходить на форсирование звука. Наоборот, опытный концертмейстер всегда стремится преодолеть ударную молоточковую природу своего инструмента, подражая хоровому звучанию. Пианист-концертмейстер в процессе работы должен овладеть навыками общения с младшим и старшим детскими хоровыми коллективами. Он должен уметь показать хоровую партитуру на фортепиано, уметь задать хору тон, понимать такие приемы, как цепное дыхание, активная дикция и др.

Таким образом, в деятельности концертмейстера объединяются педагогические, психологические и творческие функции. Совершенно ясно, что в хоре основная часть этой работы ложится на плечи хормейстера, но и от пианиста требуется не менее внимательное участие.

Одним из главных факторов, отличающих концертмейстера хора от пианистов, аккомпанирующих солистам, является то, что ему необходимо постоянно следить за жестами дирижера во время исполнения , поэтому он обязан знать основы дирижерской техники ( понятие «ауфтакта», «точки», «снятия звука», жесты, изображающие штрихи и оттенки, дирижерские сетки, соответствующие простым и сложным размерам). В целом это называется способностью концертмейстера понимать дирижерские жесты и намерения. Нужно помнить также, что показ оттенков, штрихов и других выразительных средств во многом зависит от индивидуальности дирижера.

 На занятиях хора концертмейстеру по просьбе дирижера (на этапах разучивания репертуара) иногда нужно показывать звучание отдельных фрагментов музыки, проигрывая все или отдельные голоса хоровой партитуры. Здесь не обойтись без навыков беглого чтения с листа, умения совместить хоровую партитуру с аккомпанементом в исполняемом произведении. При первом исполнении хорового сочинения на фортепиано пианист должен увлечь и заинтересовать хористов. Ему нужно точно передать авторский музыкальный текст, создать художественный образ, при этом важно взять нужный темп и правильно распределить кульминации. Показывая хоровую партитуру, концертмейстер должен подчиняться вокально-хоровым законам (певучесть, плавность голосоведения, исполнение цезур, штрихов, динамики и т.д.). Это поможет хористам точнее понять сущность нового произведения.

При пении хора на pianoжесты дирижера бывает  незаметными, «точка» почти не видна, и концертмейстеру приходится полагаться на свою интуицию, буквально угадывать, когда должен возникнуть звук. Здесь между дирижером и концертмейстером встает задача ансамблевого партнерства. Аккомпаниатор должен быть чутким к музыкальным намерениям партнера, чувствовать и исполнять произведение в едином с ним музыкальном ключе. Оставаясь художником, пианист не должен быть активнее солиста (в нашем случае хора). Напротив, пианист должен стремиться поддерживать его, составить с ним целостный ансамбль, быть максимально гибким в процессе исполнения. Для этого необходимо иметь особое чутье и находиться как бы «внутри» хора.  

Аккомпанемент с листа представляет собой еще более сложное явление, чем чтение с листа сольных фортепианных произведений. Для этого концертмейстеру необходим навык чтения нот с листа.  Концертмейстер должен уметь не только бегло читать многострочные хоровые партитуры, но и транспонировать нотный текст в любую тональность. Это в особенности касается концертмейстеров детских хоровых коллективов. Им довольно часто приходится переносить аккомпанементы произведений в другую тональность из-за высокой тесситуры, в которой дети форсируют звук.Охрана детских голосов требует от руководителя более бережного отношения к их голосовым связкам, поэтому концертмейстеру приходится это учитывать.

Прежде чем начать транспонировать, необходимо отчетливо представить себе звучание произведения (сначала в исходной тональности), внутреннюю логическую схему его развития, линию мелодико-гармонического движения. Важно мысленно очутиться в новой тональности, хорошо знать как строятся в ней основные аккорды. Нужно услышать не отдельные звуки, а видеть и слышать мелодические линии, понять гармонический смысл, функцию аккордов. Значительно облегчает транспонирование кроме чтения с листа, способность следить за вокальными строчками и линией баса.

Повседневная работа концертмейстера хора в некоторых музыкальных учебных заведениях, как показывает практика, вынуждает применять способы упрощения фортепианной партии, приведения трудных мест к весьма примитивному изложению. Это иногда имеет смысл и приносит пользу на первых этапах разучивания произведения с хором, особенно при многократном повторении изучаемого материала. Концертмейстеры буквально «выстукивают» вокальную партию правой рукой, а партию фортепиано сводят к основным гармоническим и ритмическим функциям, исполняя ее левой рукой. Этот способ, особенно в детском хоре, приучает певцов к правильным интонации и ритму, что не так просто, как может показаться на первый взгляд, и предполагает у концертмейстера наличие хорошо развитого гармонического слуха и комплексного музыкального мышления.

Итак, в классной работе концертмейстер может произвольно изменять и облегчать трудные места, чтобы не останавливать движение музыки, упрощая ее и не очень заботясь о полноценной звучности рояля. Исполняя же эти произведения в концертном зале, концертмейстер должен создать полноценную звучность аккомпанемента, стремясь по возможности к оркестровой масштабности рояля. Исполнение фортепианной партии должно напоминать слушателям оркестр с его многоголосием и разнообразием тембров.  

Концертмейстер помогает также педагогу и в выборе хорового репертуара. Используя свои знания в области хоровой музыки, он может подсказать и посоветовать то или иное произведение. Здесь могут быть переложения для детских хоров русских и зарубежных композиторов, народные песни, современные и джазовые произведения. Большой интерес представляют также хоровые переложения инструментальной и вокальной музыки. При выборе репертуара обязательно надо учитывать степень подготовленности детского хора, его возможности, интересы и восприимчивость.

Большую роль в процессе обучения играет концертная и просветительская деятельность хорового коллектива. На концерте перед концертмейстером встает ряд дополнительных задач. Например, хормейстер может забыть слова, выйти из тональности, не показать вступление хору. Пианист не должен оставаться безучастным, он обязан незаметно для публики оказать помощь своему партнеру, наладить ансамбль. Если солист забыл мелодию, пианисту необходимо сразу же ее подыграть, но сделать это надо с чувством такта, чтобы публика не обратила внимание на недочет. Дирижер забыл слова и задерживает вступление следующей фразы. Концертмейстер немедленно шепотом подсказывает слова, не переставая играть. Каждый концерт приносит множество неожиданностей. Умение быстро на них реагировать – одно из необходимых качеств концертмейстера хорового класса.

Во время концертных выступлений концертмейстер должен быть спокоен и собран,  передавать свою уверенность и настроение партнерам.  Приобретению и развитию этих качеств способствуют частые концертные выступления с коллективом.

Из всего сказанного видно, что задачи концертмейстера очень сложны и разнообразны. Концертмейстер – первый помощник педагога, друг и наставник хорового коллектива.  Концертмейстеру важно всегда быть в подтянутом творческом настроении, не играть недоученные произведения, благожелательно и добросовестно заниматься с учениками, т.к. бездушные и формальные занятия приводят к аналогичному отношению детей к этим занятиям.

Подытожив вышесказанное, можно сделать вывод о том, что концертмейстер должен обладать поистине универсальными качествами:

- уметь читать с листа фортепианную партию любой сложности;

- владеть навыками игры в ансамбле;

- знать основные дирижерские жесты и приемы;

- знать основы вокала: постановки голоса, дыхания, артикуляции, нюансировки;

- уметь быстро подобрать сопровождение к мелодии, а также проигрыши и вступления при отсутствии выписанного аккомпанемента;

- знать историю музыкальной культуры, изобразительного искусства и литературы, чтобы верно отразить стиль и образный строй исполняемых произведений.

Знание специфических певческих проблем и задач должно органично войти в сознание каждого концертмейстера, работающего с детским хором. Стать хорошим хоровым концертмейстером может лишь тот, кто понимает всю сложность и многообразие этой профессии и по-настоящему любит хоровое искусство.

                                       

ЛИТЕРАТУРА

  1. Новицкая Л.П. Уроки вдохновения. Ред. Калашников Ю.С. – М., 1984.
  2. Мур Дж. Певец и аккомпаниатор. – М., Радуга, 1987.
  3. Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога .- М., 1996.
  4. Кубанцева Е.И. Процесс учебной работы концертмейстера  с солистом и хором. Музыка в школе. №5-2001.
  5. Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. –М., 2003.
  6. Корыхалова Н. Увидеть в нотном тексте. – С-Пб, 2008.
  7. Самарцева Т. Методические рекомендации по концертмейстерской работе в дополнительном образовании. – Оренбург, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "В помощь концертмейстеру детского хора"

Работа концертмейстера находится на пересечении педагогики и исполнительства. Работа концертмейстера в детском учреждении имеет особое значение, поскольку каждый концертмейстер воспитывает, учит языку...

"Игровые приемы в работе с младшим хором."

Помощь в работе с младшим хором....

Игровые приемы в работе с младшим хором 2, 3 часть

Помощь в работе с младшим хором....

Статья "Обычные и нестандартные формы работы с детской книгой на уроках в начальной школе"

В данной статье я рассказала о нескольких формах работы с книгой на уроках чтения в начальных классах. Возможно, они сделают ваши уроки более разнообразными и интересными. Современных учеников сложно ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "ВОСПИТАНИЕ ПЕВЧЕСКОГО ГОЛОСА В ДЕТСКОМ ХОРЕ"

Хоровое пение – основной и самый массовый вид вокального воспитания учащихся,  а необходимым условием выработки певческих навыков являются упражнения с постепенным последовательным и индиви...

Статья - "Особенности работы родителей с детьми первого года обучения в Детском музыкальном театре (на примере ДМТ «Кантабиле»)"

Особенности работы родителей с детьми первого года обучения в Детском музыкальном театре  О важности участия родителей в подготовке к  тентральным занятиям...

Статья на тему: «Внеурочная деятельность как средство развития интереса к чтению у младших школьников в работе с детской книгой»

В материале представлен педагогический  опыт учителя начальных классов по теме: " Внеурочная деятельность как средство развития интереса к чтению у младших школьников в работе с детской книг...